Доколониальный барангай
Часть серии о |
Доколониальная история Филиппин |
---|
![]() |
Смотрите также: История Филиппин |
История Филиппин |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
В ранней истории Филиппин барангай - это термин, исторически используемый учеными. [1] описывать сложные социально-политические единицы [2] : 4–6 Это были доминирующие организационные модели среди различных народов Филиппинского архипелага. [3] в период непосредственно перед приходом европейских колонизаторов. [4] Ученые называют эти поселения техническим термином « государство ». [3] [5] но их обычно называют просто «барангаи». [4] [2] [ нужна страница ]
Некоторые барангаи представляли собой хорошо организованные независимые деревни, состоявшие из тридцати-сотни дворов. [4] [ нужна страница ] [6] [7] Другие барангаи — особенно в Маниле , Тондо , Панай , [8] Пангасинан, Себу, Бохол, Бутуан, Котабато и Сулу. [5] [9] — были крупными космополитическими государствами. [2] [ нужна страница ]
Первоначально этот термин относился как к дому на суше, так и к лодке на воде, в которой находились семьи, друзья и иждивенцы. [10] [11]
Антрополог Ф. Ланда Джокано определяет этот период доминирования государств барангаев - примерно с 14 по 16 века - как «барангическую фазу» ранней филиппинской истории. [4] Барангический этап филиппинской истории можно отметить своей высокой мобильностью: барангаи превращались из поселений в флоты и наоборот, а древесина постоянно менялась в зависимости от ситуации. [12]
Однако некоторые ученые, такие как Дэймон Вудс, недавно оспорили использование термина барангай для описания различных форм правления коренных народов Филиппин, ссылаясь на отсутствие лингвистических данных и тот факт, что все основные ссылки, предполагающие, что использование этого термина может быть прослеживается только до одного источника - отчета Хуана де Пласенсии 1589 года « Las Costumbres de los Indios Tagalos de Filipinas» . Вместо этого Вудс утверждает, что такое использование термина барангай отражает то, что было просто попыткой испанцев реконструировать тагальское общество до завоевания. [13]
С тех пор этот термин был адаптирован как название основной политической единицы Филиппин. [10] Таким образом, исторические барангаи не следует путать с современными филиппинскими барангаями , которые были официально переименованы в барангаи в соответствии с Кодексом местного самоуправления Филиппин 1991 года как ссылка на исторические барангаи.
Происхождение и этимология
[ редактировать ]Теории, а также местные устные традиции, [14] Говорят, что первоначальные «барангаи» были прибрежными поселениями, образовавшимися в результате миграции австронезийцев , которые первоначально прибыли на архипелаг на лодке из Тайваня и остались на архипелаге, чтобы создать талассократическую и сильно зависимую от моря цивилизацию, основанную на выносных лодках. , катамараны и дома на сваях . Это стало опорой австронезийскоязычного населения благодаря экспансии из Приморской Юго-Восточной Азии в Тихий океан.
Учитывая мобильный и морской характер австронезийской культуры, эти древние барангаи носили прибрежный или речной характер. Это произошло потому, что большинство людей полагалось на рыбную ловлю как источник белка и средств к существованию. Они также путешествовали в основном по воде вверх и вниз по рекам, а также вдоль побережья.
Тропы всегда проходили по речным системам, которые также были основным источником воды для купания, мытья и питья. Ранние летописцы отмечают, что название произошло от термина «балангай» , который относится к дощатой лодке, широко использовавшейся различными культурами Филиппинского архипелага до прибытия европейских колонизаторов; по сути барангай — это корабль или флот кораблей, а также дом или поселение. [15] [2] [ нужна страница ] [3]
Описание
[ редактировать ]Исторически первые барангаи начинались как относительно небольшие общины, насчитывавшие от 30 до 100 семей, с населением от ста до пятисот человек. Когда пришли испанцы, они обнаружили общины, насчитывавшие всего двадцать-тридцать человек, а также большие и престижные княжества.
Прибрежные деревни были более доступны для торговли с иностранцами. Это были идеальные места для развития экономической деятельности. Бизнес с торговцами из других стран также означал контакт с другими культурами и цивилизациями, такими как Япония , ханьцы , индийцы и арабы . [16]
Со временем эти прибрежные общины приобрели более развитую культуру с развитыми социальными структурами (суверенными княжествами), управляемыми установленными королевскими семьями и знатью. [17]
Меньшие поселения барангаев
[ редактировать ]Самые маленькие барангаи представляли собой общины, насчитывавшие от 30 до 100 домохозяйств. [4] во главе с Дату , [6] или лидер с эквивалентным званием. Это был типичный размер внутренних поселений ко времени прибытия испанских колонизаторов в конце 1500-х годов, тогда как на побережьях, особенно в дельтах рек, доминировали более крупные и космополитичные государства. [9] [3]
Барангаи как высшие города-государства
[ редактировать ]Тондо Майнила , , Бохол , , , Ланао Бутуан и Сулу , Санмалан , Sanmalan, Котабато , Sulu, and Lanao, [9] среди прочего, они приняли более сложную социальную организацию. Несколько барангаев, состоящих из семей, лояльных к дату, радже или султану, объединились, чтобы сформировать более крупные космополитические государства в качестве высших городов-государств. [7] Правители этих барангаев затем выбирали самых старших и наиболее уважаемых из них, чтобы они служили первостепенными данными. Эти государства иногда имели другие названия (например, баян в тагальских регионах). [2] [ нужна страница ] [4] [6] ), но поскольку терминология варьируется от случая к случаю, такие ученые, как Джокано [4] и Скотт [2] [ нужна страница ] просто называйте их «большими» барангаями.
Грейс Одал-Девора прослеживает этимологию термина баян от слова бахаян , означающего «сообщество», или буквально «место со многими домохозяйствами ( бахай )». [18] Большинство этих ранних «баянов» представляли собой экономически сложные сообщества, расположенные в дельтах рек, где реки впадают в океан, и отличались компактной планировкой сообществ, которая отличала их от внутренних сообществ, отсюда и название. [5]
Одал-Деворс отмечает, что коренное слово баяна, Ba-y или Ba-i , лингвистически связано с другими филиппинскими словами, обозначающими береговую линию и периметр (оба Baybay ), женщину ( бабай или висайский термин ba-i «великая леди»), друг (висайский термин бай ) и письменность ( байбаин ). [18] Она также отмечает, что эти термины являются основой для многих топонимов на Филиппинах, таких как Bay, Laguna и Laguna de Bay , а также Baybay . [18]
Самая ранняя документация термина «Баян» была сделана первыми испанскими миссионерами, которые разработали словари местных языков, чтобы облегчить обращение народов Филиппинского архипелага в католицизм. Среди наиболее значительных из этих словарей был Vocabulario de la lengua tagala , написанный августинским миссионером Фраем Педро де Сан-Буэнавентура, который описал его как большой город, в котором от четырех до десяти человек жили со своими последователями, называемый дулохан или барангай. [19] [ нужна страница ]
После того, как различные государства Филиппинского архипелага были объединены в единое политическое образование в колониальные времена, этот термин постепенно потерял свое первоначальное специфическое значение и приобрел более общие, описательные значения: населенный пункт ( poblacion ) или столица ( cabisera ); муниципалитет; или в самом широком смысле «страна». [Примечания 1] Среди наиболее известных из этих баянских образований были те, что находились в Маниле , Тондо , Пангасинане , Себу , Бохоле, Бутуане , Котабато и Сулу . [9] [2] [ нужна страница ]
Хотя популярные изображения и ранние националистические исторические тексты иногда изображают верховных правителей Филиппин как обладающих широкими суверенными полномочиями и владеющих обширными территориями, критические историографы, такие как Хокано, [4] : 160–161 Скотт, [2] [ нужна страница ] и Юнкер [5] Объясните, что исторические источники ясно показывают, что высшие лидеры обладали лишь ограниченной степенью влияния, которое не включало притязаний на барангаев и территории менее высокого ранга. Например, Ф. Ланда Джокано в своей плодотворной работе «Предыстория Филиппин: новое открытие доколониального наследия » отмечает:
Даже если разные барангаи вступали в союзы друг с другом, над ними не было никаких суверенных данных. Каждый дату управлял своим барангаем независимо. Союзы ограничивались взаимной защитой и помощью в трудную минуту. Это не предполагало постоянной преданности. Группировка была основана на консенсусе. Тот, кто был выбран группами в качестве своего лидера, осуществлял руководство и утверждал над ними власть. Это была живая демократия... Барангайские союзы были нечеткими. Часто они основывались на родстве и браке. Каждый барангай оставался независимым и пользовался свободой от внешнего контроля. Вот почему Лапулапу сопротивлялся попытке Магеллана заставить его признать господство Хумабона. То же самое можно сказать и о других дату, которые сопротивлялись принудительным попыткам испанцев заставить их подчиниться другим дату. [4] : 160–161
Кейфер сравнивает эту ситуацию с африканскими политиками со схожей структурой, где «компонентные единицы политической структуры состоят из функционально и структурно эквивалентных сегментов, лишь слабо интегрированных централизованной властью, зависящей от консенсусного делегирования власти вверх (sic) через систему». [20] [ нужна страница ] Юнкер, подробно разъясняя работу Кейфера, отмечает:
Хотя политическое руководство следовало явно символизированной иерархии (sic) рангов [...] эта иерархия лидерства (sic) не представляла ( sic) институционализированную цепочку подчинения от центра к периферии. Политическая преданность оказывалась только лидеру, находящемуся непосредственно над человеком, с которым родственная группа имела личные узы экономической взаимности и лояльности. [5]
Это объяснение ограниченности полномочий верховного лидера культур на всем Филиппинском архипелаге объясняет замешательство, которое испытал Мартин де Гоити во время первых испанских набегов на Булакан и Пампангу в конце 1571 года. [21] До этого момента испанские летописцы продолжали использовать термины «король» и «королевство» для описания государства Тондо и Майнилы, но Гоити был удивлен, когда Лакандула объяснил, что «на этих землях не было единого короля». [21] [2] [ нужна страница ] и что руководство Тондо и Майнилы над государством Капампангана не включало ни территориальных претензий, ни абсолютного командования. [2] [ нужна страница ] Антонио де Морга в своей работе Sucesos de las Islas Filipinas поясняет:
На этих островах не было королей или лордов, которые правили бы ими так, как это происходит в наших королевствах и провинциях; но на каждом острове и в каждой его провинции многие вожди признавались самими туземцами. Некоторые из них были более могущественными, чем другие, и каждый имел своих последователей и подданных по районам и семьям; и они подчинялись и уважали вождя. У одних вождей были дружба и общение с другими, а порой войны и ссоры. Эти княжества и владения передавались по наследству по мужской линии и по наследству отца и сына и их потомков. Если их не хватало, то успех преуспевали их братья и побочные родственники... Когда какой-либо из этих вождей был более храбрым, чем другие, на войне и в других случаях, у него было больше последователей и людей; а остальные находились под его руководством, даже если они были начальниками. Эти последние сохранили за собой власть и особое управление своих последователей, которое у них называется барангаем. У них были дато и другие специальные лидеры [мандадоры], которые заботились об интересах барангая. [22] [ нужна страница ]
Титулы правителей
[ редактировать ]Поскольку народы Филиппинского архипелага говорили на разных языках, высшие политические власти в крупнейших исторических государствах барангаев носили разные титулы. Названия первостепенных данных также менялись от случая к случаю, в том числе: Султан в наиболее исламизированных районах Минданао; [2] [ нужна страница ] лакан у тагалогов; [2] [ нужна страница ] Тимуай Лаби среди Субаненов ; раджа в государствах, которые активно торговали с Индонезией и Малайзией; или просто Дату в некоторых районах Минданао и Висайских островов. [5]
В сообществах, которые исторически имели прочные политические или торговые связи с индийскими государствами Индонезии и Малайзии, [23] Верховного правителя называли раджей . [23] [2] [ нужна страница ] Среди народа Субанон на полуострове Замбоанга дату поселения соответствует тхимуай , а некоторые тхимуай иногда дополнительно называют тхимуай лаби . [24] или как сулотан в более исламизированных общинах Субанона. [25] В некоторых других частях Висайских островов и Минданао не было отдельного имени для самого старшего правителя, поэтому верховного правителя называли просто дату, [23] [2] [ нужна страница ] хотя один дата можно было идентифицировать как самый старший. [4] [26]
Группы альянса среди верховных правителей
[ редактировать ]Часто эти верховные дату, раджи и султаны заключали ритуальные союзы с лидерами близлежащих государств. [2] [ нужна страница ] и эти "группы альянса" [5] распространять свое политическое влияние (но не свои территориальные претензии [2] [ нужна страница ] [9] ) на еще большей географической территории. Одним из ярких примеров был случай верховных правителей Майнилы и Тондо , которые, как говорили, имели политическое влияние среди народов Булакана и Пампанги. [21] до прихода испанцев. [2] [ нужна страница ]
Социальная организация и стратификация
[ редактировать ]Барангаи в некоторых прибрежных местах Панай, [27] Манила, Себу, Холо и Бутуан, с космополитической культурой и торговыми отношениями с другими странами Азии, уже были основанными княжествами до прихода испанцев. В этих регионах, даже несмотря на то, что большинство этих барангаев не были крупными поселениями, тем не менее, они имели организованные общества, в которых доминировала та же самая признанная аристократия (с правом первородства на верность со стороны последователей), что и в существующих княжествах.
Аристократическая группа в этих доколониальных обществах называлась классом Дату . Его члены, предположительно, были потомками первых поселенцев на этой земле или, в случае более поздних прибывших, тех, кто был Дату во время миграции или завоевания. Некоторые из этих княжеств до сих пор остаются неиспаноязычными. [28] и в основном исламизированные части Филиппин, на Минданао. [29]
Сорт | Заголовок | Описание |
---|---|---|
![]() | ![]() Кинг , Лакан | Верховный лидер Конфедерации штатов Барангай. В конфедерации, созданной союзами между государствами, данные собирались, чтобы выбрать среди себя верховного вождя; их общее решение будет основываться на боевом мастерстве данных, лидерстве и сети преданных ему сторон. |
![]() Данные | Дату были магиноо с личными последователями (дулохан или барангай). В его обязанности входит: управлять своим народом, вести его в войне, защищать его от врагов и разрешать споры. Он получал сельскохозяйственную продукцию и услуги от своего народа и распределял орошаемые земли среди своих барангаев с правом узуфрукта. | |
![]() Джентльмен | Магиноо составлял правящий класс тагалогов, Гиноо был почетным как для мужчин, так и для женщин. Пангинуны были магиноо со множеством рабов и другим ценным имуществом, таким как дома и лодки. Родословная ставилась выше богатства; нуворишей уничижительно называли майгинтаво (богатый человек). В число членов входили: те, кто мог претендовать на благородное происхождение, члены семьи дату. | |
![]() | Могущественный губернатор провинции в составе халифата или династий исламских регионов. Их положение было унаследовано по прямому происхождению по королевской родословной, которая могла претендовать на преданность данных. Султаны устанавливали международные отношения с другими государствами и могли объявлять войну или разрешать подчиненным датам объявлять войну, если это было необходимо. У султана был свой двор, премьер-министр ( гугу ), наследник престола ( Раджа Муда или наследный принц), сановник третьего ранга ( Раджа Лаут , или морской владыка) и советники ( пандита ). | |
Тимава и Махарлика (средний класс и свободные люди) | ![]() Смех | Нерабы, которые могут присоединиться к Дату по своему выбору. Они могли использовать и завещать часть земли барангая. На Лусоне их основной обязанностью до дату был сельскохозяйственный труд, но они могли также работать в рыболовстве, сопровождать экспедиции и управлять гребными лодками. Они также могли выполнять нерегулярные услуги, например, организовывать пиры или строить дома. В Висайских островах они не платили дани и не выполняли сельскохозяйственную работу. Это были воины-мореходы, связавшие себя с данными. В состав входили: внебрачные дети Магину и рабов, а также бывшие алипины, расплатившиеся с долгами. |
![]() роялти | Класс воинов барангая, оказывал Дату военные услуги и оплачивал собственное снаряжение и оружие. Они также получили свою долю добычи. | |
![]() Alipin/UriponРабы | Рабская жизнь | Рабы, жившие в своих домах отдельно от кредитора. Если долг алипина возник в результате неплатежеспособности или судебного иска, алипин и его кредитор согласовали период соглашения и эквивалентную денежную стоимость в обмен на него. Алипину намамахаю было разрешено обрабатывать часть земли барангая, но он должен был предоставить некоторое количество молотого риса или банку рисового вина для пиров своего хозяина. Он приходил всякий раз, когда его хозяин звал собрать урожай, построить дома, лодки или перевезти груз. В число членов входили: те, кто унаследовал долги от родителей намамахая, тимава, влезший в долги, и бывший алипин сагигилид, который женился и ему разрешили жить за пределами дома хозяина. |
Раб Сагигилид | Рабы, которые жили в доме своего кредитора и полностью зависели от него в пище и жилье. Женившиеся мужчины-алипины-сагигилиды часто получали статус намамахая, потому что это было более экономично для его хозяина (в отличие от содержания его и его новой семьи под одной крышей). Однако самкам алипин-сагигилид редко разрешалось выходить замуж. В число членов входили: дети, рожденные в доме кредитора, и дети родителей, которые были слишком бедны, чтобы их воспитывать. |
Бабайланы были весьма уважаемыми членами общины, наравне с магиноо. [32] [2] [ нужна страница ] [33] В случае отсутствия дату ( главы общины) Бабайлан берет на себя роль временного главы общины. [34] Бабайланы были могущественными специалистами по ритуалам, которые, как считалось, могли влиять на погоду и вызывать различных духов в естественной и духовной сферах. Бабайланы пользовались таким большим уважением, поскольку считалось, что они обладают способностями, которые могут блокировать темную магию злых данных или духа и исцелять больных или раненых. Среди других полномочий бабайлана было обеспечение благополучной беременности и рождения ребенка.
В качестве духовного медиума бабайланы также проводят ритуалы с подношениями различным божествам или божествам. Будучи знатоками божественных и травяных знаний, заклинаний и приготовления лекарств, противоядий и различных снадобий из различных корней, листьев и семян, бабайланы также считались союзниками определенных данных в покорении врага, следовательно, бабайланы также были известны своей специализацией в медицинских и божественных боях. [34]
По словам Уильяма Генри Скотта (Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века), каталонцы могли быть трансвеститами любого пола или мужчинами-трансвеститами (байогинами), но обычно это были женщины из известных семей, которые были богаты сами по себе. По словам Лучано П.Р. Сантьяго («Любить и страдать»), в качестве вознаграждения за свои услуги они получали значительную часть подношений в виде еды, вина, одежды и золота, качество и количество которых зависело от социального статуса просителя. Таким образом, Каталония играла очень престижную и прибыльную роль в обществе.
Изменение социальной стратификации
[ редактировать ]Из-за сложности доступа и точной интерпретации различных доступных источников, [23] было проведено сравнительно мало интегративных исследований доколониальных социальных структур – большинство исследований сосредоточено на конкретном контексте отдельного поселения или этнической группы. Лишь немногие историографы и антропологи провели интегративные исследования с целью изучения сходств и различий между этими политиями . В современную эпоху критического научного анализа к наиболее известным таким работам относятся исследования антрополога Ф. Ланды Джокано. [4] [5] и историк-историограф Уильям Генри Скотт . [2] [5] Совсем недавно антрополог Лаура Ли Юнкер [5] провела обновленный сравнительный обзор социальной организации ранних государств на всем архипелаге, а также провела исследование меж- и внутрирегиональной торговли между филиппинскими прибрежными государствами. [9]
В середине XVII века миссионер-иезуит Франсиско Колен предпринял попытку дать приблизительное сравнение социальной стратификации в тагальской культуре с таковой в висайской культуре. Хотя социальная мобильность была возможна в первом случае, на Висайских островах Дату (если бы он обладал личностью и экономическими возможностями) мог удерживать и сдерживать конкурирующих сверстников, родственников и потомков от продвижения вверх по социальной лестнице. [35]
Термин Тимава вошел в употребление в тагальской социальной структуре всего через двадцать лет после прихода испанцев. Однако этот термин применялся к бывшим Алипинам (третий класс), которые избежали рабства благодаря плате, милости или бегству. Тагальские Тимава не имели такого военного положения, как Висайские Тимавы . Класс воинов в тагальском обществе присутствовал только в Лагуне, и их называли классом Махарлика . В начале испанского режима число их членов, приезжавших арендовать землю у своих Дату, росло. [35]
В отличие от Висайских Дату, лаканы и Апо Лусона могли призывать всех подданных, не принадлежащих к Магину , работать на полях Дату или выполнять любую другую личную работу. В Висайях только орипуны это обязаны были делать , да еще и дань платить. Тагалог, работающий на поле Дату , не платил ему дань и мог передать свою преданность другому Дату . [35]
Висайские Тимавы не платили дань и не выполняли сельскохозяйственных работ. В этом смысле они были настоящими аристократами. Тагальский Махарлика не только работал на поле своего Дату , но от него также могли потребовать платить за аренду. Таким образом, все немагино на Лусоне в некотором смысле образовывали общий экономический класс, хотя этот класс не имел никакого обозначения. [35]
В других частях архипелага, даже несмотря на то, что большинство этих барангаев не были крупными поселениями, тем не менее, там существовали организованные общества, в которых доминировали те же типы признанной аристократии и светлостей (с правом первородства на верность со стороны последователей), что и в более устоявшихся странах. России, более богатых и развитых княжеств. [36]
Барангаи на Висайских островах
[ редактировать ]В более развитых барангаях Висайских островов (например, Себу , Бохол и Панай ), которые никогда не были завоеваны Испанией, но были подчинены как вассалы посредством пактов, мирных договоров и взаимных союзов, [37] дату ( находился на вершине социального строя в сакопе или хаопе в других местах именуемом барангаем ). [38]
Этот социальный строй делился на три класса. Члены класса тумао (в который входят дату ) представляли собой дворянство чистого королевского происхождения, [2] [ нужна страница ] сравнивается Боксерским кодексом с титулованными испанскими лордами ( señores de titulo ). [38] Ниже тумао находился вассальный класс воинов, известный как тимава , который иезуитский священник Франсиско Игнатио Альчина охарактеризовал как «третий ранг дворянства», а конкистадор Мигель де Лоарка - как «свободные люди, не вожди и не рабы». Это были люди низшего дворянства, которые были обязаны нести военную службу дату на охоте, сухопутных войнах ( Мангубат или Манагаяу ) или морских набегах ( Мангахат или Магахат ). [39]
Помимо этого, тимава также платили налоги и дань ( буви или хандуг ) и иногда привлекались к сельскохозяйственным работам до дату , хотя личные вассалы дату могут быть освобождены от таких обязательств (последние характеризовались Боксерским кодексом). как «рыцари и идальго» ). [2] [ нужна страница ] Ниже тимава находился класс орипунов (простолюдины и рабы), которые оказывали услуги тумао и тимава за долги или услуги. [2] [ нужна страница ] [40]
Чтобы сохранить чистоту родословной, тумао обычно вступают в брак только с представителями своего вида, часто разыскивая высокопоставленных невест в других барангаях , похищая их или заключая договоры в качестве выкупа за невесту золотом, рабами и драгоценностями. Между тем, дату держат своих дочерей на выданье в уединении ради защиты и престижа. [41] Этих хорошо охраняемых и защищенных знатных женщин называли бинокот (буквально «запеленутые» или «запеленутые»), а данные чистого происхождения (по крайней мере, на протяжении четырех поколений) назывались потли нга дату или лубус нга дату . [42]
Барангаи Тагальского региона
[ редактировать ]Другой тип культуры, преобладающий на Лусоне, придал менее стабильную и более сложную социальную структуру доколониальным тагальским барангаям Манилы , Пампанги и Лагуны . Принимая участие в более обширной торговле, чем жители Висайских островов, имея влияние политических контактов Борнея и зарабатывая на жизнь выращиванием влажного риса , тагалоги были описаны испанским монахом-августинцем Мартином де Рада как скорее торговцы, чем воины, и обладали различные религиозные практики, касающиеся анито и дамбана . [43]
Более сложная социальная структура тагалогов была менее стабильной во время прихода испанцев, поскольку все еще находилась в процессе дифференциации. Священник-иезуит Франсиско Колен предпринял попытку дать приблизительное сравнение его с социальной структурой Висайцев середины 17 века. Термин datu или lakan или apo относится к вождю, но благородный класс, к которому datu принадлежал , был известен как класс магиноо . Любой представитель мужского пола класса магиноо может стать дату благодаря личным достижениям. [44]
Термин тимава, обозначающий свободных людей, вошёл в обиход в социальной структуре тагалогов всего через двадцать лет после прихода испанцев. Однако этот термин неправильно применялся к бывшим алипинам (класс простолюдинов и рабов), которые избежали рабства благодаря плате, милости или бегству. Более того, тагальская тимава не имела такого военного положения, как висайская тимава . Аналогичный класс воинов в тагальском обществе присутствовал только в Лагуне, и они были известны как класс махарлика . [44]
В самом низу социальной иерархии находятся представители класса алипинов . Существует два основных подкласса класса алипинов . Алипинг намамахай , которые владели собственными домами и служили своим хозяевам, платя дань или работая на их полях, были простолюдинами и крепостными , а алипинги са гигилид, жившие в домах своих хозяев, были слугами и рабами.
Испанизация
[ редактировать ]По прибытии испанцев меньшие по размеру древние барангаи были объединены в города в ходе процесса переселения , известного как Редучион . Эта политика вынудила жителей нескольких обширных и разбросанных барангаев переехать в централизованный кабечера (город), где располагалась недавно построенная церковь. Это позволяло испанскому правительству контролировать передвижение коренного населения, легко способствовать христианизации , проводить подсчеты населения и собирать дань . [45] [46] [47] Каждый барангай в городе возглавлял кабеса де барангай (вождь барангая), который входил в состав Principalía - элитного правящего класса муниципалитетов Испанских Филиппин. Эта позиция была унаследована от даты и стала известна как таковая во время испанского режима. Испанский монарх управлял каждым барангаем через кабесу , которая также собирала с жителей налоги (называемые данью) для испанской короны.
Отличие от современного барангая
[ редактировать ]Слово «барангай» в современном использовании относится к самой маленькой административной единице на Филиппинах , также известной под своим бывшим испанским названием « баррио» . Этот современный контекст использования термина барангай был принят во время правления президента Фердинанда Маркоса , когда он приказал заменить старые районы и муниципальные советы. Этот закон был в конечном итоге кодифицирован в соответствии с Кодексом местного самоуправления 1991 года .
Существует ряд различий между современным Барангаем или Баррио, а также городами-государствами и независимыми княжествами, с которыми столкнулись испанцы, когда они впервые прибыли в 1521 году и основали относительно постоянные поселения в 1574 году. Самое явное различие состоит в том, что современное образование представляет собой Будучи географическим образованием, доколониальные барангаи олицетворяли лояльность к определенному главе (дату).
Даже в первые дни испанского правления люди, живущие рядом друг с другом, нередко принадлежали к разным барангаям. [2] [ нужна страница ] Они были обязаны своей преданностью разным Дату. Кроме того, в то время как современный барангай представляет собой лишь наименьшую административную единицу правительства, барангай в доколониальные времена был либо независимым, либо принадлежал к тому, что представляло собой лишь свободную конфедерацию нескольких барангаев, правители которой выбирали между собой тех, кто был первым - известным как Пангуло или Раджа .
В большинстве случаев его функция заключалась в принятии решений, которые затрагивали несколько барангаев, например, споры между членами двух разных барангаев. Внутри каждый дата сохранял свою юрисдикцию. [48] [49]
Связанные понятия
[ редактировать ]Феодализм
[ редактировать ]Организацию доколониальных филиппинских государств часто описывали как феодализм или сравнивали с ним (см. « Незападный феодализм» ), особенно в свете марксистского социально-экономического анализа . В частности, политологи отмечают, что политические модели современной Республики Филиппины , предположительно либеральной демократии , точнее можно описать, используя термин « демократия касика ».
Касикская демократия
[ редактировать ]Современные политологи, изучающие Филиппины, отмечают, что взаимные социальные обязательства, которые характеризовали доколониальную систему баян и барангай, все еще существуют, хотя и с использованием внешних атрибутов современной либеральной демократии. Термин «демократия касиков» использовался для описания феодальной политической системы Филиппин, где во многих частях страны местные лидеры остаются очень сильными, обладая почти властью военачальников. [50]
Первоначально этот термин был придуман Бенедиктом Андерсоном. [51] от таино слова Cacique [52] и его современная производная «caciquismo» (иногда переводится как «боссизм»), [53] что относится к политическому боссу или лидеру, который обладает значительной властью в политической системе.
Мандала
[ редактировать ]В конце 20-го века европейские историки, которые считали, что историческая политика Юго-Восточной Азии не соответствует классическим китайским или европейским взглядам на политическую географию, начали адаптировать санскритское слово «Мандала» («круг») в качестве модели для описания моделей диффузной политической географии. Власть распределялась между Муангами или Кедатуанами (княжествами) в ранней истории Юго-Восточной Азии . Они подчеркнули, что эти государства определялись их центром, а не границами, и они могли состоять из множества других подчиненных государств, не подвергаясь административной интеграции. [54]
Эта модель была применена к историческим государствам Малайзии, Брунея и Индонезии, которые активно торговали с различными государствами Баян на Филиппинах. Однако историки Юго-Восточной Азии, такие как Джокано, Скотт и Осборн, осторожно отмечают, что Филиппины и Вьетнам находились за пределами географического охвата прямого влияния Индии и что вместо этого Филиппины получили косвенное культурное влияние Индии через свои отношения с Маджапахитом. империя.
Таким образом, филиппинские историографы не применяют термин «Мандала» для описания раннего филиппинского государства, потому что это преувеличивает масштаб индийского влияния на филиппинскую культуру, скрывая коренные австронезийские культурные связи с народами Микронезии , Меланезии и Полинезии .
См. также
[ редактировать ]- Кедатуан — еще один термин, обозначающий систему независимых и полунезависимых городов-государств в Приморской Юго-Восточной Азии.
- Муанг , аналогичная концепция в материковой части Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Лаосе.
- Мандала , политическая модель в древней Юго-Восточной Азии.
- христианизация
- Индийские культурные влияния в раннем филиппинском государстве
- Верховные правители в ранней истории Филиппин
- Листы
- Тимуай
- Данные
- Манила
- Круглый
Примечания
[ редактировать ]- ^ Другое слово, банса или банса , переводится как «нация».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кесон, Маноло (2 октября 2017 г.). «Объяснитель: обманутый барангаем» . Новости АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN 971-550-135-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Юнкер, Лаура Ли (2000). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Издательство Университета Атенео де Манилы. стр. 74 , 130 . ISBN 9789715503471 . ISBN 971-550-347-0 , ISBN 978-971-550-347-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хокано, Ф. Ланда (1998). Филиппинская предыстория: новое открытие доколониального наследия (изд. 2001 г.). Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc. ISBN 971-622-006-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Юнкер, Лаура Ли (1990). «Организация внутрирегиональной и междугородной торговли в доиспанских филиппинских сложных обществах». Азиатские перспективы . 29 (2): 167–209.
- ^ Jump up to: а б с «Доколониальная Манила» . Президентский музей и библиотека Малакананга . Президентский музей и библиотека Малакананга с Maynila Briefers. Управление развития президентских коммуникаций и стратегического планирования. 23 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 27 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Карли, Майкл; Смит, Гарри (5 ноября 2013 г.). Городское развитие и гражданское общество: роль сообществ в устойчивых городах . Рутледж. ISBN 9781134200504 .
- ^ "Отец Фрай Мартин де Рада также основал монастырь в Арауте, который сейчас называется монастырем Думангаса, по посвящению нашего отца Святого Августина... Этот город был основан почти в конце реки Халаур, которая берет свое начало в несколько высоких гор в центре этого острова (Панай)... Это очень красивый, приятный город, полный рощ кокосовых пальм. Раньше это был торговый центр и двор самой блестящей знати всего острова». . ОСА (1650–1724), о. ГасПАР; ДИАС ОСА, отец Казимиро (1698). Завоевание Филиппинских островов. Первая часть: светская, гербом г-на Дона Фелипе Второго эль-Пруденте, и духовная, религиозная, ордена Отца Нашего Сан-Августина; основание и развитие его Провинции Святейшего Имени Иисуса (на испанском языке). Мадрид: Типография Мануэля Руиса де Мурги. ISBN 978-8400040727 . OCLC 79696350. «Вторая часть работы, составленная Казимиро Диасом Толедано на основе рукописи, оставленной Гаспаром де Сан-Агустином, не была опубликована до 1890 года под названием: Завоевания Филиппинских островов, Часть II», стр. 374-3
- ^ Jump up to: а б с д и ж Юнкер, Лаура Ли (1998). «Интеграция истории и археологии в изучении филиппинских вождеств периода контактов». Международный журнал исторической археологии . 2 (4): 291–320. дои : 10.1023/А:1022611908759 . S2CID 141415414 .
- ^ Jump up to: а б «барангай» . Оксфордские словари . 25 июня 2015. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ↑ В начале испанской колонизации Филиппин испанский монах-августинец Гаспар де Сан-Агустин, OSA, описывает Илоило и Панай как одни из самых густонаселенных островов архипелага и самых плодородных из всех островов Филиппин. Он также говорит об Илоило, особенно о древнем поселении Халаур, как о месте прогрессивного торгового поста и двора выдающейся знати. Монах говорит: «Остров Панай очень похож на остров Сицилии из-за своей треугольной формы, плодородия и изобилия ресурсов... Это самый населенный остров после Манилы и Минданао и один из крупнейших, поскольку проехав более ста лиг. По плодородию и изобилию он находится во всех первых... Другой бежит на запад под названием Алагер [Халаур], впадая в море в двух лигах от Думангаса... Город очень красивый, приятный и очень полноводный. кокосовых пальм. Раньше это был торговый центр и двор самой просвещенной знати всего острова... Мамуэль Мерино, OSA, изд., Завоевания Филиппинских островов (1565–1615) , Мадрид: Высший совет научных исследований, 1975, стр. 374-376.
- ^ [«Филиппинская культура и общество Барангая шестнадцатого века» Автор: Уильям Генри Скотт. УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПРЕСС АТЕНЕО ДЕ МАНИЛА]
- ^ Вудс, Дэймон (2017). Миф о Барангае и другие замалчиваемые истории E. Святой улицы, кампус UP, Дилиман, Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета. стр. 100-1 117–153. ISBN 978-971-542-821-7 .
- ^ См. Марагтас (книга)
- ^ Плейсенс, монах Иоанн (1589 г.). «Обычаи тагалогов » Нагкарлан, Лагуна Архивировано из оригинала 23 января . Получено марта , 7
- ↑ Культурное влияние Индии, Китая, Аравии и Японии. Архивировано 1 июля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Для получения дополнительной информации о социальной системе коренного филиппинского общества до испанской колонизации Барангай в Европейско -американской иллюстрированной универсальной энциклопедии , Мадрид: Espasa-Calpe, SA, 1991, Том VII, стр.624. В статье также говорится: «Дворяне барангая были самыми богатыми или самыми сильными, образуя по этой системе датто или магуино , принцев, которые наследовались старшими сыновьями, дочерьми в их отсутствие или ближайшими родственниками, если они этого не делали. имеют прямых потомков, но всегда с учетом условий силы или денег... Плебейские вассалы должны были грести на кораблях магино , обрабатывать их поля и сражаться на войне с крепостными, которые составляли золотую середину между ними. Рабы и свободные мужчины могли иметь индивидуальное имущество, женщин, поля, дома и рабов, но тагалоги должны были платить золотом пыль, равную части своего урожая, а выходцы из висайских барангаев были обязаны работать на полях. хотел бы, чтобы сеньор пять дней в месяц платил ему ежегодную дань рисом и делал ему подарки на фестивалях. Касик , глава барангая, осуществлял судебные и административные функции. В возрасте трех лет он прошел лечение как дона , и была признана способность быть губернатором с правом назначать вспомогательного помощника, называемого первородителем , причем должность вождя передавалась по наследству». для обозначения лидеров округа или касика использовался Кабеса В испанский период де Барангай .
- ^ Jump up to: а б с Одал-Девора, Грейс (2000). Жители реки, в книге Пасиг: Река жизни (под редакцией Рейнальдо Гамбоа Алехандро и Альфреда А. Юсона) . Юнилевер Филиппины. стр. 43–66.
- ^ Кейфер, Томас (1972). Таусуг: насилие и закон в филиппинском мусульманском обществе . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0881332429 .
- ^ Jump up to: а б с Блэр, Эмма Хелен ; Робертсон, Джеймс Александр , ред. (1903). Отношение к завоеванию острова Лусон . Том. 3. Огайо, Кливленд: Компания Артура Х. Кларка. п. 145.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Морга, Антонио де (1609). События на Филиппинских островах .
- ^ Jump up to: а б с д Скотт, Уильям Генри (1984). Доиспанские исходные материалы для изучения филиппинской истории . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 978-9711002268 .
- ^ Имбинг, Тимуай Мангура Винсент Л.; Пятница-обогащает, Джой (1990). «Легенда о Субанене «Буклог » Азиатское фольклористика . 49 (1): 109–123. дои : 10.2307/1177951 . JSTOR 1177951 .
- ^ Буэндиа, Ризал; Мендоса, Лорелей; Гиам, Руфа; Самбели, Луиза (2006). Картирование и анализ практики управления коренными народами на Филиппинах и предложение по созданию ориентировочной структуры управления коренными народами: на пути к более широкому и инклюзивному процессу управления на Филиппинах (PDF) . Бангкок: Программа развития Организации Объединенных Наций.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1992). В поисках доиспанских филиппинцев и других очерков по истории Филиппин . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 971-10-0524-7 .
- ^ В Панайе существование высокоразвитых и независимых княжеств Огтонг (Отон) и Араут (Думангас) было хорошо известно первым испанским поселенцам на Филиппинах. Историк-августинец Гаспар де Сан-Агустин, например, писал о существовании древней и прославленной знати в Арауте в своей книге « Завоевания Филиппинских островов (1565–1615)» . Он сказал: «Отец Фрай Мартин де Рада также основал монастырь в Арауте, который сейчас называется монастырем Думангаса, по посвящению нашего отца Святого Августина... Этот город был основан почти в конце реки Халаур, которая «возвышающийся с высоких гор в центре этого острова (Панай)… Это очень красивый, приятный город, полный рощ кокосовых пальм. В прошлом это был торговый центр и двор самой блестящей знати всего острова. " Гаспар де Сан-Агустин, OSA, Завоевания Филиппинских островов (1565–1615) , Мануэль Мерино, OSA, изд., Высший совет научных исследований: Мадрид, 1975, стр. 374-375.
- ^ Историки классифицируют четыре типа неиспаноязычных обществ на Филиппинах, некоторые из которых до сих пор сохранились в отдаленных и изолированных частях страны: 1.) Бесклассовые общества; 2.) Общества воинов, характеризующиеся особым классом воинов, членство в которых достигается за счет личных достижений, влечет за собой привилегии, долг и предписанные нормы поведения и является необходимым для лидерства в обществе; 3.) Мелкие плутократии, в которых социально и политически доминирует признанный класс богатых людей, которые достигают членства по праву рождения, собственности и совершению определенных церемоний. Они «мелки», потому что их власть локализована и не расширяется ни заочным землевладением, ни территориальным подчинением; 4.) Княжества. См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, с. 139.
- ^ См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, стр. 127–147.
- ^ Героизм, наследие и государственность . ПКДСПО. 2016. С. 7–8.
- ^ Филиппинский избирательный альманах. – Переработанное и дополненное издание . Манила: Управление развития президентских коммуникаций и стратегического планирования. 2015. С. 3–4 .
- ^ Маккой, Альфред (1982). «Байлан: анимистическая религия и филиппинская крестьянская идеология» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 10 (3): 141–194.
- ^ Маллари, Перри Гил С. (16 ноября 2013 г.). «Взаимодополняющие роли Мандиригмы и Бабайлана » Манила Таймс Получено 5 , июля
- ^ Jump up to: а б Лимузины, Марио Альваро (18 марта 2019 г.). «Падение Бабайлана » Эсквайр Получено 12 . июля
- ^ Jump up to: а б с д См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе, Кесон-Сити: 1998, с. 125.
- ^ Электронная книга проекта Гутенберга по истории Филиппинских островов , тт. 1 и 2, глава VIII.
- ^ См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, с. 4. Также см. Антонио Морга, События на Филиппинских островах, 2-е изд., Париж: 1890, с. xxxiii.
- ^ Jump up to: а б Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, стр. 102 и 112.
- ^ Лаура Ли Юнкер (2000). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 126–127. ISBN 9789715503471 .
- ^ Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, стр. 112–118.
- ^ http://journals.upd.edu.ph/index.php/pssr/article/viewFile/1274/1630 Изоляция и накрытие женщин: исторический и культурный подход
- ^ Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, стр. 113.
- ^ См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе, Кесон-Сити: 1998, стр. 124–125.
- ^ Jump up to: а б См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе, Кесон-Сити: 1998, с. 125.
- ^ Абиналес, Патрисио Н.; Аморосо, Донна Дж. (2005). «Новые государства и переориентации 1368–1764». Государство и общество на Филиппинах . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 53, 55. ISBN. 0742510247 . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ Увы, Хосе Марио «Пепе». «28 июля 1571 года: дата основания провинции Ла-Лагуна» . Академия.edu . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ «Филиппины тогда и сейчас; испанский период» . Блогспот . 22 мая 2009 года . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1992). Ищем доиспанского филиппинца . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 971-10-0524-7 .
- ^ Лапут, Эрнесто Дж. «Ни Мо, ни Ко: Джон Пласенсиа » Филиппины: Всесторонняя история Пира-Пирасонг Баяна (на филиппинском языке). elaput.com. Архивировано из оригинала 14 августа . Получено 2 , августа
- ^ Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон, Cacique Democracy'
- ^ Бенедикт Андерсон, « Демократия касиков на Филиппинах: истоки и мечты », New Left Review , I (169), май – июнь 1988 г.
- ^ Катастрофа современности: трагедия и нация в латиноамериканской литературе . Издательство Бакнеллского университета. 2004. С. 136–. ISBN 978-0-8387-5561-7 . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Роберт Керн, Касики: олигархическая политика и система касикизма в португальско-латиноамериканском мире . Альбукерке, Издательство Университета Нью-Мексико [1973]
- ^ Деллиос, Розита (25 июня 2019 г.). «Мандала: от сакрального истока к суверенным делам в традиционной Юго-Восточной Азии» . Культурная Мандала . 13 (3): 9428.