Вождество
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2020 г. ) |
Кедатуан ( старомалайское , филиппинское и сунданское написание: кадатуан ; яванская латинизация : кедатон ) были историческими полунезависимыми городами-государствами или княжествами на всей территории древней морской Юго-Восточной Азии на территории современных Филиппин , Индонезии и Малайзии . В современном индонезийско - малайском смысле их можно описать как королевства или государства . [ 1 ] Самым ранним письменным упоминанием термина кадатуан VII века была надпись Шривиджаян Телага Бату и Кота Капур на Суматре , Индонезия . [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Кедатуан и кадатуан происходят от корневого слова datu , которое происходит от прото-малайско-полинезийского datu , с возможным реконструированным значением «жрец линии передачи». Родственные слова в современных австронезийских языках включают datu или dato в филиппинских языках ; datu на ачехском , минангкабау , балийском , макасарском , монгондоу и т. д.; датук на малайском языке ; рато на мадурском языке ; рату на яванском и суданском языках ; рату или лату на Малуку и Малых Зондских островах ; рату на фиджийском языке ; рату в Ваяне (Западный Фиджийский); и лату на самоанском языке . Все это имеет значение, связанное с лидерами, главами кланов или предками, а также с мужчинами/женщинами, которые богаты, уважаемы или квалифицированы. [ 3 ]
На Филиппинах обозначающим кадатуан либо означает «область/юрисдикция данных » , либо было абстрактным существительным, ранг данных , образованным путем добавления циркумфикса ка--ан к данным . Дату (также пишется дато ) относилось к потомственным правителям независимых сообществ (называемых барангай , дулохан , пулок , банва и т. д. в различных этнических группах), а также к верховным правителям, которые правили другими дату с различной степенью влияния и престижа. Они присутствовали на всех островах, от небольших деревень до крупных, слабо федеративных талассократий . Верховный дату , который управлял более крупными городами-государствами, связанными с морскими торговыми путями , часто брал на себя другие титулы, такие как лакан , или заимствованные слова, такие как раджа или султан , в зависимости от этнической группы. Впервые они были описаны испанскими колонизаторами в Боксерском кодексе (около 1590 г.). Во время испанского колониального периода на Филиппинах дату стали частью местной аристократии , принципалий . Они были частью колониального правительства, часто служа гобернадорсильями. и кабеса-де-барангай городов и деревень (избираемые мэры ). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Среди филиппинцев-мусульман дату ) , был частью более централизованной политической системы ( султанатов которая выражала почтение королевской семье султанов. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Термин кадатуан на старомалайском языке означает «царство данных » или «резиденция данных » . Образовано от старой малайской основы слова datu с циркумфиксом ке--ан для обозначения места. Оно происходит от datu или datuk , древнего австронезийского титула и должности регионального лидера или старейшины, которое используется во всей морской Юго-Восточной Азии . VII века Он упоминается в нескольких надписях, таких как Шривиджаянская древнемалайская надпись Телага Бату XIV века и старосунданская надпись Астана Геде . [ 2 ] В более широком смысле этот термин может относиться ко всему княжеству, а в меньшем - к дворцу, в котором находится данное . В надписи Кота Капур упоминается « манракса ян кадатуан шривиджая » (чтобы защитить Кадатуан Шривиджая), поэтому Шривиджая описывается как кадатуан . С точки зрения Шривиджая, царство Кадатуан Шривиджая состояло из нескольких вануа (поселений), каждое из которых возглавлялось дату ( датук ), что означает лидер общины или старейшина. Все это царство находилось под контролем центрального кадатуана , также возглавляемого дату . Самым высоким дату в Шривиджае был Дапунта Хьянг . [ 2 ]
Кедатуан известен и широко распространен на островах Юго-Восточной Азии , включая восточное побережье Суматры , земли Минангкабау , Малайский полуостров , побережье Борнео и Филиппинский архипелаг. [ 11 ] термин рату используется На яванском языке вместо кедатона , поэтому на Яве используется каратон , кератон или кратон вместо кедатона для описания резиденции регионального лидера. Этот термин также известен на Яве как кедатон , однако его значение изменилось на архитектурный термин, обозначающий внутреннюю часть жилого помещения внутри кератонового (дворцового) комплекса. Например, находится комплекс кедатон . в центральной части дворца Кератон Суракарта на Центральной Яве [ 12 ]
Политические отношения
[ редактировать ]Меньшие кедатуаны часто подчинялись более могущественным соседним кедатуанам , которые, в свою очередь, подчинялись центральному царю ( махарадже ). Более могущественные кедатуаны иногда превращались в могущественные королевства и иногда пытались освободиться от своего сюзерена , а иногда наслаждались периодами независимости и, в свою очередь, могли подчинить себе соседние кедатуаны . [ нужна ссылка ] Кедатуан , большой и малый, часто переходил на сторону или платил дань более чем одному могущественному соседу. [ нужна ссылка ]
Некоторые кедатуаны , такие как Шривиджая , выросли и стали империями . Предполагается, что во время своего раннего формирования Шривиджая представляла собой собрание или некую федерацию, состоящую из нескольких кадатуанов (местных княжеств), присягнувших на верность центральному правящему кадатуану, которым правил Шривиджаянский махараджа . [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Барангай — особый термин для той же системы независимых и полунезависимых городов-государств, которая используется на Филиппинах.
- Муанг , аналогичная концепция в материковой части Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Лаосе.
- Мандала , политическая модель в древней Юго-Восточной Азии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Определение слова «вождество»
- ^ Перейти обратно: а б с д Рейнольд Сумайку (сентябрь 2013 г.). «Шривиджая: Королевство или сеть портов» . National Geographic Indonesia (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Бласт, Роберт; Трассел, Стивен. «Родственные наборы: *d» . Австронезийский сравнительный словарь . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ Уильям Генри Скотт (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN 9789715501354 .
- ^ Юнкер, Лаура Ли (1998). «Интеграция истории и археологии в изучении филиппинских вождеств периода контактов». Международный журнал исторической археологии . 2 (4): 291–320. дои : 10.1023/А:1022611908759 . S2CID 141415414 .
- ^ Эмма Хелен Блер и Джеймс Александр Робертсон, Филиппинские острова (1493–1898) , Кливленд: Компания AH Clark, 1903, Vol. XL
- ^ Хокано, Ф. Ланда (2001). Филиппинская предыстория: новое открытие доколониального наследия . Кесон-Сити: Изданный Research House, Inc. ISBN 971-622-006-5 .
- ^ Кастро, Алекс Р. (27 апреля 2018 г.). «Королевская семья Минданао: в царстве мусульманских величеств» . Город и Страна . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ Ибаньес-Ноласко, Свобода (2004). «Традиционная система управления Маранау: описание, проблемы и императивы для государственного управления Филиппин» (PDF) . Филиппинский журнал государственного управления . 48 (1 и 2): 155–203.
- ^ Бруно, Джонни А. (1973). Социальный мир Таусуга п. 146.
- ^ Древний Кадатуан или Тумао. (Файлы истории Филиппин)
- ^ «Пространственное планирование, архитектура и значение дворца Суракарта Хадининграт» (на индонезийском языке). Научный словарь. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 5 марта 2015 г.