Мандала (политическая модель)

Часть серии о |
Политическая и юридическая антропология |
---|
Социальная и культурная антропология |
Мандала — санскритское слово, означающее «круг». Мандала представляет собой модель для описания моделей диффузной политической власти, распределенной между Муанг или Кедатуан (княжествами) в средневековой истории Юго-Восточной Азии , когда местная власть была более важной, чем центральное руководство. Концепция мандалы уравновешивает современные тенденции поиска единой политической власти, например, власти крупных королевств и национальных государств более поздней истории – непреднамеренного побочного продукта достижений 15-го века в технологиях создания карт . [ нужны дальнейшие объяснения ] [1] [2] По словам О.У. Уолтерса, который далее исследовал эту идею в 1982 году:
Карта ранней Юго-Восточной Азии, которая возникла из доисторических сетей небольших поселений и проявляется в исторических записях, представляла собой лоскутное одеяло из часто перекрывающихся мандал. [3]
Он используется для обозначения традиционных политических образований Юго-Восточной Азии , таких как федерация королевств или вассальное государство под центром доминирования . Оно было заимствовано европейскими историками XX века из древнеиндийского политического дискурса как средство ухода от термина « государство » в общепринятом смысле. Юго-Восточной Азии, за исключением Вьетнама, не только Государства не соответствовали китайским и европейским взглядам на территориально определенное государство с фиксированными границами и бюрократическим аппаратом , но и значительно расходились в противоположном направлении: государство определялось его центром, а не границами, и он мог состоять из множества других подчиненных государств, не подвергаясь административной интеграции. [4]
В некотором смысле, подобно феодальной системе Европы, государства были связаны отношениями сюзерен - данник .
Терминология
[ редактировать ]термин сравнивают с мандалой индуистского буддийского и Этот мировоззрения ; сравнение подчеркивает излучение силы из каждого центра силы, а также нефизическую основу системы. [ нужна ссылка ]
Другие метафоры , такие как С. Дж. Тамбии оригинальная идея о « галактическом государстве». [5] опишите политические модели, подобные мандале. Историк Виктор Либерман [6] предпочитает метафору «солнечного государства», имея в виду гравитационное притяжение Солнца над планетами. [7]
История
[ редактировать ]
Исторически главными сюзеренами или государствами-повелителями были империя Камбоджи Кхмерская ; Шривиджая Южной Суматры ; последовательные королевства Матарам , Кедири , Сингхасари и Маджапахит на Яве ; Королевство Аюттхая Таиланд ; Чампа и ранний Дай Вьет . [8] Особое место занимает Китай, поскольку остальные часто в свою очередь платили Китаю дань , хотя на практике обязательства, налагаемые на меньшие царства, были минимальными. Наиболее известными подчиненными государствами были Камбоджа после Ангкора , Лан Ксанг (на смену Королевству Вьентьян и Луанг Прабанг ) и Ланна . Камбоджа в 18 веке была описана вьетнамским императором Гиа Лонгом как «независимая страна, рабыня двоих» (Чендлер, стр. 119). В конечном итоге система прекратила свое существование с приходом европейцев в середине 19 века. В культурном отношении они внедрили западную географическую практику, предполагавшую, что каждая территория подчиняется одному суверену. Фактически колонизация Французского Индокитая , Голландской Ост-Индии , Британской Малайи и Бирмы привела к давлению со стороны колонизаторов с требованием установления границ их владений. Затем подчиненные государства были разделены между колониями и Сиамом, который обладал гораздо более централизованной властью, но на меньшей территории, чем до этого. [ нужна ссылка ]
Пришествие ислама на архипелаге привело к применению этой системы, которая до сих пор продолжается при формировании правительства, например, при формировании коалиции Негери-Сембилан в 18 веке , которая сосредоточила свое внимание на Сери Менанти как центре, окруженном четырьмя внутренними Луак Серамби и четыре внешних округа. [9] Другой пример - исламские королевства после Маджапахита на Яве. [ нужна ссылка ]
Историк Мартин Стюарт-Фокс широко использует термин «мандала» для описания истории лаосского королевства Лан Ксанг как структуры слабо скрепленных муанг , которая распалась после завоевания Лан Ксанга Таиландом, начиная с 18 века. [10] [11]
Тайский историк Сунаит Чутинтаранонд внес важный вклад в изучение мандалы в истории Юго-Восточной Азии, продемонстрировав, что «три предположения, лежащие в основе представления о том, что Аюдхья была сильным централизованным государством», не верны и что «в Аюдхье никогда не была гегемония губернаторов провинций ». успешно устранено». [12] [13]
Обязательства
[ редактировать ]Обязательства каждой стороны отношений варьировались в зависимости от прочности отношений и обстоятельств. Вообще данник был обязан платить бунга мас — регулярную дань в виде различных ценных товаров и рабов, а также миниатюрные деревья из золота и серебра ( бунга мас дан перак ). Сюзерен-правитель отвечал взаимностью подарками, зачастую более ценными, чем те, которые давал данник. Однако данник также должен был предоставлять людей и припасы, когда это требовалось, чаще всего во время войны. Основным преимуществом данника была защита от вторжения других держав, хотя, как отмечает историк Юго-Восточной Азии Тонгчай Виничакул , часто это была «защита мафии». [14] от угроз самого повелителя. В некоторых случаях сюзерен также контролировал правопреемство в даннике, но в целом вмешательство во внутренние дела данника было минимальным: например, он сохранял свою собственную армию и полномочия по сбору налогов. В случае более тонких отношений «повелитель» может рассматривать это как дань, в то время как «данник» может рассматривать обмен подарками как чисто коммерческий или как выражение доброй воли (Тхонгчай, стр. 87).
Личные отношения
[ редактировать ]Акцент на личных отношениях был одной из определяющих характеристик системы мандалы. Правитель-данник подчинялся правителю-сюзерену, а не абстрактному государству-сюзерену. Это имело много важных последствий. Сильный правитель мог привлечь новых данников и иметь прочные отношения со своими существующими данниками. Более слабому правителю будет труднее привлекать и поддерживать эти отношения. Это было выдвинуто как одна из причин внезапного подъема Сукхотая при Рамкхамхенге , например, и его почти столь же резкого упадка после его смерти (Wyatt, 45 и 48). Правитель-данник мог отказаться от этих отношений и искать либо другого сюзерена, либо полную независимость. Система была нетерриториальной. Повелителю был обязан подчиняться правитель-данник или, в лучшем случае, главный город данника, но не все жители определенной области. Владелец данника, в свою очередь, имел власть либо над государствами-данниками, расположенными ниже по шкале, либо непосредственно над «своим» народом, где бы он ни жил. Ни один правитель не имел власти над незаселенными территориями. [ нужна ссылка ]
Личные отношения между повелителем и подчиненными правителями также определяли динамику отношений внутри мандалы. Отношения между Дхармасету из Шривиджаи и Самаратунггой из Саилендры , например, определили преемственность этой династической семьи. Дхармасету был повелителем Шривиджайского Махараджи, в то время как дом Сайлендры на Яве, как предполагается, был связан с доминированием Шривиджаянской мандалы и был связан с ним. После того, как Самаратунгга женился на принцессе Таре, дочери Дхармасету, Самаратунгга стал его преемником, а дом Сайлендры стал династической линией более поздних королей Шривиджайи, и на столетие центр Шривиджая был перенесен с Суматры на Яву. [ нужна ссылка ]
Неэксклюзивность
[ редактировать ]Отношения сюзерен-данник не обязательно были исключительными. Государство в приграничных районах может платить дань двум или трем более сильным державам. Тогда правитель-данник мог натравливать более сильные державы друг против друга, чтобы свести к минимуму вмешательство любой из них, в то время как для крупных держав данники служили буферной зоной для предотвращения прямого конфликта между ними. Например, малайские королевства на Малайском полуострове , Лангкасуке и Тамбралинге ранее подчинялись Шривиджаянской мандале, а в более поздние периоды оспаривались как мандалой Аюттхая на севере, так и мандалой Маджапахит на юге, прежде чем, наконец, обрести собственную значимость во время Малаккского султаната . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Индианизация - мандалы привели к индианизации Юго-Восточной Азии.
- Темы, связанные с санскритом
- Чакравартин – универсальный правитель
- Девараджа - индуистско-буддийская концепция обожествленной королевской семьи в Юго-Восточной Азии.
- Великая Индия – мандалы были ключевыми компонентами
- История индийского влияния на Юго-Восточную Азию - распространение индийских мандал
- Индийское влияние в раннем филиппинском государстве - мандалы империи Шривиджая
- Морская история Индии - ответственна за распространение мандал.
- Индосфера - термин мандалы произошел из санскрита.
- Монтон — сиамская система местного управления с 1897 по 1933 год.
- Раджамандала - «круг государств» в Индии с 4 века до н.э. по 2 век нашей эры.
- Похожие модели в других местах
- Вождество
- Fealty – европейский аналог
- Гегемония - аналогичная европейская концепция
- Посвящение (феодальное) - аналогичная европейская система.
- Честь (феодальное баронство) - аналогичная европейская система XI и XII веков.
- Метрополь — термин, обозначающий центр Британской империи.
- Туси - система местных вождеств на юге Китая.
- Общий
- Дворцовое хозяйство – методы централизованного управления в древности
- Политическая география - влияние географии на политику
- Священный король - положение королевской власти несет в себе священный смысл.
- Сфера влияния
- Сюзеренитет - разрешение ограниченного самоуправления.
- Зомия (география) - термин, обозначающий жителей периферии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Как карты создали мир» . Уилсон Ежеквартально . Лето 2011. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 28 июля 2011 г.
Источник: «Карта суверенного государства: технологии, власть и системные изменения», Иорданское отделение, в журнале International Organization , том 65, выпуск 1, зима 2011 г.
- ^ Бранч, Джордан Натаниэль; Стивен Вебер (2011). Картирование суверенного государства: картографические технологии, политическая власть и системные изменения (докторская диссертация). Калифорнийский университет в Беркли . стр. 1–36. дои : 10.1017/S0020818310000299 . Номер публикации 3469226.
Аннотация : Как современные территориальные государства пришли на смену более ранним формам организации, определяемым широким разнообразием территориальных и нетерриториальных форм власти? Ответ на этот вопрос может помочь объяснить, откуда взялась наша международная политическая система и куда она может двигаться...
Идея была первоначально предложена Стэнли Дж. Тамбиа, профессором антропологии, в статье 1977 года, озаглавленной «Галактическое государство: структура политических королевств в Юго-Восточной Азии». - ^ О. О. Уолтерс, 1999, с. 27
- ^ Деллиос, Розита (1 января 2003 г.). «Мандала: от священных истоков к суверенным делам в традиционной Юго-Восточной Азии». Университет Бонда, Австралия.
- ^ Тамбия, Стэнли Джеяраджа . Завоеватель мира и отрекшийся от мира: исследование буддизма и государственного устройства в Таиланде на историческом фоне . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1976. ISBN 0-521-29290-5 . Глава 7, цитируется у Либермана, «Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте» c. 800-1830 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003–2009 гг. ISBN 978-0521804967 . стр. 33
- ^ «Виктор Б. Либерман» . Профессор истории исторического факультета, назначен в 1984 году . Мичиганский университет . 4 февраля 2005. Архивировано из оригинала (Биография) 22 июля 2011 года . Проверено 17 августа 2011 г.
Центр исследований Юго-Восточной Азии
- ^ Либерман, 2003, с. 33
- ^ О. О. Уолтерс, 1999, стр. 27–40, 126–154.
- ^ Тамбия, Стэнли Джеяраджа (2013). «Галактическое государство в Юго-Восточной Азии» . HAU: Журнал этнографической теории . 3 (3). Издательство Чикагского университета: 504–506. дои : 10.14318/hau3.3.033 . S2CID 17733357 .
- ^ Мартин-Фокс, 1998, стр. 14–15.
- ^ Стюарт-Фокс, Мартин (1994). «Противоречивые концепции государства: Сиам, Франция и Вьетнам в конце девятнадцатого века» (бесплатно) . Журнал Сиамского общества . JSS Том. 82,0 (цифровой). Фонд Сиамского наследия . Проверено 12 апреля 2013 г.
Историки Юго-Восточной Азии часто сталкиваются с проблемами при использовании терминов, заимствованных и применимых к европейским политикам и обществам, для обозначения неевропейских эквивалентов, которые не соответствуют европейским моделям.
- ^ О. О. Уолтерс, с. 142–143 со ссылкой на Чутинтаранонд, 1990, стр. 142–1. 97–98
- ^ Сунаит Чутинтаранонд (тайский: สุเนตร ชุตินธรานนท์) (1990). «Мандала, сегментарное государство и политика централизации в средневековой Аюдхье» (PDF) . Журнал Сиамского общества . JSS Том. 78.1i (цифровой). Siam Heritage Trust: изображение 11 . Проверено 17 марта 2013 г.
Тем не менее, цари Аюдхья, как они описаны в местных и иностранных записях, так и не смогли успешно устранить гегемонию губернаторов провинций.
- ^ Университет Тонгчай (1994 г.). Сиам нанесён на карту . п. 88 .
Дополнительные ссылки
[ редактировать ]- Чендлер, Дэвид. История Камбоджи . Вествью Пресс, 1983. ISBN 0-8133-3511-6
- Чутинтаранонд, Сунаит (1990). «Мандала, сегментарное государство и политика централизации в средневековой Аюдхье» (бесплатно) . Журнал Сиамского общества . JSS Том. 78,1 (цифровой). Фонд Сиамского наследия . Проверено 17 марта 2013 г.
... Меня интересует, как теория мандалы Каутильи интерпретировалась историками с целью изучения древних государств Южной и Юго-Восточной Азии.
- Либерман, Виктор, Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800-1830, Том 1: Интеграция на материке , Издательство Кембриджского университета, 2003.
- Стюарт-Фокс, Мартин, Лаосское королевство Лан Ксанг: взлет и упадок , Белый лотос, 1998.
- Тамбиа, С.Дж., Завоеватель мира и Отрекшийся от мира , Кембридж, 1976.
- Тонгчай Виничакул. Сиам нанесён на карту . Гавайский университет Press, 1994. ISBN 0-8248-1974-8
- Уолтерс, О.О. История, культура и регион в перспективе Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии, 1982. ISBN 0-87727-725-7
- Уолтерс, О.О. История, культура и регион в перспективе Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии, исправленное издание, 1999 г.
- Вятт, Дэвид. Таиланд: Краткая история (2-е издание). Издательство Йельского университета, 2003. ISBN 0-300-08475-7
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Политические причины для исследования и составления карт в Сиаме подробно описаны в Гиблин, Р.В. (2008) [1908]. «Королевская геодезическая работа». (65,3 МБ) . В Райт, Арнольд; Брейкспир, Оливер Т. (ред.). Впечатления от Сиама двадцатого века . Лондон и другие: Издательская компания Lloyds Greater Britain. стр. 121–127 . Проверено 7 октября 2011 г.
- Рене Хагестейн (1989), Круги королей: политическая динамика в ранней континентальной Юго-Восточной Азии , Труды Королевского института лингвистики, географии и этнологии, Дордрехт и Провиденс, Род-Айленд: Публикации Foris
- Герман Кульке (1993), Короли и культы. Формирование государства и легитимация в Индии и Юго-Восточной Азии
- Стэнли Дж. Тамбиа (1977), «Галактическое государство. Структура традиционных королевств в Юго-Восточной Азии», Антропология и климат мнений , Анналы Нью-Йоркской академии наук, том. 293, нет. 1, Нью-Йорк, стр. 69–97, Bibcode : 1977NYASA.293...69T , doi : 10.1111/j.1749-6632.1977.tb41806.x , S2CID 84461786