Пост-Ангкорский период
Королевство Камбоджа | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1431–1863 | |||||||||||||
Капитал |
| ||||||||||||
Общие языки |
| ||||||||||||
Религия | Тхеравада Буддизм | ||||||||||||
Demonym(s) | Камбоджийский/Кхмерский | ||||||||||||
Правительство | Абсолютная монархия | ||||||||||||
Монарх | |||||||||||||
• 1431–1463 (первый) | Понеа Ят | ||||||||||||
• 1516–1566 | Чан I | ||||||||||||
• 1566–1576 | Баром Ричеа I | ||||||||||||
• 1602–1618 | Срей Сориопеар | ||||||||||||
• 1618–1628 | Чей Четта II | ||||||||||||
• 1848–1860 | Анг Дуонг | ||||||||||||
• 1860–1863 (последний) | Водди | ||||||||||||
Историческая эпоха | Ранняя современная эпоха | ||||||||||||
1431 | |||||||||||||
• Осада Аюттайи | 1570 | ||||||||||||
1594 | |||||||||||||
• Вьетнамское поселение в дельте Меконга. | 17 век | ||||||||||||
• Удонга Период | 1620 | ||||||||||||
• Аннексия Раттанакосином Баттамбанга и Сиемреапа | 1795 | ||||||||||||
1833–1845 | |||||||||||||
11 августа 1863 г. | |||||||||||||
Население | |||||||||||||
• 1500 | 1,224,000 | ||||||||||||
• 1600 | 1,419,000 | ||||||||||||
• 1700 | 1,650,000 | ||||||||||||
• 1800 | 2,090,000 | ||||||||||||
Валюта | Тикаль | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть |
История Камбоджи |
---|
Ранняя история |
Пост-Ангкорский период |
Колониальный период |
Независимость и конфликт |
Мирный процесс |
Современная Камбоджа |
По теме |
Портал Камбоджи |
Постанангкорский период Камбоджи ( кхмерский : ប្រទេស កម្ពុជា ក្រោយ សម័យ អង្គរ ), также называемый Срединным периодом , [1] относится к исторической эпохе с начала 15 века до 1863 года, начала французского протектората Камбоджи . Поскольку надежные источники (в частности, для XV и XVI веков) очень редки, до сих пор не было получено обоснованного и убедительного объяснения конкретных событий, свидетельствующих об упадке Кхмерской империи , единогласно признанного научным сообществом. . [2] [3] Однако большинство современных историков пришли к консенсусу, в котором несколько отчетливых и постепенных изменений религиозного, династического, административного и военного характера, экологические проблемы и экологический дисбаланс [4] совпало со сменой власти в Индокитае и все это необходимо принять во внимание при интерпретации. [5] [6] [7] В последние годы внимание ученых все больше смещается в сторону взаимодействия человека и окружающей среды и экологических последствий, включая стихийные бедствия, такие как наводнения и засухи. [8] [9] [10] [11]
Каменная эпиграфика в храмах , которая была первоисточником по кхмерской истории, уже является редкостью на протяжении всего XIII века, заканчивается в третьем десятилетии четырнадцатого века и возобновляется только в середине XVI века. Запись Королевской хронологии прекращается с королем Джаяварманом IX Парамешварой (или Джаяварма-Парамешварой), который правил с 1327 по 1336 год. Не существует ни одной современной записи даже с именем короля за более чем 200 лет. Строительство и поддержание монументальной храмовой архитектуры застопорилось после правления Джаявармана VII . По словам автора Майкла Викери, существуют только внешние источники по Камбодже 15-го века, китайский Мин Шилу («Настоящие записи») и самые ранние Королевские хроники Аюттхая , [12] которые следует интерпретировать с величайшей осторожностью. [13]
Единственный инцидент, который, несомненно, отражает реальность и является центральной точкой отсчета для всего XV века, - это сиамское вмешательство какого-то нераскрытого характера в столицу Ясодхарапура (Ангкор Том) около 1431 года. Историки связывают это событие со смещением политического центра Камбоджи. на юг до района речного порта Пномпень , а затем и Лонгвек . [14] [15]
Источники XVI века более многочисленны, хотя все еще поступают из-за пределов Камбоджи. Новой столицей королевства стал Лонгвек на реке Меконг , который процветал как неотъемлемая часть азиатской морской торговой сети 16 века . [16] [17] благодаря которому произошел первый контакт с европейскими исследователями и авантюристами . [18] Соперничество с Королевством Аюттхая на западе привело к нескольким конфликтам, включая сиамское завоевание Лонгвека в 1594 году. Вьетнамская экспансия на юг достигла Прей Нокора/ Сайгона в дельте Меконга в 17 веке. Это событие положило начало медленному процессу потери Камбоджей доступа к морям и независимой морской торговли. [19]
Сиамское и вьетнамское доминирование усилилось в 17 и 18 веках, провоцируя частые перемещения центра власти, поскольку власть кхмерского монарха снизилась до состояния вассала. Обе державы попеременно требовали от камбоджийского двора подчинения и дани. [20] В середине 19 века, когда династии в Сиаме и Вьетнаме прочно утвердились, Камбоджа оказалась под совместным сюзеренитетом двух региональных империй, в результате чего Камбоджийское королевство утратило свой национальный суверенитет. Британский агент Джон Кроуферд заявляет: «...король этого древнего королевства готов отдать себя под защиту любой европейской нации...» [ нужна ссылка ] Чтобы спасти Камбоджу от присоединения к Вьетнаму и Сиаму, король Анг Дуонг согласился на колониальной Франции предложения о защите , которые вступили в силу после подписания королем Нородомом Промбарираком и официального признания французского протектората 11 августа 1863 года. [21]
Историческая справка и причины
[ редактировать ]Кхмерская империя неуклонно приобретала гегемонистскую власть над большей частью материковой Юго-Восточной Азии с первых дней своего существования в VIII и IX веках. Соперничество и войны с его западным соседом, Языческим королевством народа мон на территории современной Бирмы, были менее многочисленными и решительными, чем с Чампой на востоке. королевства Кхмеров и Чамов Индуистские на протяжении веков были озабочены сдерживанием друг друга, и утверждалось, что одной из военных целей Кхмеров было «... во время правления ангкорских королей Сурьявармана II и Джаявармана VII». завоевание портов Чам, «... важных для международной торговли того времени». [22] Несмотря на то, что кхмеры потерпели ряд серьезных поражений, таких как вторжение чамов в Ангкор в 1177 году, империя быстро восстановилась, способная нанести ответный удар, как это было в 1181 году при вторжении в город-государство чамов Виджая . [23] [24]
Вторжения монголов в южный Китай , а также политическое и культурное давление вызвали миграцию народа тай и тайцев на юг и их поселение в верховьях реки Чао Прайя в XII веке. [25] Было основано Королевство Сукхотай , а затем Королевство Аюттхая , которые «... завоевали кхмеров верхней и центральной долины Менам [ река Чао Прайя ] и значительно расширили их территорию ...» [26]
Военные неудачи
[ редактировать ]Хотя ряд источников, таких как Королевские хроники Камбоджи и Королевские хроники Аюттхая, [27] содержат записи военных экспедиций и набегов с соответствующими датами и именами государей и военачальников, некоторые влиятельные ученые, такие как Дэвид Чендлер и Майкл Викери, сомневаются в точности и достоверности этих текстов. [28] [29] [30] Другие авторы, однако, критикуют эту жесткую «общую оценку». [31]
Дэвид Чендлер утверждает в «Всемирной энциклопедии исторических сочинений», том 2 : «Майкл Викери утверждал, что камбоджийские хроники, в том числе и эта, которые описывают события ранее 1550 года, не могут быть проверены и часто копируются из тайских хроник о Таиланде...» [28] [32] Лингвист Жан-Мишель Филиппи заключает: «Хронология камбоджийской истории сама по себе является скорее хронидеологией, в которой ключевая роль отведена Ангкору». [33] Сходство применимо и к тайским хронологическим записям, например, к примечательному вокруг Рамкхамхенга спору . [34] [35]
Согласно сиамским королевским хроникам Параманучичинорота , столкновения происходили в 1350, около 1380, 1418 и 1431 годов. [36] [37]
«В 1350/51 году; вероятно, в апреле 1350 года король Рамадипати приказал своему сыну Рамешваре напасть на столицу короля Камбуджи (Ангкор) и заставил Парамараджу (Пхангуа) из Супханбури выдвинуться, чтобы поддержать его. Столица Камбуджи была взята, и многие семьи были перенесены в столицу Аюдхью.
В это время [около 1380 года] правитель Камбуджи прибыл, чтобы напасть на Чонбури, чтобы увезти семьи из провинций на восток в Чантабури, насчитывавшие около шести или семи тысяч человек, вернувшихся [с камбоджийскими армиями] в Камбуджу. Итак, король напал на Камбуджу и, захватив ее, вернулся в столицу.
Затем [1418] он пошел напасть на Ангкор, столицу Камбуджи, и захватил ее».
Земля или люди?
[ редактировать ]Сиамские источники отмечают привычку захватывать значительное количество жителей столиц и центров цивилизации побежденных сторон в Чиангмае и Ангкоре, что, как можно предположить, ускорило культурный упадок. [37] [38]
Автор Майкл Викери обсуждает степень важности этой темы в своей публикации «Два исторических отчета Королевства Вьентьян – земля или народ?»: «Нет никакой уверенности в том, что Ангкору требовалась рабочая сила в центральном Таиланде, а не просто контроль над богатые сельскохозяйственные ресурсы». и «...привела ли политическая экономия ранней Юго-Восточной Азии к тому, что правители были больше озабочены контролем над землей или контролем над людьми...» и «...обе стороны этой дискуссии предлагали ad hoc, в каждом конкретном случае- падежные произношения, которые затем повторяются как мантра... Критическое обсуждение вопроса давно назрело..." [ нужна ссылка ]
- Противоположные взгляды
Автор Акин Рабибхадана, который цитирует Рама Кхамхенга: «Одной из особенностей исторических материковых государств Юго-Восточной Азии была нехватка рабочей силы. Потребность в рабочей силе хорошо иллюстрируется событиями, последовавшими за каждой войной между Таиландом и ее соседями. Победившая сторона всегда побеждала. большое количество людей с завоеванной территории часто целые деревни переселялись на территорию завоевателя, где они ассимилировались и становились населением завоевателя». [ нужна ссылка ]
Дэвид К. Вятт : «Как и все остальное, Тай муанг был инструментом эффективного использования рабочей силы в регионе, где земли было много с точки зрения рабочей силы и сельскохозяйственных технологий». [ нужна ссылка ]
Бейкер и Фонгпайчит утверждают, что «война в регионе [Юго-Восточной Азии] была… предприятием с целью приобретения богатства, людей и скудных городских ресурсов». [39]
Бронсон заявляет: «Ни один фермер ни в одном регионе за пределами Южной и Восточной Азии не мог бы производить столько еды с таким же небольшим количеством труда на том же участке земли». [40]
А Аунг-Твин писал: «Большая часть войн в начале Юго-Восточной Азии была свидетелем того, как победитель уводил половину населения побежденного врага, а затем переселял их на свою собственную землю. Пэган располагался в засушливом поясе Бирмы и зависел главным образом от орошаемое земледелие было его экономической базой. Земли было много, но найти рабочую силу было чрезвычайно трудно». [41]
Династические и религиозные факторы
[ редактировать ]Полный переход от раннего кхмерского королевства к прочному установлению династии Махидхарапура (первый король Джаяварман VI , 1080–1107 гг.), которая возникла к западу от гор Дангрек в Пхимае в реки Мун . долине [42] длился несколько десятилетий. Некоторые историки утверждают, что этим королям не удалось получить абсолютный центральный административный контроль и они имели ограниченный доступ к местным ресурсам. Династия прекратила «ритуальную политику» и генеалогические традиции. Дальнейший импульс последовал, когда Махаяны буддизм в конечном итоге был терпим, и появилось несколько буддийских королей, в том числе Сурьяварман I , Раджендраварман II и Джаяварман VII . [43]
Эти правители не считались и не считали себя божественными, что приводило к сдвигу в восприятии королевской власти, центральной власти и утрате династического престижа по отношению к иностранным правителям. По сути, королевским подданным было дано разрешение перенаправить внимание и поддержку со стороны индуистского государства военного господства с его посвященным лидером, «Варманом» — королем-защитником, на альтернативу внутреннего мира с противоречивыми учениями буддийского храма. Индраварман III (ок. 1295–1308) принял буддизм Тхеравады в качестве государственной религии. [44] что подразумевало еще более пассивное, интровертное внимание к индивидуальной и личной ответственности за накопление заслуг для достижения нирваны . [45]
Мириам Т. Старк утверждает, что конкуренция и соперничество при престолонаследии, узурпаторы и правители «второго сорта» характеризовали королевство с 9 века. Периоды «... консолидации чередовались с политической фрагментацией, [поскольку] лишь немногие правители смогли вырвать контроль с уровня провинций». [46]
Продолжаются споры о прогрессе имперского общества по мере того, как королевство росло и оккупировало чужие земли. Авторы представляют многочисленные теории об отношениях между королями Юго-Восточной Азии и лояльностью населения, природе и степени идентичности, концепции Мандалы и последствиях изменения государственной религии. Ученый Бен Кирнан подчеркивает тенденцию отождествлять себя с универсальной религией, а не придерживаться концепции народа или нации, как он ссылается на автора Виктора Либермана в книге « Кровь и почва: современный геноцид 1500-2000 годов » [местные суды делают]. ...нет формального требования, чтобы правители были той же этнической принадлежности, что и их подданные» [47] [48]
Экологические проблемы и разрушение инфраструктуры
[ редактировать ]Историки все чаще придерживаются идеи, что упадок был вызван прогрессирующим экологическим дисбалансом хрупкой ирригационной сети и системы каналов «...глубоко ритуализированной, сложной системы гидротехники...». [49] в Ангкоре в Ясодхарапуре . Недавние исследования показывают, что ирригационная система была перегружена и постепенно начала заиливаться, что усугублялось крупномасштабной вырубкой лесов. [50] Проекты строительства постоянных памятников и содержание храмов вместо каналов и дамб создали огромную нагрузку на королевские ресурсы, истощили тысячи рабов и простых людей из государственной рабочей силы, а также вызвали налоговый дефицит. [51]
Автор Хенг Л. Тунг обратился к здравому смыслу в книге «Геогидрология и упадок Ангкора», подводя итог: «...обеспокоенность кхмеров необходимостью запасать воду на долгий засушливый сезон. Каждому дому нужен был пруд, чтобы обеспечивать питьевую и домашнюю воду как для людей, так и для животных. Бараи [резервуары] Ангкора были просто проявлением потребности городского населения. Вода была источником жизни для Ангкора; нарушение ее снабжения было бы фатальным». [52]
Недавнее лидара (обнаружение света и определение дальности) предоставило новые данные, которые вызвали несколько «моментов Эврики» и «глубоко изменили наше понимание урбанизма в регионе Ангкор». геосканирование Ангкора с помощью [53] Результаты дендрохронологических исследований предполагают длительные периоды засухи между 14 и 15 веками. [54] В результате недавние переосмысления эпохи уделяют больше внимания взаимодействию человека и окружающей среды и экологическим последствиям. [8]
Рост международной морской торговли
[ редактировать ]Некоторые историки утверждают, что важной причиной переезда двора Ангкора в нижнюю часть дельты Меконга был рост международной морской торговли с остальным миром. Ангкор, будучи в основном внутренним и в основном сельскохозяйственным, становился все более нерелевантным для мировых рынков по сравнению с более поздними морскими столицами Камбоджи в Лонгвеке, Удонге и более позднем Пномпене. [55] [56] [57]
Чактомукская эпоха
[ редактировать ]После оставления столицы Ясодхарапура [58] и ангкорских поселений, ангкорская элита основала новую столицу примерно в двухстах километрах к юго-востоку, на месте современного Пномпеня , в месте слияния Меконга и реки Тонлесап . Таким образом, он контролировал речную торговлю кхмерского центра, верхнего Сиама и лаосских королевств с доступом через дельту Меконга к международным торговым путям , связывавшим китайское побережье, Южно-Китайское море и Индийский океан . В отличие от своего внутреннего предшественника, это общество было более открытым для внешнего мира и полагалось в основном на торговлю как источник богатства. Развитие морской торговли с Китаем во времена династии Мин (1368–1644) предоставило выгодные возможности членам камбоджийской элиты, контролировавшим королевские торговые монополии. [59]
Историки сходятся во мнении, что, поскольку столица прекратила свое существование, храмы Ангкора остались такими же центральными для нации, как и всегда. Дэвид П. Чендлер: «Надпись 1747 года является последней обширной надписью в Ангкор-Вате и раскрывает важность храма в религиозной жизни Камбоджи всего за столетие до того, как он был «открыт» французами». [60]
Лонгвек был
[ редактировать ]Король Анг Чан I (1516–1566) перенес столицу из Пномпеня на север в Лонгвек на берегу реки Тонлесап . Торговля была важной особенностью, и « казалось, играли второстепенную роль в торговой сфере Азии ... хотя в 16 веке камбоджийские порты, , они действительно процветали ». Товары, которыми торговали там, включали драгоценные камни , металлы , шелк , хлопок , ладан , слоновая кость , лак , домашний скот (включая слонов ) и рог носорога .
Первый контакт с Западом
[ редактировать ]Посланники португальского адмирала Альфонсо де Альбукерке , завоевателя Малакки, прибыли в Индокитай в 1511 году, что стало самым ранним задокументированным официальным контактом с европейскими моряками . К концу шестнадцатого и началу семнадцатого веков в Лонгвеке существовали процветающие общины китайских , индонезийцев , малайцев , японцев , арабов , испанцев , английских , голландских и португальских торговцев. [61] [62]
Христианская миссионерская деятельность началась в 1555 году португальским священнослужителем монахом Гаспаром да Крусом . [63] первым ступил на территорию Королевства Камбоджа, который « ...не смог распространять слово Божье и был серьезно болен [sic]. » Последующие попытки не дали никаких результатов, которые могли бы обосновать конгрегацию . [64] [65] [66]
Военное возрождение и падение
[ редактировать ]Камбоджа была сильным соперником Королевства Аюттхая в 16 веке. [67] После покорения Аюттайи бирманцами в 1569 году Камбоджа в период с 1560-х по 1580-е годы предприняла многочисленные военные экспедиции в ослабленный Сиам. [68] В 1570 году камбоджийские войска осадили Аюттхаю, но были отброшены ожесточённым сопротивлением и наводнениями в сезон дождей. [69] В 1581 году Камбоджа разграбила сиамский город Пхетчабури и лишила его жителей. [70]
Между тем, в 1572 и 1573-75 годах король Лан Ксанга дважды вторгался, чтобы подчинить себе Лонгвек. Оба вторжения закончились полным провалом, и предполагалось, что король Лансанга погиб в конфликте. [71]
В отместку за многочисленные набеги Лонгвека на Аюттхаю в 1587 году Камбоджа подверглась нападению со стороны сиамского наследного принца Наресуана , которому не удалось осадить город Лонгвек. [72] В 1594 году Лонгвек был успешно захвачен и разграблен сиамскими войсками, а члены королевской семьи Камбоджи были взяты в заложники и перевезены во двор Аюттхая. [73]
Первоначально удачные обстоятельства некоторых членов королевской семьи Лонгвек, сумевших найти убежище при лаосском дворе Вьентьяна , закончились трагически. Беженцы так и не вернулись, чтобы потребовать своих претензий. Их сыновья, родившиеся и выросшие в Лансанге, были отчуждены и, хотя ими «умеренно» манипулировали, участвовали в местной придворной политике с изгнанными камбоджийцами в Аюттайе и приказали убить правящего вассала короля Рама I , который был более низкого происхождения, с помощью Испанские и португальские моряки. [74]
Вскоре после этого они были убиты и побеждены в камбоджийско-испанской войне , в которой участвовали иностранцы – малайцы и чамы . Этот образец королевского унижения заметен своей продолжительностью в 17, 18 и 19 веках, когда вьетнамский двор в Хюэ присоединился к нему как еще один этап королевской драмы. [75] Ссоры претендентов на королевскую власть часто на десятилетия лишали любого шанса восстановить эффективную конкурентоспособную власть короля. [76] [77]
Эпоха Срея Сантора
[ редактировать ]Короли Преа Рам I и Преа Рам II несколько раз переносили столицу и основали свои королевские столицы в Туол Басане (Срей Сантор) примерно в 40 километрах к северо-востоку от Пномпеня, позже в Пурсате , Лавире Эме и, наконец, в Удонге. [78] В 1596 году испанские и португальские конкистадоры из Манилы совершили набег и разрушили Срей Сантор. [79]
Левеа Эм была
[ редактировать ]В 1618 году король Чей Четта II прекратил отправлять дань в Аюттхаю и восстановил независимость Камбоджи. [80] Сиамская экспедиция 1621–1622 годов по завоеванию Камбоджи потерпела драматический провал. [81]
Эпоха Удонга
[ редактировать ]К 17 и 18 векам Сиам и Вьетнам все активнее боролись за контроль над плодородным бассейном Меконга, усиливая давление на нестабильную Камбоджу. [82] [83] [84] 17 век также стал началом прямых отношений между Камбоджей после Ангкора и Вьетнамом, то есть войны между лордами Нгуен , которые правили центральным и южным Вьетнамом, и лордами Трун на севере. [85]
Анри Муо : «Путешествие по центральным частям Индокитая», 1864 г.
«Удонг, нынешняя столица Камбоджи, расположен к северо-востоку от Компута, в четырех с половиной милях от того рукава Мекона, который образует великое озеро... Каждую минуту я встречал мандарины, рожденные либо в пометах, либо на пешком, за которым следовала толпа рабов, несущих различные предметы; богато одетые и увешанные колокольчиками, шли иноходью, а за ними бежала толпа слуг, покрытых пылью и изнемогающих от жары. Легкие телеги, запряженные парой маленьких волов, бежали быстро и шумно, туда и сюда. Время от времени мимо величественно проходил большой слон. и со священными сосудами на спине... Все население насчитывает около 12 000 душ». [86]
Однако Камбоджа оставалась экономически значимой в начале периода Удонга. В 17 веке японцы считали Камбоджу более важной морской державой, чем Сиам. [87]
Потеря дельты Меконга
[ редактировать ]К концу 15 века вьетнамцы — потомки сферы китайской цивилизации — завоевали часть территорий княжеств Чампа . [88] Некоторые из выживших чамов начали свою диаспору в 1471 году, многие переселились на территорию кхмеров . [89] [90] Однако в камбоджийских хрониках не упоминается о прибытии чамов в Камбоджу до 17 века. [91] Последнее оставшееся княжество Чампа, Пандуранга, просуществовало до 1832 года. [92]
Традиционный вид
[ редактировать ]В 1620 году вьетнамцы во время своей экспансии на юг (Нам Тьен) достигли дельты Меконга , до сих пор принадлежавшей кхмерам. Также в 1620 году кхмерский король Чей Четта II (1618–1628) женился на дочери лорда Нгуена Фука Нгуена , одного из лордов Нгуена , который правил южным Вьетнамом на протяжении большей части эпохи династии Ле с 1428 по 1788 год. Три года спустя Король Чей Четта разрешил Вьетнаму основать таможенный пост в Прей Нокоре , современном Хошимине . Вьетнам после обретения независимости от китайцев теперь ввел свою собственную версию пограничной политики Китайской империи, и к концу 17 века регион находился под полным административным контролем Вьетнама. Доступ Камбоджи к международной морской торговле теперь был ограничен вьетнамскими налогами и разрешениями. [93]
Противоположные взгляды
[ редактировать ]История камбоджийского короля, влюбившегося во вьетнамскую принцессу, которая запросила и получила Кампучию Кром , дельту Меконга для Вьетнама, является фольклором , отвергнутым учеными и даже не упомянутым в Королевских хрониках . [94] [95]
В процессе переосмысления королевских записей и их довольно сомнительного содержания Майкл Викери вновь постулирует, что будущие публикации принимают во внимание эти противоречивые факты: «Во-первых, сама концепция устойчивого вьетнамского «Натиска на Юг» (nam tiến ) требует переосмысления. Оно не было устойчивым, и его этапы показывают, что не было постоянной политики расширения на юг. Каждый шаг был ситуативным, в ответ на конкретные вызовы...». [96]
Викери также утверждает, что Камбоджа никогда не была «отрезана от морского доступа к внешнему миру» в 17 веке, как утверждал Дэвид Чендлер . [97]
Середина 17–19 веков.
[ редактировать ]В 1642 году камбоджийский принц Понхеа Чан стал королем после свержения и убийства короля Ути. Малайские купцы-мусульмане в Камбодже помогли ему в захвате власти, и впоследствии он принял ислам из буддизма, сменил имя на Ибрагим , женился на малайке и правил как Раматипади I. Его правление ознаменовало исторический правления на апогей мусульманского материковой части Юго-Восточной Азии .
Раматипади разгромил голландскую Ост-Индскую компанию в морских сражениях камбоджийско-голландской войны в 1643 и 1644 годах. [98] Пьер де Рожемортес, посол Компании, был убит вместе с третью из 432 его людей, и только два столетия спустя европейцы сыграли какую-либо важную и влиятельную роль в делах Камбоджи. [99] В 1670-х годах голландцы покинули все торговые посты, которые они поддерживали в Камбодже после резни 1643 года. [100] Первая вьетнамская военная интервенция произошла в 1658–1659 годах, когда восставшие камбоджийские принцы, братья Ибрагима Раматипади, запросили военную поддержку для свержения мусульманского правителя и восстановления буддизма.
Сиам , который в противном случае мог бы стать союзником против вьетнамских вторжений в 18 веке, сам был вовлечен в длительные конфликты с Бирмой, а в 1767 году сиамская столица Аюттхая была полностью разрушена. Однако Сиам выздоровел и вскоре восстановил свое господство над Камбоджей. Юный кхмерский король Анг Энг (1779–1796 гг.) стал монархом в Удонге, в то время как Сиам аннексировал камбоджийские Баттамбанг и Сиемреап провинции . Местные правители стали вассалами под прямым сиамским правлением. [101] [102]
Возобновление борьбы между Сиамом и Вьетнамом за контроль над Камбоджей и бассейном Меконга в начале 19 века привело к господству Вьетнама над вассальным королем Камбоджи. Джастин Корфилд пишет во «Французском Индокитае»: «[1807] вьетнамцы расширили свои земли, установив протекторат над Камбоджей. Однако король [...] Анг Дуонг был заинтересован в том, чтобы Камбоджа стала независимой от [...] Таиланда [...] и Вьетнам [...] и обратился за помощью к британцам в Сингапуре . Когда это не удалось, он заручился помощью французов». [103]
Попытки заставить камбоджийцев принять вьетнамские обычаи вызвали несколько восстаний против вьетнамского правления. Наиболее заметные произошли с 1840 по 1841 год и распространились на большую часть страны.
Сиам и Вьетнам имели принципиально разные взгляды на свои отношения с Камбоджей. Сиамцы разделяли с кхмерами общую религию, мифологию, литературу и культуру, переняв многие религиозные и культурные обычаи. [104] Тайские короли Чакри следовали системе Чакраватина идеального универсального правителя, этично и доброжелательно управляющего всеми своими подданными.Вьетнамцы взяли на себя цивилизаторскую миссию, поскольку они считали кхмеров неполноценными в культурном отношении и считали кхмерские земли законным местом для колонизации поселенцами из Вьетнама. [105]
Территория дельты Меконга стала территориальным спором между камбоджийцами и вьетнамцами. Камбоджа постепенно потеряла контроль над дельтой Меконга. К 1860-м годам французский колонист захватил дельту Меконга и основал колонию Французская Кочинчина .
Правило Нгуена
[ редактировать ]Когда вьетнамская империя консолидировалась на восточном материке под властью Гиа Лонга и Минь Манга , Камбоджа пала перед вьетнамским вторжением в 1811 году . Джиа Лонг, чтобы подавить своих братьев, Анг Снгуона и Анг Эма , которые восстали против него. Два брата бежали в Таиланд, а Анг Чан стал вассалом Вьетнама. [106] [107]
В 1820 году Цзя Лонг умер, и трон унаследовал его четвертый сын Минь Ман. И Минь Манг, и его отец были убежденными приверженцами конфуцианства, но Минь Манг был садистским изоляционистом и сильным правителем. Он сместил вице-короля Камбоджи и Сайгона в 1832 году, спровоцировал прокатолическое восстание Ле Ван Хой против него в 1833 году. Тайская армия, призванная поддержать восстание, начала наступательную кампанию против вьетнамцев при оккупации Камбоджи. Это заставило Анг Чана бежать в Сайгон, поскольку Рама III пообещал восстановить Королевство Камбоджа и наказать Королевство Вьетнам за дерзость. В 1834 году восстание в Южном Вьетнаме было подавлено, и Минь Ман приказал войскам начать второе вторжение в Камбоджу. Это отбросило большую часть тайских войск на запад и восстановило Анг Чана в качестве марионеточного короля в Пномпене, которому позже наследовала его дочь, королева Анг Мей (годы правления 1835–1841). [108] Позже в том же году была основана провинция Тайтхань , оккупированная Вьетнамом Камбоджа привела к прямому вьетнамскому контролю. В течение следующих шести лет вьетнамский император пытался заставить камбоджийцев принять вьетнамскую культуру путем культурной ассимиляции - прогресс, который историк Дэвид П. Чендлер назвал вьетнамизацией Камбоджи. [109]
Смерть Минь Манга в начале 1841 года остановила вьетнамизацию Камбоджи. [110] Имея 35 000 тайских солдат, они воспользовались тяжелой ситуацией во Вьетнаме, ворвались в провинцию Тай Тхань и смогли отразить контрнаступление вьетнамцев в конце 1845 года. Новый вьетнамский император Тхиеу Чи был готов заключить мир с Сиамом, и в июне 1847 г. был подписан мирный договор. Королевство Камбоджа под властью Анг Дуонга восстановило свою независимость после 36 лет жестокой вьетнамской оккупации и сиамских интервенций. [111]
Последствия и выводы
[ редактировать ]Европейский колониализм и англо-французское соперничество
[ редактировать ]Адмирал Леонар Шарнер провозгласил формальную аннексию трех провинций Кохинхины во Французскую империю 31 июля 1861 года. [112] начало колониальной эпохи Франции в Юго-Восточной Азии. Таким образом, вмешательство Франции в дела Индокитая стало фактом, и колониальное сообщество настаивало на создании торговой сети в регионе, основанной на реке Меконг, которая в идеале соединялась бы с гигантским рынком южного Китая. [113] [114]
Голландский писатель Х.Т. Буссемейкер утверждал, что эти французские колониальные предприятия и приобретения в регионе были просто реакцией или контрмерами против британской геостратегии и экономической гегемонии. «Для британцев было очевидно, что французы пытались подорвать британский экспансионизм в Индии и Китае, вторгаясь в Индокитай. Причиной этого безумного экспансионизма была надежда, что река Меконг окажется судоходной до китайской границы. что затем открыло бы огромный китайский рынок для французских промышленных товаров». [115] Чтобы сохранить национальную идентичность и целостность королевства, король Анг Дуонг инициировал секретные переговоры в письме Наполеону III, стремясь получить какое-то соглашение о защите с Францией.
В июне 1884 года французский губернатор Чарльз Кочинчины Томсон отправился в Пномпень , столицу Нородома, и потребовал одобрения договора с Парижем, который обещал далеко идущие изменения, такие как отмена рабства, институт частной собственности на землю и поселение французских резидентов в провинциальных городах. Король неохотно подписал соглашение. Филастерский договор 1874 г. подтвердил суверенитет Франции над всем Кохинхинским Китаем, а 16 ноября 1887 г. был создан Индокитайский союз . [116]
Продолжение дебатов по историографии Пост-Ангкора
[ редактировать ]археология Считается, что Камбоджи все еще находится в зачаточном состоянии. Внедрение новых методов геохронологии, таких как LIDAR-сканирование и люминесцентное датирование, открыло новые наборы и виды данных и исследований климата, а дисбалансы окружающей среды в последние годы стали более многочисленными. Отражение результатов, очевидно, требует времени, так как в статье Национальной академии наук США за 2010 год автор жалуется: «Историки и археологи, за некоторыми заметными исключениями, лишь изредка задумывались о роли окружающей среды и климата в история Ангкора». [117]
Широко обсуждаемыми остаются историография , культурализм и другие аспекты исторических источников, о чем свидетельствуют широкие противоречия. [118] Вероятно, самой большой проблемой является синхронизация всех исследований с выводами соседних стран. Существуют деликатные вопросы, уходящие корнями в этот исторический период (пограничные споры, культурное наследие), которые являются политически значимыми и далеки от решения. Окончательные выводы со всеми способствующими факторами в разумном контексте явно относятся к будущим событиям. [119]
Мириам Т. Старк в: «От Фунана до коллапса и возрождения Ангкора в Древней Камбодже» [120]
«...объяснение того, почему древняя Камбоджа характеризуется определенной непрерывностью и разрывами, остается невозможным без более тонкого понимания археологических данных... Будущая работа, сочетающая систематические археологические исследования и критический документальный анализ, может и должна пролить свет на аспекты устойчивости и перемен. .."
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Убийство и хаос в Камбодже семнадцатого века - Так называемый средний период камбоджийской истории, начиная с... - Обзоры по истории» . Школа перспективных исследований Лондонского университета. 28 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2015 г. Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Чему разрушение древних столиц может научить нас о современных городах», Шринатх Перур . Хранитель . 14 января 2015 года . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ «Камбоджа и ее соседи в 15 веке, Майкл Викери» . Публикации Майкла Викери. 1 июня 2004 года . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ «Ученые копают и летают над Ангкором в поисках ответа на вопрос Миранды Лейцингер о падении золотого города» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . 13 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ «Что стало причиной конца Кхмерской империи К. Криса Херста» . о.com . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «ЗАКАЗ АНГКОРА» . Британская энциклопедия . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Возникновение и окончательный упадок Кхмерской империи происходили параллельно с развитием и последующими изменениями религиозной идеологии, а также инфраструктуры, поддерживающей сельское хозяйство» (PDF) . Исследования Азии . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Лазерное сканирование раскрывает сагу о 1200-летнем затерянном городе Камбоджи» . Кхмерское гео. Архивировано из оригинала 14 июня 2015 года . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Найдено новое возможное объяснение внезапной гибели Кхмерской империи» . Физ орг. 3 января 2012 года . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Возникновение и окончательный упадок Кхмерской империи - ... Империя пережила две длительные засухи: в 1340-1370 годах, а также в 1400-1425 годах...» (PDF) . Исследования Азии . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Бакли, Брендан М.; Анчукайтис, Кевин Дж.; Пенни, Дэниел; Флетчер, Роланд; Кук, Эдвард Р.; Сано, Масаки; Нам, Ле Кан; Вичиенкео, Ароонрут; Минь, Тон Тот; Хонг, Труонг Май (13 апреля 2010 г.). «Климат как фактор, способствовавший гибели Ангкора, Камбоджа» . Труды Национальной академии наук . 107 (15). Национальная академия наук: 6748–6752. Бибкод : 2010PNAS..107.6748B . дои : 10.1073/pnas.0910827107 . ПМЦ 2872380 . ПМИД 20351244 .
- ^ «Мак Фён: История Камбоджи с конца 16 до начала 18 века» (PDF) . Майкл Викери . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Мин Ши-лу как источник для изучения истории Юго-Восточной Азии» . Юго-Восточная Азия в районе Мин Шилу. Архивировано из оригинала 22 июня 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ «Королевство Камбоджа — 1431-1863» . Глобальная безопасность . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Марли, Росс; Неер, Кларк Д. (1999). Патриоты и тираны: десять азиатских лидеров Росс Марлей, Кларк Д. Нехе . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780847684427 . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ «Джованни Филиппо де Марини, Делле Миссиони... Глава VII - Миссия Королевства Камбоджа Чезаре Поленги - Она считается одной из самых известных благодаря торговым возможностям: здесь изобилие...» (PDF) . Сиамское общество . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Рид, Энтони (август 2000 г.). Определение формы Юго-Восточной Азии раннего Нового времени. Энтони Рид . Книги шелкопряда. ISBN 9781630414818 . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Морская торговля в Юго-Восточной Азии в ранний колониальный период» (PDF) . Оксфордский университет . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Черч, Питер (3 февраля 2012 г.). MA Краткая история Юго-Восточной Азии под редакцией Питера Черча . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781118350447 . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Ой, Кит Джин (2004). Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия, от Ангкор-Вата до Востока... Том 1 . Академик Блумсбери. ISBN 9781576077702 . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ «Посланники Лондонской компании замышляют заговор в Сиаме» (PDF) . Сиамское наследие . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ «Два исторических отчета Королевства Вьентьян. Вероятно, это также было причиной камбоджийских завоеваний Чампы во времена правления ангкорских королей Сурьявармана II и Джаявармана VII» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ «Ангкор-Ват: уже более века приравнивается к квинтэссенции камбоджийской культуры – Чамский флот плыл вверх по реке Меконг… Реакция была очень быстрой…» The Phnom Penh Post . 14 июня 2013 года . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ «Байон: новые перспективы, пересмотренные Майклом Викери» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Краткая история Юго-Восточной Азии. Глава 3. Последствия монгольского завоевания Китая... Результатом стало массовое движение тайских народов на юг...» (PDF) . Стэнфордский университет . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Бриггс, Лоуренс Палмер (1948). «Сиамские нападения на Ангкор до 1430 года». Дальневосточный ежеквартальный вестник . 8 (1). Ассоциация азиатских исследований: 3–33. дои : 10.2307/2049480 . JSTOR 2049480 . S2CID 165680758 .
- ^ «Книги Сиамского общества - Королевские хроники Аюттхая - синоптический перевод Ричарда Д. Кушмана» . Сиамское общество . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Вульф, ДР (3 июня 2014 г.). Глобальная энциклопедия исторических сочинений, том 2 — Хроники Тиоунна . Рутледж. ISBN 9781134819980 . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ «Аспекты культурного наследия Камбоджи в региональных исследованиях Аратой Хисао» . googleusercontent.com . Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ «Очерк истории Камбоджи с середины 14-го до начала 16-го веков согласно Королевским хроникам Камбоджи, написанный НХИМ Сотхавином - До сих пор реконструкция истории с середины 14-го до начала 16-го века находится в своего рода неразгаданном состоянии, поскольку местные источники оказываются недостаточными, а ссылки из иностранных источников бесполезны» (PDF) . Софийский Азиатский Центр. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Бурдонно, Эрик (сентябрь 2004 г.). «Культурализм и историография древней Камбоджи: о расстановке приоритетов в источниках кхмерской истории - Ранжирование исторических источников и культуралистский подход в историографии древней Камбоджи Эрика Бурдонно - 29 Также этот материал скуден...» Муссонс. Recherche en Sciences Humaines Sur l'Asie du Sud-Est (7). Presss Universitaires de Provence: 39–70. дои : 10.4000/муссоны.2469 . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ «Исторические записи Аюдхьи... Предполагалось, что все прошлые записи Аюдхьи были уничтожены во время вторжения в Пэган в 1767 году, когда она подверглась нападению бирманцев» . Кхмерское наследие. 31 мая 2015 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Ангкор-Ват: уже более века приравнивается к квинтэссенции камбоджийской культуры – За мифическими башнями: история Камбоджи» . Почта Пномпеня . 14 июня 2013 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Король и камень – девятнадцатый век или двенадцатый? Время, когда впервые была написана тайская письменность, во многом связано с тем, как Рахул Госвами использует историю в политических целях» . Халидж Таймс . 29 ноября 2014 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Рекреации эпиграфические (2 2). Эпиграфический вестерн: случай Рамхамхенга Жана-Мишеля Филиппи» . Кампотмузей. 28 июня 2012 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Сокращенная королевская хроника Аюдхьи — 712 года Эры, года Тигра…» (PDF) . Сиамское общество . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «История Аюттайи – Династии – Король Рамесуан» . История Аюттайи . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Сокращенная королевская хроника Аюдхьи. Затем он отправился нападать на Чиангмай. Очень много лаосских семей было перевезено в столицу». (PDF) . Сиамское общество . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (11 мая 2017 г.). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 259. ИСБН 978-1-107-19076-4 .
- ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (11 мая 2017 г.). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 978-1-107-19076-4 .
- ^ «Два исторических отчета Королевства Вьентьян (стр. 2–5)» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Хайэм, Чарльз (14 мая 2014 г.). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций, автор: Чарльз Хайэм, династия Махидхарапура . Информационная база. ISBN 9781438109961 . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ Марр, Дэвид Г.; Милнер, Энтони Кротерс (1986). Юго-Восточная Азия в 9-14 веках под редакцией Дэвида Г. Марра, Энтони Кротерса Милнера . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 9789971988395 . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ «Сравнительная хронология Кхмерской империи и Европы Буддизм Тхеравады стал государственной религией» (PDF) . Департамент образования правительства Австралии . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Возникновение и окончательный упадок Кхмерской империи. Многие учёные связывают остановку развития Ангкора с возвышением Тхеравады…» (PDF) . Исследования Азии . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «От Фунана до коллапса и возрождения Ангкора в Древней Камбодже, Мириам Т. Старк, стр. 162» (PDF) . Гавайский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Кирнан, Бен (2008). Кровь и почва: современный геноцид 1500-2000 гг . Мельбурнский университет. ISBN 9780522854770 . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Странные параллели: Том 1, Интеграция на материке: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, около 800-1830 гг., Виктор Либерман» (PDF) . Мичиганский университет . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ «Сеть управления водными ресурсами Ангкора, Камбоджа Роланд Флетчер Дэн Пенни, Дамиан Эванс, Кристоф Потье, Майк Барбетти, Матти Кумму, Терри Люстиг и Управление по защите и управлению Ангкором и регионом Сием Рип (APSARA) Департамент памятников и Группа археологов» (PDF) . Университет Вашингтона . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Архитекторы знаменитого камбоджийского Ангкора – самого обширного средневекового «гидравлического города» в мире – невольно спровоцировали его экологический коллапс» . ScienceDaily . 12 сентября 2007 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Дамм, Томас Ван (январь 2011 г.). «Крах Кхмерской империи Томаса Ван Дамма» . academia.edu . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Тунг, Хенг Л. «Геогидрология и упадок Ангкора» (PDF) . Хамку. Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2016 года . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Эванс, Д.Х.; Флетчер, Р.Дж.; Поттье, К; Чеванс, Дж.Б.; Сутиф, Д; Тан, бакалавр наук; Я, С; Эа, Д; Олово, Т; Ким, С; Кромарти, К; Де Гриф, С; Ханус, К; Батый, П; Кузингер, Р; Симода, я; Бурназиан, Г. (11 июля 2013 г.). «Раскрытие археологических ландшафтов Ангкора с помощью лидара» . Учеб. Натл. акад. наук. США . 110 (31): 12595–600. Бибкод : 2013PNAS..11012595E . дои : 10.1073/pnas.1306539110 . ПМК 3732978 . ПМИД 23847206 .
- ^ «Распад Ангкора – свидетельство длительной засухи – продолжительной засухи между 14 и 15 веками в Ангкоре» . Об образовании . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ Викери, Майкл (2005). «Ошибочный шаг на пути к новой истории Камбоджи: обзорная статья» . Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft . 155 (1): 247. ISSN 0341-0137 . JSTOR 43381446 .
Столица переехала из Ангкора в район Пномпеня, вероятно... в связи с ростом международной морской торговли.
- ^ Либерман, Виктор (26 мая 2003 г.). Странные параллели: Том 1, Интеграция на материке: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, около 800–1830 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 240. ИСБН 978-1-139-43762-2 .
...последующий эффективный перенос столицы в более коммерчески жизнеспособный город Пномпень ознаменовал затмение проангкорских элементов внутри кхмерской элиты.
- ^ Эбихара, май (1984 г.). «Общественная организация в Камбодже шестнадцатого и семнадцатого веков» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 15 (2): 282. ISSN 0022-4634 . JSTOR 20070596 .
Перенос столицы из Ангкора... может отражать... переход Камбоджи к "торговому королевству" с растущим взаимодействием с внешним миром.
- ^ «Ясодхарапура, возрожденная в литературе… Ясодхарапура, первая столица Кхмерской империи, была разрушена сиамцами…» The Japan Times. 23 сентября 2007 года . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ «Краткая история Пномпеня - Чактомука...» anby Publications . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Надпись восемнадцатого века из Ангкор-Вата, автор Дэвид П. Чендлер» (PDF) . Сиамское общество . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ «Убийство и хаос в Камбодже семнадцатого века» . Институт исторических исследований (IHR) . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Морская торговля в Юго-Восточной Азии в ранний колониальный период... перенос прибыльной торговли Китая в Камбоджу...» (PDF) . Оксфордский центр морской археологии Оксфордского университета . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Джастин Корфилд (13 октября 2009 г.). История Камбоджи . АВС-КЛИО. стр. 12–. ISBN 978-0-313-35723-7 .
- ^ «Иезуиты в Камбодже: взгляд на камбоджийскую религиозность (2-я половина 16-го века - 1-я четверть 18-го века) - он не мог распространять слово Божие и был серьезно болен, он быстро покинул регион. не делая многого и не крестя больше, чем язычник» (PDF) . Автономный университет Мексики . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Боксер, Чарльз Ральф ; Перейра, Галеоте; Круз, Гаспар да; Рада, Мартин де (1953), Южный Китай в шестнадцатом веке: рассказы Галеоте Перейры, о. Гаспар да Круз, ОП [и] о. Мартин де Рада, OESA (1550–1575) , выпуск 106 произведений, выпущенных Обществом Хаклуит, напечатано для Общества Хаклуит, стр. lix, 59–63.
- ^ «Филиппинские острова, 1493-1803 гг.... экспедиция 1596 г. в Камбоджу...» Архив Орг . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Бриггс, Лоуренс Палмер (1946). «Договор от 23 марта 1907 года между Францией и Сиамом и возвращение Баттамбанга и Ангкора Камбодже» . Дальневосточный ежеквартальный вестник . 5 (4): 441. дои : 10.2307/2049791 . ISSN 0363-6917 . JSTOR 2049791 .
После того как кхмерские армии были изгнаны из долины Менам, они, похоже, оставили верхний и средний Меконг лаосцам и отошли на территорию, которая была преимущественно кхмерской, с долиной Се Мун и Корат-Джолбури-Чантабун. граница. В течение двух столетий они успешно сражались с Сиамом за эти границы. Однажды, в 1430–1431 годах, сиамцы захватили Ангкор и посадили на трон сиамскую марионетку. Но в следующем году камбоджийцы отвоевали свою столицу; и хотя они перенесли столицу в Пномпень, они не оставили своих старых границ, а продолжали сражаться за них в течение шестнадцатого века, иногда в союзе с бирманцами, которые дважды разграбили сиамскую столицу.
- ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (11 мая 2017 г.). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 114. ИСБН 978-1-107-19076-4 .
- ^ Смит, Джон (2019). «Государство, сообщество и этническая принадлежность в Таиланде раннего Нового времени, 1351–1767 гг.» (PDF) . Диссертация Мичиганского университета : 100.
- ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (11 мая 2017 г.). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 114. ИСБН 978-1-107-19076-4 .
- ^ Сотхеавин, Нхим. «Факторы, которые привели к смене кхмерских столиц с 15 по 17 век» (PDF) : 84-85.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (11 мая 2017 г.). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 115. ИСБН 978-1-107-19076-4 .
- ^ "Mak Phœun: Histoire du Cambodge de la fin du XVIe au début du XVIIIe siècle - Во время вторжения одна группа членов королевской семьи, правящий король и два или несколько принцев, бежали и в конце концов нашли убежище в Лаосе, в то время как другая группа, брат короля и его сыновья, были взяты в качестве заложников в Аюттхаю» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ «Мак Фён: История Камбоджи в конце XVIe au début du XVIIIe siècle – Фактически, именно в конце правления Суриёбарма был сделан первый шаг в форме брака между наследным принцем Джаяджеттой и вьетнамцем. принцесса на свидании между 1616 и 1618 годами» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ «Мак Фён: История Камбоджи в конце XVIe au début du XVIIIe siècle – Фактически, именно в конце правления Суриёбарма был сделан первый шаг в форме брака между наследным принцем Джаяджеттой и вьетнамцем. принцесса на свидании между 1616 и 1618 годами» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ «1620 год. Поучительная история. Камбоджа быстро оправилась от аюттайского вторжения в Ловек в 1593–1594 годах» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Преа Хан Рич - Генеалогия кхмерских королей - Возвышение короля Анг Чана - Поражение Сдач Кана» (PDF) . Камбозастра . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Период истории 1372-1432 гг. 60 лет заброшенности города Чактомук» . Локомо.орг . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Бен Кирнан восстанавливает историю и справедливость в Камбодже. В течение двух лет испанские и португальские конкистадоры…» Йельский университет . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (11 мая 2017 г.). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 116. ИСБН 978-1-107-19076-4 .
- ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (11 мая 2017 г.). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 116. ИСБН 978-1-107-19076-4 .
- ^ Рунгсвасдисаб, Пуангтонг (1995). Война и торговля: сиамские интервенции в Камбоджу, 1767-1851 гг . Университет Вуллонгонга. стр. 42, 50.
- ^ «Будда китайского обмана на горе Удонг работы Бу Сароена» . Почта Пномпеня . 22 июня 2001 года . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «История памятника Пном Бакхенг» (PDF) . Кхмерские исследования. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2015 года . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Норман Г. Оуэн (2005). Возникновение современной Юго-Восточной Азии: новая история . Издательство Гавайского университета. стр. 117–. ISBN 978-0-8248-2890-5 .
- ^ «Электронная книга путешествий Проекта Гутенберга по центральным частям Индокитая (Сиама), Камбоджи и Лаоса (Том 1 из 2) Анри Муо» . Проект Гутенберг . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ Викери, Майкл. « 1620 год. Поучительная история» (PDF) . п. 5.
- ^ Кирнан, Бен (2008). Кровь и почва: современный геноцид 1500–2000 гг. Бен Кирнан, с. 102 Разрушение Вьетнамом Чампы 1390–1509 гг . Мельбурнский университет. ISBN 9780522854770 . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ «Чам: потомки древних правителей Южно-Китайского моря наблюдают за морским спором со стороны, автор Адам Брей» . МОК-Чампа. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Моут, Фредерик В. (1998). Кембриджская история Китая: Том 8, Мин, часть 2, части 1368–1644 гг. Денис К. Твитчетт, Фредерик В. Моут . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521243339 . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Вачон М. и Нарен К. (29 апреля 2006 г.). История Чампы. Камбоджа Дейли. Получено 10 сентября 2020 г. с https://english.cambodiadaily.com/news/a-history-of-champa-87292/.
- ^ Вебер, Н. (2012). Разрушение и ассимиляция Чампы (1832–1835 гг.), Как видно из источников Кампа. Журнал исследований Юго-Восточной Азии, 43 (1), 158–180. Получено 3 июня 2020 г. с сайта www.jstor.org/stable/41490300.
- ^ «Переосмысление истории Южного Вьетнама с 15 по 18 века. Конкурс Брайана А. Зоттоли на побережьях от Гуандуна до Камбоджи» . Мичиганский университет . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Мак Фён: Histoire du Cambodge de la fin du XVIe au début du XVIIIe siècle - Согласно камбоджийской устной традиции, брак произошел потому, что слабый камбоджийский король влюбился...» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Майкл Артур Аунг-Твин; Кеннет Р. Холл (13 мая 2011 г.). Новые взгляды на историю и историографию Юго-Восточной Азии: продолжающиеся исследования . Рутледж. стр. 158–. ISBN 978-1-136-81964-3 .
- ^ «Мак Фён: История Камбоджи с конца 16 по начало 18 века. В: Bulletin de l'Ecole française d'Extrême-Orient. Том 83, 1996. стр. 405-415» (PDF) . Публикации Майкла Викери . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Викери, Майкл. « 1620 год. Поучительная история» (PDF) . п. 5.
- ^
- п. 157.
- Кирнан 2002 , с. 253.
- Кормак 2001 , с. 447.
- Рид 1999 , с. 36.
- Чакрабартти 1988 , с. 497.
- ^
- Филдинг 2008 , с. 27.
- Кирнан 2008 ,
- п. 158.
- Кирнан 2002 , с. 254.
- ^ Осборн 2008 , с. 45.
- ^ «Война и торговля: сиамские интервенции в Камбоджу 1767-1851 гг. Пуангтонга Рунгсвасдисаба» . Университет Вуллонгонга . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ Нолан, Катал Дж. (2002). Гринвудская энциклопедия международных отношений: SZ Катала Дж. Нолана . Гринвуд Паб. ISBN 9780313323836 . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Том IV - Эпоха революции и Империи с 1750 по 1900 год - Французский Индокитай Джастина Корфилда» (PDF) . Гродненский государственный медицинский университет . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ «Полный текст главы XV «Сиамских государственных церемоний» - Присяга на верность 197... по сравнению с ранней кхмерской клятвой...» Интернет-архив . Проверено 27 июня 2015 г.
- ^ «Марш на юг (Нам Тьен)» . Федерация кхмеров Кампучии-Крома. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Чендлер, Дэвид (2018) [1986]. История Камбоджи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 140–144. ISBN 978-0-429-97514-1 .
- ^ Корфилд, Джастин Дж. (2009). История Камбоджи . АВС-КЛИО. п. 18. ISBN 978-0-31335-723-7 .
- ^ Чендлер, Дэвид (2018) [1986]. История Камбоджи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 146–149. ISBN 978-0-429-97514-1 .
- ^ Чендлер, Дэвид (2018) [1986]. История Камбоджи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 150–156. ISBN 978-0-429-97514-1 .
- ^ Чендлер, Дэвид (2018) [1986]. История Камбоджи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 157–160. ISBN 978-0-429-97514-1 .
- ^ Корфилд, Джастин Дж. (2009). История Камбоджи . АВС-КЛИО. п. 19. ISBN 978-0-31335-723-7 .
- ^ Шапюи, Оскар (1 января 2000 г.). Последние императоры Вьетнама: от Ту Дыка до Бао Дая . Издательская группа Гринвуд . п. 48. ИСБН 9780313311703 . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ Данмор, Джон (апрель 1993 г.). «Французские путешествия и философская подоплека» . Туатара . 32 . Библиотека Веллингтонского университета Виктории . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ Кей, Джон (ноябрь 2005 г.). «Комиссия по исследованию Меконга, 1866–68: англо-французское соперничество в Юго-Восточной Азии» (PDF) . Азиатские дела . XXXVI (III). Рутледж . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ Буссемейкер, Х.Т. (2001). «Рай в опасности. Западная колониальная держава и японская экспансия в Юго-Восточной Азии, 1905-1941» . Университет Амстердама . Проверено 3 апреля 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Сованнарит Кео (14 декабря 2014 г.). «Смысл существования французского протектората Камбоджа» . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ «Климат как фактор, способствовавший упадку Ангкора, Камбоджа. Историки и археологи, за некоторыми заметными исключениями (1, 2), имеют только...» Национальная академия наук . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ Бурдонно, Эрик (сентябрь 2004 г.). «Культурализм и историография древней Камбоджи: о приоритетности источников кхмерской истории - ранжирование исторических источников и культуралистский подход в историографии древней Камбоджи Эрика Бурдонно» . Муссоны. Recherche en Sciences Humaines Sur l'Asie du Sud-Est (7). Presss Universitaires de Provence: 39–70. дои : 10.4000/муссоны.2469 . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ «Археология в Камбодже: оценка будущих исследований Уильяма А. Саутворта, консультанта по археологии Центра кхмерских исследований. Вместо того, чтобы быть завершенным и завершенным, изучение археологии Камбоджи...» Центр кхмерских исследований . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ «От Фунана до коллапса и возрождения Ангкора в Древней Камбодже, Мириам Т. Старк, стр. 166» (PDF) . Гавайский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 29 июня 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чакрабартти, HR (1988). Вьетнам, Кампучия, Лаос, связанные товариществом: панорамное исследование Индокитая с древнейших времен до наших дней, Том 2 . Издательство Патриот. ISBN 8170500486 . Проверено 16 февраля 2014 г.
- Кормак, Дон (2001). Поля смерти, поля жизни: незаконченный портрет камбоджийской церкви — церкви, которая не умрет . Автор Питер Льюис (переиздание). Публикации Крегеля. ISBN 0825460026 . Проверено 16 февраля 2014 г.
- Филдинг, Лесли (2008). Перед полями смерти: свидетель Камбоджи и войны во Вьетнаме (иллюстрированное издание). ИБТаурис. ISBN 978-1845114930 . Проверено 16 февраля 2014 г.
- Кирнан, Бен (2008). Кровь и почва: всемирная история геноцида и истребления от Спарты до Дарфура . Мельбурнский университет. Издательский. ISBN 978-0522854770 . Проверено 16 февраля 2014 г.
- Кирнан, Бен (2002). Режим Пол Пота: раса, власть и геноцид в Камбодже при красных кхмерах, 1975–79 (иллюстрированное издание). Издательство Йельского университета. ISBN 0300096496 . Проверено 16 февраля 2014 г.
- Осборн, Милтон (2008). Пномпень: История культуры: История культуры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199711734 . Проверено 16 февраля 2014 г.
- Рид, Энтони (1999). Диаграмма формы Юго-Восточной Азии раннего Нового времени . Книги шелкопряда. ISBN 9747551063 . Проверено 16 февраля 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Надпись Рам Кхамхенг – подделка, которая не сбылась
- Чему разрушение древних столиц может научить нас о современных городах
- Центр исследований Юго-Восточной Азии, Япония
- Центр кхмерских исследований
- Филиппинские острова, 1493–1803 гг., В Интернет-архиве.
- Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте Виктор Либерман
- Делимитация морской границы в Сиамском заливе - информация о многочисленных нерешенных региональных пограничных спорах, восходящих к темным векам