История буддизма в Камбодже
История Камбоджи |
---|
![]() |
Ранняя история |
Пост-Ангкорский период |
Колониальный период |
Независимость и конфликт |
|
Мирный процесс |
Современная Камбоджа |
По теме |
![]() |
Буддизм Тхеравады — государственная религия Камбоджи , существующая как минимум с V века.
Суваннафум
[ редактировать ]Король Ашока отправил миссионеров в землю Суваннапхум, которую иногда называют материковой юго-восточной азиатской областью народа Мон (ныне штат в Мьянме , штат Мон) и кхмеров (ныне Камбоджа). Эти миссии упоминаются в « Махавамсе » , сингальской палийской хронике. [ 1 ]
«Неподтвержденные сингальские источники утверждают, что буддизм был привнесен в Суваннапхум, или «Золотой полуостров», как когда-то называли материковую часть Юго-Восточной Азии, в III веке до нашей эры, во время правления короля Ашоки , великого буддийского правителя. Согласно этим источникам, два монаха, Сона и Уттара, были посланы распространять учение Учителя в этом регионе после великого совета 274 г. до н. э., состоявшегося в столице Ашоки Паталипутте , Индия. Хотя эта миссия может быть легендарной, она указывает на то, что буддизм присутствовал на юго-востоке. В Азии в течение долгого времени различные буддийские секты и школы, включая тантризм, соперничали или сосуществовали с доминирующим брахманизмом и местными анимистическими верованиями на протяжении веков до возникновения классических империй Юго-Восточной Азии, начиная с 9 века нашей эры. Частично через индийских купцов-торговцев. Индийское культурное влияние было широко распространено в этот ранний период. В Фунане (с 1 по 5 века нашей эры), первом организованном кхмерском государстве, кхмеры приняли не только разнообразные брахманские и буддийские религии, но также социальные обычаи и нравы Индии». [ 2 ]
Королевство Фунан
[ редактировать ]В период между 100 г. до н.э. и 500 г. н.э. Королевство Фунан в современной дельте Меконга установило процветающую морскую торговлю между Китаем, Индонезией и Индией. Это королевство было индуистским, и короли Фунана спонсировали поклонение Вишну и Шиве . Буддизм уже присутствовал в Фунане как вторичная религия в те самые ранние времена.
надпись Санскритская из 375 г. документирует присутствие буддизма в Фунане. Король Куандинья Джаяварман (478–514) пропагандировал буддизм и отправил буддийскую миссию с фунанскими буддийскими изображениями, вырезанными из кораллов, императору Китая. [ 3 ]
Другая ранняя надпись на санскрите, датированная 586–664 годами в Ват Прей Вир, отмечает, что два буддийских монаха по имени Ратнабхану и Ратнасимха были братьями. Китайские тексты свидетельствуют, что буддизм процветал в Камбодже во второй половине V века и что король Джаяварман послал индийского монаха Нагасена представить мемориал китайскому императорскому двору. [ 4 ]
Буддизм явно начал утверждать свое присутствие примерно с 450 года и был замечен китайским путешественником И Цзином в конце седьмого века.
Королевство Ченла
[ редактировать ]Королевство Ченла заменило Фунан и просуществовало с 500 по 700 годы. Ченла простиралась от дельты Меконга и вдоль земель, окружающих реки Меконг и Тонлесап.
«Согласно Ма Туан-Лину , китайскому летописцу XIII века, в IV и V веках существовало десять монастырей буддийских монахов и монахинь, изучавших священные тексты. Он заявил, что два монаха из Фунаня в этот период отправились в Китай по просьбе китайского императора, чтобы перевести санскритскую Типитику на китайский язык. Отрывок из «Истории Леанга», китайской хроники, написанной в 502–556 годах, сообщает нам, что король Рудраварман отправил в Китай миссию монахов под руководством индийца. монах Гунаратана. Делегация прибыла в Китай в 546 году в сопровождении 240 рукописей буддийских текстов Махаяны из пальмовых листьев. Доказательством культа реликвий Будды была просьба Рудравармана к китайскому императору о реликвии длиной 12 футов (3,7 м). волос Будды». [ 5 ]
Буддизм был ослаблен в период Ченла, но выжил, как видно из надписей Самбора Прей Кука (626 г.) и Сиемреапа, посвященных возведению статуй Авалокитешвары ( 791 г.). Некоторые доангкорейские скульптуры в районе дельты Меконга указывают на существование буддизма сарвастивады, основанного на санскрите . [ 5 ]
Изображения Будды в кхмерском стиле относятся к периоду 600–800 гг. в изобилии. Многие изображения бодхисаттв Махаяны также датируются этим периодом и часто встречаются рядом с преимущественно индуистскими изображениями Шивы и Вишну.
Надпись из храма Та Пром в провинции Бали, датированная примерно 625 годом, гласит, что Будда, Дхарма и Сангха процветают. [ 4 ]
Королевство Ангкор
[ редактировать ]Переход от индуистского царя-бога к махаянскому царю-будде, вероятно, был постепенным и незаметным. Преобладающие вайшнавские и шиваитские религиозные традиции уступили место поклонению Гаутаме Будде и бодхисаттве Авалокитешваре .
Король Джаяварман II (802-869) – первый настоящий кхмерский король империи Ангкор . Он провозгласил себя королем-богом и начал основывать столицу Ангкор (Ролоус) недалеко от современного Ангкор-Вата.
Буддийское королевство Саилендра осуществляло сюзеренитет над Камбоджей как вассальное государство в конце восьмого и начале девятого веков. В результате Джаяварман в молодости жил при дворе Явы и посетил Суматру . Вернувшись в Камбоджу, он провозгласил себя богом-королем (дева-раджем) согласно кхмерским традициям, отождествив себя с Шивой . Тем не менее, он все более дружелюбно относился к влиянию буддизма Махаяны во всем своем королевстве и поддерживал его. [ 6 ]
Когда король Джаяварман II вернулся в Камбоджу с Явы, он построил подряд три столицы: Харихаралайю , Амарендрапуру и Махендрапарвату . Один из них, Амарендрапура, отождествляемый с Бантеай Чмаром, был буддийским городом Махаяны, которым руководил Авалокитешвара, буддийский бодхисаттва сострадания.
Таким образом, буддизм Махаяны все более укреплялся в его империи. Форма буддизма Махаяны, распространявшаяся на землях Шривиджая, была похожа на буддизм династии Пала в Бенгалии и Университета Наланда в северной Индии.
«Бенгальский университет Наланды в Мегадхе (ныне Бехар) был богословским центром буддизма Махаяны под защитой династии Пала [750-1060]. Шиваистские интерпретации буддизма, окрашенные тантрическим мистицизмом (которые, возможно, возродили части до- Арийские религиозные традиции северо-восточной Индии) были разработаны в Мегадхе, а затем были экспортированы по всей островной и полуостровной Юго-Восточной Азии, особенно на Яву, судя по всему, Яшовармана I (889–910), который правил из окрестностей Ролоуса в конце девятого века. был шиваитским буддистом под влиянием синкретизма Наланды. Его преемники (особенно Джаяварман IV) посвятили себя Вишну и Брахме, а также Шиве, с которым их продолжали отождествлять потомственные семьи священников. Раджендраварман II интенсивно изучал буддизм». [ 4 ]
Династия Сайлендра также построила на Яве фантастический махаянский буддийский храм Боробудур (750-850 гг.). Боробудур, по-видимому, послужил источником вдохновения для более поздних великолепных строительных проектов Ангкора в Камбодже, в частности Ангкор-Вата и Ангкор-Тома .
Основной формой буддизма, практиковавшейся в Камбодже во времена Ангкора, был буддизм Махаяны, на который сильно повлияли тантрические тенденции.
«Распространенность тантраяны на Яве, Суматре и Камбодже [Камбоджа] — факт, который теперь определенно установлен современными исследованиями характера махаяны-буддизма и шиваизма в этих частях индийского Востока. Уже в камбоджийской надписи 9-го века есть определенные свидетельства преподавания тантрических текстов при дворе Джаявармана II. В записи Камбоджи XI века есть упоминание о «Тантрах Парами», и среди них были обнаружены изображения Хеваджры, определенно тантрического божества; руины Ангкор Тома. Ряд надписей Камбоджи относятся к нескольким королям, которые были посвящены в Великую Тайну (Врах Гухья) своими брахманическими гуру; шиваитские записи содержат очевидные записи тантрических доктрин, проникших в шиваизм».
«Но именно на Яве и Суматре Тантраяна, кажется, приобрела большее значение. Там махаянский буддизм и шиваизм , оба глубоко проникнутые тантрическими влияниями, часто смешиваются друг с другом в этот период. Санг Хьянг Камахаяникан, состоящий из Санскритские стихи, объясненные старояванским комментарием, якобы учат Махаяне и Мантраяне». [ 6 ]
Присутствие и растущее влияние буддизма продолжалось по мере роста могущества империи Ангкор. Король Йосаварман в 887–889 годах построил множество буддийских храмов, представляющих собой мандалу горы Меру , мифической оси мира. Самый большой из этих храмов — Пном Кандал или «Центральная гора», расположенный недалеко от центра комплекса Ангкор.
Король Раджендраварман II (944-968) «интенсивно изучал буддизм. Хотя он решил остаться шиваистом, он назначил буддиста Кавиндрариматхану главным министром. Кавиндрариматхана построил святилища Будде и Шиве. Джаяварман V (сын Раджендравармана) также оставался преданным Он также позволил своему главному министру Киртипандите способствовать буддийскому обучению и гаданию Махаяны». [ 6 ]
Сурьяварман I
[ редактировать ]Сурьяварман I (1006–1050) [9] считается величайшим из буддийских королей, за исключением Джаявармана VII.
Происхождение Сурьявармана I неясно, но данные свидетельствуют о том, что он начал свою карьеру на северо-востоке Камбоджи. Он взошел на трон после периода споров между соперниками, претендующими на кхмерский трон. Однако термин «узурпатор» неуместен, когда речь идет о кхмерском контексте королевской преемственности, поскольку кхмерский трон не включал исключительно отцовскую линию, но также признавал и даже в некоторой степени ценил королевскую материнскую линию. [10]
Являясь ярым сторонником буддизма Махаяны, он не вмешивался и не препятствовал растущему присутствию и распространению буддизма Тхеравады во время своего правления.
Джаяварман VII
[ редактировать ]Джаяварман VII (1181–1215) был величайшим из всех кхмерских буддийских королей. Джаяварман VII неустанно работал над тем, чтобы буддизм стал государственной религией Ангкора. [ нужна ссылка ]
Когда он взошел на престол, он был уже пожилым человеком, около 60 лет. Прежде чем стать королем, он посвятил свою долгую жизнь медитации и тантре.
Чувствуя свою смертность, он лихорадочно работал над завершением своей работы по «спасению» кхмерского народа и созданию буддийской империи в гонке со временем.
В 1177 году Королевство Чам в центральном Вьетнаме вторглось и разграбило Ангкор, создав ощущение травмы и кризиса во всей Кхмерской империи, напав на столицу и разграбив ее. Король Джаяварман VII взошел на трон в обстановке кризиса и войны.
Джаяварман VII был буддистом Махаяны и считал себя царем Дхармы, бодхисаттвой, чьей обязанностью было «спасать людей» посредством служения и зарабатывания заслуг, освобождая себя в процессе.
Ученые размышляют, почему кхмерская королевская семья отвергла индуизм и окончательно приняла буддизм в это время. Возможно, предполагают они, Джаяварман и его люди разочаровались в индуистских богах из-за их неспособности защитить империю Ангкор от разграбления их врагами, чамами. Сами чамы были индуистами и поклонялись Шиве, и поэтому кхмеры, возможно, чувствовали инстинктивное отвращение к религии своих врагов.
Джаяварман отказался от поклонения старым богам и начал более открыто отождествлять себя с буддийскими традициями. Его режим обозначил четкую разделительную линию со старым индуистским прошлым.
До 1200 года искусство в храмах в основном изображало сцены из индуистского пантеона, такие как Вишну, лежащий на листе лотоса, или пахтание первобытного моря молока творения. После 1200 года в качестве стандартного мотива стали появляться сцены из буддийских Джатак и жизни Будды, а также сцены из Рамаяны.
Как «король-бодхисаттва» Джаяварман VII считался живым Буддой или бодхисаттвой, который отвернулся от грани просветления, чтобы искупить или спасти свой народ от страданий; он воображал себя в роли, подобной роли нынешнего Далай-ламы Тибета.
Изображения Джаявармана изображают его в аскетической позе, сидящего в медитации, с безмятежным, просветленным выражением лица. Он построил множество общественных сооружений для служения людям, в том числе водопроводные станции, больницы, храмы и приюты для путешественников.
В каменных надписях говорится, что он «страдал от болезней своих подданных больше, чем от своих собственных, ибо горе короля составляют общественные скорби, а не его собственные».
Другая надпись гласит: «Наполненный глубоким сочувствием к благу мира, король поклялся: «Все существа, погруженные в океан существования, пусть я вытащу их благодаря этой доброй работе. И пусть короли Камбоджи, которые придут после меня, привязанные к добру... достигнут вместе со своими женами, сановниками и друзьями места избавления, где больше нет болезней».
Во время правления Джаявармана VII происходили глубокие психологические изменения. Произошёл сдвиг от культа царя-бога Девараджи к культу Сангхи , культу монахов. В прежние времена большие усилия и ресурсы вкладывались в строительство храмов для элитных жрецов-брахманов и царей-богов. При Джаявармане эти ресурсы были перенаправлены на строительство библиотек, монастырских жилищ, общественные работы и более «земные» проекты, доступные простым людям.
Его храм, Байон в Ангкор Томе , является первым храмом, построенным без стен, что указывает на его открытость для всех людей, не только для короля-бога и его священников-брахманов. Стены Байона украшены сценами из повседневной жизни людей, занимающихся рыбной ловлей, едой, азартными играми и петушиными боями , а не героическими подвигами богов и королей.
Король Джаяварман считал Байон своим шедевром, своей «невестой». Надпись на камне гласит: «Город Йосадхарапура, украшенный порошком и драгоценностями, пылающий желанием, дочь хорошей семьи... которая вышла замуж за царя во время праздника, в котором не было недостатка, под раскидистым помостом его защита».
Целью этого мистического брака короля и народа, говорится далее в надписи, было «рождение счастья во всей вселенной».
Строительные проекты, заказанные Джаяварманом, пропитаны тантрической буддийской символикой. Слово «байон» означает «предковая янтра » — магический символ геометрической формы тантрического буддизма . В центре храма Байон находилось изображение Будды- Мукалинды : Будда, сидящий на семиголовой кобре, со змеиным капюшоном, раскрытым над Буддой для защиты от стихий. Изображение Будды имеет черты самого Джаявармана VII. [ нужна ссылка ]
Среди других крупных храмовых проектов Джаявармана - Преа Хан и Та Пром .
Хотя сам Джаяварман VII был буддистом Махаяны, присутствие буддизма Тхеравады становилось все более очевидным. «Эта сингальская буддийская ортодоксальность Тхеравады была впервые распространена в Юго-Восточной Азии монахами Талинг (Мон) в 11 веке и вместе с исламом в 13 веке в южных островных частях региона, распространившись как народное движение среди людей. Помимо надписей, таких как одна из Лопбури, были и другие признаки того, что религиозное место Суваннабхуми менялось. Тамалинда, кхмерский монах, который, как полагают, был сыном Джаявармана VII, принял участие в миссии 1180 года под руководством бирманцев в Шри-Ланку. изучать палийский канон и по возвращении в 1190 году имел при своем дворе адептов сингальской доктрины Чжоу Дагуань, который возглавлял китайскую миссию в Ангкоре в 1296-97 годах, подтверждает значительное присутствие палийских монахов Тхеравады в кхмерской столице». [ 3 ]
Упадок Ангкора и возникновение королевства Тхеравада
[ редактировать ]После 13 века буддизм Тхеравады стал государственной религией Камбоджи.
Король Джаяварман VII отправил своего сына Тамалинду в Шри-Ланку, чтобы он был посвящен в сан буддийского монаха и изучал буддизм Тхеравады в соответствии с палийскими библейскими традициями . Затем Тамалинда вернулся в Камбоджу и продвигал буддийские традиции в соответствии с полученным им обучением Тхеравады, активизируя и активизируя давнее присутствие Тхеравады, существовавшее по всей империи Ангкор на протяжении веков.
Во время обучения Тамалинды в знаменитом монастыре Махавихара в Шри-Ланке (1180–1190) в Шри-Ланке проповедовался новый динамичный тип буддизма Тхеравады как «истинная вера». Эта форма буддизма была несколько воинственной и высокодисциплинированной в ответ на войны с тамилами, которые почти уничтожили буддизм в Шри-Ланке в IX и X веках. Пока буддизм Тхеравады боролся за выживание в Шри-Ланке, он приобрел устойчивость, которая привела к возрождению во всем буддийском мире и в конечном итоге распространилась по Бирме, Чангмаю, королевствам Мон, Лане, Сукотаи, Лаосу и Камбодже. [ 7 ]
В XIII веке важную роль в этом процессе сыграли странствующие миссионеры из мон-кхмероязычных частей Сиама, Бирмы, Камбоджи и Шри-Ланки.
Когда принц Тамалинда вернулся после десяти лет посвящения, он был тхера, старшим монахом, способным проводить посвящение в эту энергичную линию тхеравады, которая настаивала на ортодоксальности и отвергала «нововведения» Махаяны, такие как тантрические практики.
Некоторые ученые утверждают, что переход от Махаяны к Тхераваде был более постепенным, чем обычно считалось. Французский ученый Николя Ревир изучил стелу Ангкор, которая сейчас находится в Национальном музее Бангкока , изображающую еще в 13 или 14 веке махаянское изображение рождения Будды, где Будда выходит из бока своей матери в момент родов. Ревир считает, что это предполагает, что своего рода «остаточное «поведение»» Махаяны сохранялось даже после завершения институционального перехода к Тхераваде. [ 8 ]

Массовое обращение кхмерского общества в буддизм Тхеравады представляло собой ненасильственную революцию на всех уровнях общества. Все монументальные строительные проекты, характерные для империи Ангкор, внезапно рухнули. Ученые изо всех сил пытаются объяснить эту внезапную и необъяснимую трансформацию кхмерской цивилизации.
Буддизм Тхеравады преуспел, потому что он был инклюзивным и универсальным в своем распространении, набирая учеников и монахов не только из элиты и двора, но также из деревень и крестьян, что повышало его популярность среди кхмерского народа.
«Их послание имело успех, потому что оно обеспечило значимый способ взаимодействия с миром для многих, кто был маргинален по отношению к классическим цивилизациям или серьезно пострадал от разрушения классических цивилизаций в 13 и 14 веках». [ 7 ]
Журналистка Элизабет Беккер объяснила это явление: «Камбоджийцы созрели для обращения. Политическая целостность и мораль королевства были поставлены под сомнение в то время, и камбоджийцы массово обратились в эту новую веру, которая предлагала социальное спокойствие, не стремясь к материальной выгоде или власти. Скромные буддийские бонзы были долгожданным отличием от высокомерных и богатых царских священников. Новые буддисты, одетые в простые шафрановые одежды, обладали чувством ответственности за всех, а не только за знать. В конце концов они стали такими же почитаемыми, как девараджи. , который, в свою очередь, сам стал буддистом Тхеравады как покровителем веры». [ 9 ]
Другие ученые предполагают, что классическая империя Ангкор рухнула из-за дезертирства изнутри и нападения извне, а также из-за растущих внешних угроз и нападений со стороны Сиама и Вьетнама, которые в то время преобладали.
«В период после Ангкора произошел резкий подъем палийской традиции Тхеравады в Юго-Восточной Азии и сопутствующий упадок буддийских религиозных традиций брахманизма и махаяны. В тайском отчете о миссии в Шри-Ланку 1423 года упоминаются восемь кхмерских монахов, которые снова привели с собой ортодоксальную секту Махавихара. Однако это конкретное событие противоречило глубокому социальному сдвигу, который происходил от жреческой классовой структуры к деревенской монашеской системе на землях Тхеравады. Придерживаясь монашеской дисциплины, монахи развивали свои ваты, или храмы. Монастыри превратились не только в морально-религиозные, но и в образовательные, социальные и культурные центры для населения. Уотс стал основным источником обучения и народного образования. Ранние западные исследователи, поселенцы и миссионеры сообщали о широко распространенной грамотности среди мужского населения. Бирма, Таиланд, Кампучия, Лаос и Вьетнам. До XIX века уровень грамотности превышал уровень грамотности в Европе в большинстве, если не во всех странах Тхеравады. В Кампучии буддизм стал передатчиком кхмерского языка и культуры». [ 3 ]
Таким образом, революция Тхеравады представляла собой массовое движение кхмерского народа, отвергающее некоторые репрессивные практики религии индуизма и буддизма-бога-короля.
С возвышением Сиама на западе и Вьетнама на востоке классическая империя Ангкор исчезла, и началось возникновение современной Камбоджи. Правительственный центр начал мигрировать из Ангкора в более центральное место в центре Камбоджи, в регионы вблизи современного Пномпеня.
С этого времени Камбоджа стала буддийской страной Тхеравады. «Буддизм Тхеравады, в отличие от почти всех предыдущих религий страны, его доктрины не навязывались сверху, а проповедовались людям. Он был прост, не требовал дорогостоящего жречества или храмов и небольших церемоний. Его миссионеры практиковали аскезу, уединение, смирение. , и бедность. Их пример и их прямой контакт с людьми начали подрывать старую государственную религию и основанный на ней монастырь Тхеравады, который оставался великой верой и утешением кхмерского народа до 1975 года». [ 10 ]
Чжоу Дагуань, китайский посетитель Королевского двора Камбоджи в это время, писал о присутствии буддийских монахов Тхеравады в последние дни Ангкора.
Чжоу Дагуань был эмиссаром при дворе Тимур-хана, императора Китая. Дагуан прожил в Ангкор Томе один год (1296-1297) и написал небольшую книгу о своих наблюдениях, в которой описал монахов Тхеравады с бритыми головами, в желтых одеждах и с обнаженным одним плечом, ходящих босиком по всей Камбодже. По его словам, их храмы были простыми и содержали одно изображение Будды Шакьямуни. Изображение было задрапировано желтой тканью.
Монахи Тхеравады ели мясо и рыбу, но не пили вино. Они ели только один раз в день. Они не готовили в храме, а жили милостыней.
«Книг, из которых они читали, было очень много. Они были сделаны из аккуратно переплетенных пальмовых листьев, покрытых черными надписями. Некоторые из монахов были королевскими советниками, и поэтому имели право перевозиться в паланкинах с золотыми древками, сопровождаемыми зонтиками с золотыми или золотыми древками. серебряные ручки. Буддийских монахинь не было». [ 6 ]
Средний возраст
[ редактировать ]Джинакаламали дает отчет о культурных связях между Камбоджей и Шри-Ланкой в пятнадцатом веке. В нем говорится, что 1967 г. (1967?? Возможно, 1697) Спустя годы после Махапариниббаны Будды восемь монахов во главе с Махананасиддхи из Камбоджи и 25 монахов из Наббиспуры в Таиланде приехали в Шри-Ланку, чтобы получить посвящение умпасампады от рук сингальских махатхеров.
Когда Ангкор рухнул под наступающими джунглями, центр силы Тхеравады Камбоджи переместился на юг, в сторону современного Пномпеня . Пномпень изначально был небольшим прибрежным рыночным центром, где реки Меконг и Тонлесап сходятся .
Пномпень был основан, когда госпожа Пень нашла «четырёхликого Будду», плывущего по реке на дереве коки во время сезона наводнений. Она нашла изображение Будды и приказала построить Ват Пном для размещения этого изображения. Четырехликий Будда [Будда, обращенный в четыре стороны] играет важную роль в кхмерской буддийской иконографии, обозначая создание царства Будды Будущего Майтрейи , которого часто отождествляют с Буддой-королем Камбоджи.
После 1431 года, когда камбоджийские короли навсегда покинули Ангкор из-за сиамского вторжения, королевский двор располагался на горе Удон, в нескольких километрах к северу от Пномпеня. Сиамские вторжения с запада и вьетнамские вторжения с востока ослабили кхмерскую империю. Вьетнамские захватчики пытались подавить буддизм Тхеравады и заставить кхмеров практиковать буддизм Махаяны. С другой стороны, сиамцы периодически вторгались в Камбоджу и пытались изгнать «неверующих», пытаясь защитить религию Тхеравады. Эта борьба за власть между двумя восходящим державами продолжалась до прихода европейцев в 16 веке.
Буддизм продолжал процветать в Камбодже в шестнадцатом веке. Король Анг Чан (1516–1566), родственник короля Дхаммараджи, был набожным буддистом. Он построил пагоды в своей столице и множество буддийских святынь в разных частях Камбоджи. Чтобы популяризировать буддизм, король Сатха (1576-1549), сын и преемник короля Барома Ричиа, восстановил огромные башни Ангкор-Вата, который к шестнадцатому веку стал буддийской святыней.
Когда западные купцы и миссионеры впервые вступили в контакт с Камбоджей, они обнаружили трехуровневое общество, состоящее из знати, простых людей (которые в основном занимались выращиванием риса) и буддийских монахов, которые были хранителями кхмерской культуры и самобытности.
Каждую последующую волну европейского влияния сопровождали католические миссионеры, но буддизм Тхеравады оказался на удивление устойчивым к иностранным попыткам обратить кхмеров в свою веру.
В 1556 году португальский миссионер Гаспар де Круз провел около года в Камбодже и посетил столицу Ловек, где правил король Чам. Миссионер горько жаловался на свою неспособность обратить кхмеров в христианство и винил в своей неудаче буддийских монахов: Монахи, по его словам, «чрезвычайно горды и тщеславны... низшие из них поклоняются высшим, как богам, молятся им и падают ниц перед ними, и поэтому простые люди имеют к ним большое доверие, с большим почтением и поклонением, так что нет человека, который осмелится противоречить им в чем-либо. [Иногда] случалось, что, пока я проповедовал, многие вокруг меня очень хорошо слушали меня и были очень довольны тем, что я им говорил, что если бы кто-нибудь из этих священников приходил и говорил: «Это хорошо, но наше лучше». «Они все уйдут и оставят меня в покое». [ 11 ]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]В колониальный период мир периодически нарушался вспышками насилия на религиозной почве. Периодические милленаристские восстания, часто возглавляемые харизматическими монахами или самопровозглашенными святыми. В 1820–1821 годах тысячелетнее восстание возглавил бывший монах по имени Кай, признанный святым человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он организовал восстание против вьетнамских повелителей из своего укрытия в Ба Фаноме.
В течение семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков участие Таиланда в политике Камбоджи расширило тайское влияние и на религиозные вопросы. В 1855 году король Нородом пригласил монахов из тайской Дхаммаюттики Никайи основать присутствие Дхаммаюттики в Камбодже. [ 12 ] Маха Пан, кхмерский монах, который учился у тех же учителей, что и таиландский Монгкут , был назначен первым сангхараджой новой кхмерской традиции Дхаммаюттика (обычно называемой «Томмают») и поселился в Ват Ботум Ваддей, новом храме. храм, построенный рядом с дворцом в Пномпене. [ 12 ]
Недавно сформированный орден Томмают пользовался королевским покровительством, но часто вступал в конфликт с существующей линией передачи Моханикай (Маханикайя). [ 12 ] Томмают иногда обвиняли в лояльности тайскому двору, а не кхмерской нации. [ 13 ]
Камбоджа была признана Западом «протекторатом» Франции в 1867 году. [ 14 ] В течение следующих сорока лет территория современной Камбоджи была интегрирована как колония во Французский Индокитай посредством ряда «защитных» соглашений с Вьетнамом и договорных уступок со стороны Таиланда . [ 15 ] Против французов периодически вспыхивали приступы насилия, возглавляемые буддийскими святыми.
В эпоху французского правления были достигнуты значительные успехи в образовании камбоджийских монахов, как по специально буддийским темам, так и по более общим исследованиям. В Пномпене в 1914 году была создана Палийская средняя школа для монахов, позже преобразованная в колледж. [ 16 ] Эта четырехлетняя программа выдачи дипломов монахам включала не только обучение палийскому языку и буддийским канонам, но и базовое образование по современным светским темам. [ 17 ] Начиная с 1933 года были созданы начальные школы пали, чтобы дать новым монахам более короткое введение в пали. [ 17 ] Эти школы со временем превратились в более широкие монашеские школы, где все монахи получали базовое образование в области дхамма-виная. [ 17 ] В 1961 году начал обучение буддийский университет Пхра Сихану-Раджа. [ 16 ]
Начальное образование камбоджийских детей по-прежнему осуществлялось в храмовых школах. Монахам также было предложено принять участие в проектах развития сообщества. [ 16 ]
Эпоха красных кхмеров
[ редактировать ]В 1975 году, когда коммунистические красные кхмеры взяли под свой контроль Камбоджу, они попытались полностью искоренить буддизм и почти преуспели в этом. Ко времени вьетнамского вторжения в 1979 году почти каждый монах и религиозный интеллектуал был либо убит, либо отправлен в изгнание, а почти каждый храм, буддийский храм и библиотека были разрушены.
Политика красных кхмеров в отношении буддизма, которая включала насильственное разоблачение монахов, разрушение монастырей и, в конечном итоге, казнь отказавшихся от сотрудничества монахов, фактически разрушила буддийские институты Камбоджи. [ 18 ] Монахи, не бежавшие и избежавшие казни, жили среди мирян, иногда тайно совершая буддийские ритуалы для больных или страждущих. [ 18 ]
Оценки количества монахов в Камбодже до прихода к власти красных кхмеров различаются: от 65 000 до 80 000. [ 19 ] Ко времени восстановления буддизма в начале 1980-х годов число камбоджийских монахов во всем мире оценивалось менее чем в 3000 человек. [ 20 ] Патриархи обоих камбоджийских Никаев были убиты или погибли где-то в период 1975–78 годов, хотя причина их смерти неизвестна. [ 19 ]
Из-за своей связи с тайской монархией монахи ордена Томмают могли особенно подвергаться преследованиям. [ 21 ]
Вьетнамская оккупация
[ редактировать ]После поражения красных кхмеров силами вьетнамского правительства буддизм первоначально оставался официально подавленным в Камбодже. [ 18 ] После вызовов легитимности поддерживаемой Вьетнамом Народной Республики Кампучия, начиная с лета 1979 года, политика в отношении буддизма начала либерализоваться. [ 22 ] Группа монахов, которые были сосланы и повторно рукоположены во Вьетнаме во время правления красных кхмеров, были возвращены обратно в Камбоджу. [ 23 ] а в 1981 году один из них, Достопочтенный Теп Вонг , был избран первым Сангхараджем новой единой сангхи Камбоджи, официально упразднив разделение между Орденом Томмают и Орденом Моханикай. [ 22 ] Рукоположение новых монахов спонсировалось правительством как публичное проявление благочестия и снятие ограничений на рукоположение. [ 20 ]
Современная эпоха
[ редактировать ]Сегодня буддизм изо всех сил пытается восстановить себя, хотя отсутствие буддийских ученых и лидеров, а также продолжающаяся политическая нестабильность затрудняют эту задачу.
После вывода вьетнамских вооруженных сил недавно переименованная Народная партия Камбоджи попыталась присоединиться к буддийской сангхе, объявив буддизм «государственной религией» Камбоджи в политическом заявлении 1991 года. [ 24 ] В 1991 году король Сианук вернулся из изгнания и назначил достопочтенного Теп Вонга сангхараджем ордена Моханикай, а достопочтенного Бур Кри - сангараджем ордена Томмают, что фактически ознаменовало конец единой системы, созданной под властью Вьетнама в 1981 году. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Махавамса, глава 12, перевод Вильгельма Гейгера.
- ^ Талли, Джон. Франция на Меконге .
- ^ Jump up to: а б с Гьяллай-Пап, Питер. «Записки о возрождении кхмерского буддизма», Радикальный консерватизм .
- ^ Jump up to: а б с Доусон, Филип. Искусство Юго-Восточной Азии .
- ^ Jump up to: а б Рэй, Нихар-Ранджан. Санскритский буддизм в Бирме .
- ^ Jump up to: а б с д О'Мюррей, Стивен. Ангкор Жизнь .
- ^ Jump up to: а б Киз, Чарльз. Золотой полуостров .
- ^ Николас Ревир, «Рождение Будды в Ангкоре», Журнал Сиамского общества 107, 2019, 63-90 (82).
- ^ Беккер, Элизабет. Когда война закончилась .
- ^ Шокросс, Уильям. сайдшоу .
- ^ Чендлер, Дэвид. История Камбоджи .
- ^ Jump up to: а б с ( Харрис 2001 , стр. 83)
- ^ ( Харрис 2001 , стр. 83–4)
- ^ ( Вятт 2003 , стр. 180)
- ^ ( Вятт 2003 , стр. 189–91)
- ^ Jump up to: а б с ( Раджаварамуни 1984 )
- ^ Jump up to: а б с ( Бапат и Такасаки 1959 )
- ^ Jump up to: а б с ( Харрис 2001 , стр. 74)
- ^ Jump up to: а б ( Раджаварамуни 1984 , стр. 78–82)
- ^ Jump up to: а б ( Харрис 2001 , стр. 75–6)
- ^ ( Харрис 2001 , стр. 84)
- ^ Jump up to: а б ( Харрис 2001 , стр. 75)
- ^ ( Харрис 2001 , стр. 93)
- ^ ( Харрис 2001 , стр. 76)
- ^ ( Харрис 2001 , стр. 77)
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бапат, ПВ; Такасаки, Дж. Н. (1959), «Прогресс буддийских исследований на Цейлоне, Бирме, Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Китае и Японии» , в Бапате, вице-президенте (редактор), « 2500 лет буддизма» , Дели: Министерство информации и Радиовещание, Правительство Индии, стр. 370–83 , получено 29 июня 2007 г.
- Харрис, Ян (август 2001 г.), «Группы Сангхи в Камбодже» , Обзор буддийских исследований , 18 (I), Ассоциация буддийских исследований Великобритании: 73–106, doi : 10.1558/bsrv.v18i1.14469 , S2CID 247890925
- Раджаварамуни, Пхра Праюдх Паютто (1984), «Сомнительная судьба лаосского и камбоджийского буддизма» , Тайский буддизм в буддийском мире , Бангкок: Буддийский университет Махачулалонгкорна, стр. 78–82.
- Вятт, Дэвид (2003), Таиланд: Краткая история , Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-08475-7