Дхутанга
Дхутанга ( пали дхутанга, сингальский : ධුතාඞ්ග ) или дхутагуна ( санскрит ) — это группа аскезы или аскетических практик, которым учат в буддизме . Традиция Тхеравады учит набору из тринадцати дхутанг, тогда как буддийские источники Махаяны учат набору из двенадцати дхутагун. [ 1 ] Обычно считается, что этот термин происходит от корня дху «трясти» и может означать практики, которые помогают «стряхнуть» омрачения . [ 1 ] Таким образом, дхутанги предназначены для устранения загрязнений ума и, таким образом, для углубления буддийской практики. Их цель — помочь практикующему развить непривязанность к материальным вещам, включая тело. Практика Дхутанги не считается необходимым требованием для монаха, в отличие от Шилы ( добродетели ).
Тхеравада Буддизм
[ редактировать ]Поскольку эти тринадцать аскетических практик упоминаются в Палийской Типитаке только по названию, Висуддхимагга считается единственным местом в литературе Тхеравады , где можно найти адекватные описания дхутанг. Висуддхимагга Буддхагхошей , центральный буддийский комментаторский трактат Тхеравады, написанный весьма почитаемым монахом V века Тхера , излагает подробные практические инструкции по развитию очищения ума, посвящая целую главу обсуждению дхутанг.
Тринадцать дхутанг
[ редактировать ]
Висуддхимагга перечисляет практики следующим образом: [ 2 ]
Тринадцать видов аскетических практик были разрешены Благословенным членам рода, которые отказались от плотского и, независимо от тела и жизни, желают совершать практику, соответствующую [своей цели]. Они есть:
- Практика отказа от ношения тряпок (памсукулик'анга) — ношение одежд, сделанных из выброшенной или испачканной ткани, отказ от принятия и ношение готовых одежд, предлагаемых домовладельцами.
- Практика ношения тройного одеяния (текиварик'анга) — наличие и ношение только трех одеяний и отсутствие дополнительных разрешенных одеяний.
- Практика поедания милостыни (пиндапатиканга) — употребление в пищу только пищи, собранной на пиндапате или круге подаяния, не принимая при этом пищу в вихаре или предложенную по приглашению в доме мирянина.
- Практика ищущего дом за домом (сападаниканга) — не пропускать ни одного дома, идя за подаянием; не выбирать только посещение богатых семей или тех, кто выбран по какой-либо другой причине в качестве родственников и т. д.
- Практика одного сеанса (экасаниканга) — прием пищи один раз в день и отказ от другой еды, предлагаемой после полудня. (Ушедшие не могут, если не больны, принимать пищу с полудня до рассвета следующего дня.)
- Практика поедания еды из миски (паттапиндиканга) — поедание еды из своей миски, в которой она смешана, а не из тарелок и блюд.
- Практика позднего отказа от еды (кхалу-пачча-бхаттик'анга) — отказ от еды после того, как человек показал, что он удовлетворен, даже если миряне хотят предложить больше.
- Практика лесного жителя (Араньниканга) — не жить в городе или деревне, а жить в уединении, вдали от всех отвлекающих факторов.
- Практика обитателя корней деревьев (руккхамуликанга) — жизнь под деревом без крыши.
- Практика обитателя под открытым небом (аббхокасик'анга) — отказываясь от крыши и корней деревьев, практику можно выполнять под навесом из одежд.
- Практика жителя склепа (сусаник'анга) - жизнь на склепе, кладбище или месте кремации или поблизости от него (в древней Индии в таких местах находились брошенные и непогребенные трупы, а также некоторые частично кремированные трупы.)
- Практика любого пользователя кровати (йатха-сантатик'анга) — удовлетворение любым жилищем, отведенным под спальное место.
- Практика сидящего (несайджиканга) — пребывание в трех позах: ходьбе, стоянии и сидении и никогда не лежании.
Преимущества
[ редактировать ]Преимущества практики проживания в лесу, как упомянуто в Висуддхимагге :
Преимущества таковы. Живущий в лесу монах, уделивший внимание восприятию леса (см. МН 121), может достичь до сих пор недостигнутой концентрации или сохранить уже достигнутую. И Учитель доволен им, как сказано: «Итак, Нагита, я доволен жилищем этого монаха в лесу» (А III 343). А когда он живет в отдаленном жилище, его ум не отвлекается на неподходящие видимые предметы и так далее. Он свободен от беспокойства; он отказывается от привязанности к жизни; он наслаждается вкусом блаженства уединения, и ему становится состояние мусорщика и т. д. 55. Он живет уединенно и обособленно, отдаленные жилища радуют его сердце; Спаситель мира, кроме того, Он радует, что в рощах пребывает. Отшельник, который может жить в лесу один, может обрести и блаженство, чье благоухание превосходит цену царского блаженства в раю. В лохмотьях он может выйти в лесную драку; такова его кольчуга, а для оружия подойдут и другие методы. Тот, кто вооружен таким образом, может быть уверен, что разгромит Мару и его орду. Так пусть лесные поляны радуют Мудрого человека участком своего жилища.
В источниках Махаяны
[ редактировать ]Источники Махаяны, такие как Самадхираджасутра , Дашабхумикасутра и Шантидева, учат и пропагандируют практику двенадцати дхутагун как важных элементов пути бодхисаттвы . [ 1 ] Дхарма -самграха перечисляет следующее: [ 3 ]
- паиндапатика : (ест только) подаяние,
- трайчиварика : (носить только) три одежды,
- халупашкадбхактика : не (принимать больше) после начала еды,
- наишадьика : не лежать,
- йатхасамстарика : постель в соответствии (с тем, что предлагается),
- врикшамулика : (живущий у) корня дерева,
- экасаника : (еда во время) одного приседания,
- абхьявакашика : (жизнь в) пустом месте,
- араньяка : (живущий в) пустыне,
- смашаника : (жить на) кладбище,
- pāṃśukūkūlika : (носить только) одежды, сделанные из выброшенных материалов,
- наматика : (ношение только) фетровой одежды.
Самадхираджасутра : перечисляет преимущества, которые человек получает от практики дхутагун [ 4 ]
Он свободен от «обмана и болтливости (или от лживых разговоров). Он не превозносит себя и не поносит (или не порочит) других. Он ходит по домам (мирян) без излишнего дружелюбия или отвращения. проповедует Учение (буквально «дарует дар Дхармы») бескорыстно. Его религиозное учение эффективно.
Известные ранние практики
[ редактировать ]- Маха Кассапа Тхера (Лучший монах среди практикующих дхутангу)
- Сарипутта Тхера (Лучший монах среди мудрецов, а также практикующий дхутангу)
- Кхадиравания Ревата Тхера (Лучший монах среди лесных жителей)
- Баккула Тхера (Лучший монах среди сидящих)
- Мограджа Тхера (Лучший монах среди носителей грубых роб)
- Налака Тхера (Начинающий Налака Патипада)
Махакассапа Тхера
[ редактировать ]Махакассапа был одним из самых почитаемых учеников Будды, отшельником по преимуществу. Будда восхвалял его как выдающегося в аскетических практиках ( пали : дхутаваданам ) и выдающегося лесного жителя. Махакассапа Тхера взял на себя тринадцать аскетических практик (включая жизнь в пустыне, жизнь только за счет милостыни и ношение тряпичных одежд) и стал просветленным учеником ( арахатом ) за девять дней. Он преуспел в сверхъестественных достижениях ( пали : иддхи ; санскрит : риддхи ) и был равен Будде в медитативном погружении ( пали : джхана ; санскрит : дхьяна ). Он изображен как монах, способный переносить дискомфорт и довольствоваться самым необходимым для жизни.
Говорят, что Махакассапа принял на себя руководство монашеской общиной после параниббаны (смерти) Будды. И во многих постканонических текстах Махакассапа решил в конце своей жизни войти в состояние медитации и анабиоза , из-за чего, как полагали, его физические останки оставались нетронутыми в пещере под горой под названием Куккутапада до прихода Меттейя Будда .
.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Даял, Хар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе , стр. 134-135. Мотилал Банарсидасс Publ.
- ^ Бхиккху Данамоли (2011). Путь очищения: Висуддхимагга (PDF) . Буддийское издательское общество. стр. 55–77.
- ^ www.wisdomlib.org (23 октября 2018 г.). «Дхутагуна, Дхутагуна, Дхута-гуна: 5 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 30 апреля 2022 г.
- ^ Даял, Хар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе , стр. 138. Мотилал Банарсидасс.