Буддизм в Пакистане
Буддизм в Пакистане укоренился около 2300 лет назад при царе Маурьев Ашоке, который после Третьего буддийского собора в Паталипутре (современная Индия) отправил миссионеров в регион Кашмира-Гандхара на северо-западе Пакистана, простирающийся до Афганистана. [1] [2] [3]
Буддизм впервые достиг территории нынешнего Пакистана во время правления Ашоки, когда он послал монаха из Варанаси по имени Маджхантика проповедовать в Кашмире и Гандхаре . [4] [5] [6] [7]
Основные каменные указы Ашоки, начертанные на каменных валунах в Мансехре и Шахбаз Гархи, написанные шрифтом Харости, записывающие аспекты императорской дхармы или праведного закона, представляют собой одни из самых ранних свидетельств расшифровки письменности в Южной Азии, датируемых серединой третьего века до нашей эры. . [8] Индо -греческий царь Менандр принял буддизм, о чем свидетельствует Милинда Панха , датируемая где-то между 100 г. до н. э. и 200 г. н. э., после диалога с монахом Нагасеной в Сагале , современный Сиалкот . [9]
Считается, что буддизм Махаяны , одна из самых известных ветвей буддизма сегодня, зародился в районе Гандхары , хотя общее количество подтвержденных буддистов в нем составляет лишь часть того, что было раньше. [ сомнительно – обсудить ] [10] [11] [12] В регионе Гандхара греко-буддийское искусство и скульптура. процветали [13]
Буддизм процветал до VI века, когда религия начала приходить в упадок после вторжения гуннов Алхона . [14] [15] [16] пока к концу 14 века буддизм в значительной степени не исчез после мусульманских завоеваний Индийского субконтинента . [17] [18] [19]
В 2012 году Национальная база данных и регистрационный орган (NADRA) Пакистана указала, что современное буддийское население Пакистана незначительно: 1492 взрослых имеют национальные удостоверения личности (CNIC). Таким образом, общая численность буддистов вряд ли превысит несколько тысяч человек. [20] В 2017 году число избирателей-буддистов составило 1884 человека, и в основном они были сосредоточены в Синде и Пенджабе . [21]
Единственный действующий буддийский храм в Пакистане находится в дипломатическом анклаве в Исламабаде , которым пользуются буддийские дипломаты из таких стран, как Шри-Ланка . [22] Недавно, в 2023 году, Фо Гуан Шань , крупную международную буддийскую организацию, восстановить местное коренное буддийское население с верой путем организации мероприятий, чтения молитв и пения гимнов во славу Будды на местном языке. правительство Пакистана пригласило [23]
История
[ редактировать ]Буддизм впервые достиг региона Гандхара в Пакистане после Третьего буддийского совета , на который Ашока отправил миссионеров в этот регион. [3] Согласно буддийской традиции, монах из Варанаси в Индии по имени Маджхантика считается первым монахом, отправившимся в Кашмир и Гандхару для распространения буддизма по приказу Ашоки . [4]
Буддизм приобрел известность в торговых общинах, а затем распространился по всей империи Маурьев посредством коммерческих связей и торговых путей. [24] [25] Таким образом, буддизм также распространился по Шелковому пути в Среднюю Азию . [26] Ашокой Принятие буддизма и поддержка буддийских миссионеров позволили распространить эту веру на Шри-Ланку , Северо-Западную Индию и Центральную Азию. [27] [28] Контроль Маурьев над северо-западной границей подтверждается Каменными указами, оставленными Ашокой в Мансехре и Шахбазе Гархи .
Во II веке до нашей эры Деметрий I вторгся на Индийский субконтинент, основав Индо-греческое царство . Один из самых известных индо-греческих царей Менандр , принявший буддизм после диалога с монахом Нагасеной в Сагале , современный Сиалкот . [9] [29] Прямой культурный обмен описывается диалогом под названием «Дебаты короля Милинды» ( Милинда Панха ), в котором рассказывается о дискуссии между Менандром и буддийским монахом Нагасеной , который сам был учеником греческого буддийского монаха Махадхармаракшиты . После смерти Менандра честь поделиться его останками была предоставлена городам, находившимся под его властью, и они были закреплены в ступах , параллельно с историческим Буддой. [30] преемников Менандра Некоторые из индо-греческих написали на своих монетах надпись «Последователь Дхармы» шрифтом Хароштхи . [31]
В течение двух столетий своего правления индо-греческие цари объединили греческий и индийский языки и символы, как видно на их монетах, а также смешали греческие и индийские идеи, как видно из археологических находок. [32] Распространение индо-греческой культуры имело последствия, которые ощущаются до сих пор, особенно под влиянием греко-буддийского искусства . [33]
После основания Кушанской империи вторгшимися кочевниками -юэчжи в I веке до нашей эры кушаны переняли элементы эллинистической культуры индо-греков. [34] Во время правления Кушанов гандхарский буддизм находился на пике своего влияния, и было построено или отремонтировано значительное количество буддийских центров. [35]
Буддийское искусство Гандхары представляло собой синтез эллинистических и индийских элементов. [37] также Буддийские тексты Гандхары датируются этим периодом. Написанные на гандхари-пракрите , они являются старейшими из когда-либо обнаруженных буддийских рукописей (ок. I века н.э.). [38] По словам Ричарда Саломона, большинство из них принадлежат к школе Дхармагуптака . [39] Император Канишка особенно известен своей поддержкой буддизма. Во время его правления в Гандхаре были построены ступы и монастыри. [40] Поддержка кушанского царя и открытие торговых путей позволили гандхарскому буддизму распространиться по Шелковому пути в Среднюю Азию , в бассейн Тарима и, таким образом, в Китай. [40]
Между V и VIII веками китайские ученые, путешествующие по региону, такие как Фасянь , Сюаньцзан , Ицзин , Хуэй-шэн и Сун-Юнь, начали говорить об упадке буддийской Сангхи в северо-западных частях Индийского субконтинента, особенно в северо-западных частях Индийского субконтинента. после вторжения гуннов Алчон из Центральной Азии в VI веке нашей эры. [15] Сюаньцзан писал, что гунны превратили в руины многочисленные монастыри на северо-западе Индийского субконтинента. [15] [41]
Алхоны, очевидно, предприняли массовое разрушение буддийских монастырей и ступ в Таксиле , высшем центре обучения, который так и не оправился от разрушения. [42] [43] Практически все монеты Алхона, найденные в районе Таксилы, были найдены в руинах сгоревших монастырей, где, видимо, часть захватчиков погибла вместе с местными защитниками во время волны разрушений. [42] Считается, что ступа Канишка , одно из самых известных и высоких зданий древности, была разрушена ими во время вторжения в этот район в 460-х годах нашей эры. Ступа Манкиала также подверглась вандализму во время их вторжений. [44]
источниках Михиракула упоминается В частности, в буддийских как «ужасный гонитель религии». [14] Говорят, что во время правления Михиракулы было разрушено более тысячи буддийских монастырей. [45] В частности, в трудах китайского монаха Сюаньцзана 630 г. н. э. объясняется, что Михиракула приказал уничтожить буддизм и изгнать монахов. [46] Действительно, буддийское искусство Гандхары, в частности греко-буддийское искусство , примерно в этот период практически вымерло. Когда Сюаньцзан посетил Гандхару в ок. В 630 году н.э. он сообщил, что буддизм резко пришел в упадок и что большинство монастырей опустели и остались в руинах. [16]
По словам Питера Харви , религия медленно восстанавливалась после этих вторжений в VII веке, при этом «буддизм Пенджаба и Синда оставался сильным». [47]
Однако религия еще больше пришла в упадок после мусульманских завоеваний Индийского субконтинента . [48] Еще в VIII веке арабские завоеватели завоевали южную часть современного Пакистана . Буддийский монах Сюаньцзан заметил, что буддизм уже приходил в упадок в регионе Синд, когда он посетил его в VII веке. [49] В то время как буддизм пришел в упадок и в конечном итоге исчез после арабского завоевания, главным образом из-за обращения почти всего буддийского населения Синда в ислам. Деррил Маклин объясняет упадок буддизма в Синде социально-экономическими различиями между индуизмом и буддизмом в регионе, при этом буддизм был в основном городским и торговым, а индуизм был сельским и неторговым. [17] Арабы привлекли и обратили буддийские классы, но в сельских и неторговых частях они продвигали более децентрализованную власть и назначали для этой задачи брахманов. [17]
Во второй волне, с 10 по 12 века, Газневиды захватили Гандхару и Пенджаб. Мемуары персидского путешественника Аль Бируни предполагают, что буддизм исчез из средневекового региона Пенджаба к началу 11 века. [18] К концу двенадцатого века буддизм еще больше исчез с завоеванием Газневидов . [50] Буддизм просуществовал в северном регионе Гилгит-Балтистан до 13–14 веков, возможно, немного дольше в близлежащей долине Сват . [19]
Археологические памятники
[ редактировать ]Хайбер-Пахтунхва
[ редактировать ]Гандхара , известная своим уникальным стилем искусства Гандхары , находящимся под сильным влиянием классического греческого и эллинистического стилей, достигла своего расцвета с I по V век нашей эры во времена Кушанской империи , столица которой находилась в Пешаваре ( Пурушапура ).
Монастырский комплекс под названием Тахт-и-Бахи расположен в Марданском районе . Он был раскопан в начале 20-го века, а в 1980 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как крупнейший буддийский останок в Гандхаре, наряду с городскими руинами Сери Бахлол , датируемыми тем же периодом и расположенными примерно в километре к югу. . [51]
Оддияна — небольшой регион в современном округе Сват . [52] [53] [54] Ему придается важное значение в развитии и распространении буддизма Ваджраяны . Его также называли «раем хакини » . [55] Считалось, что Падмасамбхава , буддийский мастер восьмого века, сыгравший важную роль в распространении буддизма в Тибете , родился в Уддияне. [56] основатель буддийской традиции Дзогчен Гараб Дордже Здесь также родился .
Пенджаб
[ редактировать ]Большинство археологических памятников Таксилы расположены вокруг музея Таксилы . На протяжении более 1000 лет Таксила оставалась известной как центр изучения Гандхарского искусства скульптуры, архитектуры, образования и буддизма во времена буддийской славы. [57] Вокруг Таксилы разбросано более 50 археологических памятников. Некоторые из наиболее важных мест - это ступа и монастырь Дхамараджика (300 г. до н.э. – 200 г. н.э.), курган Бхир (600–200 гг. до н.э.), Сиркап (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.), храм Джандиал (ок. 250 г. до н.э.) и монастырь Джаулиан ( 200–600 гг. н. э.). [58]
музей, состоящий из различных разделов с богатыми археологическими находками Таксилы , расположенных в хронологическом порядке и правильно маркированных. Рядом с этим местом был создан [58]
Синд
[ редактировать ]Буддийские памятники в Синде многочисленны, но плохо сохранились и находятся на разных стадиях разрушения. Достопримечательности Брахманабада (Мансура) включают буддийскую ступу в Мохенджо-Даро ; Сирах-джи-такри возле Рохри , Суккур ; Каху-Джо-Даро и Мирпур Хас , Навабшах ; Судхеран-Джо-Тул недалеко от Хайдарабада; Ступа Тул Мир Рукан ; Ступа Тул Хайро Хан ; Квадратные ступы Бхалил-Шах-Тул (V–VII века нашей эры) в Даду и буддийская башня Кот-Бамбхан-Тул возле Тандо Мухаммад-хана . Многие терракотовые плитки из статуй Кахо-Джо-Даро и Будды выставлены в музее Чатрапати Шиваджи в Мумбаи. [59]
Белуджистан
[ редактировать ]Китайский буддийский путешественник Хиуэн Цанг сообщил о многих буддийских храмах в прибрежных районах Макрана , Белуджистан. Остатки буддийского пещерного города под названием пещеры Годрани можно увидеть и сегодня. [60] [61] [62]
Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни утверждает в своей книге «Индия Альберуни» , что побережье Индии начинается с Тиза , столицы Макрана. [63]
По словам историка Андре Винка :
Дальнейшие свидетельства в Чачнаме совершенно ясно показывают, что во многих районах Макрана и Синда проживало преимущественно буддийское население. Когда Чач двинулся на Армабил, этот город описывается как находившийся в руках буддиста Самани (Самани Будда), потомка агентов Раи Сахираса , которые были возвышены за свою лояльность и преданность, но позже стали независимыми. Буддийский вождь выразил свою преданность Чачу, когда тот направлялся в Кирман в 631 году. О том же вождестве Армадил упоминает Хиуэн Цанг О-тиен-по-чи-ло, расположенное на большой дороге, проходящей через Макран. и он также описывает его как преимущественно буддийский, хотя он и был малонаселенным, в нем было не менее 80 буддийских монастырей с примерно 5000 монахами. Фактически, в восемнадцати километрах к северо-западу от Лас-Бела в Гандакахаре, недалеко от руин древнего города, находятся пещеры Гондрани , и, как показывают их конструкции, эти пещеры, несомненно, были буддистскими. Путешествуя по долине Кидж дальше на запад (тогда находившейся под властью Персии), Хиуэн Цанг увидел около 100 буддийских монастырей и 6000 священников. Он также видел несколько сотен Храмы Дэвов в этой части Макрана, а в городе Су-ну ли-чи-ши-фа-ло - который, вероятно, является Касркандом - он видел храм Махешвары Дэва, богато украшенный и скульптурный. Таким образом, в VII веке в Макране, даже в тот период, когда он находился под персидским суверенитетом, произошло очень широкое распространение индийских культурных форм. Для сравнения, в более поздние времена последним местом индуистского паломничества в Макране был Хингладж , в 256 км к западу от современного Карачи в Лас-Бела . [64]
Уинк записал заметки Хиуэна Цанга о языке и письменности, используемых в самом восточном Макране (восточные части пакистанского Белуджистана и Синда):
Хиуэн Цанг считал, что письменность, которая использовалась в Макране, «во многом такая же, как в Индии», но разговорный язык «немного отличался от индийского». [65]
Гилгит Балтистан
[ редактировать ]В регионе есть ряд сохранившихся буддийских археологических памятников, в том числе Скала Будды Мантал — наскальный рельеф Будды на окраине деревни (недалеко от Скарду) — и Священная скала Хунза . Рядом находятся бывшие места буддийских приютов.
Демография
[ редактировать ]Присутствие пакистанских буддистов в современном Пакистане неясно. [67] хотя некоторые пакистанцы заявили, что являются буддистами. В отчете упоминается, что они встречаются только в регионе Азад Кашмир . [68] Говорят, что секта Нурбахши сохранила некоторые элементы буддизма. [69]
По данным Национальной базы данных и регистрации (NADRA), в 2012 году 1492 буддиста имели национальные удостоверения личности (CNIC). [20] В 2017 году оно увеличилось до 1884 держателей. В основном они сосредоточены в регионах Синда и Пенджаба. [21] Согласно отчету, у большинства буддистов баори нет карточек CNIC, а фактическое население буддистов может превышать 16 000 человек. [70]
В Пенджабе буддисты живут в основном на окраинах Манди Язман и Рахимьяр Хан региона Рохи. Сегодня у них около 15 колоний в различных деревнях Манди Язмана. [70]
Буддизм в современном Пакистане
[ редактировать ]Тридев Рой , вождь Чакмы, поддерживал Пакистан во время Освободительной войны Бангладеш 1971 года ; затем он покинул регион Читтагонг и поселился в Пакистане. Он утверждал, что представляет буддистов Пакистана, основав и возглавив «Пакистанское буддийское общество» с 1996 года до своей смерти в 2012 году. [71] Его семья осталась в Бангладеш.
Лала Раджу Раам — представительница общины буддистов баори. Он также является советником Чака № 75 DB, Совета Союза № 88. Он также дважды участвовал в выборах в ассамблею Пенджаба. [70]
Талибы уничтожают буддийские реликвии
[ редактировать ]В долине Сват в Пакистане много буддийских резных фигурок и ступ, а в Джеханабаде находится статуя Сидящего Будды. [72] Буддийские ступы и статуи кушанской эпохи в долине Сват были снесены талибами, финансируемыми из-за границы, и после двух попыток с их стороны лицо Джеханабадского Будды было уничтожено динамитом. [73] [74] [75] Только бамианские Будды были крупнее резной гигантской статуи Будды в Свате недалеко от Мангалора. [76] Правительство не предприняло ничего для защиты статуи после первой попытки ее разрушения, которая не причинила необратимого ущерба, но когда произошло второе нападение на статую, ее ступни, плечи и лицо были разрушены. [77] Исламисты, такие как Талибан, и мародеры уничтожили большую часть буддийских артефактов Пакистана, оставшихся от буддийской цивилизации Гандхара, особенно в долине Сват. [78] Талибан намеренно нацелился на уничтожение буддийских реликвий Гандхары. [79] Христианский архиепископ Лахора Лоуренс Джон Салдана написал письмо правительству Пакистана, осуждая действия Талибана в долине Сват, включая разрушение ими статуй Будды и их нападения на христиан, сикхов и индуистов. [80] Буддийские артефакты Гандхары также были разграблены контрабандистами. [81] Группа итальянцев помогла отремонтировать Будду в Джаханабаде, Сват. [82]
Пакистанский буддийский туризм
[ редактировать ]В марте 2013 года группа из примерно 20 буддийских монахов из Южной Кореи совершила путешествие в монастырь Тахт-и-Бахи , в 170 километрах (106 милях) от Исламабада . Монахи проигнорировали призывы Сеула отказаться от поездки по соображениям безопасности, и во время посещения монастыря, построенного из камня цвета охры и расположенного на склоне горы, их охраняли пакистанские силы безопасности. Примерно с 1000 лет до нашей эры до 7-го века нашей эры северный Пакистан и некоторые части современного Афганистана образовывали королевство Гандхара, где греческие и буддийские обычаи смешались, чтобы создать то, что стало направлением религии Махаяны. Монах Марананта отправился из территории нынешнего северо-западного Пакистана, чтобы пересечь Китай и распространить буддизм на Корейском полуострове в IV веке. Власти даже планируют пакетные туры для гостей из Китая, Японии, Сингапура и Южной Кореи, включая поездки к буддийским местам в Тахт-э-Бахи, Свате, Пешаваре и Таксиле недалеко от Исламабада. [83]
Исторические личности
[ редактировать ]Некоторые буддийские исторические деятели, родом из современного Пакистана, включают:
- Кхема из Сагалы и жена Бимбисары из Магадхи , VI век до н.э. [84] [85]
- Бхадда Капилани из Сиалкота, VI век до н.э. [86] [87] [88]
- Аноджа из Сиалкота, VI век до н.э. [89] [90]
- Кумаралата из Таксилы , III век н.э. [91] [92] [93]
- Асанга из Пешавара , IV век н.э. [94] [95]
- Гараб Дордже из Уддияны (Сват), 7 век нашей эры.
- Васубандху из Пешавара, 4-5 века н.э. [96] [97]
- Падмасамбхава из Свата , 8 век н.э. [98] [99] [100]
- Тридев Рой , пакистанский буддийский политик и лидер
Галерея
[ редактировать ]- Ступа Шингадар в Галегее
- Ступа Тул Мир Рукан в Синде
- Ступа Гумбатона, Сват, КПК, редкий пример настоящей куполообразной ступы I или II века нашей эры.
См. также
[ редактировать ]- История буддизма
- Гандхарский буддизм
- Индуистское и буддийское архитектурное наследие Пакистана
- История Пакистана
- Рок-эдикты Мансехры
- Передача буддизма по Шелковому пути
- Упадок буддизма на Индийском субконтиненте
- Индекс: Буддизм по странам
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ренгель, Мариан (15 декабря 2003 г.). Пакистан: Путеводитель по культуре из первоисточников . The Rosen Publishing Group, Inc., стр. 59–62. ISBN 978-0-8239-4001-1 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Буддизм в Пакистане» . pakteahouse.net . Архивировано из оригинала 20 января 2015 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд (2014). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 424–425. ISBN 9780691157863 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Басвелл-младший, Роберт (2014). «Мадхьянтика». Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 490. ИСБН 978-0-691-15786-3 .
- ^ Банси Лал Малла (1990). Скульптуры Кашмира, 600-1200 гг. н. э. Агам Кала Пракашан. п. 7.ISBN 978-0-8364-2521-5 .
- ^ Кумара, Враджа Бихари (2007). Индия и Центральная Азия: от классики до современности . Концептуальное издательство. п. 66. ИСБН 978-81-8069-457-8 .
- ^ Хиракава, Акира (1993). История индийского буддизма: от Шакьямуни до ранней Махаяны . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 87. ИСБН 978-81-208-0955-0 .
- ^ Департамент археологии и музеев (30 января 2004 г.). «Центр всемирного наследия ЮНЕСКО – Рок-Эдикты Мансехры» . Whc.unesco.org . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Песала (Бхиккху) (1991). Дебаты короля Милинды: сокращение Милинда Панхи Мотилал Банарсидасс Publ. п. 19. ISBN 978-81-208-0893-5 .
- ^ «Вспоминая буддийское прошлое Пакистана | The Express Tribune» . tribune.com.pk . 11 июня 2022 г. Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Карашима, 2013.
- ^ Уолсер, Джозеф, Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура, издательство Колумбийского университета, 2005, стр. 25.
- ^ «Длинное чтение: Родина буддизма в Пакистане: буддийское искусство, мусульманский национализм и глобальная общественная история» . Южная Азия@LSE . 22 июля 2019 года . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. стр. 69–71 . ISBN 0-8135-1304-9 .
- ^ Jump up to: а б с Венди Донигер (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. стр. 155–157 . ISBN 978-0-87779-044-0 .
- ^ Jump up to: а б Энн Хейрман; Стефан Питер Бумбахер (11 мая 2007 г.). Распространение буддизма . Лейден: БРИЛЛ. п. 60. ИСБН 978-90-474-2006-4 .
- ^ Jump up to: а б с Маклин, Деррил Л. (1989). Религия и общество в арабском Синде . БРИЛЛ. стр. 12–14, 77–78. ISBN 978-90-040-8551-0 .
- ^ Jump up to: а б Мухаммад ибн Ахмад Бируни (1888 г.). Индия Альберуни: отчет о религии, философии, литературе, географии, хронологии, астрономии, обычаях, законах и астрологии Индии около 1030 года нашей эры . Перевод Эдварда К. Сачау. Издательство Кембриджского университета. стр. 253–254. ISBN 978-1-108-04720-3 .
- ^ Jump up to: а б Наик, компакт-диск (2010). Буддизм и далиты: социальная философия и традиции . Издательство Гян. п. 39. ИСБН 978-81-7835-792-8 .
Буддизм просуществовал в Гилгите и Балтистане до 13-14 веков, возможно, немного дольше в соседней долине Сват.
- ^ Jump up to: а б «Более 35 000 буддистов-бахаи называют Пакистан своим домом» . Трибуна. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года.
- ^ Jump up to: а б «Выборы в Пакистане: число избирателей-немусульман увеличилось на 30%, крупнейшее меньшинство индусов» . 28 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2020 г. Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ «Фестиваль Весак в Исламабаде» . mfa.gov.lk. Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Благословения в мире. «Возрождение пакистанского буддизма, буддийские монахи проповедуют Дхарму | Пробуждение мира. Религия» . ( на китайском языке) Проверено 2 июня 2023 г. .
- ^ «Более того, буддизм был известен в общинах купцов, которые находили его хорошо подходящим для своих нужд и которые все чаще устанавливали торговые связи по всей империи Маурьев». Джерри Бентли, Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в досовременные времена (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993), 46.
- ^ «В шестом и пятом веках до нашей эры (до нашей эры) торговля и наличные деньги становились все более важными в экономике, в которой ранее доминировали самодостаточное производство и бартерный обмен. Купцы нашли буддийские моральные и этические учения привлекательной альтернативой эзотерическим ритуалам традиционное духовенство брахманов, которое, казалось, обслуживало исключительно интересы брахманов, игнорируя при этом интересы новых и возникающих социальных классов». Джерри Бентли, Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в досовременные времена (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993), 43.
- ^ «Купцы оказались эффективным вектором буддийской веры, поскольку они основали диаспорские общины в ряде городов-оазисов - Мерве, Бухаре, Самарканде, Кашгаре, Хотане, Куге, Турфане, Дуньхуане, - которые служили спасательным кругом на Шелковом пути. через Среднюю Азию». Джерри Бентли, Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в досовременные времена (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993), 47–48.
- ^ Герман Кульке 2004 , с. 67.
- ^ Стронг, Джон С. (2002–2003). Фор, Бернар (ред.). «Жены Ашоки и двусмысленности буддийского королевства» . Cahiers d'Extreme-Asie . 13 . Париж : Французская школа Крайнего Востока : 35–54. дои : 10.3406/asie.2002.1176 . eISSN 2117-6272 . ISSN 0766-1177 . JSTOR 44167352 . Архивировано из оригинала 8 августа 2021 года . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Нараин, «Индогреки» 2003, с. 124
- ^ Плутарх , Prec. представитель. нести 28, 6
- ^ Иностранное влияние на индийскую жизнь и культуру (ок. 326 г. до н.э. – ок. 300 г. н.э.) Сатьендра Натх Наскар, Abhinav Publications, 1996, стр. 69 [11]
- ^ «Огромный запас монет со смесью греческих профилей и индийских символов, а также интересные скульптуры и некоторые монументальные останки из Таксилы, Сиркапа и Сирсуха указывают на богатое слияние индийских и эллинистических влияний», Индия, древнее прошлое , Бурджор Авари, с. 130
- ^ Гхош, Сануджит (2011). «Культурные связи между Индией и греко-римским миром». Архивировано 18 ноября 2022 года в Wayback Machine . Энциклопедия древней истории
- ^ Синьру Лю, Шелковый путь в мировой истории (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2010), 42.
- ^ Курт А. Берендт, Буддийская архитектура Гандхары, Справочник по востоковедению Brill, 2004, стр. 13
- ^ «Будда в сопровождении Ваджрапани, имеющего характеристики греческого Геракла» Описание того же изображения на обложке в Стоунман, Ричард (8 июня 2021 г.). Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Издательство Принстонского университета. п. 4. ISBN 978-0-691-21747-5 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 12 декабря 2021 г. Также «Геракл нашел независимую жизнь в Индии в образе Ваджрапани, бородатого спутника Будды с дубинкой в руках». Стоунман, Ричард (8 июня 2021 г.). Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Издательство Принстонского университета. стр. 88–89. ISBN 978-0-691-21747-5 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Курт Берендт, Пиа Бранкаччо, Гандхарский буддизм: археология, искусство и тексты, 2006, стр. 10
- ^ «UW Press: Древние буддийские свитки из Гандхары». Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine . Проверено 4 сентября 2008 г.
- ^ Ричард Саломон. Древние буддийские свитки из Гандхары: фрагменты Харости из Британской библиотеки при участии Раймонда Олчина и Марка Барнарда. Сиэтл: Вашингтонский университет Press; Лондон: Британская библиотека, 1999. с. 181
- ^ Jump up to: а б Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (редакторы). Распространение буддизма, Брилл, стр. 57
- ^ «Историческое развитие буддизма в Индии - буддизм при Гуптах и Палах» . Британская энциклопедия . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гош, Амалананда (1965). Таксила . Архив Кубка. п. 791.
- ^ Упиндер Сингх (2017). Политическое насилие в Древней Индии . Издательство Гарвардского университета. п. 241. ИСБН 9780674981287 .
- ^ Ле, Ху Фуок (2010). Буддийская архитектура . Графический. ISBN 9780984404308 . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Берендт, Курт А. (2004). Справочник востоковедения . Страдания: ОТЛИЧНЫЕ. ISBN 9789004135956 .
- ^ Упиндер Сингх (2017). Политическое насилие в Древней Индии . Издательство Гарвардского университета. стр. 241–242. ISBN 9780674981287 .
- ^ Харви 2013 , с. 194.
- ^ Леви, Роберт И. Мезокосм: индуизм и организация традиционного неварского города в Непале. Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1990–1990 гг.
- ^ Шу Хикосака, Г. Джон Сэмюэл, Канлартанам Парттачарати (ред.), Буддийские темы в современной индийской литературе , Inst. азиатских исследований, 1992, с. 268
- ^ Фогелин, Ларс (2015). Археологическая история индийского буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 219. ИСБН 978-0-19-994823-9 .
- ^ «Тахт Бхаи» . www.findpk.com . Архивировано из оригинала 10 августа 2015 года.
- ^ Джоши, Лал Мани (1977). Исследования буддийской культуры Индии в VII и VIII веках нашей эры. Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 258–259. ISBN 978-81-208-0281-0 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Удияна и Кашмир», стр. 265-269 «Шайвская экзегеза Кашмира», в тантрических смесях в память об Элен Бруннер. Тантрические исследования памяти Элен Бруннер, Коллекция Indologie 106, EFEO, Французский институт Пондичерри (IFP), изд. Доминик Гудолл и Андре Паду, 2007 г.)
- ^ Ведемейер, Кристиан К. (6 мая 2014 г.). Осмысление тантрического буддизма: история, семиология и нарушения в индийских традициях . Издательство Колумбийского университета. п. 229. ИСБН 978-0-231-16241-8 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Шах, Бипин. «Древняя Уддаяна — земля Будды в Раджгрихе, до основания Патлипутры в Ганге-Доабе» . Исследовательские ворота . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Киоун, Дэмиен (2003). Словарь буддизма (1-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 203, 208. ISBN. 9780198605607 . Архивировано из оригинала 16 июля 2017 года . Проверено 11 февраля 2016 г.
- ^ «Таксила» . www.pakistantoursguide.com/ . Архивировано из оригинала 21 января 2015 года.
- ^ Jump up to: а б «Буддизм в Таксиле» . www.findpk.com/Pakistan/html/buddhist_sites.html . Архивировано из оригинала 10 августа 2015 года.
- ^ «Древние буддийские терракоты из Мирпуркхаса в Пакистане» . Искусство Южной Азии, Шелкового пути и за его пределами . 18 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2020 г. . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Королевское географическое общество (Великобритания) (1896 г.). Джон Скотт Келти (ред.). Географический журнал, том 7 . Великобритания: Королевское географическое общество. п. 399.
- ^ Подмигните, Андре (2002). «Граница аль-Хинда». Аль-Хинд: создание индо-исламского мира ([2-е изд.]. Изд.). Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 135. ИСБН 978-0391041257 . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ Тейлор и Фрэнсис (1989). Исследования Южной Азии: Журнал Общества исследований Южной Азии . Мичиганский университет: Общество исследований Южной Азии.
- ^ Бируни, Мухаммад ибн Ахмад (1910). Индия Альберуни . Том. 1. Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер и Ко . п. 208. Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Аль-Хинд: Раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7–11 века, Андре Винк, стр. 135
- ^ Аль-Хинд: Раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7–11 века. Андре Винк. Страница 137.
- ^ «Эпизод 1: Окно в Гилгит-Балтистан» . 4 июля 1997 г.
- ^ «Общее духовное наследие мира и гармонии «Нить, а не ножницы», Ахмад Салим, ЮАРРК – декабрь 2008 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2018 года . Проверено 15 октября 2018 г.
- ↑ 800 лет буддизма в Пакистане, Эми Фулк, The Friday Times, 18 июля 2008 г.
- ^ «РЕЛИГИЯ НУРБАХШИ В БАЛТИСТАНЕ, Хавьер Рентерия, 26-11/2007» . Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Проверено 15 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Встреча с буддистами Пакистана» . 8 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Монахи начнут марш мира завтра, 5 августа 2002 года» . 5 августа 2002 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2018 г. . Проверено 15 октября 2018 г.
- ^ Хейс, Джеффри. «РАННЯЯ ИСТОРИЯ БУДДИЗМА – Факты и подробности» . factsanddetails.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Малала Юсуфзай (8 октября 2013 г.). Я Малала: Девушка, которая боролась за образование и была застрелена талибами . Маленький, Браун. стр. 123–124 . ISBN 978-0-316-32241-6 .
Талибы уничтожили буддийские статуи и ступы, где мы играли харама кушанских царей Джеханабада Будды.
- ^ Виджевардена, Вашингтон (17 февраля 2014 г.). « Я Малала: Но ведь мы все Малала, не так ли?» . Ежедневное ФТ . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года.
- ^ Виджевардена, Вашингтон (17 февраля 2014 г.). « Я Малала: Но тогда мы все Малала, не так ли?» . Коломбо Телеграф . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года.
- ^ «Нападение на гигантского пакистанского Будду» . Новости Би-би-си . 12 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 г.
- ^ «Очередное нападение на гигантского Будду Свата» . AsiaNews.it . 10 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г.
- ^ «Талибан и торговцы людьми уничтожают буддийское наследие Пакистана» . AsiaNews.it . 22 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2016 г.
- ^ «Талибан пытается уничтожить буддийское искусство периода Гандхары» . AsiaNews.it . 27 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г.
- ^ Феликс, Кайзер (21 апреля 2009 г.). «Архиепископ Лахора: Шариат в долине Сват противоречит основополагающим принципам Пакистана» . AsiaNews.it . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года.
- ^ Ризви, Джаффер (6 июля 2012 г.). «Пакистанская полиция предотвратила огромную попытку контрабанды артефактов» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года.
- ^ Халик, Фазал (7 ноября 2016 г.). «Знаменитый Будда в долине Сват восстановлен спустя девять лет, когда талибы его испортили» . РАССВЕТ . Архивировано из оригинала 7 января 2017 года.
- ^ «Пакистан надеется на рост буддийского туризма» . Новости рассвета. Архивировано из оригинала 20 января 2015 года.
- ^ Тхакур, Амарнатх (1996). Буддийские и буддийские синоды в Индии и за рубежом . Публикации Абхинава. п. 81. ИСБН 978-81-7017-317-5 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Басуэлл, Роберт Э. младший; Лопес, Дональд С. младший (24 ноября 2013 г.). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 447. ИСБН 978-0-691-15786-3 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Ахир, округ Колумбия (1994). Гаутама Будда . Книги для всех. п. 49. ИСБН 978-81-7386-112-3 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Мурти, К. Кришна (1987). Взгляды на искусство, архитектуру и буддийскую литературу в Древней Индии . Публикации Абхинава. п. 146. ИСБН 978-81-7017-226-0 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Пурабхарати: Исследования по ранней исторической археологии и буддизму: Памятный том в отношении профессора Б. П. Синхи . Издательство Шарада. 2006. с. 455. ИСБН 978-81-88934-39-3 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Маласекера, Гунапала Пиясена (2007). Словарь палийских имен собственных . Издательство Мотилал Банарсидас. п. 473. ИСБН 978-81-208-3022-6 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Басуэлл, Роберт Э. младший; Лопес, Дональд С. младший (24 ноября 2013 г.). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 496. ИСБН 978-0-691-15786-3 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Пури, Байдж Натх (1987). Буддизм в Средней Азии . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 105.ISBN 978-81-208-0372-5 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
Достопочтенный Кумаралата (Лабдха) был уроженцем Такшашилы.
- ^ Винтерниц, Мориц (1996). История индийской литературы . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 258. ИСБН 978-81-208-0265-0 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
Кумаралата был основателем школы Саутрантика и происходил из Таксилы.
- ^ Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. 323. ИСБН 978-81-8424-568-4 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Басуэлл, Роберт Э. младший; Лопес, Дональд С. младший (24 ноября 2013 г.). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 69. ИСБН 978-0-691-15786-3 .
Асанга родился в семье брахмана в Пурушапуре (современный Пешавар, Пакистан). Первоначально он учился у учителей Сарвастивады (возможно, Махасасаки), но позже обратился в Махаяну.
- ^ Джестис, Филлис Г. (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 69. ИСБН 978-1-57607-355-1 .
Асанга родился в регионе Гандара на территории современного Пакистана в городе Пурусапура (современный Пешавар) и был третьим сыном Прасаннасилы (или Пракасилы), вероятно, действовал примерно в четвертом или пятом веке.
- ^ Тола, Фернандо; Драгонетти, Кармен (2004). Бытие как сознание: йогачара-философия буддизма . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 55. ИСБН 978-81-208-1967-2 .
Согласно традиции Васубандху родился в Пурушапуре, столице Гандхары (современный Пешавар в Западном Пакистане).
- ^ Чаттопадхьяя, Деби Прасад; Эмбри, Лестер Э.; Моханти, Джитендранатх (1 января 1991 г.). Феноменология и индийская философия . СУНИ Пресс. п. 262. ИСБН 978-0-7914-9882-8 .
Главные основатели этой школы, братья Асанга и Васубандху, родились в Пурушапуре, ныне Пешаваре в Пакистане, и жили, вероятно, в четвертом веке.
- ^ Меуленбельд, Бен (2001). Буддийский символизм в тибетских танках: история Сиддхартхи и других будд, интерпретированная в современной непальской живописи . Бинки Кок. п. 93. ИСБН 978-90-74597-44-9 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Кази, Джигме Н. (20 октября 2020 г.). Сыны Сиккима: Взлет и падение династии Намгьял в Сиккиме . Идея Пресс. п. 45. ИСБН 978-1-64805-981-0 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Шайк, Сэм Ван (28 июня 2011 г.). Тибет: История . Издательство Йельского университета. п. 81. ИСБН 978-0-300-17217-1 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Харви, Питер (2013). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85942-4 .
- Герман Кульке; Дитмар Ротермунд (2004). История Индии (4-е изд.). Лондон : Рутледж . ISBN 0-415-15481-2 .