Сватский район
Сватский район Сватский район سوات ولسوالۍСватский район | |
---|---|
Прозвище: | |
Координаты: 35 ° 12' с.ш., 72 ° 29' в.д. / 35,200 ° с.ш., 72,483 ° в.д. | |
Страна | Пакистан |
Провинция | Хайбер-Пахтунхва |
Разделение | Малаканда |
Капитал | Саиду Шариф |
Крупнейший город | Мингора |
Количество техсилов | 7 |
Правительство | |
• Тип | Администрация района |
• Заместитель комиссара | Н/Д |
• Окружной полицейский | Н/Д |
• Окружной санитарный врач | Н/Д |
Область | |
• Общий | 5337 км 2 (2061 кв. миль) |
Население | |
• Общий | 2,687,384 |
• Плотность | 500/км 2 (1300/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+5 ( ПКТ ) |
Код города | Код города 0946 |
Языки ( 2017 ) [3] |
|
Веб-сайт | удар |
Сватский Urdu: ضلع سوات, Pashto: سوات ولسوالۍрайон произносится [ˈswaːt̪] ), также известный как Долина Сват , — район в округе Малаканд провинции Хайбер-Пахтунхва , Пакистан . Этот район, известный своей потрясающей природной красотой, является популярным туристическим направлением. Сват с населением 2 687 384 человека по данным национальной переписи 2023 года является 15-м по величине районом провинции Хайбер-Пахтунхва.
Район Сват расположен в долине Сват, обычно называемой просто Сват, которая представляет собой природный географический регион, окружающий реку Сват . Долина была крупным центром раннего буддизма древней цивилизации Гандхара , в основном гандхарского буддизма , с очагами буддизма, сохранявшимися в долине до 17 века, после чего этот район стал в основном мусульманским . [4] [5] [6] Сват был центром индуистских шахов и султаната Сват . В начале 19 века Сват стал независимым государством под руководством Саиду Бабы . Штат Сват стал княжеским государством под британским сюзеренитетом в составе британского владычества в 1918 году.
В 1947 году, после раздела Британской Индии и последующей независимости Пакистана , Сват присоединился к Доминиону Пакистан, продолжая оставаться самоуправляющимся княжеским государством, пока не был официально аннексирован и объединен с Западным Пакистаном , а затем стал частью Северо-Западной границы. Провинция (ныне Хайбер-Пахтунхва) в 1969 году. Регион был захвачен Техрик -и-Талибаном в конце 2007 года, пока в середине 2009 года контроль Пакистана не был восстановлен . [7] [8]
Средняя высота Свата составляет 980 м (3220 футов). [5] в результате климат значительно более прохладный и влажный по сравнению с остальной частью Пакистана. Сват с густыми лесами, зелеными альпийскими лугами и заснеженными горами является одним из самых популярных туристических направлений страны. [9] [10]
Этимология
[ редактировать ]Название «Сват» происходит от реки Сват . Река Сват, называемая Сувасту в Ригведе , буквально означает «прекрасные жилища». Некоторые предполагают, что это санскритское название может означать «чистая голубая вода». [11] Другая теория происходит от санскритского слова швета ( букв. « белый » ), которое также используется для описания чистой воды реки Сват. [12] Древним грекам река была известна как Соаст. [13] [14] [15] [12] Китайский паломник Факсиан называл Сват Су-хо-то . [16] Некоторые легенды говорят, что оно происходит от названия племени Свати, которое когда-то правило этим регионом.
География
[ редактировать ]Общая площадь Свата составляет 5337 квадратных километров (2061 квадратных миль). С точки зрения административного деления Сват окружен Читралом , Верхним Диром и Нижним Диром на западе, Гилгит-Балтистаном на севере и Кохистаном , Бунером и Шанглой на востоке и юго-востоке соответственно. В 1991 году бывший техсил Бунера получил статус отдельного района . [17]
Долина Сват окружена горами, которые образуют для нее естественную географическую границу. Река Сват высотой от 5 500 до 5 800 метров (18 000–19 000 футов), , истоки которой берут начало в горном хребте Гиндукуш протекает по всей длине региона. Основная территория состоит из множества долин, таких как Калам , Бахрейн , Матилтан , Утрор и Габрал .
Долина
[ редактировать ]Долина Сват очерчена естественными географическими границами и сосредоточена на реке Сват. Долина со всех сторон окружена горами и пересечена долинами и оврагами. [18] Над горными хребтами на западе находится долина реки Панджкора , на севере — долина Гилгит, а реки Инд на востоке — ущелья . На юге, через ряд невысоких гор, лежит широкая долина Пешавара . [19]
Самая северная часть района Сват — это высокие долины и альпийские луга Сват-Кохистана (горы Сват) , региона, где многочисленные ледники питают реки Ушо и Габрал (также известные как река Утрар), которые образуют слияние в Каламе, и после этого образует реку Сват, которая образует позвоночник долины Сват и района. Для Свата характерны густые леса вдоль узких ущелий долины Калам до города Мадьян . Отсюда река плавно течет на протяжении 160 км через более широкие равнины Юсуфзай в нижней части долины Сват до Чакдары .
Климат
[ редактировать ]Климат в Свате зависит от высоты: горы в регионе Кохистан покрыты снегом круглый год. В верхних районах региона относительно холоднее, и зимой часто выпадает снег. Более сухие и теплые температуры в нижних частях равнин Юсуфзай, где летние температуры могут достигать 105 ° F (41 ° C), хотя на нижних равнинах время от времени выпадает снег. [18] В обоих регионах действуют два сезона муссонов: один зимой, другой летом. В низовьях Свата растительность характеризуется сухим кустарником и лиственными деревьями, а в верхних районах в основном растут густые сосновые леса. [19]
Аэропорт
[ редактировать ]Аэропорт Сайду Шариф в Канджу находится в двух шагах от Мингоры, что в прошлом значительно способствовало развитию туризма. Взлетно-посадочная полоса расположена между рекой Сват и горным хребтом Шам-Баба, а пышные зеленые сады и большие деревья добавляют «очарования» климату этого района. Более 20 км² были стратегически покрыты, как это было предложено во время правления последнего Вали и построено позже правительством Пакистана. Деревня Канджу стала свидетелем притока ученых в регионе и считается центром Матта и Кабал Техсилов долины Сват.
- Фалак Сар , самая высокая гора Свата, высота 5957 метров (19544 фута).
- Гора Манкиал, высота которой достигает 5700 м (18 600 футов).
- Сосновые леса встречаются в Свате на высоте более 1500 м (5000 футов).
- Самый северный регион Свата – регион, известный как Кохистан – имеет высокогорную долину у подножия высоких гор.
- Водопад Джарого , в среднем Свате.
- Альпийские озера, такие как озеро Маходанд, находятся в горах Сват-Кохистан.
- Альпийские луга в Утроре
История
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]возникшая Погребальная культура Гандхара, ок . 1400 г. до н. э. и продолжалось до 800 г. до н. э., [20] и названный в честь их особых погребальных практик, был найден в русле реки Средний Сват . [21]
Греческий
[ редактировать ]В 327 г. до н. э. Александр Македонский пробился к Одиграму и Барикоту и штурмовал их зубчатые стены; в греческих источниках эти города обозначены как Ора и Базира . После александрийского вторжения в Сват и прилегающие регионы Бунера контроль над более широким регионом Гандхара был передан Селевку I Никатору .
Гандхарская цивилизация
[ редактировать ]В 305 г. до н.э. император Маурьев отвоевал у греков более обширный регион и, вероятно, установил контроль над Сватом, пока их контроль над регионом не прекратился около 187 г. до н.э. [22] Именно во время правления императора Маурьев Ашоки в Свате появился буддизм. [23] и некоторые из самых ранних ступ, построенных в регионе.
После краха правления Маурьев Сват перешел под контроль греко -бактрийцев и на короткое время скифов среднеазиатской степи . [24]
Регион Гандхара (основанный в долине Пешавара и прилегающих к нему холмистых регионах Сват, Бунер , Дир и Баджаур ) отделился от греко-бактрийского правления и установил свою независимость как Индо-греческое королевство . [25] После смерти самого известного индо-греческого царя Менандра I около 140 г. до н.э. регион был захвачен индо-скифами Персидской Парфянской империей , а затем около 50 г. н.э. . Прибытие парфян положило начало давней традиции греко-буддийского искусства , которое представляло собой синкретическую форму искусства, сочетающую буддийские образы с сильными эллинистически-греческими влияниями. Этому виду искусства приписывают первые изображения Будды в человеческой форме, а не символически. [ нужна ссылка ]
Парфяне были вытеснены из Свата кушанами , обосновавшимися в долине Пешавара . Кушанское правление положило начало тому, что многие считают золотым веком Гандхары. При величайшем кушанском царе Канишке Сват стал важным регионом производства буддийского искусства, и в этом районе были построены многочисленные буддийские святыни. Будучи покровителем буддизма Махаяны , буддисты новые ступы строили и расширяли старые. Китайский паломник Фа-Сянь , посетивший долину около 403 г. н.э., упоминает 500 монастырей. [26]
- Ступа Буткара , возможно, впервые была построена во время правления Маурьев во 2 веке до нашей эры.
- Ступа Амлюкдара была построена примерно в III веке нашей эры и является одной из многих буддийских руин в Свате.
- Ступа Немограмма , датируемая кушанским периодом ок. 2-3 века н.э. , многие статуи выставлены в музее Свата.
- Ступа Шингардар, ступа высотой 27 метров, построенная вдоль главной дороги, ведущей в Сват из долины Пешавара. [27]
- Ступа Шамози
Алчон Хунны
[ редактировать ]Сват и более широкий регион Гандхара были захвачены гуннами Алчон примерно в 465 году нашей эры. [29] При правлении Михиракулы буддизм был подавлен, поскольку он сам стал яростным антибуддистом после того, как буддийский монах оскорбил его. [30] Сообщается, что во время его правления были убиты буддийские монахи и совершены нападения на буддийские святыни. [30] Сам он, по-видимому, был склонен к шиваизму в индуизме . [30]
Примерно в 520 году нашей эры китайский монах Сун Юнь посетил этот район и записал, что этот район находился в руинах и управлялся лидером, который не практиковал законы Будды. [31] Китайский Тан монах эпохи Сюаньцзан зафиксировал упадок буддизма в регионе и расцвет индуизма в регионе. По его словам, из 1400 монастырей, которые там якобы находились, большинство лежало в руинах или было заброшено. [32]
Индуистские шахи
[ редактировать ]Сватом правила династия индуистских шахи . После краха буддизма в Свате после вторжения гуннов Алчон, начиная с 8 века, [33] которые сделали свою столицу в Удиграме в нижнем Свате. [33] Считается, что индуистские шахи принадлежат к племени Уди/Оди, а именно к народу Уддияна , современный Сват. [34] [35]
Шахи построили множество храмов и других архитектурных построек, руины которых сохранились и сегодня. Под их правлением распространился индуизм , и считается, что в это время санскрит был лингва-франка местных жителей. [36] Ко времени мусульманских завоеваний ( ок. 1000 г. н. э .) население региона было преимущественно индуистским . [37] : 19 хотя буддизм сохранялся в долине до 10 века, после чего этот район стал в основном мусульманским . [4] [5] Правители индуистских шахи построили крепости для охраны и налогообложения торговли, проходящей через эту территорию. [38] а руины времен их правления можно увидеть на холмах у южного входа в Сват, у перевала Малаканд . [39]
мусульманское правление
[ редактировать ]Около 1001 г. н. э. последний король индуистских шахов Джаяпала потерпел решительное поражение в битве при Пешаваре (1001 г.) от Махмуда Газни , тем самым положив конец двухвековому индуистскому правлению над Гандхарой.
Султанат Сват
[ редактировать ]Султанат Сват был крупным государством Гибари Свати , которое существовало в долине Сват между 12 и 16 веками, прежде чем было разгромлено мигрантами Юсуфзаем с запада. Султан Пахал Гибари был первым правителем этого королевства. Султан Авес Джахангири был последним правителем до 1519 года, который был женат на Шахиде Биби (что делало ее Маликой э Сват - королевой Свата), сестрой вождя Юсуфзая Малак Ахмед Хана .
Княжеское государство Сват
[ редактировать ]Княжеское государство Сват святым было королевством, основанным в 1849 году мусульманским Ахундом Абдул Гаффуром , более известным как Саиду Баба. [40] [37] этим правили вожди, известные как Ахунды . Затем он был признан княжеским государством в союзе с Британской Индийской империей в период с 1926 по 1947 год, после чего Ахванд присоединился к новому независимому государству Пакистан . Сват продолжал существовать как автономный регион, пока не был распущен в 1969 году. [41] и включен в состав провинции Хайбер-Пахтунхва (ранее называвшейся СЗПП ).
Техрик-и-Талибан уничтожает буддийские реликвии
[ редактировать ]регион был захвачен боевиками «Техрик-и-Талибан» . В конце 2007 года [7] и его очень популярная туристическая индустрия впоследствии была уничтожена, пока контроль Пакистана не был восстановлен в середине 2009 года после месячной кампании. [8] Во время оккупации группа напала на нобелевского лауреата Малалу Юсуфзай в 2012 году, которая в то время была молодой школьницей, которая вела блог для BBC на урду, подробно описывая жизнь под властью «Техрик-и-Талибан» и их ограничения на образование девочек.
Буддийские ступы и статуи кушанской эпохи в долине Сват были снесены боевиками «Техрик-и-Талибан». [42] и лицо Джеханабадского Будды было взорвано динамитом , [43] [44] но был отремонтирован группой итальянских реставраторов за девять лет. [45] Впоследствии мародеры уничтожили многие буддийские артефакты Пакистана. [46] и намеренно предназначались для уничтожения буддийских реликвий Гандхары. [47] Артефакты Гандхары, оставшиеся после сноса, были впоследствии разграблены ворами и контрабандистами. [48]
Экономика
[ редактировать ]Примерно 38% экономики Свата зависит от туризма. [49] и 31% зависит от сельского хозяйства . [50]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Гвалерай, деревня, расположенная недалеко от Мингоры , является одной из тех немногих деревень, где выращивают 18 сортов яблок благодаря благоприятному для сельского хозяйства умеренному климату летом. Произведенное здесь яблоко потребляется в Пакистане, а также экспортируется в другие страны. Его называют «яблоком Свата». [51] Сват также известен производством персиков, которые в основном выращиваются в долинах и составляют около 80% производства персиков в стране, поэтому их часто продают на национальных рынках под торговой маркой «Персики Свата». Поставки начинаются в апреле и продолжаются до сентября из-за разнообразия выращиваемых сортов. Деревня Салампур, расположенная недалеко от Сайду Шарифа , является основным регионом Пакистана по производству простыней и шалей.
Демография
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% годовых |
---|---|---|
1951 | 283,720 | — |
1961 | 344,859 | +1.97% |
1972 | 520,614 | +3.82% |
1981 | 715,938 | +3.60% |
1998 | 1,257,602 | +3.37% |
2017 | 2,308,624 | +3.25% |
2023 | 2,687,384 | +2.56% |
Источники: [52] |
По переписи 2023 года 8331 (0,31%) человек в округе принадлежали к религиозным меньшинствам, в основном христианам. [53]
Сват в основном населен пуштунами , которые составляют 92,18% населения. [54] Господствующее племя — племя Юсуфзай с небольшими поселениями племен Шинвари , Таркани , Горяхель и Сулайманхель . [5] Язык, на котором говорят в долине, — пушту (в основном юсуфзайский диалект ). На других языках, в основном на кохистанских языках Торвали и Калами , говорит 1,47% населения, и они составляют большинство в регионе Сват-Кохистан в Верхнем Свате. [54]
Образование
[ редактировать ]Согласно рейтингу образования Алифа Айлана Пакистана за 2017 год , Сват с рейтингом 53,1 занимает 86 место из 155 округов по уровню образования. Кроме того, инфраструктура школ Свата получила оценку 90,26, что поставило ее на 31-е место из 155. [55]
Школы
[ редактировать ]В 1950-х годах была основана христианская миссионерская школа, первое частное учебное заведение в долине Сват.
Ряд других частных школ существует уже давно: Модельная школа и колледж Типу, Кабал Сват (TMS, основанная Сафдаром Али Азизом) и Государственная школа Свата (SPS) являются старейшими среди таких школ.
Сафдар Али Азиз также является основателем Ассоциации управления частными школами (PSMA) и получил хорошую репутацию в обеспечении качественного образования в регионе.
Административное деление
[ редактировать ]Сват подразделяется на 9 административных единиц Техсилс : [56]
Каждый техсил включает в себя определенное количество профсоюзных советов . В Свате 65 профсоюзных советов: 56 сельских и 9 городских.
В соответствии с Законом о местном самоуправлении Хайбер-Пахтунхва 2013 года была введена новая система местного самоуправления , в которую включен Сват. Эта система состоит из 67 округов , в которых общее количество сельских советов составляет около 170, а районных советов - около 44. [57] [58]
Политика
[ редактировать ]Регион избирает трех мужчин-членов Национальной ассамблеи Пакистана (НСП), одну женщину-НСП, семь мужчин-членов провинциальной ассамблеи Хайбер-Пахтунхва (МПС). [59] и две женщины MPA. На национальных и провинциальных выборах 2002 года Муттахида Меджлис-э-Амаль (ММА), альянс религиозных политических партий, получил все места.
Провинциальная ассамблея
[ редактировать ]Член провинциального собрания | Партийная принадлежность | избирательный округ | Год |
---|---|---|---|
Шарафат Али | Пакистан Техрик-э-Инсаф | ПК-3 Сват-И | 2024 |
Али Шах | Пакистан Техрик-э-Инсаф | ПК-4 Сват-II | 2024 |
Ахтар хан | Пакистан Техрик-э-Инсаф | ПК-5 Сват-III | 2024 |
Фазал Хаким Хан | Пакистан Техрик-э-Инсаф | ПК-6 Сват-IV | 2024 |
Амджад Али | Пакистан Техрик-э-Инсаф | ПК-7 Сват-В | 2024 |
Хамид ур Рахман | Пакистан Техрик-э-Инсаф | ПК-8 Сват-ВИ | 2024 |
Султан и комната | Пакистан Техрик-э-Инсаф | ПК-9 Сват-VII | 2024 |
Мухаммад Наим | Пакистан Техрик-э-Инсаф | ПК-10 Сват-VIII | 2024 |
Известные люди
[ редактировать ]- Султан Пахал Гибари Свати (Султан Свата)
- Блаженный Юсуфзай
- Вали из Свата
- Зебуниса Джилани
- Махмуд Хан
- Малала Юсуфзай
- Зиауддин Юсуфзай
- Мухибулла Хан
- Анвар Али
- Назия Икбал
- Газала Джавед
- Афзал Хан Лала
- Хайдер Али Хан
- Малак Джамроз Хан
- Джамиля Ахмед
- Рахим Хан
- Насирул Мулк
- Бадар Мунир
- Мурад Саид
- Шахин Сардар Али
- Рахим Шах
- Шерин Зада
См. также
[ редактировать ]- Землетрясение 1974 года в Хунзе
- Кризис беженцев 2009 года в Пакистане
- Ахунд из Свата
- Нижняя долина Сват
- Список туристических достопримечательностей Свата
- Одияна
- Сват (княжеское государство)
- Нижний Директ
- Верхний каталог
- Читрал
- Горелка
- запретить
- Каган Вэлли
- я лаю
- Операция Черная гроза
- Операция Ра-э-Раст
- Панджиграм
- Пушту
- Барикот
- Горивала
- Свати
- Шривастава
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малала Юсуфзай 2013 .
- ^ «Результаты / таблицы округов (перепись 2023 г.)» (PDF) . www.pbscensus.gov.pk . Статистическое бюро Пакистана .
- ^ Стивен П. Коэн (2004). Идея Пакистана . Пресса Брукингского института . п. 202 . ISBN 0815797613 .
- ^ Jump up to: а б Восток и Запад, Том 33 . Итальянский институт для медио-эстремо-ориенте. 1983. с. 27.
Согласно тибетским буддийским оргьянпа XIII века, формы магии и тантры буддизм и индуистские культы все еще сохранились в районе Свата, хотя ислам начал их искоренять (Г. Туччи, 1971, стр. 375) ... Торвали Верхний Сват должен был быть обращен в ислам в течение 17 века (Биддульф, стр. 70).
- ^ Jump up to: а б с д Мохиуддин, Ясмин Нияз (2007). Пакистан: Справочник по глобальным исследованиям . АВС-КЛИО. ISBN 9781851098019 .
- ^ Наик, компакт-диск (2010). Буддизм и далиты: социальная философия и традиции . Издательство Гян. п. 39. ИСБН 978-81-7835-792-8 .
Буддизм сохранялся в Гилгите и Балтистане до 13-14 веков, возможно, немного дольше в соседней долине Сват.
- ^ Jump up to: а б Аббас, Хасан (24 июня 2014 г.). Возрождение талибов: насилие и экстремизм на пакистано-афганской границе . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300178845 .
- ^ Jump up to: а б Крейг, Тим (9 мая 2015 г.). «Талибан когда-то правил пакистанской долиной Сват. Теперь мир вернулся» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 11 февраля 2018 г.
- ^ Халик, Фазал (17 января 2018 г.). «Туристы стекаются в Сват, чтобы исследовать его природную красоту» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 10 февраля 2018 г.
- ^ «Возрождение туризма в Пакистане» . Ежедневные Таймс . 9 февраля 2018 года . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ Сьюзан Уитфилд (2018). Шелк, рабы и ступы: материальная культура Шелкового пути . Издательство Калифорнийского университета. п. 136. ИСБН 978-0-520-95766-4 .
- ^ Jump up to: а б Султан-и-Рим (2008). Государство Сват (1915–1969) от генезиса до слияния: анализ политического, административного, социально-политического и экономического развития . Издательство Оксфордского университета. п. 13. ISBN 978-0-19-547113-7 .
- ^ Эдвард Герберт Банбери (1879). История древней географии у греков и римлян . Дж. Мюррей.
- ^ Арриан (14 февраля 2013 г.). Александр Македонский: Анабасис и Индика . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-958724-7 .
- ^ Саксена, Савитри (1995). Географический обзор Пуран: Пураны, географический обзор . Издательство Наг. ISBN 978-81-7081-333-0 .
- ^ Риенджанг, Ваннапорн; Стюарт, Питер (15 марта 2019 г.). География искусства Гандхары: материалы второго международного семинара проекта Gandhāra Connections, Оксфордский университет, 22–23 марта 2018 г. Археопресс. ISBN 978-1-78969-187-0 .
- ^ Отчет районной переписи населения Бунера 1998 года . Публикация переписи населения. Том. 98. Исламабад: Организация переписи населения, Статистический отдел, Правительство Пакистана. 2000. с. 1.
- ^ Jump up to: а б Пэджет, Уильям Генри (1874). Отчет об экспедициях, предпринятых против северо-западных пограничных племен . Начальник правительственной типографии.
- ^ Jump up to: а б Барт, Фредрик (8 сентября 2020 г.). Политическое лидерство среди патанов Свата: Том 19 . Рутледж. ISBN 978-1-000-32448-8 .
- ^ Оливьери, Лука М., Роберто Микели, Массимо Видале и Мухаммад Захир (2019). «Протоисторические могилы Свата поздней бронзы - железного века (могильная культура Гандхара), долина Сват, Пакистан (n-99)» , в Нарасимхане, Вагиш М. и др., «Дополнительные материалы для формирования человеческих популяций на юге и в центре». Азия», Science 365 (6 сентября 2019 г.), стр. 137–164.
- ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781884964985 .
- ^ Каллиери, Пьерфранческо (1997). Саиду Шариф I (Сват, Пакистан) . IsMEO.
Подняв под свое господство часть Афганистана и, скорее всего, Сват (Туччи 1978), династия Маурьев вымерла около 187 г. до н.э.
- ^ Хан, Макин (1997). Археологический музей Саиду Шариф, Сват: Путеводитель . М. Хан.
- ^ Ахмад, Махдум Тасаддук (1962). Социальная организация Юсуфзай Сват: исследование социальных изменений . Издательство Пенджабского университета.
Они правили этой территорией почти 150 лет, после чего их сменили сначала бактрийцы, а затем скифы.
- ^ Тарн, Уильям Вудторп (24 июня 2010 г.). Греки в Бактрии и Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-00941-6 .
- ^ Петри, Кэмерон А. (28 декабря 2020 г.). Сопротивление на краю империй: археология и история бассейна Банну с 1000 г. до н.э. по 1200 г. н.э. Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78570-304-1 .
- ^ Самад, Рафи У. (2011). Величие Гандхары: древняя буддийская цивилизация долин Свата, Пешавара, Кабула и Инда . Издательство Алгора. ISBN 978-0-87586-860-8 .
- ^ Альрам 2014 , стр. 274–275.
- ^ Атрейи Бисвас (1971). Политическая история хунов в Индии . Издательство Мунширам Манохарлал. ISBN 9780883863015 .
- ^ Jump up to: а б с Сингх, Упиндер (25 сентября 2017 г.). Политическое насилие в Древней Индии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-97527-9 .
- ^ Чаттопадхьяя, Судхакар (1958). Ранняя история Северной Индии, от падения Маурьев до смерти Харсы, ок. 200 г. до н. э. — 650 г. н. э . Прогрессивные издательства.
- ^ Риггинс, Салли (11 июня 2020 г.). Сюаньцзан: буддийский паломник на Шелковом пути . Рутледж. ISBN 978-1-000-01109-8 .
- ^ Jump up to: а б Халик, Фазал (6 марта 2016 г.). «Замок последнего индуистского короля Раджи Гиры в Свате рушится» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Рахман, Абдул (2002). «Новый взгляд на хингалов, тюрков и индуистских сахов» (PDF) . Древний Пакистан . XV : 37–42.
Таким образом, индуистские сахи не были ни бхатти, ни джанджуа, ни брахманами. Они были просто Уди/Оди. Теперь можно видеть, что термин «индуистские сахи» является неправильным употреблением и, поскольку он основан просто на религиозной дискриминации, его следует отбросить и забыть. Правильное название — династия Уди или Оди Шахи.
- ^ Мейстер, Майкл В. (2005). «Проблема расширения платформы на Северном Кафиркоте» (PDF) . Древний Пакистан . XVI : 41–48.
Рехман (2002: 41) приводит веские доводы в пользу того, что индуистских шахи следует называть более точным именем «Уди-шахи».
- ^ Печаль и радость среди мусульманских женщин. Пуштуны Северного Пакистана. Автор: Амине Ахмед. Опубликовано издательством Cambridge University Press, 2006 г., стр. 21.
- ^ Jump up to: а б Фредрик Барт, Особенности личности и общества в Свате: Сборник очерков о патанах , иллюстрированное издание, Routledge, 1981.
- ^ Марати, Ивано; Вассалло, Кандида Мария (2013). Археологический музей Нового Свата: Строительные работы в районе Сват (2011-2013 гг.), Хайбер-Пактунхва, Пакистан . Публикации Санг-э-Мил. ISBN 978-969-35-2664-6 .
- ^ Инам-ур-Рахим; Ален М. Виаро (2002). Сват: Афганское общество в Пакистане: урбанизация и изменения в племенной среде . Сити Пресс. п. 59.
- ^ SG, стр. 398 и 399, T и C СЗПП Иббетсона, стр. 11 и т. д.
- ^ Клаус, Питер Дж.; Даймонд, Сара; Энн Миллс, Маргарет (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Тейлор и Фрэнсис. п. 447. ИСБН 9780415939195 .
- ^ «Талибан побеждён тихой силой пакистанского Будды» . Времена Индии . [ мертвая ссылка ]
- ^ Малала Юсуфзай (8 октября 2013 г.). Я Малала: Девушка, которая боролась за образование и была застрелена талибами . Маленький, Браун. стр. 123–124 . ISBN 978-0-316-32241-6 .
Талибы уничтожили буддийские статуи и ступы, где мы играли харама кушанских царей Джеханабада Будды.
- ^ Виджевардена, Вашингтон (17 февраля 2014 г.). « Я Малала: Но ведь мы все Малала, не так ли?» . Ежедневное ФТ .
- ^ Халик, Фазал (7 ноября 2016 г.). «Знаменитый Будда в долине Сват восстановлен спустя девять лет, когда талибы его испортили» . РАССВЕТ .
- ^ «Талибан и торговцы людьми уничтожают буддийское наследие Пакистана» . AsiaNews.it . 22 октября 2012 г.
- ^ «Талибан пытается уничтожить буддийское искусство периода Гандхары» . AsiaNews.it . 27 ноября 2009 г.
- ^ Ризви, Джаффер (6 июля 2012 г.). «Пакистанская полиция предотвратила огромную попытку контрабанды артефактов» . Новости Би-би-си .
- ^ «Найдите и забронируйте любимые отели в любой точке Пакистана» .
- ^ «Экономика спецназа» . kpktribune.com . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ Амджад Али Сахаб (17 августа 2015 г.). «Гвалерай — маленькая деревня за знаменитыми яблоками Свата» . рассвет.com . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ «Население по административным единицам 1951-1998 гг.» (PDF) . Статистическое бюро Пакистана .
- ^ «Перепись населения Пакистана 2023 года» (PDF) . www.pbscensus.gov.pk . Статистическое бюро Пакистана .
- ^ Jump up to: а б «Перепись населения Пакистана 2023 года» (PDF) .
- ^ «Рейтинг окружного образования Пакистана за 2017 год» (PDF) . выборы.alifailaan.pk . Алиф Айлаан . Проверено 19 ноября 2019 г.
- ^ Сельские районные советы lgkp.gov.pk
- ^ «Сельский/районный совет» . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Правила выборов в местные органы власти 2013 г. lgkp.gov.pk
- ^ «Избирательные округа и MPA - Веб-сайт провинциальной ассамблеи NW.FP» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2007 года.