Jump to content

Дардские языки

Дардский
Гиндукуш Индоарийский
Географический
распределение
Северный Пакистан ( Гилгит-Балтистан , северная Хайбер-Пахтунхва , Азад Кашмир )
Северо-Западная Индия ( Джамму и Кашмир , Ладакх )
Северо-Восточный Афганистан ( Каписа , Кунар , Лагман , Нангархар , Нуристан )
Лингвистическая классификация Индоевропейский
Подразделения
глоттолог Никто
дард1244   (Восточный дардский)
Дардские языки Георга Моргенштирна
(Примечание: нуристанские языки , такие как камката-вари (кати) , калаша-ала (вайгали) и т. д., теперь разделены)

Дардские языки (также дарду или писака ), [1] или Гиндукушские индоарийские языки , [2] [3] [4] [5] — группа нескольких индоарийских языков, на которых говорят в северном Пакистане , северо-западной Индии и некоторых частях северо-восточного Афганистана . [6] Этот регион иногда называют Дардистаном . [7]

Первоначальный термин дардский язык представлял собой не тесные лингвистические или этнические отношения, а географическое понятие, обозначающее самую северо-западную группу индоарийских языков. [8] [9] Среди носителей этих языков нет этнического единства, и эти языки не могут быть прослежены до единого предка . [10] [11] [12] [6] После дальнейших исследований термин «восточно-дардский» теперь является законной группой языков, исключающей некоторые языки Дардистанского региона, которые теперь считаются частью разных языковых семей. [13]

Вымерший язык Гандхари , использовавшийся цивилизацией Гандхара примерно с 1500 г. до н.э., был дардским по своей природе. [14] Лингвистические данные связывают гандхари с некоторыми современными дардскими языками, особенно с торвали и другими кохистанскими языками. [15] [16] [17] Имеются ограниченные доказательства того, что языки кохистани произошли от гандхари.

в Дардистан Лейтнера языковой самом широком смысле стал основой классификации языков северо-запада индоарийской области (включающей современные восточный Афганистан , северный Пакистан и Кашмир ). [18] Джордж Абрахам Грирсон , имея скудные данные, позаимствовал этот термин и предложил независимую дардскую семью в составе индоиранских языков . [19] Однако формулировка Дардика, предложенная Грирсоном, теперь считается неверной в деталях и поэтому считается устаревшей современной наукой. [20]

Георг Моргеншерн , который провел обширные полевые исследования в регионе в начале 20-го века, пересмотрел классификацию Грирсона и пришел к мнению, что только «кафирийские» ( нуристанские ) языки образуют независимую ветвь индоиранских языков, отдельную от индоарийских языков. и иранские семьи и определили, что дардские языки имеют безошибочно индоарийский характер. [8]

Дардские языки не содержат абсолютно никаких особенностей, которые нельзя было бы вывести из древнего [индоарийского языка]. Они просто сохранили ряд ярких архазизмов, которые уже исчезли в большинстве пракритских диалектов... Нет ни одной общей черты, отличающей дардский язык в целом от остальных [индоарийских] языков... Дардский язык — это просто удобный термин для обозначения группы аберрантных [индоарийских] горных языков, которые в своей относительной изоляции, во многих случаях подчеркнутой вторжением патанских племен, были в той или иной степени защищены от расширяющегося влияния [индоарийских] горных языков. -Арийский] Инновации Мидленда ( Мадхьядеша ), оставленные свободными для самостоятельного развития. [21]

Благодаря географической изоляции многие дардские языки сохранили архаизмы и другие черты древнеиндоарийских . Эти особенности включают три шипящих звука , несколько типов групп согласных, а также архаичную или устаревшую лексику, утраченную в других современных индоарийских языках. [22]

Калаша и ховар — наиболее архаичные из всех современных индоарийских языков , сохранившие большую часть санскритского падежного сгибания и сохранившие многие слова в почти санскритской форме. [23] [24] Например, дрига «длинный» в Калаше почти идентичен диргха на санскрите. [25] а ашру «слеза» в ховаре идентична санскритскому слову. [26]

Французский индолог Жерар Фюссман отмечает, что термин дардский язык является географическим, а не лингвистическим выражением. [27] Если понимать буквально, это позволяет поверить, что все языки, на которых говорят в Дардистане, являются дардскими . [27] Это также позволяет поверить, что все люди, говорящие на дардских языках, являются дардами и территория, на которой они живут, — Дардистан . [27] Термин, используемый классическими географами для обозначения территории, населенной неопределенным народом, и используемый в Раджатарангини по отношению к людям за пределами Кашмира, сегодня приобрел этнографическое, географическое и даже политическое значение. [12]

Классификация

[ редактировать ]

Схема Джорджа Моргеншерна соответствует недавнему консенсусу ученых. [28] Таким образом, историческое положение дардов как законного генетического подсемейства неоднократно ставилось под сомнение; широко признано, что эта группировка носит скорее географический, а не лингвистический характер. [29] Действительно, Буддрусс полностью отверг дардскую группировку и поместил эти языки в центральную индоарийскую группу . [30] Другие ученые, такие как Стрэнд [31] и Мок, [32] также выразили сомнения по этому поводу.

Однако Качру противопоставляет «языки средней полосы», на которых говорят на равнинах, такие как пенджаби и урду , «горным языкам», таким как дардский. [33] Коган также предложил подсемейство «восточно-дардских»; в состав которых входят группы «Кашмири», «Кохистани» и «Шина». [34] [35]

Случай Кашмира своеобразен. Его дардские черты близки к шина , который, как часто говорят, принадлежит к восточному подсемейству дардских языков. Качру отмечает, что «кашмирский язык, используемый кашмирскими индуистскими пандитами, находился под сильным влиянием индийской культуры и литературы, и большая часть его словарного запаса теперь имеет индийское происхождение и родственна словарному запасу санскритских индоарийских языков северной Индии». . [33]

Хотя это правда, что многие дардские языки испытали влияние недардских языков, дардский язык, возможно, также оказал влияние на соседние индоарийские лекты, такие как пенджабский , [36] языки пахари включая центральные языки пахари Уттаракханда , , [36] [37] и предположительно даже дальше. [38] [39] Некоторые лингвисты полагают, что на дардских лектах, возможно, первоначально говорили на гораздо более обширном регионе, простирающемся от устья Инда (в Синде ) по дуге на север, а затем на восток через современный Химачал-Прадеш до Кумаона. Однако это не было окончательно установлено. [40] [41] [42]

Подразделения

[ редактировать ]
Карта, показывающая территории, где говорят на каждом дардском языке.
Карта, показывающая области, где говорят на каждом дардском языке, с видимыми подразделениями.

Дардские языки были разделены на следующие подсемейства: [43] [34]

Характеристики

[ редактировать ]

Потеря озвученного стремления

[ редактировать ]

Практически во всех дардских языках произошла частичная или полная утрата звонких придыхательных согласных. [43] [45] Ховар использует слово буум , означающее «земля» (санскрит: бхуми ), 1 Пашай использует слово дуум для обозначения «дыма» (урду: dhuān , санскрит: dhūma ), а кашмирцы используют слово dọd для обозначения «молоко» (санскрит: dugdha , урду: dūdh ). [43] [45] Тональность развилась в большинстве (но не во всех) дардских языках, таких как ховар и пашаи, в качестве компенсации. [45] пенджаби и Языки западного пахари также утратили амбициозность, но практически все они приобрели тональность, чтобы частично компенсировать это (например, пенджабский kár означает «дом», сравните с урду ghar ). [43]

Дардический метатезис и другие изменения

[ редактировать ]

И древние, и современные дардские языки демонстрируют заметную тенденцию к метатезису , когда «пре- или постсогласная буква «r» сдвигается вперед к предыдущему слогу». [36] [46] Это было видно в наскальных указах Ашокана (воздвигнутых в период с 269 по 231 год до нашей эры) в регионе Гандхара , где дардские диалекты были и до сих пор широко распространены. Примеры включают в себя тенденцию писать классические санскритские слова priyad ar shi (один из титулов императора Ашоки ) как priyad ra shi и dh ar ma как dh ra ma . [46] В современном Калаше используется слово « дрига » «длинный» (санскрит: диргха ). [46] Палула использует друбалу «слабый» (санскрит: дурбала ) и брхудж «береза» (санскрит: бхурджа ). [46] Кашмирцы используют дралид 2 «обедненный» (санскрит: даридра ) и крама «работа» или «действие» (санскрит: карма ). [46] Западные языки пахари (такие как догри ), синдхи и ланда (западный пенджаби) также разделяют эту дардическую тенденцию к метатезису, хотя они считаются недардскими, например, ср. пенджабское слово драхат «дерево» (от персидского дарахт ). [ нужны разъяснения ] [28] [47]

В дардских языках наблюдаются и другие изменения согласных. В кашмирском языке, например, наблюдается заметная тенденция к замене k на ch и j на z (например, zon «человек» родственно санскритскому jan «человек или живое существо» и персидскому jān «жизнь»). [28]

Положение глагола в дардском языке

[ редактировать ]

, уникальный среди дардских языков, Кашмирский представляет «второй глагол» как нормальную грамматическую форму. Это похоже на многие германские языки, такие как немецкий и голландский , а также утто-ацтекский оодхам и северо-восточно-кавказские ингуши . Все другие дардские языки и, в более общем смысле, индоиранский язык, следуют схеме субъект-объект-глагол (SOV). [48]

Язык Первый пример предложения Второй пример предложения
английский (германский) Это лошадь . Мы поедем в Токио .
Кашмири (дардский) Йи чу ах гур. Гатшав . Токио
Японский (Японский) Коре ва ума де ару . Ваташитачи ва Токио ни икимасу .
Камката-вари (Нуристан) Инна ушпа яса . Я думаю, Токио ачато .
С персидского (иранского) В як асб аст . Ма ба Токио xâhem плот .
Шина (Дардик) Ану ек аспо хан . Будь Токио и буджун .
Пушту (иранский) Мужской род: Как день . / Женский род: много аспы и . Имя/Муз ба Токио Та/тар Молния .
Инд Кохистан (Дардик) Шо ах го ту . Ма Токио, да, бум-четверг .
Синдхи (индоарийский) Хиу хику горо ахе . Асаан Токио виндаасин .
Хинди-урду (индоарийский) лошадь Это . 4 Он Токио джеэнге .
Пенджаби (индоарийский) Иха икк кора ай . Токио Мне не нравится .
Мандалай (индоарийский) Йе ек гхура ха . Аса Токио джана .
Непальский (индоарийский) лошадь Ты . Хами Токио jānechhaũ .
Гархвали (индоарийский) Юу ек года ча . Ветчина Токио Джаула .
Кумаони (индоарийский) Йо ек гвад чу . Он Токио Яунл .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
1. ^ Слово ховар, означающее «земля», более точно представляется по тональности как buúm , а не buum , где ú указывает на восходящий тон.
2. ^ Слово «дролид» на самом деле включает в себя кашмирскую полугласную, которую трудно передать как в урду, девнагри, так и в римском письме. Иногда умлаут используется в сочетании с гласной, поэтому слово можно было бы более точно перевести как дрёлид .
3. ^ Правила сандхи на санскрите допускают объединение нескольких соседних слов в одно слово: например, «ах» в конце слова и начальная «а» слова сливаются в «о». В реальной санскритской литературе, с эффектом сандхи, можно было бы ожидать, что это предложение будет выглядеть как Eṣá ékóśvósti . Кроме того, окончание слова «а» на санскрите — это шва , [ ə] (похоже на окончание «е» в немецком имени Ницше ), поэтому, например, второе слово произносится как [éːk ə ] . Высота тона обозначается острым акцентом в случае более древнего ведического языка , который был унаследован от протоиндоевропейского языка.
4. ^ Хинди-урду и другие недардские индоарийские языки также иногда используют «второй порядок глаголов» (аналогично кашмирскому и английскому) для драматического эффекта. [49] Yeh ek ghora hain — обычная разговорная форма на хинди-урду. Yeh hain ek gora также грамматически правильное, но указывает на драматическое откровение или другую неожиданность. Эта драматическая форма часто используется в заголовках новостей на хинди-урду, пенджаби и других индоарийских языках.

Источники

[ редактировать ]

Академическая литература из-за пределов Южной Азии

  • Моргеншерн, Г. Ирано-Дардика. Висбаден, 1973 г.;
  • Моргеншерн, Г. Положение кафирских языков. В Ирано-Дардике, 327–343. Висбаден, Райхерт, 1975 г.
  • Декер, Кендалл Д. Социолингвистическое исследование Северного Пакистана, Том 5. Языки Читрала.

Академическая литература Южной Азии

  • Сравнительное изучение урду и ховара. Бадшах Мунир Бухари, Национальное управление языка Пакистана, 2003 г. [Нет ссылок]
  • Национальный институт пакистанских исследований, Университет Каид-и-Азам и Летний институт лингвистики

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хан, Савар и др. «Этногенетический анализ показывает, что кохистанцы Пакистана были генетически связаны с западноевразийцами вероятным генофондом предков из евразийской степи в бронзовом веке». Митохондрия 47 (2019): 82-93.
  1. ^ «Дардские языки» .
  2. ^ Лильегрен, Хенрик (1 марта 2017 г.). «Профилирование индоарийцев в Гиндукуше-Каракоруме: предварительное исследование микротипологических закономерностей» . Журнал южноазиатских языков и лингвистики . 4 (1): 107–156. дои : 10.1515/jsall-2017-0004 . ISSN   2196-078X . S2CID   132833118 . С одной стороны, очевидно, что эти языки образуют континуум вместе с основными индоарийскими языками северо-западного субконтинента, с постепенно увеличивающейся кластеризацией более прототипичных черт Гиндукуша и Каракорума по направлению к центральному – но по отношению к остальной части субконтинента. Индоарийцы более периферийные – части этого региона. С другой стороны, эти языки также демонстрируют высокую степень разнообразия: отдельные языки участвуют в различных субареальных конфигурациях или транзитных зонах, представленных в регионе, что еще больше усложняет любые попытки их коллективного определения в более точных или исключительных территориальных единицах. условия. Поэтому мы должны иметь в виду, что любое коллективное упоминание этих языков, будь то гиндукушский индоарийский или любой другой термин, придется интерпретировать как весьма градиентное понятие, признавая очевидное отсутствие какого-либо полного списка нововведений, не говоря уже о сохранении , это охватило бы более чем часть из них.
  3. ^ Гарбо, Франческа Ди; Олссон, Бруно; Вельхли, Бернхард (2019). Грамматический пол и лингвистическая сложность II: Всемирные сравнительные исследования . Языковая наука Пресс. п. 8. ISBN  978-3-96110-180-1 .
  4. ^ Саксена, Анджу (12 мая 2011 г.). Гималайские языки: прошлое и настоящее . Вальтер де Грюйтер. п. 35. ISBN  978-3-11-089887-3 .
  5. ^ Лильегрен, Хенрик (26 февраля 2016 г.). Грамматика Палулы . Языковая наука Пресс. стр. 13–14. ISBN  978-3-946234-31-9 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Стрэнд, Ричард Ф. (13 декабря 2013 г.). «Дардский и нуристанский языки». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон Абдалла; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама-Три 2013-4 . Брилл. стр. 101–103. ISBN  978-90-04-25269-1 . Семнадцать дардских языков составляют географическую группу северо-западных индоарийских языков. Они делятся на несколько небольших филогенетических групп индоарийских языков, но вместе они не обнаруживают никаких общих фонологических нововведений, которые бы демонстрировали их филогенетическое единство как «дардскую ветвь» индоарийских языков.
  7. ^ Келленс, Джин. «ДАРДЕСТАН». Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 5 декабря 2017 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Пракаш, Веннелаканти (2008). Энциклопедия лингвистических наук: проблемы и теории . Союзные издательства. стр. 142–147. ISBN  978-81-8424-279-9 . Дардские языки не содержат абсолютно никаких особенностей, которые нельзя было бы вывести из древнего [индоарийского языка]. Они просто сохранили ряд ярких архазизмов, которые уже исчезли в большинстве пракритских диалектов... Нет ни одной общей черты, отличающей дардский язык в целом от остальных [индоарийских] языков... Дардский язык — это просто удобный термин для обозначения группы аберрантных [индоарийских] горных языков, которые в своей относительной изоляции, во многих случаях подчеркнутой вторжением патанских племен, были в той или иной степени защищены от расширяющегося влияния [индоарийских] горных языков. -Арийский] Инновации Мидленда (Мадхьядеша), которым предоставлена ​​свобода развиваться самостоятельно.
  9. ^ Кау, МК (2004). Кашмир и его люди: исследования эволюции кашмирского общества . Издательство АПХ. п. 295. ИСБН  978-81-7648-537-1 . Утверждается, что термин дардский язык является всего лишь географическим соглашением, а не лингвистическим выражением.
  10. ^ Джайн, Данеш; Кардона, Джордж (26 июля 2007 г.). Индоарийские языки . Рутледж. п. 822. ИСБН  978-1-135-79711-9 . Обозначение «дардский» не подразумевает ни этнического единства среди носителей этих языков, ни того, что их всех можно проследить до единого узла модели стаммбаума.
  11. ^ Вербеке, Саартье (20 ноября 2017 г.). Структура аргумента в кашмирском языке: форма и функция местоименного суффикса . БРИЛЛ. п. 2. ISBN  978-90-04-34678-9 . В настоящее время термин «дардский» употребляется как ареальный термин, обозначающий ряд индоарийских языков, не утверждая ничего конкретного об их взаимном родстве.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Дарды, Дардистан и дардики: этнографическая, географическая и лингвистическая загадка» . www.mockandoneil.com . Проверено 25 февраля 2022 г.
  13. ^ «Глоттолог 4.8 — Восточно-дардский» .
  14. ^ Кузьмина, Елена Ефимовна (2007). Происхождение индоиранцев . БРИЛЛ. п. 318. ИСБН  978-90-04-16054-5 .
  15. ^ Дэни, Ахмад Хасан (2001). История северных районов Пакистана: публикации Санг-э-Мил до 2000 г. н.э. стр. 64–67. ISBN  978-969-35-1231-1 .
  16. ^ Саксена, Анджу (12 мая 2011 г.). Гималайские языки: прошлое и настоящее . Вальтер де Грюйтер. п. 35. ISBN  978-3-11-089887-3 .
  17. ^ Лильегрен, Хенрик (26 февраля 2016 г.). Грамматика Палулы . Языковая наука Пресс. стр. 13–14. ISBN  978-3-946234-31-9 . Палула принадлежит к группе индоарийских (IA) языков, на которых говорят в регионе Гиндукуш, и которые часто называют «дардскими» языками... Было и до сих пор оспаривается, в какой степени эта преимущественно географически определенная группа имеет какие-либо реальные классификационные характеристики. обоснованность... С одной стороны, Стрэнд предлагает вообще отказаться от этого термина, считая, что нет никакого оправдания для любой такой группировки (помимо того, что сам термин имеет проблемную историю использования), и предпочитает сделать более тонкая классификация этих языков на более мелкие генеалогические группы непосредственно под заголовком IA, классификация, к которой мы вскоре вернемся ... Золлер определяет дардские языки как современных преемников среднеиндоарийского (МИА) языка гандхари (также гандхари пракрит). , но вместе с Баширом Золлер приходит к выводу, что одна только модель генеалогического древа не объяснит всех исторических событий.
  18. ^ Бхан, Мона (11 сентября 2013 г.). Меры по подавлению восстания, демократия и политика идентичности в Индии: от войны к благосостоянию? . Рутледж. п. 59. ИСБН  978-1-134-50983-6 .
  19. ^ Масика 1993 , с. 461.
  20. ^ Эмено, Мюррей Б.; Фергюссон, Чарльз А. (21 ноября 2016 г.). Языкознание в Южной Азии . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 285. ИСБН  978-3-11-081950-2 .
  21. ^ Koul 2008 , p. 142.
  22. ^ Кау, МК (2004). Кашмир и его люди: исследования эволюции кашмирского общества . Издательство АПХ. п. 341. ИСБН  978-81-7648-537-1 .
  23. ^ Дэни, Ахмад Хасан (2001). История северных районов Пакистана: публикации Санг-э-Мил до 2000 г. н.э. п. 66. ИСБН  978-969-35-1231-1 . Ховар и калаша — одни из самых архаичных индоарийских языков. Оба родственны Гандхари и имеют некоторые очень характерные архаизмы (например, старый индоарийский -t-, исчезнувший из других индоайранских языков, -l/r- в Калаше и Ховаре).
  24. ^ Моргеншерн, Георг (1974). «Языки Нуристана и прилегающих регионов». В Йеттмаре, Карл; Эдельберг, Леннарт (ред.). Культуры Гиндукуша: избранные материалы с Культурной конференции Гиндукуша, проходившей в Моэсгорде в 1970 году . Вклад в исследования Южной Азии, Институт Южной Азии, Гейдельбергский университет. Том 1. Висбаден: Франц Штайнер. стр. 1–10. ISBN  978-3-515-01217-1 .
  25. ^ Балди, Серджио (28 ноября 2016 г.). «Грамматика калаши, основанная на полевых исследованиях, написанная Элизабет Мела-Атанасопулу» . Анналы Восточного отдела . 76 (1–2): 265–266. дои : 10.1163/24685631-12340012 .
  26. ^ Джайн, Данеш; Кардона, Джордж (26 июля 2007 г.). Индоарийские языки . Рутледж. п. 973. ИСБН  978-1-135-79710-2 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с Пракаш, Веннелаканти (2008). Энциклопедия лингвистических наук: проблемы и теории . Союзные издательства. п. 143. ИСБН  978-81-8424-279-9 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с Масика 1993 .
  29. ^ Башир, Елена (2007). Джайн, Данеш; Кардона, Джордж (ред.). Индоарийские языки . Рутледж. п. 905. ИСБН  978-0415772945 . «Дардический» - это географический термин, обозначающий те северо-западные индоарийские языки, которые [..] приобрели новые характеристики, отличные от языков IA Индо-Гангской равнины. Хотя дардский и нуристанский (ранее «кафиритские») языки ранее группировались вместе, Моргеншерн (1965) установил, что дардские языки являются индоарийскими и что нуристанские языки составляют отдельную подгруппу индоиранских.
  30. ^ Буддрусс, Георг (1985). «Лингвистические исследования в Гилгите и Хунзе». Журнал Центральной Азии . 8 (1): 27–32.
  31. ^ Стрэнд, Ричард (2001), «Языки Перистана»
  32. ^ Мок, Джон (2011), « http://www.mockandoneil.com/dard.htm »
  33. ^ Перейти обратно: а б Качру, Брадж Б. (1981), Кашмирская литература , Издательство Отто Харрасовица, стр. 107–111. 4–5, ISBN  978-3-447-02129-6
  34. ^ Перейти обратно: а б Коган, Антон (2013), « https://jolr.ru/index.php?article=130 »
  35. ^ Коган, Антон (2015), " https://jolr.ru/index.php?article=157 "
  36. ^ Перейти обратно: а б с Масика 1993 , с. 452: ... [Чатерджи] согласился с Грирсоном в том, что он видел влияние Раджастана на Пахари и влияние «Дардиков» на всю северо-западную группу + Пахари (или под ней). Масика 1993 , с. 209: На всем северо-западе, начиная с синдхи и включая «ланда», дардский, цыганский и западный пахари, наблюдается тенденция к переносу буквы «r» из медиальных групп в позицию после начальной согласной.
  37. ^ Арун Кумар Бисвас (редактор) (1985), Профили индийских языков и литературы , Общество индийских языков, ... большее дардское влияние в западных диалектах гархвали ... {{citation}}: |author= имеет общее имя ( справка )
  38. ^ Даянанд Нарасимха Шанбхаг; К. Дж. Махале (1970), Очерки языка и литературы конкани: том поздравлений профессора Армандо Менезеса , Конкани Сахитья Пракашан, ... На конкани говорят. Это свидетельствует о значительном влиянии дардов (паисачи)...
  39. ^ Гулам Аллана (2002), Происхождение и рост языка синдхи , Институт синдологии, ISBN  9789694050515 ... должно быть, охватывали почти весь пенджабский язык ... до сих пор сохраняют следы более ранних дардских языков, которые они вытеснили. Еще южнее мы находим следы дардов на синдхи...
  40. ^ (1932), Элементы науки о языке , Калькуттский университет , получено 12 мая 2010 г. Ирач Джехангир Сорабджи Тарапоревала вследствие последующей экспансии «внутренних арийцев» дарды отступили к недоступной...
  41. ^ Шарад Сингх Неги (1993), Кумаун: земля и люди , Indus Publishing, ISBN  81-85182-89-2 , получено 12 мая 2010 г. Возможно , во времена Маурьев арийцы, говорящие на дардском языке, все еще находились в процессе расселения в других частях западных Гималаев ...
  42. ^ Судхакар Чаттопадхьяя (1973), Расовое сходство ранних североиндийских племен , Мунширам Манохарлал , получено 12 мая 2010 г. , ... драдская ветвь осталась на северо-западе Индии - дарада, кашмира и некоторые кхасы (некоторые остались в Гималаи Непала и Кумаона)...
  43. ^ Перейти обратно: а б с д С. Мунши, Кейт Браун (редактор), Сара Огилви (редактор) (2008), Краткая энциклопедия языков мира , Elsevier, ISBN  978-0-08-087774-7 , получено 11 мая 2010 г. , Основываясь на исторических приблизительных подгруппах и географическом распределении, Башир (2003) выделяет шесть подгрупп дардских языков ... {{citation}}: |author= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  44. ^ Николаус, Питер (2015). «Остатки древних верований среди шин в округе Гилгит и Западном Ладакхе» . Иран и Кавказ . 19 (3): 201–264. дои : 10.1163/1573384X-20150302 . ISSN   1609-8498 . JSTOR   43899199 .
  45. ^ Перейти обратно: а б с Джордж Кардона; Дханеш Джайн (2007), Индоарийские языки , Routledge, ISBN  978-0-415-77294-5 , получено 11 мая 2010 г. В других следы остаются в виде тональных различий (Ховар буум , «земля», Пашаи дум , «дым») ...
  46. ^ Перейти обратно: а б с д и Тимоти Ленц; Эндрю Гласс; Дхармитра Бхикшу (2003), Новая версия Гандхари Дхармапады и сборник историй о предыдущих рождениях , University of Washington Press, ISBN  0-295-98308-6 , получено 11 мая 2010 г. , ... «Дардический метатезис», в котором пре- или постсогласная буква «r» сдвигается вперед к предыдущему слогу ... самые ранние примеры взяты из надписей Ашокана ... приядарши ... как приядраши .. .дхарма как дхрама...распространённая в современных дардских языках...
  47. ^ Амар Нат Малик (1995), Фонология и морфология панджабского языка , Munshiram Manoharlal Publishers, ISBN  81-215-0644-1 , получено 26 мая 2010 г. , ... драхат 'дерево' ...
  48. ^ Стивен Р. Андерсон (2005), Аспекты теории клитики: Том 11 оксфордских исследований по теоретической лингвистике , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-927990-6 , Литература по конструкции глагол-секунда сосредоточена в основном на германском языке... однако мы можем сравнить его с германскими явлениями: кашмири... в двух языках "химачали", котгархи и кочи , он находит весьма схожие модели порядка слов. ... иногда говорят, что они являются частью подсемейства «дард» ...
  49. ^ Хинди: язык, дискурс и письмо, Том 2 , Международный университет хинди имени Махатмы Ганди, 2001 г. , получено 28 мая 2010 г. ... глаголы, расположенные в середине предложений (а не в конце), усиливают драматический характер. ..

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b4a721b52628c86b143ffb4501a97dc__1722133620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/dc/4b4a721b52628c86b143ffb4501a97dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dardic languages - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)