Индоарийская суперстрата в Митанни
![]() | Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Апрель 2020 г. ) |
Некоторые заимствованные слова в варианте хурритского языка, на котором говорили в Митанни во 2-м тысячелетии до нашей эры, можно идентифицировать как происходящие из индоарийского языка ; Считается, что они составляют индоарийскую суперстрату в Митанни (или в Митанни Хуррите). Слова являются теонимами , именами собственными и технической терминологией, относящейся к лошадям (гиппологической). [1]
Принято считать, что индоарийские народы поселились в Верхней Месопотамии и северной Сирии и основали царство Митанни после периода политического вакуума, одновременно приняв хуррита. Это считается частью индоарийских миграций . [2] [3] [4]
Лингвистический контекст
Профессор Ева фон Дассов согласна с наличием индоарийских терминов в словаре Митанни, но осторожно не советует использовать идею «индоарийского захвата». [5] Майкл Витцель приводит доводы в пользу древности индоарийских слов, подтвержденной данными Митанни, поскольку они почти наверняка предшествуют лингвистическим разработкам, подтвержденным в Ригведе . [6]
В договоре между хеттами и Митанни (между Суппилулиумой I и Шаттивазой божества Митра , Варуна , Индра и Насатья ( ашвины , ок. 1380 г. до н. э.) призываются ). Текст Киккули по обучению лошадям ( около 1400 г. до н. э.) включает такие технические термины, как айка ( ведический санскрит эка , один), тера ( три , три), панза ( панча , пять), сатта ( сапта , семь), на ( нава , девять), вартана ( вартана , круглый). Числительное айка «один» имеет особое значение, поскольку оно помещает суперстрат рядом с собственно индоарийским ( ведический санскрит эка с регулярным сокращением /ai/ до [eː]), в отличие от индоиранского или раннеиранского ( в котором *aiva ; сравнивается с ведической eva "только") в целом. [7]
В другом тексте есть бабру(-нну) ( бабру , коричневый), парита(-нну) ( палита , серый) и пинкара(-нну) ( пингала , красный) для конских мастей. Их главным праздником было празднование солнцестояния ( вишува ) , которое было распространено в большинстве культур древнего мира.
Митаннийских воинов звали марья (хуррит: maria-nnu означает «(молодой) воин» на санскрите . ), что также [8] образован добавлением хурритского суффикса -nnu ; [9] обратите внимание на 'мишта-нну' (= miẓḍha, ~ санскрит mīḍha) «плата (за поимку беглеца)». [10]
Санскритские интерпретации имен Митанни передают Арташумару (artaššumara) как Арта-смара, «который думает об Арте/Ṛta », [11] Биридашва (biridašṷa, biriiašṷa) как Приташва, «чья лошадь дорогая», [12] Приямазда (приямазда) как Приямедха, «чья мудрость дорога», [13] [14] Читрарата как Читраратха, «чья колесница сияет», [15] Индаруда/Эндарута как Индрота, «которому помогает Индра», [16] Шативаза (шаттиназа) как Сативая, «выигравшая приз гонки», [17] Шубанду как Субанду, «имеющий хороших родственников» (имя в Палестине). [18] ), Тушратта (tṷisheratta, тушратта и т. д.) как *tṷaišaratha, ведический Tveṣaratha, «чья колесница неистова». [19]
Заверенные слова и сравнения
Все следующие примеры взяты из Witzel (2001). [20] Информацию о произношении звуков, записанных клинописью как š и z , см. в разделе «Протосемитский язык#Fricatives» .
Имена людей
Транскрипция клинописи | Интерпретация | Ведический эквивалент | Комментарии |
---|---|---|---|
би-ир-я-ма-и-да | Приямаздха | Прия Медха | «чья мудрость дорога»; От /azd(ʰ)/ до [eːd(ʰ)] - регулярное развитие ведического языка и его потомков (индоарийского в узком смысле). |
би-ир-я-и-шу-ва, би-ир-да-и-шу-ва | Прияшва ~ Приташва | Притесва | «чья лошадь дорогая» |
это-я-шу-ма-ра | Артасмара | Ртасмара | "кто думает об Арте/ Рте " |
ар-та-та-а-ма | Артадхама (сущ.?) | Ртадхаман | «его обитель — Рита» |
ту-уш-рат-та, ту-иш-е-рат-та, ту-уш-е-рат-та | Твайша(?) ратха | Твешаратха | «чья колесница яростна» |
ин-тар-у-да, эн-дар-у-та | Индраута | Ну давай же | «помогал Индра »; От /au/ до [oː] — обычное развитие ведического языка; ú конкретно указывает на [u], а не на [o] |
Имена божеств
Из договоров Митанни.
Транскрипция клинописи | Интерпретация | Ведический эквивалент | Комментарии |
---|---|---|---|
а-нет, ты-нет-нет | Варуна | Варуна | |
ми-и-ра | Митра | Митра | |
ин-деготь, ин-да-ра | Индра | Индра | |
на-ша-ти-я-ан-на | Насатья(-нна) | я был напуган | Хурритское грамматическое окончание -нна |
и-если-пойдешь | Ягненок | Агни | засвидетельствовано только в хеттском языке , который сохраняет именительный падеж -/s/ и удлиняет ударные слоги. |
Тренировка лошадей
Из Киккули .
Транскрипция клинописи | Интерпретация | Ведический эквивалент | Комментарии |
---|---|---|---|
а-аш-шу-уш-ша-ан-ни | ашва-сан-ни? | ашва-сана- | «мастер-тренер лошадей» (сам Киккули) |
-И-шу-ва | -ашва | ашва | "лошадь"; в личных именах |
съесть- | время- | к | "1" |
купил | что- ? | три | "3" |
па-ан-за- | панча- ? | панка | «5»; Ведическое с не является аффрикатой, [ нужна ссылка ] но, очевидно, его митаннийский эквивалент был |
это-то | набор | сапта | «7»; От /pt/ до /tː/ - это либо нововведение в Митанни, либо неверное толкование писцом, который имел хурритский синти в виду «7». |
на-а-[в]а- | смерть- | внутри | "9" |
ва-ар-та-ан-на | вартан(н)а | каждый другой | круглый, повернуть |
См. также
Ссылки
- ^ Тмин 2022 , с. 246.
- ^ Зигфрид Ж. де Лаэт 1996 , с. 562.
- ^ Беквит 2009 , стр. 39–41.
- ^ Брайс 2005 , с. 55.
- ^ Дассов, 2014 , стр. 12–14.
- ^ Witzel 2001 , стр. 5 и сноска №. 8, 36, 49, 53–55.
- ^ Фурне 2010 , стр. 26–40.
- ^ Майрхофер 1998 , с. 293.
- ^ Дассов 2014 , с. 27.
- ^ Майрхофер 1998 , Запись «мидха». п. 358.
- ^ Майрхофер 1998 , Запись «СМАР». п. 780.
- ^ Майрхофер 1998 , с. 182.
- ^ Майрхофер 1998 , Запись "прия-". п. 189.
- ^ Майрхофер 1998 , Запись "medhắ-". п. 378.
- ^ Майрхофер 1992 , с. 553.
- ^ Майрхофер 1992 , стр. 134.
- ^ Майрхофер 1998 , стр. 540, 696.
- ^ Майрхофер 1998 , стр. 209, 735.
- ^ Майрхофер 1992 , стр. 686, 736.
- ^ Витцель 2001 , стр. 1–115.
Источники
- Дассов, Ева фон (2014). «Левантийское государство под Миттанской гегемонией». В Еве Канчик-Киршбаум; Николь Бриш и Йеспер Эйдем (ред.). Составляющее, Конфедеративное и завоеванное пространство: возникновение государства Миттани . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. стр. 11–32. дои : 10.1515/9783110266412.11 . ISBN 9783110266412 .
- Фурне, Арно (2010). «О митаннийских арийских богах» . Журнал индоевропейских исследований . 38 (1–2): 26–40.
- Кюммель, Мартин Иоахим (2022). «Индо-иранский». В Томасе Оландере (ред.). Индоевропейская языковая семья: филогенетическая перспектива . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 246–268. дои : 10.1017/9781108758666.014 . ISBN 9781108758666 .
- Мэллори, JP (1997). «Куро-Араксская культура». Энциклопедия индоевропейской культуры . Чикаго – Лондон: Фицрой Дирборн.
- Майрхофер, Манфред (1982). «Какой материал от индоариев Митанни остался для выборочного изображения?». В Э. Ной (ред.). Investigationes philologicae et comparativae: Мемориал Хайнцу Кронасеру (на немецком языке). Висбаден: О. Харрасовиц. стр. 72–90.
- Майрхофер, Манфред (1992). Этимологический словарь древнеиндоарийского языка [ Этимологический словарь древнеиндоарийского языка ] (на немецком языке). Том I. Гейдельберг: Издательство Университета Карла Винтера. ISBN 3-533-03826-2 .
- Майрхофер, Манфред (1998). Этимологический словарь древнеиндоарийского языка (на немецком языке). Том II Гейдельберг: Издательство Университета Карла Винтера.
- Майрхофер, Манфред (2001). Этимологический словарь древнеиндоарийского языка (на немецком языке). Том III. Гейдельберг: Издательство Университета Карла Винтера.
- Тиме, Пол (1960). «Арийские» боги Митаннийских договоров». Журнал Американского восточного общества . 80 (4): 301–17. дои : 10.2307/595878 . JSTOR 595878 .
- Витцель, Майкл (2001). «Автохтонные арийцы? Свидетельства древнеиндийских и иранских текстов» . Электронный журнал ведических исследований . 7 (3): 1–93. дои : 10.11588/ejvs.2001.3.830 .
- Зигфрид Ж. де Лаэт, изд. (1996). История человечества: от третьего тысячелетия до седьмого века до нашей эры. Издательство ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-102811-3 .
- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13589-2 .
- Брайс, Тревор (2005). Царство хеттов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-927908-1 .
Дальнейшее чтение
- Кампос Мендес, Израиль (2021 г.). «Первое свидетельство Митры» . В Роберто Родригесе (ред.). Древние общества Плодородного полумесяца: территории, воспоминания и культурная самобытность (на испанском языке). Том 3, книга 1. Буэнос-Айрес: Отправитель Патагонии. стр. 23–50. ISBN 978-987-8464-15-2 .
- Коттичелли-Куррас, П.; Пизаньелло, В. (2023). «Индоарийцы на Древнем Ближнем Востоке». В Джусфреди, Федерико; Пизаньелло, Валерио; Матесси, Альвизе (ред.). Контакты языков и народов в хеттском и постхеттском мире . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 332–345. дои : 10.1163/9789004548633_014 . ISBN 978-90-04-54863-3 .
- Дассов, Ева фон (2022). «Миттани и ее империя». У Карен Рэднер; Надин Мёллер и Д.Т. Поттс (ред.). Оксфордская история Древнего Ближнего Востока . Том. III: От гиксосов до конца второго тысячелетия до нашей эры, Oxford University Press. Издательство Оксфордского университета. стр. 475–479. ISBN 9780190687601 .
- Гарсия Рамон, Хосе Луис (2017) [2015]. «Древний индоарийский лексикон на Древнем Ближнем Востоке: протоиндоевропейский, анатолийский и основной индоевропейский » Отношение Миланского глоттологического общества Х : 17–33. дои : 10.13130/1972-9901/10277 .
- Джентиле, Симона (2019). «Индоиранские личные имена в Митанни: источник культурной реконструкции» . Онома . 54 : 137–159. дои : 10.34158/ONOMA.54/2019/8 . S2CID 239241967 .
- Круто, Ян; Сазонов, Владимир (2019). «Первое упоминание о Митре в договоре между хеттским царем Шуппилулиумой I и миттаннским правителем Шаттивазой? Краткое исследование индо-иранской религиозной истории» [Первое упоминание о Митре в договоре между хеттским царем Шуппилулиумой I и миттаннским правителем Шаттивазой? Краткое исследование индоиранской религии. За горами. Гипержурнал . 73 : 5–14. дои : 10.7592/MT2019.73.lahe_sazonov . S2CID 188199063 .
- Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. стр. 83–91. ISBN 9780190226923 .