Ашвинс
Ашвинс | |
---|---|
Боги здоровья и медицины | |
Другие имена | Ашвини Кумарас, Ашвинау, Насатья, Дасра |
Принадлежность | должен |
Тексты | Ригведа , Махабхарата , Пураны. |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Реванта , Ями , Яма , Шраддхадева Ману , Шани , Карна , Тапати и Саварни Ману. |
Супруга | Сурья [1] [2] |
Дети | Накула (любовь) Сахадева (сын) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Диоску |
Балтийский эквивалент | Ашвиеняй , Сыны Божии |
Ашвины « ( санскрит : अश्विन् , букв. владельцы лошадей», IAST : Ашвин ), также известные как Ашвини Кумары и Ашвинау , [3] — индуистские боги-близнецы, связанные с медициной, здоровьем, рассветом и наукой. [4] В Ригведе они описаны как юные божественные всадники-близнецы, путешествующие в колеснице, запряженной никогда не уставающими лошадьми, и изображаются как божества-хранители, которые охраняют и спасают людей, помогая им в различных ситуациях. [2] [5]
Существуют разные версии, но Ашвины обычно упоминаются как сыновья бога Солнца Сурьи и его жены Санджны . В эпосе «Махабхарата» близнецы Пандавы Накула и Сахадева были детьми Ашвинов.
Этимология и эпитеты
[ редактировать ]Санскритское индоевропейского имя Ашвин (अश्विन्) происходит от индоиранской основы *Haćwa- (ср. авестийское aspā ), которая сама по себе происходит от слова , обозначающего лошадь, *H 1 éḱwos , от которого также происходит литовское имя Ašvieniai . [6]
В Ригведе Ашвины всегда упоминаются двойственно, без индивидуальных имен. [5] хотя ведические тексты различают двух Ашвинов: «одного из вас почитают как победоносного владыку Сумахи, а другого — как счастливого сына неба» ( РВ 1.181.4). Их несколько раз называют divó napātā, что означает «внуки Дьяуса (бога неба)». Эту формулу можно сравнить с литовским Dievo sūneliai , «сыновьями Диеваса (бога неба»), присоединенным к Ашвеняй ; латвийские Dieva Dēli , «сыновья Диева (бога неба)»; и греческое Dios-kouroi , «мальчики Зевса », обозначающие Кастора и Поллукса . [7] [8]
Богов-близнецов также называют Насатья (возможно, «спасители»; производное от насати , «благополучное возвращение домой»), это имя встречается в Ригведе 99 раз . [8] Эпитет , вероятно, происходит от протоиндоевропейского корня *nes- («вернуться домой [благополучно]»), родственного авестийскому зороастрийской Nā̊ŋhaiθya , имени демона – в результате религиозной реформации , изменившей статус предшествующих божеств – а также у греческого героя Нестора и у готского глагола насжан («спасти, исцелить»). [9] [10]
В более поздней Махабхарате Ашвинов часто называют Насатьями или Дашрами . Иногда одного из них называют Насатья , а другого — Дасра . [11]
Происхождение и эквиваленты
[ редактировать ]Ашвины являются примером индоевропейских божественных близнецов-лошадей . [12] [13] [5] Рефлексы в других индоевропейских религиях включают литовскую Ашвиеняй , латвийскую Диева Дели , греческую Кастора и Поллукса ; и, возможно, английские Хенгист и Хорса , а также валлийские Бран и Манавидан . [12] [7] Первое упоминание о близнецах Насатья содержится в Митаннийском договоре (около 1350 г. до н. э.), заключенном между Суппилулиумой и Шаттивазой , царями хеттов и Митанни соответственно . [14]
Литература и легенды
[ редактировать ]Ведические тексты
[ редактировать ]Ашвины упоминаются в Ригведе 398 раз . [3] им специально посвящено более 50 гимнов: 1.3, 1.22, 1.34, 1.46–47, 1.112, 1.116–120, 1.157–158, 1.180–184, 2.20, 3.58, 4.43–45, 5.73–78, 6.62–63, 7,67–74, 8,5, 8,8–10, 8,22, 8,26, 8,35, 8,57, 8,73, 8,85–87, 10,24, 10,39–41, 10,143. [5]
Колесница твоя, о Ашвины, быстрее ума, запряженная добрыми конями, приближается к родам.
На какой (колеснице) вы доберетесь до дома доброго обрядового исполнителя, на той, о люди, идите свой путь к нам.
Вы освобождаете Атри, провидца пяти народов, из тесных проливов, из расщелины земли вместе с его шайкой, о люди, - сбивая с толку козни беспощадного Дасью, изгоняя их одного за другим, о быки.
О Ашвины, вы, люди, вы, быки, чудесными силами вы собираете вместе провидца Ребху, который покачивался в водах, как лошадь, спрятанная теми, кто ведет злые пути. Твои древние дела не стареют.- 1.117.2–4, в Ригведе, перевод Стефани В. Джеймисон (2014). [15]
Согласно тексту, ашвины родились после того, как бог Солнца Вивасват и его жена Саранью (Санджна) занимались любовью в образе жеребца и кобылы соответственно. [16] Ашвинов также называют « диво напата» , что по-разному переводится как «сыновья» или «внуки» Дьяуша. [7] [8] [17] [18] При одном упоминании река Инд (Синдху) считается их матерью. [19] Ашвины были близкими спутниками ведийской богини-матери Ушас (зари) и иногда даже упоминаются как ее сыновья. [20] О браке братьев Ашвин рассказывается в Сукте 117 Ригведы. Согласно легенде, у бога Солнца Сурья- Савитры была дочь по имени Сурья (с длинным «а»), и он устроил скачки, чтобы выбрать себе жениха. Ашвины выиграли гонку, и поэтому они оба женились на Сурье. [21] [2] [а] Также утверждается, что Пушан выбрал Ашвинов своими отцами. [17] [22]
Ашвины изображаются помощниками смертных в различных суктах Ригведы. В сукте 112 описывается, что, когда мудрец Диргашравас молился Ашвинам о дожде, близнецы пролили с неба сладкую воду. Согласно сукте 16, они также помогли мудрецу Готаме, который заблудился в пустыне и просил воды. Описано, что боги вырыли колодец и помогли мудрецу. [21] Согласно другому сообщению, Ребху связали, зарезали и бросили в воду на девять дней и десять ночей, прежде чем близнецы спасли его. Он был явно описан как «мертвый», когда близнецы «подняли (его)», чтобы спасти его ( RV 10.39.9). Точно так же Бхуджю был спасен после того, как его отец или злые товарищи бросили его в море, когда близнецы принесли его домой от мертвых предков ( Р.В., 1.119.4). [9]
Ашвины также вырастили Вандану, спасли Атри от расселины земли и ее жара, нашли Вишнапу и вернули его отцу, вернули Кали молодость, привели Камадью в жены Вимаде, подарили сына Вадхримати (мужем которого был бычка), восстановил зрение Риджрашве, заменил ногу Вишпалы металлической, заставил корову Шаю давать молоко, отдал лошадь Педу, а Дадхьянчу положил голову лошади . [2] Согласно Шатапатха-брахману , Ашвины однажды пытались соблазнить Суканью , дочь царя Шарьяти и жену старого мудреца по имени Чьявана . Однако она отказалась и заявила, что близнецы несовершенны, и велела им вернуть молодость Чьяване. Отчаявшись узнать причину ее слов, они выполнили ее условие, и мудрец наконец открыл, что Ашвины были исключены из яджны ( огненного жертвоприношения), совершаемой богами, и, таким образом, они были неполными. Ашвины пошли на жертвоприношение, но боги не приняли его, заявив, что Ашвины проводят слишком много времени со смертными. После многих попыток объяснений они были наконец приняты. [23] Ашвинов иногда представляют как свирепых божеств. В сукте 117 они даже уничтожили асура Вишваку и его династию. [21]
Постведический текст
[ редактировать ]В постведических текстах индуизма Ашвины остаются значимыми, и в этих текстах один из них упоминается как Насатья, а другой известен как Дарша. Многие из их легенд переписаны в различных текстах, таких как Махабхарата , Харивамша и Пураны эпос .
Согласно этим текстам, Санджна, дочь Вишвакармы , была замужем за Сурьей, но она не смогла вынести его пыла и решила бросить его. Она убежала и бродила по лесу северного королевства Куру в образе кобылы. В Вишну-пуране добавляется, что она совершала аскезы в лесу, чтобы контролировать жар Сурьи. После того, как Сурья обнаружил исчезновение Санджны, он нашел ее и занялся с ней сексом в образе жеребца. Санджна родила близнецов. [24] Редко в некоторых Пуранах Ашвины упоминаются как сыновья (творения) бога Брахмы . [25]
Эти тексты также подробно описывают историю Чьяваны , которая была впервые рассказана в «Брахманах» . [26] В этой версии Суканья — прекрасная дочь царя Сарьяти — случайно ослепила старого Чьявану, совершавшего аскезы. Она вышла за него замуж, чтобы спасти свое королевство от его гнева, и покорно ему служила. [24] Путешествуя на своей колеснице, Ашвины увидели в лесу Суканью и попытались ее соблазнить. Они просили ее выбрать одного из них своим новым мужем, но она отказалась и осталась верна Чьяване. Близнецы были впечатлены ее целомудрием и попросили ее пожелать чего-нибудь. По их просьбе она велела вернуть Чьяване молодость и зрение. Эшвинс согласился, но у них было условие. После исцеления Чьяваны они также примут аналогичную форму, и ей придется опознать Чьявану. Суканья выразила свое согласие после получения разрешения от мужа. Ашвинс отвел Чьявану в озеро и вылечил его. Когда из озера вышел молодой Чьявана, Ашвинс также принял похожий на него облик, и Суканья успешно опознала своего мужа. [27] [28]
Махабхарата также повествует о рождении Накулы и Сахадевы , которые были «духовными сыновьями» Ашвинов. Согласно эпосу, царь Панду из-за проклятия не мог заниматься любовью со своими женами и не имел наследника. Итак, он посоветовал своим женам Кунти и Мадри взывать к разным богам и просить сыновей. Ашвины Насатья и Дарша благословили Мадри Накулой и Сахадевой соответственно через Нийогу . [21] [29]
Ассоциации
[ редактировать ]Ашвины часто ассоциируются со спасением смертных и возвращением их к жизни. [30] [б] Ригведа , 1.119.8) Бхуджью и «подняли (Ребху) вверх , также описывает Ашвинов как «несущих свет»: они оказали «несущую свет помощь» ( svàrvatīr … ūtī́r чтобы увидеть солнце» ( úd … aírayataṃ svàr dṛśé , 1.112.5). [31] [5]
Ашвины ассоциируются с медом, который, вероятно, приносился им в жертву. Они являются главными божествами в обряде Праваргья , во время которого им предлагают горячее молоко. Они также связаны с утренним надавливанием Сомы , поскольку являются двойственными божествами наряду с Индрой - Вайю и Митрой - Варуной . Они также являются последними божествами, получившими сому в Атиратре, или ночном ритуале сомы. [32]
Ашвинов вызывают на рассвете, во время их главного жертвоприношения, и они имеют тесную связь с богиней рассвета Ушас : ей приказано разбудить их (8.9.17), они следуют за ней на своей колеснице (8.5.2), она рождается, когда они цепляют своих коней (10.39.12), и однажды говорят, что их колесница прибыла раньше нее (1.34.10). Они, следовательно, связаны с «возвращением из тьмы»: близнецов называют «убийцами тьмы» ( tamohánā , 3.39.3), их вызывают по формуле «вы, сотворившие свет для человечества» ( yā́v … jyótir jánāya cakráthuḥ , 1.92.17), а их лошади и колесницы описываются как «открывающие покров тьмы» ( apornuvantas táma ā́ párīvrtam , 4.45.2). [33]
Колесница Ашвинов неоднократно упоминается в Ригведе . Их колесница имеет три ящика для колесницы, три колеса, три поворота и три обода колес. Акцент на цифре 3 символизируется в жертвоприношении с тремя нажатиями сомы. Колесницу затягивают быки, буйволы, лошади, птицы, гуси и соколы. Колесница позволяет Ашвинам быть быстрыми и мобильными и путешествовать по разным местам, что необходимо для выполнения их роли по спасению людей. Сурья, дочь Солнца, иногда упоминается как жена Ашвинов, и она едет с ними в их колеснице. [2]
Также считается, что Ашвины были первыми, кто приготовил рецептуру чаванпрашама для мудреца Чьяваны, который верил в местную традицию располагаться в его ашраме на холме Дхоси недалеко от Нарнаула , Харьяна , Индия , этимология современного перевода чаванпраша . [34]
См. также
[ редактировать ]- Ашвеняй , аналоги в литовской мифологии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вопреки этому, некоторые главы Ригведы предполагают, что женихом Сурьи был бог Сома, а Ашвины были его друзьями. [1]
- ^ См . раздел #Vedic texts в разделе «Литература и легенды».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Крамиш и Миллер 1983 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймисон и Бреретон 2014 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Кадр 2009 г. , §1.42.
- ^ Мудрый, Томас (1860). Комментарий к индуистской системе медицины . Трюбнер. п. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и Запад 2007 , с. 187.
- ^ Лубоцкий, Александр . «Индоарийский унаследованный лексикон». Проект Индоевропейского этимологического словаря . Лейденский университет . св ашва- .
- ^ Jump up to: а б с Запад 2007 , с. 187–191.
- ^ Jump up to: а б с Парпола 2015a , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б Кадр 2009 года .
- ^ Ахмади, Амир (2015). «Две хтонические особенности культа даэва в исторических свидетельствах». История религий . 54 (3): 348. дои : 10.1086/679000 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 10.1086/679000 . S2CID 162230518 .
- ^ Тадани, Н.В. Тайна Махабхараты: Том. Я. Индийская исследовательская пресса. п. 362.
- ^ Jump up to: а б Мэллори и Адамс 2006 , с. 432.
- ^ Пухвель, Яан (1987). Сравнительная мифология . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 58–61. ISBN 0-8018-3938-6 .
- ^ КБо 1 1. Гэри М. Бекман (1999). Хеттские дипломатические тексты . Ученые Пресс. п. 53 . ISBN 9780788505515 . . Отрывок http://www.heritageinstitute.com/zoroastrianism/ranghaya/suppiluliuma_shattiwaza_treaty.htm
- ^ Джеймисон и Бреретон 2014 , стр. 272–273.
- ^ Ланг 1887 .
- ^ Jump up to: а б Макдонелл, Артур Энтони (1897). Ведическая мифология . Издательство Оксфордского университета. п. 51.
- ^ Де Витт Грисволд, Харви; Фаркуар, Дж. Н. (1923). Религия Ригведа . Издательство Оксфордского университета. п. 262.
- ^ Джеймисон и Бреретон 2014 , с. 157.
- ^ Кинсли 1988 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д Мани 1975 , с. 71.
- ^ Джеймисон и Бреретон 2014 , с. 1522.
- ^ Уилсон, Гораций Х. (1866). « «Вишну-пурана»; 3: Система индуистской мифологии и традиций; перевод с оригинального санскрита и иллюстрированный примечаниями, полученными главным образом из других пуран» .
- ^ Jump up to: а б Мани 1975 , с. 69.
- ^ Далал 2010 , с. 64.
- ^ Далал 2010 , с. 100.
- ^ Мани 1975 , с. 70.
- ^ Далал 2010 , с. 101.
- ^ Индуистский мир: Энциклопедический обзор индуизма. Том II МЗ. Бенджамин Уокер. Рутледж. 2019. Запись: «Пандава»
- ^ Кадр 2009 г. , §1.43.
- ^ Кадр 2009 г. , §1.44.
- ^ Джеймисон и Бреретон 2014 , с. 47.
- ^ Кадр 2009 г. , §1.45.
- ^ Панда, Х; Справочник по аюрведическим лекарствам с формулами, процессами и их использованием , 2004 г., стр. 10. ISBN 978-81-86623-63-3
Библиография
[ редактировать ]- Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- Фрейм, Дуглас (2009). «Гиппопотам Нестор – 3. Ведический» . Центр эллинистических исследований . Архивировано из оригинала 20 сентября 2019 года.
- Джеймисон, Стефани В.; Бреретон, Джоэл П. (2014). Ригведа: самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-937018-4 .
- Кинсли, Дэвид (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 7–8 . ISBN 978-0-520-90883-3 .
- Крамиш, Стелла; Миллер, Барбара (1983). Изучение сакрального искусства Индии . Shri Jainendra Press A-45, промышленная зона Нараина, фаза I, Нью-Дели-110 028, Индия: University of Pennsylvania Press, Национальный центр искусств Индиры Ганди, Motilal Banarsidass Publishers Private Limited. п. 171. ИСБН 81-208-1208-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Ланг, Эндрю (1887). Миф, ритуал и религия . Лонгманс, Грин.
- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 69 .
- Парпола, Аско (2015a). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-022693-0 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Л. Даллапиккола
- БОШ, ФДК (1967). «Ашвинские божки и эпические близнецы в древнеяванском искусстве и литературе» . Вклад в язык, географию и этнологию (на голландском языке). 123 (4): 427–441. дои : 10.1163/22134379-90002890 . JSTOR 27860895 . ПроКвест 1130862317 .
- Чакраварти, Ума (1989). «Ашвины: воплощение универсального мотива близнецов». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 70 (1/4): 137–143. JSTOR 41693465 .
- ДЖАМИСОН, SW (2002). «Рецензия на Лес Насатья, том II». Индо-иранский журнал . 45 (4): 347–350. дои : 10.1163/000000002124994928 . JSTOR 24664156 .
- Митра, Джьотир (1984). «Ашвины, небесные врачи-близнецы и их медицинские навыки». Труды Индийского исторического конгресса . 45 : 220–228. JSTOR 44140202 .
- Парпола, Аско (2015b). «Ашвины как погребальные боги». Корни индуизма . стр. 117–129. doi : 10.1093/acprof:oso/9780190226909.003.0011 . ISBN 978-0-19-022690-9 .
- Парва, Паушья. «Раздел III (Паушья Парва» . Священные тексты. стр. 32–33 . Проверено 1 ноября 2013 г. ).