Jump to content

Митра (индуистский бог)

Митра
Бог дружбы, клятв и утреннего солнца
Член Адитьи
Возможное деревянное изображение Митры из Таджикистана.
Деванагари друзья
Санскритская транслитерация митра
Принадлежность Варуна , Дева , Адитья
Обитель Девалока
Мантра Ом Митрая Намах
Оружие Меч
Устанавливать Лошадь
Генеалогия
Родители
Супруга Ревати
Дети

Митра ( санскрит : मित्र IAST : Митра ) — индуистский бог и обычно один из Адитьев (сыновей богини Адити ), хотя его роль со временем изменилась. В надписи Митанни Митра упоминается как один из защитников договоров. В Ригведе Митра появляется прежде всего в двандвы составе Митра-Варуна , который имеет по существу те же атрибуты, что и один только бог Варуна , [1] например, как главный хранитель риты «Правда, Порядок». В поздних ведических текстах и ​​« Брахманах » Митра все чаще ассоциируется со светом рассвета и утренним солнцем (в то время как Варуна ассоциируется с вечером и, в конечном счете, с ночью). В постведических текстах – в которых Митра практически исчезает [2] - Митра превратился в божество-покровителя дружбы, и, поскольку он «друг», ненавидит любое насилие, даже когда оно священно. [3]

Ономастика

[ редактировать ]

Индо -иранское общее существительное * митра означает «(то, что) заставляет [-tra] связывать [ми-]», отсюда санскритское mitram , «завет, договор, клятва», [4] защита которого является ролью Митры как в Ригведе , так и в Митаннийском договоре. В постведической Индии существительное митра стало пониматься как «друг», один из аспектов связи и союза. Соответственно, в постведической Индии Митра стал хранителем дружбы. На большинстве индийских языков слово митр означает «друг». Женская форма этого слова в таких языках, как маратхи или хинди, — майтрин или митра .

В Ригведе , древнейшем из ведических текстов, Митра по большей части неотличим от Варуны , вместе с которым Митра образует двандвическую пару Митра-Варуна, [а] и в котором Митра-Варуна имеет по существу те же характеристики, что и один только Варуна. [1] [5] [6] Варуна не только более великий из двух, но также – согласно РВ 2.12 – второй по величине из богов Ригведы после Индры . [1] : 134  Ригведические гимны Митре-Варуне включают RV 1.136, 137, 151–153, RV 5.62-72 , RV 6.67 , RV 7.60-66, RV 8.25 и RV 10.132. Самостоятельно к Митре обращаются только в одном гимне RV 3.59 , [1] где у него почти нет черт, отличающих его от Варуны, [1] и из-за скудности информации, содержащейся в этом гимне, его отдельный характер кажется несколько неопределенным. [1]

Митра как самостоятельная личность незначительна. ... Одна теория утверждает, что двандвический союз, возможно, представляет собой апотропное применение [слова «друг»] к пугающему и опасному Варуне». [7]

Комбинированные описания

[ редактировать ]

Митра-Варуна задуманы молодыми, они носят блестящие одежды, являются монархами и хранителями всего мира, и их дворец золотой, с тысячей колонн и тысячей дверей. Они поддерживают (и часто призываются рядом) небо и землю, а также воздух между небом и землей. Они владыки рек и морей и посылают с неба дождь и освежение. [1]

Они орошают пастбища росой топленого масла ( топленого масла ), и от них идет дождь, изобилующий небесной водой. В их владениях есть ручьи, текущие с медом, и на их пастбищах пасутся скоты, дающие освежение. Они поражают болезнью тех, кто игнорирует их. Они — и асуры (как и все асуры ) владеют своей силой посредством тайного знания ( майя ), которое позволяет им заставлять солнце пересекать небо и закрывать его облаками. Их глаз — солнце, и они садятся на свою колесницу на высочайших небесах, которую они управляют лучами солнца, как оружием. У них есть шпионы, которые проницательны и их невозможно обмануть. Они — хранители порядка ( рита , «истина»), они — преграды против лжи, которую они наказывают. [1]

Однажды они оба испустили свое семя в кувшин при виде нимфы Урваши , из которого вышли мудрецы Вашиштха и Агастья . [8]

Асуры и дэвы

[ редактировать ]

Хотя в Ригведе Митра-Варуна и являются асурами, их также называют дэвами (например, RV 7.60.12). Митра также является дэвом ( mitrasya...devasya , RV 3.59.6) в RV 3.59, который является единственным гимном Ригведы, посвященным Митре независимо от Митры-Варуны. Несмотря на независимую преданность делу, Митра по-прежнему сохраняет во многом те же характеристики, что и Варуна в этом гимне. Как и Варуна, Митра восхваляется как бог, следующий рите , порядку, стабильности и соблюдению обрядов (3.59.2b, врата ). Опять же, как и Варуна, Митра является хранителем человечества (3.59.6а, также сказано об Индре в 3.37.4в) и всех богов (3.59.8в, деван вишван ). В других местах, когда Митра появляется не в паре с Варуной, это часто делается с целью сравнения, когда другие боги восхваляются как «подобные Митре», без обращения гимна к самому Митре ( Индра 1.129.10, 10.22.1–2). .; Агни и т. д.; и т. д 1.38.13 Вишну 1.156.1). Уникальной характеристикой Митры является его способность руководить людьми ( ятаяти , ятаядж-джана ), качество, которое, по-видимому, является исключительно его особенностью. [1]

Отличительные характеристики

[ редактировать ]

В некоторых своих аспектах Варуна является господином космического ритма Солнца и других небесных сфер, в то время как Митра порождает свет на рассвете, который Варуна освещал накануне вечером. Митра также независимо идентифицируется как сила, с помощью которой регулируется движение Солнца (рита); Савитр ( RV 1.35) отождествляется с Митрой из-за этих правил, и Вишну ( RV 1.154) совершает свои три шага согласно этим правилам. [1] Агни зажигается перед рассветом, чтобы произвести Митру, и когда зажигается Митра. [1]

В Атхарваведе Митра снова ассоциируется с восходом солнца и противопоставляется ассоциации Варуны с вечером. [1] В « Брахманах » , экзегетических комментариях к Ведам, ассоциации с утром и вечером приводят к тому, что Митру связывают с днем, а Варуну с ночью. [1] Также в Шатапатха-Брахмане Митра-Варуна анализируется как «Совет и Сила»: Митра - это священство ( Пурохита ), а Варуна - царская власть ( Раджан ).

В постведических текстах

[ редактировать ]

Митра появляется в постведических индуистских писаниях, таких как Рамаяна , Махабхарата и Пураны . Однако его роль значительно уменьшается, и о нем мало что упоминается, кроме того, что он является солнечным божеством и Адитьей (сыновьями богини Адити , отцом которой является мудрец Кашьяпа ). [9] [10] Согласно «Бхагавата-пуране» , Ревати (букв. «процветание») — это имя жены Митры, и у пары трое сыновей — Утсарга, Ариштха и Пиппала. [11]

Соединение Митры с Варуной все еще присутствует; [10] ягья , посвященная им Вайвасватой Ману В этих писаниях упоминается . Также имеет место соперничество между Варуной и Митрой:

И Митра, и Варуна влюбились в небесную нимфу Урваши , и Варуна был побужден выпустить свое семя в священный кувшин. Это привело к тому, что семя Митры выпало из ее чрева в тот же священный кувшин, и он проклял ее за недостаточную верность. От смешанного семени родились провидцы Вашиштха и Агастья , которые считаются сыновьями Митры и Варуны. [8] [10]

Другие важные упоминания о Митре включают легенду о Притхви , где он выступал в роли молочника богов, доив корову форму богини земли ; его битва с Прахети в войне в Девасуре ; и поклонение ему со стороны Пандавов царя Юдхиштхиры и Акруры. [12] [ нужна полная цитата ]

В надписях

[ редактировать ]

Индийская Митра впервые упоминается в надписи Митанни XIV века до нашей эры , в которой индоарийский царь Митанни призывает богов Митру, Индру , Варуну и Насатьев как гарантов своих присяжных обязательств. [13]

В живой традиции

[ редактировать ]

В Атхарваведе Митра связана с восходом солнца, и, соответственно, Митре поклоняются в утренних молитвах индусов. Утренняя молитва упастхана , читаемая восходящему солнцу после созерцания священной Гаятри мантры , представляет собой сборник ведических стихов, обращенных к Митре. [ нужна ссылка ]

Митре поклоняются одновременно на индуистском фестивале Митротсавам , посвященном богу Солнца Сурье , упорядоченное движение которого по небу обеспечивают Митра (например, RV 1.35) и Митра-Варуна (например, RV 8.25.8).

Митре также поклоняются в Бенгалии в месяце Аграхайан (ноябрь-декабрь). Поклонение начинается в Картик Санкранти , последний день бенгальского календарного месяца Картик; и после поклонения Митре Деву (местное имя которого Иту Тхакур) в течение целого месяца, [ нужны разъяснения ] похищен в воду в день Аграхайана Санкранти.

Эту пуджу отмечают как Врату, особенно женщины. В первый день приверженцы приносят глиняный горшок, полный земли, и сажают в него множество семян и корней. Каждое воскресенье месяца поклоняются и окропляют его водой. В последний день они похищают Иту Тхакура в воде перед закатом. [ нужны разъяснения ]

См. также

[ редактировать ]
  1. В санскритских соединениях двандвы более короткое имя всегда появляется первым, независимо от старшинства, отсюда «Митра-Варуна», хотя Варуна является более важным из двух.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м МакДонелл, Артур Энтони (1917). Ведический читатель . Издательство Оксфордского университета. стр. 78–83, 118–119, 134.
  2. ^ Визувалингам, Элизабет-Шалье (1989). «Царственное брахманицид Бхайравы». Преступные боги и приверженцы демонов: Очерки хранителей популярного индуизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Государственного университета. п. 200.
  3. ^ Дюмезиль, Жорж (1990). Митра-Варуна: Очерк двух индоевропейских представлений о суверенитете . Кембридж: Зональные книги. ISBN  0-942299-13-2 .
  4. ^ Майрхофер, Манфред (1996). Этимологический словарь древнеиндоарийского языка [ Этимологический словарь древнеиндоарийского языка ] (на немецком языке). Том II. Гейдельберг: Зима. стр. 354–355.
  5. ^ Людерс, Генрих (1951). Альсдорф, Людвиг (ред.). Варуна и ] вода(и) . Варуна (на немецком языке). Том I. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт.
  6. ^ Людерс, Генрих (1959). Альсдорф, Людвиг (ред.). Варуна и Рита [ Варуна и Рита ]. Варуна (на немецком языке). Том II. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт.
  7. ^ Йорк, Майкл (2005). «Митра». В Каше, Дениз; Робинсон, Кэтрин; Фулстон, Линн; Йорк, Майкл (ред.). Энциклопедия индуизма . Рутледж. п. 503.
  8. ^ Jump up to: а б Гудман, Хананья (01 февраля 2012 г.). Между Иерусалимом и Бенаресом: сравнительные исследования иудаизма и индуизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-1-4384-0437-0 .
  9. ^ Уильямс, Джордж М. (2003). Справочник по индуистской мифологии . Санта-Барбара, Калифорния: ABC Clio. п. 214. ИСБН  978-1-85109-650-3 – через Интернет-архив.
  10. ^ Jump up to: а б с Хопкинс, Эдвард Уошберн (июнь 1968 г.). Эпическая мифология . Издательство Библо и Таннен. ISBN  978-0-8196-0228-2 .
  11. ^ Даниэлу, Ален (декабрь 1991 г.). Мифы и боги Индии . Серия Принстон-Боллинген. Саймон и Шустер. ISBN  978-1-59477-733-2 . Классический труд об индуистском политеизме
  12. ^ Кёльнские санскритские словари: Индекс Пуран
  13. ^ Лессё, Йорген (1963). Народы Древней Ассирии: Их надписи и переписка . Рутледж. стр. 86.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81746ed78dd6b04735a1cbedc2be8f4c__1718296860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/4c/81746ed78dd6b04735a1cbedc2be8f4c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mitra (Hindu god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)