Риши

В индийских религиях риши ) — ( санскрит : ऋषि IAST : ṛṣi это совершенный и просветленный человек. Упоминания о них находят в различных ведических текстах . Считается, что риши сочинили гимны Вед . Постведическая традиция индуизма рассматривает риши как «великих йогов » или «мудрецов», которые после интенсивной медитации ( тапас ) осознали высшую истину и вечное знание, которые они составили в гимны. [1] Этот термин появляется в палийской литературе как Иши; в буддизме это могут быть либо Будды , Пачекабудды , Арахаты , либо монахи высокого ранга.
Этимология
[ редактировать ]Согласно индийской традиции, это слово может происходить от двух разных значений корня «рш» ( ṛṣ ). Санскритские грамматики [2] выведите это слово из второго значения: «идти, двигаться». [3] V. S. Apte [4] придает этому конкретному значению и выводу, а Монье-Вильямс [5] также дает то же самое, с некоторыми оговорками.
Другая форма этого корня означает «течь, приближаться, протекая». (Все значения и значения, приведенные выше, основаны на санскритско-английском словаре Монье-Вильямса). [5] Монье-Вильямс также цитирует Таранату, который составил великий (санскрит-санскритский) словарь под названием «ṛṣati jñānena saṃsāra-pāram» (т. е. «тот, кто выходит за пределы этого мирского мира посредством духовного знания»).
Прежде чем работа Монье-Вильямса была опубликована, Яска предположил, что оно произошло от слова «дриш», и цитировал Аупаманяву в подтверждение своего мнения.
Однако у корня есть близкий авестийский родственник ərəšiš. [6] « восторженный » (см. также Юродивый , Вейтс ). Тем не менее, индоевропейский словарь Юлия Покорного связывает это слово с корнем PIE *h 3 er-s, означающим «подниматься, высовываться» в смысле «превосходный» и, таким образом, родственным с Ṛta , right и Asha . На санскрите формы корня риш становятся арш- во многих словах (например, арш ).
Современные этимологические объяснения, такие как Манфред Майрхофер в его Этимологическом словаре. [7] оставьте дело открытым и не предпочитайте соединение с ṛṣ "лить, течь" ( PIE *h 1 ers ), а скорее соединение с немецким rasen "быть в восторге, находиться в другом состоянии духа" (и, возможно, литовским aršus ) .
В индуистских текстах
[ редактировать ]
В Ведах это слово обозначает вдохновенного поэта ведических гимнов. [1] В частности, Риши относится к авторам гимнов Ригведы . Некоторые из самых ранних списков риши можно найти в стихе 2.218 Джайминия-Брахмана и стихе 2.2.4 Брихадараньяка-упанишады . [8]
Постведическая традиция рассматривает риши как «мудрецов» или святых , составляющих особый класс божественных человеческих существ в ранней мифологической системе, в отличие от асуров , дэвов и смертных людей. Свами Вивекананда описал «риши» как мантра-драштов или «провидцев мысли». Он сказал: «Истина пришла к Риши Индии — Мантра-драштам, провидцам мысли — и придет ко всем Риши в будущем, а не к болтунам, не к глотателям книг, не к ученым, не к филологам. , а для провидцев мысли». [9]
В Ригведе упоминаются такие женщины-ришики, как Ромаша, Лопамудра , Апала , Кадру , Вишвавара, Гоша , Джуху , Вагамбрини, Пауломи, Ями , Индрани , Савитри и Деваяни . [10] Сама Веда добавляет Нодху, Акриштабхашу, Сикатанивавари и Гаупаяну.
С другой стороны, в Махабхарате 12 есть постведический список Маричи , Атри , Ангираса , Пулахи , Крату , Пуластья и Вашишты . Список Махабхараты явно относится к саптарши первой манвантары. [5] а не тем, кто живет в нынешней манвантаре. Каждая манвантара имела уникальный набор саптарши. В Харивамше 417 и далее перечислены имена Риши каждой манвантары.
Помимо Сапта риши , существуют и другие классификации мудрецов. В порядке убывания старшинства это Брахмарши , Махарши , Раджарши . Дева риши , Парам риши , Шрута риши и Канда риши добавлены в Манусмрити iv-94 и xi-236 и в двух драмах Калидаса.
«Чатурварга-Чинтамани» Хемадри ставит « риши » на седьмое место в восьмеричном подразделении брахманов. Амаракоша [11] (знаменитый санскритский словарь синонимов, составленный Амарасимхой) упоминает семь типов риши : Шрутарши, Кандарши, Парамарши, Махарши, Раджарши, Брахмарши и Деварши. Амаракоша строго отличает Риши от других типов мудрецов, таких как саньяси, бхикшу , паривраджака, тапасви, муни, брахмачари, яти и др.
В буддийских текстах
[ редактировать ]Термин «риши» встречается во всех буддийских текстах . На пали они известны как «Иси». Риши также можно назвать Буддой, Пачекабуддой, Архатом или монахом высокого ранга. В палийской литературе буддийской Будду много раз называют «Махеси» (пали; санскрит: Махарши; что означает величайший мудрец). [12] В Исигили-сутте Палийского канона упоминаются имена пятисот риши (Пачекабудд). Буддийский текст Махамаюри Тантра , написанный в I–III веках нашей эры, упоминает риши по всей Джамбудвипе (современная Индия , Пакистан , Афганистан , Бангладеш , Непал ) и призывает их к защите Буддадхармы . [13]
Многие Джатаки также упоминают различных Риши. Накиника Джатака (Джа 526) знакомит с прошлой жизнью Будды , риши (Иси), жившего одиноко в Гималаях. Его сына, который также был риши, звали Исисинга ( пали ; санскрит: Ришьясринга ). В истории Агастья Джатака (санскрит; Пали: Акитта Джатака) Бодхисаттва по имени Агастья (санскрит; Пали: Акхата) упоминается как Риши.
Риши в Индонезии
[ редактировать ]В большинстве индуистских храмов средневековой эпохи на Яве , Индонезия, изображены статуи или рельефы Риши Агастьи , обычно охраняющие южную сторону шиваитских храмов. [8] Некоторые примеры включают храм Самбисари и храм Прамбанан недалеко от Джокьякарты . [14]
Руэси в Камбодже, Таиланде, Мьянме и Лаосе
[ редактировать ]
Руэси (санскрит: ṛsi , кхмерский : ṛrshi , тайский : ဤ ṭṭi , лаосский : risi ) — мудрец -отшельник , эквивалент Риши в Индии . В Мьянме есть такие люди, известные как Рит Расе . [ нужна ссылка ] Риши Акхата (пали; санскрит: Агастья), известный как Пхра Реуси Акхот в Таиланде , является важным руэси в Юго-Восточной Азии , поскольку в буддийских писаниях Джатаки этот Руэси упоминается как бодхисатта и практиковал свой аскетизм в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии. . [8] Почитание Руэсиса — известная практика в буддизме Юго-Восточной Азии . Имя «Риши» (произносится как «руэси») также является основой одной из букв тайского алфавита , так реу-си ( тайский : ษ ฤๅษี ).
Другое использование
[ редактировать ]Риши также является мужским именем и реже фамилией брамина.
В карнатической музыке «Риши» — седьмая чакра (группа) Мелакарта раг . Названия чакр основаны на числах, связанных с каждым именем. В данном случае риши семь , и, следовательно, 7-я чакра — «Риши». [15] [16]
Семьи-потомки этих Риши относятся к своей родовой линии через семейную « готру ». Это обычная практика среди сект брахманов современного индуистского общества.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хартмут Шарфе (2002), Справочник по востоковедению, BRILL Academic, ISBN 978-9004125568 , стр. 13–15.
- ^ см . Комментарий к Унади-сутре , [ автор отсутствует ] [ нужен год ] iv, 119
- ^ Метафора Панини, xxviii). против Апте
- ^ VS Apte (санскрит-хинди Кош, 1890, перепечатка 1997 года издательством Motilal Banarasidas Publishers, Дели)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Монье-Вильямс, Монье (1899), Санскритско-английский словарь , Дели: Мотилал Банарсидасс, стр. 226
- ^ Yasna 31.5; cf. 40.4
- ^ Этимологический словарь древнеиндоарийского языка , Гейдельберг, 1986, I 261.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джастин МакДэниел (2013), Этот индуистский святой — тайский буддист, Исследования Юго-Восточной Азии, Том 21, номер 2, стр. 309, 303-321
- ^ «Свами Вивекананда о риши» . Цитаты Свами Вивекананды. Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ «Ршики из блога Ригведы Свамини Атмапраджнананды Сарасвати» . 10 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2015 года . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Амаракоша (2.7.41–42)
- ^ www.wisdomlib.org (3 августа 2014 г.). «Махеши, Махеси, Махеши, Махеши: 4 определения» . www.wisdomlib.org . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Переведено на английский язык Ченг Ю Чунгом на основе китайского перевода Амогхаваджры (Тайшо, том 19, номер 982)
- ^ Мод Жирар-Жеслан и др. (1997), Искусство Юго-Восточной Азии, Гарри Абрамс, Париж, стр. 350
- ^ Южноиндийская музыкальная книга III, профессора П. Самбамурти, опубликованная в 1973 году, Индийское музыкальное издательство.
- ^ Раги в карнатической музыке доктора С. Бхагьялекшми, Паб. 1990, Публикации CBH.
Ссылки
[ редактировать ]- Апте, Ваман Шиврам (1965), Практический санскритско-английский словарь (четвертое исправленное и расширенное издание), Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0567-5
- Апте, Ваман Шиврам (1966), санскрит-хинди Коша (переиздание 1997 г.), Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс
- Чопра, Дипак (2006), Жизнь после смерти: бремя доказательства (первое издание), Бостон: Harmony Books
- Косамби, Д. Д. (1956), Введение в изучение истории Индии (второе изд.), Бомбей: Popular Prakashan Pvt Ltd, 35c Tardeo Road, Popular Press Bldg, Bombay-400034
- Шастри, Харговинд (1978), Амаркоша с комментариями на хинди , Варанаси: Офис санскритской серии Чоукхамба