Джамадагни
Джамадагни | |
---|---|
![]() Парашурама мстит за своего мертвого отца Джамадагни. | |
Принадлежность | Саптариши |
Оружие | Шаранга |
Тексты | Махабхарата , Пураны |
Генеалогия | |
Родители | Ричика (отец), Сатьявати (мать) |
Супруг | Ренука |
Дети | Руманван, Сухотра, Васу, Вишвавасу и Парашурама |
Джамадагни ( санскрит : джамадагни , букв. «великий огонь») [1] мудрец в индуистской литературе . В индуистской традиции он считается одним из Саптариши (Семи Ведических мудрецов) седьмой и нынешней эпохи Манвантары . [2]
Он потомок мудреца Бхригу , одного из Праджапати, созданного Брахмой , божеством-творцом. У Джамадагни пятеро детей от его жены Ренуки , младший из которых Парашурама , аватар Вишну — .
Легенда
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Согласно « Бхагавата-пуране» , царь Гадхи попросил мудреца Ричика привести тысячу белых лошадей с черными ушами, чтобы они женились на Сатьявати. Ричика с помощью Варуны привел этих лошадей, и король позволил Ричике жениться на Сатьявати.
После свадьбы Сатьявати и ее мать потребовали от Ричики благословения на рождение сына. Соответственно, мудрец приготовил для каждого по две порции вареного на молоке риса: одну с мантрой Брахмы (для Сатьявати), а другую с мантрой Кшатры (для его свекрови). Отдав соответствующие порции, он пошел совершить омовение. Тем временем мать Сатьявати попросила дочь поменяться порциями. Дочь повиновалась. Когда Ричика узнал об этом обмене, он сказал, что ребенок, рожденный от его свекрови, будет великим брахманом , но что его сын станет агрессивным воином, который принесет в этот мир кровавую бойню. Сатьявати молилась, чтобы исправить этот результат, чтобы ее сын родился великим брахманом, а внук стал агрессивным воином. В результате Джамадагни родился мудрецом (из чрева Сатьявати), а в конечном итоге Парашурама родился как сын Джамадагни, воин с устрашающей репутацией.
Таким образом, у Ричика и Сатьявати родился Джамадагни. [3] Между тем, примерно в то же время, когда родился Джамадагни, жена Гадхи (мать Сатьявати, имя которой не упоминается) родила сына с чертами кшатрия по имени Каушика. Позже он становится знаменитым Вишвамитрой , который был кшатрием по рождению, но позже вознесся до статуса брахмариши. [4]
Домохозяин
[ редактировать ]Повзрослев, Джамадагни усердно учился и достиг эрудиции в изучении Вед . Говорят, что он приобрел знания в области оружия без какого-либо формального обучения под руководством своего отца. Аушанаса Дханурведа, ныне утерянная, повествует о разговоре между Джамадагни и Ушанасом о военных упражнениях.
Достигнув статуса риши, Джамадагни посетил ряд святых мест и, наконец, добрался до дворца царя Прасенаджита солнечной династии . Он влюбился в свою дочь, принцессу Ренуку, увидев ее, и попросил у короля руки и сердца. Впоследствии они поженились, и у них родилось пятеро сыновей: Руманван, Сухотра, Васу, Вишвавасу и Рама, позже известный как Паршурама. [3] [5] [6] Супруги начали заниматься тапасьей на берегу реки Нармада.
Он получает Шарангу , небесный лук Вишну, от своего отца Ричика.
Смерть Ренуки
[ редактировать ]Согласно «Брахманда-пуране» , однажды Ренука отправился на берег реки Нармады за водой. Там она увидела, как король королевства Сальва играл со своей королевой в воде. Она стояла там, зачарованная красотой этого зрелища. Когда она добралась с водой до обители мужа, она уже сильно опоздала. Уставший Джамадагни пришел в ярость, когда узнал причину ее задержки, и призвал каждого из своих сыновей, одного за другим, убить ее. Каждый из них отказался убить собственную мать. Однако Парашурама вышел и обезглавил свою мать единственной стрелой. Риши сослал своих четырех старших сыновей в леса из-за их непослушания. Довольный преданностью Парашурамы ему, он даровал сыну любое благо по своему выбору. Парашурама пожелал, чтобы его мать вернулась к жизни, и это было даровано. [7]
Испытание Дхармы
[ редактировать ]В Ашвамедха Парве Дхарма Махабхараты приняла форму Гнева и проявилась в ашраме Джамадагни. Он заметил, что риши только что доил свою корову Камадхену и держал ее молоко в горшке. Как Гнев, Дхарма заползла в горшок. Несмотря на то, что Джамадагни выпил его, он оставался спокойным. Заметив это, Дхарма предстал перед риши в образе брамина и благословил его даром, заключающимся в том, что он всегда будет праведным в будущем. [8]
Дары от Сурьи
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Согласно «Махабхарате» , Джамадагни однажды разозлился на бога Солнца Сурью за то, что он вызывал слишком много тепла. Воин-мудрец выпустил в небо несколько стрел, наведя ужас на Сурью. Затем Сурья предстал перед риши в образе брамина и подарил ему два изобретения, которые помогут человечеству справиться с его жарой, — сандалии и зонтик. [9]
Смерть
[ редактировать ]Однажды Джамадагни посетил Хайхая царь Картавирья Арджуна и его свита (у которой, как говорили, была тысяча рук), которым он устроил пир, предложенный божественной коровой Камадхену . Царь послал своего министра по имени Чандрагупта, который предложил десять миллионов коров, а то и полцарства, чтобы купить эту изобильную корову, но Джамадагни отказался с ней расстаться. Не желая уступать, Чандрагупта и его люди силой схватили корову и увезли ее с собой. Беспомощный риши, любивший корову, преследовал отряд Чандрагупты, пока они пересекали лес, не желая позволить им украсть ее. Разъяренный его неповиновением, министр сразил Джамадагни и отвез Камадхену в столицу царя Махишмати.
После долгого ожидания Ренука начала искать своего мужа и нашла его почти мертвым, окруженным лужей собственной крови. Ренука потеряла сознание при этом виде, а когда вернулась в сознание, начала плакать. Когда Парашурама и его ученик Акритаврана нашли ее, она повернулась к нему и ударила себя в грудь двадцать один раз. Парашурама решил, что он путешествует по миру двадцать один раз и уничтожит всех царей -кшатриев, которых сможет найти. [10] [11] Когда Джамадагни нужно было кремировать, на место происшествия прибыл мудрец Шукра и восстановил жизнь риши с помощью мантры Мритасандживани .
Парашурама и Акритаврана отправились в Махишмати, намереваясь вернуть Камадхену домой. У ворот города они встретили в бою Картавирью Арджуну и его войска и убили их. Они вернули божественную корову Джамадагни. Риши поручил своему сыну совершить аскезу в Махендрагири, чтобы очиститься от своих грехов. Пока Парашурама ушел для этого покаяния, Шурасена, сын Картавирьи Арджуны, и его люди отомстили, обезглавив Джамадагни в его обители и забрав его голову с собой, чтобы он не мог снова воскреснуть. Ученики Парашурамы и Джамадагни кремировали риши, а его жена Ренука совершила сати . Оттуда Парашурама, унаследовав Шарангу своего падшего отца, начал свою двадцать одну экспедицию, чтобы уничтожить царей расы кшатриев. [7]
буддизм
[ редактировать ]В буддийском Виная-питаки разделе Махавагги (I.245) [12] Будда выражает почтение Джамадагни, заявляя, что Веды (Шрути) в их истинной форме были открыты первоначальным ведическим риши, включая Джамадагни. [13] [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иллюстрированный еженедельник Индии . Опубликовано для владельцев Bennett, Coleman & Company, Limited в Times of India Press. 1975. с. 11.
- ^ Авалон, Артур ( сэр Джон Вудрофф ) (1913, переиздание 1972) (тр.) Тантра Великого Освобождения (Mahāanirvāna Tantra) , Нью-Йорк: Dover Publications, ISBN 0-486-20150-3 , с. xli: Риши — это провидцы, которые знают, и благодаря своему знанию они являются создателями шастр и «видят» все мантры. Слово происходит от корня риш риш ати -прапноти сарваванг мантранг джнянена пашьяти сангсарапарангва и т. д. Семь великих риши или саптарши первой манвантары — это Маричи, Атри, Ангирас, Пулаха, Крату, Пуластья и Вашиштха . В другой манвантаре есть другие саптарши . В нынешней манвантаре их семь — Кашьяпа , Атри, Вашиштха, Вишвамитра, Гаутама, Джамдагнини, Бхарадваджа . Риши были открыты Веды. Вьяса преподал Ригведу, открытую таким образом Пайле, Яджурведу - Вайшампаяне, Самаведу - Джаймини, Атхарваведу - Саманту, а Итихасу и Пурану - Суте. Три главных класса риши — это брахмарши , рожденные умом Брахмы, деварши более низкого ранга и раджарши или цари, ставшие риши благодаря своим знаниям и аскезам, такие как Джанака, Ритапарна и т. д. Шрутарши — создатели шастр. , как Сушрута. Кандарши принадлежат к Кармаканде, как и Джаймини.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Субодх Капур (2004). Словарь индуизма: включая его мифологию, религию, историю, литературу и пантеон . Публикации Космо. стр. 185–. ISBN 978-81-7755-874-6 .
- ↑ Бхагавата Пурана Скандха 9, главы 15–16.
- ^ Джордж Мейсон Уильямс (2003). Справочник по индуистской мифологии . АВС-КЛИО. стр. 160–161 . ISBN 978-1-57607-106-9 .
- ^ Ив Боннефуа; Венди Донигер (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. стр. 82–83. ISBN 978-0-226-06456-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б www.wisdomlib.org (28 января 2019 г.). «История Джамадагни» . www.wisdomlib.org . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 225. ИСБН 978-81-208-0597-2 .
- ^ «Махабхарата, Книга 13: Анусасана Парва: Раздел XCVI» .
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма . Интернет-архив. Нью-Йорк: Розен. ISBN 978-0-8239-2287-1 .
- ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0597-2 .
- ^ P. 494 Палийско-английский словарь , Томас Уильям Рис Дэвидс, Уильям Стед
- ^ стр. 245 Виная-питака: одно из основных буддийских священных писаний ..., Том 1 под редакцией Германа Ольденберга.
- ^ Раздел Виная Питаки Ангуттара Никайя: Панчака Нипата , стр. 44 Легенды и теории буддистов в сравнении с историей и наукой , Роберт Спенс Харди