Jump to content

Matsya Purana

Первая страница глав 13–14 Матсья Пураны (санскрит, деванагари).

Матсья Пурана ( IAST : Matsya Purana) — одна из восемнадцати основных Пуран (Махапураны), одна из старейших и лучше всего сохранившихся в пураническом жанре санскритской литературы в индуизме . [1] [2] Этот текст представляет собой текст вайшнавизма, названный в честь получеловеческого- полурыбного аватара Вишну . [1] [3] назвал этот текст Однако санскритолог XIX века Гораций Хейман Уилсон «хотя и произведением шиваизма (связанным с Шивой), но это не исключительно так»; текст также упоминается как текст, который одновременно восхваляет различных индуистских богов и богинь. [4] [5]

Матсья Пурана дошла до наших дней во многих версиях, различающихся в деталях, но почти все опубликованные версии состоят из 291 главы. [6] за исключением версии на тамильском языке , написанной шрифтом Грантха и состоящей из 172 глав. [4]

Текст примечателен тем, что дает одно из самых ранних известных определений литературного жанра Пуран. [7] История, написанная с пятью характеристиками, называется Пураной, утверждает Матсья Пурана , иначе ее называют Акхьяной . [7] Этими пятью характеристиками являются космогония , описывающая теорию первичного творения вселенной, хронологическое описание вторичных творений, в которых вселенная проходит цикл рождения-жизни-смерти, генеалогия и мифология богов и богинь, Манвантары , легенды о королях и людях, включая Солнечная и Лунная династии. [8]

Матсья Пурана также отличается энциклопедичностью охватываемых ею тем. [9] Помимо пяти тем, которыми текст определяет Пурану, он включает мифологию, руководство по созданию произведений искусства, таких как картины и скульптуры, особенности и рекомендации по проектированию храмов, объектов и домашней архитектуры ( Васту-шастра ), различные виды йоги. , обязанности и этика ( Дхарма ) с несколькими главами, посвященными ценности Даны (благотворительности), фестивалям, связанным с Шивой и Вишну, географии, особенно вокруг реки Нармада , паломничеству, обязанностям царя и хорошему правительству и другим темам. [1] [10] [11]

Матсья Пурана, как и все Пураны, постоянно пересматривалась и обновлялась. Составление текста, возможно, началось в последние столетия I тысячелетия до нашей эры, а его первая версия была завершена примерно к III веку нашей эры, утверждает Рамачандра Дикшитар, известный тем, что предложил древние даты для индийской литературы. [4] Другие ученые, такие как Пандуранг Ваман Кейн , относят самую раннюю версию текста к периоду ок. 200 и 500 гг. н.э. [4] [11] [12] В главе 53 Матсья Пураны есть примечание, в котором говорится, что как Пурану ее следует редактировать и пересматривать, чтобы она оставалась полезной для общества. [13]

Венди Донигер датирует Матсья Пураны между 250 и 500 годами нашей эры. создание [12] По общему мнению ученых, Матсья Пурана является одной из самых старых Пуран, ее первая версия была завершена в III веке нашей эры, но ее разделы регулярно пересматривались, удалялись и расширялись на протяжении веков, вплоть до II тысячелетия нашей эры. [1] [14]

Матсья Пурана , как и все Пураны, имеет сложную хронологию. Диммитт и ван Бютенен утверждают, что каждая из Пуран энциклопедична по стилю, и трудно установить, когда, где, почему и кем они были написаны: [15]

В том виде, в каком они существуют сегодня, Пураны представляют собой многослойную литературу. Каждое озаглавленное произведение состоит из материала, накопившегося многочисленными наслоениями в последовательные исторические эпохи. Таким образом, ни одна Пурана не имеет единой даты создания. (...) Это как если бы это были библиотеки, в которые постоянно добавлялись новые тома, не обязательно в конце полки, а в случайном порядке.

- Корнелия Диммитт и Дж.Б. ван Буитенен , Классическая индуистская мифология: читатель санскритских Пуран. [15]

Название и структура

[ редактировать ]
Vishnu's fish avatar Matsya

Текст назван в честь рыбного аватара индуистского бога Вишну по имени Матсья. [1] [16]

Тамильская версия Матсья Пураны состоит из двух разделов: Пурва (ранняя) и Уттара (поздняя), и состоит из 172 глав. [4] [17] Другие версии опубликованных рукописей Матсья Пураны содержат 291 главу. [6]

Текст и традиция утверждают, что в Матсья Пуране было 20 000 стихов. [1] Однако дошедшие до нас рукописи содержат от 13 000 до 15 000 стихов. [1]

Падма -пурана относит Матсья-пурану к Тамас -пуране. [18] или тот, который прославляет Шиву или Агни. [7] Ученые считают классификацию Саттва-Раджас-Тамас «совершенно причудливой», и в этом тексте нет ничего, что фактически оправдывало бы эту классификацию. [19]

Содержание

[ редактировать ]

В нем рассказывается история Матсьи, первого из десяти главных аватаров индуистского бога Вишну . [1] В тексте описана мифология великого потопа, когда в мире и людях во главе с Ману семена всех растений и подвижных живых существ, а также его книги знаний (Веды) были спасены Матсья-аватаром Вишну. [1] [20]

Матсья Пурана охватывает широкий круг тем, многие из которых не связаны с Вишну, а ее смешанный энциклопедический характер побудил Горация Хеймана Уилсона, известного своими исследованиями и переводами Пуран XIX века, заявить: «Это слишком смешанный характер, чтобы считаться подлинная Пурана» и в основном сборник различных тем. [21] [5] Текст включает аналогичное освещение легенд о боге Шиве и боге Вишну, а также посвящает раздел богине Шакти. [22] В главах 54–102 текста обсуждается значение и празднование индуистских праздников и семейных праздников, например, связанных с Самскарой (обрядом посвящения) . [22] [23] Главы 215–227 текста обсуждают теории обязанностей короля и хорошего правительства, а главы 252–257 содержат техническое обсуждение того, как определить стабильную почву для строительства дома, различные архитектурные проекты дома, а также ритуальные церемонии, связанные со строительством. [22] [24]

Дизайн храма

[ редактировать ]

Матсья Пурана , наряду с такими текстами, как «Брихат Самхита», являются одними из старейших сохранившихся текстов с многочисленными разделами, посвященными храмам, скульптуре и произведениям искусства. [25] [26] Пурана описывает 20 стилей индуистских храмов, таких как Меру, Мандара (позже Мандир) и Кайласа. [27] В тексте излагаются рекомендации по фундаменту, помещениям внутри основного храма, куда посещают люди, а затем шпилю ( Вимана или Шикхара ). [26]

В тексте утверждается, что квадратная сетка идеальна для индуистского храма, в основном речь идет о сетке квадратов 8x8, но также и о меньшем плане этажа 3x3 (выше). В других главах Матсья Пурана представлены теории планировки городов и общественных сооружений, таких как водохранилища.
В тексте утверждается, что квадратная сетка идеальна для индуистского храма , в основном речь идет о сетке квадратов 8x8, но также и о меньшем плане этажа 3x3 (выше). В других главах Матсья -пураны представлены теории планировки городов и общественных сооружений, таких как водохранилища. [28]

В тексте подчеркивается принцип квадратного дизайна, предполагающий, что территория и дизайн больших храмов должны располагаться на 64 квадратах (мандала или янтра). [29] [30] и множество других конструкций с квадратной сеткой, таких как меньший храм с сеткой из 16 квадратов. [30] Главный вход в храм и пространство святилища обычно должны открываться на восток и смотреть на восход солнца, говорится в тексте, в то время как человеческое тело было образцом храма, а Атман и Брахман (Пуруша) были обитателями сердца соответственно. [26] [31] Относительные соотношения различных уровней и различных пространств, которые утверждается в тексте, естественно приятны, например, высота входа, длина и высота, размещение резьбы, указаны в главах 253–269, а также в других разделах, таких как главы 58. –65. [32] [26] Например, в тексте предлагается считать колонну внутри храма (стамбха) состоящей из девяти частей, используя такие термины, как Падма, Кумбха, Антара и другие, при этом ширина колонны и каждая из этих частей имеют определенные соотношения, и структурные особенности или резьба должны быть выложены на этих девяти частях. [26] Текст, хотя и назван в честь аватара Вишну, содержит множество разделов, посвящённых установке Шива- лингама , а в других главах упоминаются мурти Вишну , богини и другие божества. [33]

По словам Майкла Мейстера, руководства по дизайну, включенные в « Матья Пурана», скорее всего, были предложениями и не были обязательными для тех, кто спонсировал или строил храмы. [30] Однако полевые данные свидетельствуют о том, что индуистские храмы 1-го тысячелетия по всей Индии, которые сохранились до наших дней, действительно приняли квадратный принцип, а архитектура примерно соответствует общим принципам, упомянутым в старых текстах, таких как Матсья Пурана . [30]

В Матсья Пуране упоминается множество храмов Амаркантака , расположенных недалеко от истока реки Нармада в восточном Мадхья-Прадеше. [34]

Туристические гиды

[ редактировать ]

Матсья Пурана , как и все Пураны, содержит собрание глав, называемых Махатмья . Это, как утверждает Ариэль Глюклих, были древними или средневековыми индийскими «рекламными произведениями, нацеленными на туристов той эпохи». [35]

Самый подробный набор, в главах 189–194 Матсья Пураны , посвящен достопримечательностям, истории и храмам в районе реки Нармада в современных Мадхья-Прадеше , Махараштре и Гуджарате . [34] Праяга Махатмья — еще один путеводитель по тексту, охватывающий главы 103–112 Матсья -пураны со стихами о Кумбха-меле . [35] [36]

Другие области Тиртхи (паломничества), описанные в разделах путеводителей этой Пураны, включают те, которые связаны с Богинями (Шакти) в восточных и южных штатах Индии. [37] В главах 180-185 текста представлена ​​Авимукта Махатмья , которая представляет собой путеводитель по Бенарасу ( Варанаси , Каши). [36] [22]

Значение экологии

[ редактировать ]

В Матсья Пуране есть шлока (гимн), объясняющая важность почитания экологии в индуизме. В нем говорится: « Пруд равен десяти колодцам , водоем равен десяти прудам, сын равен десяти водоемам, а дерево соответствует десяти сыновьям». [38]

Йога и поклонение

[ редактировать ]

В тексте йога представлена ​​во многих ранних и поздних главах, описания которых различаются. Например, в главе 52 « Матья-пураны» говорится, что карма-йога для нового йога важнее, чем джняна-йога, потому что карма-йога ведет к джняна-йоге, а джняна-йога никогда не возникает без карма-йоги. [39] Затем в тексте в стихах 52.8–52.10 описываются восемь основных духовных качеств карма-йога: милосердие и непричинение вреда другим и всем живым существам, терпимость, защита тех, кто ищет помощи в беде, свобода от зависти, внешнее и внутреннее очищение, спокойствие, нескупость в помощи тем, кто в беде, и никогда не жаждать чужого богатства или жены. [40] [41]

Карма Йог, как утверждает текст в стихах 52.13–52.14, каждый день совершает пять поклонений: поклонение Дэвам , поклонение своим родителям и предкам, кормление бедных и проявление гостеприимства к гостям, кормление животных и птиц, а также поклонение мудрецам и своим учителям, читая Веды . [42] В другом месте Матсья-Пураны , в главе 183, говорится, что йога бывает двух форм – Сагуна-йога и Ниргуна-йога. [43]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Далал 2014 , с. 250.
  2. ^ Роше 1986 , стр. 196–201.
  3. ^ Голдберг, Эллен (2002). Господь, наполовину женщина: Ардханаришвара с индийской и феминистской точки зрения . СУНИ Пресс. п. 20. ISBN  978-0-7914-5325-4 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Роше 1986 , с. 199.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шриша Чандра Васу (1916). Священные книги индусов, том XVII: Матсья Пуранам . АМС Пресс. стр. CV–CVI, Приложение X. ISBN.  978-0-404-57817-6 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роше 1986 , с. 197.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брайант 2007 , с. 393 с примечанием 17.3.
  8. ^ Роше 1986 , стр. 24–29.
  9. ^ Роше 1986 , стр. 197–198.
  10. ^ Роше 1986 , стр. 197–199.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бхардвадж, Суриндер М. (1983). Индуистские места паломничества в Индии: исследование культурной географии . Издательство Калифорнийского университета. п. 67. ИСБН  978-0-520-04951-2 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз 1988 , с. 36.
  13. ^ Грегори Бейли 2003 , стр. 162–163.
  14. ^ Роше 1986 , стр. 199–200 со сносками.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Диммитт и ван Бютенен, 2012 , с. 5.
  16. ^ Кеммерер, Лиза (2011). Животные и мировые религии . Издательство Оксфордского университета. п. 78. ИСБН  978-0-19-991255-1 .
  17. ^ КП Гитц 1992 , стр. 975-976 с примечанием 5663.
  18. ^ Уилсон 1864 , с. xii.
  19. ^ Роше 1986 , с. 21.
  20. ^ Диммитт и ван Бютенен, 2012 , стр. 71–74.
  21. ^ Роше 1986 , с. 198.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Винтерниц 1922 , с. 549.
  23. ^ Васу 1916 .
  24. ^ Матсья Пурана (санскритская рукопись), главы 252–257.
  25. ^ Крамриш 1976 , стр. 46, 133–134, 140–141, 161 со сносками.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 117–121, 39–40. ISBN  978-1-4438-6734-4 .
  27. ^ Крамриш 1976 , с. 161.
  28. ^ Лаксман С. Тхакур (1996). Архитектурное наследие Химачал-Прадеша . Мунширам Манохарлал. ISBN  978-81-215-0712-7 .
  29. ^ Крамриш 1976 , стр. 46–47 со сносками.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Майкл Мейстер (2003). Гудрун Бюнеманн (ред.). Манодала и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ Академик. стр. 256–257. ISBN  90-04-12902-2 .
  31. ^ Крамриш 1976 , стр. 25–26, 88–89 со сносками.
  32. ^ Крамриш 1976 , стр. 46, 133–134 со сносками.
  33. ^ Крамриш 1976 , стр. 271–275 со сносками.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суриндер Мохан Бхардвадж (1983). Индуистские места паломничества в Индии: исследование культурной географии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 67–68. ISBN  978-0-520-04951-2 .
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ариэль Глюклих (2008). «Карты и мифы в Матсья-пуране». Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. стр. 145–162. ISBN  978-0-19-971825-2 .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роше, 1986 , стр. 71–72 со сносками.
  37. ^ Суриндер Мохан Бхардвадж (1983). Индуистские места паломничества в Индии: исследование культурной географии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 63–68. ISBN  978-0-520-04951-2 .
  38. ^ Харьяна обдумывает выставление оценок ученикам 12 класса за посадку деревьев , Hindustan Times, 26 июля 2021 г.
  39. ^ Ваза 1917 , стр. 158–160.
  40. ^ Ваза 1917 , стр. 159–161.
  41. ^ Матсья Пурана (санскритская рукопись), Примечание: в тексте термины Карма и Крия йога используются взаимозаменяемо; см. стр. 184–185.
  42. ^ Ваза 1916 , стр. 159–160.
  43. ^ Васу 1917 , стр. 167.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c664430bbef6003a1f85cf1560b5c2b__1700367840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/2b/9c664430bbef6003a1f85cf1560b5c2b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matsya Purana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)