Matsya Purana

Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
![]() |
Связанные индуистские тексты |
Матсья Пурана ( IAST : Matsya Purana) — одна из восемнадцати основных Пуран (Махапураны), одна из старейших и лучше всего сохранившихся в пураническом жанре санскритской литературы в индуизме . [1] [2] Этот текст представляет собой текст вайшнавизма, названный в честь получеловеческого- полурыбного аватара Вишну . [1] [3] назвал этот текст Однако санскритолог XIX века Гораций Хейман Уилсон «хотя и произведением шиваизма (связанным с Шивой), но это не исключительно так»; текст также упоминается как текст, который одновременно восхваляет различных индуистских богов и богинь. [4] [5]
Матсья Пурана дошла до наших дней во многих версиях, различающихся в деталях, но почти все опубликованные версии состоят из 291 главы. [6] за исключением версии на тамильском языке , написанной шрифтом Грантха и состоящей из 172 глав. [4]
Текст примечателен тем, что дает одно из самых ранних известных определений литературного жанра Пуран. [7] История, написанная с пятью характеристиками, называется Пураной, утверждает Матсья Пурана , иначе ее называют Акхьяной . [7] Этими пятью характеристиками являются космогония , описывающая теорию первичного творения вселенной, хронологическое описание вторичных творений, в которых вселенная проходит цикл рождения-жизни-смерти, генеалогия и мифология богов и богинь, Манвантары , легенды о королях и людях, включая Солнечная и Лунная династии. [8]
Матсья Пурана также отличается энциклопедичностью охватываемых ею тем. [9] Помимо пяти тем, которыми текст определяет Пурану, он включает мифологию, руководство по созданию произведений искусства, таких как картины и скульптуры, особенности и рекомендации по проектированию храмов, объектов и домашней архитектуры ( Васту-шастра ), различные виды йоги. , обязанности и этика ( Дхарма ) с несколькими главами, посвященными ценности Даны (благотворительности), фестивалям, связанным с Шивой и Вишну, географии, особенно вокруг реки Нармада , паломничеству, обязанностям царя и хорошему правительству и другим темам. [1] [10] [11]
Дата
[ редактировать ]Матсья Пурана, как и все Пураны, постоянно пересматривалась и обновлялась. Составление текста, возможно, началось в последние столетия I тысячелетия до нашей эры, а его первая версия была завершена примерно к III веку нашей эры, утверждает Рамачандра Дикшитар, известный тем, что предложил древние даты для индийской литературы. [4] Другие ученые, такие как Пандуранг Ваман Кейн , относят самую раннюю версию текста к периоду ок. 200 и 500 гг. н.э. [4] [11] [12] В главе 53 Матсья Пураны есть примечание, в котором говорится, что как Пурану ее следует редактировать и пересматривать, чтобы она оставалась полезной для общества. [13]
Венди Донигер датирует Матсья Пураны между 250 и 500 годами нашей эры. создание [12] По общему мнению ученых, Матсья Пурана является одной из самых старых Пуран, ее первая версия была завершена в III веке нашей эры, но ее разделы регулярно пересматривались, удалялись и расширялись на протяжении веков, вплоть до II тысячелетия нашей эры. [1] [14]
Матсья Пурана , как и все Пураны, имеет сложную хронологию. Диммитт и ван Бютенен утверждают, что каждая из Пуран энциклопедична по стилю, и трудно установить, когда, где, почему и кем они были написаны: [15]
В том виде, в каком они существуют сегодня, Пураны представляют собой многослойную литературу. Каждое озаглавленное произведение состоит из материала, накопившегося многочисленными наслоениями в последовательные исторические эпохи. Таким образом, ни одна Пурана не имеет единой даты создания. (...) Это как если бы это были библиотеки, в которые постоянно добавлялись новые тома, не обязательно в конце полки, а в случайном порядке.
- Корнелия Диммитт и Дж.Б. ван Буитенен , Классическая индуистская мифология: читатель санскритских Пуран. [15]
Название и структура
[ редактировать ]
Текст назван в честь рыбного аватара индуистского бога Вишну по имени Матсья. [1] [16]
Тамильская версия Матсья Пураны состоит из двух разделов: Пурва (ранняя) и Уттара (поздняя), и состоит из 172 глав. [4] [17] Другие версии опубликованных рукописей Матсья Пураны содержат 291 главу. [6]
Текст и традиция утверждают, что в Матсья Пуране было 20 000 стихов. [1] Однако дошедшие до нас рукописи содержат от 13 000 до 15 000 стихов. [1]
Падма -пурана относит Матсья-пурану к Тамас -пуране. [18] или тот, который прославляет Шиву или Агни. [7] Ученые считают классификацию Саттва-Раджас-Тамас «совершенно причудливой», и в этом тексте нет ничего, что фактически оправдывало бы эту классификацию. [19]
Содержание
[ редактировать ]В нем рассказывается история Матсьи, первого из десяти главных аватаров индуистского бога Вишну . [1] В тексте описана мифология великого потопа, когда в мире и людях во главе с Ману семена всех растений и подвижных живых существ, а также его книги знаний (Веды) были спасены Матсья-аватаром Вишну. [1] [20]
Матсья Пурана охватывает широкий круг тем, многие из которых не связаны с Вишну, а ее смешанный энциклопедический характер побудил Горация Хеймана Уилсона, известного своими исследованиями и переводами Пуран XIX века, заявить: «Это слишком смешанный характер, чтобы считаться подлинная Пурана» и в основном сборник различных тем. [21] [5] Текст включает аналогичное освещение легенд о боге Шиве и боге Вишну, а также посвящает раздел богине Шакти. [22] В главах 54–102 текста обсуждается значение и празднование индуистских праздников и семейных праздников, например, связанных с Самскарой (обрядом посвящения) . [22] [23] Главы 215–227 текста обсуждают теории обязанностей короля и хорошего правительства, а главы 252–257 содержат техническое обсуждение того, как определить стабильную почву для строительства дома, различные архитектурные проекты дома, а также ритуальные церемонии, связанные со строительством. [22] [24]
Дизайн храма
[ редактировать ]Матсья Пурана , наряду с такими текстами, как «Брихат Самхита», являются одними из старейших сохранившихся текстов с многочисленными разделами, посвященными храмам, скульптуре и произведениям искусства. [25] [26] Пурана описывает 20 стилей индуистских храмов, таких как Меру, Мандара (позже Мандир) и Кайласа. [27] В тексте излагаются рекомендации по фундаменту, помещениям внутри основного храма, куда посещают люди, а затем шпилю ( Вимана или Шикхара ). [26]

В тексте подчеркивается принцип квадратного дизайна, предполагающий, что территория и дизайн больших храмов должны располагаться на 64 квадратах (мандала или янтра). [29] [30] и множество других конструкций с квадратной сеткой, таких как меньший храм с сеткой из 16 квадратов. [30] Главный вход в храм и пространство святилища обычно должны открываться на восток и смотреть на восход солнца, говорится в тексте, в то время как человеческое тело было образцом храма, а Атман и Брахман (Пуруша) были обитателями сердца соответственно. [26] [31] Относительные соотношения различных уровней и различных пространств, которые утверждается в тексте, естественно приятны, например, высота входа, длина и высота, размещение резьбы, указаны в главах 253–269, а также в других разделах, таких как главы 58. –65. [32] [26] Например, в тексте предлагается считать колонну внутри храма (стамбха) состоящей из девяти частей, используя такие термины, как Падма, Кумбха, Антара и другие, при этом ширина колонны и каждая из этих частей имеют определенные соотношения, и структурные особенности или резьба должны быть выложены на этих девяти частях. [26] Текст, хотя и назван в честь аватара Вишну, содержит множество разделов, посвящённых установке Шива- лингама , а в других главах упоминаются мурти Вишну , богини и другие божества. [33]
По словам Майкла Мейстера, руководства по дизайну, включенные в « Матья Пурана», скорее всего, были предложениями и не были обязательными для тех, кто спонсировал или строил храмы. [30] Однако полевые данные свидетельствуют о том, что индуистские храмы 1-го тысячелетия по всей Индии, которые сохранились до наших дней, действительно приняли квадратный принцип, а архитектура примерно соответствует общим принципам, упомянутым в старых текстах, таких как Матсья Пурана . [30]

Туристические гиды
[ редактировать ]Матсья Пурана , как и все Пураны, содержит собрание глав, называемых Махатмья . Это, как утверждает Ариэль Глюклих, были древними или средневековыми индийскими «рекламными произведениями, нацеленными на туристов той эпохи». [35]
Самый подробный набор, в главах 189–194 Матсья Пураны , посвящен достопримечательностям, истории и храмам в районе реки Нармада в современных Мадхья-Прадеше , Махараштре и Гуджарате . [34] Праяга Махатмья — еще один путеводитель по тексту, охватывающий главы 103–112 Матсья -пураны со стихами о Кумбха-меле . [35] [36]
Другие области Тиртхи (паломничества), описанные в разделах путеводителей этой Пураны, включают те, которые связаны с Богинями (Шакти) в восточных и южных штатах Индии. [37] В главах 180-185 текста представлена Авимукта Махатмья , которая представляет собой путеводитель по Бенарасу ( Варанаси , Каши). [36] [22]
Значение экологии
[ редактировать ]В Матсья Пуране есть шлока (гимн), объясняющая важность почитания экологии в индуизме. В нем говорится: « Пруд равен десяти колодцам , водоем равен десяти прудам, сын равен десяти водоемам, а дерево соответствует десяти сыновьям». [38]
Йога и поклонение
[ редактировать ]В тексте йога представлена во многих ранних и поздних главах, описания которых различаются. Например, в главе 52 « Матья-пураны» говорится, что карма-йога для нового йога важнее, чем джняна-йога, потому что карма-йога ведет к джняна-йоге, а джняна-йога никогда не возникает без карма-йоги. [39] Затем в тексте в стихах 52.8–52.10 описываются восемь основных духовных качеств карма-йога: милосердие и непричинение вреда другим и всем живым существам, терпимость, защита тех, кто ищет помощи в беде, свобода от зависти, внешнее и внутреннее очищение, спокойствие, нескупость в помощи тем, кто в беде, и никогда не жаждать чужого богатства или жены. [40] [41]
Карма Йог, как утверждает текст в стихах 52.13–52.14, каждый день совершает пять поклонений: поклонение Дэвам , поклонение своим родителям и предкам, кормление бедных и проявление гостеприимства к гостям, кормление животных и птиц, а также поклонение мудрецам и своим учителям, читая Веды . [42] В другом месте Матсья-Пураны , в главе 183, говорится, что йога бывает двух форм – Сагуна-йога и Ниргуна-йога. [43]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Далал 2014 , с. 250.
- ^ Роше 1986 , стр. 196–201.
- ^ Голдберг, Эллен (2002). Господь, наполовину женщина: Ардханаришвара с индийской и феминистской точки зрения . СУНИ Пресс. п. 20. ISBN 978-0-7914-5325-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Роше 1986 , с. 199.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шриша Чандра Васу (1916). Священные книги индусов, том XVII: Матсья Пуранам . АМС Пресс. стр. CV–CVI, Приложение X. ISBN. 978-0-404-57817-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роше 1986 , с. 197.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брайант 2007 , с. 393 с примечанием 17.3.
- ^ Роше 1986 , стр. 24–29.
- ^ Роше 1986 , стр. 197–198.
- ^ Роше 1986 , стр. 197–199.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бхардвадж, Суриндер М. (1983). Индуистские места паломничества в Индии: исследование культурной географии . Издательство Калифорнийского университета. п. 67. ИСБН 978-0-520-04951-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз 1988 , с. 36.
- ^ Грегори Бейли 2003 , стр. 162–163.
- ^ Роше 1986 , стр. 199–200 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Диммитт и ван Бютенен, 2012 , с. 5.
- ^ Кеммерер, Лиза (2011). Животные и мировые религии . Издательство Оксфордского университета. п. 78. ИСБН 978-0-19-991255-1 .
- ^ КП Гитц 1992 , стр. 975-976 с примечанием 5663.
- ^ Уилсон 1864 , с. xii.
- ^ Роше 1986 , с. 21.
- ^ Диммитт и ван Бютенен, 2012 , стр. 71–74.
- ^ Роше 1986 , с. 198.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Винтерниц 1922 , с. 549.
- ^ Васу 1916 .
- ^ Матсья Пурана (санскритская рукопись), главы 252–257.
- ^ Крамриш 1976 , стр. 46, 133–134, 140–141, 161 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 117–121, 39–40. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- ^ Крамриш 1976 , с. 161.
- ^ Лаксман С. Тхакур (1996). Архитектурное наследие Химачал-Прадеша . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-81-215-0712-7 .
- ^ Крамриш 1976 , стр. 46–47 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Майкл Мейстер (2003). Гудрун Бюнеманн (ред.). Манодала и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ Академик. стр. 256–257. ISBN 90-04-12902-2 .
- ^ Крамриш 1976 , стр. 25–26, 88–89 со сносками.
- ^ Крамриш 1976 , стр. 46, 133–134 со сносками.
- ^ Крамриш 1976 , стр. 271–275 со сносками.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суриндер Мохан Бхардвадж (1983). Индуистские места паломничества в Индии: исследование культурной географии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 67–68. ISBN 978-0-520-04951-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ариэль Глюклих (2008). «Карты и мифы в Матсья-пуране». Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. стр. 145–162. ISBN 978-0-19-971825-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роше, 1986 , стр. 71–72 со сносками.
- ^ Суриндер Мохан Бхардвадж (1983). Индуистские места паломничества в Индии: исследование культурной географии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 63–68. ISBN 978-0-520-04951-2 .
- ^ Харьяна обдумывает выставление оценок ученикам 12 класса за посадку деревьев , Hindustan Times, 26 июля 2021 г.
- ^ Ваза 1917 , стр. 158–160.
- ^ Ваза 1917 , стр. 159–161.
- ^ Матсья Пурана (санскритская рукопись), Примечание: в тексте термины Карма и Крия йога используются взаимозаменяемо; см. стр. 184–185.
- ^ Ваза 1916 , стр. 159–160.
- ^ Васу 1917 , стр. 167.
Библиография
[ редактировать ]- Грегори Бейли (2003). Арвинд Шарма (ред.). Изучение индуизма . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-57003-449-7 .
- Коллинз, Чарльз Диллард (1988). Иконография и ритуал Шивы в Элефанте: о жизни, просветлении и бытии . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-88706-773-0 .
- Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803400-1 .
- Диммитт, Корнелия; ван Бютенен, JAB (2012). Классическая индуистская мифология: читатель санскритских Пуран . Издательство Темплского университета (1-е издание: 1977 г.). ISBN 978-1-4399-0464-0 .
- Крамриш, Стелла (1976). Индуистский храм, тома 1 и 2 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0223-3 .
- Далал, Розен (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. ISBN 978-8184752779 .
- КП Гитц; и др. (1992). Эпическая и пураническая библиография (до 1985 г.) с аннотациями и указателями: Часть I: A–R, Часть II: S–Z, Указатели . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-03028-1 .
- Роше, Людо (1986). Пураны Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3447025225 .
- Васу, Южная Каролина (1916). Матсья Пуранам, часть 1 из 3 (главы 1–128) . Нью-Йорк: AMS Press (перепечатка 1974 г.). hdl : 2027/mdp.39015036357583 . ISBN 0404578179 .
- Васу, Южная Каролина (1917). Матсья Пуранам, часть 2 из 3 (главы 129–199) . Нью-Йорк: AMS Press (перепечатка 1974 г.). hdl : 2027/mdp.39015036357401 . ISBN 0404578179 .
- Уилсон, HH (1864 г.). Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиций (том 1: введение, книга I) . Читайте Country Books (переиздано в 2006 г.). ISBN 1-84664-664-2 .
- Винтерниц, Морис (1922). История индийской литературы, том 1 (Оригинал на немецком языке, перевод на английский В.С. Сарма, 1981) . Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс (переиздание 2010 г.). ISBN 978-8120802643 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Матсья Пурана , опубликованная в 1892 году (на санскрите)