Аватар
Часть серии о |
индуизм |
---|
Аватар ( санскрит : аватар , IAST : аватар ; произносится [ɐʋɐt̪aːɾɐ] ) — понятие в индуизме , которое на санскрите буквально означает « спуск » . Это означает материальный облик или воплощение могущественного божества или духа на Земле. [1] [2] Относительный глагол «зажечься, появиться» иногда используется по отношению к любому гуру или почитаемому человеку. [3] [4]
Слово «аватар» не встречается в ведической литературе; [5] однако в развитых формах оно появляется в постведической литературе и как существительное, особенно в пуранической литературе после VI века нашей эры. [6] Несмотря на это, концепция аватара совместима с содержанием ведической литературы, такой как Упанишады , поскольку она является символическим изображением концепции Сагуна Брахмана в философии индуизма. Ригведа . описывает Индру как наделенного таинственной способностью принимать любую форму по своему желанию [7] [8] Бхагавад -гита излагает учение об Аватаре, но с использованием терминов, отличных от аватара . [6] [4]
Теологически этот термин чаще всего ассоциируется с индуистским богом Вишну , хотя эта идея применялась и к другим божествам. [9] Различные списки аватаров Вишну встречаются в индуистских писаниях, в том числе десять Дашаватара в « Гаруда-пуране» и двадцать два аватары в « Бхагавата-пуране» , хотя последний добавляет, что воплощения Вишну бесчисленны. [10] Аватары Вишну играют важную роль в теологии вайшнавизма . , основанной на богине В индуистской традиции шактизма аватары Деви в разных проявлениях, такие как Трипура Сундари , Дурга , Чанди , Чамунда , Махакали и Кали . , обычно встречаются [11] [12] [13] Хотя аватары других божеств, таких как Ганеша и Шива, также упоминаются в средневековых индуистских текстах, это незначительно и случайно. [14] Доктрина воплощения является одним из важных различий между вайшнавизмом и шиваистскими традициями индуизма. [15] [16]
Концепции воплощения , в некоторых аспектах схожие с аватаром, встречаются и в буддизме . [17] Христианство , [5] и другие религии. [17]
Священные писания сикхизма включают имена многочисленных индуистских богов и богинь, но они отвергают доктрину воплощения спасителя и поддерживают точку зрения святых движения индуистского бхакти, таких как Намдев , о том, что бесформенный вечный бог находится в человеческом сердце, а человек — это он сам. спаситель. [18] [19]
Этимология и значение
Санскритское существительное ( аватар , Хиндустани: [əʋˈtaːr] ) происходит от санскритского префикса ava- ' вниз ' и корня tṛ ' переходить ' . [20] Эти корни восходят, утверждает Монье-Вильямс, к -taritum , -tarati , -rītum . [3]
Аватар означает « нисхождение, воспламенение, появление » . [3] и относится к воплощению сущности сверхчеловеческого существа или божества в другой форме. [20] Это слово также означает «преодолеть, удалить, сбить, пересечь что-то». [3] В индуистских традициях «переход или спуск» является символизмом, как утверждает Даниэль Бассук, божественного нисхождения из «вечности во временное царство, от безусловного к обусловленному, от бесконечности к конечности». [5] Аватар, как утверждает Джастин Эдвардс Эбботт, — это сагуна (с формой, атрибутами) воплощение ниргуна Брахмана или Атмана ( души). [21] Аватар, по словам Бхактисиддханта Сарасвати на самом деле означает « божественное нисхождение » в своих комментариях к «Шримад-Бхагаватам» и «Брамха-самхите» (упоминается в «Брахмавайварта-пуране»).
Ни в Ведах , ни в Основных Упанишадах слово «аватар» никогда не упоминается как существительное. [5] Корни и форма глагола, например аватарана , фигурируют в древних постведических индуистских текстах, но как «действие нисхождения», а не как воплощенная личность (аватара). [22] Родственный глагол аватарана , как утверждает Пол Хакер, используется с двойным значением: одно означает действие божественного нисхождения, другое - «возложение бремени человека», страдающего от сил зла. [22]
Этот термин чаще всего встречается в контексте индуистского бога Вишну . [1] [3] Самое раннее упоминание о Вишну, проявленном в человеческой форме для установления Дхармы на Земле, использует другие термины, такие как слово самбхавами в стихе 4.6 и слово тану в стихе 9.11 Бхагавад -гиты . [4] а также другие слова, такие как акрити и рупа в других местах. [23] Именно в текстах средневековой эпохи, написанных после шестого века нашей эры, появляется существительное «аватар», где оно означает воплощение божества. [6] После этого эта идея распространяется в пуранических историях о многих божествах, а также в таких идеях, как анша-аватар или частичные воплощения. [4] [1]
Термин «аватар » в разговорной речи также является эпитетом или словом почтения к любому выдающемуся человеческому существу, которого уважают за его или ее идеи. [20] В некоторых контекстах термин «аватара» означает просто « место приземления, место священного паломничества » , или просто « достижение своих целей после усилий » , или повторный перевод текста на другой язык. [3] Термин «аватар» не является уникальным для индуизма, хотя этот термин возник в индуизме. Его можно найти в доктрине Трикая буддизма Махаяны, в описаниях Далай-ламы в тибетском буддизме и во многих древних культурах. [17]
Аватар против воплощения
Проявленное воплощение иногда называют воплощением . [24] Перевод слова «аватар» как «воплощение» был подвергнут сомнению христианскими богословами, которые заявляют, что воплощение находится во плоти и несовершенно, в то время как аватар мифичен и совершенен. [25] [26] Богословская концепция Христа как воплощения, найденная в христологии , представляет христианскую концепцию воплощения. Термин «аватар» в индуизме относится к действию различных богов, принимающих форму для выполнения определенной задачи, которая в большинстве случаев возвращает дхарму. Концепция аватара широко распространена по всей Индии. [27] Шет не согласен и заявляет, что это утверждение представляет собой неправильное понимание индуистской концепции аватара. [28] [примечание 1] Аватары — это воплощения духовного совершенства, движимые благородными целями, в индуистских традициях, таких как вайшнавизм . [28] Концепция аватара в индуизме не является несовместимой с естественным зачатием посредством полового акта, что опять-таки отличается от христианской концепции непорочного зачатия .
Как заимствованное слово
Вследствие интереса Запада к индийской культуре и индуизму в XIX веке слово «Аватар» было заимствовано в английском и других западных языках, где оно используется в различных контекстах и значениях, часто значительно отличающихся от его первоначального значения в индуизме — см. «Аватар» ( см. неоднозначность) .
Аватары Вишну
Концепция аватара в индуизме чаще всего ассоциируется с Вишну, аспектом хранителя или поддерживающего Бога в индуистской Троице или Тримурти Брахмы, Вишну и Шивы. Аватары Вишну спускаются, чтобы усилить добро и бороться со злом, тем самым восстанавливая Дхарму . Традиционные индуисты считают себя не «индуистами», а вайшнавами (поклонниками Вишну), шайвами (поклонниками Шивы) или шактами (поклонниками Шакти). Каждое из божеств имеет свою собственную иконографию и мифологию, но общим для всех является тот факт, что божественная реальность имеет явную форму, форму, которую может созерцать поклоняющийся. [30] Часто цитируемый отрывок из Бхагавад-гиты описывает типичную роль аватара Вишну: [9] [26]
Арджуна, всякий раз, когда праведность приходит в упадок, а неправедность возвышается, тогда Я воплощаю Себя.
Для защиты добродетельных, для искоренения злодеев и для установления Дхармы (праведности) на прочной основе Я проявляю Себя из века в век.- Бхагавад Гита 4.7–8.
Аватары Вишну появляются в индуистской мифологии всякий раз, когда космос находится в кризисе, обычно потому, что зло стало сильнее и вывело космос из равновесия. [31] Затем аватар появляется в материальной форме, чтобы уничтожить зло и его источники и восстановить космический баланс между вездесущими силами добра и зла. [31]
Самыми известными и знаменитыми аватарами Вишну в вайшнавских традициях индуизма являются Кришна , Рама , Нараяна и Васудева . С этими именами связана обширная литература, каждое из которых имеет свои особенности, легенды и связанные с ними искусства. [26] Рамаяна Раму Например, Махабхарата включает Кришну, а — . [32]
Дашаватара
« Бхагавата-пурана» описывает аватары Вишну как бесчисленные, хотя десять его воплощений, Дашаватара, прославляются там как его главные явления. [10] [26] Десять главных аватаров Вишну упоминаются в « Агни-пуране» , «Гаруда-пуране» и «Бхагавата-пуране». [33] [34]
Десять самых известных аватаров Вишну вместе известны как Дашаватара ( санскритское слово, означающее «десять аватаров»). В «Бхагавата-пурану» включены пять разных списков, разница между которыми заключается в последовательности имен. Фреда Мэтчетт утверждает, что такое изменение последовательности композиторами может быть преднамеренным, чтобы не предполагать приоритета или не помещать что-то определенное и ограниченное абстрактным. [35]
Имя | Описание |
---|---|
Матсья | Аватар-рыба. Он спасает Ману и семь мудрецов от космического потопа, а в некоторых традициях спасает Веды от асура по имени Хаягрива. [36] |
Даты [примечание 2] | Аватар черепахи/черепахи. Он поддерживает гору Мандара, в то время как дэвы и асуры пахтят океан молока, чтобы произвести нектар бессмертия. [38] |
Вараха | Аватарка кабана. Он спасает Бхуми, богиню земли, когда асура Хираньякша похищает ее, возвращая ей законное место во вселенной. [39] |
Нарасимха | Аватар льва. Он спасает своего преданного Прахладу и освобождает три мира от тирании асура по имени Хираньякашипу. [40] |
Матери | Аватар гнома. Он побеждает царя асуров Махабали в преисподней, сделав три шага по вселенной, восстанавливая власть Индры. [41] |
Парашурам | Аватар воина-мудреца. Он уничтожает деспотических королей военного класса и создает новый общественный порядок. [42] |
Рама | Аватар принца. Он спасает свою жену Ситу, когда ее похищает царь-ракшас Равана, восстанавливая справедливое правление в мире. [43] |
Баларама (обсуждается) | Старший брат Кришны и бог земледелия. Его по-разному описывают как аватар Шеши, змея Вишну и аватар Вишну. [44] |
Кришна | Восьмой аватар Вишну, который воплощается, чтобы восстановить праведность в мире. Он убивает Камсу, тирана Матхуры и его дядю, и участвует в войне на Курукшетре в качестве возничего Арджуны. [45] |
Будда (обсуждается) | Исторический Будда, который воплощается, чтобы сбить асуров с пути Вед, обеспечивая победу дэвов. В некоторых традициях его называют аватаром Вишну. [46] |
Калки | Предсказанный десятый аватар Вишну. Он воплощается, чтобы положить конец нынешней эпохе коррупции, называемой Кали-югой, восстановив в мире четыре класса и закон. [47] |
Более длинные альтернативы
Бхагавата-пурана также приводит альтернативный список, в котором в главе 1.3 численно перечислены 23 аватара Вишну. [48]
- Четыре Кумара (Чатухсана): четыре сына Брахмы , олицетворяющие путь преданности.
- Вараха : аватар кабана. Он спасает Бхуми, богиню земли, когда асура Хираньякша похищает ее, возвращая ей законное место во вселенной. [39]
- Нарада : божественный мудрец, путешествующий по мирам как преданный Вишну.
- Нара-Нараяна : мудрецы-близнецы.
- Капила : известный мудрец, о котором говорится в Махабхарате , сын Кардамы и Девахути . Иногда его отождествляют с основателем санкхья . философской школы
- Даттатрея : объединенный аватар индуистской троицы Брахмы, Вишну и Шивы.
- Яджна : воплощение жертвоприношений.
- Ришабха : отец императора Бхараты .
- Притху : правитель-король, который доил землю, как корову, чтобы получить мировое зерно и растительность.
- Матсья : Аватар-рыба. Он спасает Ману и семь мудрецов от космического потопа, а в некоторых традициях спасает Веды от асура по имени Хаягрива. [36]
- Курма : Аватар черепахи/черепахи. Он поддерживает гору Мандара, в то время как дэвы и асуры пахтят океан молока, чтобы произвести нектар бессмертия. [49]
- Дханвантари : отец аюрведической медицины и врач дэвов .
- Мохини : чародейка, которая уговаривает асуров предложить ей эликсир вечной жизни.
- Нарасимха : аватар льва. Он спасает своего преданного Прахладу и освобождает три мира от тирании асура по имени Хираньякашипу. [40]
- Вамана : Аватар гнома. Он побеждает царя асуров Махабали в преисподней, сделав три шага по вселенной, восстанавливая власть Индры. [41]
- Парашурама : аватар воина-мудреца. Он уничтожает деспотических королей военного класса и создает новый общественный порядок. [42]
- Рама : Аватар принца. Он спасает свою жену Ситу, когда ее похищает царь-ракшас Равана, восстанавливая справедливое правление в мире. [50]
- Вьяса : составитель Вед и автор писаний ( Пуран ) и эпоса Махабхарата .
- Кришна : восьмой аватар Вишну, который воплощается, чтобы восстановить праведность в мире. Он убивает Камсу, тирана Матхуры и его дядю, и участвует в войне на Курукшетре в качестве возничего Арджуны. [45]
- Гаутама Будда : Исторический Будда, который воплощается, чтобы сбить асуров с пути Вед, обеспечивая победу дэвов. В некоторых традициях его называют аватаром Вишну. [46]
- Калки : Предсказанный десятый аватар Вишну. Он воплощается, чтобы положить конец нынешней эпохе коррупции, называемой Кали-югой, восстановив в мире четыре класса и закон. [47]
Такие аватары, как Хаягрива , Хамса и Гаруда, также упоминаются в Панчаратре , всего их насчитывается сорок шесть. [51] Однако, несмотря на эти списки, общепринятое количество аватаров Вишну в десять было зафиксировано задолго до 10 века нашей эры. [33] Мадхвачарья также считает Гаутаму Будду аватаром Вишну. [52]
Манава Пурана
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2023 г. ) |
Манава Пурана — одна из Упапуран. В нем перечислены 42 аватара Вишну.
- Адипуруша
- Четыре Кумара (Чатухсана)
- Нарада
- Даттатрея
- Диск
- Нара- Нараяна
- Яджна
- Вибху
- Сатьясена
- День
- Вайкунта
- Аджита
- Шарвабхума
- Вришбха
- Висвакс
- Дхармасету
- Судхама
- Йогешвара
- Брихадбхану
- Шалиграм
- Хаягрива
- Хамса
- Вьяса
- Матсья
- Даты
- Дханвантри
- Мохини
- Притху
- Вришбха дева
- Вараха
- Нарасимха
- Матери
- Парашурам
- Рама
- Кришна
- Будда
- Виханаса
- Венкатешвара
- Чайтанья Махапрабху
- Дхьянешвар
- Калки
Типы
Концепция аватара получила дальнейшее развитие и уточнение в более поздних индуистских текстах. Один из подходов заключался в идентификации полных и частичных аватаров. Кришна, Рама и Нарасимха были полными аватарами ( пурна-аватарами ), тогда как другие были частичными аватарами ( анша-аватарами ). [29] Некоторые заявляли, утверждает Ноэль Шет, что каждое живое существо является аватаром Вишну. [29] Текст Панчаратра вайшнавизма заявляет, что аватары Вишну включают в себя прямые и полные ( сакшад ), косвенные и наделенные ( авеша ), космические и спасительные ( вьюха ), внутренние и вдохновляющие ( антарьямин ), освященные и имеющие форму образа ( арча ). ). [29]
Еще одна классификация, разработанная в школах Кришны, сосредоточена вокруг Гуна-аватаров , Пуруша-аватаров и Лила-аватаров с их подтипами. [53] [54] Гуна -аватар Классификация аватаров основана на Гуна концепции школы индуистской философии Санкхья , то есть Раджас (Брахма), Саттва (Вишну) и Тамас (Шива). [53] [54] Эти личности Тримурти называются аватарами Гуны . [53] Пурушаватара — трое. Первый развивает всю материю (Пракрити), второй — душу, присутствующую в каждом отдельном существе, третий — взаимосвязанное единство или Брахман, соединяющий все души. [53] [55] Лилаватары — это частичные или полные проявления Вишну, где существуют либо некоторые силы (Шакти), либо его материальные части. [53] [54]
Вишну — Пурушаватара. [56] [57] Аватары Вишну Матсья, Курма и Вамана — это Лилаватары. [54] [56] Пурнарупа в этой классификации — это когда Вишну полностью проявляется вместе со своими качествами и силами. В бенгальском вайшнавизме Кришна — Пурнарупа . [53] В шиваизме Бхайрава является воплощением Шивы. [58]
В сикхизме
24 аватара Вишну упоминаются в сочинении Бачитара Натака в Дасам Грантхе , втором писании сикхизма, написанном Гуру Гобинд Сингхом : [59]
- Mach ( Matsya )
- Стекло ( Дата )
- Нара (Нара в Нара-Нарайане )
- Нараян (Нараяна в Нара-Нараяне )
- Многие Мохини ( Мохини )
- Байраха ( Вараха )
- Лорд Сингх ( Нарасимха )
- Баман ( Вамана )
- Паршурам ( Парашурама )
- Брамма ( Брахма )
- Баларама ( Баларама )
- Jalandhar (JalandharaДжаландхар
- Бишан ( Вишну )
- Шешайи ( Шеша )
- Арихант Дев ( Ариханта )
- Ману Раджа ( Ману )
- Дханвантари ( Дханвантари )
- Сурья ( Сурья )
- Чандар ( Чандра )
- Рам ( Рама )
- Кишан ( Кришна )
- Нар ( Арджуна )
- Рудра ( Шив )
- Калки ( Калки )
Гуру Грантх Сахиб почтительно включает имена многочисленных индуистских божеств, включая аватары Вишну, такие как Кришна, Хари и Рама, а также аватары Деви как Дурга. [60] [61] [62]
У Дасама Грантха есть три основные композиции, каждая из которых посвящена аватарам Вишну (аватар Чаубиса) и Брахмы. [59] [63] Однако сикхизм отвергает доктрину воплощения спасителя и принимает только абстрактного ниргуна . бесформенного бога [18] [64] Сикхские гуру поддержали точку зрения святых движения индуистского бхакти, таких как Намдев (≈1270–1350 гг. н. э.), что бесформенный вечный бог находится в человеческом сердце, а человек — его собственный спаситель. [18] [65]
В исмаилизме
Гупти- исмаилиты , соблюдающие благочестивую осмотрительность , как индуисты, утверждают, что первый шиитский имам Али б. Аби Талиб , а также его потомки по линии Исмаила в совокупности являются Калки, десятым и последним аватаром Вишну. Согласно этой интерпретации, эти фигуры представляют собой непрерывность божественного руководства человечеством. По мнению некоторых гупти, это подтверждается стихом Корана 14:4, в котором упоминается идея о том, что Бог послал посланника в каждую страну . Они понимают, что аватары — это посланники, посланные Богом к их людям на Индийском субконтиненте . [66]
Аватары Шивы
Хотя пуранические писания время от времени содержат ссылки на аватары Шивы, доктрина аватаров не является ни общепризнанной, ни общепринятой в шиваизме . [67] Взгляды на доктрину воплощения были одним из существенных доктринальных различий между вайшнавизмом и шиваизмом, в дополнение к их различиям в роли домохозяйской жизни по сравнению с монашеской жизнью для духовного освобождения. [15] [16] [68] Шиваизм – это трансцендентальная теология, в которой человек с помощью своего Гуру является своим собственным спасителем. [68]
В Линга Пуране перечислены двадцать восемь аватаров Шивы. [69] В «Шива-пуране» есть отчетливо шиваитская версия традиционного мифа об аватаре: Шива порождает Вирабхадру , одну из своих устрашающих форм, чтобы успокоить Нарасимху , аватар Вишну. Когда это не удается, Шива проявляется как человек-лев-птица Шарабха , которая успокаивает человека-льва Нарасимху, аватара Вишну, а затем Шива дает Вишну чакру (не путать с Сударшан чакрой) в качестве подарка. позднего средневековья Похожая история рассказана в Шарабха Упанишаде . [70] Однако школа Вайшнава Двайта опровергает этот шиваитский взгляд на Нарасимху. [71] Согласно Шива Пуране , у Шивы 19 аватаров. Согласно Курма-пуране , его их 28.
Бог ванары , Хануман который помог Раме (аватару Вишну), считается некоторыми одиннадцатым аватаром Рудры (Шивы). [72] [73] Некоторые региональные божества, такие как Кхандоба, также считаются аватарами Шивы. [74] [75] Ашваттхама , сын Дроны, также считается аватаром Шивы.
Шеша и его аватары ( Баларама и Лакшмана ) иногда связаны с Шивой. [76] [77] [78] [79] Ади Шанкара , создатель Адвайта Веданты , также иногда считается аватаром Шивы. [80]
В «Дасам Грантхе » Гуру Гобинд Сингх упомянул два аватара Рудры: Аватара Даттатреи и Аватара Параснатха . [81]
Аватары Дэвиса
Аватары также наблюдаются в шактизме , секте, посвященной поклонению Богине ( Деви ), но они не имеют в секте всеобщего признания. « Деви Бхагавата Пурана» описывает нисхождение аватаров Деви, чтобы наказать нечестивых и защитить праведных, так же, как это происходит в « Бхагавата Пуране» с аватарами Вишну. [82]
Нилакантха, комментатор 18-го века «Деви Бхагавата Пурана», в которую входит «Деви Гита», говорит, что различные аватары Богини включают Шакамбхари и даже мужского рода Кришну и Раму, которые обычно считаются аватарами Вишну. [83] Парвати , Лакшми и Сарасвати — главные богини, которым поклоняются как аватарам Деви. [84]
Аватары Парвати
Деви популярна в своей форме Парвати . В Деви Махатмье она рассматривается как Богиня Махакали , а в Ума Самхите она рассматривается как сама Деви. Что касается ее воплощений, это варьируется в зависимости от секты в индуизме. Она могла быть всеми богинями, как сказано в шиваизме и некоторых основных интерпретациях шатизма, таких как семьи Шрикула и Кали Кула, или просто формой Деви в некоторых других интерпретациях шактизма и многих вайшнавских интерпретациях. Имея это в виду, формы Парвати включают в себя:
- Махакали
- Часы
- Махавидьи - Кали , Тара , Трипурасундари , Бхуванешвари , Бхайрави , Чиннамаста , Дхумавати , Багаламукхи.
- Шакти Питас
- Навадургас - Шайлапутри , Брахмачарини , Чандраханта , Кушманда . , Скандамата , Катьяяни , Каалратри , Махагаури , Сиддхидхатри
- Аннапурна
- Кошик
- Дурга
- Шитала
- Махешвари
- Ардханаришвара
- Виндхьявасини
- Бхрамари
- Шакамбхари
- кровь, стоматология
- Тварита
- В Северной Индии — Ходияр , Бахучара Мата , Наина Деви , Джвала и др.
- В Западной Индии — Бхавани , Сапташрунги , Эквира , Амба и др.
- В Восточной Индии — Дакшина Кали , Камакхья , Джагадхатри и т. д.
- В Южной Индии — Минакши , Вишалакши , Камакши , Абхирами , Мукамбика , Акиландешвари , Мариамман , Карумариамман и др.
Все эти воплощения помогли обеспечить безопасность мира и даже привлекли Шиву к участию в мирских делах. [85]
Аватары Лакшми
Как и Вишну, его супруга Лакшми воплощается во многих формах, чтобы помочь обеспечить порядок и просветить мир вместе со своей супругой. У нее много форм, и, как и у Парвати, некоторые из ее форм не совпадают во всех сектах и интерпретациях индуизма. В вайшнавизме и некоторых интерпретациях шактизма Лакшми рассматривается как сама Деви. Она могла быть любой богиней, как говорится в вайшнавизме и некоторых интерпретациях шактизма, или просто другой формой Деви, как это видно в других интерпретациях шактизма и шиваизма. Имея это в виду, формы Лакшми включают в себя:
- Махалакшми
- , 108. Дивья Десам
- Ашталакшми - Ади Лакшми, Дханья Лакшми, Дхана Лакшми, Гаджа Лакшми, Сантана Лакшми, Видья Лакшми, Вира Лакшми, Виджая Лакшми
- С аватарами Вишну- Ситы , Радхи , Гопи , Рукмини , Аштабхарьи , младших жен Кришны , Падмавати , Лакшми Нараяны , Андала , Дхарини.
- Формы единственного числа — Ведавати , Чоттаниккара Бхагавати, Мукамбика деви, Вайшно Деви , Ас Колхапур амбабай.
- Матрики – Вайшнави , Варахи , Нарасимхи.
- Жены Вишну — Шри , Бхуми , Нила.
- Махавидья Камалатмика
Аватары Брахмы
В Дасам Грантхе , втором писании сикхов, написанном Гуру Гобинд Сингхом, упоминаются семь аватаров Брахмы. [86]
Кхат-аватар в этом списке относится к шести разным учёным, которые считаются основателями шести школ индийской философии . [87] Согласно «Сканда-пуране» , Брахма воплотился как Ягьявалкья в ответ на проклятие Шивы. [88]
Аватары Ганеши
Линга Пурана утверждает, что Ганеша воплощается, чтобы уничтожать демонов и помогать богам и благочестивым людям. [89] Две Упапураны – Ганеша Пурана и Мудгала Пурана – подробно описывают аватары Ганеши. Обе эти упапураны являются основными писаниями секты Ганапатья , посвященными исключительно поклонению Ганеше.
В Ганеша-пуране перечислены четыре аватара Ганеши: Мохотката, Маюрешвара, Гаджанана и Дхумракету. Каждый аватар соответствует разной юге, имеет разное ездовое животное и разный цвет кожи, но у всех аватаров есть общая цель – убивать демонов. [90]
Мудгала Пуранам описывает восемь аватаров Ганеши: [91]
- Вакратунда ( Vakratuṇḍa ) («извивающийся хобот»), его ездовое животное — лев.
- Экаданта («одиночный бивень»), его ездовое животное — мышь.
- Маходара («большой живот»), его ездовое животное — мышь.
- Гаджавактра (или Гаджанана) («лицо слона»), его ездовое животное — мышь.
- Ламбодара («висячий живот»), его ездовое животное — мышь.
- Виката ( Vikaṭa ) («необычной формы», «деформированный»), его ездовое животное — павлин.
- Вигнараджа ( Vighnarāja ) («царь препятствий»), его ездовым животным является небесный змей Шеша .
- Дхумраварна ( Dhūmravarṇa ) («серый цвет») соответствует Шиве, его ездовым животным является лошадь.
Аватары Варуны
Джулелал , Ишта-девата (самое почитаемое божество) индусов-синдхов , считается воплощением Варуны . [92]
См. также
- Он далеко
- Аватары в Махабхарате
- Дашаватара
- Гаутама Будда в индуизме
- Воплощение
- Список претендентов на аватар
- Индуистская эсхатология
Пояснительные примечания
Ссылки
Цитаты
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), «Аватар» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , страницы 72–73.
- ^ Джеффри Парриндер (1997). Аватар и воплощение: Божественное в человеческой форме в мировых религиях . Один мир. стр. 19–20. ISBN 978-1-85168-130-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 90.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шет 2002 , стр. 98–99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дэниел Э. Бассук (1987). Воплощение в индуизме и христианстве: миф о Богочеловеке . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 2–4. ISBN 978-1-349-08642-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хакер 1978 , стр. 424, а также 405–409, 414–417.
- ^ Риг Веда 3.53.8 (Магхаван); 6.47.18 (Индра)
- ^ Свами Харшананда, Краткая энциклопедия индуизма , Рамакришна Матх, Бангалор (2008), Том 1, стр. 221
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кинсли, Дэвид (2005). Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии Гейла . Том. 2 (Второе изд.). Томсон Гейл. стр. 707–708. ISBN 978-0-02-865735-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета, США. п. 18. ISBN 978-0-19-514891-6 .
- ^ Шет 2002 , стр. 98–125.
- ^ Хоули, Джон Стрэттон; Васудха Нараянан (2006). Жизнь индуизма . Издательство Калифорнийского университета . п. 174. ИСБН 978-0-520-24914-1 .
- ^ Дэвид Р. Кинсли (1998). Тантрические видения божественной женственности: Десять Махавидьев . Мотилал Банарсидасс. стр. 115–119. ISBN 978-81-208-1522-3 .
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), «Шива» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 2: Новая Зеландия, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 635
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лай А Энг (2008). Религиозное разнообразие в Сингапуре . Институт исследований Юго-Восточной Азии, Сингапур. п. 221. ИСБН 978-981-230-754-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Информационная база. п. 474. ИСБН 978-0-8160-7564-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шет 2002 , стр. 115–116 с примечанием 2.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Элеонора Несбитт (2005). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 16, 24–25. ISBN 978-0-19-157806-9 .
- ^ Кристофер Шакл и Арвинд Мандэр (2005), Учения сикхских гуру , Routledge, ISBN 978-0415266048 , стр. xxxiv – xli
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шет 2002 , с. 98.
- ^ Джастин Эдвардс Эбботт (1980). Жизнь Тукарама: перевод из «Бхакталиламриты» Махипати . Мотилал Банарсидасс. стр. 335–336. ISBN 978-81-208-0170-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хакер 1978 , стр. 415–417.
- ^ Хакер 1978 , стр. 405–409.
- ^ Себастьян Ч. Ким (2008). Христианское богословие в Азии . Издательство Кембриджского университета. стр. 169–176. ISBN 978-1-139-47206-7 .
- ^ Шет 2002 , стр. 107–109.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Матчетт 2001 , с. 4.
- ^ Мерси Амба Одуйе, Его Величество Врум, Одно Евангелие - множество культур: тематические исследования и размышления о межкультурном богословии , Родопи, 2003, ISBN 978-90-420-0897-7 , с. 111.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шет 2002 , с. 108.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шет 2002 , с. 99.
- ^ Вудхед, Линда; Партридж, Кристофер; Каванами, Хироко (2016). Религии в современном мире: традиции и трансформации (3-е изд.). Рутледж. п. 44. ИСБН 978-0-415-85881-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лохтефельд 2002 , с. 228.
- ^ Кинг, Анна С. (2005). Интимный другой: божественная любовь в индийских религиях . Ориент Блэксван. стр. 32–33. ISBN 978-81-250-2801-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мишра, Вибхути Бхушан (1973). Религиозные верования и обычаи Северной Индии в период раннего средневековья, Том 1 . БРИЛЛ. стр. 4–5. ISBN 978-90-04-03610-9 .
- ^ Рукмани, Т.С. (1970). Критическое исследование «Бхагавата-пураны» с особым упором на бхакти . Чоукхамба занимается изучением санскрита. Том. 77. Варанаси: Санскритская серия Чоукхамба. п. 4.
- ^ Матчетт 2001 , с. 160.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . ОУП США. стр. 212–213. ISBN 978-0-19-533261-2 .
- ^ Лохтефельд 2002 , с. 705.
- ^ Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 709. ИСБН 978-81-8475-277-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Варадпанде, Манохар Лаксман (2009). Мифология Вишну и его воплощений . Издательство Гян. п. 62. ИСБН 978-81-212-1016-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Пингвин Великобритания. п. 859. ИСБН 978-81-8475-396-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 1312. ИСБН 978-81-8475-277-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 324. ИСБН 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 353–354. ISBN 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 65–66. ISBN 978-0-8160-7564-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 238. ИСБН 978-0-8160-7564-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Элиаде, Мирча; Адамс, Чарльз Дж. (1987). Энциклопедия религии . Макмиллан. п. 15. ISBN 978-0-02-909480-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 376. ИСБН 978-81-208-0597-2 .
- ^ «ГЛАВА ТРЕТЬЯ» . vedabase.io . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- ^ Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 709. ИСБН 978-81-8475-277-9 .
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 353–354. ISBN 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Шредер, Фридрих Отто (1916). Введение в Панчаратру и Ахирбудхья-самхиту . Адьярская библиотека. п. 42 .
- ^ Хельмут фон Глазенапп : Философия веры Вишну Мадхвы, Духовные течения Востока, том. 2, Бонн 1923, гл. Введение (стр. *1-2).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Шет 2002 , с. 100.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Барбара А. Холдредж (2015). Бхакти и воплощение: формирование божественных тел и тел преданности в Кришна-бхакти . Рутледж. стр. 50–67. ISBN 978-1-317-66910-4 .
- ^ Джанмаджит Рой (2002). Теория Аватара и Божественности Чайтаньи . Атлантические издательства. стр. 190–191. ISBN 978-81-269-0169-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэниел Э. Бассук (1987). Воплощение в индуизме и христианстве: миф о Богочеловеке . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 143–144. ISBN 978-1-349-08642-9 .
- ^ Миттал, Сушил (2004). Индуистский мир . Нью-Йорк: Рутледж. п. 164. ИСБН 978-0-203-67414-7 .
- ^ Дэвид Смит (2003). Танец Шивы: религия, искусство и поэзия в Южной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 186. ИСБН 978-0-521-52865-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б СС Капур и МК Капур (2009), Композиция 8, 9 и 10 , Дасам Грант , Хемкунт, ISBN 9788170103257 , страницы 16–17.
- ^ Торкель Брекке (2014), Религия, война и этика: Справочник по текстовым традициям (редакторы: Грегори М. Райхберг и Хенрик Сайс), Cambridge University Press, ISBN 978-0521450386 , страницы 673, 675, 672–686;
Кристофер Шекл и Арвинд Мандейр (2005), Учение сикхских гуру, Рутледж, ISBN 978-0415266048 , страницы xxxiv – xli. - ^ СС Капур и МК Капур (2009), Композиция 8, 9 и 10 , Дасам Грант , Хемкунт, ISBN 9788170103257 , страницы 15–16.
- ^ Пашаура Сингх; Норман Джеральд Барьер; WH Маклеод (2004). Сикхизм и история . Издательство Оксфордского университета. стр. 136–147. ISBN 978-0-19-566708-0 .
- ^ Дж. Деол (2000), Сикхская религия, культура и этническая принадлежность (редакторы: А.С. Мандаир, К. Шакл, Дж. Сингх), Routledge, ISBN 978-0700713899 , страницы 31–33.
- ^ Уильям Оуэн Коул (2004). Понимание сикхизма . Данидин академик. стр. 47–49. ISBN 978-1-903765-15-9 .
- ^ Пашаура Сингх (2011). Марк Юргенсмейер и Уэйд Кларк Руф (ред.). Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. п. 138. ИСБН 978-1-4522-6656-5 .
- ^ Вирани, Шафик Н. (февраль 2011 г.). «Такийя и идентичность в южноазиатском сообществе» . Журнал азиатских исследований . 70 (1): 99–139. дои : 10.1017/S0021911810002974 . ISSN 0021-9118 . S2CID 143431047 .
- ^ Парриндер, Эдвард Джеффри (1982). Аватар и воплощение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 87–88. ISBN 978-0-19-520361-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мариасусай Дхавамони (2002). Индо-христианский диалог: богословские аспекты и перспективы . Родопи. п. 63. ИСБН 978-90-420-1510-4 .
- ^ Винтерниц, Мориц; В. Шриниваса Сарма (1981). История индийской литературы, Том 1 . Мотилал Банарсидасс. стр. 543–544. ISBN 978-81-208-0264-3 .
- ^ С.Г. Десаи (1996), Критическое исследование более поздних Упанишад, Бхаратия Видья Бхаван, страницы 109–110.
- ^ Шарма, Б. Н. Кришнамурти (2000). История школы Двайты Веданты и ее литературы: от самых ранних истоков до наших дней . Мотилал Банарсидасс. п. 412. ИСБН 978-81-208-1575-9 .
- ^ Лутгендорф, Филипп (2007). Рассказ Ханумана: послания божественной обезьяны . Издательство Оксфордского университета, США. п. 44. ИСБН 978-0-19-530921-8 .
- ^ Екатерина Людвик (1994). Хануман в «Рамаяне Валмики» и «Рамачаритаманасе» Туласи даса . Мотилал Банарсидас Publ. стр. 10-11. ISBN 978-81-208-1122-5 .
- ^ Зонтхаймер, Гюнтер-Дитц (1990). «Бог как царь для всех: санскритский Малхари Махатмья и его контекст» . В Гансе Баккере (ред.). История священных мест Индии в отражении в традиционной литературе . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-09318-8 . стр.118
- ^ Зонтхаймер, Гюнтер-Дитц (1989). «Между призраком и Богом: Народное божество Декана» . В Хилтебайтеле, Альф (ред.). Преступные боги и приверженцы демонов: очерки хранителей популярного индуизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 332. ИСБН 978-0-88706-981-9 .
- ^ Матчетт 2001 , с. 63: «Между Самкаршаной/Шешей и Шивой существуют прочные связи, так что нетрудно увидеть в этом бледном спутнике темного Кришны напоминание о равенстве Шивы с Вишну, хотя Вишну по-прежнему лидирует».
- ^ Падма-Пурана: Часть IX . Дели: Мотилал Банарсидасс. 1956. стр. 3164–3165.
Господь Вишну занял его место в яйце. Затем, сосредоточив свой ум на высшем духе, Брахма медитировал на Вишну. В конце медитации у него на лбу выступила капля пота. Эта капля, по форме напоминающая пузырь, через мгновение упала на землю. О ты с прекрасным лицом, я, имеющий три глаза, трезубец и украшенный макушкой спутанных волос, родился из этого пузыря. Со скромностью я спросил господина богов: «Что мне делать?» Тогда Бог Вишну с радостью так сказал мне: «О Рудра, ты устроишь свирепое на вид разрушение мира, (после) того, что на самом деле являешься (моей) долей, а именно Самкаршана, о ты с прекрасным лицом. "
- ^ Махалик, Эр. Ниракар (2010). «Господь Баларама» (PDF) . Обзор Ориссы .
Итак, Баларама стал (Бала+Дева) Баладевой. Кришна и Баларама считаются Хари и Хара. Здесь Баларама считается Господом Шивой. Шива помогает Вишну в каждом воплощении, как Рама-Лакшман в Трета-югу . В Двапара-югу это Кришна-Баларама, а в Кали-югу — Джаганнатх и Балабхадра.
- ^ Паттанаик, Девдутт (2010). «Старший Брат Божий» . Девдутт . Архивировано из оригинала 20 июня 2019 г. Проверено 4 августа 2017 г.
Некоторые говорят, что Кришна — это Вишну, Баларама — это Шива, а Субхадра — это Деви, таким образом, трое братьев и сестер представляют три основные школы индуистского теизма: вайшнавов, шайвов и шактов.
- ^ Донигер, Венди (2010). Индусы: Альтернативная история . Издательство Оксфордского университета. п. 508.
Боги пожаловались Шиве, что Вишну ради них вошел в тело Будды на земле, но теперь ненавистники религии, презирающие брахманов и дхарму класса и ступени жизни, наполнили землю. «Ни один человек не совершает ритуала, поскольку все стали еретиками — буддисты, капалики и так далее — и поэтому мы не едим никаких подношений». Шива согласился воплотиться в образе Шанкары, чтобы восстановить Ведическую дхарму, которая делает вселенную счастливой, и уничтожить злое поведение.
- ^ СС Капур и МК Капур (2009), Композиция 10, Рудра Автар , Дасам Грант , Хемкунт, ISBN 9788170103257 , стр. 17
- ^ Браун, Чивер Маккензи (1990). Триумф богини: канонические модели и богословские видения Деви-Бхагавата-пураны . СУНИ Пресс. п. 32. ISBN 978-0-7914-0363-1 .
- ^ Браун, Чивер Маккензи (1998). Деви Гита: песня Богини . СУНИ Пресс. п. 272. ИСБН 978-0-7914-3940-1 . стихи 9.22cd-23ab
- ^ Браун, с. 270.
- ^ Кинсли, Дэвид (1987, переиздание 2005 г.). Индуистские богини: видения божественной женственности в индуистской религиозной традиции , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0394-9 , стр.35
- ^ Капур, С.С. Дасам Грант . Хемкунт Пресс. стр. 16. ISBN 9788170103257 . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ «Шесть столпов индийской философии: Кхат Аватар» , научный монах , дата обращения 21 апреля 2023 г.
- ^ Сканда-Пурана: Часть XVII . Дели: Мотилал Банарсидасс. 2002. с. 130.
Увидев его (Брахмы) аберрацию на алтаре во время свадьбы, Шамбху проклял его. Затем он родился как Ягьявалкья. Сакалья нанял Ягьявалкью в королевском дворце для проведения обрядов Шанти.
- ^ Граймс, Джон А. (1995). Ганапати: песня о себе . СУНИ Пресс . п. 105. ИСБН 978-0-7914-2439-1 .
- ^ Граймс, стр. 100–105.
- ^ Филлис Гранофф, « Ганеша как метафора », в книге Роберта Л. Брауна (ред.) Ганеш: Исследования азиатского бога, стр. 94–5, примечание 2. ISBN 0-7914-0657-1
- ^ «Изучение Джулелала – символа межконфессиональной гармонии в Синде» . «Экспресс Трибьюн» . Карачи. 8 ноября 2018 года . Проверено 30 января 2020 г.
Общая библиография
- Коулман, Т. (2011). «Аватара» . Оксфордские онлайн-библиографии: Индуизм . дои : 10.1093/обо/9780195399318-0009 . Краткое введение и библиография источников об Аватаре .
- Даниэлу, Ален (1991) [1964]. Мифы и боги Индии . Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции. стр. 164–187. ISBN 0-89281-354-7 .
- Хакер, Пол (1978). «О развитии теории аватара». В Шмитхаузене, Ламберт (ред.). Мелкие шрифты . Публикации Фонда Глазенапп (книга 15) (на немецком языке). Висбаден: Отто Харрассовиц. ISBN 978-3447048606 .
- Лохтефельд, Джеймс (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Vol. 1 и 2 . Розен Паблишинг. ISBN 978-0-8239-2287-1 .
- Мэтчетт, Фреда (2001). Кришна, Господь или Аватара?: Отношения между Кришной и Вишну . Рутледж. ISBN 978-0-7007-1281-6 .
- Шет, Ноэль (январь 2002 г.). «Индуистский аватара и христианское воплощение: сравнение». Философия Востока и Запада . 52 (1): 98–125. дои : 10.1353/pew.2002.0005 . JSTOR 1400135 . S2CID 170278631 .