Шарабха

Шарабха ( санскрит : शरभ , Śarabha ) или Сарабха — восьминогое божество, полулев и полуптица в индуистской религии , которое описывается как более могущественное, чем лев или слон, обладающее способностью очистить долину одним прыжком. в санскритской литературе . В более поздней литературе Шарабха описывается как восьминогий олень. [ 1 ] [ 2 ]
Священные писания Шайва повествуют, что божество Шива приняло форму Шарабхи, чтобы усмирить Нарасимху - свирепого человеко-льва-аватара Вишну, которому поклонялись секты вайшнавов . Эта форма широко известна как Шарабхешвара («Господь Шарабха») или Шарабхешварамурти . [ 3 ] Вайшнавы опровергают изображение Нарасимхи как уничтоженного Шивой-Шарабхой и считают Шарабху именем Вишну. Некоторые вайшнавские писания, такие как « Нарасимха-пурана», предполагают, что Вишну принял форму свирепой двуглавой птицы Гандабхерунды , которая, в свою очередь, победила Шарабху. [ 4 ]
В буддизме Шарабха появляется в «Сказках Джатаки» как более раннее рождение Будды . Он также появляется в тибетском буддийском искусстве, символизируя совершенство усилия. Как фигура силы и величия Шарабха появлялась на многочисленных эмблемах.
Развитие и иконография
[ редактировать ]В ранней санскритской литературе Шарабха первоначально описывается как агрессивный зверь, который рычал и пугал других животных на холмах и в лесных районах. В более позднем индуистском эпосе «Махабхарата» Шарабха описывался как существо с восемью ногами и глазами наверху, убивающее львов; живущие в лесу и питающиеся сырым мясом. Он также упоминается как обитающий на горе Краунча , но не как монстр. По другому рассказу, Шарабха — это обычный зверь, обитающий вместе со львами и тиграми на горе Гандхамадана . Эпос также включает Шарабху в список съедобных животных - мригаджати - группы животных, состоящей из антилопы, оленя, зайца, медведя, оленя руру, самбара, гаяла, кабана и буйвола, - которые предлагались гостям как часть еды на ужине. . Шарабха появляется прежде всего как воплощение бога Шивы , как имя царя обезьян в эпосе Рамаяна , а также как собственное имя героев и змей -нагов и одно из имен бога Вишну , а также Будды . Сравнения в санскритской литературе сравнивают воинов с Шарабхой. [ 5 ] [ 6 ] Определяя экологическую тему индуистской медицины, связанную с джунглями и ароматом мяса, Шарабха также был указан среди оленей, уроженцев Кашмира, в комментарии Далханы XII века к Сушрута Самхите . Однако объясненные черты лица относятся к восьминогому животному размером с верблюда с огромными рогами, предположительно большому гималайскому козлу. [ 7 ]
воплощение Шивы
[ редактировать ]В пуранической литературе Шарабха связана с богом Шивой и воплощается для подавления яростных проявлений Вишну. Легенда о Шарабхе, сражающейся с Нарасимхой - формой Вишну в человеко-льве - выдвигает на передний план открытое соперничество между преданными Вишну ( секта вайшнавов ) и преданными Шивы ( секта Шайва ), что обнажает аспект ожесточенных дебатов. [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ] Шива -пурана описывает Шарабху как львинолицую, со спутанными волосами, крыльями, восемью ногами и тысячей рук. [ 1 ] [ 10 ] Шарабха -упанишада изображает Шарабху с двумя головами, двумя крыльями, восемью ногами льва с острыми когтями и длинным хвостом. [ 11 ] Калика Пурана описывает Шарабху как черного цвета, с четырьмя ногами вниз и четырьмя поднятыми ногами, с огромным телом. У него также длинное лицо и нос, ногти, восемь ног, восемь бивней, пучок грив и длинный хвост. Он неоднократно высоко прыгает, издавая громкий крик. [ 9 ] [ 12 ]
Иконография Шарабхешварамурти (Шива как Шарабха) конкретно определена в таких текстах, как Камикагама и Шритаттванидхи . В «Камикагаме » Шарабха описана в виде птицы золотистого цвета, с двумя поднятыми крыльями, двумя красными глазами, четырьмя ногами в виде льва, касающимися земли, четырьмя ногами с когтями вверх и со звериным хвостом. Верхняя часть тела изображена в виде человека, но с лицом льва с орнаментированной короной; Также изображены боковые бивни, создающие устрашающее зрелище. На нем также изображен Нарасимха под ногами Шарабхи в виде человека с лицом льва и анджали (молитвенный жест со сложенными руками). [ 13 ] (См. изображение информационного окна)
В Шритаттванидхи Шарабхешварамурти предписано изображение тридцати рук; руки справа должны держать молнию , мушти, абхайю, чакру (диск), шакти, посох , стрекало , меч, кхатвангу , топор , акшамалу , кость, лук, мусала и огонь; и левые руки, чтобы показать петлю, вараду, булаву , стрелу, флаг и другой тип меча, змею, цветок лотоса, чашу из черепа , пустаку, плуг и мрудангу, при этом одна рука обнимает Дургу . Считается, что эта форма приносит удачу, излечивает все болезни и уничтожает всех врагов. [ 14 ]
Династия Чола в Тамилнаде особенно благосклонно относилась к верованиям секты Шайва. Говорят, что во время их правления особенно проявился сектантский аспект. Это очевидно из четырех изображений Шарабхи, самое раннее из которых находится в храме Викрамсолишварам недалеко от Кумбаконама, построенном Викрамой Чолой (1118–1135 гг.). Другие изображения находятся в Дарасурам и храме , Кампахарешварар в Тирубуванаме построенном правителем Чола Кулоттунга Чола III , где изображение Шарабхи находится в отдельном святилище. [ 15 ]
Скульптура Шарбешварамурти в храме Трибхуванам, храме Шивы в районе Танджор , в Тамил Наду , изображена с тремя ногами, телом и лицом льва и хвостом. У него четыре человеческие руки: правая верхняя рука держит топор, петля – в нижней правой руке, олень – в верхней левой руке, а огонь – в нижней левой руке. Нарасимха изображен с восемью руками, сдирающим кожу и борющимся под ногами Шарбешварамурти. [ 16 ] В храме Айраватешвары в Дарасураме есть редкое изображение периода Чола из черного базальта, изображающее Шиву в образе Шарабхи. Его обожествляют в эксклюзивном маленьком святилище как наполовину человека, зверя и птицу, уничтожая воплощение человека-льва Вишну, Нарасимху. Это подчеркивает враждебность между сектами шиваитов и вайшнавов. [ 17 ] В храме Ченнакешава, Белур , Карнатака, построенном в 1113 году, Гандаберунда , двуликая птица, отождествляемая с Вишну, появляется в резной сцене увечья животных. Первоначально олень становится жертвой большого питона, которого затем поднимает слон, в результате чего лев нападает на слона. Затем показано, как лев пожирает Шарабха, а в последней сцене изображен Гандаберунда, уничтожающий Шарабху. [ 17 ]
В иконографических изображениях мифа о Шиве по отношению к Вишну форма Шарабхи была построена вокруг Нарасимхи, но существенно украшена крыльями, символизирующими Кали и Дургу, для обозначения женских сил ( шакти ) Шивы; Шарабха также изображен с птичьей головой и змеей в клюве. [ 18 ]
В индуистских писаниях
[ редактировать ]В Махабхарате
[ редактировать ]Индуистский эпос «Махабхарата» повествует: собака с помощью риши (мудреца) принимает различные формы животных — от собаки до тигра, затем слона, за которым следуют лев и шарабха — терроризируя всех в обители риши. В конце концов, Шарабха принял еще более жестокую форму. В этой свирепой форме он хотел сожрать риши. Затем риши, рассказывая о процессе изменения в развитии Шарабхи в результате его доброжелательности, проклял Шарабху вернуться к своей первоначальной форме собаки. [ 19 ] Эпос не связывает Шиву с Шарабхой.
Виды Шайвы
[ редактировать ]
Легенда о Шарабхе как воплощении Шивы изложена во многих индуистских писаниях, и каждое из них представляет свою версию, соответствующую религиозным убеждениям. Но один общий рефрен во всех этих изображениях заключается в том, что Шарабха представляет собой сочетание огромного животного-птицы-зверя с огромной силой, проявленной с целью усмирения подобного свирепого аватара Вишну, такого как Нарасимха (человек-лев).
Легенда о Нарасимхе-Шарабхе связана с божествами, принимающими формы мифических животных, чтобы убивать или подчинять друг друга. Вишну принял форму Нарасимхи, чтобы убить Хираньякашипу , царя асуров (демонов), который терроризировал вселенную и был преданным Шивы. [ 1 ] [ 8 ]
В Шива-пуране упоминается: После убийства Хираньякашипу гнев Нарасимхи угрожал миру. По повелению богов Шива послал Вирабхадру сразиться с Нарасимхой. Когда это не удалось, Шива проявился как Шарабха. В Шива-пуране и некоторых пуранах упоминается, что Шарабха напал на Нарасимху и обездвижил его. Таким образом он подавил ужасающую ярость Нарасимхи. [ 20 ] [ 21 ] Также говорят, что Шарабха затем обезглавил и снял кожу с Нарасимхи, чтобы Шива мог носить шкуру и голову льва в качестве одежды. [ 1 ] [ 10 ] [ 22 ] В Линга-пуране и Шарабха-упанишаде также упоминаются нанесение увечий и убийство Нарасимхи. После нанесения увечий Вишну принял свою нормальную форму и удалился в свою обитель, должным образом восславив Шиву. Именно с этого момента Шива стал известен как «Шарабешамурти» или «Симхагнамурти». [ 11 ] [ 22 ]
« Сканда -пурана» рассматривает Нарасимху как просто раздражение, а не угрозу миру, в отличие от того, что было сказано в « Шива-пуране » и « Линга-пуране» . Считалось, что Вишну может навсегда принять свирепую форму Нарасимхи, что нанесет ущерб его божественной роли. Следовательно, цель Шивы-Шарабхи заключалась в том, чтобы Вишну отказался от тела льва и вернулся в свою первоначальную божественную форму. Нарасимха ударил Шарабху своим телом, это Вишну застонал от боли, а не Шарабха, находившаяся в «адамантиновом теле». Именно тогда Вишну понял, что Шарабха — это не кто иной, как Шива, поклонился и похвалил Шарабху. Затем Шива благословляет Вишну и дает ему дар убивать демонов . [ 22 ] Пурана заканчивает историю тем, что боги опасаются, что Шарабха не сможет контролировать свою ярость, и поэтому призывают Шиву отказаться от своей формы Шарабхи. После этого Шива расчленил форму Шарабхи; его конечности были отданы, а его туловище стало Капаликой . [ 23 ] В версии Вамана Пураны Шарабха не имеет преимущества над Нарасимхой, и все заканчивается тем, что Нарасимха снова становится спокойным Вишну, а Шарабха становится лингамом, когда Нарада смотрит на них. [ 22 ] [ 24 ] В одной из версий также упоминается, что Шарабха, покорив Нарасимху, принял свой первоначальный облик льва, скакуна богини Дурги , и вернулся, чтобы отдохнуть у ее ног. [ 20 ]
В «Калика-пуране» Вараха — аватар вепря Вишну — имел любовные связи с богиней земли . Затем он и три его сына-кабана устроили в мире хаос, из-за чего Шиве пришлось принять форму Шарабхи, чтобы убить форму Варахи. Здесь Нарасимха, кажется, помогает Варахе. Шарабха сначала убивает Нарасимху, а затем убивает Вараху, позволяя Вишну вновь поглотить энергии обеих своих форм. [ 9 ] [ 12 ] [ 25 ] Наконец, Шарабха побеждает Вишну. [ 9 ] [ 12 ] [ 25 ] Эта версия истории упоминается в Прапанчасара-тантре. [ 26 ]
Взгляды вайшнавов
[ редактировать ]
Вайшнавы, в том числе ученые Двайты , такие как Виджайендра Тиртха (1514–1593), опровергают изображение Нарасимхи как уничтоженного Шарабхой, поскольку они считают Шайва-пураны тамасическими - и, следовательно, неавторитетными. Опровержение легенды о Шарабхе наряду с десятью другими шиваитскими легендами обсуждается в тексте Виджайендры Тиртхи под названием «
Шайвасарвасваханданам . [ 27 ]
Ватхистабхана -пурана , Виматгира-пурана , Прадхана-пурана , Прахладхасваям-пурана , Бхалукка-пурана и некоторые другие региональные южно-индийские писания повествуют, что Нарасимха принял форму Гандабхерунды (буквально «могучего двуглавого»), более свирепого двуглавое животное-птица, Но Шарабха взревел, а Гандабхерунда был ошеломлен и исчез.
This legend is also featured in the Narasimha Purana.[28]
Есть также упоминание о Шарабхе в « Вишну-сахасранаме» , тысяче имен Вишну, и буквальное значение, кажется, предполагает восхваление Шарабхи (животного, убивающего львов). [ 29 ] Ади Шанкара ссылается на это 356-е имя Вишну Сахасранамы как не упоминающее животное, убивающее льва, и вместо этого интерпретирует это имя следующим образом: «Поскольку Господь сияет в теле как внутреннее Я, Его называют Шарабхой, тогда как тело Сара (скоропортящийся)». [ 30 ]
Нарасимхан Кришнамачари, исследователь философии Вишиштадвайты , утверждает, что имя «Шарабха» интерпретировалось двояко, а именно; первая интерпретация означает «Разрушитель (тех, кто нарушает границы этики)», как это дал Шри-Вайшнавов комментатор Парашара Бхаттар , а вторая интерпретация, как, среди прочего, дано Ади Шанкарой. [ 31 ] Первый основан на санскритском глаголе SR, который означает «ранить, разрушать». [ 31 ] Согласно Ч.В. Радхакришне Шастри, «Сара также относится к стреле, и бренное тело сияет, если оно направлено на Бхагавана , потому что Он сияет в этом теле». [ 31 ]
В буддийских писаниях
[ редактировать ]
В рассказах Джатаки о предыдущих жизнях Будды есть повествование о его рождении как Бодхисаттвы в лесу в образе Шарабхи, восьминогого оленя. Король, пытаясь охотиться на оленя, упал в пропасть вместе со своей лошадью. Олень, вместо того чтобы бросить короля на произвол судьбы, спас его. Король был глубоко тронут таким жестом сострадания и запретил охоту в своей стране. [ 32 ] [ 33 ]
В тибетском буддизме шарабха изображается в виде зверя с козлиной головой и рогами, львиной гривой и конским телом и ногами. Он символизирует решимость, силу и скорость. Иногда его дополнительно изображают с рогами антилопы и когтями орла. Иногда козлиную голову заменяют львиной, конские ноги — львиными, а рога могут быть бараньими. Общей чертой всех изображений является тело лошади. Его часто изображают в виде ездового животного юных дэвов или карликов в Торане – шестиуровневой арке за троном просветления Будды или Бодхисаттвы. Вместе с дэвами они символизируют совершенство усилия (вирья). [ 34 ] [ 35 ]
Как эмблема
[ редактировать ]
Правительство Карнатаки , Университет Майсура и компания Karnataka Soaps and Detergents Limited приняли Шарабху с изменениями в своей эмблеме. [ 36 ] [ 37 ]
В логотипе Karnataka Soaps and Detergents Limited Шарабха изображена в форме тела льва с головой слона, что символизирует добродетели мудрости, мужества и силы. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Паттанаик, Девдутт (2006). Шива Шанкаре расшифровывает фаллический символ . Источник Инда. стр. 123–124. ISBN 978-81-88569-04-5 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ "Правда" . Санскритско-английский словарь Монье Уильямса . п. 1057. Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Варадпанде, Северная Каролина (2000). Мифические арийцы и их вторжение . Книги и книги. стр. 43, 46. ISBN. 978-81-85016-57-3 . Проверено 9 января 2010 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Нараян, Айянгар. Очерки индоарийской мифологии . Азиатские образовательные услуги. п. 252. ИСБН 978-81-206-0140-6 .
- ^ Хопкинс, Э. Уошберн (2008). Эпическая мифология . Энциклопедия индоарийских исследований. стр. 18–19. ISBN 978-1-4437-7716-2 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Михира, Шри Вараха; Бангалор Венката Раман; Б. Лакшминараян Рао (1986). Брихат Джатака из Варахамихиры . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 583.ISBN 978-81-208-1396-0 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Циммерманн, Фрэнсис (1999). Том 4 серии «Альтернативная медицина индийской медицинской традиции» . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 82. ИСБН 978-81-208-1618-3 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Блёртон, Т. Ричард (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. п. 123. ИСБН 978-0-674-39189-5 . Проверено 9 января 2009 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д Рой, День рождения (2002). Бхагавата Пурана . Атлантические издатели и дистрибьюторы. стр. 100-1 93–95. ISBN 978-81-269-0169-2 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Найп, Альф (1989). Альф Хилтебейтель (ред.). Очерки богов-преступников и приверженцев демонов о хранителях популярного индуизма . СУНИ Пресс. п. 153. ИСБН 978-0-88706-981-9 .
- ^ Jump up to: а б Рао, Т.А.Гопинатха (1997). Элементы индуистской иконографии, Том 2 . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 171–173. ISBN 978-81-208-0878-2 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Shastri, Biswanarayan (1994). Kalika purana . Motilal Banarsidass Publ. pp. 25–27. ISBN 978-81-208-1124-9 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Рао, стр. 172–173.
- ^ Рао стр.173
- ^ Смит, Дэвид (2003). Танец Шивы Религия, искусство и поэзия в Южной Индии. Том 7 Кембриджских исследований религиозных традиций . Издательство Кембриджского университета. п. 193. ИСБН 978-0-521-52865-8 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Рао стр.174
- ^ Jump up to: а б «Гандаберунда — двуглавая птица» . Камат Попурри. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 10 января 2010 г.
- ^ Крамриш, Стелла (1994). Присутствие Шивы . Издательство Принстонского университета. п. 436. ИСБН 978-0-691-01930-7 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Гангули, Кисари Мохан (2009). Махабхарата Кришна-двайпаяна Вьясы, Книга-12 . БиблиоБазар, ООО. стр. 347–348. ISBN 978-0-559-13713-6 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Вудрофф, сэр Джон. Гимны Богине . Забытые книги. п. 151. ИСБН 978-1-60620-146-6 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Сойфер, Дебора А. (1991). Мифы о двух аватарах Нарасимхе и Вамане в космологической перспективе . СУНИ Пресс. стр. 90–91. ISBN 978-0-7914-0799-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Филлис Гранофф (2004). «Спасение Спасителя» . В Баккере, Ганс (ред.). Происхождение и рост корпуса пуранических текстов . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 116–131. ISBN 8120820495 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ О'Флаэрти, Венди Донигер (1981). Шива, эротический аскет . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 282–3. ISBN 978-0-19-520250-2 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Гупта, Ананд Сваруп (1968). Вамана Пурана с английским переводом . стр. 178–179.
- ^ Jump up to: а б Фредерик М. Смит (2006). Одержимость собой: божество и одержимость духом в южноазиатской литературе . Издательство Колумбийского университета. стр. 223–4. ISBN 9780231137485 .
- ^ «Прапанчасара Тантра Шанкарачарьи, том 1 - Артур Авалон» .
- ^ Шарма, Б. Н. Кришнамурти (2000). История школы Двайты Веданты и ее литературы с древнейших времен до наших дней . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1575-9 . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ Нараян, Айянгар. Очерки индоарийской мифологии . Азиатские образовательные услуги. п. 252. ИСБН 978-81-206-0140-6 .
- ^ Свами Чинмаянанда , Свами (25 августа 1969 г.). Вишнусахасранама . Миссия Чинмая . п. 107. ИСБН 978-81-7597-245-2 . [ постоянная мертвая ссылка ] Строфа 37, строка 1: «Атулах шарабхах бхимах самаагно хавирхарих сарвалакшаналакшаньях лакшмееваан самитинджайах».
- ^ Тапасьянанда, Свами, Шри Вишну Сахасранама, стр. 91, Ченнаи: Шри Рамакришна Матх. Санскрит и английский, с английским переводом комментария Шри Шанкары Бхагаватпады.
- ^ Jump up to: а б с «Вишнусахсранамам, Том II - Аннотированные комментарии Шри Нарасимхана Кришнамачари» (PDF) . hobilavalli.org . Проверено 21 января 2010 г.
- ^ «Будда Шакьямуни – Джатака (предыдущие жизни)» . Архивировано из оригинала 31 октября 2013 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Эдвард Байлз Коуэлл; сэр Роберт Чалмерс; Уильям Генри Денэм Роуз; Генри Томас Фрэнсис; Роберт Александр Нил (2000). «Сарабха-Мига-Джатака» . В Эдварде Байлсе Коуэлле (ред.). Джатака или истории о прошлых рождениях Будды . Том. 4. Азиатские образовательные услуги. стр. 166–74. ISBN 978-81-206-1469-7 .
- ^ Роберт Бир (2004). Энциклопедия тибетских символов и мотивов . Serindia Publications, Inc., стр. 80, 90. ISBN. 978-1-932476-10-1 .
- ^ Роберт Бир (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Serindia Publications, Inc. с. 259. ИСБН 978-1-932476-03-3 .
- ^ «Гандаберунда — двуглавая птица» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 12 апреля 2007 г.
- ^ «Герб университета» . Университет Майсура. Архивировано из оригинала 27 октября 2013 года . Проверено 10 января 2010 г.
- ^ «Профиль: Шарабха» . Карнатака Саопс энд Детерджентс Лимитед. Архивировано из оригинала 10 июня 2010 года . Проверено 9 января 2010 г.