Храм Кампахешварар, Тирубуванам
Храм Кампахешварар | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Танджавур |
Божество | Кампахешварар ( Шива ) Дхармасамвартини ( Амбал ) |
Расположение | |
Расположение | Тирубуванам |
Состояние | Тамил Наду |
Страна | Индия |
Расположение в Тамил Наду | |
Географические координаты | 10 ° 59'24,1 ″ с.ш. 79 ° 25'59,97 ″ в.д. / 10,990028 ° с.ш. 79,4333250 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Дравидийская архитектура |
Храм Кампахешварар или кампа-хара-ишварар (кампа-харешварар) — индуистский храм, посвященный богу Шиве . Он расположен в Тирубуванаме , деревне в округе Танджавур южноиндийского штата Тамил Наду , на дороге Майиладутурай — Кумбаконам . Шиве поклоняются как «Кампахарешварару», поскольку он устранил дрожь (санскр. Кампа ) царя, которого преследовал Брахмаракшас . Он был построен Кулотунгой Чола III и считается последним из четырех шедевров, построенных в эпоху средневековья Чола .
В храме есть святилище Шарабхи , изображение Шивы , наполовину льва и наполовину птицы в индуистской мифологии , который, согласно санскритской литературе , восьминогий и более могущественный, чем лев или слон, обладающий способностями очистить долину одним прыжком. Храм рассматривается в ряду храма Брихадишвара в Танджавуре , храма Гангайконда Чолапурам и храма Айраватешвара , причем трио образует Великие живые храмы Чола .
Легенда
[ редактировать ]Согласно индуистской легенде, Шива, как полагают, освободил Кампу (трясущуюся) от короля, преследуемого злыми духами, из-за того, что король по ошибке убил брамина . Это привело к появлению имени Кампахарешвара. [ 1 ] Согласно другой легенде, Шива принял эту форму, чтобы утолить ярость Нарасимхи , аватара Вишну. [ 2 ]
Вайппу Сталам
[ редактировать ]Это одна из святынь Вайппу Сталамов, воспетых тамильским шиваитом Наянаром Аппаром . [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]
Согласно надписям, найденным на южной стене храма, святыня была построена королем Чола Кулотунгой Чола III как памятник его успешной кампании в Северной Индии. [ 5 ] Надписи указывают на вклад в строительство святилища Натараджи и мукхамандапы. Некоторые из других храмов, которые фигурируют в надписях, - это храм Натараджи в Чидамбараме , храм Экамбаресварара в Канчипураме , храм Минакши в Мадурае , храм Махалингесварара в Тирувидамарутуре и храм Брихадишвары в Танджавуре . [ 6 ] Надписи в святилище главенствующего божества аналогичны надписям на внешнем гопураме (надвратной башне), что указывает на строительство храма Кулоттунгой-Чоладевой. Хотя неясно, что это за Кулоттунга, ученые относят его к 1176 году нашей эры, что ближе к периоду правления Кулотунги Чола III , который, как полагают, был последним могущественным королем Чола. Есть четыре надписи из Кулотунга Чола шрифтом Грантха. Надпись 189 1907 года на южной стене центрального храма повреждена и упоминает Арья Шри-Соманатху. Надпись 190 на той же стене указывает на строительные работы Кулотунга Чола. 191, у входа во внешнюю гопуру, является копией 190. На той же гопуре надпись 192 указывает на запись о царе Кулотунге Чоле. Есть две надписи на тамильском языке периода Джатавармана Трибуваначакравартина Паракрамы Пандьядева, зарегистрированные Департаментом эпиграфики в 1911 году. Одна из них, 159, регистрирует договор между жителями Трибхуванавирапурам и Куламангаланаду , которые были уркавалами (сторожами) деревни. На той же стене надпись под номером 160 фиксирует аналогичный контракт в присутствии вождя Удайяра Кулашекхарадева. [ 1 ]
Архитектура
[ редактировать ]Храм находится в Тирубуванаме , деревне в округе Танджавур в южноиндийском штате Тамил Наду , на дороге Майиладутурай — Кумбаконам . [ 7 ] Он следует дравидийскому стилю архитектуры. Его вимана чрезвычайно высока по сравнению с другими храмами Южной Индии, построенными в дравидийском стиле. Архитектура храма аналогична архитектуре Большого храма в Танджавуре , храма Айраватешвара в Дарасураме и храмов Гангайконда Чолапурам . Отличительной чертой всех храмов является вимана , сооружение над святилищем, которое выше надвратной башни, что является необычной особенностью тамильских храмов . [ 8 ] В святилище есть отдельная святыня Сарабесварара и металлическая икона того же божества, выполненная в прекрасном художественном стиле. [ 1 ] [ 5 ] Яли , мифическое существо с лицом льва, иначе считающееся символом архитектуры Наяка, имеет самое раннее изображение в искусстве Чола в храме. Храм был построен Кулоттунга Чола III из Поздних Чоласов , который правил между 1176-1218 годами нашей эры 13 века. [ 9 ] Две круглые пилястры с круглыми стержнями на четырех сторонах виманы указывают на древность храма и, возможно, называются Вриттаспутитас в шилпа, текстах таких как Шилпаратна . Эта особенность встречается только в нескольких других храмах, таких как храм Нейядиаппар, Тиллаистанам , храм Тирутталинатар в Тирупутуре , центральная святыня в Мувар Койл в Кодумбалуре , Виджаялая Чолеесварам в Нартхамалае и храм Анантешвара в Удаяркуди. [ 10 ]
Сложный
[ редактировать ]
К храму ведут через пятиъярусный пирамидальный раджагопурам , оригинальное строение, по словам Саркара, принадлежит режиму Кулутонги. Вимана и , святилище над святилищем, имеет осевую форму и такой же высоты, как гопурам . Гопурам храма похож на свои аналоги в храме Тьягараджа, Тируварур , храм Сомешварар, Пажаярай и храм Нагешварасвами в Кумбаконаме , которые относятся к тому же периоду. Главным божеством храма является Шива- лингам в форме Кампахешварара, который находится в центральном святилище.
Существует отдельный храм божества Сарабесварара . [ 11 ] слияние человека, орла и льва, которое, как полагают, избавило дэвов ( после небесных божеств) от ярости Вишну в образе Нарасимхи того, как он убил Хираньякашипу . [ 5 ] Шарбешварамурти изображается с шестью ногами, телом и мордой льва, а также хвостом. У него четыре человеческие руки: топор в правой верхней руке, петля в нижней правой руке, олень в верхней левой руке и огонь в нижней левой руке. Нарасимха изображен с восемью руками, колеблющимся и борющимся под ногами Шарбешварамурти. [ 12 ] В храме также есть скульптуры Шридеви и Бхудеви, супруг Вишну. [ 5 ] Считается, что бронзовое изображение храма Сарабхешвары относится к периоду Кулотунга Чола III . [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Главный вход и Раджагопура
-
Внешняя практика
-
Внутренняя гопура
-
Столбы в мандапе
-
Вимана вид сзади
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Айяр 1993 , стр. 316-320
- ^ В. и Мина (1974). Храмы в Южной Индии (1-е изд.). Канниякумари: Искусство Харикумара. п. 29.
- ^ B.Ma.Jayasenthilathan, Devara Deposits, Издательство Varthamanan, Ченнаи, 2009 г.
- ^ Мувар Тевара Вайппу Талангал, Тирубуванам, 6-51-11
- ^ Перейти обратно: а б с д Туристический путеводитель по Тамилнаду 2007 , с. 71
- ^ Капур, Субодх (2002). Энциклопедия древнеиндийской географии, том 2 . Genesis Publishing Pvt Ltd. с. 656. ИСБН 9788177552997 .
- ^ Каркар, Южная Каролина (2009). Десять лучших храмовых городов Индии . Колкота: Публикация Марка Эйджа. п. 84. ИСБН 978-81-87952-12-1 .
- ^ Раджараджан, РКК (2021 г.). «Лепные изображения Трибхуванама» . История сегодня. Журнал истории и исторической археологии . 22 : 36–45.
- ^ Бранфут, Криспин (2002). « 'Расширяющаяся форма': архитектурная скульптура южноиндийского храма, около 1500-1700 гг.». Искусство Азии 62 (2). Издательство Arts of Asia: 204. doi : 10.2307/3250266 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3250266 . – через JSTOR (требуется подписка)
- ^ Д., Девакунджари (1973). Р., Нагасвами (ред.). Храм Махадевы в Тиллаистханаме (PDF ) Дамилика (Отчет). Том. II. Государственный департамент археологии правительства штата Тамил Наду. п. 44.
- ^ Смит 2003 , с. 193
- ^ Рао стр.174
- ^ Х., Саркар (1974). Храм Кампахешвара в Тирубуванаме (PDF) . Мадрас: Департамент археологии правительства Тамил Наду. п. 9.
Ссылки
[ редактировать ]
- Смит, Дэвид (2003). Танец Шивы: религия, искусство и поэзия в Южной Индии: Том 7 Кембриджских исследований религиозных традиций . Издательство Кембриджского университета. п. 193. ИСБН 0-521-52865-8 . Проверено 15 января 2010 г.
- Айяр, П.В. Джагадиса (1993). Иллюстрированные южноиндийские святыни . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0151-3 .
- Туристический путеводитель по Тамил Наду (2007 г.). Туристический гид по Тамил Наду . Ченнаи: Т. Кришна Пресс. ISBN 978-81-7478-177-2 .
- Рао, Т.А.Гопинатха (1997). Элементы индуистской иконографии, Том 2 . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 171–173. ISBN 81-208-0878-9 . Проверено 15 января 2010 г.