Хираньякашипу
Хираньякашипу | |
---|---|
Принадлежность | Асура , Дайтья |
Оружие | Женщина |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Хираньякша (младший брат), Холика (младшая сестра) |
Супруга | Сумукхи и Каядху/Камала |
Дети |
Часть серии о |
индуизм |
---|
Хираньякашипу ( санскрит : हिरण्यकशिपु , IAST : Хираньякашипу , также известный как Хираньякашьяп , был царём дайтьи асуров ) в Пуранах . [ 1 ]
В индуизме младший брат Хираньякашипу, Хираньякша , был убит Варахой ( диким кабаном) аватаром Вишну , . Возмущенный этим, Хираньякашипу решил обрести дар неуязвимости, выполняя тапас, чтобы умилостивить Брахму . После своего покорения трёх миров , [ 2 ] он был убит Нарасимхой ( человеком-львом), аватаром Вишну. [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Хираньякашипу буквально переводится как «золотые волосы» ( hiranya «золото», kashipu «волосы») и часто интерпретируется как изображение того, кто любит богатство и чувственный комфорт. Однако в Пуранах также утверждается, что это имя произошло от золотого трона под названием «Хираньякашипу», на котором или поблизости сидел асура во время жертвоприношения атиратра (сома). [ 4 ]
Легенда
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Согласно «Бхагавата-пуране» , Хираньякашипу и Хираньякша — привратники Вишну Джая и Виджая, рожденные на земле в результате проклятия Четырёх Кумаров . В Сатья-югу Хираньякашипу и Хираньякша, вместе называемые Хираньями родились у Дити (дочери Дакши ) и мудреца Кашьяпы . Говорят, что асуры родились у них в результате их союза во время сумерек, что считалось неблагоприятным временем для такого поступка. [ 5 ]
Тапас
[ редактировать ]После того, как младший брат Хираньякашипу, Хираньякша, был убит руками Вараха- аватара Вишну, Хираньякашипу возненавидел Вишну. Он решил убить его, получив дар неуязвимости от Брахмы.
Поначалу казалось, что это сработало, как и планировалось: Брахма остался доволен тапасом Хираньякашипу. [ 6 ] Брахма предстал перед Хираньякашипу и предложил ему дар по его выбору. Но когда Хираньякашипу попросил бессмертия, Брахма отказался. Затем Хираньякашипу обратился со следующей просьбой:
О мой господин, о лучший из дарующих благословения, если ты милостиво даруешь мне благословение, которого я желаю, пожалуйста, позволь мне не встретить смерть ни от одного из живых существ, созданных тобой.
Даруй мне, чтобы я не умер ни в каком жилище, ни вне какого-либо жилища, днем или ночью, ни на земле, ни на небе. Даруй мне, чтобы моя смерть не была принесена ни одним созданным Тобою существом, ни каким оружием, ни каким человеком или животным.
Даруй мне, чтобы я не встретил смерти ни от какого существа, живого или неживого. Даруй мне далее, чтобы меня не убил ни полубог, ни демон, ни какая-нибудь великая змея с нижних планет. Поскольку никто не может убить вас на поле боя, у вас нет конкурентов. Поэтому даруй мне благословение, чтобы и у меня не было соперника. Дай мне единоличное господство над всеми живыми существами и правящими божествами и дай мне всю славу, полученную этим положением. Более того, дай мне все мистические силы, достигнутые долгими аскезами и практикой йоги, ибо их нельзя потерять никогда. [ 7 ]
В других Пуранах дано множество вариантов этого блага. В Шива-пуране упоминается, что Хираньякашипу спросил Брахму, что он будет неуязвим для сухого или мокрого оружия, молний, гор, деревьев и ракет или любого другого оружия. В Вайю-пуране упоминается, что Хираньякашипу просил быть настолько могущественным, что только Вишну мог убить его. Другие варианты включают в себя отказ от убийства каким-либо живым существом ни днем, ни ночью, ни сверху, ни снизу. [ нужна ссылка ]
В разделе 14 « Анушасана Парва Махабхараты » мудрец Упаманью кратко упомянул Кришне , что Хираньякашипу также совершал тапас, чтобы умилостивить Шиву . [ 8 ] Шива даровал Хираньякашипу благо, заключающееся в том, что он будет обладать непревзойденным боевым мастерством, превосходящим мастерством в использовании лука и другого оружия, а также силами всех богов, включая Индру , Яму , Куберу , Сурью , Агни , Ваю , Сому и Варуна . [ нужна ссылка ]
Благодаря этим двум благам Хираньякашипу стал настолько могущественным, что смог потрясти Гималаи до самых корней. Однажды Равана попытался поднять серьги Хираньякашипу, но не смог этого сделать, потому что они были очень тяжелыми. [ нужна ссылка ]
Хираньякашипу почувствовал себя непобедимым и завоевал три мира , заняв трон Индры . [ 9 ] Согласно «Сканда-пуране» , Хираньякашипу правил вселенной 107,28 миллиона лет. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]Пока Хираньякашипу совершал тапас, чтобы получить эти блага, Индра и другие дэвы напали на его дом. [ 10 ] воспользовавшись этой возможностью в его отсутствие. В этот момент божественный мудрец Нарада вмешался, чтобы защитить жену Хираньякашипу Каядху. [ 11 ] которого он назвал «безгрешным». [ 12 ] Нарада взял Каядху под свою опеку, и пока она находилась под его руководством, ее будущий ребенок (сын Хираньякашипу) Прахлада попал под влияние трансцендентных наставлений мудреца еще в утробе матери. Позже, будучи ребенком, Прахлад начал пожинать плоды предродового обучения Нарады и постепенно, к большому огорчению своего отца, стал признанным преданным последователем Вишну. [ 13 ]
Хираньякашипу в конце концов настолько рассердился и расстроился из-за преданности своего сына Вишну (в котором он считал своего заклятого врага), что решил убить его. [ 14 ] но каждый раз, когда Прахлад пытался убить мальчика, его защищала мистическая сила Вишну. Когда его спросили, Прахлад отказался признать своего отца верховным повелителем вселенной и заявил, что Вишну всепроникающ и вездесущ. На что Хираньякашипу указывает на ближайшую колонну и спрашивает, находится ли в ней «его Вишну»:
«О несчастнейший Прахлада, ты всегда описывал высшее существо, кроме меня, высшее существо, которое выше всего, которое управляет всеми и которое всепроникающе. Но где Он? Если Он повсюду, тогда почему Его нет передо мной в этом столбе?» [ 15 ]
Тогда Прахлада ответил: «Он находится в колонне, так же, как он находится в малейшей пыли». Хираньякашипу, не в силах сдержать гнев, разбил столб булавой. Послышался шумный звук, и Вишну в образе Нарасимхи появился из сломанной колонны и двинулся, чтобы атаковать Хираньякашипу, защищая Прахладу.
Нарасимха появился при идеальных обстоятельствах, которые позволили ему убить царя асур. Хираньякашипу не мог быть убит человеком, дэвом или животным, но Нарасимха не был никем из них, поскольку он был воплощением, наполовину человеком, наполовину животным. Он напал на Хираньякашипу в сумерках (когда сейчас ни день, ни ночь) на пороге двора (ни в помещении, ни на открытом воздухе) и поместил асуру ему на бедра (ни на землю, ни в воздух). Используя свои когти (ни живое, ни неживое существо), он выпотрошил и убил асуру. [ 16 ]
Даже после смерти Хираньякашипу ни один из присутствовавших богов и полубогов не смог успокоить ярость Нарасимхи. Итак, все боги и богини призвали его супругу, богиню Лакшми , но она тоже не смогла этого сделать. Затем по просьбе Брахмы Прахлада представили Нарасимхе, который наконец успокоился молитвами своего преданного. [ 17 ]
Холи
[ редактировать ]Одной из попыток Хираньякашипу убить своего сына Прахладу было заставить его сесть на горящий костер вместе со своей тетей Холикой . У Холики было особое дар, который не позволял ей пострадать от огня. Прахлада повторял имя Вишну, и в битве добра со злом Холика сгорела, но с Прахладой ничего не случилось. Выживание Прахлады отмечается в индуизме как праздник Холи . [ 18 ] [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Воспитание духовности детей и подростков: взгляд на мировые религиозные традиции, с. 20, Карен-Мари Юст, Остре Н. Джонсон, Сэнди Айзенберг Сассо, Роуман и Литтлфилд
- ^ Хадсон, Д. Деннис (25 сентября 2008 г.). Тело Бога: Императорский дворец Кришны в Канчипураме восьмого века . Издательство Оксфордского университета, США. п. 185. ИСБН 978-0-19-536922-9 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 734.
- ^ Г.В.Тагаре (1958). Брахманда Пурана — английский перевод — часть 2 из 5 . стр. 426 (5,4-5).
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 314 . ISBN 0-8426-0822-2 .
- ↑ Bhag-P 7.4.1. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine. «Господь Брахма был очень доволен аскезами Хираньякашипу, которые было трудно выполнять».
- ↑ Bhag-P, Canto 7. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine 7.3.35–38.
- ^ Валмики; Вьяса (19 мая 2018 г.). Дельфийский сборник санскритских эпосов (иллюстрированный) . Делфи Классика. п. 7772. ISBN 978-1-78656-128-2 .
- ^ www.wisdomlib.org (29 июня 2012 г.). «Хираньякашипу, Хираньякашипу, Хиранья-кашипу: 14 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ↑ Bhag-P 7.7.6. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine «Победоносные полубоги разграбили дворец Хираньякашипу, царя демонов, и разрушили все в нем. Затем Индра, царь небес, арестовал мою мать, царицу. "
- ^ «Шримад Бхагаватам Песнь 7, Глава 7» . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 13 августа 2008 г. «Когда Хираньякашипу покинул свое царство и отправился на гору, известную как Мандаракала, чтобы совершить суровую аскезу, все демоны рассеялись. Жена Хираньякашипу, Каядху (Лилавати), была в то время беременна».
- ↑ Bhag-P 7.7.8. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine. «Нарада Муни сказал: О Индра, царь полубогов, эта женщина определенно безгрешна. Тебе не следует тащить ее таким безжалостным способом. О очень удачливый, эта целомудренная женщина — жена другого. Ты должен немедленно освободить ее».
- ↑ Bhag-P 7.8.6. Архивировано 8 декабря 2012 г. на Wayback Machine.
- ↑ Bhag-P 7.8.3–4. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine. «Таким образом, он наконец решил убить своего сына Прахладу. Хираньякашипу по своей природе был очень жестоким и, чувствуя себя оскорбленным, начал шипеть, как змея, которую растоптала чья-то нога. ."
- ↑ Bhag-P 7.8.12. Архивировано 26 сентября 2013 г. на Wayback Machine.
- ↑ Bhag-P 7.8.29. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine. «Господь Нрисимхадева поместил демона себе на колени, поддерживая его своими бедрами, и в дверях зала собраний Господь очень легко разорвал демона на куски с помощью ногти руки Его».
- ↑ Bhag-P 7.9. Архивировано 8 декабря 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ «Холика Дахан 2019 — Информация, история Мухурата и Прахлада» . Фастрид . 21 декабря 2016 г.
- ^ «Легенда о Холике и Прахладе, правдивая история Холики и Прахлада» .