Акродха
Часть серии о |
индуизм |
---|
Акродха ( санскрит : अक्रोध ) буквально означает «свободный от гнева». [1] Это важная добродетель в индийской философии и индуистской этике . [2]
Этимология
[ редактировать ]Акродха - это слово, образованное санскритским префиксом а ( санскрит : अ ; «без», «не») и термином кродха ( санскрит : क्रोध ; «гнев»), [3] что означает «без гнева».
Родственное слово — акродхах ( санскрит : अक्रोध ), что также означает «отсутствие гнева». [1]
Обсуждение
[ редактировать ]Акродха считается добродетелью и желательной этической ценностью в индуизме . отсутствует Когда есть причина гнева, но, тем не менее, гнев , это не-гнев или акродха . [4] Отсутствие гнева ( акродха ) означает спокойствие, даже когда вас оскорбляют или упрекают, или несмотря на серьезную провокацию. Акродха не означает отсутствие причин гнева, это означает не сердиться и сохранять ровный, спокойный характер, несмотря на обстоятельства. [5]
Кродха («гнев») — это чрезмерное умственное смятение из-за препятствий, мешающих удовлетворению какого-либо желания; это проявление качества тамаса (темного, негативного, разрушительного), нежелательного психологического состояния. [6] Противоположностью кродхи является акродха : продуктивное, позитивное и конструктивное состояние.
Ух ты [ нужны разъяснения ] утверждает, что акродха необходима для мира и счастья, которое представляет собой состояние удовлетворенности ( сантуштах ), при котором нет злобы или зависти ( адвестах ), отсутствия гнева ( акродхах ) и отсутствия насилия ( ахимса ). [7] Дхарма опирается на акродху , потому что она создает атмосферу безмятежности, рациональный принцип жизни, и потому что это моральная добродетель, вдохновленная любовью. [8]
Литература
[ редактировать ]По мнению ведических мудрецов, когда работа становится похожей на яджну (церемонию поклонения), эффект от этой работы трансформируется в апурву , то есть она становится чем-то уникальным, беспрецедентным и дающим силы. Напротив, гнев затуманивает разум, что приводит к утрате различия между добром и злом, добродетелью и пороком. Когда способность различать разрушена, человек теряет самотождественность и внутреннее благо исчезает. Освободившись от гнева, человек достигает состояния апурвы . [9]
Упанишады
[ редактировать ]Нарадапаривраджака -упанишада описывает природу акродхи для человека, стремящегося к самопознанию и освобождению ( кайвалья следующим образом ):
Все жестокие слова следует терпеть. Ни к кому нельзя относиться неуважительно. Никакой гнев не должен быть направлен на того, кто злится. Следует говорить только мягкие слова, даже если кто-то сильно тянет их за собой.
- Нарада Паривраджака Упанишад , Атхарва Веда, [10]
Акродха , утверждает Маникам [ нужны разъяснения ] , [11] связано с концепцией сахья (санскрит: सह्य ) в Упанишадах . Сахья означает, в зависимости от контекста, «терпеть», «терпеть», «терпеть» и «терпеть». [11] Сахья считается этической ценностью в индуизме, а не из-за слабости реагировать. [ нужны разъяснения ] , а ради Высшей Истины . Это свойство, благодаря которому человек охотно переносит все неприятное, чтобы «победить» противника или что-то оскорбительное, стремясь удержать Истину, чтобы достичь единства с Брахманом , Высшей Истиной. Эта выносливость, это стремление победить противников посредством акродхи и ахимсы — это конструктивный путь достижения Истины. [11]
Эпосы
[ редактировать ]Индуистский эпос «Махабхарата» неоднократно подчеркивает достоинство акродхи . Например, в Ади Парве говорится: [12]
Если вас обидели, вы не должны причинять вред в ответ. Гнев человека, если его не подавить, сжигает самого себя; если его подчинить, он обеспечит добродетели творцам добрых дел. Никогда не следует причинять другим боль жестокими словами. Никогда не побеждайте своих врагов подлыми средствами. Никогда не произноси греховных и обжигающих слов, которые могут причинить боль другим.
- Махабхарата, Ади Парва, глава LXXXVII, стихи 7–8, [12]
В Вана Парве утверждает Махабхарата : [13]
Гнев является в этом мире корнем разрушения человечества. Гневный человек совершает грех; разгневанный человек убивает своего наставника; сердитый человек оскорбляет резкими словами. Гневный человек не может различить, что ему следует и что не следует говорить; нет ничего, что не мог бы сказать или сделать разгневанный человек. В гневе человек может убить того, кого убивать не следует, и поклоняться тому, кого следует убить; разгневанный человек может даже отправить себя в обитель Ямы . Глядя на это зло, необходимо победить гнев.
- Махабхарата, Вана Парва, глава XXIX, стихи 3–7, [13]
В Шанти Парве утверждает Махабхарата : [14]
Тот йогин, который свободен от привязанностей и гордости, который превосходит все пары противоположностей, таких как удовольствие и боль, который никогда не уступает место гневу или ненависти, который никогда не говорит неправды, который, хотя его оклеветали или ударили, все же проявляет дружбу к клеветнику или нападающий, который никогда не думает причинить зло другим, который сдерживает этих троих, а именно. речь, действия и ум, и тот, кто ведет себя одинаково по отношению ко всем существам, преуспевает в приближении к Брахману (истинному «я»).
- Махабхарата, Шанти Парва, глава CCXXXVI, [14]
Бхагавад -гита (шлоки XVI.1–3) в Махабхарате дает список двадцати шести божественных качеств, начиная с абхайям («бесстрашие») и саттва-сансуддхих («чистота ума») и заканчивая адрохой («выносливостью ума»). вражда ни к кому») и наатимаанита («отсутствие высокомерия»), включая акродху : [15]
- Бесстрашие, чистота Саттвы и установление знаний и йоги.
- Благотворительность, сдержанность, жертвоприношения, изучение Вед, аскетизм и праведность.
- Ненасилие, истина, гнев, отречение , мир и ненасилие.
- Сострадание к существам, отсутствие жадности, мягкость, скромность, непостоянство.
- Блеск, прощение, терпение, чистота, предательство, а не высокомерие.
- Они становятся божественным богатством рожденных, о Бхарата.
Дхармашастра
[ редактировать ]Ману включил акродху в число десяти основных добродетелей. Апастамбхадхармасутра (I.iii.22) гласит , что ученик не должен гневаться и что домохозяин воздерживается от гнева, а также от действий или слов, которые могли бы спровоцировать гнев кого-то другого (II.xviii.2). Баудхаянадхармасутра (I.xv.30) требует , чтобы домовладелец никогда не гневался, а Гаутамдхармасутра (II.13) советует ему не злиться. Вашиштадхармасутра (IV.4) утверждает , что воздержание от гнева является такой же добродетелью, как правдивость или милосердие. [16]
Ману упоминает десять Дхарма-лакшан , акродха — одна из этих лакшан (атрибут, признак дхармического человека). Остальные девять: дхрити (терпение), кшама (прощение), дамах (воздержание), астея (не воровство), шаучам (чистота), индрияйграха (свобода от чувственных жажд), дхи (разум), видья (знание), и сатьям (истина). [17]
Шиваизм
[ редактировать ]Шиваитское , учение считает четыре ямы для аскета Пашупаты который мажет свое тело бхасамом . Эти четыре ямы — непричинение вреда, целомудрие, правдивость и отказ от воровства; ниямы апрамада состоят из нераздражительности ( акродха ), внимательности к учителям, чистоты, легкости питания и осторожности ( ) . Акродха – добродетель. [18]
Универсализм
[ редактировать ]Индуизм и буддизм предлагают десять свобод, необходимых для хорошей жизни. [19] Это – Ахимса («свобода от насилия»), Астея («свобода от нужды, воровства»), Апариграха («свобода от эксплуатации»), Амритава («свобода от ранней смерти») и Арогья («свобода от болезней»). , Акродха («свобода гнева»), Джняна или Видья («свобода от невежества»), Правритти («свобода совести»), Абхая («свобода от страха») и Дхрити («свобода от разочарования и отчаяния»). [19]
См. также
[ редактировать ]- Ахимса – древнеиндийский принцип ненасилия.
- Арджава - индуистская философская концепция.
- Астея – отказ от воровства, добродетель в индийских религиях.
- Брахмачарья – Мотивированное воздержание от мирских удовольствий.
- Дана - концепция благотворительности в буддизме, индуизме и джайнизме.
- Дайя – движимая или мотивированная помогать другим.
- Дхрити – Яма (этическое правило) в индуизме.
- Кшама – отказ или прекращение негодования, негодования или гнева.
- Митахара – концепция в индийской философии
- Сатья - санскритское слово и добродетель в индийских религиях.
- Шауча – чистота в индийских религиях и йоге.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «акродха» . Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса .
- ^ Мохапатра, Амуля; Мохапатра, Биджая (1993). Индуизм: аналитическое исследование . Публикации Миттала. п. 40. ИСБН 978-81-7099-388-9 .
- ^ «кродха» . Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса .
- ^ Гупта, Шанти Сваруп (1992). Комплексный план развития Индии . Концептуальное издательство. п. 72. ИСБН 9788170224112 .
- ^ Бхагавад Гита . Перевод Сингха, Дхармдео. Люмина Пресс. п. 69. ИСБН 9781605948775 .
- ^ Ананд, Пушпа (2000). Шримад Бхагавад Гита . Публикации Арпаны. стр. 874–875. ISBN 9788186338322 .
- ^ Бхавук, Дхарм (2011). Духовность и индийская психология . Спрингер. п. 138. ИСБН 978-1-4419-8109-7 .
- ^ Мохапатра, Амуля (1993). Индуизм: аналитическое исследование . Публикации Миттала. стр. 40–41. ISBN 9788170993889 .
- ^ Банси Пандит (2001). Индуистский разум . Книги Нью Эйдж. п. 142. ИСБН 9788178220079 .
- ^ Тридцать малых упанишад . Перевод Айяра К. Нараянасвами. Мадрас: Анни Безант в V̇asantā Press. 1914. стр. 138–140. ОСЛК 23013613 .
- ^ Перейти обратно: а б с Маникам, Л. Сэм С. (2004). «Сахья: концепция индийской философской психологии и ее современная актуальность» (PDF) . В Джоши, Кирит; Корнелиссен, Маттейс (ред.). Сознание, индийская психология и йога . Нью-Дели: Проект истории индийской науки, философии и культуры. стр. 426–435. ISBN 978-81-87586-17-3 . OCLC 466687885 .
- ^ Перейти обратно: а б «Самбхава Парва LXXXVII». Махабхарата . Перевод Датта, Миннесота, Калькутта, напечатано Х.К. Дассом. 1895. с. 129 .
- ^ Перейти обратно: а б «Арджунабхигамана Парва XXIX» Махабхарата . Перевод Датта, Миннесота, Калькутта, напечатано Х.К. Дассом. 1895. с. 41 .
- ^ Перейти обратно: а б «Канти Парва CCXXXVI». Махабхарата . Перевод Датта, Миннесота, с. 260 .
- ^ Гояндака, Джаядаял (2013). Шримадбхагавадгита Таттвавивечани . Горакхпур: Гита Пресс. стр. 621–623.
Цитата: Ненасилие в мыслях, словах и поступках, правдивость и доброжелательность речи, отсутствие гнева даже по провокации , отказ от действия в отношении действий, спокойствие или душевное спокойствие, воздержание от злонамеренных сплетен, сострадание ко всем существам, отсутствие привязанности. к объектам чувств даже во время их соприкосновения с чувствами — кротость, чувство стыда за нарушение писаний или обычаев и воздержание от легкомысленных занятий; (XVI.2)
- ^ Раджендра Прасад (2008). Концептуально-аналитическое исследование классической индийской философии морали . Концептуальное издательство. п. 319. ИСБН 9788180695445 .
- ^ Рао, Каранам Нагараджа; Кишор, Кришна (2014). «Дхармическое образование: панацея от социального зла в развивающихся странах» (PDF) . Электронный журнал деловой этики и организационных исследований . 19 (2): 4–8.
- ^ Сурендранатх Дасгупта (1975). История индийской философии . Том. 5. Мотилал Банарсидасс. п. 134. ИСБН 9788120804166 .
- ^ Перейти обратно: а б Мишлин Ишай (2 июня 2008 г.). История прав человека . Издательство Калифорнийского университета. п. 20. ISBN 9780520256415 .