Непривязанность (философия)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2010 г. ) |
Непривязанность , непривязанность или отстраненность — это состояние, в котором человек преодолевает свою эмоциональную привязанность или желание к вещам, людям или мирским заботам и, таким образом, достигает более высокой точки зрения . Это считается мудрой добродетелью и пропагандируется в различных восточных религиях, таких как индуизм , джайнизм , даосизм и буддизм . Это также ключевое понятие христианской духовности (часто называемое греческим термином апатия ), где оно означает отстраненность от мирских объектов и забот.
Важность термина
[ редактировать ]Отстраненность как освобождение от желаний и, следовательно, от страданий является важным принципом или даже идеалом в буддизме , индуизме , джайнизме , стоицизме , даосизме и вере бахаи .
В буддийских и индуистских религиозных текстах противоположное понятие выражается как упадана , что переводится как «привязанность». Привязанность, то есть неспособность практиковать или принять отстраненность, рассматривается как главное препятствие на пути к безмятежной и полноценной жизни. Многие другие духовные традиции отождествляют привязанность с постоянными тревогами и беспокойством, вызванными желаниями и личными амбициями.
Джайнизм
[ редактировать ]Отстраненность — один из высших идеалов джайнизма , наряду с ненасилием . Необладание/непривязанность — один из Махаврат , пяти великих обетов, которые джайнские монахи . соблюдают [1] Отстраненность имеет смысл, если сопровождается знанием себя как души; более того, оно может служить средством достижения самореализации . По словам джайнского святого Шримада Раджчандры , для тех, кто является безжизненным ритуалистом, простое телесное ограничение не помогает в достижении самореализации — отстраненность и другие подобные качества. [ нужны разъяснения ] необходимы. Поэтому он предлагает предпринять такие [ указать ] деятельности, но нельзя там застревать. Без самореализации невозможно избавиться от первопричины рождения и смерти. Таким образом, джайн должен понять и применить непривязанность с целью достижения реализации. Однако он утверждает, что если человек переносит трудности, которые не приводят к уменьшению загрязнения, он отклоняется от пути к освобождению. [2]
Вера Бахаи
[ редактировать ]Ты спросил об отстраненности. Тебе хорошо известно, что под отстранением подразумевается отделение души от всего, кроме Бога. То есть оно заключалось в восхождении к вечному месту, где ничто из того, что можно увидеть между небом и землей, не удерживает искателя от Абсолютной Истины. Другими словами, он не заслоняется от божественной любви или от занятия упоминанием о Боге любовью к какой-либо другой вещи или своим погружением в нее.
Второе определение находится в Словах Мудрости:
Суть непривязанности заключается в том, чтобы человек повернул лицо ко дворам Господа, чтобы войти в Его Присутствие, созерцать Его Лик и стать свидетелем перед Ним.
— Скрижали Бахауллы , с. 155 [ нужна полная цитата ]
буддизм
[ редактировать ]Что касается концепции непривязанности или непривязанности, в буддийских текстах на пали упоминается неккхамма , слово, которое обычно переводится как «отречение». Это слово также более конкретно передает значение «отказаться от мира и вести святую жизнь» или «свободу от похоти, жажды и желаний». [4] [ нужен лучший источник ]
Произведения Миларепы являются каноническими буддийскими текстами Махаяны , которые подчеркивают временную природу физического тела и необходимость непривязанности.
Отстраненность — центральное понятие в философии дзен -буддизма. Одним из наиболее важных технических китайских терминов, обозначающих непривязанность, является « у нянь » ( 無念 ), что буквально означает «отсутствие мыслей». Это означает не буквальное отсутствие мысли, а, скорее, состояние «незапятнанности» ( bù rán 不染 ) мыслью. Следовательно, «отстраненность» — это отстранение от своих мыслей. Это значит детально отделить себя от собственных мыслей и мнений, чтобы не причинить им морального и эмоционального вреда. [5]
христианство
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2023 г. ) |
Восточно-христианское монашество культивировало практику отстраненной бдительности , призванную успокоить страсти и привести к постоянному состоянию спокойной отстраненности, известному как апатия .
В западном христианстве игнатианская духовность поощряет отстраненность, иногда называемую безразличием человека , чтобы максимизировать доступность к Богу и своим соседям.
индуизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2023 г. ) |
Индуистский взгляд на непривязанность исходит из понимания природы существования. Истинное предельное состояние, к которому мы стремимся, — это пребывание в настоящем моменте: хотя человек ответственен и активен, он не беспокоится о прошлом или будущем. Отстраненность направлена на результат своих действий, а не на все в жизни. Эта концепция широко цитируется в пуранической и ведической литературе, например:
Тот, кто выполняет свой долг без привязанностей, отдавая результаты Верховному Господу, не подвержен влиянию греховных действий, как лотос не затрагивается мутной водой.
— Бхагавад Гита 5.10:
Вайрагья – это индуистский термин, который часто переводится как непривязанность.
даосизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2023 г. ) |
Дао Дэ Цзин выражает эту концепцию (в главе 44) следующим образом:
Будьте довольны тем, что у вас есть; радуйтесь тому, как обстоят дела. Когда ты понимаешь, что ничего не хватает, весь мир принадлежит тебе. [6]
Стоицизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2023 г. ) |
Христианская практика отстраненности берет свое начало из древнегреческой философии, в первую очередь стоицизма . По мнению стоиков, апатия , которую можно перевести как «невозмутимость», была качеством, характеризующим мудреца .
В то время как Аристотель утверждал, что добродетель следует искать в золотой середине между избытком и недостатком эмоций ( метриопатея ), стоики считали, что добродетельная жизнь обеспечивает свободу от страстей , что приводит к апатии . Это означало искоренение тенденции эмоционально или эгоистично реагировать на внешние события, на вещи, которые невозможно контролировать. Для стоиков это был оптимально рациональный ответ на мир, поскольку вещи нельзя контролировать, если они вызваны волей других или Природой; контролировать можно только собственную волю. Это не означало потерю чувств или полное оторванность от мира. Стоик, совершающий правильные (добродетельные) суждения и действия в рамках миропорядка, испытывает довольство ( эвдемония ) и добрые чувства ( эвпатия ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шах, Правин К. (19 января 1993 г.). «Пять великих обетов (маха-врат)» .
- ^ Шримад Раджчандра , Атма Сиддхи Шастра
- ^ Бахаулла (1996). «Тот, кто знает себя, познал своего Господа (Ман 'арафа нафсаху факад 'арафа Раббаху)» . Интернет-библиотека бахаи . Перевод Шоги Эффенди; Хуан Коул.
- ^ "запись для 'Некхаммы' " . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 г. Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Хуэй-нэн (1967). Платформенная сутра Шестого Патриарха (PDF) . Перевод Ямпольского, издательство Филипа Б. Колумбийского университета. LCCN 67-11847 .
- ^ Цзы, Лао (июль 2004 г.). Тао Дэ Цзин [ Дао Дэ Цзин ]. Перевод Митчелла, Стивена. ХарперКоллинз. п. 71. ИСБН 9780061807398 .