Упадана
Переводы Упадана | |
---|---|
Английский | цепляние, хватание, привязанность или топливо, материальная причина |
санскрит | Упадана (упадана) |
Есть | упадана |
бирманский | Упадан ( MLCTS : ṵ pà dàɰ̃ ) |
китайский | Выбирать ( Пиньинь : qϔ ) |
японский | Выбирать ( цыганский : шу ) |
кхмерский | Приложение (Упатхан) |
корейский | 取 (взять) ( RR : чуй ) |
сингальский | материалы |
тибетский | получение ( Уайли : len.pa ) |
Тагальский | ᜀᜉᜀᜇᜀᜈᜀ (ападана) |
тайский | предвзятый ( RTGS : упатхан ) |
вьетнамский | 取 (защита) |
Глоссарий буддизма |
Упадана - это слово на санскрите и пали, которое означает «топливо, материальная причина, субстрат, который является источником и средством поддержания активного процесса в активном состоянии». [ 1 ] [ 2 ] Это также важная буддийская концепция, относящаяся к «привязанности, цеплянию, цеплянию». [ 3 ] Это считается результатом танхи (жажды) и является частью доктрины дуккха (неудовлетворенность, страдание, боль) в буддизме .
буддизм
[ редактировать ]Упадана — это санскритское и палийское слово, означающее «цепляние», «привязанность» или «хватание», хотя буквальное значение — «топливо». [ 4 ] Упадана и танха (санскр. tṛṣṇā ) рассматриваются как две основные причины дуккхи («страдания», беспокойства, «неустойчивого положения»). Прекращение нирвана цепляния — это , успокоение цепляющегося ума. [ 5 ]
Виды цепляния
[ редактировать ]В Питаке Сутта [ 6 ] Будда утверждает , что существует четыре типа цепляния:
- цепляние за чувственное удовольствие ( кампадана )
- все взгляды цепляются ( диттхупадана )
- обряды и ритуалы цепляния ( силаббатупадана )
- цепляние за самоучение ( аттавадупадана ).
Будда однажды заявил, что, хотя другие секты могли бы дать соответствующий анализ первых трех типов цепляния, он один полностью объяснил цепляние за «я» и связанное с ним беспокойство. [ 7 ]
Абхидхамма [ 8 ] и его комментарии [ 9 ] дайте следующие определения этим четырем типам цепляния:
- цепляние за чувственные удовольствия : повторяющаяся тяга к мирским вещам.
- цепляние взглядов : например, этернализм (например, «Мир и личность вечны») или нигилизм. [ 10 ]
- обряды и ритуалы цепляния : вера в то, что одни только обряды могут напрямую привести к освобождению, типичным примером которого в текстах являются обряды и ритуалы «практики быка» и «практики собаки». [ 11 ]
- цепляние за самодоктрину : самоотождествление с бессамостными сущностями (например, проиллюстрировано MN 44, [ 12 ] и далее обсуждается в статьях о скандхе и анатте ).
По словам Буддхагхосы , [ 13 ] Вышеупомянутое расположение четырех типов цепляния дано с точки зрения уменьшения грубости , то есть от наиболее очевидного (самого грубого) типа цепляния (цепляния за чувственное удовольствие) до тончайшего (цепляния за самоучение).
Взаимозависимость типов цепляния
[ редактировать ]самоучение цепляясь | ||
↓ | ||
ошибочный взгляд цепляясь | ||
↓ | ↓ | |
обряды и ритуалы цепляясь |
чувственное удовольствие цепляясь |
Буддхагхоша далее определяет, что эти четыре типа цепляния причинно взаимосвязаны следующим образом: [ 14 ]
- цепляние за самоучение : во-первых, человек предполагает, что у него есть постоянное «я».
- цепляние за неправильный взгляд : тогда человек предполагает, что он либо каким-то образом вечен, либо будет уничтожен после этой жизни.
- результирующие поведенческие проявления:
- цепляние за обряды и ритуалы : если кто-то предполагает, что он вечен, то он цепляется за ритуалы, чтобы достичь самоочищения.
- цепляние за чувственные удовольствия : если человек предполагает, что он полностью исчезнет после этой жизни, тогда он игнорирует следующий мир и цепляется за чувственные желания.
Эта иерархия типов цепляния представлена схематически справа.
Таким образом, согласно анализу Буддхагхосы, цепляние — это в большей степени ошибочное основное убеждение (цепляние за самоучение), чем привычный аффективный опыт (цепляние за чувственное удовольствие).
Проявления цепляния
[ редактировать ]
|
Что касается сознательно познаваемых ментальных переживаний, Абхидхамма отождествляет цепляние за чувственные удовольствия с ментальным фактором «жадности» ( лобха ), а остальные три типа цепляния (самоучение, ошибочное воззрение и привязанность к обрядам и ритуалам) — с ментальным фактором «жадности» (лобха). ментальный фактор «неправильного взгляда» ( диттхи ). [ 15 ] Таким образом, на опыте цепляние можно познать через четыре определения этих умственных факторов в Абхидхамме, как указано в следующей таблице: [ 16 ]
характеристика | функция | проявление | непосредственная причина | |
---|---|---|---|---|
жадность ( лобха ) | схватив предмет | прилипает, как мясо на горячей сковороде | не сдаваться | наслаждаюсь рабством |
неправильное мнение ( диттхи ) | неразумная интерпретация | предполагает | неправильное убеждение | не слушая Дхамму |
Чтобы отличить жажду от цепляния, Буддхагхоша использует следующую метафору: [ 17 ]
- «Жажда — это стремление к объекту, которого еще не достиг, подобно тому, как вор протягивает руку в темноте; цепляние — это ухватывание объекта, которого человек достиг, подобно тому, как вор хватает свою цель…» [Т ]эй, корни страданий, вызванных поиском и охраной».
Так, например, когда Будда говорит о « агрегатах цепляния», он имеет в виду наше цепляние и охрану физических, умственных и сознательных переживаний, которыми мы ошибочно считаем или обладаем.
Как часть причинно-следственной цепи страданий
[ редактировать ]В Четырех Благородных Истинах Первая Благородная Истина определяет цепляние ( upādāna , в терминах « агрегатов цепляния») как одно из основных переживаний страдания. Вторая Благородная Истина определяет жажду ( танха ) как основу беспокойства. Таким образом, причинно-следственная связь между жаждой и цеплянием обнаруживается в самом фундаментальном учении Будды. [ 18 ]
В двенадцатизвенной цепи Взаимозависимого Возникновения ( Пратитьясамутпада , см. также Двенадцать Нидан ) цепляние ( упадана ) является девятым причинным звеном: [ 19 ]
- Упадана (Цепляние) зависит от Танхи (Жажды) как условия, предшествующего ее существованию.
- «Когда Жажда является условием, возникает Цепляние».
- Упадана (Цепляние) также является преобладающим условием для следующего состояния в цепочке — Становления ( Бхавы ).
- «При цеплянии как условии возникает Становление ».
По словам Буддхагхосы, [ 20 ] это цепляние за чувственные удовольствия , возникающее из жажды и обусловливающее становление.
Упадана как топливо
[ редактировать ]Профессор Ричард Ф. Гомбрич отметил в нескольких публикациях, а также в своих лекциях приглашенного профессора Нумата. [ когда? ] в (SOAS) Лондонского университета установили , Школе восточных и африканских исследований что буквальное значение слова «упадана» — «топливо». Он использует это, чтобы связать этот термин с использованием Буддой огня в качестве метафоры. В так называемой Огненной проповеди ( Адитта-парияя ) ( Вин I, 34-5; СН 35.28) Будда говорит монахам, что все горит. Под всем, что он им говорит, он имеет в виду пять чувств плюс ум , их объекты, а также действия и чувства, которые они порождают, т. е. все означает совокупность опыта. Все это горит огнём жадности, ненависти и заблуждения.
Таким образом, в цепочке ниданы жажда создает топливо для продолжения горения или становления (бхавы). Ум, как огонь, ищет больше топлива для своего поддержания; в случае ума это чувственный опыт , отсюда и акцент, который Будда делает на «охране врат чувств». Не будучи захваченными чувствами ( аппамада ), мы можем освободиться от жадности, ненависти и заблуждений. Это освобождение также выражается с использованием метафоры огня, когда оно называется ниббана (санскрит: Нирвана ), что означает «погаснуть» или буквально «задуть пламя осквернения». (Что касается слова «Нирвана» , глагол vā непереходен, поэтому никакого агента не требуется.)
Вероятно, к тому времени, когда канон был записан (I век до н. э.), и, конечно же, когда Буддхагхоша писал свои комментарии (4 век н. э.), смысл метафоры, похоже, был утерян, и упадана стала означать просто «цепляние», как указано выше. . Ко времени Махаяны от термина «огонь» вообще отказались, а жадность, ненависть и заблуждение стали известны как «три яда».
индуизм
[ редактировать ]Термин Упадана появляется в смысле «материальной причины» в древних ведических и средневековых индуистских текстах. [ 21 ] Для средневекового -вайшнавизма ученого Рамануджи метафизическая индуистская концепция Брахмана (как Вишну ) является упадана-караной (материальной причиной) вселенной. [ 22 ] Однако другие индуистские традиции, такие как Адвайта Веданта, не согласны и утверждают альтернативные теории о природе метафизического Брахмана и вселенной, используя при этом термин упадана в смысле «субстрат, топливо». [ 23 ] [ 24 ]
В более общем плане реалистические индуистские философии, такие как санкхья и ньяя, утверждали, что Брахман — это упадана феноменального мира. [ 25 ] Философские учения буддийских школ отрицали Брахмана, утверждали непостоянство и утверждали, что понятие чего-либо реального несостоятельно с метафизической точки зрения. [ 25 ] Индуистские традиции, такие как те, на которые повлияла Адвайта Веданта, утверждают, что все ( Атман , Брахман, Пракрити ) в конечном итоге представляет собой одну идентичную реальность. [ 25 ] Концепция Упадана также появляется в других смыслах в философии Веданты , например, «принятие внутрь». [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. п. 149. ИСБН 978-81-208-1144-7 .
- ^ Монье Монье-Вильямс (1872 г.). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 171.
- ^ Пол Уильямс; Энтони Трайб; Александр Винн (2002). Буддийская мысль . Рутледж. стр. 45, 67. ISBN. 978-1-134-62324-2 .
- ^ См., например, Рис Дэвидс и Стед (1921–25), с. 149 ; и Гомбрих (2005).
- ^ Ниже приведены некоторые выдержки из Палийского канона, свидетельствующие о том, что прекращение цепляния ведет к Нирване:
- «Ради чего же, друг мой, святая жизнь, прожитая под Благословенным?»
- «Святая жизнь проживается под Благословенным, мой друг, ради полного Освобождения [ниббаны] через отсутствие цепляния».
- — из «Эстафеты колесниц» ( Ратха-винита Сутта МН 24) (Таниссаро, 1999).
- «Монахи, когда невежество отброшено и в монахе возникло истинное знание, тогда с исчезновением невежества и возникновением истинного знания он больше не цепляется за чувственные удовольствия, больше не цепляется за воззрения, больше не цепляется за правила и обряды. , больше не цепляется за учение о себе. Когда он не цепляется, он не волнуется. Когда он не волнуется, он лично достигает Ниббаны. «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, то, что должно было быть сделано, сделано, никакого перехода к какому-либо состоянию бытия больше нет».
- - из «Краткой беседы о львином рыке» ( Cula-sihanada Sutta MN 11) ( Ñanamoli & Bodhi, 1993).
- «Теперь во время этого произнесения сердца монахов из группы из пяти человек освободились от скверны благодаря тому, что больше не цеплялись».
- — из «Беседа о характеристике не-я» ( Анатта-лаккхана Сутта СН 22.59) ( Нанамоли , 1981).
- «...Из прекращения жажды происходит прекращение цепляния/поддержания. Из прекращения цепляния/поддержания происходит прекращение становления. Из прекращения становления происходит прекращение рождения. Из прекращения рождения следует старение, болезнь и смерть, печаль, плач, боль, страдания и отчаяние — все прекращается. Таково прекращение всей этой массы страданий и стресса».
- — из «Цепляния» ( Упадана Сутта СН 12.52) (Таниссаро, 1998б).
- «И, выпив
- «Лекарство Дхаммы,
- «Вас не коснутся старость и смерть.
- «Помедитировав и увидев —
- «(Вы будете) исцелены, если перестанете цепляться».
- — из «Целительная медицина Дхаммы» ( Милн 5 [стих 335]) (Олендский, 2005).
- ^ Примеры ссылок на упадану в Сутта-Питаке можно найти в «Куласиханада-сутте» («Краткая беседа о львином рыке», MN 11) (см. Нанамоли и Бодхи, 2001, стр. 161) и «Ниданасамьютта» ( «Связанные беседы о причинности», SN 12) (см. Бодхи, 2000б, стр. 535).
- ^ Кула-сиханада Сутта («Краткая беседа о львином рыке», MN 11) ( Нанамоли и Бодхи, 1993).
- ^ В Абхидхамме, Дхаммасангани §§ 1213–17 (Рис Дэвидс, 1900, стр. 323–5) содержатся определения четырех типов цепляния.
- ^ Комментарии Абхидхаммы, относящиеся к четырем типам клининга, можно найти, например, в Абхидхамматтха-сангахе (см. Bodhi, 2000b, стр. 726, п . 5) и Висуддхимагге (Buddhaghosa, 1999, стр. 585-7).
- ^ Стоит отметить, что в отношении «неправильного взгляда» (пали: miccha ditthi ), используемого в различных суттах в Ангуттара Никаи первой главе , Бодхи (2005), стр. 437, н . 10, утверждает, что неправильные взгляды «отрицают основы морали, особенно те взгляды, которые отвергают принцип моральной причинности или эффективность волевых усилий».
- ^ См., например, Буддхагхоша (1999), с. 587. Ссылку на эти конкретные аскетические практики в Сутта Питаке см. в MN 57, Kukkuravatika Sutta («Аскет, выполняющий собачий долг», перевод: Nanamoli & Khatipalo, 1993; и Nanamoli & Bodhi, 2001, стр. 493). -97).
- ^ «Кулаведалла Сутта: краткий набор вопросов и ответов» . www.accesstoinsight.org .
- ^ Буддхагхоша (1999), стр. 586-7.
- ^ Буддхагхоша (1999), с. 587.
- ^ Бодхи (2000a), с. 267.
- ^ Бодхи (2000a), стр. 83-4, 371 n . 13.
- ^ Буддхагхоша (1999), с. 586.
- ↑ Идея о том, что Четыре благородные истины определяют жажду как непосредственную причину цепляния, упоминается, например, у Таниссаро (2000).
- ^ См., например, SN 12.2 в переводе Таниссаро (1997a) .
- ^ Буддхагхоша (1999), стр. 586, 593.
- ^ Венди Донигер (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. п. 1129 . ISBN 978-0-87779-044-0 .
- ^ Дж. Э. Ллевеллин (2005). Определение индуизма: читатель . Рутледж. п. 35. ISBN 978-0-415-97449-3 .
- ^ Эндрю Дж. Николсон (2010). Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета. стр. 62–63 . ISBN 978-0-231-52642-5 .
- ^ Аллен Трэшер (1993). Адвайта Веданта Брахма-сиддхи . Мотилал Банарсидасс. стр. 56–57. ISBN 978-81-208-0982-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 720–721 . ISBN 978-0-8239-3180-4 .
- ^ Хадзиме Накамура (1983). История ранней философии Веданты . Мотилал Банарсидасс. п. 505. ИСБН 978-81-208-0651-1 .
Библиография
[ редактировать ]- Бодхи, Бхикку (2000a). Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Сангаха Ачарьи Ануруддхи . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-02-9 .
- Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000b). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 .
- Бодхи, Бхиккху (редактор) (2005). Словами Будды: Антология бесед Палийского канона . Бостон: Пабы мудрости. ISBN 0-86171-491-1 .
- Буддхагхоса , Бхадантачария (перевод с пали Бхиккху Нанамоли ) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Гомбрич, Ричард Ф. (2005). Как зародился буддизм: обусловленное происхождение ранних учений. Рутледж. ISBN 0-415-37123-6 .
- Нанамоли , Бхиккху (пер.) Анатта-лакхана Сутта: Беседы о характеристиках не-я ( SN 22.59). Получено из «Доступа к пониманию» Анатта-лакхана Сутты: Бесед о характеристике «не-я» .
- Ньянамоли , Бхиккху (пер.) и Бхиккху Хантипало (редактор) (1993). Куккураватика Сутта: Аскет, выполняющий собачий долг ( МН 57). Получено из «Доступа к пониманию» в Куккураватика Сутта: Аскет-собака .
- Нанамоли , Бхиккху (пер.) и Бхиккху Бодхи (пер.) (1993). Кула-сиханада сутта: Краткая беседа о львином рыке ( MN 11). Получено 19 ноября 2007 г. из книги «Доступ к пониманию» (1994) в книге «Кула-сиханада сутта: краткая беседа о львином рыке» .
- Нанамоли , Бхиккху (пер.) и Бхиккху Бодхи (редактор) (2001). Средние беседы Будды: перевод Маджхима Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-072-X .
- Олендский, Эндрю (пер.) (2005). Исцеляющая медицина Дхаммы (отрывок) ( Милн 5 [стих 335]). Получено из раздела «Доступ к пониманию» в The Healing Medicine of the Dhamma .
- Рис Дэвидс, Кэролайн А.Ф. ([1900], 2003). Буддийское руководство по психологической этике, четвёртый век до нашей эры, являющееся переводом, теперь сделанным впервые, с оригинального палийского языка, первой книги Абхидхамма-Питака , Дхамма-Сангани » ( озаглавленной « Сборник состояний или явлений) . Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. ISBN 0-7661-4702-9 .
- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (редакторы) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Общая онлайновая поисковая система PED доступна в Чикагском университете по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997a). Патичча-самуппада-вибханга Сутта: Анализ взаимозависимого возникновения ( СН 12.2). Получено из «Доступа к пониманию» в вибханга сутта: анализ взаимозависимого со-возникновения. Патичча-самуппада -
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). Саманьяньяпхала Сутта: Плоды созерцательной жизни ( ДН 2). Получено из книги «Доступ к пониманию» захватывающей сутты: плоды созерцательной жизни.
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998a). Кулаведалла Сутта: Краткий набор вопросов и ответов ( MN 44). Получено из «Доступа к пониманию» в Кулаведалла Сутта: краткий набор вопросов и ответов .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998b). Упадана Сутта: Цепляние ( СН 12.52). Получено из «Доступа к пониманию» в Упадана Сутта: Цепляние .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1999). Ратха-винита сутта: Эстафетные колесницы ( МН 24). Получено из раздела «Доступ к пониманию» в Ратха-винита Сутта: Ретрансляционные колесницы .
- Таниссаро Бхикку (2000). Жизнь – это не просто Страдание . Получено из раздела «Доступ к знаниям» на сайте Life Is not Just Suffering .
- Уолш, Морис О'Коннелл (пер.) (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Сомервилл: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-103-3 .