Анатталакхана Сутта
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2020 г. ) |

Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Палийский канон |
---|
![]() |
Анатталакхана Гаутамой Сутта ( пали ) или Анатмалакшана Сутра ( санскрит ) традиционно записывается как вторая беседа, произнесенная Буддой . [ 1 ] Название переводится как «Бессамохарактерный дискурс», но также известно как Панчаваггия-сутта (пали) или Панчаваргия-сутра (санскр.), что означает «Дискурс «Группы пяти». [ 2 ]
Содержание
[ редактировать ]В этой беседе Будда анализирует составляющие тела и ума человека ( кхандха ) и демонстрирует, что каждая из них непостоянна ( аничча ), подвержена страданию ( дуккха ) и, следовательно, непригодна для отождествления с «я» ( аттан ). Палийская версия этой беседы гласит:
- «Форма,... чувство,... восприятие,... [умственные] измышления,... сознание не является самостью. Если бы сознание было самостью, это сознание не поддавалось бы болезням. Это было бы возможно [сказать] относительно сознания: «Пусть мое сознание будет таким». Но именно потому, что сознание не является самостью, сознание поддается болезни. И невозможно [сказать] относительно сознания: «Пусть мое сознание не будет таким»...
- «Таким образом, монахи, любая форма,... чувство,... восприятие,... измышления,... сознание, какое бы оно ни было прошлым, будущим или настоящим, внутренним или внешним, явным или тонким, обычным или возвышенным, далеким или около того: каждое сознание следует видеть таким, какое оно есть на самом деле, с правильным различением: «Это не мое. Это не то, чем я являюсь».
- «Видя это, хорошо обученный ученик благородных разочаровывается в форме, разочаровывается в чувстве, разочаровывается в восприятии, разочаровывается в измышлениях, разочаровывается в сознании. Разочарованный, он становится бесстрастным. Через бесстрастие он полностью освобождается. освобождение, есть знание: «Полностью освобождено». Он понимает, что «Рождение окончено, святая жизнь завершена, задача выполнена. Для этого мира больше ничего нет». [ 3 ]
В буддийских канонах
[ редактировать ]В Палийском каноне Анатталакхана Сутта находится в Самьютта Никае («Связное собрание», сокращенно «SN» или «S») и обозначается либо «SN 21.59» (SLTP), либо «SN 22.59» (CSCD). ) [ 4 ] или «S iii 66» ( ПТС ). [ 5 ] Этот дискурс также встречается в буддийском монашеском кодексе ( Винае ). [ 1 ]
В китайском наборе Агам эту беседу можно найти как Самьюкта Агама 34, или «СА 34». [ 6 ]
Версия этой сутры, называемая Анатвалакшана-сутрой, встречается среди буддийских текстов Гандхари, приписываемых секте Дхармагуптака . [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Дхаммакаккаппаваттана сутта
- Анатта (пали; санскр .: анатман ; англ.: «несамость»)
- Три признака существования : непостоянство ( аничча ), страдание ( дуккха ) и безличность ( анатта ).
- Скандха ( санскр.; пали: кхандха ; англ.: «совокупность») — буддийские категории составляющих тела-разума.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Тексты Винайи, Часть I (SBE 13) — Махавагга — Первая Кхандака» . Sacred-texts.com . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Хотя из-за своего содержания этот дискурс широко известен как Анатталакхана Сутта (например, см. Mendis, 2007 , Ñanamoli, 1993 и CSCD SN 22.59 ), этот дискурс также известен как Панчавагия Сутта (см. Thanissaro, 1993 , и SLTP SN 21.59 в архиве. 28 июля 2020 года в Wayback Machine ). Основанием для этого последнего названия является то, что Будда обращается к своей первоначальной «группе из пяти» ( панчаваггия ) учеников ( Кондання , Бхаддия, Ваппа, Маханама и Ассаджи ), все из которых становятся арахантами , услышав эту речь (Мхв 6:47). .
Первой Дхаммакаккаппаваттана беседой, традиционно приписываемой Будде, является Сутта . - ^ Таниссаро (1993). (Текст в квадратных скобках находится в источнике.)
- ^ «SN 22.59» означает, что эта беседа является пятьдесят девятой беседой в 22-й группе Самьютта Никаи. 13 CSCD Из-за другой группировки сутт SN (например, в SLTP самьютта включена в качестве финального вагго [главы] в самьютту 12 SLTP), это самьютта 21 редакции SLTP и самьютта 22 редакции CSCD. .
- ^ «S iii 66» означает, что в издании Канона Общества палийских текстов эта беседа начинается на странице 66 третьего тома Самьютта Никаи. Пример этой записи можно найти у Таниссаро (1993).
- ^ Получено 16 декабря 2010 г. из "Sutta Central" по адресу http://www.suttacentral.net/disp_correspondence.php?division_acronym=&sutta_number=59.0&sutta_coded_name=Anattalakkha%E1%B9%87a&volpage_info=SN%20III%2066&sutta_id=804 .
- ^ «Анатвалакшана Сутра - буддийские тексты Гандхара» . Проверено 25 августа 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Chaṭṭha Saṅ gāyana CD (CSCD) (nd), «Khandhasaṃyuttaṃ» ( SN 22). Получено 29 декабря 2010 г. из «Палийской Типитаки» по адресу http://tipitaka.org/romn/cscd/s0303m.mul0.xml .
- Мендис, NKG (тр., ред.) (1979). О характеристике отсутствия самости: Анатта-лакхана сутта (Колесо № 268). Канди: Буддийское издательское общество . Получено 3 октября 2007 г. из «Доступа к Insight» (2007 г.) по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/mendis/wheel268.html .
- Нанамоли Тера (тр., ред.) (1981). Три кардинальных беседы Будды (Колесо № 17). Канди: Буддийское издательское общество. Получено 3 октября 2007 г. из «Access to Insight» (1995) по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/nanamoli/wheel017.html .
- Рис Дэвидс, Т.В. и Герман Ольденберг ( тр. ) (1881). Тексты Винайи . Оксфорд: Кларендон Пресс. Получено 26 сентября 2007 г. из «Интернет-архива священных текстов» по адресу http://www.sacred-texts.com/bud/sbe13/index.htm .
- Шри-Ланкийский проект Трипитака (SLTP) (nd), «Упаявагго» ( SN 21.6). Получено 19 декабря 2010 г. из "MettaNet" по адресу http://metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/3Samyutta-Nikaya/Samyutta3/21-Khandha-Samyutta/02-01-Upayavaggo-p.html . Архивировано 28 июля 2020 г. в Wayback Machine .
- Таниссаро Бхиккху (тр.) (1993). Панчавагги Сутта: Пять братьев ( SN 22.59). Получено 29 декабря 2010 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.059.than.html .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Переводы
- Характеристика отсутствия себя , перевод Бхиккху Бодхи
- Характеристика не-я , перевод Бхиккху Суджато
- «Анатмалакшана-сутра» . Тексты из лазурита . Проверено 28 декабря 2010 г. Из Самьюкта-агамы в переводе Гунабхадры (T02n99).
- «Анатта-лаккхана сутта: беседа о характеристике не-я» . www.accesstoinsight.org . 2007 . Проверено 25 августа 2023 г.