Свекла
Часть серии о |
буддизм |
---|
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
как в буддизме Тхеравады |
Пити на пали ( санскрит : Prīti ) — умственный фактор (пали: четасика , санскрит: чаитасика ), связанный с развитием джханы (санскрит: дхьяна ) в буддийской медитации . По мнению Буддхадаса Бхиккху , пити — это стимулирующее, возбуждающее и заряжающее энергией качество, в отличие от спокойствия сукхи . [ 1 ]
Определение
[ редактировать ]Пити — это радостная санкхара (формация), не связанная ни с каким объектом, поэтому практикующий не достигает ее посредством желания. Его часто переводят на английский словом «восторг» и отличают от длительной медитативной «радости» или «счастья» (пали, санскрит: сукха ), которое представляет собой более тонкое чувство, возникающее наряду с пити .
Ментальный фактор в медитации
[ редактировать ]В комментаторской традиции буддийской медитации развитие джханы (санскрит: дхьяна ) описывается как развитие пяти умственных факторов ( четасика ), которые противодействуют пяти препятствиям : [ примечание 1 ]
Таблица: Рупа-джхана |
- витакка («прикладная мысль») противодействует лени и апатии (вялости и сонливости).
- вичара («устойчивая мысль») противодействует сомнению (неуверенности)
- Пити (восторг) противодействует недоброжелательности (злобе)
- сукха («нечувственное удовольствие») противодействует беспокойству-беспокойству (возбуждению и тревоге).
- экаггата («однонаправленность») противодействует чувственному желанию.
И пити , и сукха рождаются в результате телесного уединения и умственного покоя в первой джхане , затем рождаются в результате целенаправленной концентрации ( самадхи ) во второй джхане , но только сукха поддерживается в третьей джхане, в то время как пити угасает в ходе развития чистой , осознанной джханы . невозмутимость ( упеккхасатипарисуддхи ).
V века нашей эры Висуддхимагга проводит различие между пити и сукхой следующим экспериментальным способом:
- И где бы они ни были связаны, счастье [здесь — перевод пити, сделанный Нанамоли ] это удовлетворение от получения желаемого объекта, а блаженство [ сукха ] — это фактическое переживание его, когда он получен. Где счастье [ пити ], там блаженство (удовольствие) [ сукха ]; но там, где есть блаженство [ сукха ], не обязательно есть счастье [ пити ]. Счастье входит в образований совокупность ; блаженство включено в совокупность чувств . Если бы человек, измученный в пустыне, увидел или услышал о пруде на опушке леса, он был бы счастлив; если бы он вошел в тень леса и воспользовался водой, он был бы блажен... [ 5 ]
Пятикратная классификация
[ редактировать ]Когда медитирующий испытывает спокойствие ( саматха один из пяти видов физического удовольствия ( пити ), возникает ). Это:
- Слабый восторг вызывает лишь пилоэрекцию .
- Короткий восторг «время от времени» вызывает в памяти какой-то гром.
- Спускаясь вниз, восторг взрывается внутри тела, словно волны.
- Возвышающий восторг «заставляет тело подпрыгнуть к небу».
- Исполняющий восторг кажется огромным разливом горного потока.
Обратите внимание, что только последние два считаются пити. Первые четыре — это подготовка к заключительному этапу, который является джханическим фактором. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Саматха (спокойствие ума)
- Джхана (поглощение)
- Сукха (счастье/блаженство, слияние (сахаджата) с пити во время первых двух джхан)
- Упеккха (невозмутимость)
Примечания
[ редактировать ]- ^ См., например, Samādha ṅ ga Sutta (a/k/a, Pañca ṅ gikasamādhi Sutta , AN 5.28) (Thanissaro, 1997b).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Буддхадаса Бхиккху (автор), Сантикаро Бхиккху (переводчик). Осознанность с дыханием: руководство для серьезных новичков. 1988, с. 69
- ^ Бодхи, Бхикку (2005). По словам Будды . Сомервилл: Публикации мудрости. стр. 296–8 ( СН 28:1–9). ISBN 978-0-86171-491-9 .
- ^ «Суттантапинаке Айгуттараникайо § 5.1.3.8» . МеттаНет-Ланка (на пали). Архивировано из оригинала 5 ноября 2007 г. Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Бхикку, Таниссаро (1997). «Самадханга Сутта: Факторы концентрации (АН 5.28) » Доступ к Инсайту . Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Всм IV, 100 (Нанамоли , 1999, стр. 142). Аналогично, см. также « Абхидхаммы » Комментарий , Аттхасалини (Бодхи, 1980).
- ^ Всм . IV, 94–99 (Санамоли , 1999, стр. 141–2).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (1980). Трансцендентальное зависимое возникновение: перевод и толкование Упаниша-сутты (колесо № 277/278). Канди: Буддийское издательское общество . Получено 8 мая 2008 г. из «Access to Insight» (1995) по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/wheel277.html .
- Наамоли , Бхиккху (пер.) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). Самадханга Сутта: Факторы концентрации ( AN 5.28). Получено 9 мая 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an05/an05.028.than.html .