Sukha
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Переводы Sukha | |
---|---|
Английский | Счастье, легкость или блаженство |
китайский | Радость (буддизм) ( Пиньинь : Когда ) |
японский | Раку (буддизм) ( Ромаджи : Рак ) |
кхмерский | Сок ( РЯДОМ : Сох ) |
тайский | Туалет , ИПА: [сукха] |
вьетнамский | Счастливый |
Глоссарий буддизма |
Сукха ( пали и санскрит : सुख ) означает счастье , удовольствие , легкость, радость или блаженство. В ранних писаниях «сукха» противопоставляется «прейе» (प्रेय), означающему преходящее удовольствие, тогда как удовольствие «сукхи» имеет подлинное состояние счастья внутри существа, которое является длительным. В Палийском каноне этот термин используется в контексте описания мирских занятий и медитации .
Этимология
[ редактировать ]Согласно Монье-Вильямсу (1964), этимология слова сукха «говорится как су ['хороший'] + кха ['отверстие'] и первоначально означает «имеющий хорошее ось»; так, например, в Ригведе сукха означает «бег быстро или легко» (применительно, например, к колесницам). Монье-Вильямс также отмечает, что этот термин может происходить альтернативно как «возможно, пракритская форма су-стха , см.; ср. духкха », что буквально означает су ['хороший'] + стха ['стоять']. Сукха противопоставляется дукха ; часто переводится как «страдание»), который (санскрит; пали: дуккха был установлен в качестве основных мотивирующих жизненных принципов в ранней ведической религии. Эта тема центральной роли дуккхи получила развитие в последующие годы как в ведических, так и в ответвленных буддийских традициях. Устранение дуккхи является смыслом существования раннего буддизма. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Палийская литература
[ редактировать ]Часть серии о |
Тхеравада Буддизм |
---|
![]() |
В Палийском каноне и связанной с ним литературе этот термин используется в общем смысле для обозначения «благополучия и счастья» ( хитасукха ) либо в настоящей жизни, либо в будущих жизнях. Кроме того, это технический термин, связанный с описанием фактора медитативного погружения ( джхана ) и чувственного чувства ( ведана ).
Общее стремление к жизни
[ редактировать ]В Палийском каноне Будда ди обсуждает с разными мирянами «благополучие и счастье» ( хитасукха ), «видимые в этой настоящей жизни» ( ṭṭ ха -дхамма ) и «относящиеся к будущей жизни» ( сампарайика ), как это показано на примере следующими суттами . [ 4 ]
Анана Сутта
[ редактировать ]В Анана Сутте , ( АН 4.62) Будда описывает четыре типа счастья для « домохозяина наслаждающегося чувственностью» ( gihinā kāma -bhoginā ):
- счастье зарабатывать ( атти-сукха ) богатство справедливыми и праведными средствами
- счастье щедро использовать ( бхога-сукха ) богатство на семью, друзей и на достойные дела
- счастье бездолжности ( ana ṇ a-sukha ) быть свободным от долгов
- счастье непорочности ( анаваджа-сукха ), жить безупречной и чистой жизнью, не совершая зла в мыслях, словах и поступках.
Из них мудрые ( сумедхасо ) знают, что счастье непорочности — это, безусловно, величайшее счастье домохозяина. [ 5 ] Экономическое и материальное счастье не стоит и шестнадцатой части духовного счастья, возникающего в результате безупречной и хорошей жизни.
В Калама-сутте ( AN 3.65) горожане спрашивают Будду, как им определить, какое духовное учение истинно. Будда советует «войти и пребывать» ( upasampajja vihareyyātha ) в «вещах» или «качествах» ( dhammā ), которые таковы:
- умелый ( кусала ),
- безупречный ( анаваджа ),
- восхваляемый мудрыми ( виннуппасаттха ), и
- при применении на практике способствуют благополучию и счастью ( саматта самадинна хитая сукхайа [ 6 ] са ваттанти )
Используя последний критерий, Будда затем просит горожан оценить жадность ( лобха ), ненависть ( доса ) и заблуждение ( моха ). -Бытие и счастье. Будда утверждает, что, учитывая это понимание, благородный ученик ( арийсавако ) [ 7 ] пронизывает все направления любящей добротой , состраданием , сочувственной радостью и невозмутимостью (см. четыре брахмавихары ); и, поступая так, человек очищает себя, избегает вызванных злом последствий, живет счастливой настоящей жизнью и, если произойдет будущее кармическое перерождение , он родится в небесном мире . [ 8 ]
Дигхаджану Сутта
[ редактировать ]В Дигхаджану Сутте ( AN 8.54) Дигхаджану подходит к Будде и заявляет:
- «Мы миряне, наслаждающиеся чувственностью; живем в окружении супругов и детей; используем ткани Каси и сандаловое дерево; носим гирлянды, ароматы и кремы; обращаемся с золотом и серебром. Пусть Благословенный учит Дхамме таких , как мы, для нашего счастья и благополучия в этой жизни, ради нашего счастья и благополучия в будущей жизни». [ 9 ]
В манере, несколько похожей на его изложение в вышеупомянутой Сутте Анана , Будда выделяет четыре источника, которые ведут к благополучию и счастью в текущей жизни:
- продуктивные усилия ( u ṭṭ hāna-sampada ) в обеспечении средств к существованию,
- защитные меры ( аракха-сампада ) относительно своего богатства от возможной кражи или катастрофы,
- добродетельная дружба ( калья на -миттата ) и
- уравновешенный образ жизни ( сама-дживиката ), воздержание от распутства, пьянства, азартных игр и дурной дружбы.
С точки зрения благополучия и счастья в следующей жизни Будда выделяет следующие источники:
- вера ( саддха ) в полностью просветленного Будду;
- добродетель ( шила ), примером которой являются Пять заповедей ;
- щедрость ( cāga ), раздача милостыни и милостыни ; и,
- мудрость ( паннья ), обладающая пониманием возникновения и исчезновения вещей. [ 10 ]
Практика метты
[ редактировать ]Как указано выше, в Калама-сутте Будда определяет практику четырех божественных обителей ( брахмавихары ) как способствующую собственному благополучию и счастью. Первой из этих обителей является метта (благожелательность, доброта), которая, например, классически выражена в «Карания Метта Сутта» палийского канона («Писание сострадательной доброжелательности») ( СН 1.8) искренним желанием (на английском и пали):
Пусть все существа будут спокойны! [ 11 ] | Саббе сатта бхаванту сукхитатта. |
Точно так же палийские комментарии ( SN – A 128) прямо определяют метту как «желание принести благополучие и счастье [другим]» ( hita-sukha-upanaya-kāmatā ). [ 12 ] Таким образом, в буддизме стремление к общему счастью других способствует развитию собственного счастья.
Атрибут чувства
[ редактировать ]В буддийских рамках пяти совокупностей (санскрит: скандха ; пали: кхандха ) и зависимого возникновения (санскрит: пратитьясамутпада ; пали: патиччасамуппада) «чувства» или «ощущения» ( ведана ) возникают в результате контакта с внешним объектом (таким как как визуальный объект или звук) с органом чувств (например, глазом или ухом) и сознанием. В Палийском каноне такие чувства обычно описываются как один из трех типов: приятные ( сукха ), неприятные ( дуккха ) или ни-неприятные-ни-приятные ( адуккха-асукха ). [ 13 ]
Ментальный фактор в медитации
[ редактировать ]Таблица: Рупа-джхана |
В комментаторской традиции буддийской медитации развитие джханы (санскрит: дхьяна ) описывается как развитие пяти умственных факторов (санскрит: чаитасика ; пали: четасика ), которые противодействуют пяти препятствиям : [ примечание 1 ]
- витакка («прикладная мысль») противодействует лени и апатии (вялости и сонливости).
- вичара («устойчивая мысль») противодействует сомнению (неуверенности)
- Пити (восторг) противодействует недоброжелательности (злобе)
- сукха (нечувственное удовольствие») противодействует беспокойству-беспокойству (возбуждению и тревоге).
- экаггата (однонаправленность) противодействует чувственному желанию
И пити , и сукха рождаются в результате телесного уединения и умственного покоя в первой джхане , но оба затем рождаются в результате сосредоточенной концентрации ( самадхи ) во второй джхане , и только сукха поддерживается в третьей джхане до тех пор, пока ее не оставят ради чистой , осознанной невозмутимости ( упеккхасатипарисуддхи ) в четвёртой джхане .
Висуддхимагга : различает пити и сукху следующим экспериментальным способом
- И где бы они ни были связаны, счастье [здесь — перевод пити, сделанный Нанамоли ] это удовлетворение от получения желаемого объекта, а блаженство [ сукха ] — это фактическое переживание его, когда он получен. Где счастье [ пити ], там блаженство (удовольствие) [ сукха ]; но там, где есть блаженство [ сукха ], не обязательно есть счастье [ пити ]. Счастье входит в образований совокупность ; блаженство включено в совокупность чувств . Если бы человек, измученный в пустыне, увидел или услышал о пруде на опушке леса, он был бы счастлив; если бы он вошел в тень леса и воспользовался водой, он был бы блажен... [ 17 ]
Предоставляя простую условную цепочку событий, которая перекрывает приведенное выше более повествовательное изложение, Упаниша-сутта ( SN 12.23) утверждает, что сукха возникает из спокойствия ( пассаддхи ) тела и ума и, в свою очередь, приводит к концентрации ( самадхи ). [ 18 ] Ссылаясь на традиционную постканоническую палийскую литературу, связанную с этим дискурсом, Бодхи (1980) добавляет следующее функциональное определение сукхи :
- В комментариях к Упаниша-сутте объясняется сукха как счастье доступа к погружению. Термин «доступ» (упачара) обозначает стадию развития безмятежности, непосредственно предшествующую полному погружению, намеченной цели медитации безмятежности . Доступ характеризуется отказом от пяти препятствий и возникновением «знака-двойника», самосветящегося объекта внутреннего восприятия, который является фокусом для высших стадий концентрации.
Как характеристика пробуждения
[ редактировать ]Ниббана (санскрит: Нирвана ) влечет за собой фундаментальное исчезновение или «затухание» процессов нездорового желания, отвращения и заблуждений . С точки зрения пробужденного опыта последние пагубные процессы оцениваются как «волнения» ума. В отличие от такого волнения, сукха и родственные ей слова встречаются в местах Палийского канона, где спокойствие Ниббаны, «Необусловленного», характеризуют как блаженство:
- Рожденный, возникший, произведенный,
- Сотворенное, обусловленное, преходящее,
- В сочетании с разложением и смертью,
- Гнездо болезней, скоропортящихся,
- Возникший из нити питания и жажды —
- Это не достойно радости.
- Бегство от этого, мирное,
- За пределами рассуждений, вечный,
- Нерожденное, несотворенное,
- Безпечальное состояние, лишенное пятен,
- Прекращение состояний, связанных со страданием,
- Успокоение обусловленного — блаженство. [ 19 ]
Санскритская литература
[ редактировать ]В «Йога-сутрах » Патанджали использует слово «сукха», когда определяет асану как баланс между «Сукхой» и «Стирой» (силой, устойчивостью, твердостью).
Нейробиологическая основа
[ редактировать ]Некоторые исследователи предположили, что «сдвиг» в активности медиальной префронтальной коры — это то, что поддерживает состояние внутреннего удовлетворения и невозмутимости. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Брахмавихара (божественные обители: любящая доброта, сострадание, сочувственная радость и невозмутимость)
- Зависимое возникновение
- Джхана (поглощение)
- Дуккха (страдание)
- Домохозяин (буддизм)
- Килеса (осквернения; такие как жадность, ненависть и заблуждение)
- Pītiрадость
- Хандас (агрегаты)
- Сукхавати
- Ведана (чувство)
Примечания
[ редактировать ]- ^ См., например, Samādha ṅ ga Sutta (a/k/a, Pañca ṅ gikasamādhi Sutta , AN 5.28) (Thanissaro, 1997b).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монье-Вильямс (1964), с. 1220, запись «Сукха» (получено с http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/scans/MWScan/MWScanpdf/mw1220-suUti.pdf ). Слова в квадратных скобках («хороший» и «диафрагма») взяты из книги Монье-Вильямса, стр. 334, 1219.
- ^ Относительно отношений между сукхой и дуккхой , Рис Дэвидс и Стед (1921-5), стр. 716, запись «Сукха» (полученная из [1] ), просто указывает, что дуккха является одним из антонимов слова сукха (наряду с асукха ) и в таких контекстах иногда пишется как дукха .
- ^ "Рыбацкая трофи экспедиция "Река Сука" или "Сукарека" | Покатушки. Встречи. Туризм" .
- ^ См. Бодхи (2005), стр. 3–4, пасс .
- ^ Бодхи (2005), стр. 127-8; и Таниссаро (1997a). Пали основан на издании Шри-Ланкийского проекта Трипитака (SLTP), полученном 8 мая 2008 г. из «MettaNet» по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara2/4-catukkanipata . /007-pattakammavaggo-p.html . В переводе Бодхи отсутствует последний стих (восхваляющий счастье непорочности), который можно найти как в переводе Таниссаро, так и в SLTP.
- ^ Обратите внимание, что здесь, как и везде, из-за текстового параллелизма сукха («счастье») используется как противоположность дуккха («страдание»).
- ^ Обратите внимание, что к «благородным ученикам» ( ариясавако ) относятся миряне. См. « Шравака ».
- ^ Бодхи (2005), стр. 88-91; и Таниссаро (1994). Пали основан на типитаке SLTP, полученном 8 мая 2008 г. из «MettaNet» по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/3-tikanipata/007-mahavaggo-p. html . О жадности, ненависти и заблуждениях см. « килеса ». О райских местах обитания жителей брахмавихары см. AN 4.125 (Таниссаро, 2006).
- ^ «Дигхаджану (Вьягхападджа) Сутта: Дигхаджану» . www.accesstoinsight.org .
- ^ Бодхи (2005), стр. 124-6; и Таниссаро (1995).
- ^ «Карания Метта Сутта: Слова Будды о любящей доброте» . www.accesstoinsight.org .
- ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-5), с. 197, запись « Каруна », получено по адресу «Палийско-английский словарь Общества палийских текстов» . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 г. Проверено 11 июля 2012 г. .
- ^ См., например, Даттхабба Сутта ( SN 36.5; Ньянапоника, 1983) и Чачакка Сутта ( MN 148; Таниссаро, 1998).
- ^ Бодхи, Бхикку (2005). По словам Будды . Сомервилл: Публикации мудрости. стр. 296–8 ( СН 28:1–9). ISBN 978-0-86171-491-9 .
- ^ «Суттантапинаке Айгуттараникайо § 5.1.3.8» . МеттаНет-Ланка (на пали). Архивировано из оригинала 5 ноября 2007 г. Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Бхикку, Таниссаро (1997). «Самадханга Сутта: Факторы концентрации (АН 5.28) » Доступ к Инсайту . Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Всм IV, 100 (Нанамоли , 1999, стр. 142). Аналогично, см. также « Абхидхаммы » Комментарий , Аттхасалини (Бодхи, 1980).
- ^ Бодхи (1980) и Таниссаро (1997c).
- ^ Итивуттака 2.16, Ирландия, пер., http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/iti/iti.2.042-049x.irel.html#iti-043
- ^ Дэвидсон, Ричард; Кабат-Зинн, Джон; и др. (июль 2003 г.). «Изменения в мозге и иммунной функции, вызванные медитацией осознанности» (PDF) . Психосоматическая медицина . 65 (4): 564–570. дои : 10.1097/01.PSY.0000077505.67574.E3 . ПМИД 12883106 . S2CID 1398878 . [ мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амаравати Сангха (пер.) (1994, 2004). «Карания Метта Сутта: Слова Будды о любящей доброте» из Книги песнопений: Утренняя и вечерняя пуджа и размышления (1994). Хемел Хемпстед: Публикации Амаравати. Получено 10 мая 2008 г. из книги «Доступ к пониманию» (2004 г.) в книге «Карания Метта Сутта: Слова Будды о любящей доброте» .
- Бодхи, Бхиккху (1980). Трансцендентальное зависимое возникновение: перевод и толкование Упаниша-сутты (колесо № 277/278). Канди: Буддийское издательское общество . Получено 8 мая 2008 г. из книги «Доступ к пониманию» (1995) в журнале «Трансцендентальное зависимое возникновение: перевод и толкование Упаниша-сутты» .
- Бодхи, Бхиккху (2005). Словами Будды: Антология бесед Палийского канона . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-491-1 .
- Наамоли , Бхиккху (пер.) (1999). Путь очищения: Висуддхимагга . Сиэтл, Вашингтон: BPS Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
- Монье-Вильямс, Монье (1899, 1964). Санскритско-английский словарь . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-864308-X . Получено 8 мая 2008 г. из «Кёльнского университета» в MW Scan .
- Ньянапоника Тхера (пер.) (1983). Даттхабба Сутта: Быть известным ( SN 36.5). Получено 8 мая 2008 г. из «Доступа к знаниям» по адресу: Даттхабба Сутта: Быть известным .
- Ньянатилока Махатера (1952, 1980). Буддийский словарь: Руководство по буддийским терминам и доктринам. Канди: Буддийское издательское общество. ISBN 955-24-0019-8 . Получено 8 мая 2008 г. из «BuddhaSasana» в Ньянатилоке: Буддийский словарь .
- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Получено 8 мая 2008 г. из Университета Чикаго по адресу http://dsal.uchicago.edu/dictionaries/pali/ .
- Таниссаро Бхикку (пер.) (1994). Калама Сутта: Каламам ( AN 3.65). Получено 8 мая 2008 г. из «Доступа к пониманию» в Калама Сутта: К Каламам .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1995). Дигхаджану (Вьягхападжа) Сутта: Дигхаджану ( AN 8.54). Получено 8 мая 2008 г. из «Доступа к пониманию» в Дигхаджану (Вьяггхападжа). Сутта: Дигхаджану .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997a). Анана Сутта: Без долгов ( AN 4.62). Получено 8 мая 2008 г. из Anana Sutta: Debtless .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997b). Самадханга Сутта: Факторы концентрации ( AN 5.28). Получено 9 мая 2008 г. из книги «Доступ к пониманию» Самадханга Сутты: Факторы концентрации .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997c). Упаниша Сутта: Предварительные условия ( СН 12.23). Получено 8 мая 2008 г. из «Доступа к пониманию» в Упаниша Сутта: Предварительные условия .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998). Чачакка Сутта: Шесть секстетов (MN 148). Получено 8 мая 2008 г. из «Доступа к пониманию» в Чачакка Сутта: Шесть секстетов .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (2006). Метта Сутта: Добрая Воля (1) ( AN 4.125). Получено 10 мая 2008 г. из «Доступа к знаниям» на сайте Metta Sutta: Good Will (1) .
- Уолш, Морис О'Коннелл (1985). Сутта Упанишад: Упанишады (отрывок) ( SN 12.23) из Самьютта Никаи: Антология (Колесо № 318-321 ) Канди: Буддийское издательское общество. Получено из «Доступа к пониманию» (2007) в Сутте Упанишад: Упанишады.
Внешние ссылки
[ редактировать ]