Jump to content

Sukha

Переводы
Sukha
Английский Счастье, легкость или блаженство
китайский Радость (буддизм)
( Пиньинь : Когда )
японский Раку (буддизм)
( Ромаджи : Рак )
кхмерский Сок
( РЯДОМ : Сох )
тайский Туалет , ИПА: [сукха]
вьетнамский Счастливый
Глоссарий буддизма

Сукха ( пали и санскрит : सुख ) означает счастье , удовольствие , легкость, радость или блаженство. В ранних писаниях «сукха» противопоставляется «прейе» (प्रेय), означающему преходящее удовольствие, тогда как удовольствие «сукхи» имеет подлинное состояние счастья внутри существа, которое является длительным. В Палийском каноне этот термин используется в контексте описания мирских занятий и медитации .

Этимология

[ редактировать ]

Согласно Монье-Вильямсу (1964), этимология слова сукха «говорится как су ['хороший'] + кха ['отверстие'] и первоначально означает «имеющий хорошее ось»; так, например, в Ригведе сукха означает «бег быстро или легко» (применительно, например, к колесницам). Монье-Вильямс также отмечает, что этот термин может происходить альтернативно как «возможно, пракритская форма су-стха , см.; ср. духкха », что буквально означает су ['хороший'] + стха ['стоять']. Сукха противопоставляется дукха ; часто переводится как «страдание»), который (санскрит; пали: дуккха был установлен в качестве основных мотивирующих жизненных принципов в ранней ведической религии. Эта тема центральной роли дуккхи получила развитие в последующие годы как в ведических, так и в ответвленных буддийских традициях. Устранение дуккхи является смыслом существования раннего буддизма. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Палийская литература

[ редактировать ]

В Палийском каноне и связанной с ним литературе этот термин используется в общем смысле для обозначения «благополучия и счастья» ( хитасукха ) либо в настоящей жизни, либо в будущих жизнях. Кроме того, это технический термин, связанный с описанием фактора медитативного погружения ( джхана ) и чувственного чувства ( ведана ).

Общее стремление к жизни

[ редактировать ]

В Палийском каноне Будда ди обсуждает с разными мирянами «благополучие и счастье» ( хитасукха ), «видимые в этой настоящей жизни» ( ṭṭ ха -дхамма ) и «относящиеся к будущей жизни» ( сампарайика ), как это показано на примере следующими суттами . [ 4 ]

Анана Сутта

[ редактировать ]

В Анана Сутте , ( АН 4.62) Будда описывает четыре типа счастья для « домохозяина наслаждающегося чувственностью» ( gihinā kāma -bhoginā ):

  • счастье зарабатывать ( атти-сукха ) богатство справедливыми и праведными средствами
  • счастье щедро использовать ( бхога-сукха ) богатство на семью, друзей и на достойные дела
  • счастье бездолжности ( ana a-sukha ) быть свободным от долгов
  • счастье непорочности ( анаваджа-сукха ), жить безупречной и чистой жизнью, не совершая зла в мыслях, словах и поступках.

Из них мудрые ( сумедхасо ) знают, что счастье непорочности — это, безусловно, величайшее счастье домохозяина. [ 5 ] Экономическое и материальное счастье не стоит и шестнадцатой части духовного счастья, возникающего в результате безупречной и хорошей жизни.

В Калама-сутте ( AN 3.65) горожане спрашивают Будду, как им определить, какое духовное учение истинно. Будда советует «войти и пребывать» ( upasampajja vihareyyātha ) в «вещах» или «качествах» ( dhammā ), которые таковы:

  • умелый ( кусала ),
  • безупречный ( анаваджа ),
  • восхваляемый мудрыми ( виннуппасаттха ), и
  • при применении на практике способствуют благополучию и счастью ( саматта самадинна хитая сукхайа [ 6 ] са ваттанти )

Используя последний критерий, Будда затем просит горожан оценить жадность ( лобха ), ненависть ( доса ) и заблуждение ( моха ). -Бытие и счастье. Будда утверждает, что, учитывая это понимание, благородный ученик ( арийсавако ) [ 7 ] пронизывает все направления любящей добротой , состраданием , сочувственной радостью и невозмутимостью (см. четыре брахмавихары ); и, поступая так, человек очищает себя, избегает вызванных злом последствий, живет счастливой настоящей жизнью и, если произойдет будущее кармическое перерождение , он родится в небесном мире . [ 8 ]

Дигхаджану Сутта

[ редактировать ]

В Дигхаджану Сутте ( AN 8.54) Дигхаджану подходит к Будде и заявляет:

«Мы миряне, наслаждающиеся чувственностью; живем в окружении супругов и детей; используем ткани Каси и сандаловое дерево; носим гирлянды, ароматы и кремы; обращаемся с золотом и серебром. Пусть Благословенный учит Дхамме таких , как мы, для нашего счастья и благополучия в этой жизни, ради нашего счастья и благополучия в будущей жизни». [ 9 ]

В манере, несколько похожей на его изложение в вышеупомянутой Сутте Анана , Будда выделяет четыре источника, которые ведут к благополучию и счастью в текущей жизни:

  • продуктивные усилия ( u ṭṭ hāna-sampada ) в обеспечении средств к существованию,
  • защитные меры ( аракха-сампада ) относительно своего богатства от возможной кражи или катастрофы,
  • добродетельная дружба ( калья на -миттата ) и
  • уравновешенный образ жизни ( сама-дживиката ), воздержание от распутства, пьянства, азартных игр и дурной дружбы.

С точки зрения благополучия и счастья в следующей жизни Будда выделяет следующие источники:

Практика метты

[ редактировать ]

Как указано выше, в Калама-сутте Будда определяет практику четырех божественных обителей ( брахмавихары ) как способствующую собственному благополучию и счастью. Первой из этих обителей является метта (благожелательность, доброта), которая, например, классически выражена в «Карания Метта Сутта» палийского канона («Писание сострадательной доброжелательности») ( СН 1.8) искренним желанием (на английском и пали):

Пусть все существа будут спокойны! [ 11 ] Саббе сатта бхаванту сукхитатта.

Точно так же палийские комментарии ( SN A 128) прямо определяют метту как «желание принести благополучие и счастье [другим]» ( hita-sukha-upanaya-kāmatā ). [ 12 ] Таким образом, в буддизме стремление к общему счастью других способствует развитию собственного счастья.

Атрибут чувства

[ редактировать ]

В буддийских рамках пяти совокупностей (санскрит: скандха ; пали: кхандха ) и зависимого возникновения (санскрит: пратитьясамутпада ; пали: патиччасамуппада) «чувства» или «ощущения» ( ведана ) возникают в результате контакта с внешним объектом (таким как как визуальный объект или звук) с органом чувств (например, глазом или ухом) и сознанием. В Палийском каноне такие чувства обычно описываются как один из трех типов: приятные ( сукха ), неприятные ( дуккха ) или ни-неприятные-ни-приятные ( адуккха-асукха ). [ 13 ]

Ментальный фактор в медитации

[ редактировать ]
Таблица: Рупа-джхана
Cetasika
(mental factors)
First
jhāna
Second
jhāna
Third
jhāna
Fourth
jhāna
Kāma / Akusala dhamma
(sensuality / unskillful qualities)
secluded from;
withdrawn
does not occur does not occur does not occur
Pīti
(rapture)
seclusion-born;
pervades body
samādhi-born;
pervades body
fades away
(along with distress)
does not occur
Sukha
(non-sensual pleasure)
pervades
physical body
abandoned
(no pleasure nor pain)
Vitakka
("applied thought")
accompanies
jhāna
unification of awareness
free from vitakka and vicāra
does not occur does not occur
Vicāra
("sustained thought")
Upekkhāsatipārisuddhi does not occur internal confidence equanimous;
mindful
purity of
equanimity and mindfulness
Sources:[14][15][16]

В комментаторской традиции буддийской медитации развитие джханы (санскрит: дхьяна ) описывается как развитие пяти умственных факторов (санскрит: чаитасика ; пали: четасика ), которые противодействуют пяти препятствиям : [ примечание 1 ]

  1. витакка («прикладная мысль») противодействует лени и апатии (вялости и сонливости).
  2. вичара («устойчивая мысль») противодействует сомнению (неуверенности)
  3. Пити (восторг) противодействует недоброжелательности (злобе)
  4. сукха (нечувственное удовольствие») противодействует беспокойству-беспокойству (возбуждению и тревоге).
  5. экаггата (однонаправленность) противодействует чувственному желанию

И пити , и сукха рождаются в результате телесного уединения и умственного покоя в первой джхане , но оба затем рождаются в результате сосредоточенной концентрации ( самадхи ) во второй джхане , и только сукха поддерживается в третьей джхане до тех пор, пока ее не оставят ради чистой , осознанной невозмутимости ( упеккхасатипарисуддхи ) в четвёртой джхане .

Висуддхимагга : различает пити и сукху следующим экспериментальным способом

И где бы они ни были связаны, счастье [здесь перевод пити, сделанный Нанамоли ] это удовлетворение от получения желаемого объекта, а блаженство [ сукха ] — это фактическое переживание его, когда он получен. Где счастье [ пити ], там блаженство (удовольствие) [ сукха ]; но там, где есть блаженство [ сукха ], не обязательно есть счастье [ пити ]. Счастье входит в образований совокупность ; блаженство включено в совокупность чувств . Если бы человек, измученный в пустыне, увидел или услышал о пруде на опушке леса, он был бы счастлив; если бы он вошел в тень леса и воспользовался водой, он был бы блажен... [ 17 ]

Предоставляя простую условную цепочку событий, которая перекрывает приведенное выше более повествовательное изложение, Упаниша-сутта ( SN 12.23) утверждает, что сукха возникает из спокойствия ( пассаддхи ) тела и ума и, в свою очередь, приводит к концентрации ( самадхи ). [ 18 ] Ссылаясь на традиционную постканоническую палийскую литературу, связанную с этим дискурсом, Бодхи (1980) добавляет следующее функциональное определение сукхи :

В комментариях к Упаниша-сутте объясняется сукха как счастье доступа к погружению. Термин «доступ» (упачара) обозначает стадию развития безмятежности, непосредственно предшествующую полному погружению, намеченной цели медитации безмятежности . Доступ характеризуется отказом от пяти препятствий и возникновением «знака-двойника», самосветящегося объекта внутреннего восприятия, который является фокусом для высших стадий концентрации.

Как характеристика пробуждения

[ редактировать ]

Ниббана (санскрит: Нирвана ) влечет за собой фундаментальное исчезновение или «затухание» процессов нездорового желания, отвращения и заблуждений . С точки зрения пробужденного опыта последние пагубные процессы оцениваются как «волнения» ума. В отличие от такого волнения, сукха и родственные ей слова встречаются в местах Палийского канона, где спокойствие Ниббаны, «Необусловленного», характеризуют как блаженство:

Рожденный, возникший, произведенный,
Сотворенное, обусловленное, преходящее,
В сочетании с разложением и смертью,
Гнездо болезней, скоропортящихся,
Возникший из нити питания и жажды —
Это не достойно радости.
Бегство от этого, мирное,
За пределами рассуждений, вечный,
Нерожденное, несотворенное,
Безпечальное состояние, лишенное пятен,
Прекращение состояний, связанных со страданием,
Успокоение обусловленного — блаженство. [ 19 ]

Санскритская литература

[ редактировать ]

В «Йога-сутрах » Патанджали использует слово «сукха», когда определяет асану как баланс между «Сукхой» и «Стирой» (силой, устойчивостью, твердостью).

Нейробиологическая основа

[ редактировать ]

Некоторые исследователи предположили, что «сдвиг» в активности медиальной префронтальной коры — это то, что поддерживает состояние внутреннего удовлетворения и невозмутимости. [ 20 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См., например, Samādha ga Sutta (a/k/a, Pañca gikasamādhi Sutta , AN 5.28) (Thanissaro, 1997b).
  1. ^ Монье-Вильямс (1964), с. 1220, запись «Сукха» (получено с http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/scans/MWScan/MWScanpdf/mw1220-suUti.pdf ). Слова в квадратных скобках («хороший» и «диафрагма») взяты из книги Монье-Вильямса, стр. 334, 1219.
  2. ^ Относительно отношений между сукхой и дуккхой , Рис Дэвидс и Стед (1921-5), стр. 716, запись «Сукха» (полученная из [1] ), просто указывает, что дуккха является одним из антонимов слова сукха (наряду с асукха ) и в таких контекстах иногда пишется как дукха .
  3. ^ "Рыбацкая трофи экспедиция "Река Сука" или "Сукарека" | Покатушки. Встречи. Туризм" .
  4. ^ См. Бодхи (2005), стр. 3–4, пасс .
  5. ^ Бодхи (2005), стр. 127-8; и Таниссаро (1997a). Пали основан на издании Шри-Ланкийского проекта Трипитака (SLTP), полученном 8 мая 2008 г. из «MettaNet» по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara2/4-catukkanipata . /007-pattakammavaggo-p.html . В переводе Бодхи отсутствует последний стих (восхваляющий счастье непорочности), который можно найти как в переводе Таниссаро, так и в SLTP.
  6. ^ Обратите внимание, что здесь, как и везде, из-за текстового параллелизма сукха («счастье») используется как противоположность дуккха («страдание»).
  7. ^ Обратите внимание, что к «благородным ученикам» ( ариясавако ) относятся миряне. См. « Шравака ».
  8. ^ Бодхи (2005), стр. 88-91; и Таниссаро (1994). Пали основан на типитаке SLTP, полученном 8 мая 2008 г. из «MettaNet» по адресу http://www.metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/3-tikanipata/007-mahavaggo-p. html . О жадности, ненависти и заблуждениях см. « килеса ». О райских местах обитания жителей брахмавихары см. AN 4.125 (Таниссаро, 2006).
  9. ^ «Дигхаджану (Вьягхападджа) Сутта: Дигхаджану» . www.accesstoinsight.org .
  10. ^ Бодхи (2005), стр. 124-6; и Таниссаро (1995).
  11. ^ «Карания Метта Сутта: Слова Будды о любящей доброте» . www.accesstoinsight.org .
  12. ^ Рис Дэвидс и Стид (1921-5), с. 197, запись « Каруна », получено по адресу «Палийско-английский словарь Общества палийских текстов» . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 г. Проверено 11 июля 2012 г. .
  13. ^ См., например, Даттхабба Сутта ( SN 36.5; Ньянапоника, 1983) и Чачакка Сутта ( MN 148; Таниссаро, 1998).
  14. ^ Бодхи, Бхикку (2005). По словам Будды . Сомервилл: Публикации мудрости. стр. 296–8 ( СН 28:1–9). ISBN  978-0-86171-491-9 .
  15. ^ «Суттантапинаке Айгуттараникайо § 5.1.3.8» . МеттаНет-Ланка (на пали). Архивировано из оригинала 5 ноября 2007 г. Проверено 6 июня 2007 г.
  16. ^ Бхикку, Таниссаро (1997). «Самадханга Сутта: Факторы концентрации (АН 5.28) » Доступ к Инсайту . Проверено 6 июня 2007 г.
  17. ^ Всм IV, 100 (Нанамоли , 1999, стр. 142). Аналогично, см. также « Абхидхаммы » Комментарий , Аттхасалини (Бодхи, 1980).
  18. ^ Бодхи (1980) и Таниссаро (1997c).
  19. ^ Итивуттака 2.16, Ирландия, пер., http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/iti/iti.2.042-049x.irel.html#iti-043
  20. ^ Дэвидсон, Ричард; Кабат-Зинн, Джон; и др. (июль 2003 г.). «Изменения в мозге и иммунной функции, вызванные медитацией осознанности» (PDF) . Психосоматическая медицина . 65 (4): 564–570. дои : 10.1097/01.PSY.0000077505.67574.E3 . ПМИД   12883106 . S2CID   1398878 . [ мертвая ссылка ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ae22320ab11a51ef452587ebcb8d696__1714403820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/96/6ae22320ab11a51ef452587ebcb8d696.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sukha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)