Jump to content

Вибхаджьявада

(Перенаправлено с Вибхаджавады )

Вибхаджьявада ( санскрит ; пали : Vibhajjavāda ; традиционный китайский : 分別說部 ; пиньинь : fēnbiéshuō-bù ) — термин, обычно применяемый к группам ранних буддистов , принадлежащих к Стхавира Никайе , которые отделились от Махасангхики (либо из-за первых попыток чтобы сделать Винайю более строгой, или последние желают реформировать ее, см.: Стхавира Никайя , основная статья) на две основные группы: Сарвастивада и Вибхаджьявада, из которых последние, как известно, отвергли обе доктрины Сарвастивады (особенно доктрину «Сарвастивады»); все существует») и учение Пудгалавады (персонализм). [1] [2] [3] Во время правления Ашоки эти группы, возможно, принимали участие в миссионерской деятельности в Гандхаре , Бактрии , Кашмире , Южной Индии и Шри-Ланке . К третьему веку нашей эры они распространились в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии . [3] Их учение изложено в Катхаватту .

Номенклатура и этимология

[ редактировать ]

Слово Вибхаджьявада можно разделить на вибхаджья , что в широком смысле означает «разделение», «анализ», и вада, содержащую семантическое поле : «доктрина», «учение». [4] По словам Эндрю Скилтона, анализ явлений (санскр. дхармы ) был доктринальным акцентом и занятием вибхаджьявадинов. [4]

По мнению А.К. Уордера, их называют «различителями», потому что они проводят различия между дхаммами, существующими в настоящем и прошлом, и дхаммами, которые не существуют в прошлом и будущем (в отличие от сарвастивады ). [5] Это подтверждается объяснением, данным философом Махаяны VI века Бхававивекой . [6]

Согласно Бханте Суджато , Вибхаджьявада означает, что доктрина «отличает» ( vibhajanto ) неортодоксальные и ортодоксальные взгляды, в частности, небуддийскую теорию «я» ( атмана ), а также теорию пудгалы ( или «человека», похожего на но отличный от атмана ) Пудгалавадинов (также известных как Ваципутрия ). Характерным методом, который Будда и ранние буддисты использовали для разрушения идеи «я», был метод анализа ( вибхаджати ) компонентов личности и их исследования, чтобы обнаружить, что они не обладают чертами, которые можно было бы приписать «я». Таким образом, имело бы смысл, что этот термин относится к «движению Абхидхаммы как аналитическому подходу к Дхамме в целом и как критике «самости» в частности». [6]

Согласно традиционному рассказу Тхеравады, старейшина Моггалипутта-Тисса защищал доктрину Вибхаджьявады под руководством Ашоки на Третьем соборе .

Вибхаджьявадины — группа ранних буддийских школ. Согласно сообщению Тхеравады , эта группа отвергла учения Сарвастивады на третьем буддийском соборе (однако современные ученые подвергают сомнению повествования о совете). [7] [8] Это имя означает «те, кто проводит различия», и включает Кашьяпию , Махишасаку и Дхармагуптаку . [7] Вибхаджьявадины были широко представлены на юге Индии, где они называли себя Териями. Они дожили до семнадцатого века на юге Индии, а на Шри-Ланке стали тхеравадинами . [9]

Вибхаджьявадины отвергли утверждение сарвастивады о том, что все дхаммы (принципы, явления) существуют в прошлом, настоящем и будущем. Вместо этого они провели различие между дхаммами, которые «существуют», и дхаммами, которые не существуют, отсюда и название «отличительные». [5] Вибхаджьявадины считали, что дхаммы существуют в настоящем, но не в будущем. Что касается прошлых дхамм, то те полезные или нездоровые дхаммы, которые уже принесли свои плоды или последствия, как говорили, не существуют, но можно сказать, что те, которые еще не вызвали кармического эффекта, обладают некоторой эффективностью. [2] Сарвастивада Виджнянакая излагает свою позицию, которую защищает Моггалипуттатисса , следующим образом: «Прошлого и будущего нет; настоящее и безусловное существуют». [10]

Вибхаджьявадины также считали, что из всех дхамм только Нирвана была безусловной ( асанкхата ) дхаммой, вопреки мнению Сарвастивады , которая также считала, что пространство является безусловной дхаммой. [11] Еще одно отличие от Сарвастивады заключалось в вопросе постепенного и внезапного достижения. Вибхаджьявадины считали, что при входе в ручей понимание четырёх благородных истин приходит сразу ( экабхисамайя ), тогда как сарвастивада утверждала, что это происходит лишь постепенно ( анупуббабхисамайя ). [12] [13] Вибхаджьявадины также утверждали, что архаты не могут регрессировать или вернуться в более низкое состояние после достижения архатства. [12] [14] Вибхаджьявадины также отвергли учение о промежуточном состоянии между перерождениями ( антарабхава ). [14]

Доктрины Вибхаджьявадинов можно увидеть в Катхаватту , традиционно приписываемом старшему Моггалиппуттатиссе Тхеравадой . Самый ранний слой этого текста может датироваться периодом правления Ашоки . [7] [6] Однако ни «Тхеравадин Катхаватту» , ни «Сарвастивада Виджнянакая» не содержат никаких упоминаний о Вибхаджьяваде как об отдельной школе, что указывает на то, что, возможно, во время их записи еще не было формального раскола между Сарвастивадой и Вибхаджьявадой. [15] [16]

Между тем, в « Висуддхимагге Буддхагхоши » , написанном в Шри-Ланке пятого века, упоминается, что « Висуддхимагга» была написана по просьбе Сангхафалы, «члена линии передачи Махавихарасинов, прославленных терий, лучших из вибхаджавадинов». [3]

Карта буддийских миссий во время правления Ашоки .

Вибхаджьявадины не упоминаются в ранних буддийских традициях как отдельная секта и не связаны с каким-либо одним периодом времени. [15] Некоторые ученые полагают, что не было отдельной секты «Вибхаджьявада», но что термин вибхаджьявада иногда добавлялся к названию школы, чтобы указать, что она отличалась от основной школы по некоторым доктринам. [17] В этом смысле они будут вибхаджьявадинами этой конкретной школы. [17]

Это название применялось к множеству общин на Индийском субконтиненте. Основными из них были: [3]

  1. Дхармагуптака , расположенная преимущественно на северо-западе Индийского субконтинента , но также распространяющаяся вдоль центральноазиатских торговых путей. По словам Ричарда Саломона, эта школа занималась миссионерской деятельностью и доминировала в Гандхаре в первом веке нашей эры. [3]
  2. Кашьяпия , вероятно, расположена в том же районе, что и Дхармагуптака.
  3. Махишасака , как указано выше, но также и в других частях материковой Индии.
  4. Тамбапанния ( санскр . Tamraparniyas, позже известная как Махавихаравасины и Тхеравада ), основанная в Шри-Ланке (в Анурадхапуре ), но действующая также в Андхре и других частях Южной Индии (Ванаваса в современной Карнатаке ), а затем и по всей Юго-Восточной Азии . Надписи были найдены в Амаравати и Нагарджунаконде . [3]

Бханте Суджато в своем обзоре школ Дхармагуптака и Махавихаравасин утверждает, что раскол между ними произошел не из-за каких-либо различий в доктринах или монашеской дисциплине, а из-за географического расстояния. [18]

По мнению Л.С. Казинса , предшественник этих школ, вероятно, был вовлечен в миссионерскую деятельность примерно во времена Ашоки в регионах Кашмира , Гандхары , Бактрии , Андхры и Шри-Ланки . [3] Казинс заключает:

Вибхаджавадины действительно были школой, преобладающей на Цейлоне и Гандхаре в ранние времена, а также присутствовали, если не преобладали, в других частях Центральной Азии, Китае, Южной Индии и Юго-Восточной Азии самое позднее примерно в третьем веке нашей эры. . На тот момент ни одна другая школа не имела такого распространения. [3]

Сектантские взгляды

[ редактировать ]

Махавихара , Тхеравадины Шри -Ланки являются потомками Стхавира Вибхаджьявадинов в Южной Индии которые использовали язык Пали , несколько отличающийся от северных школ Стхавира. [17] Тхеравадины считают , что Вибхаджьявада была излюбленной доктриной во время буддийского совета , проходившего в Паталипутре под руководством Ашоки . Однако, как отмечает Гетин, источники довольно запутаны по этому поводу. [19]

В Самматиях (также известных как Пудгалавадины ) также упоминаются Вибхаджьявадины. [15] Согласно секте Самматия, Вибхаджьявадины произошли от школы Сарвастивады . [15]

Сарвастивадин Абхидхарма Махавибхаша Шастра описывает Вибхаджьявадинов как тип еретиков, которые «выдвигают возражения, поддерживают вредные доктрины и нападают на тех, кто следует подлинной Дхарме». [20] [21]

Махасангхика стхавиры рассматривала вибхаджьявадинов как ответвления коренного раскола в буддизме, который, по их мнению, породил три секты: , махасангхики и вибхаджьявадины. [15] Махасангхики перечисляют секты Махишасака , Дхармагуптака , Кашьяпия и Тамрапарния (Тхеравада) как потомки вибхаджьявадинов. [15] Сама ветвь Махасангхика вместе с Праджняптивадой предпочитала называться Бахушрутия -Вибхаджьявадины. [20]

См. также

[ редактировать ]

Ранние буддийские школы

  1. ^ Уордер, 2000, с. 264.
  2. ^ Jump up to: а б Уильямс, Трайб, Винн; Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию , с. 91.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Казинс, Л.С. (2001). О Вибхаджавадинах. Ветви древних Терий Махимсасака, Дхаммагуттака, Кассапия и Тамбапанния , Обзор буддийских исследований 18 (2), 131-182.
  4. ^ Jump up to: а б Скилтон 2004 , с. 67.
  5. ^ Jump up to: а б Уордер 2000 , с. 264.
  6. ^ Jump up to: а б с Суджато 2012 , стр. 108–109.
  7. ^ Jump up to: а б с Берквиц 2012 , с. 58.
  8. ^ Суджато 2012 , стр. 57–58.
  9. ^ Харви 1995 , с. 86.
  10. ^ Суджато 2012 , с. 117.
  11. ^ Морган, Дайан, Основы буддизма: Всеобъемлющее руководство по вере и практике: Всеобъемлющее руководство по вере и практике, стр. 52.
  12. ^ Jump up to: а б Морган, Дайан, «Основной буддизм: всеобъемлющее руководство по вере и практике: всеобъемлющее руководство по вере и практике», стр. 53.
  13. ^ Суджато 2012 , с. 111.
  14. ^ Jump up to: а б Берквиц, 2012, с. 58.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Баруа 2008 , с. 51.
  16. ^ Суджато 2012 , с. 119.
  17. ^ Jump up to: а б с Датт 1998 , с. 211.
  18. ^ Суджато 2012 , с. 133.
  19. ^ Гетин, Руперт, Основы буддизма.
  20. ^ Jump up to: а б Баруа 2008 , с. 48.
  21. ^ Трипати 2008 , с. 113.

Источники

[ редактировать ]
  • Баруа, Бибхути (2008), буддийские секты и сектантство
  • Берквиц, Стивен К. (2012), Южноазиатский буддизм: обзор , Routledge
  • Датт, Налинакша (1998), буддийские секты в Индии
  • Харви, Питер (1995), Введение в буддизм , Cambridge University Press
  • Скилтон, Эндрю (2004), Краткая история буддизма
  • Суджато, Бханте (2012), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, ISBN  9781921842085
  • Трипати, Шридхар (2008), Энциклопедия палийской литературы
  • Уордер, АК (2000), Индийский буддизм , Мотилалл Банарсидас

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лэнс Казинс, «О вибхаджавадинах: ветви Махимсасака, Дхаммагуттака, Кассапия и Тамбапанния древних терий», Обзор буддийских исследований 18, 2 (2001)
  • Прасад, Чандра Шекхар, «Тхеравада и Вибхаджавада: критическое исследование двух наименований», Восток и Запад, том 22 (1972)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6e3f3b0895c9133e62fb4b7be42ab43__1720111500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/43/e6e3f3b0895c9133e62fb4b7be42ab43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vibhajyavāda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)