Катхаватту
Палийский канон |
---|
![]() |
1. Vinaya Piṭaka |
2. Сутта Питака |
3. Абхидхамма Питака |

Катхаватту ( пали ) (сокращенно Кв , Кву ; перевод «Точки противоречия» ) — буддийское писание, одна из семи книг Тхеравады Абхидхамма Питака . В тексте позиция ортодоксальной Тхеравады по ряду вопросов противопоставляется неортодоксальным взглядам различных собеседников; последние не идентифицируются в тексте первоисточника, но были спекулятивно отождествлены с конкретными школами мысли в (исторически последующих) комментариях. Оригинальный текст предположительно датирован временем правления царя Ашоки (около 240 г. до н. э.), но это тоже спорно. [1] Хотя ядро текста, возможно, начало формироваться во время правления Ашоки, Бхиккху Суджато отмечает, что «работа в целом не могла быть составлена в то время, поскольку она является результатом длительного периода разработки, и обсуждает множество точек зрения». школ, которые появились намного позже времен Ашоки». [2]
Организация
[ редактировать ]Катхаватту документирует более 200 спорных моментов. [3] Обсуждаемые вопросы разделены на четыре панасаки (букв. «группа из 50 человек»). Каждая пансака снова делится на 20 глав ( вагга всего ). Кроме того, следуют еще три вагги за четырьмя паннасаками . [4]
Каждая глава содержит вопросы и ответы, посредством которых излагаются, опровергаются и отвергаются самые разнообразные взгляды. Форма дебатов не позволяет идентифицировать участников и не выходит за рамки дебатов, чтобы четко указать, какая сторона права.
Взгляды, считавшиеся нееретическими в интерпретации Каттаватту в комментариях, были поддержаны деноминацией Тхеравады. Согласно «Комментариям», взгляды которых были отвергнуты, включают Сарвастиваду . [5]
Доктринальные позиции
[ редактировать ]В тексте основное внимание уделяется опровержению взглядов различных буддийских школ, к ним относятся: [6]
- Взгляды школы Пудгалавады , согласно которым «человек» существует как реальный и окончательный факт и что он переходит из одной жизни в другую.
- Что усовершенствованное существо ( Архат ) может отпасть от совершенства.
- Взгляды сарвастивадинов о том, что «все [дхармы] существуют» в трёх временах (прошлом, настоящем, будущем), являются формой временного этернализма .
- Что у Архата могут быть ночные поллюции .
- Что Архату может не хватать знаний, он может сомневаться или превосходить других.
- Что продолжительность информационного мероприятия может длиться день и более.
- Такое проникновение и понимание различных стадий просветления достигается постепенно.
- Что мирская речь Будды была чем-то сверхъестественным.
- Что всеми силами Будды обладают и его ведущие ученики.
- Что мирянин может стать Архатом.
- Тот, кто может достичь просветления в момент перерождения.
- Что четыре благородные истины, нематериальные состояния, пространство и взаимозависимое происхождение не обусловлены.
- Существует промежуточное состояние ( Бардо ) существования.
- Что все дхаммы длятся лишь мгновение ( кшана ).
- Это все из-за Кармы.
- Что не следует говорить, что монашеский сан принимает дары.
- Что Дхарме учил не сам Будда, а его волшебное творение.
- Тот, кто достиг джханы, продолжает слышать звук
- Что пять самых тяжких преступлений (матеубийство, отцеубийство и т. д.) влекут за собой немедленное возмездие, даже если они совершены непреднамеренно.
- Это окончательное освобождение может быть достигнуто без устранения определенных оков.
Каноничность
[ редактировать ]Часть серии о |
Ранний буддизм |
---|
![]() |
Включение Катхаватту в Абхидхамма Питаку иногда считалось чем-то вроде аномалии. Во-первых, книга не рассматривается как слова самого Будды — ее авторство традиционно приписывается Моггалипутте Тиссе . Однако в этом нет ничего необычного: описания первых двух Соборов в Винайе, очевидно, также не являются реальными словами Будды. [7] Во-вторых, тема Катхаватту существенно отличается от тематики других текстов Абхидхаммы – но это верно в отношении Пуггалапаньятти и .
Ученые иногда также указывают на включение некоторых явно более поздних (относительно новых) разделов Катхаватту в Типитаку как указание на то, что Палийский канон был более «открытым», чем иногда считалось, и как иллюстрацию процесса кодификации новых текстов. как канонический. На самом деле в этом тоже нет ничего необычного: в Canon довольно много относительно позднего материала. [8]
Интерпретация
[ редактировать ]По традиции, которой следуют многие ученые, дебаты понимаются как споры между разными школами буддизма. Однако Л.С. Казинс , которого профессор Гомбрич называет ведущим исследователем абхидхаммы на Западе, [9] говорит:
«В духовных традициях всего мира преподаватели часто используют очевидные противоречия как часть своего метода обучения – возможно, для того, чтобы вызвать у ученика большую осведомленность или вызвать более глубокий и широкий взгляд на изучаемый предмет. Палийский канон содержит множество явных примеры таких методов (действительно, большая часть Катхаватту имеет больший смысл в этих терминах, чем в виде сектантских споров.)» [10]
Переводы
[ редактировать ]Спорные моменты , тр. С. З. Аунг и CAF Рис Дэвидс (1915, 1993), Общество палийских текстов , Бристоль.
См. также
[ редактировать ]- В Моггалипутта-Тиссе
- Буддийские советы > Третий буддийский совет
- Ранние буддийские школы > Вибхаджавада , Сарвастивада
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джеймс П. Макдермотт, КАТХАВАТТУ; Энциклопедия индийской философии, том VII: Буддизм Абхидхармы до 150 г. н.э.
- ^ Суджато, Бханте (2012), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 101-1. 108–109, ISBN 9781921842085
- ^ Хинубер (2000), с. 72 пишет: «В Кв [Катхаватту] обсуждалось чуть более 200 пунктов, хотя кажется, что традиция предполагает большее их число». Гейгер и Гош (2004), с. 10, напишите: «Эта книга содержит опровержение 252 различных ложных учений...».
- ^ Хинубер (2000), с. 71, абз. 145. Хинубер комментирует: «Эта несколько неправильная структура [Катхаватту], кажется, указывает на то, что текст разрастался в течение определенного времени, и всякий раз, когда возникали новые разногласия, они включались».
- ^ Овер (2000), с. 73, пишет:
- «Сильным недостатком изложения споров в Кв [Катхаватту] является отсутствие каких-либо указаний на соответствующую школу, к которой могут принадлежать обсуждаемые еретические взгляды. Они упоминаются гораздо позже только в комментариях.... В в этом отношении Кв отличается от Виджнянакаи [параллельного текста Сарвастивады], где названы имена собеседников».
- ^ Джеймс П. Макдермотт, КАТХАВАТТУ; Энциклопедия индийской философии, том VII: Буддизм Абхидхармы до 150 г. н.э.
- ^ Овер (2000), с. 71, далее говорится:
- «... каноничность Кв [Катхаватту] не была общепринятой, поскольку она явно не является буддхаваканой . Однако она сохраняется как таковая благодаря мнению, что Будда произнес матику [ абхидхаммическую классификационную схему] на небесах ( Как 4,3-30), который Моггаллипуттатисса развернул... на третьем соборе после того, как Ашока очистил Сангху (Кв-а 6,2-7,29). Когда по этому поводу читался канон, был включен Кв. Очевидно, традиция всегда знала об относительно поздней дате Кв».
- ^ Овер (2000), с. 73, пишет:
- «Не совсем очевидно, почему Кв был включен в Абхидхаммапитаку . Форма текста, содержащего обсуждения, ближе к Суттантам, чем к Абхидхамме... Причина может быть хронологической. В то время, когда Кв был сформировавшиеся при Ашоке , четыре великие Никаи, возможно, уже были закрытыми собраниями, в то время как Абхидхамма была еще открыта».
- ^ Состояние буддийских исследований в мире, 1972-1997 гг ., Изд. Сверер и Промта, Университет Чулалонгкорн, Бангкок, 2000, стр. 182.
- ^ Гатаре Дхаммапала; Ричард Фрэнсис Гомбрич; Кеннет Рой Норман, ред. (1984). Буддийские исследования: в честь Хаммалавы Саддхатиссы . Шри-Ланка: Комитет поздравлений Хаммалавы Саддхатиссы, Университет Шри-Джаяварденпуры. п. 67.
Источники
[ редактировать ]- Гейгер, Вильгельм (пер. с немецкого Батакришны Гоша ) (2004). Палийская литература и язык . Нью-Дели: Издательство Munshiram Manoharlal. ISBN 81-215-0716-2 .
- Хинубер, Оскар фон (2000). Справочник по палийской литературе . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-016738-7 .
- Макдермотт, Джеймс П. (1975). «Дебаты о Катхаватту Камме» в Журнале Американского восточного общества , Vol. 95, № 3 (июль – сентябрь 1975 г.), стр. 424–433.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст на пали и перевод на английский язык на сайте suttacentral.net.