Васубандху
Васубандху | |
---|---|
Монах и философ -йогачара Васубандху в роли патриарха Чань на китайской иллюстрации. | |
Занятие | буддийский монах |
Известный | Сооснователь Йогачара. философской школы |
Родственники | Асанга ( полу- [ нужна ссылка ] брат) |
Часть серии о |
Махаяна Буддизм |
---|
![]() |
Васубандху ( традиционный китайский : 世親 ; пиньинь : Shìqīn ; тибетский: དབྱིག་གཉེན་ Уайли : dbyig gnyen ; эт. 4-5 веков н.э.) был влиятельным буддийским монахом и ученым из Гандхары или Центральной Индии . [1] Он был философом, написавшим комментарии к Абхидхарме с точки зрения школ Сарвастивады и Саутрантики . После его обращения в буддизм Махаяны вместе со своим полу- [ нужна ссылка ] брат Асанга , он также был одним из главных основателей школы Йогачара .
Васубандху «Абхидхармакошакарика» («Комментарий к сокровищнице Абхидхармы») широко используется в тибетском и восточноазиатском буддизме как основной источник немахаянской философии Абхидхармы. Его философские стихотворные произведения устанавливают стандарт индийской метафизики Йогачара «только видимости» ( vijñapti-mātra ), которая описывается как форма « эпистемологического идеализма », феноменологии. [2] и близок к Иммануила Канта трансцендентальному идеализму . [3] Помимо этого, он написал несколько комментариев, работ по логике, аргументации и религиозной поэзии.
Васубандху — один из самых влиятельных мыслителей индийской буддийской философской традиции. Благодаря своей связи с университетом Наланды Васубандху и Асанга входят в число так называемых Семнадцати Мастеров Наланды. [4] [5] В Дзёдо Синсю он считается Вторым Патриархом ; в чань-буддизме он 21-й Патриарх.
Жизнь и творчество [ править ]
В разных источниках указывается разное место рождения Васубандху. Сюаньцзан утверждает, что Васубандху родился в Гандхаре, однако Бутон Ринчен Друп помещает Васубандху в Центральную Индию . [1] Имя Васубандху означает «Родственник изобилия». [6] [7] [8] Тибетский буддизм рассматривает двух братьев как часть шести великих индийских комментаторов, называемых «Шесть украшений». [9] Он был современником Чандрагупты I , отца Самудрагупты . Эта информация временно относит Васубандху к IV веку нашей эры. [10] Самая ранняя биография Васубандху была переведена на китайский язык Парамартхой (499–569). [11]
Васубандху первоначально учился в буддийской школе сарвастивады (также называемой вайбхашикой , которая поддерживала комментарии Махавибхасы ), которая доминировала в Гандхаре, а позже переехал в Кашмир , чтобы учиться у глав тамошней ортодоксальной ветви сарвастивады. [12] Вернувшись домой, он читал лекции по Абхидхарме и составил Абхидхармакошакарику ( «Стихи о сокровищнице Абхидхармы »), квинтэссенцию стихов учения Сарвастивады Абхидхармы, которая представляла собой анализ всех факторов опыта на составляющие его дхармы (феноменальные события). Однако Васубандху в течение некоторого времени также начал подвергать сомнению взгляды Сарвастивады-Вайбхашики и учился у учителя Саутрантики Манораты. Таким образом, его автокомментарии к стихам Абхидхармы иногда критикуют систему Вайбхашика с точки зрения Саутрантики. [3] Однако работа не всегда критически относится к вайбхасикам, а в некоторых случаях также защищает ортодоксальную позицию вайбхасиков. [13] Абхидхармакоша остается основным источником исследований Абхидхармы как в тибетском буддизме , так и в восточноазиатском буддизме. [14]
Позже говорят, что Васубандху обратился в веру Махаяны под влиянием своего брата Асанги , после чего он написал ряд трактатов Йогачара и комментариев к сутрам Махаяны. Одними из его самых влиятельных махаянских работ являются « Двадцать стихов только о сознании» ( Vimśatikāvijñaptimātratāsiddhi ) с комментариями к нему ( Viṃśatikāvṛtti ), « Тридцать стихов только о сознании» ( Tṃshika-vijñaptimātratā ) и его «Беседы о Чистой Земле » ( Jìngt?lùn) 浄土論). « Тридцать стихов» легли в основу » Сюаньцзана «Чэн Вэй Ши Лунь , одного из важнейших источников восточноазиатского буддизма йогачара . Его трактат о Чистой Земле также оказал большое влияние на буддизм Чистой Земли Восточной Азии .
В Индии Васубандху стал известен как крупный мастер Махаяны, ученый и участник дебатов. Сообщается, что он победил философов санкхья в дебатах перед царем Гуптов «Викрамадитьей» (по-разному называемым Чандрагуптой II). [15] или Скандагупта ) [16] в Айодхье , который, как говорят, наградил его 300 000 золотых. [17] Васубандху использовал деньги, которые он заработал от королевского покровительства и дискуссий о победах, для строительства буддийских монастырей и больниц.
Согласно традиционным источникам, Васубандху умер во время посещения Непала в возрасте 100 лет. [18]
Приписанные работы [ править ]
Васубандху был плодовитым автором буддийских трактатов и комментариев. Список его ключевых работ включает:
Трактаты [ править ]
- Вимшатика-виджняптиматратасиддхи (Двадцать стихов, демонстрирующих только сознание)
- Тримшика-виджняптиматрата (Тридцать стихов только о сознании).
- Панчаскандхапракарана ( Объяснение пяти совокупностей )
- Кармасиддхипракарана ( Трактат об установлении кармы ) [19]
- Вьякьяюкти ( Правильный способ изложения ), текст по буддийской герменевтике ,
- Вадавидхи ( Правила ведения дебатов ), текст формальной эпистемологической ( прамана ) теории и дебатов.
- *Махаяна шатадхарма-пракашамукха шастра ( Baif mingmen lun 百法明门论 , «Ясное введение в сто дхарм» , T 1614)
- Тришвабхава-нирдеша ( «Изложение трёх природ ») — некоторые учёные ставят под сомнение приписывание этого текста Васубандху (или, по крайней мере, утверждают, что это его поздняя работа, отличающаяся в различных отношениях от других произведений). [20] [21]
- Парамартхасаптати , критика санкхьи . философии
Комментарии [ править ]
- Чатухшатака-шастра (комментарий к » Арьядевы «Четыремстам стихам )
- Махаянасамграха-бхашья (Комментарий к краткому изложению Великой Асанги колесницы )
- Дхармадхарматавибхага-вритти (Комментарий к отличению элементов от реальности )
- Мадхьянтавибхага-бхашья (Комментарий к отличению середины от крайностей )
- Махаянасутраламкара-бхашья (Комментарий к украшению к беседам о великих колесницах ), это приписывание подвергается сомнению некоторыми учеными. [22]
- Амитаюс сутропадеша ( Наставление по Сукхавативьюха-сутре ), также называемое « Беседы о Чистой Земле » ( Jìngtǔ lùn 浄土論). [23]
- Дасабхумика-бхасья (Комментарий к Сутре десяти стадий )
- Комментарий к Акшаяматинирдеша-сутре
- Комментарий к Алмазной сутре
- Комментарий к Лотосовой сутре [24]
Две Васубандху теории
Эрих Фраувальнер , буддолог середины 20-го века, стремился различить двух Васубандху, одного Йогачарина, а другого Саутрантика, но эта точка зрения в значительной степени потеряла популярность, отчасти из-за анонимного Абхидхарма-дипы , критики Абхидхармакошакарика , в которой четко идентифицируется Васубандху как единственный автор обеих групп произведений. [25] По словам Дэна Люстхауса , «поскольку прогресс и развитие его мысли… столь поразительно очевидны в этих работах, а сходство словарного запаса и стиля аргументации столь очевидно в текстах, теория Двух Васубандху не имеет особых достоинств». [26] Научный консенсус по этому вопросу в целом отошел от позиции «двух авторов» Фраувальнер. [27] [28]
Философия [ править ]

Часть серии о |
Восточная философия |
---|
![]() |
Абхидхарма [ править ]
«Стихи Васубандху о сокровищнице Абхидхармы» содержат описание всех 75 дхарм (феноменальных событий), а затем излагают всю доктрину Сарвастивады, включая «практики медитации, космологию, теории восприятия, причинные теории, причины и устранение моральных проблем, теория перерождения и качества Будды». [29] Казначейство и его комментарии также излагают всевозможные аргументы, относящиеся к Сарвастиваде Абхидхарме , и критикуют эти аргументы с точки зрения Саутантрики в комментариях. Основные аргументы включают обширную критику Самости ( Атмана и Пудгалы ) и критику теории Сарвастивады «существования дхарм трех периодов времени [прошлого, настоящего и будущего]». В Казначействе Васубадху также выступал против Бога-Творца ( Ишвары ) и против теории Сарвастивады об авиджняптирупе («невоспринимаемая телесность» или «невидимая телесность»).
Критика себя [ править ]
Критика личности Васубандху представляет собой защиту буддийской доктрины Анатмана , а также критику буддийской персоналистской школы и индуистского взгляда на душу. Его цель – показать нереальность личности или личности как сверх пяти скандх (кучек, совокупностей, составляющих личность). Васубандху начинает с изложения сотериологического мотива своего аргумента, написав, что любая точка зрения, которая рассматривает личность как имеющую независимую реальность (например, индуистская точка зрения), не способствует нирване .
Затем Васубандху оценивает идею Самости с эпистемических оснований ( Прамана ). Васубандху утверждает, что реальность может быть познана только посредством восприятия (Пратьякша) или умозаключения (Анумана). Восприятие позволяет непосредственно наблюдать объекты шести сфер чувств . Умозаключение позволяет сделать вывод о существовании органов чувств . Однако для прочного реального Я такого вывода не существует, кроме потока постоянно меняющихся чувственных восприятий и умственной деятельности сенсорных сфер. [3]
Васубандху также утверждает, что, поскольку «Я» не является причинно-действующим, оно представляет собой просто условность (праджняпти) и «концептуальную конструкцию» (парикальпита). Этот аргумент в основном направлен против буддийской школы Пудгалавады , которая придерживалась взгляда на «человека», который зависел от пяти совокупностей , но при этом был отличен, чтобы объяснить непрерывность личности. Васубандху считает это нелогичным: для него «Я» состоит из постоянно меняющихся органов чувств, чувственных впечатлений, идей и умственных процессов. Любое воображаемое единство самости является ложной проекцией.
Васубандху также использует этот анализ потока сознания для критики небуддийских индуистских взглядов на Атман . Васубандху показывает, что индуистский взгляд на Самость как на «контролера» опровергается анализом потока и беспорядка психических событий, а также неспособности предполагаемого «Я» контролировать наши умы и мысли любым желаемым способом. Если «Я» действительно является вечным беспричинным агентом, на него не должны влиять простые физические и ментальные причины, и также кажется трудным объяснить, как такая сила, существующая независимо вне разума, может причинно взаимодействовать с ним. [3] Васубандху также отвечает на несколько распространенных возражений против буддийского взгляда на «не-я», например, на то, как карма работает без «Я» и что именно подвергается перерождению. Васубандху указывает на причинный континуум совокупностей/процессов, который претерпевает различные изменения, ведущие к будущим кармическим событиям и перерождению.
Мгновенность [ править ]
В эпоху Васубандху философия пространства и времени была важным вопросом буддийской философии . Традиция сарвастивадина , которую изучал Васубандху, придерживалась точки зрения на существование дхарм (феноменальных событий) во всех трех временах (прошлом, настоящем и будущем). Говорят, что это их определяющая теоретическая позиция, поэтому их имя Сарвастивада на санскрите означает «теория всего существующего». В отличие от этого этерналистского взгляда, Саутрантика , конкурирующее ответвление, придерживалась доктрины «крайней мгновенности», формы презентизма (существует только настоящий момент).
В « Абхидхармакошакарике » Васубандху выдвигает теорию сарвастивадина, а затем в своем комментарии (бхасья) критикует эту теорию и приводит доводы в пользу «моментальности» саутрантики. Позже он также написал « Карма-сиддхи-пракарана» («Изложение, устанавливающее карму»), в котором также излагалась точка зрения мгновенности ( кшаникавада ). Точка зрения Васубандху здесь состоит в том, что каждая дхарма возникает только на мгновение, в течение которого она разряжает свою причинную эффективность, а затем самоуничтожается, тогда поток опыта представляет собой причинную серию мгновенных дхарм. Вопрос непрерывности и переноса кармы объясняется в последнем тексте путем раскрытия «хранилища сознания» ( алаявиджняна ), которое хранит кармические семена ( биджа ) и переживает перерождение.
Теории Йогачары
По словам Дэна Лустхауса, основные идеи Васубандху таковы: [12]
- «Все, что мы осознаем, о чем думаем, переживаем или концептуализируем, происходит с нами нигде, кроме как внутри сознания».
- «Внешние объекты не существуют».
- «Карма коллективна, а сознание интерсубъективно».
- «Все факторы опыта (дхармы) можно каталогизировать и анализировать».
- «Буддизм – это метод очищения потока сознания от «загрязнений» и «осквернений».
- «Каждый человек имеет восемь типов сознания, но Просветление (или Пробуждение) требует ниспровержения их основы, так что сознание (виджняна) «превращается» в непосредственное познание (джняана)».
Только внешний вид [ править ]
Основные работы Васубандху по йогачаре (Вимшатика и Тримшика) выдвинули теорию «виджняптиматры», которая по-разному переводилась как «только представление», «только сознание» и «только видимость». В то время как некоторые ученые, такие как Лустхаус, считают Васубандху излагающим феноменологию опыта, другие (Шон Батлер) считают, что он излагает некоторую форму идеализма, подобную Канту или Джорджу Беркли . [30]
Двадцать стихов начинаются со слов:
В философии Махаяны... [реальность] рассматривается только как сознание... Ум (читта), мысль (манас), сознание (чит) и восприятие (пратьякша) являются синонимами. Слово «ум» (читта) включает в себя психические состояния и умственную деятельность. Слово «только» призвано отрицать существование каких-либо внешних объектов сознания. Мы, конечно, признаем, что «мысленные представления, по-видимому, коррелируют с внешними (нементальными) объектами; но это может ничем не отличаться от ситуаций, в которых люди с нарушениями зрения «видят» волосы, луны и другие вещи, которые «видят» не там». [3]
Одним из главных аргументов Васубандху в «Двадцати стихах» является аргумент «Сновидение» , который он использует, чтобы показать, что ментальные представления могут казаться ограниченными пространством и временем. Он использует пример массовых галлюцинаций (в буддийском аду ), чтобы защититься от тех, кто сомневается в том, что ментальные явления можно разделить. Чтобы опровергнуть аргумент о том, что простые ментальные события не имеют причинной эффективности, он использует пример поллюций . Затем Васубандху обращается к мереологической критике физических теорий, таких как буддийский атомизм и индуистский монизм , показывая, что его взгляд только на внешний вид гораздо более экономен и рационален. [3]
В «Тридцати стихах» также изложена теория Йогачары о восьми сознаниях и то, как каждое из них можно преодолеть на стадиях просветления, превращая сознание (виджняна) в непосредственное познание (джняна) путем очищения потока сознания от «загрязнений» и «осквернений». ' «Трактат о природе Будды» оказал огромное влияние на восточноазиатский буддизм, выдвинув концепцию татхагатагарбхи (природы Будды).
Три природы и недвойственность [ править ]
« Тридцать стихов» и «Изложение трёх природ» (Трисвабхаванирдеша), в отличие от «Двадцати стихов», не приводят аргументов только в пользу видимости, но предполагают её и используют для объяснения природы опыта, который состоит из «трёх природ» или «трёх модусов». . Это искусственная природа (парикалпитасвабхава), зависимая (паратантрасвабхава) и абсолютная (паринишпаннасвабхава). Искусственная природа — это мир повседневного опыта и мысленных явлений. Зависимая природа — это причинный процесс возникновения созданной природы, тогда как абсолютная природа — это вещи такие, какие они есть сами по себе, без различия субъект-объект.
Согласно Васубандху, абсолютная реальность (дхармата) сама по себе недвойственна , и дихотомия восприятия на воспринимающего и воспринимаемого на самом деле является концептуальной выдумкой. Для Васубандху сказать, что что-то недвойственно, означает, что оно одновременно концептуально недвойственно и перцептивно недвойственно. [3] Сказать, что «я» существует, — значит концептуально разделить причинный поток мира на себя и других, что является ложной конструкцией. Точно так же сказать, что наблюдаемый объект отделен от наблюдателя, значит также приписать ложное представление о мире таким, какой он есть на самом деле, - только восприятию. Васубандху использует аналогию с магом, который использует магическое заклинание (зависимая природа, концептуальная конструкция), чтобы сделать кусок дерева (абсолют, недвойственность) похожим на слона (выдуманная природа, двойственность). Основная проблема страдающих живых существ заключается в том, что они обмануты иллюзией, заставляя думать, что она реальна, что «я» и двойственность существуют, и истинная мудрость заключается в том, чтобы видеть сквозь эту иллюзию. [3]
Логика [ править ]
Васубандху внес свой вклад в буддийскую логику и считается источником формальной логики в индийской логико-эпистемологической традиции . Он особенно интересовался формальной логикой, чтобы укрепить свой вклад в традиции диалектической состязательности и дебатов . Анакер (2005: стр. 31) утверждает, что:
«Метод аргументации» (Вада-видхи) — единственная сохранившаяся работа Васабандху по логике. Это самый ранний из известных ему трактатов на эту тему. Это тем более интересно, что Вада-видхи знаменует собой зарю индийской формальной логики. Название «Метод аргументации» указывает на то, что интерес Васабандху к логике был в первую очередь мотивирован желанием сформировать формально безупречные аргументы и, таким образом, является результатом его интереса к философским дебатам. [31]
Этот текст также проложил путь для более поздних разработок Дигнаги и Дхармакирти в области логики.
Работает [ править ]
- Абхидхарма Коша Бхашьям, 4 тома, Васубандху, переведено на английский Лео Прюденом (на основе Луи де Ла Валле-Пуссена ), Asian Humanities Press, Беркли, 1988–90. французского перевода
- Абхидхармакоша Васубандху , переведенная и аннотированная Луи де Ла Валле-Пуссеном , Полем Гетнером, Париж, 1923-1931 , том 1 , том 2, том 3 , том 4, том 5 , том 6, Интернет-архив (PDF)
- Стефан Анакер, Семь работ Васубандху Мотилала Банарсидасса, Дели, 1984, 1998 г.
- Эрнст Штайнкельнер и Сюэчжу Ли (редакторы), Панкаскандхака Васубандху (Вена, Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2008) (Санскритские тексты из Тибетского автономного региона, 4).
- Дхармитра, пер.; Трактат Васубандху об обете бодхисаттвы, Kalavinka Press 2009, ISBN 978-1-935413-09-7
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Критцер, Роберт. «Васубандху» . Интернет-энциклопедия буддизма Брилла .
- ^ Люстхаус, Дэн (2002). Буддийская феноменология: философское исследование философии йогачары и Чэн Вэй-ши лунь . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Голд, Джонатан К. (2015). « Васубандху» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Нирадж Кумар; Джордж ван Дрим; Пхунчок Стобдан (18 ноября 2020 г.). Гималайский мост . КВ. стр. 253–255. ISBN 978-1-00-021549-6 .
- ^ «Семнадцать пандитов монастыря Наланда» . Фонд сохранения традиции Махаяны .
- ^ Тола, Фернандо; Драгонетти, Кармен (2004). Бытие как сознание: йогачара-философия буддизма . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 55. ИСБН 978-81-208-1967-2 .
Согласно традиции Васубандху родился в Пурушапуре, столице Гандхары (современный Пешавар в Западном Пакистане).
- ^ Чаттопадхьяя, Деби Прасад; Эмбри, Лестер Э.; Моханти, Джитендранатх (1 января 1991 г.). Феноменология и индийская философия . СУНИ Пресс. п. 262. ИСБН 978-0-7914-9882-8 .
Главные основатели этой школы, братья Асанга и Васубандху, родились в Пурушапуре, ныне Пешаваре в Пакистане, и жили, вероятно, в четвертом веке.
- ^ Анакер, Стефан (2015). Семь работ Васубандху, буддийского врача-психолога . Мотилал Банарсидасс . п. 13. ISBN 978-8120802032 .
- ^ «Шесть украшений — Ригпа Wiki» .
- ^ Содружество Дхармы (2005). Теория Йогачары. Часть первая: Предыстория . Источник: [1] Архивировано 20 января 2018 г. на Wayback Machine (по состоянию на 15 ноября 2007 г.).
- ^ Такакусу, Дж., пер. (1904). «Жизнь Васубандху» , Парамартха, Тунг-пао, 5, 269–296.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Люстхаус, Дэн; Васубандху
- ^ Васубандху; Лодро Сангпо; Ла Валле Пуссен, Луи де (2012). Абхидхармакоша-Бхашья Васубандху: сокровищница Абхидхармы и ее (Авто) комментарий. Дели, Индия. стр. 1191–1192. ISBN 978-81-208-3607-5.
- ^ Ламотт, Этьен (2001), Кармасиддхи Пракарана: Трактат о действии Васубандху , английский перевод Лео М. Прудена, Asian Humanities Press
- ^ Гояла, Шрирама (1 августа 1992 г.). Переоценка истории Гуптов: для С.Р. Гояла . Адитья Пракашан. п. 123. ИСБН 978-81-85179-78-0 .
- ^ Баккер, Ханс Т. (1984). Айодхья . Институт индийских исследований Гронингенского университета. п. 31. OCLC 769116023 .
- ^ Анакер, Стефан (2015). Семь работ Васубандху, буддийского врача-психолога . Мотилал Банарсидасс . п. 21. ISBN 978-8120802032 .
- ^ Цонг-кха-па Бло-бзанг-грагс-па; Цон-кха-па (1991). Центральная философия Тибета: исследование и перевод «Сущности истинного красноречия» Джея Цонкапы . Издательство Принстонского университета. стр. 44–. ISBN 0-691-02067-1 .
- ^ Кинан, Джон, П., пер. (2017). Демонстрация Махаяны на тему действия, в: Три коротких трактата Васубандху, Сенчжао и Цзунми , Буккё Дендо Кёкай Америка, стр. 5-46. ISBN 978-1-886439-66-5
- ^ Макнамара, Дэниел (2011). «О статусе Тришвабхаванирдеши в современных концепциях йогичаровской мысли».
- ^ Мэтью Капштейн. Кто написал Тришвабхаванирдешу? Размышления о загадочном тексте и его месте в истории буддийской философии. Журнал индийской философии, 2017. ⟨halshs-02503277⟩
- ^ Д'АМАТО, М. «ТРИ ПРИРОДЫ, ТРИ ЭТАПА: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕОРИИ ЙОГАЧАРЫ 'ТРИСВАБХАВА'». Журнал индийской философии , том. 33, нет. 2, 2005, стр. 185–207. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/23497001. По состоянию на 16 февраля 2024 г.
- ^ Мацумото, Дэвид (2012). «Дзёдорон 浄土論: Беседа о Чистой Земле» . Семь патриархов буддизма Дзёдо-Синсю .
- ^ Эббот, Терри (2013). Комментарий к Лотосовой сутре, в: Цугунари Кубо; Терри Эбботт; Масао Ичишима; Дэвид Веллингтон Чаппелл, Tiantai Lotus Texts . Беркли, Калифорния: Буккё Дендо Кёкай Америка. стр. 83–149. ISBN 9781886439450 .
- ^ Джайни, Падманабх (1958). «К теории двух Васубандху». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 21 (1): 48–53. дои : 10.1017/s0041977x00063217 . JSTOR 610489 . S2CID 170974872 .
- ^ Дэн Люстхаус , «Что есть Йогачара, а что нет». .
- ^ Анакер, Стефан (2005). Семь произведений Васубандху . Дели: MLBD. стр. 7–28.
- ^ Голд, Джонатан К. (22 апреля 2011 г.). «Васубандху» . Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2012 г.) . Стэнфордский университет.
- ↑ Люстхаус, Васубандху. Архивировано 14 октября 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Батлер, Шон (2011) «Идеализм в буддизме йогачара», The Hilltop Review: Vol. 4: Вып. 1, статья 6.Доступно по адресу: http://scholarworks.wmich.edu/hilltopreview/vol4/iss1/6.
- ^ Анакер, Стефан (2005, ред.). Семь работ Васубандху: буддийский врач-психолог. Дели, Индия: Мотилал Банарсидасс. (Впервые опубликовано: 1984 г.; Перепечатано: 1986, 1994, 1998 г.; Исправлено: 2002 г.; Пересмотрено: 2005 г.), стр.31.
Ссылки [ править ]
- Дэвид Дж. Калупахана, Принципы буддийской психологии , Издательство Государственного университета Нью-Йорка, Олбани, 1987, стр. 173–192.
- Фрэнсис Х. Кук, Три текста только о сознании , Центр буддийских переводов и исследований Нумата, Беркли, 1999, стр. 371–383 («Тридцать стихов только о сознании») и стр. 385–408 («Двадцать стихов только о сознании»).
- Эрих Фраувалльнер, Философия буддизма , Мотилал Банарсидасс, Дели, 2010 [1956].
- Ли Жунси, Альберт А. Далия (2002). Жития великих монахов и монахинь , Беркли, Калифорния: Центр перевода и исследований Нумата
- Тик Нат Хан Трансформация в основе (подзаголовок) «Пятьдесят стихов о природе сознания» , Parallax Press, Беркли, 2001; частично вдохновлен Васубандху и его «Двадцать и тридцать стихов» . текстами
- Кочумуттом, Томас (1982). Буддийская доктрина опыта: новый перевод и интерпретация произведений Васубандху Йогачарина. Дели: Мотилал Банарсидасс
Внешние ссылки [ править ]

- Голд, Джонатан К. «Васубандху» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Васубандху: запись в Интернет-энциклопедии философии
- Многоязычное издание Тримшикавиджняпти в Bibliotheca Polyglotta.
- Трактат Васубандху о трех природах (Trisvabhāvanirdeśa) - перевод и комментарии Джея Гарфилда