Jump to content

Васубандху

Васубандху
Монах и философ -йогачара Васубандху в роли патриарха Чань на китайской иллюстрации.
Занятие буддийский монах
Известный Сооснователь Йогачара. философской школы
Родственники Асанга ( полу- [ нужна ссылка ] брат)

Васубандху ( традиционный китайский : 世親 ; пиньинь : Shìqīn ; тибетский: དབྱིག་གཉེན་ Уайли : dbyig gnyen ; эт. 4-5 веков н.э.) был влиятельным буддийским монахом и ученым из Гандхары или Центральной Индии . [1] Он был философом, написавшим комментарии к Абхидхарме с точки зрения школ Сарвастивады и Саутрантики . После его обращения в буддизм Махаяны вместе со своим полу- [ нужна ссылка ] брат Асанга , он также был одним из главных основателей школы Йогачара .

Васубандху «Абхидхармакошакарика» («Комментарий к сокровищнице Абхидхармы») широко используется в тибетском и восточноазиатском буддизме как основной источник немахаянской философии Абхидхармы. Его философские стихотворные произведения устанавливают стандарт индийской метафизики Йогачара «только видимости» ( vijñapti-mātra ), которая описывается как форма « эпистемологического идеализма », феноменологии. [2] и близок к Иммануила Канта трансцендентальному идеализму . [3] Помимо этого, он написал несколько комментариев, работ по логике, аргументации и религиозной поэзии.

Васубандху — один из самых влиятельных мыслителей индийской буддийской философской традиции. Благодаря своей связи с университетом Наланды Васубандху и Асанга входят в число так называемых Семнадцати Мастеров Наланды. [4] [5] В Дзёдо Синсю он считается Вторым Патриархом ; в чань-буддизме он 21-й Патриарх.

Жизнь и творчество [ править ]

В разных источниках указывается разное место рождения Васубандху. Сюаньцзан утверждает, что Васубандху родился в Гандхаре, однако Бутон Ринчен Друп помещает Васубандху в Центральную Индию . [1] Имя Васубандху означает «Родственник изобилия». [6] [7] [8] Тибетский буддизм рассматривает двух братьев как часть шести великих индийских комментаторов, называемых «Шесть украшений». [9] Он был современником Чандрагупты I , отца Самудрагупты . Эта информация временно относит Васубандху к IV веку нашей эры. [10] Самая ранняя биография Васубандху была переведена на китайский язык Парамартхой (499–569). [11]

Васубандху первоначально учился в буддийской школе сарвастивады (также называемой вайбхашикой , которая поддерживала комментарии Махавибхасы ), которая доминировала в Гандхаре, а позже переехал в Кашмир , чтобы учиться у глав тамошней ортодоксальной ветви сарвастивады. [12] Вернувшись домой, он читал лекции по Абхидхарме и составил Абхидхармакошакарику ( «Стихи о сокровищнице Абхидхармы »), квинтэссенцию стихов учения Сарвастивады Абхидхармы, которая представляла собой анализ всех факторов опыта на составляющие его дхармы (феноменальные события). Однако Васубандху в течение некоторого времени также начал подвергать сомнению взгляды Сарвастивады-Вайбхашики и учился у учителя Саутрантики Манораты. Таким образом, его автокомментарии к стихам Абхидхармы иногда критикуют систему Вайбхашика с точки зрения Саутрантики. [3] Однако работа не всегда критически относится к вайбхасикам, а в некоторых случаях также защищает ортодоксальную позицию вайбхасиков. [13] Абхидхармакоша остается основным источником исследований Абхидхармы как в тибетском буддизме , так и в восточноазиатском буддизме. [14]

Позже говорят, что Васубандху обратился в веру Махаяны под влиянием своего брата Асанги , после чего он написал ряд трактатов Йогачара и комментариев к сутрам Махаяны. Одними из его самых влиятельных махаянских работ являются « Двадцать стихов только о сознании» ( Vimśatikāvijñaptimātratāsiddhi ) с комментариями к нему ( Viṃśatikāvṛtti ), « Тридцать стихов только о сознании» ( Tṃshika-vijñaptimātratā ) и его «Беседы о Чистой Земле » ( Jìngt?lùn) 浄土論). « Тридцать стихов» легли в основу » Сюаньцзана «Чэн Вэй Ши Лунь , одного из важнейших источников восточноазиатского буддизма йогачара . Его трактат о Чистой Земле также оказал большое влияние на буддизм Чистой Земли Восточной Азии .

В Индии Васубандху стал известен как крупный мастер Махаяны, ученый и участник дебатов. Сообщается, что он победил философов санкхья в дебатах перед царем Гуптов «Викрамадитьей» (по-разному называемым Чандрагуптой II). [15] или Скандагупта ) [16] в Айодхье , который, как говорят, наградил его 300 000 золотых. [17] Васубандху использовал деньги, которые он заработал от королевского покровительства и дискуссий о победах, для строительства буддийских монастырей и больниц.

Согласно традиционным источникам, Васубандху умер во время посещения Непала в возрасте 100 лет. [18]

Приписанные работы [ править ]

Васубандху был плодовитым автором буддийских трактатов и комментариев. Список его ключевых работ включает:

Трактаты [ править ]

  • Вимшатика-виджняптиматратасиддхи (Двадцать стихов, демонстрирующих только сознание)
  • Тримшика-виджняптиматрата (Тридцать стихов только о сознании).
  • Панчаскандхапракарана ( Объяснение пяти совокупностей )
  • Кармасиддхипракарана ( Трактат об установлении кармы ) [19]
  • Вьякьяюкти ( Правильный способ изложения ), текст по буддийской герменевтике ,
  • Вадавидхи ( Правила ведения дебатов ), текст формальной эпистемологической ( прамана ) теории и дебатов.
  • *Махаяна шатадхарма-пракашамукха шастра ( Baif mingmen lun 百法明门论 , «Ясное введение в сто дхарм» , T 1614)
  • Тришвабхава-нирдеша ( «Изложение трёх природ ») — некоторые учёные ставят под сомнение приписывание этого текста Васубандху (или, по крайней мере, утверждают, что это его поздняя работа, отличающаяся в различных отношениях от других произведений). [20] [21]
  • Парамартхасаптати , критика санкхьи . философии

Комментарии [ править ]

Две Васубандху теории

Эрих Фраувальнер , буддолог середины 20-го века, стремился различить двух Васубандху, одного Йогачарина, а другого Саутрантика, но эта точка зрения в значительной степени потеряла популярность, отчасти из-за анонимного Абхидхарма-дипы , критики Абхидхармакошакарика , в которой четко идентифицируется Васубандху как единственный автор обеих групп произведений. [25] По словам Дэна Люстхауса , «поскольку прогресс и развитие его мысли… столь поразительно очевидны в этих работах, а сходство словарного запаса и стиля аргументации столь очевидно в текстах, теория Двух Васубандху не имеет особых достоинств». [26] Научный консенсус по этому вопросу в целом отошел от позиции «двух авторов» Фраувальнер. [27] [28]

Философия [ править ]

Васубандху: Дерево, высота 186 см, около 1208 года, храм Кофукудзи , Нара , Япония.

Абхидхарма [ править ]

«Стихи Васубандху о сокровищнице Абхидхармы» содержат описание всех 75 дхарм (феноменальных событий), а затем излагают всю доктрину Сарвастивады, включая «практики медитации, космологию, теории восприятия, причинные теории, причины и устранение моральных проблем, теория перерождения и качества Будды». [29] Казначейство и его комментарии также излагают всевозможные аргументы, относящиеся к Сарвастиваде Абхидхарме , и критикуют эти аргументы с точки зрения Саутантрики в комментариях. Основные аргументы включают обширную критику Самости ( Атмана и Пудгалы ) и критику теории Сарвастивады «существования дхарм трех периодов времени [прошлого, настоящего и будущего]». В Казначействе Васубадху также выступал против Бога-Творца ( Ишвары ) и против теории Сарвастивады об авиджняптирупе («невоспринимаемая телесность» или «невидимая телесность»).

Критика себя [ править ]

Критика личности Васубандху представляет собой защиту буддийской доктрины Анатмана , а также критику буддийской персоналистской школы и индуистского взгляда на душу. Его цель – показать нереальность личности или личности как сверх пяти скандх (кучек, совокупностей, составляющих личность). Васубандху начинает с изложения сотериологического мотива своего аргумента, написав, что любая точка зрения, которая рассматривает личность как имеющую независимую реальность (например, индуистская точка зрения), не способствует нирване .

Затем Васубандху оценивает идею Самости с эпистемических оснований ( Прамана ). Васубандху утверждает, что реальность может быть познана только посредством восприятия (Пратьякша) или умозаключения (Анумана). Восприятие позволяет непосредственно наблюдать объекты шести сфер чувств . Умозаключение позволяет сделать вывод о существовании органов чувств . Однако для прочного реального Я такого вывода не существует, кроме потока постоянно меняющихся чувственных восприятий и умственной деятельности сенсорных сфер. [3]

Васубандху также утверждает, что, поскольку «Я» не является причинно-действующим, оно представляет собой просто условность (праджняпти) и «концептуальную конструкцию» (парикальпита). Этот аргумент в основном направлен против буддийской школы Пудгалавады , которая придерживалась взгляда на «человека», который зависел от пяти совокупностей , но при этом был отличен, чтобы объяснить непрерывность личности. Васубандху считает это нелогичным: для него «Я» состоит из постоянно меняющихся органов чувств, чувственных впечатлений, идей и умственных процессов. Любое воображаемое единство самости является ложной проекцией.

Васубандху также использует этот анализ потока сознания для критики небуддийских индуистских взглядов на Атман . Васубандху показывает, что индуистский взгляд на Самость как на «контролера» опровергается анализом потока и беспорядка психических событий, а также неспособности предполагаемого «Я» контролировать наши умы и мысли любым желаемым способом. Если «Я» действительно является вечным беспричинным агентом, на него не должны влиять простые физические и ментальные причины, и также кажется трудным объяснить, как такая сила, существующая независимо вне разума, может причинно взаимодействовать с ним. [3] Васубандху также отвечает на несколько распространенных возражений против буддийского взгляда на «не-я», например, на то, как карма работает без «Я» и что именно подвергается перерождению. Васубандху указывает на причинный континуум совокупностей/процессов, который претерпевает различные изменения, ведущие к будущим кармическим событиям и перерождению.

Мгновенность [ править ]

В эпоху Васубандху философия пространства и времени была важным вопросом буддийской философии . Традиция сарвастивадина , которую изучал Васубандху, придерживалась точки зрения на существование дхарм (феноменальных событий) во всех трех временах (прошлом, настоящем и будущем). Говорят, что это их определяющая теоретическая позиция, поэтому их имя Сарвастивада на санскрите означает «теория всего существующего». В отличие от этого этерналистского взгляда, Саутрантика , конкурирующее ответвление, придерживалась доктрины «крайней мгновенности», формы презентизма (существует только настоящий момент).

В « Абхидхармакошакарике » Васубандху выдвигает теорию сарвастивадина, а затем в своем комментарии (бхасья) критикует эту теорию и приводит доводы в пользу «моментальности» саутрантики. Позже он также написал « Карма-сиддхи-пракарана» («Изложение, устанавливающее карму»), в котором также излагалась точка зрения мгновенности ( кшаникавада ). Точка зрения Васубандху здесь состоит в том, что каждая дхарма возникает только на мгновение, в течение которого она разряжает свою причинную эффективность, а затем самоуничтожается, тогда поток опыта представляет собой причинную серию мгновенных дхарм. Вопрос непрерывности и переноса кармы объясняется в последнем тексте путем раскрытия «хранилища сознания» ( алаявиджняна ), которое хранит кармические семена ( биджа ) и переживает перерождение.

Теории Йогачары

По словам Дэна Лустхауса, основные идеи Васубандху таковы: [12]

  • «Все, что мы осознаем, о чем думаем, переживаем или концептуализируем, происходит с нами нигде, кроме как внутри сознания».
  • «Внешние объекты не существуют».
  • «Карма коллективна, а сознание интерсубъективно».
  • «Все факторы опыта (дхармы) можно каталогизировать и анализировать».
  • «Буддизм – это метод очищения потока сознания от «загрязнений» и «осквернений».
  • «Каждый человек имеет восемь типов сознания, но Просветление (или Пробуждение) требует ниспровержения их основы, так что сознание (виджняна) «превращается» в непосредственное познание (джняана)».

Только внешний вид [ править ]

Основные работы Васубандху по йогачаре (Вимшатика и Тримшика) выдвинули теорию «виджняптиматры», которая по-разному переводилась как «только представление», «только сознание» и «только видимость». В то время как некоторые ученые, такие как Лустхаус, считают Васубандху излагающим феноменологию опыта, другие (Шон Батлер) считают, что он излагает некоторую форму идеализма, подобную Канту или Джорджу Беркли . [30]

Двадцать стихов начинаются со слов:

В философии Махаяны... [реальность] рассматривается только как сознание... Ум (читта), мысль (манас), сознание (чит) и восприятие (пратьякша) являются синонимами. Слово «ум» (читта) включает в себя психические состояния и умственную деятельность. Слово «только» призвано отрицать существование каких-либо внешних объектов сознания. Мы, конечно, признаем, что «мысленные представления, по-видимому, коррелируют с внешними (нементальными) объектами; но это может ничем не отличаться от ситуаций, в которых люди с нарушениями зрения «видят» волосы, луны и другие вещи, которые «видят» не там». [3]

Одним из главных аргументов Васубандху в «Двадцати стихах» является аргумент «Сновидение» , который он использует, чтобы показать, что ментальные представления могут казаться ограниченными пространством и временем. Он использует пример массовых галлюцинаций буддийском аду ), чтобы защититься от тех, кто сомневается в том, что ментальные явления можно разделить. Чтобы опровергнуть аргумент о том, что простые ментальные события не имеют причинной эффективности, он использует пример поллюций . Затем Васубандху обращается к мереологической критике физических теорий, таких как буддийский атомизм и индуистский монизм , показывая, что его взгляд только на внешний вид гораздо более экономен и рационален. [3]

В «Тридцати стихах» также изложена теория Йогачары о восьми сознаниях и то, как каждое из них можно преодолеть на стадиях просветления, превращая сознание (виджняна) в непосредственное познание (джняна) путем очищения потока сознания от «загрязнений» и «осквернений». ' «Трактат о природе Будды» оказал огромное влияние на восточноазиатский буддизм, выдвинув концепцию татхагатагарбхи (природы Будды).

Три природы и недвойственность [ править ]

« Тридцать стихов» и «Изложение трёх природ» (Трисвабхаванирдеша), в отличие от «Двадцати стихов», не приводят аргументов только в пользу видимости, но предполагают её и используют для объяснения природы опыта, который состоит из «трёх природ» или «трёх модусов». . Это искусственная природа (парикалпитасвабхава), зависимая (паратантрасвабхава) и абсолютная (паринишпаннасвабхава). Искусственная природа — это мир повседневного опыта и мысленных явлений. Зависимая природа — это причинный процесс возникновения созданной природы, тогда как абсолютная природа — это вещи такие, какие они есть сами по себе, без различия субъект-объект.

Согласно Васубандху, абсолютная реальность (дхармата) сама по себе недвойственна , и дихотомия восприятия на воспринимающего и воспринимаемого на самом деле является концептуальной выдумкой. Для Васубандху сказать, что что-то недвойственно, означает, что оно одновременно концептуально недвойственно и перцептивно недвойственно. [3] Сказать, что «я» существует, — значит концептуально разделить причинный поток мира на себя и других, что является ложной конструкцией. Точно так же сказать, что наблюдаемый объект отделен от наблюдателя, значит также приписать ложное представление о мире таким, какой он есть на самом деле, - только восприятию. Васубандху использует аналогию с магом, который использует магическое заклинание (зависимая природа, концептуальная конструкция), чтобы сделать кусок дерева (абсолют, недвойственность) похожим на слона (выдуманная природа, двойственность). Основная проблема страдающих живых существ заключается в том, что они обмануты иллюзией, заставляя думать, что она реальна, что «я» и двойственность существуют, и истинная мудрость заключается в том, чтобы видеть сквозь эту иллюзию. [3]

Логика [ править ]

Васубандху внес свой вклад в буддийскую логику и считается источником формальной логики в индийской логико-эпистемологической традиции . Он особенно интересовался формальной логикой, чтобы укрепить свой вклад в традиции диалектической состязательности и дебатов . Анакер (2005: стр. 31) утверждает, что:

«Метод аргументации» (Вада-видхи) — единственная сохранившаяся работа Васабандху по логике. Это самый ранний из известных ему трактатов на эту тему. Это тем более интересно, что Вада-видхи знаменует собой зарю индийской формальной логики. Название «Метод аргументации» указывает на то, что интерес Васабандху к логике был в первую очередь мотивирован желанием сформировать формально безупречные аргументы и, таким образом, является результатом его интереса к философским дебатам. [31]

Этот текст также проложил путь для более поздних разработок Дигнаги и Дхармакирти в области логики.

Работает [ править ]

  • Абхидхарма Коша Бхашьям, 4 тома, Васубандху, переведено на английский Лео Прюденом (на основе Луи де Ла Валле-Пуссена ), Asian Humanities Press, Беркли, 1988–90. французского перевода
  • Абхидхармакоша Васубандху , переведенная и аннотированная Луи де Ла Валле-Пуссеном , Полем Гетнером, Париж, 1923-1931 , том 1 , том 2, том 3 , том 4, том 5 , том 6, Интернет-архив (PDF)
  • Стефан Анакер, Семь работ Васубандху Мотилала Банарсидасса, Дели, 1984, 1998 г.
  • Эрнст Штайнкельнер и Сюэчжу Ли (редакторы), Панкаскандхака Васубандху (Вена, Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2008) (Санскритские тексты из Тибетского автономного региона, 4).
  • Дхармитра, пер.; Трактат Васубандху об обете бодхисаттвы, Kalavinka Press 2009, ISBN   978-1-935413-09-7

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Критцер, Роберт. «Васубандху» . Интернет-энциклопедия буддизма Брилла .
  2. ^ Люстхаус, Дэн (2002). Буддийская феноменология: философское исследование философии йогачары и Чэн Вэй-ши лунь . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Голд, Джонатан К. (2015). « Васубандху» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  4. ^ Нирадж Кумар; Джордж ван Дрим; Пхунчок Стобдан (18 ноября 2020 г.). Гималайский мост . КВ. стр. 253–255. ISBN  978-1-00-021549-6 .
  5. ^ «Семнадцать пандитов монастыря Наланда» . Фонд сохранения традиции Махаяны .
  6. ^ Тола, Фернандо; Драгонетти, Кармен (2004). Бытие как сознание: йогачара-философия буддизма . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 55. ИСБН  978-81-208-1967-2 . Согласно традиции Васубандху родился в Пурушапуре, столице Гандхары (современный Пешавар в Западном Пакистане).
  7. ^ Чаттопадхьяя, Деби Прасад; Эмбри, Лестер Э.; Моханти, Джитендранатх (1 января 1991 г.). Феноменология и индийская философия . СУНИ Пресс. п. 262. ИСБН  978-0-7914-9882-8 . Главные основатели этой школы, братья Асанга и Васубандху, родились в Пурушапуре, ныне Пешаваре в Пакистане, и жили, вероятно, в четвертом веке.
  8. ^ Анакер, Стефан (2015). Семь работ Васубандху, буддийского врача-психолога . Мотилал Банарсидасс . п. 13. ISBN  978-8120802032 .
  9. ^ «Шесть украшений — Ригпа Wiki» .
  10. ^ Содружество Дхармы (2005). Теория Йогачары. Часть первая: Предыстория . Источник: [1] Архивировано 20 января 2018 г. на Wayback Machine (по состоянию на 15 ноября 2007 г.).
  11. ^ Такакусу, Дж., пер. (1904). «Жизнь Васубандху» , Парамартха, Тунг-пао, 5, 269–296.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Люстхаус, Дэн; Васубандху
  13. ^ Васубандху; Лодро Сангпо; Ла Валле Пуссен, Луи де (2012). Абхидхармакоша-Бхашья Васубандху: сокровищница Абхидхармы и ее (Авто) комментарий. Дели, Индия. стр. 1191–1192. ISBN 978-81-208-3607-5.
  14. ^ Ламотт, Этьен (2001), Кармасиддхи Пракарана: Трактат о действии Васубандху , английский перевод Лео М. Прудена, Asian Humanities Press
  15. ^ Гояла, Шрирама (1 августа 1992 г.). Переоценка истории Гуптов: для С.Р. Гояла . Адитья Пракашан. п. 123. ИСБН  978-81-85179-78-0 .
  16. ^ Баккер, Ханс Т. (1984). Айодхья . Институт индийских исследований Гронингенского университета. п. 31. OCLC   769116023 .
  17. ^ Анакер, Стефан (2015). Семь работ Васубандху, буддийского врача-психолога . Мотилал Банарсидасс . п. 21. ISBN  978-8120802032 .
  18. ^ Цонг-кха-па Бло-бзанг-грагс-па; Цон-кха-па (1991). Центральная философия Тибета: исследование и перевод «Сущности истинного красноречия» Джея Цонкапы . Издательство Принстонского университета. стр. 44–. ISBN  0-691-02067-1 .
  19. ^ Кинан, Джон, П., пер. (2017). Демонстрация Махаяны на тему действия, в: Три коротких трактата Васубандху, Сенчжао и Цзунми , Буккё Дендо Кёкай Америка, стр. 5-46. ISBN 978-1-886439-66-5
  20. ^ Макнамара, Дэниел (2011). «О статусе Тришвабхаванирдеши в современных концепциях йогичаровской мысли».
  21. ^ Мэтью Капштейн. Кто написал Тришвабхаванирдешу? Размышления о загадочном тексте и его месте в истории буддийской философии. Журнал индийской философии, 2017. ⟨halshs-02503277⟩
  22. ^ Д'АМАТО, М. «ТРИ ПРИРОДЫ, ТРИ ЭТАПА: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕОРИИ ЙОГАЧАРЫ 'ТРИСВАБХАВА'». Журнал индийской философии , том. 33, нет. 2, 2005, стр. 185–207. JSTOR , http://www.jstor.org/stable/23497001. По состоянию на 16 февраля 2024 г.
  23. ^ Мацумото, Дэвид (2012). «Дзёдорон 浄土論: Беседа о Чистой Земле» . Семь патриархов буддизма Дзёдо-Синсю .
  24. ^ Эббот, Терри (2013). Комментарий к Лотосовой сутре, в: Цугунари Кубо; Терри Эбботт; Масао Ичишима; Дэвид Веллингтон Чаппелл, Tiantai Lotus Texts . Беркли, Калифорния: Буккё Дендо Кёкай Америка. стр. 83–149. ISBN  9781886439450 .
  25. ^ Джайни, Падманабх (1958). «К теории двух Васубандху». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 21 (1): 48–53. дои : 10.1017/s0041977x00063217 . JSTOR   610489 . S2CID   170974872 .
  26. ^ Дэн Люстхаус , «Что есть Йогачара, а что нет». .
  27. ^ Анакер, Стефан (2005). Семь произведений Васубандху . Дели: MLBD. стр. 7–28.
  28. ^ Голд, Джонатан К. (22 апреля 2011 г.). «Васубандху» . Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2012 г.) . Стэнфордский университет.
  29. Люстхаус, Васубандху. Архивировано 14 октября 2017 г. в Wayback Machine.
  30. ^ Батлер, Шон (2011) «Идеализм в буддизме йогачара», The Hilltop Review: Vol. 4: Вып. 1, статья 6.Доступно по адресу: http://scholarworks.wmich.edu/hilltopreview/vol4/iss1/6.
  31. ^ Анакер, Стефан (2005, ред.). Семь работ Васубандху: буддийский врач-психолог. Дели, Индия: Мотилал Банарсидасс. (Впервые опубликовано: 1984 г.; Перепечатано: 1986, 1994, 1998 г.; Исправлено: 2002 г.; Пересмотрено: 2005 г.), стр.31.

Ссылки [ править ]

  • Дэвид Дж. Калупахана, Принципы буддийской психологии , Издательство Государственного университета Нью-Йорка, Олбани, 1987, стр. 173–192.
  • Фрэнсис Х. Кук, Три текста только о сознании , Центр буддийских переводов и исследований Нумата, Беркли, 1999, стр. 371–383 («Тридцать стихов только о сознании») и стр. 385–408 («Двадцать стихов только о сознании»).
  • Эрих Фраувалльнер, Философия буддизма , Мотилал Банарсидасс, Дели, 2010 [1956].
  • Ли Жунси, Альберт А. Далия (2002). Жития великих монахов и монахинь , Беркли, Калифорния: Центр перевода и исследований Нумата
  • Тик Нат Хан Трансформация в основе (подзаголовок) «Пятьдесят стихов о природе сознания» , Parallax Press, Беркли, 2001; частично вдохновлен Васубандху и его «Двадцать и тридцать стихов» . текстами
  • Кочумуттом, Томас (1982). Буддийская доктрина опыта: новый перевод и интерпретация произведений Васубандху Йогачарина. Дели: Мотилал Банарсидасс

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: faa02b648d16961d6640e0951ef1714f__1718372940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/4f/faa02b648d16961d6640e0951ef1714f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vasubandhu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)