Чандрагупта I
Чандрагупта I | |
---|---|
Махараджадхираджа | |
![]() Монета с изображением Чандрагупты и Кумарадеви . Имя ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Махараджадхираджа Магадхи | |
Царствование | ок. 319–335 гг. Н. Э. или ок. 319–350 гг. |
Коронация | 26 февраля 320 г. [4] |
Предшественник | Гхатоткача |
Преемник | Самудрагупта |
Супруга | Кумарадеви |
Проблема | Самудрагупта , возможно Кача |
Дом | Империя Гуптов |
Династия | Гупта |
Отец | Гхатоткача |
Религия | индуизм |













Империя Гуптов 320 г. – 550 г. н.э. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чандрагупта I ( сценарий Гупта : Chandra-gu-pta , 319–335/350 гг. н.э.) был царем империи Гуптов , правившим в северной и центральной Индии. Его титул Махараджадхираджа («Великий царь царей») предполагает, что он был первым императором династии. Неизвестно, как он превратил свое маленькое родовое королевство в империю, хотя среди современных историков широко распространена теория, согласно которой его брак с принцессой Личчави Кумарадеви помог ему расширить свою политическую власть. Их сын Самудрагупта еще больше расширил империю Гуптов.
Период правления
[ редактировать ]Чандрагупта был сыном царя Гуптов Гхатоткачи и внуком основателя династии Гупты , оба из которых названы Махараджем («великим королем») в надписи на Аллахабадском столбе . Чандрагупта принял титул Махараджадхираджа ( «великий царь царей») и выпускал золотые монеты, что позволяет предположить, что он был первым императорским правителем династии. [6] [7]
Чандрагупта определенно правил в первой четверти IV века нашей эры, но точный период его правления неизвестен. [8] Принятие им титула Махараджадхираджа привело к предположениям, что он основал календарную эпоху Гуптов и что эпоха этой эпохи знаменует его коронацию. [9] Основываясь на этом аргументе, несколько историков, в том числе В. А. Смит и П. Л. Гупта, датируют вознесение Чандрагупты 319–320 гг. н. э., что, по их мнению, является началом эры Гуптов. [10] Однако это всего лишь предположение, и личность основателя эпохи Гуптов неизвестна. [11] Некоторые историки, такие как Д.С. Сиркар и Р.К. Маджумдар , предполагают, что эпоха Гупты знаменует собой коронацию его сына Самудрагупты. [12] С.Р. Гоял предполагает, что эта эра началась более поздним королем Чандрагуптой II , но ее начало было приурочено к вознесению Самудрагупты. [9]
Чандрагупта I, вероятно, правил долгое время, поскольку надпись на Аллахабадском столбе предполагает, что он назначил своим преемником сына, предположительно после достижения преклонного возраста. Однако точный период его правления остается спорным. [13]
Различные оценки правления Чандрагупты включают:
- AS Альтекар : 305–325 гг. Н. Э. [11]
- С.Р. Гоял: 319–350 гг. н.э. [11]
- Тедж Рам Шарма: 319–353 гг. н.э. [14]
- Упиндер Сингх : 319–335/336 гг. н.э. [15]
Брак с Кумарадеви
[ редактировать ]Чандрагупта женился на принцессе Личчхави Кумарадеви. Личчави — это название древнего клана, штаб-квартира которого находилась в Вайшали в современном Бихаре во времена Гаутамы Будды . Королевство Личчхави существовало на территории современного Непала в первом тысячелетии нашей эры. Однако идентичность королевства Личчхави Кумарадеви не определена. [16]
Надпись VIII века династии Личчхави в Непале утверждает, что их легендарный предок Супушпа родился в королевской семье Пушпапуры, то есть Паталипутры в Магадхе . По мнению некоторых историков, таких как В. А. Смит , Личчхави правили в Паталипутре во времена Самудрагупты. V века Однако в этой надписи говорится, что Супушпа правил за 38 поколений до царя Манадевы , то есть за столетия до периода Чандрагупты. Следовательно, утверждение, содержащееся в этой надписи, даже если оно верно, не может быть воспринято как конкретное свидетельство правления Личчхави в Паталипутре во времена Чандрагупты. [16]
Королевство Кумарадеви Личчхави вряд ли находилось на территории современного Непала, поскольку в надписи на Аллахабадском столбе Самудрагупты Непала (то есть Непал) упоминается как отдельное, подчиненное королевство. Учитывая отсутствие каких-либо других доказательств, историк Р. К. Маджумдар предположил, что во времена Чандрагупты Личчхави правили в Вайшали, который является единственной другой базой клана, известной из исторических записей. [16]
Влияние брака
[ редактировать ]
На золотых монетах, приписываемых Чандрагупте, изображены портреты Чандрагупты и Кумарадеви, а также легенда о Личчхаваях («Личчхавис»). [6] [17] Их сын Самудрагупта описан в надписях Гупта как Личчхави-даухитра («сын дочери Личчхави»). [17] За исключением Кумарадеви, в этих надписях не упоминается отцовская семья цариц династии, что позволяет предположить, что семья Гупта считала брак Кумарадеви с Чандрагуптой важным событием. [7]
Нумизмат Джон Аллан предположил, что Чандрагупта победил королевство Личчхави со штаб-квартирой в Вайшали, и что брак Кумарадеви с ним произошел в рамках мирного договора. [6] Он предположил, что Гупты считали этот брак престижным просто из-за древнего происхождения Личчхависов. [7] Однако древний текст Манусамхита рассматривает Личчхави как «неортодоксальных и нечистых» ( вратья ). Поэтому маловероятно, что Гупты с гордостью упоминали происхождение Самудрагупты Личчхави для повышения своего социального престижа. [17] Кроме того, маловероятно, что Гупты позволили имени Личчхави появиться на монетах династии после победы над ними. [18]
Более вероятно, что этот брак помог Чандрагупте расширить свою политическую власть и владения, позволив ему принять титул Махараджадхираджа . [7] Появление имени Личчхависов на монетах, вероятно, символизирует их вклад в расширение власти Гуптов. [19] После свадьбы Чандрагупта, вероятно, стал правителем территорий Личчхави. Альтернативно, возможно, что государства Гупта и Личчхави образовали союз, при этом Чандрагупта и Кумарадеви считались суверенными правителями своих соответствующих государств до правления их сына Самудрагупты, который стал единоличным правителем Соединенного королевства. [17]
Размеры королевства
[ редактировать ]
О Чандрагупте мало что известно, кроме его происхождения, его брака и расширения власти Гуптов, о чем свидетельствует его титул Махараджадхираджа . [8] Территориальная протяженность королевства Чандрагупты неизвестна, но она, должно быть, была значительно больше, чем у более ранних царей Гупты, поскольку Чандрагупта носил титул Махараджадхираджа . [20] Современные историки попытались определить размеры его королевства на основе информации из Пуран и надписи на Аллахабадском столбе, сделанной его сыном Самудрагуптой. [22]
Надпись на Аллахабадском столбе называет нескольких царей, покоренных Самудрагуптой. Основываясь на личности этих королей, несколько современных историков пытались определить размер территории, которую он, должно быть, унаследовал от Чандрагупты. Например, поскольку король северной части Бенгалии не упоминается среди царей, покоренных Самудрагуптой, эти историки предполагают, что северная Бенгалия была частью королевства Чандрагупты. Однако такие выводы нельзя сделать с уверенностью, поскольку личности нескольких царей, покоренных Самудрагуптой, являются предметом споров. [20] Тем не менее, информацию из надписи можно использовать для определения территорий, не входивших в состав королевства Чандрагупты: [23]
- На западе королевство Чандрагупты, вероятно, не простиралось далеко за пределы Праяги (современная Праяграджа), поскольку Самудрагупта победил королей современного западного Уттар-Прадеша . [23]
- На юге королевство Чандрагупты не включало область Махакошала в Центральной Индии, поскольку Самудрагупта победил царей лесного региона, который отождествляется с этой областью. [23]
- На востоке королевство Чандрагупты не включало южную Бенгалию , поскольку надпись на Аллахабадском столбе упоминает Саматату в этом регионе как приграничное королевство. [23] Более того, надпись на Железном столбе Дели предполагает, что царство Ванги в этом регионе было завоевано более поздним королем Чандрагуптой II . [24]
- На севере надпись на Аллахабадском столбе упоминает Непалу (на территории современного Непала) как приграничное королевство. [25]
В отрывке из Ваю Пураны говорится, что Гупты правили Сакетой (современная Айодхья ), Праягой и Магадхой . Основываясь на этом, многие современные ученые выдвинули теорию, что Чандрагупта правил этими территориями. [20] Однако этот вывод не является бесспорным, поскольку в Ваю-пуране не упоминается имя конкретного правителя. [26] Ученые, критикующие эту теорию, утверждают, что этот отрывок описывает территории либо основателя династии Гупты , либо ее правителей VI века, которые наблюдали за упадком королевства. [27] Критики также отмечают, что соответствующий отрывок из Вишну-пураны утверждает, что Гупты и Магадхи совместно правили Праягой и Магадхой, и вообще не упоминает Сакету. Соответствующий отрывок в различных рукописях « Бхагавата-пураны» либо не упоминает слово «Гупта», либо использует его как нарицательное существительное, означающее «защищенный», вместо того, чтобы использовать его как название конкретной династии. Даже в некоторых рукописях Ваю-пураны вместо «Гупта» используются слова «Гухья», «Сапта» или «Манидханьяка». [20] Сторонники теории отвергают это как ошибки переписчика. Историк Ашвини Агравал утверждает, что отрывок из Ваю-пураны не может быть ссылкой на территории Гуптов в период упадка империи, поскольку в нем не упоминается Бенгалия, которая в этот период входила в состав королевства Гуптов. [23]
По словам историка Р. К. Маджумдара , королевство Чандрагупты могло включать весь современный Бихар и часть современных Уттар-Прадеша и Бенгалии . [20] Историк Дилип Кумар Гангули считает, что он правил большим королевством, простирающимся от Аллахабада на западе до реки Ганг в Бенгалии на востоке; в состав королевства входили юго-восточная Бенгалия ( Саматата ), южная Бенгалия (Ванга), восточная Бенгалия и западная Бенгалия (королевство Чандраварман ). [21] Историк Ашвини Агарвал утверждает, что его королевство включало центральный и восточный Уттар-Прадеш (включая Праяг и Авад ) и Бихар; но не Бенгалия. [24]
Чеканка монет
[ редактировать ]
Лицевой:
Кумарадева и Чандрагупта стоят, легенда слева. Шри Кумарадева справа.




Обеспечить регресс:
Богиня, сидящая на льве, с легендой




Золотые монеты с портретами Чандрагупты и Кумарадеви были обнаружены в Матхуре , Айодхье , Лакхнау , Ситапуре , Танде , Газипуре и Варанаси в Уттар-Прадеше ; Баяна в Раджастане ; и Хаджипур в Бихаре . На аверсе этих монет изображены портреты Чандрагупты и Кумарадеви с их именами, написанными шрифтом Гупта . На реверсе изображена богиня, сидящая на льве, с надписью « Ли-чча-ва-ях » ( 𑁊 , «Личчавис»). [17] [6]
Различные ученые, в том числе нумизмат Джон Аллан , считали, что золотые монеты с портретами Чандрагупты и Кумарадеви были выпущены Самудрагуптой в память о его родителях. [1] [29] в то время как другие приписывают выпуск этих монет самому Чандрагупте, [17] [30] или даже предположили, что эти монеты были выпущены Личчхависами. [31]
В.С. Патхак предположил, что на монетах изображена королевская чета в позе вайвахика (брачная), но конкретных доказательств того, что на монетах изображена королевская свадьба, нет. [32] С.В. Сохони предположил, что на монетах изображен Чандрагупта, прощающийся с Кумарадеви во время военной кампании, но это сомнительно, учитывая отсутствие фразы, указывающей на военное мастерство (в отличие от монет их сына Самудрагупты). [31] На монетах, вероятно, просто изображены Чандрагупта и Кумарадеви как совместные правители. [22]
Личность женской фигуры, изображенной на реверсе этих монет, неизвестна. [33] Вряд ли она была царицей Гуптов, поскольку в историческом искусстве Индии для богини характерно изображение женской фигуры, восседающей на льве. Некоторые историки, такие как А.С. Альтекар , идентифицировали богиню как Дургу . [34] Однако, хотя Дургу часто изображают сидящей на льве, этот атрибут не уникален для нее: Лакшми также изображалась сидящей на льве. Например, Хемадри в произведениях упоминается Симха-вахини («имеющая льва своей ваханой ») Лакшми, а изображения из Кхаджурахо изображают Симха-вахини Гаджалакшми . [35] Некоторые ученые, такие как Джон Аллан , идентифицировали богиню на монетах как Лакшми, богиню удачи и жену Вишну . Возможно, она изображалась на монетах как символ царского процветания Гуптов или как знак их принадлежности к вайшнавам , но этого нельзя сказать с уверенностью. [34] Богиня, возможно, также была богиней-покровительницей Личчхависов, имя которой указано под ее изображением, но и этого нельзя сказать с уверенностью. [35] [36]
Преемник
[ редактировать ]Надпись на Аллахабадском столбе и Эрана на камне надпись Самудрагупты утверждают, что его отец Чандрагупта выбрал его следующим королем. Надпись на Аллахабадском столбе гласит, что Чандрагупта назначил его «защищать землю», что предполагает, что Чандрагупта отказался от трона в старости и назначил своего сына следующим королем. [37]
Обнаружение монет, выпущенных правителем Гуптов по имени Кача, привело к спорам о преемнике Чандрагупты. Согласно одной из теорий, Кача было еще одним именем Самудрагупты. Другая теория состоит в том, что Кача был старшим братом Самудрагупты и наследником их отца Чандрагупты. [38]
« Калиюга -раджа-вриттанта» В разделе Бхавишьоттара-пураны упоминается, что Кача был сыном Чандрагупты I от принцессы Личчави . [39] В нем описывается Кача как правитель совместно со своим отцом, и утверждается, что Самудрагупта убил их отца. [40] Однако эти отрывки (а возможно, и весь текст) являются современной подделкой. [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 30. ISBN 9788120804401 .
- ^ Хайэм, Чарльз (2014). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. п. 82. ИСБН 9781438109961 .
- ^ Браун, CJ (1987). Монеты Индии . Азиатские образовательные услуги. п. 41. ИСБН 9788120603455 .
- ^ Глава 11 – Империя Гуптов и западные сатрапы: от Чандрагупты I до Кумарагупты I.
- ^ Полная надпись , Флит, Джон Фейтфулл (1888). Корпус индийских надписей Том. 3 . стр. 1 -17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ашвини Агравал 1989 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с д Р. К. Маджумдар 1981 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Р. К. Маджумдар 1981 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Р. К. Маджумдар 1981 , с. 15.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 50–51.
- ^ Перейти обратно: а б с Тедж Рам Шарма 1989 , с. 50.
- ^ RC Majumdar 1981 , стр. 15–16.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 50–52.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 55.
- ^ Упиндер Сингх 2017 , с. xvi.
- ^ Перейти обратно: а б с Р. К. Маджумдар 1981 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Р. К. Маджумдар 1981 , с. 11.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 91.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Р. К. Маджумдар 1981 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ашвини Агравал 1989 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 97.
- ^ Упиндер Сингх 2017 , с. 343.
- ^ RC Majumdar 1981 , стр. 13–14.
- ^ RC Маджумдар 1981 , с. 14.
- ^ Аллен, Джон (1914). Каталог монет династий Гуптов . п. 8 .
- ^ Хайэм, Чарльз (2014). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. п. 82. ИСБН 9781438109961 .
- ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 91–92.
- ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 94.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 94–95.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Дилип Кумар Гангули, 1987 , стр. 48–49.
- ^ Перейти обратно: а б Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 49.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 93.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 103.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 71.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 62–63.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 65.
- ^ RC Majumdar 1981 , стр. 14–15.
Библиография
[ редактировать ]- Ашвини Агравал (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0592-7 .
- Дилип Кумар Гангули (1987). Имперские Гупты и их времена . Абхинав. ISBN 978-81-7017-222-2 .
- Р. К. Маджумдар (1981). Всеобъемлющая история Индии; Том 3, Часть I: 300–985 гг . н.э. Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 34008529 .
- Упиндер Сингх (2017). Политическое насилие в Древней Индии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-98128-7 .
- Тедж Рам Шарма (1989). Политическая история имперских Гуптов: от Гупты до Скандагупты . Концепция. ISBN 978-81-7022-251-4 .
- Тедж Рам Шарма (1978). Личные и географические имена в надписях Гуптов . Концепция. OCLC 5413655 .