Jump to content

Самудрагупта

(Перенаправлено с Кумарадеви )

Самудрагупта
Махараджадхираджа (Царь царей)
Дева Раджа
Дева Гупта
Дев Шри
Монета Самудрагупты со столбом Гаруда , эмблема Империи Гуптов . Имя Самудра в ранней версии сценария Гупта Брахми появляется вертикально под левой рукой императора. [ 1 ]
Император Гупта
Царствование ок. 335–375 гг. Н. Э.
Предшественник Chandragupta I , possibly Kacha
Преемник Чандрагупта II или, возможно, Рамагупта
Рожденный в. 318 г. н.э.
Паталипутра , Магадха , Империя Гуптов
(современная Патна , Бихар , Индия )
Умер в. 380 г. н.э.
Паталипутра , Империя Гуптов
Супруг Даттадеви
Проблема Чандрагупта II и, возможно, Рамагупта
Дом Династия Гуптов
Отец Чандрагупта I
Мать Кумарадеви
Религия индуизм
Военная карьера
Битвы/войны
Надпись:

Махараджадхирайя Шри Самудрагупта
«Великий царь королей, лорд Самудрагупта»
шрифтом Гупта , на Аллахабадском столбе надпись Самудрагупта. [ 2 ]

Самудрагупта ( сценарий Гупта : Саму-дра-гу-пта (ок. 335–375 гг. н. э.) был вторым императором империи Гуптов в древней Индии и считается одним из величайших правителей Индии. Будучи сыном императора Гуптов Чандрагупты I и принцессы Личчави Кумарадеви, он значительно расширил политическую и военную мощь своей династии.

Надпись на Аллахабадском столбе , прашасти (восхваление), составленная его придворным Харисеной , приписывает ему обширные военные завоевания. Это предполагает, что он победил нескольких царей северной Индии и присоединил их территории к своей империи. Он также прошел вдоль юго-восточного побережья Индии, продвинувшись на юг до Канчипурама в королевстве Паллава . Кроме того, он подчинил себе несколько приграничных королевств и племенных олигархий. На пике своего могущества его империя под его непосредственным контролем простиралась от реки Рави на западе (современный Пенджаб ) до реки Брахмапутры на востоке (современный Ассам ) и от предгорий Гималаев на севере до центральной части страны. Индия на юго-западе; несколько правителей юго-восточного побережья также были его данниками. В надписи также говорится, что многие соседние правители старались угодить ему, что, вероятно, говорит о его дружеских отношениях с ними.

Он совершил жертвоприношение Ашвамедха , чтобы доказать свой имперский суверенитет, и остался непобежденным в битве. Его золотые монеты и надписи позволяют предположить, что он был опытным поэтом, а также играл на музыкальных инструментах, таких как вина . Его экспансионистскую политику продолжил его сын и преемник Чандрагупта II.

Современные ученые по-разному относят начало правления Самудрагупты с ок. 319 г. н.э. – ок. 350 г. н.э. [ 3 ]

Надписи царей Гуптов датируются календарной эрой Гуптов , эпоха которой обычно датируется ок. 319 г. н.э. Однако личность основателя эпохи является предметом споров, и ученые по-разному приписывают ее создание Чандрагупте I или Самудрагупте. [ 4 ] [ 5 ] Чандрагупта I, вероятно, правил долгое время, поскольку надпись на Праягском столбе предполагает, что он назначил своим преемником сына, предположительно после достижения преклонного возраста. Однако точный период его правления неизвестен. По этим причинам начало правления Самудрагупты также остается неопределенным. [ 3 ]

Если Самудрагупту считают основателем эпохи Гуптов, его вознесение можно датировать ок. 319–320 гг. н.э. [ 6 ] С другой стороны, если его отец Чандрагупта I считается основателем эпохи Гуптов, то вознесение Самудрагупты должно быть датировано более поздней датой. Самудрагупта был современником короля Мегхаварны королевства Анурадхапура , но период правления этого короля также неизвестен. Согласно традиционным расчетам, принятым в Шри-Ланке после смерти Будды , он правил в 304–332 гг. Н. Э.; но модифицированная хронология, принятая современными учеными, такими как Вильгельм Гейгер, относит его правление к 352–379 годам нашей эры. Принятие первой даты поместило бы вознесение Самудрагупты на ок. 320 г. н.э.; принятие последней даты поместило бы ее примерно в ок. 350 г. н.э. [ 5 ]

Конец правления Самудрагупты также неизвестен. [ 5 ] внучка Самудрагупты Прабхаватигупта Известно, что вышла замуж во время правления его сына Чандрагупты II, в ок. 380 г. н.э. (при условии, что около 319 г. н.э. является эпохой эпохи Гуптов). Следовательно, окончание правления Самудрагупты можно отнести уже к этому году. [ 7 ]

Различные оценки периода правления Самудрагупты включают:

Вознесение

[ редактировать ]

Самудрагупта был сыном императора Гуптов Чандрагупты I и царицы Кумарадеви, происходившей из клана Личчави . [ 9 ] В его фрагментарной надписи на камне Эрана говорится, что его отец выбрал его преемником из-за его «преданности, праведного поведения и доблести». Его надпись на Аллахабадском столбе аналогичным образом описывает, как Чандрагупта I назвал его благородным человеком перед придворными и назначил его «защищать землю». Эти описания позволяют предположить, что Чандрагупта I отказался от престола в старости и назначил своего сына следующим императором. [ 10 ]

Согласно надписи на Аллахабадском столбе, когда Чандрагупта I назначил его следующим императором, лица других людей «равного происхождения» имели «меланхоличный вид». [ 11 ] Одна из интерпретаций предполагает, что эти люди были соседними королями, и восхождение Самудагупты на трон не было оспорено. [ 12 ] Другая теория состоит в том, что эти другие люди были принцами Гуптов, претендовавшими на трон. [ 11 ] Если у императора Чандрагпута I действительно было несколько сыновей, вполне вероятно, что происхождение Самудрагупты как сына принцессы Личчхави работало в его пользу. [ 13 ]

На монетах правителя Гуптов по имени Кача , личность которого обсуждается современными учеными, он описан как «истребитель всех королей». [ 14 ] Эти монеты очень напоминают монеты, выпущенные Самудрагуптой. [ 15 ] Согласно одной из теорий, Кача было более ранним именем Самудрагупты, а император позже принял царственное имя Самудра («Океан») после того, как расширил владычество своей империи до океана. [ 16 ] Альтернативная теория состоит в том, что Кача был отдельным королем (возможно, конкурирующим претендентом на трон). [ 14 ] [ 16 ] ), который процветал до или после Самудрагупты. [ 15 ]

Военные кампании и территориальная экспансия

[ редактировать ]
Возможные размеры Империи Гуптов ближе к концу правления Самудрагупты, ок. 375 г. н. э.

Надписи Гупта предполагают, что Самудрагупта сделал замечательную военную карьеру. Эранская каменная надпись Самудрагупты гласит, что он подчинил себе «все племя царей» и что его враги приходили в ужас, когда думали о нем во сне. [ 17 ] В надписи не упоминается ни один из побежденных царей (предположительно потому, что ее основной целью было зафиксировать установку идола Вишну в храме), но предполагается, что к этому времени Самудрагупта подчинил себе нескольких царей. [ 18 ] Более поздняя надпись на Аллахабадском столбе , панегирик, написанный министром Самудрагупты и военным офицером Харишеной , приписывает ему обширные завоевания. [ 19 ] В нем дается наиболее подробный отчет о военных завоеваниях Самудрагупты, перечисляя их преимущественно в географическом и частично хронологическом порядке. [ 20 ] В нем говорится, что Самудрагупта участвовал в сотне битв, получил сотню ран, которые выглядели как знаки славы, и заслужил титул Пракрама (доблестный). [ 21 ] Надпись на камне Чандрагупты II в Матхуре описывает Самудрагупту как «истребителя всех царей», как человека, у которого не было столь же могущественного врага, и как человека, чья «слава вкусилась водами четырех океанов». [ 18 ]

Современные ученые высказывают различные мнения относительно возможных мотивов Самудрагупты, стоящих за его обширными военными кампаниями. Надпись на Аллахабадском столбе предполагает, что целью Самудрагупты было объединение земли ( дхарани-бандха ), что предполагает, что он, возможно, стремился стать Чакравартином (универсальным правителем). [ 21 ] он Возможно , победил . на него также повлияли выступления Ашвамедхи нагов, которых Его южная экспедиция, возможно, была мотивирована экономическими соображениями контроля над торговлей между Индией и Юго-Восточной Азией. [ 22 ]

Ранние победы

[ редактировать ]

В ранней части надписи на Аллахабадском столбе упоминается, что Самудрагупта «искоренил с корнем» Ачьюту , Нагасену и правителя, имя которого потеряно в поврежденной части надписи. Третье имя заканчивается на «-га» и обычно восстанавливается как Ганапати-нага. [ 13 ] потому что Ачьюта-нандин (предположительно тот же, что и Ачьюта), Нагасена и Ганапати-нага еще раз упоминаются в поздней части надписи среди царей Арьяварты (северная Индия), побежденных Самудрагуптой. [ 23 ] [ 24 ] Эти короли идентифицированы как правители современного западного Уттар-Прадеша ( см. ниже ). [ 22 ] Согласно надписи, Самудрагупта восстановил в должности этих правителей после того, как они попросили у него прощения. [ 25 ]

Непонятно, почему имена этих трех царей повторяются далее в надписи. По одной из теорий, эти три короля были вассальными правителями, восставшими против Самудрагупты после смерти его отца. Самудрагупта подавил восстание и восстановил их после того, как они попросили у него прощения. Позже эти правители снова восстали, и Самудрагупта снова их победил. [ 25 ] Другая возможность состоит в том, что автор надписи счел необходимым повторить эти имена при описании более поздних завоеваний Самудрагупты в Арьяварте просто потому, что эти цари принадлежали к этому региону. [ 26 ]

Самудрагупта послал армию, чтобы схватить отпрыска семьи Кота, личность которого неизвестна. Коты, возможно, были правителями современного Пенджаба монеты с надписью «Кота» и символом Шивы и его быка . , где были обнаружены [ 25 ]

В надписи говорится, что армия Гуптов захватила правителя Кота, а сам Самудрагупта «играл» (или развлекался) в городе под названием Пушпа. [ 27 ] (название Пушпа-пура относилось к Паталипутре оно стало использоваться для Каньякубджи ). во времена Самудрагупты, хотя в более поздний период [ 28 ] Современные ученые интерпретируют слово «играл» по-разному: согласно одной из теорий, эта часть описывает достижения Самудрагупты как принца. [ 13 ] Альтернативная интерпретация состоит в том, что Самудрагупта отправил в эти кампании свою армию, а сам остался в столице. [ 25 ] Возможно также, что поэт намеревался передать, что эти кампании были второстепенными делами, не требовавшими прямого участия короля на фронте. [ 27 ]

Южные завоевания

[ редактировать ]

Согласно надписи на Аллахабадском столбе, Самудрагупта захватил (а позже освободил) следующих царей Дакшинапатхи , южного региона: [ 19 ]

  1. Махендра творения
  2. Вьягра-раджа Махакантары
  3. Мантараджа из Куралы
  4. Махендрагири из Пиштапура
  5. Свамидатта из Коттуры
  6. Дамана из Эрандапаллы
  7. Вишнугопа из Канчи
  8. Нилараджа Авамукты
  9. Хастиварман из Венги
  10. Уграсена из Палакки
  11. Кубера из Девараштры
  12. Дхананджая из Кусталапура

Точная идентификация некоторых из этих королей обсуждается среди современных ученых. [ 29 ] но ясно, что эти цари управляли областями, расположенными на восточном побережье Индии. [ 30 ] Самудрагупта, скорее всего, прошел через лесной массив центральной Индии, достиг восточного побережья в современной Одише , а затем двинулся на юг вдоль побережья Бенгальского залива . [ 31 ]

Текст на каменном столбе в Аллахабаде надписи Самудрагупты шрифтом брахми .
Перевод Аллахабадской надписи Самудрагупты

В надписи говорится, что Самудрагупта позже освободил этих царей и оказал им благосклонность ( ануграха ). Большинство современных ученых предполагают, что Самудрагупта восстановил права этих правителей в качестве своих данников . МГС Нараянан интерпретирует слово ануграха по-разному в зависимости от его появления в Арташастре ; он предполагает, что Самудрагупта оказал «защиту и помощь» этим королевствам, чтобы закрепить их союзы. [ 32 ]

Некоторые ученые, такие как Ж. Дюбрей и Б. В. Кришнарао, предположили, что Самудрагупта продвинулся лишь до реки Кришна и был вынужден отступить, не ведя боя, когда южные короли образовали сильную конфедерацию, чтобы противостоять ему. По мнению этих ученых, утверждение о том, что Самудрагупта освободил этих царей, является попыткой придворного Самудрагупты скрыть неудачу императора. [ 33 ] Однако нет никаких свидетельств того, что южные короли сформировали конфедерацию против Самудрагупты. Историк Ашвини Агравал отмечает, что освобождение захваченного царя соответствует древнеиндийским политическим идеалам. Например, Каутилья определяет три типа завоевателей: праведный завоеватель ( дхарма-виджайи ), восстанавливающий побежденного царя в обмен на признание им сюзеренитета завоевателя; алчный завоеватель ( лобха-виджайи ), который отбирает имущество побежденного царя, но сохраняет ему жизнь; и демонический завоеватель ( асура-виджайи ), который аннексирует территорию побежденного царя и убивает его. [ 33 ] Подобные политические идеалы существовали и в период Гуптов, о чем свидетельствует Рагхувамше заявление Калидасы в о том, что «праведный победоносный монарх ( Рагху ) отнял только царскую славу господина Махендры, который был схвачен и освобожден, но не его королевство. ." Поэтому вполне вероятно, что Самудрагупта действовал как праведный завоеватель и восстановил побежденных царей в качестве своих вассалов. [ 34 ] [ 32 ]

Махендра творения
Косала здесь относится к Дакшина Косале , которая включает части современных Чхаттисгарха и Одиши . [ 29 ] Одна из теорий отождествляет Махендру Косалы с царем Налы по имени Махендрадитья. [ 35 ]
Вьягра-раджа Махакантары
Историк К. П. Джаясвал идентифицирует Махакантару (буквально «великая дикая местность») как район Бастар - Канкер в современном Чхаттисгархе . [ 29 ] Согласно другой теории, Махакантара — это то же самое, что Махавана, синоним, используемый в качестве названия лесного региона вокруг современного Джейпура в Одише. [ 36 ]
Более ранние историки идентифицировали Махакантару как регион в центральной Индии, а Вьягра-раджу отождествляли с феодалом Вакатака Вьягра-дэвом, чьи надписи были найдены в Накне . Однако эта идентификация теперь считается неверной, поскольку неизвестно, что Самудрагупта сражался против Вакатаков. [ 29 ]
Мантараджа из Куралы
В надписи Равана царя Шарабхапурии Нарендры, правившего в регионе Дакшина Косала , упоминается область под названием Мантараджа-бхукти («провинция Мантараджа»). Поэтому некоторые историки, такие как К.Д. Баджпай, предполагают, что Мантараджа был царем, правившим в регионе Дакшина Косала. [ 37 ] Историк А. М. Шастри оспаривает эту теорию, утверждая, что правитель Косалы (то есть Дакшина Косала) упоминается отдельно в надписи на Аллахабадском столбе. [ 38 ]
Лоренц Франц Кильхорн предположил, что Курала была такой же, как Каурала (или Кунала), упомянутая в надписи Айхоле короля Пулакешина II VII века , и определил ее как территорию вокруг озера Коллеру в современном Андхра-Прадеше . Х.К. Райчаудхури оспаривает эту идентификацию, указывая, что этот регион был частью королевства Венги Хастивармана, которое упоминается отдельно в надписи на Аллахабадском столбе. [ 37 ]
Другие предлагаемые идентификации Куралы включают Коладу возле Бханджанагара (бывшая Рассельконда) в Одише; [ 39 ] и Кулула, регион, упомянутый в надписи Махендрагири короля XI века Раджендры Чолы и отождествляемый с Черлой в современной Телангане. [ 37 ]
Махендрагири из Пиштапура
Пиштапура — современный Питхапурам в штате Андхра-Прадеш. В слове гири на санскрите упоминается холм, и поэтому Дж. Флит предположил, что «Махендрагири» не могло быть именем человека: он предположил, что этот стих ( Махендрагири-Кауттурака-Свамидатта ) относится к царю по имени «Махендра», а место под названием «Коттура на холме», которым правил Свамидатта. Однако перевод Флита неверен: в стихе ясно упоминаются Махендрагири из Пиштапура и Свамидатта из Коттуры как две разные личности. [ 40 ] Г. Рамдас интерпретировал этот стих как означающий, что Свамидатта был правителем Пиштапура и «Коттуры возле Махендрагири», а Бхау Даджи перевел его как «Свамидатта из Пиштапура, Махендрагири и Коттуры». Однако эти переводы также неверны. [ 41 ] Беспокойство по поводу имени короля необоснованно: в нескольких исторических записях упоминаются имена, оканчивающиеся на слово гири или его синоним адри . [ 40 ] [ 42 ]
Свамидатта из Коттуры
Свамидатта, вероятно, был одним из вождей, которые сопротивлялись проходу Самудрагупты через регион Калинга . [ 43 ] Коттура отождествляется с современным Коттуру (или Котуром) в районе Шрикакулам , Андхра-Прадеш (недалеко от Паралакхемунди , Одиша). [ 44 ] Альтернативные предложения отождествляют его с другими местами с таким же названием в современном Андхра-Прадеше. [ 36 ]
Дамана из Эрандапаллы
Предлагаемые идентификации Эрандапаллы включают Эррандапалли возле Шрикакулама , город недалеко от Мухалингама , Йендипалли в районе Вишакхапатнам и Эндипалли в районе Западного Годавари . [ 45 ]
Вишнугопа из Канчи
Вишнугопа идентифицируется как Паллава правитель Канчипурама : вторжение Самудрагупты, вероятно, произошло, когда он выступал в качестве регента при своем племяннике Скандавармане III. [ 46 ]
Нилараджа Авамукты
Личность Авамукты неизвестна. [ 47 ] В Брахманда-пуране упоминается местность под названием «Авимукта-кшетра», расположенная на берегу реки Гаутами (то есть Годавари ), которую можно отождествить с Авамуктой из надписи Самудрагупты. [ 48 ] В некоторых исторических текстах регион вокруг Варанаси называется Авамукта-кшетра . [ 46 ] но Варанаси не расположен в Дакшинапатхе и, следовательно, определенно не был упомянутым в надписи Авамуктой. [ 47 ]
Хастиварман из Венги
Хастиварман был Шаланкаяны королем Венги (современный Педавеги ) в Андхра-Прадеше. [ 49 ]
Уграсена из Палакки
Ж. Дюбрей отождествлял Палакку с местом, упоминаемым в нескольких паллавских надписях как Палаккада; это место, вероятно, было штаб-квартирой наместничества Паллава. Например, дарственная надпись Урувапалли Юва-махараджи (принца) Вишнугопы-вармана была выдана из Палаккады. [ 50 ]
Г. Рамдас отождествил его с Паккаем, расположенным между Удаягири и Венкатагири в районе Неллор, и предположил, что это то же самое место, которое упоминается как Пака-наду, Панка-наду или Пакаи-наду в надписях короля Чола X века. Раджараджа И. [ 50 ]
Кубера из Девараштры
По одной из теорий, Дева-раштра располагалась в историческом регионе Калинга современного северного Андхра-Прадеша . В Шрингаварапукота надписи царя Васиштхи Анантавармана, выпущенной из Пиштапура в этой области, его дед Гунаварман описывается как Дева-раштрадхипати («Господин Дева-раштры»). В надписи Касимкота Бхимы I X века царя Венги Чалукья упоминается вишая (район) под названием Дева-раштра в Калинге. На основании этого Ж. Дюбрей определил Девараштру как место в современной Еламанчили талуке в Андхра-Прадеше. [ 50 ] Во времена Самудрагупты регион Калинга, по-видимому, был разделен между несколькими небольшими королевствами, которые, возможно, включали Коттуру, Пиштапуру и Девараштру. [ 51 ]
Дхананджая из Кусталапура
Б. В. Кришнарао предположил, что Дхананджая из надписи Самудрагупты может быть той же самой, что и Дхананджая, от которой заявляли о своем происхождении вожди Дханьякатаки (современная Дхараникота в Андхра-Прадеше). Он отождествил Кустхалапуру с современной Коланупакой (или Коллипаком), расположенной на берегу реки Алеру в современной Телангане . [ 30 ] Другая теория отождествляет Кустхалапуру с участком вокруг реки Кушастхали недалеко от Дакшина Косала . [ 48 ]

Северные завоевания

[ редактировать ]

Согласно надписи на Аллахабадском столбе , Самудрагупта «насильственно искоренил» следующих царей Арьяварты , северного региона: [ 34 ]

  1. Рудрадева
  2. Матила
  3. Нагадатта
  4. Чандраварман
  5. Ганапатинага
  6. Нагасена
  7. Ачьюта-нандин
  8. Балаварман

В отличие от южных царей, в надписи не упоминаются территории, которыми управляли эти цари, что позволяет предположить, что их королевства были присоединены к империи Гуптов. [ 52 ] В надписи также упоминается, что Самудрагупта победил некоторых других царей, но не упоминаются их имена, предположительно потому, что поэт считал их неважными. [ 34 ]

Рудрадева
Рудрадева может быть таким же, как царь по имени Рудра, чья монета была найдена в Каушамби . [ 53 ] Другая теория отождествляет Рудрадеву с царем западного кшатрапа (шака) Удджайна , либо Рудрадаманом II, либо Рудрасеной III. [ 54 ]
Некоторые более ранние ученые, такие как К.Н. Дикшит и К.П. Джаясвал , отождествляли Рудрадеву с Вакатака царем Рудрасеной I. Однако эта идентификация кажется неточной, поскольку в надписи Самудрагупты Рудрадева прямо упоминается как царь северного региона (Арьяварта), в то время как Вакатаки правили в южном регионе (Дакшинапатха). Аргумент, приводимый в поддержку этой идентификации, заключается в том, что Рудрасена носил титул Махараджа («великий царь»), а не самрат («император»), что означает его подчиненный статус по отношению к Самудрагупте. Однако несколько суверенных царей Вакатака носили титул Махараджа : только Праварасена I принял титул самрат после совершения ритуального жертвоприношения ваджапея . В надписи потомка Рудрасены Притвишены II упоминается, что царство Вакатака процветало в течение ста лет, что позволяет предположить, что правление Вакатака оставалось непрерывным во время правления Рудрасены. [ 54 ]
Матила
Личность Матилы не установлена. [ 55 ] [ 53 ] Ранее Матилу отождествляли с Маттилой, который известен по терракотовой печати, обнаруженной в Буландшахре . [ 54 ] Однако нет никаких доказательств того, что этот Маттила был правителем, а эпиграфист Джаганнатх Агравал датировал печать VI веком на палеографических основаниях. [ 56 ]
Нагадатта
Нагадатта не известен ни в каких других надписях или монетах, но его имя позволило предположить, что он мог быть правителем ветви нагов . [ 55 ] Округ Колумбия Сиркар предположил, что он был предком семьи наместников Гупта, имена которых заканчивались на -датта. Тедж Рам Шарма предполагает, что он, возможно, был правителем нагов, чьи преемники были отправлены наместниками Гуптов в Бенгалию после того, как семья приняла сюзеренитет Гуптов. [ 57 ]
Чандраварман
Чандраварман в надписи Самудрагупты отождествляется с Чандраварманом , правителем Пушкараны (современная Паханна ) в современной Западной Бенгалии . [ 55 ] П.Л. Гупта и некоторые более ранние ученые отождествляли этого правителя с другим Чандраварманом, который упоминается в надписи, обнаруженной в Мандсауре в современном Мадхья-Прадеше . [ 58 ] [ 53 ] Тедж Рам Шарма оспаривает эту идентификацию, утверждая, что Самудрагупта «уничтожил» всех царей Арьяварты и аннексировал их территории, как предполагает надпись на Аллахабадском столбе; однако известно, что Нараварман - брат Чандравармана из Мандсаура - правил как феодер в 404 году нашей эры. [ 57 ]
Ганапатинага
Ганапати-нага идентифицируется как царь нагов . Несколько монет с легендой Ганапати были обнаружены в Падмавати , Видише и Матхуре . Хотя на этих монетах нет суффикса «нага», они похожи на монеты, выпущенные другими царями нагов, такими как Сканда-нага, Брихаспати-нага и Дева-нага. Поскольку в Матхуре были найдены сотни монет Ганапати, похоже, что он был правителем ветви нагов со штаб-квартирой в Матхуре. [ 55 ]
Нагасена
В тексте VII века «Харшачарита» упоминается царь нагов Нагасена, который «встретил свою гибель в Падмавати, поскольку его секретный план был раскрыт птицей сарика ». Если предположить, что это описывает историческую личность, то получается, что Нагасена был правителем ветви нагов со штаб-квартирой в Падмавати в современном Мадхья-Прадеше . [ 55 ]
Ачьюта-нандин
Ачьюта-нандин, кажется, такой же, как Ачьюта, упомянутый ранее в надписи; его имя, возможно, было сокращено в более ранних стихах для метрических целей. [ 53 ] Альтернативная теория идентифицирует Ачьюту и Нандина как двух разных королей. [ 59 ]
Ачьюта был правителем Аиччхатры на территории современного Уттар-Прадеша, где были обнаружены приписываемые ему монеты. [ 25 ] На этих монетах есть надпись «Ачью», и они похожи на монеты, выпущенные правителями нагов. Это привело к предположениям, что Ачьюта-нандин, побежденный Самудрагуптой, был правителем ветви нагов со штаб-квартирой в Аичхатре. [ 55 ]
Балаварман
В. В. Мираши идентифицировал Бала-вармана (или Балаварму) как правителя династии Магх Косамби . [ 60 ] УН Рой предположил, что Бала-варман, возможно, был предком царей Маухари , которые первоначально служили вассалами Гуптов и чьи имена заканчивались на -варман. [ 61 ] Другая теория отождествляет его с преемником Шридхара-вармана, Шака правителя Эрана . Самудрагупта, возможно, положил конец династии Эрана, о чем свидетельствует обнаружение его надписи в Эране. [ 60 ]
К. Н. Дикшит отождествлял Балавармана с , правителем варманской династии Камарупы Балаварманом ; однако Балаварман не был современником Самудрагупты. [ 62 ] Более того, Камарупа упоминается как отдельное приграничное королевство позже в надписи на Аллахабадском столбе. [ 61 ]

Завоевания в лесном крае

[ редактировать ]

Согласно надписи на Аллахабадском столбе, Самудрагупта низвел всех царей лесного региона ( атавика ) до подчинения. [ 63 ] Этот лесной регион, возможно, располагался в центральной Индии: надписи династии Паривраджака , правившей в этой местности, гласят, что их родовое царство располагалось в пределах 18 лесных царств. [ 60 ]

Пограничные короли и племена

[ редактировать ]
Монета, отчеканенная в районе Пенджаба под названием «Самудра» ( Са-му-дра ), происходящий от стиля чеканки монет поздней Кушанской империи и тамги Самудра тамга. Эти нетипичные монеты следуют за падением последнего кушанского правителя Кипунады и предшествуют чеканке первых кидаритских гуннов на северо-западе Индии. Около 350–375 гг. н.э. [ 64 ] [ 65 ]

В надписи на Аллахабадском столбе упоминается, что правители нескольких приграничных королевств и племенных олигархий платили дань Самудрагупте, подчинялись его приказам и выражали ему почтение. [ 63 ] [ 66 ] Надпись прямо описывает пять королевств как приграничные территории: территории, контролируемые племенами, также, вероятно, располагались на границе королевства Самудргупты. [ 52 ]

«Самудрагупта, чье грозное правление было умилостивлено выплатой всех дани, выполнением приказов и посещениями (его двора) для почтения таких пограничных правителей, как Саматата , Хавака , Камарупа , Непала и Картрипура , а также малавы . , Арджунаянас , Яудхеи , мадраки , абхиры , праджуны, санаканики, кака, кхарапарики и другие народы».

Историк Упиндер Сингх предполагает, что отношения этих пограничных правителей с императором Гупта имели «определенные элементы феодальных отношений». [ 66 ] По словам историка Р. К. Маджумдара, вполне вероятно, что завоевания Самудрагупты в Арьяварте и Дакшинапатхе увеличили его репутацию до такой степени, что приграничные правители и племена подчинили его без боя. [ 68 ]

В приграничные королевства входили: [ 66 ]

« Давака » ( сценарий брахми : ) в надписи на Аллахабадском столбе
  1. Саматата , расположенная на территории современной Бенгалии. [ 69 ]
  2. Давака , расположенный на территории современного Ассама. [ 69 ]
  3. Камарупа , расположенная на территории современного Ассама. [ 69 ]
  4. Непала , расположенная на территории современного Непала. [ 69 ] По одной из теорий, под Непалой здесь подразумевается королевство Личчави , правителями которого, возможно, были родственники Самудрагупты по материнской линии. [ 70 ]
  5. Карттрипура, вероятно, расположенная в современном Уттаракханде : надпись, по-видимому, называет приграничные королевства в географическом порядке, начиная от Бенгалии до Ассама и Непала; Уттаракханд будет следующим в этой последовательности. [ 69 ] Ныне устаревшая теория отождествляла Карттрипур с Картарпуром в современном Пенджабе, но Картарпур был основан гораздо позже, в 16 веке, Гуру Арджаном . [ 69 ]

В состав племенных олигархий входили: [ 66 ]

  1. Малавас : Во времена Самудрагупты их штаб-квартира, вероятно, располагалась в Каркота-нагаре (современный форт Нагар в Раджастхане), где было обнаружено несколько тысяч их монет. [ 72 ]
  2. Арджунаяны : Их монеты были найдены в районе Матхуры . [ 73 ] По мнению нумизмата Джона Аллана , Арджунаяны проживали в треугольнике, соединяющем современные Дели, Джайпур и Агру. [ 72 ]
  3. Яудхеи : Они правили территорией между реками Сатледж и Ямуна после кушанов. Похоже, они стали притоками Самудрагупты. [ 74 ]
  4. Мадраки : Обычно они располагаются между реками Рави и Ченаб. [ 74 ]
  5. Абхирас : Эпиграфические и литературные данные свидетельствуют о том, что они правили западной Индией в период Самудрагупты. [ 75 ]
  6. Санаканикас: Судя по всему, они правили регионом вокруг Удаягири в современном Мадхья-Прадеше. В надписи, найденной в Удаягири, вождь Санаканики упоминается как феодат Чандрагупты II: этот вождь и два его предшественника описаны как «махараджи», что предполагает, что Самудрагупта позволил вождям Санаканики править в качестве своих губернаторов после завоевания их территории. [ 76 ]
  7. Какас: Возможно, они были правителями территории вокруг холма Санчи , который в древних надписях упоминается как Каканада. [ 76 ]
  8. Прарджуны. Их можно идентифицировать как Праджунаков, упомянутых в « Артхашастре» , но их местонахождение неизвестно. Различные теории помещают их в центральную Индию, в том числе в районе современного Нарсингхпура или Нарсинггарха в Мадхья-Прадеше. [ 77 ] [ 78 ]
  9. Харапарики: они могут быть такими же, как «Харапарас» (буквально «вор» или «мошенник»). [ 79 ] ) упоминается в каменной надписи XIV века, найденной в Батиягархе (или Баттисгархе) в районе Дамох . Эти хапарасы по-разному идентифицируются как коренное племя или разбойники этого региона. [ 77 ]
    • Некоторые более поздние источники предполагают, что харапара были иностранным племенем (возможно, монголами ), а в текстах на языке дингал слово «харапара» используется как синоним слова «мусульманин», но такое отождествление неприменимо к периоду Самудрагупты. [ 77 ]
    • Есть также некоторые предположения о том, что Харапарики - это то же самое, что Гардабхилы, упомянутые в Пуранах , поскольку слова «Кхара» и «Гардабха» на санскрите означают «осел». Однако из исторических источников о Гардабхилах известно очень мало. [ 80 ]

Отношения с другими правителями

[ редактировать ]

В надписи Самудрагупты упоминается, что несколько царей пытались доставить ему удовольствие, лично присматривая за ним; предлагая ему замуж своих дочерей (или, по другой интерпретации, даря ему девиц [ 81 ] ); и добиваться использования печати Гаруды , изображающей Гупта, для управления своими территориями. [ 82 ] В число этих царей входили «Дайвапутра-Шахи-Шаханушахи, Шака-Мурундас и правители островных стран, таких как Симхала». [ 66 ] [ 83 ]

Дайвапутра-Шахи-Шаханушахи
Выражение Девапутра Шахи Шахану Шахи в Среднем Брахми в Аллахабадском столбе (строка 23). [ 84 ]
Нумизмат Джон Аллан предположил, что Дайвапутра, Шахи и Шаханушахи - это три разных государства; или, альтернативно, Шахи-Шаханушахи были единым государством. Историк Д. Р. Бхандаркар утверждал, что Дайвапутра («потомок Девапутры») не может быть отдельным именем, и определил Дайвапутру-Шахи-Шаханушахи как единого правителя, возможно, Кидара I , который основал новое королевство Гандхара (современный Афганистан). ). [ 85 ]
По словам историка Тедж Рама Шармы, Дайвапутра относится к кушанскому царю (Девапутра - это кушанский титул); Шахи относится к ветви кушанов; а Шаханушахи относится к сасанидам . Эти короли контролировали части современного Пенджаба и Афганистана. [ 86 ]
Историк Ашвини Агрвал предполагает, что Кидара, который первоначально правил как вассал сасанидского короля Шапура II , возможно, заключил союз с Самудрагуптой, чтобы свергнуть своего сасанидского повелителя. В Рагхувамше придворный поэт Гуптов Калидаса утверждает, что его герой Рагху победил Парасиков (персов): Агрвал предполагает, что это описание может быть вдохновлено победой Кидрайте-Гупта над сасанидами. [ 85 ]
По мнению Авраама Эрали и других, выражение Девапутра Шахи Шахану Шахи, очевидно, обозначает кушанских князей, являясь деформацией кушанских царственных титулов Девапутра, Шао и Шаонаношао : «Сын Божий, Царь, Царь царей». [ 84 ] [ 87 ] [ 88 ] Это говорит о том, что ко времени надписи в Аллахабаде кушаны все еще правили в Пенджабе , но под сюзеренитетом императора Гупта. [ 89 ]

Северная кампания

[ редактировать ]

Самудрагупта был видным правителем Империи Гуптов, известным своей двойной ролью завоевателя и государственного деятеля. Он продемонстрировал глубокое понимание своих ограничений и продемонстрировал свою дипломатическую хватку, восстановив в должности покоренных принцев Юга. Несмотря на свое нежелание участвовать в дальнейших кампаниях на Северо-Западе, Самудрагупта был полон решимости обеспечить безопасность границ империи и обезопасить западные торговые пути. [ 90 ] [ 91 ] .

Чтобы решить эти проблемы, он сформировал союз с Кидарой, стратегический шаг, направленный на противодействие угрозам, исходящим от Шапура II из Сасанидской империи . Будучи более могущественным партнёром в этом союзе, Самудрагупта оказывал Кидаре значительную поддержку . Это сотрудничество оказалось весьма эффективным; Кидара одержал победы над сасанидами в 367-368 годах нашей эры. Однако эти победы не обязательно привели к тому, что Шапур II стал вассалом Кидары или Самудрагупты. [ 90 ] [ 91 ] .

Гет-Мурундас
Некоторые ученые считают, что термин «Шака-Мурундас» относится к единому существу. Например, такие ученые, как Стен Конов, утверждают, что «Мурунда» - это титул шака, означающий «господин»; кушаны также использовали подобные титулы (например, Канишка в своей зедской надписи назван «муродой»). [ 92 ]
Другие учёные, такие как К. П. Джаясвал , считают, что шакасы и мурунды — это две разные группы людей. [ 92 ] Согласно этой теории, шакас здесь, скорее всего, относится к западным кшатрапам, правителям Удджайна . [ 86 ] Джаясвал отмечает, что Пураны упоминают правление 13 царей Мурунды, а Хемачандры Абхидхана -Чинтамани описывает Мурунду как жителей Лампаки (на территории современного Афганистана). Однако Агрвал указывает, что эти источники имеют относительно позднее происхождение, и вполне возможно, что ветвь Шака стала известна как «Мурундас». [ 92 ]
Побежденная «Сака» ( ), упомянутые Самудрагуптой в Аллахабадском столбе (строка 23), вероятно, относятся к сакскому правителю Шридхараварману в Центральной Индии. [ 93 ]
Точное местонахождение шаков, упомянутых в надписи Самудрагупты, не установлено. В. А. Смит отождествлял их с западными кшатрапами , контролировавшими западные регионы малва и Саураштра . Доктор Бхандаркар альтернативно отождествлял правителя Шака-Мурунда со Шридхара-варманом , правителем Шака, чьи надписи были обнаружены в Санчи ( надпись Канакерхи ) и Эране . [ 93 ] Затем Эран перешел под прямой контроль Самудрагупты, о чем свидетельствует его надпись на Эране. [ 92 ] [ 93 ]
Симхала и другие острова
Согласно китайским источникам, Мегхаварна , король Симхалы (современная Шри-Ланка ), стремился построить монастырь в Бодхгае, для удобства паломников из своего королевства. Для этой цели он послал богатые подарки, и Самудрагупта удовлетворил его просьбу построить монастырь. Используя поэтическое преувеличение, придворный Самудрагупты Харишена, похоже, назвал этот дипломатический акт актом подчинения. [ 94 ] Точно так же китайский путешественник VII века Сюаньцзан , посетивший этот монастырь, по-видимому, считал богатые подарки, отправленные Мегхаварной, данью: он утверждает, что Мегхаварна «отдал дань королю Индии все драгоценности его страны». [ 95 ]
«Другие острова» могут быть индианизированными королевствами Юго-Восточной Азии, но нет никаких доказательств того, что их правители подчинялись Самудрагупте. [ 94 ] Вероятно, они отправили посольства в империю Гуптов и поддерживали дружеские отношения. [ 95 ] Морские порты Империи Гуптов, такие как Тамралипти, вероятно, были связаны с этими королевствами морскими путями. Широкое использование санскрита в этих королевствах могло произойти в результате влияния Гуптов. [ 96 ]

Имперская степень

[ редактировать ]

Империя Самудрагупты включала основную территорию, расположенную на севере Индии, которая находилась под непосредственным контролем императора. Кроме того, в его состав входил ряд монархических и племенных подчиненных государств. [ 52 ] Историк Р. К. Маджумдар предполагает, что Самудрагупта напрямую контролировал территорию, простирающуюся от реки Рави ( Пенджаб ) на западе до реки Брахмапутры ( Бенгалия и Ассам ) на востоке и от предгорий Гималаев на севере до холмов Виндхья на юге. Юго-западная граница его территории примерно повторяла воображаемую линию, проведенную от современного Карнала до Бхилсы . [ 97 ]

На юге империя Самудрагупты определенно включала Эран на территории современного Мадхья-Прадеша, где была найдена его надпись. [ 98 ] Надпись на Аллахабадском столбе предполагает, что он продвинулся до Канчипурама на юге. [ 30 ] Однако, поскольку утверждения в надписи на Аллахабадском столбе взяты из королевской хвалебной речи, к ним следует относиться с осторожностью. Южные короли не находились под его прямым сюзеренитетом: они платили ему лишь дань. [ 99 ]

По мнению историка Кунала Чакрабарти, военные кампании Самудрагупты ослабили племенные республики современных Пенджаба и Раджастана, но даже эти королевства не находились под его прямым сюзеренитетом: они лишь платили ему дань. Претензии Самудрагупты на контроль над другими королями сомнительны. [ 99 ] Историк Ашвини Агравал отмечает, что на золотой монете племени Гадахара есть легенда Самудра, которая предполагает, что контроль Самудрагупты простирался до реки Ченаб в регионе Пенджаб. [ 100 ]

Некоторые более ранние ученые, такие как Дж. Флит, полагали, что Самудрагупта также завоевал часть Махараштры , основываясь на отождествлении Девараштры с Махараштрой и Эрандапаллы с Эрандолом , где были найдены некоторые останки эпохи Гуптов. [ 101 ] Однако эта теория больше не считается правильной. [ 30 ] [ 102 ]

Чеканка монет

[ редактировать ]
Имитация кушанской чеканки
Кушанская монета Васудевы II , 275–300 гг. н.э.
Стандартный тип Самудрагупты, 335/350-375 гг. н.э.
Самудрагупта был первым правителем Гуптов, чеканившим монеты. Они были имитацией чеканки монет Кушанской империи , приняв ее весовой стандарт, методы и дизайн после завоеваний Самудрагупты на северо-западе. [ 103 ] [ 104 ] Оба типа монет схожи, за исключением головного убора правителя (облегающего колпака вместо кушанской остроконечной шляпы), штандарта Гаруда вместо трезубца и украшений Самудрагупты, которые являются индийскими. [ 103 ] [ 105 ]

Чеканка Империи Гуптов изначально возникла на основе чеканки Кушанской Империи , приняв ее весовой стандарт, методы и дизайн после завоеваний Самудрагупты на северо-западе субконтинента. [ 106 ] [ 104 ] Гупты даже переняли у кушанов имя Динары для своей чеканки, которое в конечном итоге произошло от римского названия Denarius aureus . [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] Стандартный тип монет Самудрагупты во многом схож с чеканкой более поздних кушанских правителей, включая сцену жертвоприношения над алтарем, изображение нимба, а отличия заключаются в головном уборе правителя (плотно прилегающей шапке вместо кушанского остроконечная шляпа), знамя Гаруды вместо трезубца и украшения Самудрагупты, индийские. [ 103 ]

следующие типы монет Самудрагупты, исписанные легендами на санскрите : Были обнаружены [ 110 ]

Стандартный тип
  • Легенда на аверсе: Самара-шата-витата-виджайо-джита-рипураджито-дивам-джаяти . Перевод: «Непобедимый, кто победил своих врагов [и] постоянно одерживал победы в сотне сражений, побеждает рай»; [ 111 ] Альтернативный перевод: «Покоритель непокоренных крепостей своих врагов, победа которого распространилась на сотни сражений, покоряет небеса». [ 112 ]
  • Легенда на реверсе: Пракрама. [ 112 ]
Тип лучника
  • Изображен Самудрагупта, стоящий полностью одетый, с луком в левой руке и стрелой в правой руке. [ 112 ]
  • Легенда на аверсе: Apratiratha vijitya kshitim sucharitair (или avnipatir) divam Jayati . Перевод: «Не встречая сопротивления враждебных колесниц, завоевывая землю, он покоряет небо своими добрыми делами». [ 112 ]
  • Легенда на реверсе: Апратирата. [ 112 ]
Тип боевого топора
  • Легенда на аверсе: Кританта-паршур-джаятйаджитараджаджетаджи-тах . Перевод: «Владея топором Кританты (бога смерти), непобежденный победитель непобежденных царей побеждает» [ 112 ]
  • Легенда на реверсе: Кританта-парашух. [ 112 ]
Тип убийцы тигров
  • Изображает короля в тюрбане и поясе, топчущего тигра. [ 112 ]
  • Легенда: Вагра-пракрамах . Перевод: «Обладающий доблестью тигра». [ 112 ]
Тип лириста
  • Изображен Самудрагупта в поясной ткани, сидящий, скрестив ноги, на диване и играющий на вине , лежащей на коленях. [ 112 ]
  • Легенда: имя короля [ 112 ]
Тип Ашвамедхи
  • Легенда на аверсе: Раджадхираджа притхвим авитва дивам джаятяхритаваджи-медхах («повелитель царей, принесший в жертву коня, защитив землю, покорил небеса») на реверсе. [ 113 ]
    • На некоторых монетах есть альтернативная легенда: Раджадхираджа притхвим авитва дивам джаятйа-пративарья-вирьях («повелитель царей, обладающий неодолимой доблестью, защитив землю, побеждает небеса»). [ 113 ]
  • Легенда на реверсе: Ашвамедха-пракрамах («обладающий доблестью совершить жертвоприношение коня»).

Различные ученые, в том числе нумизмат Джон Аллан , считают, что золотые монеты с портретами Чандрагупты и Кумарадеви были выпущены Самудрагуптой в память о его родителях. [ 114 ] [ 104 ] в то время как другие приписывают выпуск этих монет самому Чандрагупте. [ 9 ] [ 115 ]

Надписи Самудрагупты на Аллахабадском столбе.

Были обнаружены две надписи времен правления Самудрагупты: [ 8 ]

Флит предположил, что надпись на Аллахабадском столбе была посмертной и была сделана во время правления Чандрагупты II, но современные ученые не согласны с этой теорией. [ 116 ]

Две другие записи приписываются периоду правления Самудрагупты, но подлинность этих записей оспаривается: [ 117 ]

  • Надпись Наланды, датированная 5 годом правления.
  • Надпись Гая, датированная 9 годом правления.

В обеих этих надписях говорится, что они были написаны по приказу гуптского офицера Гопасвамина. Как и надпись на камне Чандрагупты II в Матхуре, в этих записях Самудрагупта описывается как «восстановитель жертвоприношения Ашвамедхи». Кажется подозрительным, что в записях, выпущенных в столь ранний период правления Самудрагупты, упоминается это утверждение, которого нет в более поздней надписи на Аллахабадском столбе. Одна из возможностей состоит в том, что эти записи были выпущены во время правления Самудрагупты и через некоторое время были повреждены, из-за чего они были восстановлены во время правления Чандрагупты II. [ 117 ]

Эранская надпись

[ редактировать ]
Эранская надпись Самудрагупты.

В Эране надпись Самудрагупты, кажется, заменила надпись местного сакского правителя по имени Шридхараварман , уже известную по надписи Канакерха в Санчи и другой надписи в Эране. Таким образом, Самудрагупта, возможно, вытеснил Шридхаравармана в его походах на Запад. [ 118 ] Эранская Индийском надпись Самудрагупты в настоящее время хранится в Калькутты музее . Надпись, выполненная из красного песчаника, была найдена недалеко к западу от разрушенного храма вепря. Там написано:

(Строки с 1 по 6, содержащие весь первый стих и первую половину второго, полностью оторваны и потеряны.)
(Строка 7.)— .................................в раздаче золота..... ........................ [кем] Притху, Рагхава и другие цари [были затмены.]
(Л. 9.) — . . . . . . . . . был Самудрагупта, равный (богам) Дханаде и Антаке в (соответственно) наслаждении и гневе; . . . . . . . . . . . . . . . . . по политике; (и) [кем] все племя царей на земле было [ниспровергнуто] и приведено к потере богатства их суверенитета; —
(Л. 13.) — [Кто], по . . . . . . . . . удовлетворены преданностью, политикой и доблестью, славой, заключающейся в освящении через окропление и т. д., которая принадлежит титулу «король» — (и) . . . . . . . . . . . в сочетании с величайшим удовлетворением, — .............. (был) королем, чьей силе невозможно было противостоять; —
(Л. 17.) — [На котором] была замужем добродетельная и верная жена, чье приданое было обеспечено (его) мужественностью и доблестью; у которого было много [слонов], лошадей, денег и зерна; которые наслаждались домами .............; (и) который ходил в компании многих сыновей и сыновей сыновей;
(Л. 21.) — Чьи дела в бою (зажжены) доблестью; (чей) . . . . . . вокруг всегда кружится очень могучая слава; и чьи враги ужасаются, когда думают: даже в промежутках между мечтами о (его). . . . . . . которые энергичны на войне; —
(Л. 25.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . в Айрикине (Эран), городе его собственного удовольствия. . . . . . . . . . . . . был создан ради увеличения своей славы.
(Л. 27.) — . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . когда король сказал. . . . . . .

(Остальная часть надписи полностью оторвана и утеряна.)

- Эранская надпись Самудрагупты [ 119 ]

Надпись Самудрагпута на Эране свидетельствует об установке идола Вишну в храме. [ 18 ] Надписи Наланды и Гайи, приписываемые Самудрагупте, прямо называют его преданным Вишну ( Парама-Бхагавата ). [ 120 ] Он также был терпим к буддизму и разрешил строительство буддийского монастыря по заказу Анурадхапуры царя Мегхаварны в Бодхгае на своей территории. [ 121 ]

Надпись на Аллахабадском столбе гласит, что Самудрагупта занимался проведением брахманических церемоний Саттры ( жертвоприношения Сомы ) и Дикши. Он описывает его как «дарителя многих сотен тысяч коров ». [ 122 ] Надпись на камне Матхуры, посвященная его сыну Чандрагупте II, также описывает его как дарителя «миллионов коров и золота». [ 18 ] Похоже, что Самудрагупта подарил этих коров браминам, которые проводили его церемонии Саттры и Дикши. [ 122 ] В надписи Эрана говорится, что Самудрагупта превзошел Притху , Рагхаву и других легендарных царей в даянии золота. [ 8 ]

Надпись на Аллахабадском столбе намекает на его божественное царствование , сравнивая его с Парама Пурушей (высшим существом), а также с такими божествами, как Дханада ( Кубера ), Варуна , Индра и Антака ( Яма ). [ 122 ] Надпись Эрана гласит, что он был равен Кубере и Яме в удовольствии и гневе соответственно. [ 8 ] Надпись на камне Матхуры также описывает его как равного божествам Кубере, Варуне, Индре и Яме. [ 18 ]

Ашвамедха

[ редактировать ]

Самудрагупта исполнил ритуал Ашвамедха , который использовался древними индийскими королями для доказательства своего имперского суверенитета, и выпустил золотые монеты (см. раздел «Чеканка монет» ) в ознаменование этого действа. [ 123 ] Надписи на медных пластинах внучки Самудрагупты Прабхавати-Гупты, которая была царицей Вакатака , описывают его как исполнителя многочисленных жертвоприношений лошадей. Согласно одной из теорий, Самудрагупта действительно совершил более одного жертвоприношения коня, о чем свидетельствует наличие двух разных легенд на его монетах Ашвамедхи. Другая теория отвергает утверждение о надписях Прабхавати-Гупты как преувеличение или ошибку переписчика, поскольку это утверждение не встречается в надписях Самудрагупты или его преемников. [ 113 ]

Надпись на камне Чандрагупты II в Матхуре описывает Самудрагупту как «восстановителя жертвоприношения Ашвамедхи, которое долгое время откладывалось» ( перевод Смита ). Это утверждение также встречается в надписях последующих царей Гуптов. [ 18 ] а также ложные надписи Гайя и Наланда, приписываемые Самудрагупте. [ 120 ] Однако несколько царей, в том числе из династий Бхарашива , Вакатака, Шаланкаяна и Паллава , исполняли Ашвамедху в предыдущие годы. [ 113 ] [ 124 ] Разные ученые пытались объяснить эту аномалию по-разному: Х.К. Райчаудхури предполагает, что придворный поэт Гуптов не знал об этих царях. [ 125 ] По словам Р. К. Маджумдара , Самудрагупта был первым царем за несколько столетий, совершившим жертвоприношение в регионе Магадха . [ 120 ] Маджумдар также предполагает, что церемония Ашвамедхи, проведенная Бхарашивой, Вакатакой и другими почти современниками королями, носила «скорее религиозный характер», в то время как церемония Самудрагупты фактически включала доказательство его имперского суверенитета. [ 126 ] Точно так же такие ученые, как С.К. Айянгар и Д.Р. Бхандаркар , предполагают, что в отличие от других царей Самудрагупта провел «полноценную» церемонию Ашвамедхи. Другие, такие как В.С. Патхак и Джаганнатх Агравал, интерпретируют этот стих как означающий, что Самудрагупта совершил конный ритуал, который длился долгое время. [ 125 ]

В сохранившихся стихах надписи Самудрагупты на Аллахабадском столбе церемония Ашвамедха не упоминается. По одной из теорий, эта надпись была сделана для обозначения начала церемонии, поскольку панегирики жертвователю были неотъемлемой частью церемонии Ашвамедхи. [ 125 ] Возможно, первые четыре его строки, ныне утерянные, содержали упоминание о церемонии. [ 120 ]

Личность

[ редактировать ]

На монетах Самудрагупта изображен как человек высокого роста и мускулистого телосложения. [ 127 ] Надпись на Аллахабадском столбе представляет его как сострадательного правителя, заявляя, что его «ум был занят оказанием помощи обездоленным, бедным, беспомощным и страждущим». [ 128 ] В нем также упоминается, что он восстановил многие королевские семьи, потерявшие свои королевства, включая побежденных им королей. [ 129 ] В то же время там говорится, что он сохранял строгий административный режим («Прачанда шасана»). [ 112 ]

В надписи говорится, что Самудрагупта прославился среди ученых людей благодаря своим поэтическим произведениям и заслужил прозвище «король поэтов». [ 129 ] Это говорит о том, что он сочинил несколько поэтических произведений, но ни одно из этих произведений сейчас не сохранилось. [ 129 ]

посрамил небесного музыканта Тумбуру и Нараду . Надпись также хвалится тем, что Самудрагупта своим прекрасным музыкальным исполнением [ 112 ] Музыкальные таланты Самудрагупты также подтверждаются его золотыми монетами, на которых он изображен играющим на вине . [ 129 ]

Надпись восхваляет мудрость и интеллект Самудрагупты. [ 129 ] заявляя, что он посрамил наставника Господа Богов (то есть Брихаспати ) своим острым умом. [ 112 ]

Преемственность

[ редактировать ]

В официальных записях династии Гуптов говорится, что Самудрагупте наследовал Чандрагупта II , который был его сыном от Даттадеви. [ 130 ] Основываясь на реконструкции частично утраченной санскритской пьесы « Девичандрагуптам» , часть современных историков полагает, что Самудрагупте первоначально наследовал Рамагупта ( предположительно старший сын), который затем был свергнут с престола Чандрагуптой II. [ 131 ] [ 132 ]

  1. ^ Аллен, Джон (1914). Каталог монет династий Гуптов . стр. 1-2 .
  2. ^ Полная надпись , Флит, Джон Фейтфулл (1888). Корпус индийских надписей Vol. 3 . стр. 1 -17.
  3. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 50–52.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Тедж Рам Шарма 1989 , с. 50.
  5. ^ Перейти обратно: а б с РЦ Маджумдар 1981 , стр. 35.
  6. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 36.
  7. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 51–52.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Тедж Рам Шарма 1989 , с. 67.
  9. ^ Перейти обратно: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 11.
  10. ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 103.
  11. ^ Перейти обратно: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 18.
  12. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 104–105.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Тедж Рам Шарма 1989 , с. 73.
  14. ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 105.
  15. ^ Перейти обратно: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 20.
  16. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 71.
  17. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 67–68.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тедж Рам Шарма 1989 , с. 68.
  19. ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , стр. 106–107.
  20. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 76–77.
  21. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 75.
  22. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 74.
  23. ^ Тедж Рам Шарма 1978 , с. 53.
  24. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 20–21.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и Ашвини Агравал 1989 , с. 106.
  26. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 76.
  27. ^ Перейти обратно: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 21.
  28. ^ Тедж Рам Шарма 1978 , с. 136.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Ашвини Агравал 1989 , с. 107.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д Ашвини Агравал 1989 , с. 112.
  31. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 80–81.
  32. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 78.
  33. ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , стр. 113.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 114.
  35. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 38.
  36. ^ Перейти обратно: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 39.
  37. ^ Перейти обратно: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 108.
  38. ^ Аджай Митра Шастри 1995 , стр. 12–13.
  39. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 79.
  40. ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , стр. 108–109.
  41. ^ Тедж Рам Шарма 1978 , с. 316.
  42. ^ Тедж Рам Шарма 1978 , стр. 316–317.
  43. ^ Тедж Рам Шарма 1978 , с. 258.
  44. ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 109.
  45. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 109–110.
  46. ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 110.
  47. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1978 , с. 253.
  48. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 80.
  49. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 110–111.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 111.
  51. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 111–112.
  52. ^ Перейти обратно: а б с РЦ Маджумдар 1981 , стр. 22.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д Тедж Рам Шарма 1989 , с. 81.
  54. ^ Перейти обратно: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 115.
  55. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ашвини Агравал 1989 , с. 116.
  56. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 115–116.
  57. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 82.
  58. ^ Упиндер Сингх 2008 , с. 477.
  59. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 42.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 117.
  61. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 83.
  62. ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 116-117.
  63. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 84.
  64. ^ «В Пенджабе стилистическое развитие золотой серии от Кушана до Кидарита очевидно: имитационные статеры были выпущены сначала на имя Самудрагупты, затем Кирады, Пероза и, наконец, Кидары» в Эррингтон, Элизабет; Кертис, Веста Сархош (2007). От Персеполя до Пенджаба: исследование Древнего Ирана, Афганистана и Пакистана . Издательство Британского музея. п. 88. ИСБН  9780714111650 .
  65. ^ Крибб, Джо (январь 2010 г.). "Кидариты, нумизматические свидетельства.pdf" . Монеты, искусство и хронология II, под редакцией М. Альрама и др. : 101.
  66. ^ Перейти обратно: а б с д и Упиндер Сингх 2017 , с. 343.
  67. ^ Флит, Джон Фейтфулл (1888). Корпус индийских надписей Vol. 3 . стр. 6–10.
  68. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 25.
  69. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ашвини Агравал 1989 , с. 118.
  70. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 85.
  71. ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 145, карта XIV.1(j) ; стр.25 . ISBN  0226742210 . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
  72. ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 119.
  73. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 86.
  74. ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 120.
  75. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 120–121.
  76. ^ Перейти обратно: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 44.
  77. ^ Перейти обратно: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 121.
  78. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 87–88.
  79. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 88.
  80. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 121–122.
  81. ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 125.
  82. ^ Шанкар Гоял 2001 , с. 168.
  83. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 77–78.
  84. ^ Перейти обратно: а б Эрали, Авраам (2011). Первая весна: Золотой век Индии . Книги Пингвинов Индия. п. 38. ISBN  9780670084784 .
  85. ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 122.
  86. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 89.
  87. Это выражение, очевидно, относится к последним правителям Кушанской империи, в Дэни, Ахмад Хасан; Литвиновский, Борис Абрамович (1999). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 165–166. ISBN  9788120815407 .
  88. ^ Крибб, Джо (январь 2017 г.). «ДВА ЛЮБОПЫТНЫХ ТИПА КИДАРИТОВЫХ МОНЕТ ИЗ КАШМИРА V ВЕКА, авторы Джо Крибб и Каран Сингх» . Джонс : 3.
  89. ^ Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (1996). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. стр. 165–166. ISBN  9789231032110 .
  90. ^ Перейти обратно: а б История императорских Гуптов . п. 178.
  91. ^ Перейти обратно: а б Агравал, Ашвини (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 177. ИСБН  978-81-208-0592-7 .
  92. ^ Перейти обратно: а б с д Ашвини Агравал 1989 , с. 123.
  93. ^ Перейти обратно: а б с Мираши, Васудев Вишну (1955). Corpus inscriptionum indicarum vol.4 pt.2 Надписи эпохи Калачури Чеди . Археологическое общество Индии. стр. 605–611.
  94. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 90.
  95. ^ Перейти обратно: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 27.
  96. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 124.
  97. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 23, 27.
  98. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 23.
  99. ^ Перейти обратно: а б К. Чакрабарти 1996 , с. 185.
  100. ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 128.
  101. ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 109, 112.
  102. ^ Тедж Рам Шарма 1978 , с. 245.
  103. ^ Перейти обратно: а б с Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 30–31. ISBN  9788120804401 .
  104. ^ Перейти обратно: а б с д Хайэм, Чарльз (2014). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. п. 82. ИСБН  9781438109961 .
  105. ^ Перейти обратно: а б Браун, CJ (1987). Монеты Индии . Азиатские образовательные услуги. п. 41. ИСБН  9788120603455 .
  106. ^ «Именно его завоевания принесли ему золото, использованное в его чеканке, а также знание техники чеканки, полученное в результате его знакомства с монетами Кушана (восточный Пенджаб). Его самые ранние монеты начинались как имитации этих кушанских монет и их иностранных монет. черты, которые постепенно были заменены индийскими чертами на его более поздних монетах». в Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 30. ISBN  9788120804401 .
  107. ^ «Известные под термином динары в ранних надписях Гуптов, их золотые монеты были основаны на весовом стандарте кушанов, то есть 8 граммов / 120 гран. Во времена Скандагупты он был заменен стандартом в 80 рати или 144 грана» Ваная, Р. (1983). Индийская чеканка . Национальный музей.
  108. ^ Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 31. ISBN  9788120804401 .
  109. ^ Надписи Гуптов с использованием термина «Динара» для обозначения денег: № 5-9, 62, 64 в Флит, Джон Фейтфулл (1960). Надписи ранних царей Гуптов и их преемников .
  110. ^ Аллен, Джон (1914). Каталог монет династий Гуптов . стр. 1-20 .
  111. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 92.
  112. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Тедж Рам Шарма 1989 , с. 94.
  113. ^ Перейти обратно: а б с д Ашвини Агравал 1989 , с. 126.
  114. ^ Перейти обратно: а б Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 30. ISBN  9788120804401 .
  115. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 91–92.
  116. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 69.
  117. ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 70.
  118. ^ «Считается, что в ходе этой экспедиции он напал и победил вождя саков Шридхара Вармана, правившего регионом Эран-Видиша. Затем он аннексировал эту территорию и установил памятник в Эране (современный район Сагар) «ради ср. увеличение его славы». в Прадеш (Индия), Мадхья; Кришнан, В.С. (1982). Мадхья-Прадеш: Окружные географические справочники . Центральная правительственная пресса. п. 28.
  119. ^ Флит, Джон Ф. Corpus Inscriptionum Indicarum: Надписи ранних Гуптов. Том. III. Калькутта: Правительство Индии, Отделение центральных публикаций, 1888 г., стр. 20–21.
  120. ^ Перейти обратно: а б с д РЦ Маджумдар 1981 , стр. 32.
  121. ^ Лалланджи Гопал 1969 , стр. 56–57, 74.
  122. ^ Перейти обратно: а б с Тедж Рам Шарма 1989 , с. 91.
  123. ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 125–126.
  124. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 93.
  125. ^ Перейти обратно: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 127.
  126. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 33.
  127. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 95.
  128. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 91, 94.
  129. ^ Перейти обратно: а б с д и РЦ Маджумдар 1981 , стр. 31.
  130. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 46.
  131. ^ RC Маджумдар 1981 , стр. 48.
  132. ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 95–96.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8e1b39183b50207163a176517018a9a__1722927960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/9a/d8e1b39183b50207163a176517018a9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samudragupta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)