Династия Шарабхапурия
Шарабхапурии Дакшина Косалы | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
V – VI века | |||||||||||||
Расположение Шарабхапурий и соседних государств Южной Азии около 500 г. н.э. [1] | |||||||||||||
Статус | Королевство | ||||||||||||
Капитал | Шарабхапура, Шрипура | ||||||||||||
Религия | Вайшнавизм | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Учредил | 5 век | ||||||||||||
• Упразднено | 6 век | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Индия |
Династия Шарабхапурия : Śarabhapurīya ( IAST ) правила частями современных Чхаттисгарха и Одиши в Индии в V и VI веках. Династия, вероятно, в первые дни своего существования была вассалом Гуптов , но стала практически независимой, когда империя Гуптов пришла в упадок. На смену Шарабхапуриям пришли Пандувамши . Династия известна главным образом по надписям на медных пластинах и нескольким монетам.
Имя
[ редактировать ]Самоназвание династии неизвестно: историки называют семью Шарабхапуриями, поскольку большая часть надписей династии была сделана из города Шарабхапура ( IAST : Шарабхапура). [2]
Округ Колумбия Сиркар предположил, что династия была известна как Амарариякула , на основании малхарской надписи правителя по имени Вьяграраджа. Однако А. М. Шастри выступил против этой теории, утверждая, что Вьяграраджа не был связан с династией Шарабхапурия. [3]
Период
[ редактировать ]А. М. Шастри оценивает время правления правителей Шарабхапурии следующим образом: на основании отождествления Шарабхи с Шарабхараджем, упомянутым в надписи Эрана 510 г. н.э., он относит время правления Шарабхи к 475–500 гг. н.э. (при условии 25-летнего правления). Точно так же он назначает 25 лет следующим двум королям. Поскольку последняя надпись Джаяраджи датирована 9-м годом правления, Шастри предполагает 10-летнее правление Джаяраджи и некоторых последующих царей. [4]
- Шарабха (शाराभा), ок. 475–500 гг. н.э.
- Нарендра, ок. 500–525 гг. н.э.
- Прасанна, ок. 525–550 гг.
- Джаяраджа, ок. 550–560 гг. н.э.
- Судеварая, ок. 560–570 гг. н.э.
- Манаматра, псевдоним Дургаджа, ок. 570–580 гг. н.э.
- Судеварая, гр. 570–580 гг. н.э.
- Правараджа, ок. 580–590 гг.
Альтернативные даты были предложены другими историками. Например, Д.С. Сиркар оценил правление Шарабхи как 465–480 гг. н.э., а В.В. Мираши оценил его как 460–480 гг. н.э. [5]
Территория
[ редактировать ]Большая часть грантов династии была найдена в Малхаре и Райпуре и их окрестностях, в историческом регионе Дакшин Косала . Эти надписи были сделаны в Шрабхапуре и Шрипуре. Идентификация Шарабхапура не определена, в то время как Шрипура ( IAST : Шрипура) отождествляется с современным Сирпуром . [6] Некоторые ученые отождествляли Шарабхапуру с местами в современных Андхра-Прадеше и Одише, но эти места расположены далеко от мест находок надписей; более вероятно, что Шарабхапура располагалась в районе современного Райпура или вокруг него . [7] К.Д. Баджпай и С.К. Пандей отождествили Шарабхапуру с Малхаром, но А.М. Шастри указывает, что раскопки в Малхаре показывают, что основание города можно датировать ок. 1000 г. до н. э. или ранее. Следовательно, его нельзя идентифицировать как город, основанный Шарабхой, который правил почти 1500 лет спустя. Более того, нет никаких свидетельств того, что Малхар назывался Шарабхапурой: самое раннее известное его название — Маллала или Маллала-паттана. [8] Хира Лал однажды предположил, что Шарабхапура — это другое название Шрипуры, но теперь эта теория дискредитирована. [9]
Шарабхапура, похоже, была первоначальной столицей династии. А. М. Шастри предполагает, что Судевараджа основал Шрипуру и сделал город своей второй столицей; его преемник Праварараджа перенес столицу королевства в Шрипур. [10]
История
[ редактировать ]
Династия известна лишь по нескольким надписям и монетам. Надписи фиксируют гранты и не дают много информации об истории династии, хотя некоторые печати на надписях содержат краткую генеалогию. Из-за этого реконструкция хронологии Шарабхапурии затруднена. Надпись на Аллахабадской колонне царя Гуптов Самудрагупты гласит, что он победил некоего Махендру, правителя Косалы . Одна теория идентифицирует этого Махендру как правителя Шарабхапурии. Однако конкретных доказательств в поддержку этой теории нет. [11]

Шарабха
[ редактировать ]Шарабха - самый ранний известный король, которого можно с уверенностью считать членом династии. Он известен по двум надписям его сына Нарендры. Название предполагает, что он основал город Шарабхапура (и, вероятно, династию). [3] Его территория, скорее всего, включала территорию вокруг района Райпур . [12]
В надписи Эрана 510 г. н. э. некий Шарабхараджа упоминается как дедушка по материнской линии некоего Гопараджи, погибшего в битве. Основываясь на отождествлении этого Шарабхараджи с царем Шарабхапурии Шарабхой, А. М. Шастри датирует свое правление ок. 475–500 гг. н.э. [5] Эта оценка также подтверждается палеографическими данными: символы с квадратными головами в надписях Шарабхапурии, по-видимому, представляют собой усовершенствованную версию аналогичных символов, используемых в надписях Вакатаков, правление которых закончилось около 500 г. н.э. [13]
Надпись на Куруде сына Шарабхи Нарендры сообщает о продлении гранта, который первоначально был предоставлен Парама-бхаттаракой («Верховным повелителем») брахману после того, как первоначальный даритель принял омовение в реке Ганга . Оригинал гранта был записан на пальмовых листьях, уничтоженных во время пожара в доме. [14] А. М. Шастри отождествляет Парама-бхаттараку с императором Гуптов (столица Гуптов Паталипутра располагалась на берегу реки Ганга). Он предполагает, что Шарабха Нарендры начал свою карьеру как вассал Гуптов. [15]
Нарендра
[ редактировать ]Махараджа Нарендра, сын Шарабхи, выдал самый ранний из сохранившихся грантов династии. [16] В его надписи на Куруде говорится, что он продлил грант, выданный Парама-бхаттаракой за заслуги последнего. Это говорит о том, что он продолжал признавать сюзеренитет Гуптов по крайней мере до 24-го года своего правления. [12] Тот факт, что в надписи отсутствует имя повелителя, предполагает, что он стал практически независимым и признал сюзеренитет Гуптов лишь номинально. [15]
Грант Куруда был выдан из «лагеря победы» в Тилакешваре. Он описывает Нарендру как преданного Бхагавата ( Вишну ). [17]
Прасанна
[ редактировать ]Прасанна известен по печатям его сына Джаяраджи и внука Судевараджа. Он также известен по некоторым золотым монетам, на которых его имя упоминается как Прасаннаматра. Выпуск золотых монет предполагает, что он был могущественным правителем, хотя, возможно, он продолжал признавать номинальный сюзеренитет Гупты. На монетах изображена стоящая гаруда в окружении полумесяца, колеса и раковины. Помимо Чхаттисгарха, эти монеты были обнаружены в районе Калаханди в Одише и районе Чанда в Махараштре. Это говорит о том, что он управлял обширной территорией, хотя с уверенностью этого сказать нельзя. [18]
Его отношения с Нарендрой не ясны: возможно, он был сыном Нарендры или его потомком. У Прасанны было два сына: Джаяраджа и Манаматра (преемник Джаяраджи). [19]
Другие короли
[ редактировать ]- Джаяраджа
- Джаяраджа был сыном Прасанны. [20] Он был первым правителем династии, который добавил к своему имени приставку Махат , и этой практике следовали не только его потомки, но и короли более поздних династий, такие как Пандувамши и Сомаванши . [21]
- Манаматра, он же Дургараджа
- Манаматра был еще одним сыном Прасанны. У него было два сына: Судевараджа и Правараджа (преемник Судевараджи). [20]
- Судевараджа
- Судевараджа был сыном Манаматры. [20] Похоже, он основал Шрипуру, где во время его правления были сделаны самые ранние надписи. [10]
- Праварараджа
- Правараджа был еще одним сыном Манаматры. [20] Похоже, он перенес столицу королевства из Шарабхапура в Шрипур. [10]
- Угольная надпись Джаяраджи
- Райпурская надпись Судевараджа
- Надпись Тхакурдия Праварараджа
Отклонить
[ редактировать ]Никакие преемники Правараджи с уверенностью не известны. В Малхаре была обнаружена надпись одного Вьяграраджа. Эта надпись была сделана в городе Прасанна-пур и описывает Вьяграраджа как сына Правара-бхаттараки. Д. К. Сиркар и некоторые другие предположили, что Вьяграраджа был царем Шарабхапурии: Прасаннапур, возможно, был назван в честь его предка Прасанны. В надписи также упоминается некий Джая-бхаттарака, которого отождествляют с Джаяраджем. [22] Аджая Миатра Шастри оспорил эту теорию по нескольким причинам. [23] В надписи Вьяграраджи присутствуют символы с «гвоздями», в отличие от символов с коробчатыми головками в надписях Шарабхапурии. Его печать, текстовый стиль и порядок выдачи также отличаются от надписей Шарабхапурии. [24]
На смену Шарабхапуриям пришла династия Пандувамши . [25] Надписи Пандувамши следуют стилю трех медных пластин Шарабхапурий. [26]
Религия
[ редактировать ]Все цари Шарабхапурии были преданными Вишну и поклонялись Кришне Васудеве как верховному божеству. Подобно императорским Гуптам, они использовали вайшнавский эпитет Парама-Бхагавата в своих надписях . Их правление считается важной вехой в распространении вайшнавизма в современной Одише. [27]
Надписи
[ редактировать ]Обнаружено 17 грантовых надписей на медных пластинах, выданных Шарабхапурией. 11 из этих надписей были сделаны из Шарабхапуры, местонахождение которого неизвестно. Подавляющее большинство записей было найдено в современном Чхаттисгархе . [28] В надписях зафиксировано предоставление земли брахманам за заслуги дарителя и его родителей. [29]
Все надписи фиксируют гранты и представляют собой три прямоугольные медные пластины. Надписи скреплены кольцом, концы которого соединены круглой печатью (хотя на некоторых обнаруженных надписях печать отсутствует). Внешние стороны первой и третьей медных пластин в ранних надписях пусты, предположительно в целях защиты от атмосферных воздействий. Однако в некоторых более поздних записях на внешней стороне третьей медной пластины имеется надпись, предположительно для того, чтобы вместить большой объем текста. [26]
Все надписи написаны так называемым «коробчатым» шрифтом. Верхние части символов представляют собой небольшие квадратные прямоугольники, что приводит к такой номенклатуре. [30] Эти персонажи аналогичны тем, которые встречаются в записях Вакатака . Однако персонажи Вакатака менее стилизованы и, следовательно, могут быть отнесены к более раннему периоду. Неизвестно, являются ли персонажи Шарабхапурии результатом влияния Вакатаки. [31]
Язык, использованный в надписях, — санскрит , который, судя по всему, был официальным языком династии. Влияние Пракрита можно заметить в некоторых случайных случаях. [32] Надписи начинаются с символа, обозначающего слово сиддхам (переводится как «успех» или «слава!»), за которым следует слово свасти . [33] Далее в записях упоминается место выдачи, правящий монарх и порядок пожалования земли. Наконец, надпись призывает будущих королей поддержать грант, после чего следуют проклинающие стихи (проклинать тех, кто бесчестит грант) и благословляющие стихи (благословлять тех, кто чтит грант). Надписи заканчиваются датой и именем писца. [33]
Гранты датируются годами правления правящего короля. Дата указывается в виде царственного года, за которым следует месяц, а затем день. не упоминается Дни пронумерованы от 1 до 30, о двух неделях . Неясно, начинается ли месяц со дня полнолуния ( пурниманта ) или со дня новолуния ( аманта ). Пандувамши системе , пришедшие на смену Шарабхапуриям и перенявшие их стиль надписей, следовали пурниманта . [34] Поэтому весьма вероятно, что месяцы, упомянутые в надписях Шарабхапурии, также следовали системе пурниманты . [33]
Найти место | Правящий король | Год царствования | Выпущено в | Примечание |
---|---|---|---|---|
Пипардула | Нарендра | 3 | Шарабхапура | Деревенский грант, предоставленный Рахудевой и одобренный Нарендрой. Грант дает одаряемому право получать доходы от жителей села. |
Назад | Нарендра | 24 | Военный лагерь Тилакешвара | Записывает продление гранта, первоначально записанного на пальмовых листьях и уничтоженного в результате пожара. Грант дает одаряемому долю в сельскохозяйственной продукции деревни и денежные средства. |
Раван / Малхар | Нарендра | Неизвестный | Шарабхапура | Грант; сохранилась только одна пластина. Надпись была найдена у жителя деревни Раван, который нашел ее в Малхаре. |
Амгуда (или Амгура) | Джаяраджа | 3 | Шарабхапура | Деревенский грант |
Тренировка | Джаяраджа | 5 | Шарабхапура | Грант предоставлен Хадаппаграха Ватса и одобрен Джаяраджем. |
Древесный уголь | Джаяраджа | 5 | Шарабхапура | На печати изображено изображение Лакшми. |
Тренировка | Джаяраджа | 9 | Шарабхапура | Грант |
Хариар | Судевараджа | 2 | Шарабхапура | Грант. Также называется надписью Нахна или Наина в честь места в районе Калаханди. Однако первоначальным местом находки надписи был Хариар в районе Райпур. |
Дхаматтари | Судевараджа | 3 | Шрипура | |
Древесный уголь | Судевараджа | 7 | Шарабхапура | Грант предоставлен Пратихарой Бхогиллой и одобрен Судевараджей. |
Кававал | Судевараджа | 7 | Шрипура | Грант |
Сирпур | Судевараджа | 7 | Шарабхапура | Грант предоставлен Нанной и одобрен Судевараджей. |
Райпур | Судевараджа | 10 | Шарабхапура | Дар, выданный Савитришвамином своим зятьям Нага-ватса-свамину и Бандху-ватса-свамину и одобренный Судевараджей |
Сарангарх | Судевараджа | Неизвестный | Шарабхапура | Грант, выданный главной королевой и другими членами королевской семьи и одобренный королем. |
Тренировка | Праварараджа | 3 | Шрипура | Грант |
Такурдия | Праварараджа | 3 | Шрипура | Грант |
Покхара | Неизвестный | Неизвестный | Неизвестный | Была найдена только вторая пластина; Грант выдан одним Дандачакрой и одобрен эмитентом. |
Чеканка монет
[ редактировать ]Прасанна или Прасаннаматра — единственный царь династии, известный по монете. [37] Его монеты были обнаружены в Сирпуре (древний Шрипура). [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 26 146. ISBN 0226742210 .
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б А. М. Шастри I 1995 , с. 90.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 104–105.
- ^ Перейти обратно: а б А. М. Шастри I 1995 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б А. М. Шастри I 1995 , с. 93.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 92.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 94–95.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 90–91.
- ^ Перейти обратно: а б с А. М. Шастри I, 1995 , стр. 91–94.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б А. М. Шастри I 1995 , с. 109.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 106–107.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б А. М. Шастри I 1995 , с. 108.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 18.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 10.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 111–112.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с д А. М. Шастри I 1995 , с. 95.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 111.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 97.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 98.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 99.
- ^ Пранаб Кумар Бхаттачария 1977 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б А. М. Шастри I 1995 , с. 4.
- ^ Садасиба Прадхан 1999 , с. 144.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 3–4.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 14–15.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 7.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 8.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с А. М. Шастри I 1995 , с. 17.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 16.
- ^ AM Шастри II 1995 , стр. 5–60.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 91.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 3.
Библиография
[ редактировать ]- Аджая Митра Шастри (1995). Надписи Шарабхапурий, Пандувамшинов и Сомавамшинов: Часть I. Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0635-1 .
- Аджая Митра Шастри (1995). Надписи Шарабхапурий, Пандувамшинов и Сомавамшинов: Часть II . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0637-5 .
- Пранаб Кумар Бхаттачарья (1977). Историческая география Мадхья-Прадеша по ранним записям . Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-0-8426-9091-1 .
- Садасиба Прадхан (1999). История, культура и археология Орисса . ДК ISBN 978-81-246-0117-4 .