Незак гунны
Незак гунны 𐭭𐭩𐭰𐭪𐭩 Ники | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
484–665 гг. н. э. | |||||||||||||
Незакские гунны и современные государства континентальной Азии ок. 500 г. н.э. | |||||||||||||
Капитал | Газна Каписа | ||||||||||||
Общие языки | Сценарий Пехлеви (письменный) [1] Среднеперсидский (общий) [1] | ||||||||||||
Религия | буддизм индуизм | ||||||||||||
Правительство | Кочевая империя | ||||||||||||
Незак Шах | |||||||||||||
• 653 - 665 | Гар-илчи | ||||||||||||
Историческая эпоха | Поздняя античность | ||||||||||||
• Учредил | 484 | ||||||||||||
• Упразднено | 665 г. н.э. | ||||||||||||
Валюта | Гуннская драхма | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Афганистан Пакистан |
Незакские гунны ( Пехлеви : 𐭭𐭩𐭰𐭪𐭩 nycky ), также Незак-шахи , [1] было значительным княжеством на юге региона Гиндукуш в Южной Азии примерно с 484 по 665 год нашей эры. Несмотря на то, что их традиционно называют последним из гуннских государств, их этническая принадлежность остается спорной и спекулятивной. О династии в первую очередь свидетельствуют чеканка монет с характерной короной в виде головы водяного буйвола и одноименная легенда.
Гунны Незака пришли к власти после Сасанидской империи поражения от эфталитов . Их основатель, возможно, был союзником хуна или коренным правителем, принявшим статус данника. О промежуточных правителях известно мало; они получали регулярные дипломатические миссии от династии Тан , а некоторые сосуществовали с алчонскими гуннами примерно с середины шестого века. Государство рухнуло в середине седьмого века после участившихся вторжений с арабских границ. Вассал узурпировал трон и основал тюркских шахов .
Этимология
[ редактировать ]В современных источниках слово «Незак» встречается либо как арабское «низак» , либо как « Пехлеви нички» . [2] Первый использовался только для описания тарханов-незаков — правителей Западного Тохаристана, тогда как второй использовался в чеканке гуннов-незаков. [2] Этимология остается спорной; Франц Гренет видит возможную, хотя и не твердо установленную, связь со среднеперсидским nēzag («копье»), в то время как Янош Харматта восходит к непроверенному сакскому * näjsuka- «борец, воин» от * näjs- «сражаться». [2] [3]
Среднекитайские ) слова Насай ( 捺塞 ) и Нишу ( 泥孰 также были предложены как вероятные транскрипции Незака, но они имеют фонетические различия. [4] Тем не менее, на основе обзора китайских хроник Минору Инаба, историк средневековой Центральной Азии из Киотского университета , приходит к выводу, что Нишу было как личным именем, так и титульным эпитетом во многих тюркских племенах. [5]
Территория
[ редактировать ]Хунны Незак правили государством Цзибин , обычно называемым Каписи — ранее Цао — [6] [а] современных буддийских паломников. [8] Каписи составил одиннадцать вассальных княжеств во время визита Сюаньцзана в ок. 630 , включая Лампу , Варну , Нагарахару и Гандхару ; Таксила совсем недавно была потеряна из-за Кашмира. [9] [10]
Источники
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Путешествия паломников
[ редактировать ]
Самое раннее упоминание о Капиши принадлежит Джнянагупте , буддийскому паломнику; он останавливался там в 554 году нашей эры во время путешествия в Тохаристан. [11] Дхармагупта, южно-индийский буддийский монах, посетил это государство в начале седьмого века, но его биография, написанная Яном Цуном, не сохранилась. [12]
Сюаньцзан , китайский буддийский монах, посетивший Каписи примерно в 630 году, дает наиболее подробное описание Незаков, хотя никогда не упоминает имя правящей династии. Сюаньцзан встретился с королем в Удабхандапуре , а затем отправился с ним в Газни и Кабул . [7] Царь описывается как свирепый и умный воин, принадлежащий к расе шали (刹利)/ сули (窣利) — кшатриев (?) — [б] и командовать грубыми предметами. [13]
Китайские истории
[ редактировать ]В «Цэфу Юаньгуй» — китайской энциклопедии XI века — и « Старой книге Тан » — истории Китая X века — записаны тринадцать миссий из Цзибина во двор Тан с 619 по 665 год; [с] хотя ни один из них, как и Сюаньцзан, не упоминает имя правящей династии, историки предполагают, что речь идет о Незаках. [11] [14] Самый полный список среди них, датируемый 658 годом, представляет собой запись тринадцатой миссии, в которой Цзибинь был объявлен «командованием района Сюсянь » и содержался отчет о местной династии из двенадцати правителей, начиная с Синьни и заканчивая Хэксиэцзы : [15]
На третьем году правления Сяньцина [658 г. н.э.], когда [танские послы] исследовали обычаи этого государства [Цзибинь], люди говорили: «От Синьни, основателя королевского дома, до нынешнего [короля] Хэксиэцзы трон передавался от отца к сыну, [и к настоящему времени] сменилось двенадцать поколений». В том же году в городе было создано командование района Сюсянь.
Имена десяти промежуточных правителей остаются неизвестными — однако Валид Зиад, историк ислама и нумизмат, специализирующийся на Южной Азии, предупреждает, что упоминание о двенадцати поколениях, вероятно, не подразумевалось в буквальном смысле. [18] [19] Последнее упоминание о династии относится к 661 году, когда в хрониках записано, что король Цзибина получил от китайского двора официальную должность военного администратора и главнокомандующего области Сюсянь и одиннадцати префектур. [16] [17] [д]
В различных сборниках династии Тан по-прежнему будут упоминаться бывшие короли Цзибина, подчеркивая, что они носили корону с бычьей головой. [20] [и] Это обращение к короне позволяет историкам связать Королевство Джибин с гуннами Незака, чьи монеты имеют тот же мотив. [23]
Чеканка монет
[ редактировать ]Фаза I
[ редактировать ]Незаки начали чеканить свои монеты по образцу сасанидских монет , но включили иконографию Алхона наряду со своими отличительными стилями. [24] Как отметил Сюаньцзан, результат был уникальным. [23] В обращении находилось четыре типа драхм и оболов . [24] Монеты постепенно обесцениваются по мере того, как серебро уменьшается в пользу сплавов, содержащих все большее количество меди. [18]
На аверсе в центре изображен мужской бюст; профиль лица меняется. [25] Фигура всегда украшает симметрично крылатую корону, заимствованную из сасанидского правителя Пероза I третьей фазы монетного двора ( ок. 474 – ок. 484 ) во время плена эфталитов. [ф] который сверху дополнен головой водяного буйвола ; [24] [г] эта «корона буйвола» стала определяющей характеристикой Незаков. [26] [час] Прямо под бюстом находится растительный придаток в форме крыла, заимствованный из монет Алхона. [29] На фигуре также ожерелье с двумя развевающимися лентами слегка различающейся формы и серьга с двумя бусинами; [30] некоторые образцы включают брахми- акшару неопределенного значения. под лентами [31] Справа изображена легенда Пехлеви, означающая «Царь Незака», которая ведет к династической номенклатуре. [1] [я] Далее следует буква «ā» (𐭠) или «š» (𐭮), возможно, соответствующая монетным дворам Газни и Кабула . [32] [Дж]
На реверсе изображение сасанидского типа, состоящее из освещенного зороастрийского огненного алтаря с двумя служителями, несущими связки барсома , [к] был принят на вооружение, но над их головами были добавлены уникальные «солнечные колеса». [33] Форма пламени широко варьируется: треугольник, перо и куст. [34] две Брахми- акшары . Иногда присутствуют [35]
Фаза II: кроссоверы и производные Alchon-Nezak
[ редактировать ]

клады, содержащие удары Алхона по фланам Незака Тораманы II . Вокруг Кабула были обнаружены [39] [40] Кроме того, класс драхм и беспрецедентных медных монет, получивший название «кроссовер Алчон-Незак», включает бюсты Незака, украшенные полумесяцами в стиле Алхона, а также сокращенную версию легенды Пехлеви и тамгу Алхона ( ) на лицевой стороне. [41] [42]
Эти кроссоверы превратились в серию, в которой новая легенда ( Шри Сахи ) на бактрийском или брахмийском языке заменяет легенду Пехлеви. [43] [л] Находки со всего региона Сакра — священного комплекса в древней Гандхаре — [м] представлены вотивные монеты этих двух типов, а также их производные, где структуры на реверсе и тамга Алчона теряют свое значение и вырождаются в геометрические мотивы, но дизайн бюста, вдохновленного Незаком, остается в значительной степени сохраненным. [46] Были ли эти монеты выпущены более поздними Незаками или ранними тюркскими шахами, остается спорным. [47] [н]
История
[ редактировать ]Истоки и создание
[ редактировать ]Незаки были последним из четырех «гуннских» государств, известных под общим названием хиониты или « гуны », причем их предшественники расположены в хронологическом порядке; кидариты , эфталиты и алхоны . [48] [the] Они взяли под свой контроль Забулистан после поражения и возможной смерти сасанидского императора Пероза I ( годы правления 459–484 ) от эфталитов. [23] [26] Их столица находилась в современном Баграме . [49]
Имя их основателя зафиксировано в китайских хрониках тринадцатой дипломатической миссии (658 г.) только как Синние — которое с тех пор было реконструировано как «Хингал», — которое, возможно, было тождественно Хингиле (430–495) алчонских гуннов . [18] Присутствие голов быка Незака на некоторых монетах Алчона, отчеканенных в Гандхаре, подтверждает связь между этими двумя группами. [29] Однако Сёсин Куваяма — в первую очередь в зависимости от того, что Сюаньцзан записал правителей Каписи как кшатриев примерно два столетия спустя, а также отсутствие [п] гуннских идентификаторов в чеканке монет — приписывает династии коренное происхождение. [50] Клаус Вондровец, нумизмат, специализирующийся на древней Центральной Азии, считает свои аргументы неубедительными. [51] Инаба предполагает, что Незаки были коренными народами, но, будучи государством-данником эфталитов, должны были принять турецкие титулы. [52] Зиад и Маттиас Пфистерер отвергают существование каких-либо предположений об этнической принадлежности незаков: Хингила — очень распространенное имя в истории Малой Азии, вероятно, это титул, вызывающий уважение; а индуистские общества имели историю поглощения иностранных воинов в ряды кшатриев. [53] [54]
Пересечение с алхонами и сасанидами
[ редактировать ]Между 528 и 532 годами алхонам пришлось уйти из материковой Индии в Кашмир и Гандхару под командованием Михиракулы . [51] Гёбль предположил, что несколько десятилетий спустя они мигрировали дальше на запад через Хайберский перевал в Кабулистан ; Ученые сходятся во мнении, что, судя по свидетельствам о пересечении монетных дворов Алчон-Незак, эта миграция действительно произошла и привела их к контакту с Незаками. [55] [д] Вопрос о том, правили ли алхоны совместно с незаками, подчинялись им или номинально подчинили их, остается спекулятивным. [45]
Примерно в то же время ( ок. 560 г. ) Сасанидская империя под руководством Хосрова I объединилась с западными турками , чтобы победить гефталитов и взять под свой контроль Бактрию . Они также могли узурпировать Забулистан у незаков, о чем свидетельствует создание сасанидских монетных дворов в районе Кандагара во время правления Ормазда IV (578-590). [56] Однако Алчон-Незаки (?), похоже, отбили Забулистан к концу шестого века. [36]
Эти взаимодействия не оказали длительного влияния на территориальные пределы Незаков; когда Сюаньцзан посетил их примерно в 630 году, они, возможно, были в расцвете сил. [45] В 653 году дипломатическая миссия династии Тан зафиксировала, что наследный принц вступил на трон Цзибина; ученые предполагают, что этим принцем был Гар-илчи , который пять лет спустя будет записан как двенадцатый правитель Незака в тринадцатой дипломатической миссии. [17]
Упадок: вторжения Рашидуна и Омейядов
[ редактировать ]В 654 году армия численностью около 6000 арабов во главе с Абд аль-Рахманом ибн Самурой из халифата Рашидун напала на Забул и захватила Руххадж и Заминдавар , в конечном итоге завоевав Бост и Забулистан, хотя в записях не упоминаются имена и династическая принадлежность покоренных правителей, вполне вероятно, что Незаки понесли серьезные территориальные потери. [57] В 661 году неназванный правитель — возможно, Гар-Илчи — был утвержден на посту губернатора Джибина под недавно сформированным китайским протекторатом Аньси и стал посредником в заключении мирного договора с арабами, которые были в шоке от Первой Фитны и потеряли свои завоевания. [57] [58] В 665 году Абд ар-Рахман ибн Самура оккупировал Кабул после многомесячной осады, но вскоре был свергнут; город был вновь оккупирован после очередной годичной осады. [р] Незаки были смертельно ослаблены, хотя их правитель, имя которого в источниках не упоминается, но, возможно, был Гар-илчи, был пощажен после обращения в ислам . [61]
На смену им пришли тюркские шахи, вероятно, сначала в Кабуле, а затем и по всей территории. [62] По словам Хечо , корейского буддийского монаха, посетившего этот регион примерно через 50 лет после событий, первый тюркский правитель Каписи, названный Барха Тегином Аль -Бируни , был узурпатором, служившим военачальником (или вассалом) в служба предыдущего короля. [63] [64] [с] Сюаньцзан, возвращаясь через Капизу в 643 году, заметил турок. [т] правившие Вриджстханой/Фулишисатангной — государством между Каписи и Гандхарой, которое, вероятно, располагалось в районе современного Кабула — и Барха Тегин, возможно, принадлежали им. [68] Баладхури отмечает, что «Кабул-шах» изгнал всех мусульман из Кабула - неясно, имеет ли он в виду город или регион - в 668 году, вовлекая арабские войска в новое наступление; [69] если «Кабул-шах» намекает на последнего Незака, возникший в результате конфликт мог бы стать основой для возвышения тюрк-шахов. [70] [71]
По словам Куваямы, Незаки, вероятно, просуществовали как местное вождь с центром в городе Каписи или его окрестностях еще несколько десятилетий; археологические данные, полученные при раскопках Беграма, указывают на постепенный упадок. [72]
Религия
[ редактировать ]Во время визита Сюаньцзана буддизм был доминирующей религией; в регионе было более сотни монастырей, особенно вокруг столицы. Правитель каждый год заказывал изображение Будды высотой 18 футов (5,5 м) и проводил собрание для раздачи милостыни. Тем не менее, религиозный плюрализм был очевиден в сотнях храмов «Дэвов» (индуистских божеств) и многих «еретиков» (небуддийских) аскетов. [73] [в] Буддизм пришел в упадок к югу от столицы, и монастыри в Гандхаре приобрели заброшенный вид. [68] [75] Сюаньцзан также упомянул о конфликте между двумя еретическими сектами — теми, кто поклонялся «Жуне» и тем, кто поклоняется Солнцу, — в результате которого первые мигрировали в соседний Забул. [76] [v]
Связь с Незаком Тархансом
[ редактировать ]По крайней мере, два правителя Западного Тохаристана использовали название « Незак Тархан »; [2] Как и «Шах», «Тархан» был популярным титулом среди правителей Средней Азии. [78] Один из этих Незак-тарханов сыграл важную роль в руководстве восстанием против арабского полководца Кутайбы ибн Муслима примерно в 709–710 годах, и тюркские шахи даже пообещали ему помощь. [2] [18] Историки размышляли о возможных отношениях Незака с гуннами. [1]
История Афганистана |
---|
![]() |
Хронология |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эти регионы нельзя считать синонимами источников, датируемых падением Незакских гуннов. Каписи Сюаньцзана относилось к провинции, сосредоточенной вокруг тогдашней столицы Каписи (современный Беграм), тогда как более поздние источники используют этот термин для обозначения территориального пространства, включая Гандхару или новую столицу Кабул. [7]
- ^ Первый термин широко использовался в буддийских сутрах для обозначения « кшатрия ». В некоторых рукописях используется последнее, что может быть либо искаженным прочтением, либо относиться к жителям Согдианы . [13]
- ^ Эти миссии были в 619, 629, 637, 640, 642, 647, 648, 651, 652, 653, 654, 658 и 665 годах.
- ^ Список шестнадцати префектур см. в Inaba 2015 , стр. 108
- ^ Упоминается, что его носил король Цао в главе о западных регионах Бэйшу ( 659 г. н.э.); повторяется в разделе о Цзибине в Тундяне (766–776 гг. н. э.). [21] Оба описания, вероятно, были заимствованы из главы о западных регионах Суйшу ( 629–630 гг. Н. Э.); однако в существующих изданиях голова быка заменена на голову рыбы. Эта ошибка переписчика была также перенесена в Cefu Yuangui , отредактированную ок. 11 век. [22]
- ^ Вондровец и Альрам установили конечную остановку около 474 соответственно, с чем Зиад также согласен. [23] [26] Гёбль, однако, отверг доказательства какой-либо связи с тем, что крылья были заметно прикреплены к диадеме в чеканке Незака, в отличие от неясной природы в чеканке Пероза. [27]
- ↑ Судя по ребристым рогам, это был водяной буйвол, а не бык или зебу. [28]
- ↑ Такие монеты появляются уже в VIII веке, их дизайн практически не менялся в течение примерно 150 лет. [18]
- ↑ Некоторые историки ошибочно интерпретируют эту легенду как «Напки Малка», который считался королем Незака. Использование пехлеви может отражать важность среднеперсидского языка как основного языка на их территориях в то время, а не его происхождение. [1]
- ^ Нумизматы используют этот знак для разделения монет Незака на два типа; Среди ученых существует согласие, что последний тип начался раньше, чем первый.
- ↑ Длинные пачки барсомов, вероятно, произошли от монетных дворов Йездигерда II, который предшествовал Перозу I. [33]
- ↑ Были ли эти две разновидности современниками, остается предметом предположений.
- ↑ Гандхара была добавлена к территории Незака только после дезертирства Алхона. [44] Заметка Сюаньцзана о том, что Каписа вырвал контроль над территорией после того, как предыдущая династия (Алхоны - ?) «вымерла», и недоступность монетных дворов Фазы I подтверждают такую точку зрения. [45]
- ↑ Вондровец принимает спекулятивное назначение сериала Гоблом Тегин-шаху из последующих тюрк-шахов . Напротив, Зиад отвергает идею, что тюркские шахи чувствовали бы необходимость вновь представить давно исчезнувшую иконографию Алхона, и относит их к местным монетным дворам Незаков ок. середина седьмого века, несущая существовавшее тогда влияние Алхона. [47]
- ^ Однако между этими группами было немалое совпадение.
- ↑ Куваяма подчеркивает стилистические различия: не было шеи и неясна ребристая природа рогов.
- ^ Это взаимодействие произошло при самом Торамане или Торамане II.
- ↑ Ибн А'сам аль-Куфи отмечает, что правитель Кабула периодически оказывал сопротивление Самуре, прежде чем отступить в город. [59] Этого правителя сравнивают с Самурой, который упорствовал в осаде, несмотря на трудности. [60]
- ^
Из Кашмира я отправился дальше на северо-запад. После месячного путешествия через горы я прибыл в страну Гандхара . Король и военный персонал — все турки. Местные жители - люди Ху ; есть брамины . Страна ранее находилась под влиянием короля Каписа . А-да [ альтернативно читается как «Отец», а не личное имя, относящееся к Барха Тегину, отцу тогдашнего короля Тегин-шаха }] турецкого короля взял побежденную конницу [ альтернативно «возглавил армию и племя» или «возглавлял войска всего своего племени» [65] ] и вступил в союз с царем Каписы. Позже, когда турецкие войска были сильны, принц убил короля Каписы [ возможно, Гар-илчи ] и объявил себя королем. После этого вся территория от этой страны на севере находилась под властью турецкого короля, который также проживал в стране.
- Хечо о Гандхаре , « Отчет о путешествии по пяти индийским королевствам », ок. 726 год нашей эры. [66] - ^ Слово «тюрк» довольно широко использовалось в арабских, а также в китайских источниках для описания широкого спектра иноземных народов. Эти тюрки отличались от северных тюрков и могли быть отсылкой к кочевым тюркам-халаджам. [67]
- ^ Судя по предоставленным описаниям, Бил интерпретировал этих аскетов как капаликов , дигамбарских джайнов и пашупатов . Куваяма, как и Лорензен, не возражают. [73] [74]
- ↑ Куваяма подозревает, что первоначальное святилище Жуны находилось в Хайр Хане до того, как оно было занято приверженцами Сурьи , солнечного Бога. Раскопки показывают, что комплекс имел два этапа строительства, причем статуи последних были восстановлены только из более поздних построек. [77]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Резахани 2017 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б с д и Инаба 2010 , с. 191.
- ^ Грене 2002 , с. 159.
- ^ Инаба 2010 , с. 192.
- ^ Инаба 2010 , стр. 196–197.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 30–32.
- ^ Jump up to: а б Зиад 2022 , с. 79.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 40, 60.
- ^ Зиад 2022 , с. 49.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б Куваяма 2000 , стр. 41.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 47.
- ^ Jump up to: а б Инаба 2010 , с. 193.
- ^ Куваяма 1991 , стр. 115.
- ^ Резахани 2017 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Балог 2020 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Рахман 2002а , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д и Альрам 2014 , стр. 280–281.
- ^ Зиад 2022 , с. 59.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 45––46.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 45.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с д Зиад 2022 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с Вондровец 2010 , с. 169.
- ^ Pfisterer & Uhlir 2015 , стр. 48–49, 51–53.
- ^ Jump up to: а б с Альрам 2014 , с. 280.
- ^ Вондровец 2010 , с. 171.
- ^ Резахани 2017 , стр. 159–160.
- ^ Jump up to: а б Вондровец 2010 , с. 179.
- ^ Пфистерер и Улир 2015 , стр. 45, 51.
- ^ Пфистерер и Улир 2015 , стр. 52–53.
- ^ Резахани 2017 , стр. 160–162.
- ^ Jump up to: а б Вондровец 2010 , с. 170.
- ^ Пфистерер и Улир 2015 , стр. 52–54.
- ^ Пфистерер и Улир 2015 , стр. 54.
- ^ Jump up to: а б с Альрам 2014 , с. 282.
- ^ Jump up to: а б Гарибольди 2004 , с. 44.
- ^ Вондровец 2010 , стр. 182–183.
- ^ Вондровец 2010 , стр. 174, 176–177.
- ^ Пфистерер и Улир 2015 , стр. 64–65.
- ^ Вондровец 2010 , с. 182.
- ^ Зиад 2022 , стр. 53–54.
- ^ Вондровец 2010 , стр. 183–184.
- ^ Зиад 2022 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Зиад 2022 , с. 61.
- ^ Зиад 2022 , стр. 64–67, 70–71.
- ^ Jump up to: а б Зиад 2022 , стр. 72–74.
- ^ Резахани 2017 , с. 158.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 36.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 43.
- ^ Jump up to: а б Вондровец 2010 , с. 174.
- ^ Инаба 2010 , с. 200.
- ^ Зиад 2022 , стр. 59–60.
- ^ Pfisterer & Uhlir 2015 , стр. 44–45.
- ^ Пфистерер и Улир 2015 , с. 63.
- ^ Альрам 2014 , с. 278.
- ^ Jump up to: а б Мороний 2012 , с. 216.
- ^ Зиад 2022 , стр. 59, 89.
- ^ Рехман 1976 , стр. 58–59.
- ^ Рехман 1976 , стр. 59.
- ^ Рехман 1976 , стр. 59, 64.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 59–60.
- ^ Рахман 2002a , стр. 37, 39.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 59.
- ^ Куваяма 1993 .
- ^ Чо, Чао и Ян 1984 , с. 48.
- ^ Зиад 2022 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Зиад 2022 , с. 50.
- ^ Рехман 1976 , стр. 64.
- ^ Зиад 2022 , с. 90.
- ^ Куваяма 2000 .
- ^ Куваяма 2000 , стр. 56–57, 60.
- ^ Jump up to: а б Куваяма 2000 , стр. 25–27.
- ^ Лоренцен 1972 , стр. 15–16.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 25–29.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 27–30.
- ^ Куваяма 2000 , стр. 33–36.
- ^ Вондровец 2010 , с. 199.
Источники
[ редактировать ]- Альрам, Майкл (2014). «От сасанидов до гуннов Новые нумизматические свидетельства из Гиндукуша». Нумизматическая хроника . 174 : 261–291. JSTOR 44710198 . ( требуется регистрация )
- Балог, Даниэль (12 марта 2020 г.). Гуннские народы в Центральной и Южной Азии: источники их происхождения и истории . Бархуис. ISBN 978-94-93194-01-4 .
- Чо, Хе; Чао, Хуэй; Ян, Хан Сон (1984). Дневник Хе Чо: воспоминания о паломничестве в пять регионов Индии . Джайнское издательство. ISBN 978-0-89581-024-3 .
- Гарибольди, Андреа (2004). «Астральная символика на иранских монетах» . Восток и Запад . 54 (1/4): 31–53. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757605 .
- Грене, Франц (2002). «Незак» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание .
- Инаба, Минору (2010). «Незак в китайских источниках» . Монеты, искусство и хронология II: Первое тысячелетие нашей эры на индо-иранском пограничье . ISBN 978-3-7001-7027-3 .
- Инаба, Минору (2015). «От Каоджужи до Газны/Газнина: раннесредневековые китайские и мусульманские описания Восточного Афганистана». Журнал истории Азии . 49 (1–2): 109–117. дои : 10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 . ISSN 0021-910X . JSTOR 10.13173/jasiahist.49.1-2.0097 .
- Куваяма, Шошин (1991). «Горизонт Беграма III и за его пределами. Хронологическая интерпретация свидетельств наличия памятников в регионе Капиши-Кабул-Газни» . Восток и Запад . 41 (1/4): 79–120. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756971 .
- Куваяма, Сёшин (1993). «Монеты и линейки в регионах Каписи-Кабул-Забул VI-VIII веков , Афганистан » (PDF) журнал Медицинский (на японском языке) 65 : 405 (26).
- Куваяма, Шошин (март 2000 г.). «Исторические заметки о Капиши и Кабуле в шестом-восьмом веках» . ЗИНБУН . 34 (1): 25–77. дои : 10.14989/48769 . ISSN 0084-5515 .
- Лоренцен, Дэвид Н. (1972). Капалики и Каламукхи: две потерянные шиваитские секты . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01842-6 .
- Морони, Майкл Г. (16 февраля 2012 г.). «Иран в ранний исламский период». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета, США. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199732159.013.0009 . ISBN 978-0-19-973215-9 .
- Пфистерер, Матиас; Улир, Катарина (2015). «Чеканка Незак-шаха: взгляд на свидетельства клада» (PDF) . В Макалистере, Патрик; Шеррер-Шауб, Кристина; Крассер, Хельмут (ред.). Культурные потоки через Западные Гималаи . Вклад в культурную и интеллектуальную историю Азии (BKGA). Австрийская академия наук. стр. 41–104. ISBN 978-3-7001-7585-8 .
- Рахман, Абдул (август 2002 г.). «Новый взгляд на хингалов, тюрков и индуистских сахов» (PDF) . Древний Пакистан . XV : 37–42.
- Рехман, Абдур (январь 1976 г.). Последние две династии сахов: анализ их истории, археологии, чеканки монет и палеографии (Диссертация). Австралийский национальный университет.
- Резахани, Ходадад (2017). «Период Незака и тюрков» в книге «Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности» . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 978-1-4744-0030-5 .
- Вондровец, Клаус (2010). «Чеканка Незака» . Монеты, искусство и хронология II: Первое тысячелетие нашей эры на индо-иранском пограничье . ISBN 978-3-7001-7027-3 .
- Зиад, Валид (2022). «Незак-шахи Каписа-Гандхары». В Сокровищнице короля Сакры: Вотивные монеты из святилищ Гандхарана . ISBN 978-0-89722-737-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пейн, Ричард (2016). «Создание Турана: падение и трансформация иранского Востока в поздней античности». Журнал поздней античности . 9 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 4–41. дои : 10.1353/jla.2016.0011 . S2CID 156673274 .