Jump to content

Хайберский перевал

Хайберский перевал
Хайбер Дара ( пушту )
Хайберский перевал ( урду )
Высота 1070 м (3510 футов)
Пройдено Национальное шоссе Н-5 ; Хайберский перевал, железная дорога
Расположение Между Ланди Коталом и Джамрудом
Диапазон Белые горы (Спин Гар, Сафед Кох)
Координаты 34 ° 04'33 "N 71 ° 12'14" E  /  34,07570 ° N 71,20394 ° E  / 34,07570; 71.20394
Хайберский перевал Хайберский перевал (пушту) Хайберский перевал (урду) расположен в провинции Хайбер-Пахтунхва.
Хайберский перевал Хайберский перевал (пушту) Хайберский перевал (урду)
Расположение Хайберского перевала
Карта

Хайберский перевал ( урду : درۂ خیبر; пушту : د خيبر دره , латинизированный: De Xēber Dara , букв. «Долина Хайбера» [d̪ə xebər d̪ara] ) — горный перевал в провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане , на границе с Пакистаном. Провинция Нангархар в Афганистане . Он соединяет город Ланди Котал с долиной Пешавара в Джамруде, пересекая часть Белых гор . Поскольку он был частью древнего Шелкового пути , он был жизненно важным торговым маршрутом между Центральной Азией и Индийским субконтинентом и стратегическим военным узким местом для различных государств, которые его контролировали. Хайберский перевал считается одним из самых известных горных перевалов в мире. [1]

География

[ редактировать ]

Следуя по Азиатскому шоссе 1 ( AH1 ), вершина перевала в городе Ланди Котал находится в пяти километрах (три мили) внутри Пакистана, спускаясь на 460 м (1510 футов) в долину Пешавара в Джамруде , примерно на 30 км (19 миль). ) от афганской границы, пересекая часть гор Спин Гар . [2]

Хайберский перевал с крепостью Али Масджид в 1848 году.
Афганские вожди и британский политический деятель позируют в форте Джамруд в устье Хайберского перевала в 1878 году.
Слоновая батарея тяжелой артиллерии Британской индийской армии вдоль Хайберского перевала в Кэмпбеллпуре , 1895 год.

Исторические вторжения на Индийский субконтинент происходили преимущественно через Хайберский перевал, например, вторжения Кира , Дария I , Чингисхана и более поздних монголов, таких как Дува , Кутлуг Ходжа и Кебек . До Кушанской эпохи Хайберский перевал не был широко используемым торговым путем. [3]

Перевал пересекали военные экспедиции таких империй, как Ахемениды и Сасаниды, а также кочевые захватчики из Центральной Азии, в том числе саки, юэчжи и белые гунны. [2] Индийские империи редко распространяли свой контроль за пределы перевала, за исключением царя Маурьев Чандрагупты. [2]

Хайберский перевал стал свидетелем распространения греческого влияния в Индию и распространения буддизма в противоположном направлении. [2] Несмотря на военные действия, торговля там продолжала процветать. [2] Хайберский перевал стал важной частью Шелкового пути , главного торгового маршрута из Восточной Азии в Европу. [4] [5]

Парфянская империя боролась за контроль над такими перевалами, чтобы получать прибыль от торговли шелком, нефритом, ревенем и другими предметами роскоши, перемещающимися из Китая в Западную Азию и Европу. Через Хайберский перевал Гандхара (на территории современного Пакистана) стала региональным торговым центром, соединяющим Баграм в Афганистане с Таксилой в Пакистане, добавив к торговле на Шелковом пути индийские предметы роскоши, такие как слоновая кость, перец и текстиль. [6] : 74 

В исламский период мусульманские правители, в том числе Махмуд Газневи , Мухаммад Горский и Бабур , использовали Хайбер и близлежащие перевалы для своих вторжений на Индийский субконтинент. [2] Моголы попытались контролировать перевал, но столкнулись с сопротивлением местных племен. [2] Ахмад Шах Дуррани был последним крупным исламским завоевателем, пересекшим перевал, хотя кампании его преемников имели ограниченное долгосрочное воздействие. [2] Наконец, сикхи под предводительством Ранджита Сингха захватили Хайберский перевал в 1834 году. [6]

Железные дороги через неприступный Хайберский перевал, 1939 год. Оцифровано цифровой библиотекой Пенджаба .

В 19 веке Британская Ост-Индская компания стремилась защитить Хайберский перевал от потенциальных российских угроз. [2] Этот регион был предметом споров во время англо-афганских войн , контроль над которым переходил между британцами, сикхами и афганцами. [2] После Второй англо-афганской войны (1878–1880 гг.) Хайберский регион перешел под контроль Великобритании, и была реализована политика выплаты местным племенам поддержки безопасности маршрута. [2] Британцы инвестировали в развитие инфраструктуры, строя дороги, железные дороги и телеграфные линии через перевал. [2] По стратегическим причинам после Первой мировой войны правительство Британской Индии построило через перевал тщательно спроектированную железную дорогу. [2] Железная дорога Хайбер -Пасс от Джамруда недалеко от Пешавара до афганской границы возле Ланди-Котала была открыта в 1925 году. [2] Распространенная фраза в британский колониальный период описывала протяженность тогдашней Британской Индии как «от Хайбера до Каньякумари ». [7] [8]

Во время Второй мировой войны бетонные зубы дракона из-за опасений британцев перед вторжением немецких танков в Индию. на дне долины были воздвигнуты [9]

Баб-э-Хайбер , входные ворота Хайберского перевала.

После раздела Британской Индии в 1947 году Хайберский перевал стал частью Пакистана. Пассажирские перевозки через перевал осуществлялись с перебоями: в 1990-х годах работало предприятие Khyber Steam Safari, совместное предприятие частной компании и Пакистанских железных дорог. [2]

Перевал стал широко известен тысячам жителей Запада и японцев, которые путешествовали по нему во времена тропы хиппи , садясь на автобус или машину из Кабула до афганской границы. На пакистанской пограничной заставе путешественникам посоветовали не отходить от дороги, поскольку это место было едва контролируемой территорией племен, находящейся под федеральным управлением . Затем, после таможенных формальностей, была совершена быстрая дневная поездка через перевал. С шоссе можно увидеть памятники, оставленные частями Британской индийской армии времен британского колониализма, а также форты на склонах холмов.

Район Хайберского перевала связан с промышленностью по производству контрафактного оружия, которая производит различные виды оружия, известные коллекционерам оружия как копии Хайберского перевала, использованием местной стали и кузниц с . К северу от Хайберского перевала лежит страна племен Шалмани и племени Муллагори . На юге находится Африди Тира , а жители деревень самого перевала — члены клана Африди . На протяжении веков пуштунские кланы, особенно африди и афганские шинвари , считали перевал своей собственностью и взимали пошлину с путешественников за безопасность. Поскольку это долгое время было их основным источником дохода, сопротивление властям Шинвари часто было ожесточенным.

Новейшая история

[ редактировать ]
Перевал обслуживался железной дорогой Хайбер-Пасс , которая в настоящее время закрыта.

Во время войны в Афганистане Хайберский перевал был основным маршрутом для пополнения запасов военного вооружения и продовольствия силам НАТО на афганском театре конфликта с тех пор, как США начали вторжение в Афганистан в 2001 году. Почти 80 процентов поставок НАТО и США были привезенные автомобильным транспортом, были перевезены через Хайберский перевал. Он также использовался для перевозки мирных жителей с афганской стороны на пакистанскую. До конца 2007 года этот маршрут был относительно безопасным, поскольку проживающим там племенам (в основном африди , пуштунскому племени ) правительство Пакистана платило за поддержание безопасности этого района.

В январе 2009 года Пакистан блокировал мост в рамках военного наступления на партизан Талибана. Эта военная операция была в основном сосредоточена на Джамруде, районе на Хайберской дороге. Целью было «взорвать динамитом или бульдозерами дома, принадлежащие мужчинам, подозреваемым в укрытии или поддержке боевиков Талибана или в осуществлении другой незаконной деятельности». [10]

Эта все более нестабильная ситуация на северо-западе Пакистана заставила США и НАТО расширить маршруты поставок через Центральную Азию (Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан). даже вариант поставок материала через иранский дальний юго-восточный порт Чабахар . Рассматривался [11]

В 2010 году и без того сложные отношения с Пакистаном (всегда обвиняемым США в том, что они размещают Талибан в этом приграничном районе, не сообщая об этом) обострились после того, как силы НАТО под предлогом ослабления власти Талибана в этом районе осуществили нападение с беспилотники над линией Дюрана , пересекли границу Афганистана и убили трех пакистанских солдат. Пакистан ответил закрытием перевала 30 сентября, в результате чего колонна из нескольких грузовиков НАТО встала в очередь на закрытой границе. [12] Этот конвой подвергся нападению со стороны экстремистов, очевидно связанных с «Аль-Каидой», в результате чего было уничтожено более 29 нефтяных танкеров и грузовиков, а также убито несколько солдат. [13]

В августе 2011 года деятельность на Хайберском перевале была снова остановлена ​​администрацией округа Хайбер из-за более вероятных нападений повстанцев на силы НАТО, которые в течение периода неоднократно подвергались нападениям на грузовики, направлявшиеся для снабжения сил НАТО. и коалиции ISAF по всей линии границы. [14]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

В честь Хайберского перевала назван ряд мест по всему миру:

Другие ссылки включают следующее:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Райт, Колин. «Малики Хайберского перевала» . www.bl.uk. ​Архивировано из оригинала 07 марта 2023 г. Проверено 7 марта 2023 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уайльд, Андреас (27 сентября 2022 г.). «ХАЙБЕРСКИЙ ПАСС» . Брилл – через referenceworks.brillonline.com.
  3. ^ Тарн, Уильям Вудторп (2010). Греки в Бактрии и Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781108009416 . Проверено 28 марта 2017 г.
  4. ^ Путеводители по Шелковому пути . Apa Publications (UK) Limited. 2017. с. 424. ИСБН  9781786716996 .
  5. ^ Арнольд, Гай (2014). Стратегические магистрали мира . Рутледж. п. 12. ISBN  9781135933739 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хайберский перевал: история империи и вторжения . Юнион-сквер Пресс. 2008. ISBN  978-1-4027-5696-2 .
  7. ^ Налва, Ванит (2009). Хари Сингх Налва, «защитник Хальсаджи» (1791–1837) . Нью-Дели: Манохар. стр. 318–. ISBN  978-81-7304-785-5 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раджхатта, Чидананд (27 июня 2017 г.). «Нападение на Каттак, премьер-министр Нарендра Моди вызвало переполох» . Экономические времена . Проверено 23 июня 2020 г.
  9. ^ «Представляем Хайберский перевал» . Lonelyplanet.com. 24 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 12 ноября 2010 г.
  10. ^ Оппель-младший, Ричард А. (2 января 2009 г.). «Пакистан ненадолго вновь открывает ключевой маршрут снабжения НАТО» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 мая 2013 года . Проверено 18 июня 2012 г.
  11. ^ «Пакистан и Афганистан» . Институт изучения войны. Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 года . Проверено 18 июня 2012 г.
  12. ^ «Пакистан вновь открывает Хайберский проход США/НАТО» . Архивировано из оригинала 24 июля 2012 года . Проверено 18 июня 2012 г.
  13. ^ Карин Брюльяр (9 октября 2010 г.). «Пакистан вновь открывает границу для грузовых автомобилей НАТО» . Дипломатическая служба Вашингтон Пост. Архивировано из оригинала 9 февраля 2011 года . Проверено 18 июня 2012 г.
  14. ^ Ахмад Наби (17 августа 2011 г.). «Поставки НАТО через Хайберский перевал остановлены из соображений безопасности» . Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 18 июня 2012 г.
  15. ^ «Тропа Хайберского перевала в парке Магдок» . Трейлфоркс . Проверено 30 марта 2020 г.
  16. ^ Карта Хайберского перевала. Архивировано 30 октября 2011 г. в Wayback Machine . Mapsofindia.com (01 марта 2013 г.). Проверено 12 июля 2013 г.
  17. ^ «Хайберский перевал Дели» . Карты Гугл . Проверено 12 июля 2013 г.
  18. ^ «MGF City, Хайберский перевал, Северный Дели» . Архивировано из оригинала 10 марта 2012 г. Проверено 19 мая 2011 г.
  19. ^ «Восточный Эдем» . Городской совет Кингстон-апон-Халл. Сентябрь 2002 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 г.
  20. ^ Историческая Англия . «Подробная информация из базы данных памятников архитектуры (1001519)» . Список национального наследия Англии . Проверено 14 января 2013 г.
  21. ^ МакНелли, Фрэнк (20 февраля 2013 г.). «Дневник ирландца» . Ирландские Таймс . Проверено 2 мая 2021 г.
  22. ^ «Опенстритмап» . OpenStreetMap . Проверено 7 августа 2019 г.
  23. ^ «Новое метро вместо Кингс-Кросс «Хайберский перевал» » . Это местный Лондон . 12 августа 2004 г.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Национальное географическое общество (21 ноября 2011 г.). «Хайберский перевал» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 7 августа 2019 г. Проверено 7 августа 2019 г.
  25. ^ «Баллада о Востоке и Западе» . www.kiplingsociety.co.uk . Архивировано из оригинала 22 августа 2019 г. Проверено 7 августа 2019 г.
  26. ^ «Где снимали «Призраки»? Все места съемок «Призраков» . 21 апреля 2023 г. Проверено 27 апреля 2023 г.
  27. ^ «Где снимали «Призрака»?» . Проверено 27 апреля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5f055318c339b5251a6de618131ae14__1719928440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/14/d5f055318c339b5251a6de618131ae14.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khyber Pass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)