Хайберский перевал
Хайберский перевал Хайбер Дара ( пушту ) Хайберский перевал ( урду ) | |
---|---|
Высота | 1070 м (3510 футов) |
Пройдено | Национальное шоссе Н-5 ; Хайберский перевал, железная дорога |
Расположение | Между Ланди Коталом и Джамрудом |
Диапазон | Белые горы (Спин Гар, Сафед Кох) |
Координаты | 34 ° 04'33 "N 71 ° 12'14" E / 34,07570 ° N 71,20394 ° E |
Хайберский перевал ( урду : درۂ خیبر; пушту : د خيبر دره , латинизированный: De Xēber Dara , букв. «Долина Хайбера» [d̪ə xebər d̪ara] ) — горный перевал в провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане , на границе с Пакистаном. Провинция Нангархар в Афганистане . Он соединяет город Ланди Котал с долиной Пешавара в Джамруде, пересекая часть Белых гор . Поскольку он был частью древнего Шелкового пути , он был жизненно важным торговым маршрутом между Центральной Азией и Индийским субконтинентом и стратегическим военным узким местом для различных государств, которые его контролировали. Хайберский перевал считается одним из самых известных горных перевалов в мире. [1]
География
[ редактировать ]Следуя по Азиатскому шоссе 1 ( AH1 ), вершина перевала в городе Ланди Котал находится в пяти километрах (три мили) внутри Пакистана, спускаясь на 460 м (1510 футов) в долину Пешавара в Джамруде , примерно на 30 км (19 миль). ) от афганской границы, пересекая часть гор Спин Гар . [2]
История
[ редактировать ]Исторические вторжения на Индийский субконтинент происходили преимущественно через Хайберский перевал, например, вторжения Кира , Дария I , Чингисхана и более поздних монголов, таких как Дува , Кутлуг Ходжа и Кебек . До Кушанской эпохи Хайберский перевал не был широко используемым торговым путем. [3]
Перевал пересекали военные экспедиции таких империй, как Ахемениды и Сасаниды, а также кочевые захватчики из Центральной Азии, в том числе саки, юэчжи и белые гунны. [2] Индийские империи редко распространяли свой контроль за пределы перевала, за исключением царя Маурьев Чандрагупты. [2]
Хайберский перевал стал свидетелем распространения греческого влияния в Индию и распространения буддизма в противоположном направлении. [2] Несмотря на военные действия, торговля там продолжала процветать. [2] Хайберский перевал стал важной частью Шелкового пути , главного торгового маршрута из Восточной Азии в Европу. [4] [5]
Парфянская империя боролась за контроль над такими перевалами, чтобы получать прибыль от торговли шелком, нефритом, ревенем и другими предметами роскоши, перемещающимися из Китая в Западную Азию и Европу. Через Хайберский перевал Гандхара (на территории современного Пакистана) стала региональным торговым центром, соединяющим Баграм в Афганистане с Таксилой в Пакистане, добавив к торговле на Шелковом пути индийские предметы роскоши, такие как слоновая кость, перец и текстиль. [6] : 74
В исламский период мусульманские правители, в том числе Махмуд Газневи , Мухаммад Горский и Бабур , использовали Хайбер и близлежащие перевалы для своих вторжений на Индийский субконтинент. [2] Моголы попытались контролировать перевал, но столкнулись с сопротивлением местных племен. [2] Ахмад Шах Дуррани был последним крупным исламским завоевателем, пересекшим перевал, хотя кампании его преемников имели ограниченное долгосрочное воздействие. [2] Наконец, сикхи под предводительством Ранджита Сингха захватили Хайберский перевал в 1834 году. [6]
В 19 веке Британская Ост-Индская компания стремилась защитить Хайберский перевал от потенциальных российских угроз. [2] Этот регион был предметом споров во время англо-афганских войн , контроль над которым переходил между британцами, сикхами и афганцами. [2] После Второй англо-афганской войны (1878–1880 гг.) Хайберский регион перешел под контроль Великобритании, и была реализована политика выплаты местным племенам поддержки безопасности маршрута. [2] Британцы инвестировали в развитие инфраструктуры, строя дороги, железные дороги и телеграфные линии через перевал. [2] По стратегическим причинам после Первой мировой войны правительство Британской Индии построило через перевал тщательно спроектированную железную дорогу. [2] Железная дорога Хайбер -Пасс от Джамруда недалеко от Пешавара до афганской границы возле Ланди-Котала была открыта в 1925 году. [2] Распространенная фраза в британский колониальный период описывала протяженность тогдашней Британской Индии как «от Хайбера до Каньякумари ». [7] [8]
Во время Второй мировой войны бетонные зубы дракона из-за опасений британцев перед вторжением немецких танков в Индию. на дне долины были воздвигнуты [9]
После раздела Британской Индии в 1947 году Хайберский перевал стал частью Пакистана. Пассажирские перевозки через перевал осуществлялись с перебоями: в 1990-х годах работало предприятие Khyber Steam Safari, совместное предприятие частной компании и Пакистанских железных дорог. [2]
Перевал стал широко известен тысячам жителей Запада и японцев, которые путешествовали по нему во времена тропы хиппи , садясь на автобус или машину из Кабула до афганской границы. На пакистанской пограничной заставе путешественникам посоветовали не отходить от дороги, поскольку это место было едва контролируемой территорией племен, находящейся под федеральным управлением . Затем, после таможенных формальностей, была совершена быстрая дневная поездка через перевал. С шоссе можно увидеть памятники, оставленные частями Британской индийской армии времен британского колониализма, а также форты на склонах холмов.
Район Хайберского перевала связан с промышленностью по производству контрафактного оружия, которая производит различные виды оружия, известные коллекционерам оружия как копии Хайберского перевала, использованием местной стали и кузниц с . К северу от Хайберского перевала лежит страна племен Шалмани и племени Муллагори . На юге находится Африди Тира , а жители деревень самого перевала — члены клана Африди . На протяжении веков пуштунские кланы, особенно африди и афганские шинвари , считали перевал своей собственностью и взимали пошлину с путешественников за безопасность. Поскольку это долгое время было их основным источником дохода, сопротивление властям Шинвари часто было ожесточенным.
Новейшая история
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( январь 2021 г. ) |
Во время войны в Афганистане Хайберский перевал был основным маршрутом для пополнения запасов военного вооружения и продовольствия силам НАТО на афганском театре конфликта с тех пор, как США начали вторжение в Афганистан в 2001 году. Почти 80 процентов поставок НАТО и США были привезенные автомобильным транспортом, были перевезены через Хайберский перевал. Он также использовался для перевозки мирных жителей с афганской стороны на пакистанскую. До конца 2007 года этот маршрут был относительно безопасным, поскольку проживающим там племенам (в основном африди , пуштунскому племени ) правительство Пакистана платило за поддержание безопасности этого района.
В январе 2009 года Пакистан блокировал мост в рамках военного наступления на партизан Талибана. Эта военная операция была в основном сосредоточена на Джамруде, районе на Хайберской дороге. Целью было «взорвать динамитом или бульдозерами дома, принадлежащие мужчинам, подозреваемым в укрытии или поддержке боевиков Талибана или в осуществлении другой незаконной деятельности». [10]
Эта все более нестабильная ситуация на северо-западе Пакистана заставила США и НАТО расширить маршруты поставок через Центральную Азию (Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан). даже вариант поставок материала через иранский дальний юго-восточный порт Чабахар . Рассматривался [11]
В 2010 году и без того сложные отношения с Пакистаном (всегда обвиняемым США в том, что они размещают Талибан в этом приграничном районе, не сообщая об этом) обострились после того, как силы НАТО под предлогом ослабления власти Талибана в этом районе осуществили нападение с беспилотники над линией Дюрана , пересекли границу Афганистана и убили трех пакистанских солдат. Пакистан ответил закрытием перевала 30 сентября, в результате чего колонна из нескольких грузовиков НАТО встала в очередь на закрытой границе. [12] Этот конвой подвергся нападению со стороны экстремистов, очевидно связанных с «Аль-Каидой», в результате чего было уничтожено более 29 нефтяных танкеров и грузовиков, а также убито несколько солдат. [13]
В августе 2011 года деятельность на Хайберском перевале была снова остановлена администрацией округа Хайбер из-за более вероятных нападений повстанцев на силы НАТО, которые в течение периода неоднократно подвергались нападениям на грузовики, направлявшиеся для снабжения сил НАТО. и коалиции ISAF по всей линии границы. [14]
Галерея
[ редактировать ]- Ворота Хайберского перевала в южном направлении в сторону Пешавара.
- Типичный пакистанский транспортный грузовик и пассажиры
- Размытый мост
- Хайберская железная дорога. Чартерный поезд с HGS 2-8-0 Пакистанских железных дорог спереди и сзади поднимается по Хайберскому перевалу, совершая серию зигзагов, чтобы набрать высоту.
- Рекламная открытка 1910 года с изображением перевала Хайбер.
- Лагерь британской индийской армии возле Хайберского перевала (ок. 1920 г.)
- Горные перевалы Афганистана
Культурные ссылки
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2017 г. ) |
В честь Хайберского перевала назван ряд мест по всему миру:
- Крутая и извилистая второстепенная дорога в загородном парке Магдок недалеко от Глазго , Шотландия . Дорога является достопримечательностью Вест-Хайленд-Уэй и пользуется популярностью среди местных велосипедистов. [15]
- Пригород Сивил-Лайнс, Дели , Индия. [16] [17] [18]
- Хайбер-Пасс-роуд, главная дорога в пригороде Ньюмаркета , Окленд , Новая Зеландия ( вид Google Earth )
- Искусственная каменная кладка в Ист-парке, Кингстон-апон-Халл , Великобритания. [19] [20]
- Хайбер-роуд в парке Феникс , Дублин , Ирландия. [21]
- Крутая и извилистая дорога вверх по Западному утесу в Уитби , Великобритания.
- Пешеходная аллея в Стромнессе , Оркнейские острова, Шотландия. [22]
- Паб Khyber Pass в Филадельфии , штат Пенсильвания.
- Khyber Himalayan Resort and Spa в Гульмарге , Джамму и Кашмир .
- Трасса для горных велосипедов, соединяющая тропу «Вершина мира» в Уистлере, Британская Колумбия, с деревней Уистлер-Криксайд. [ нужна ссылка ]
- Метро станции метро на King's Cross St Pancras . После пожара Кингс-Кросс в ноябре 1987 года его заменили. [23]
Другие ссылки включают следующее:
- Поездка на автобусе по этой дороге была очень красиво описана в избранных мемуарах «Деше Бидеше » (1948) Сайеда Муджтабы Али и стала частью ее первого акта .
- До раздела Индии перевал упоминался как часть распространенной хиндустанской фразы, используемой для описания протяженности колониальной Индии , «Хайбер се Каньякумари». [8]
- «Хайберский перевал» — это рифмующееся на сленге кокни слово, означающее «задница». Это использование упоминается в фильме 1968 года « Продолжайте Хайбер» .
- В фильме 1975 года « Человек, который хотел стать королем » персонаж Пичи Карнехан рассказывает Редьярду Киплингу, как он и его соратник Дэнни Дравот сражались под командованием Фредерика Робертса, 1-го графа Робертса, ярд за ярдом через Хайберский перевал во время Второй англо-английской войны. Афганская война 1878-1880 гг.
- В подкасте « Сумеречные истории » есть эпизод под названием «Наполеон в Афганистане», действие которого частично происходит на Хайберском перевале. [ нужна ссылка ]
- Песня "M79" из Vampire Weekend отсылает к Хайберскому перевалу.
- Песня Тома Кокрейна « Life Is a Highway » (кавер которой исполнил Rascal Flatts и другие) отсылает к Хайберскому перевалу.
- В альбоме «Rio Grande Blood» группы Ministry (2006) есть песня под названием «Khyber Pass», в которой он упоминается как возможное укрытие тогда пропавшего и находившегося на свободе Усамы бен Ладена . Эта песня также прозвучала в конце фильма The Hurt Locker .
- В песне «Red War» группы Probot с вокалом Макса Кавалеры упоминается проход.
- Британская рок-группа Pink Floyd упоминает Хайбер в своей песне « Up the Khyber », вошедшей в саундтрек к фильму «Больше» .
- В эпизоде мультсериала « Мир командира МакБрэгга » под названием «Хайберский перевал» одноименному командиру приходится отбиваться от десяти тысяч кричащих соплеменников на Хайберском перевале.
- Отрывки из Джея Макинерни книги «Выкуп» 1985 года происходят на Хайберском перевале или рядом с ним.
- Хайберский перевал фигурирует в нескольких стихотворениях Редьярда Киплинга : его название появляется в «Балладе о королевской шутке», [24] как «Перевал» в «Арифметике на границе», [24] и полувыдуман как Язык Джагая в « Балладе о Востоке и Западе ». [25]
- В фильме 2023 года « Призрак» фермер Коул, которого играет Крис Эванс, похищен на Хайберский перевал и спасен оперативником ЦРУ Сэди, которую играет Ана де Армас, как показано на карте локации в 35’15 дюймах, но на самом деле фильм был снят в Нью-Мексико. . [26] [27]
См. также
[ редактировать ]- Мечеть Али
- Баб-э-Хайбер
- Битва при Али Масджиде
- Битва за Хайберский перевал
- Боланский перевал
- Продолжай... Вверх по Хайберу , фильм
- Дашт-э-Яхуди
- Дора Пасс
- Линия Дюрана
- Хайберское агентство
- Копия Хайберского перевала
- Хайберский перевал, железная дорога
- Экономический коридор Хайберского перевала
- Хайберские винтовки
- Хайберское сафари на поезде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райт, Колин. «Малики Хайберского перевала» . www.bl.uk. Архивировано из оригинала 07 марта 2023 г. Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уайльд, Андреас (27 сентября 2022 г.). «ХАЙБЕРСКИЙ ПАСС» . Брилл – через referenceworks.brillonline.com.
- ^ Тарн, Уильям Вудторп (2010). Греки в Бактрии и Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108009416 . Проверено 28 марта 2017 г.
- ^ Путеводители по Шелковому пути . Apa Publications (UK) Limited. 2017. с. 424. ИСБН 9781786716996 .
- ^ Арнольд, Гай (2014). Стратегические магистрали мира . Рутледж. п. 12. ISBN 9781135933739 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хайберский перевал: история империи и вторжения . Юнион-сквер Пресс. 2008. ISBN 978-1-4027-5696-2 .
- ^ Налва, Ванит (2009). Хари Сингх Налва, «защитник Хальсаджи» (1791–1837) . Нью-Дели: Манохар. стр. 318–. ISBN 978-81-7304-785-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раджхатта, Чидананд (27 июня 2017 г.). «Нападение на Каттак, премьер-министр Нарендра Моди вызвало переполох» . Экономические времена . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ «Представляем Хайберский перевал» . Lonelyplanet.com. 24 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ Оппель-младший, Ричард А. (2 января 2009 г.). «Пакистан ненадолго вновь открывает ключевой маршрут снабжения НАТО» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 мая 2013 года . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ «Пакистан и Афганистан» . Институт изучения войны. Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 года . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ «Пакистан вновь открывает Хайберский проход США/НАТО» . Архивировано из оригинала 24 июля 2012 года . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ Карин Брюльяр (9 октября 2010 г.). «Пакистан вновь открывает границу для грузовых автомобилей НАТО» . Дипломатическая служба Вашингтон Пост. Архивировано из оригинала 9 февраля 2011 года . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ Ахмад Наби (17 августа 2011 г.). «Поставки НАТО через Хайберский перевал остановлены из соображений безопасности» . Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ «Тропа Хайберского перевала в парке Магдок» . Трейлфоркс . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Карта Хайберского перевала. Архивировано 30 октября 2011 г. в Wayback Machine . Mapsofindia.com (01 марта 2013 г.). Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «Хайберский перевал Дели» . Карты Гугл . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «MGF City, Хайберский перевал, Северный Дели» . Архивировано из оригинала 10 марта 2012 г. Проверено 19 мая 2011 г.
- ^ «Восточный Эдем» . Городской совет Кингстон-апон-Халл. Сентябрь 2002 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 г.
- ^ Историческая Англия . «Подробная информация из базы данных памятников архитектуры (1001519)» . Список национального наследия Англии . Проверено 14 января 2013 г.
- ^ МакНелли, Фрэнк (20 февраля 2013 г.). «Дневник ирландца» . Ирландские Таймс . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ «Опенстритмап» . OpenStreetMap . Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ «Новое метро вместо Кингс-Кросс «Хайберский перевал» » . Это местный Лондон . 12 августа 2004 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Национальное географическое общество (21 ноября 2011 г.). «Хайберский перевал» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 7 августа 2019 г. Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ «Баллада о Востоке и Западе» . www.kiplingsociety.co.uk . Архивировано из оригинала 22 августа 2019 г. Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ «Где снимали «Призраки»? Все места съемок «Призраков» . 21 апреля 2023 г. Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ «Где снимали «Призрака»?» . Проверено 27 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Молсуорт, генерал-лейтенант. Г.Н. (1962). Афганистан 1919 года: отчет об операциях Третьей афганской войны . Издательство Азия. OCLC 7233999 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Хайберского перевала, Пакистан (в архиве)
- Сумеречные истории, Наполеон в Афганистане (в архиве)