Точка прохода
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2008 г. ) |

В военной стратегии узкий проход (или узкое место ), а иногда и узкое место , представляет собой географический объект на суше, такой как долина , дефиле или мост , или морской проход через критический водный путь , такой как пролив , который вооруженные силы вынуждены пройти. пройти, чтобы достичь своей цели , иногда на значительно суженном фронте , что значительно снижает его боевую эффективность , затрудняя использование превосходящих сил . Дроссельная точка может позволить численно меньшим обороняющимся силам использовать местность в качестве умножителя силы , чтобы помешать или устроить засаду гораздо более крупному противнику, поскольку атакующий не может продвинуться дальше, не обеспечив сначала проход через узкую точку.
Исторические примеры
[ редактировать ]![]() |
Некоторыми историческими примерами тактического использования узких мест являются царем Леонидом I защита Фермопильского перевала во время вторжения под предводительством Ксеркса I Персидского ; битва при Стэмфорд Бридж , в которой Гарольд Годвинсон победил Харальда Хардраду ; Победа Уильяма Уоллеса над англичанами в битве при Стерлингском мосту (У Уоллеса было около 2300 человек против английской армии численностью от 9 000 до 12 000 человек, и мост рухнул во время битвы); и битва при Азенкуре , в которой Генрих V Английский решительно разбил французов, используя небольшую армию (состоящую в основном из легко экипированных лучников ), когда гораздо более крупные силы французской тяжелой кавалерии были вынуждены атаковать англичан через узкую грязную брешь в Азинкур Вудс.
Многие архипелаги Карибского моря представляли собой несколько морских узких мест, которые привлекали пиратов и пиратов в разгар их деятельности в 17 и начале 18 веков. [ нужна ссылка ] Испанским флотам с сокровищами, покидающим Америку, придется пройти через эти воды, чтобы встретить сильные преобладающие западные ветры , которые перенесут их обратно в Испанию через Северную Атлантику .
Некоторые узкие места (важные места указаны в скобках):
- Ормузский пролив между Оманом и Ираном на входе в Персидский залив.
- Баб-эль-Мандеб Проход из Аравийского моря в Красное море ( Йемен и Сокотра )
- Малаккский пролив и Сингапурский пролив между Малайзией и Суматрой ( Индонезия )
- Панамский канал и Панамский трубопровод, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
- Суэцкий канал и трубопровод Сумед, соединяющий Красное и Средиземное моря ( Египет )
- Хайберский перевал между Афганистаном и Пакистаном
- Гибралтарский пролив вдоль Атлантического океана , входящий в Средиземное море ( Испания , Гибралтар и Марокко )
- Дуврский пролив или Ла-Манш, разделяющий Атлантический океан и Северное море ( Англия и Франция )
- Водоемы, соединяющие Тихий и Атлантический океаны, в том числе:
- Магелланов пролив ( Чили )
- Канал Бигль (Чили и Аргентина )
- Проход Дрейка
- Мыс Доброй Надежды (ЮАР)
- Берингов пролив ( Соединенные Штаты Америки и Россия )
- Пролив Босфор, соединяющий Черное море (и нефть, поступающую из региона Каспийского моря ) со Средиземным морем ( Турция )
- Дарданеллы Пролив , соединяющий Мраморное море с Эгейским морем ( Турция )
- Татарский пролив вдоль Японского и Охотского морей ( Россия )
Фульдский коридор рассматривался как одно из потенциально решающих полей битвы « холодной войны» в Германии .
Узкие места Королевского флота
[ редактировать ]Соединенного Королевства С 18 по начало 20 веков огромный размер Королевского флота означал, что он контролировал большую часть мировых океанов и морей. Дроссельные точки имели огромное значение для Британской империи , которая часто использовала их для контроля над торговлей в британских колониях и, в меньшей степени, для обороны. «Узкие места» также были источником напряженности, особенно во время Суэцкого кризиса . Королевский флот по-прежнему считает свои узкие места стратегически важными. Действительно, важность узких мест была впервые признана британским адмиралом Джоном Фишером . [1]

Сегодня это основные узкие места Британии:
- Английский канал
- Разрыв GIUK (между Гренландией, Исландией и Великобританией)
- Гибралтарский пролив
Эти узкие места по-прежнему имеют важное стратегическое значение для Королевского флота. Разрыв между GIUK особенно важен для Королевского флота, поскольку любая попытка североевропейских сил прорваться в открытую Атлантику должна будет осуществляться через хорошо защищенный Ла-Манш, который также является самым загруженным морским путем в мире, или через один из выходы по обе стороны Исландии . Учитывая британский контроль над стратегической крепостью Гибралтар на входе в Средиземное море, Испания (северное побережье), Франция (атлантическое побережье) и Португалия являются единственными странами материковой Европы, которые имеют прямой доступ к Атлантическому океану, что не так-то просто сделать. заблокирован в узком месте Королевским флотом. Разрыв в ГИУК также был стратегически важной частью холодной войны , поскольку на Королевский флот была возложена обязанность следить за советскими подводными лодками, пытающимися прорваться в открытую Атлантику. [ нужна ссылка ]
Важность
[ редактировать ]Сегодня узкие места остаются серьезной проблемой [ когда? ] в мировой экономике и поставках товаров, особенно нефти: 20% мировой нефти перевозится через Ормузский пролив . В 2018 году через пролив было транспортировано 20,7 млн баррелей в сутки. [2] С 1980-х годов в этом узком проходе происходят постоянные волнения. Сюда входят сбитие рейса 655 иранских авиалиний американской ракетой класса «земля-воздух» в 1988 году, столкновение атомной подводной лодки USS Newport News с сырым танкером «Могамигава» в 2007 году , американо-иранский военно-морской спор в 2008 и 2011–2012 годах , захват MV Исламской Maersk Tigris в 2015 году и угрозы закрытия пролива в 2018 и 2019 годах со стороны Республики Иран . [3] Совсем недавно, в апреле 2020 года, заявления иранских военных продемонстрировали их готовность защищать свою территориальную целостность. [4] [5] [6]
Суэцкий канал и трубопровод Сумед перекачивают 4,5 миллиона баррелей (190 000 000 галлонов США; 720 000 м3). 3 ) в день, а в 2011 году через канал проходило в общей сложности 7,5% мировой торговли. [7] Канал был закрыт на восемь лет после Шестидневной войны в 1967 году. Во многих случаях альтернативные маршруты отсутствуют или непрактичны. Например, альтернативный маршрут Суэц/Сумед потребовал дополнительных 6000 миль (9700 км) вокруг мыса Доброй Надежды . [8] Королевский флот также по-прежнему считает свои узкие проходы на пути к Атлантике стратегически важными.
Угрозы Ормузскому проливу
[ редактировать ], Ормузский пролив соединяющий Персидский залив и Аравийское море , является одним из наиболее стратегически важных морских узких мест в мире. Исламская Республика Иран представляет собой одну из крупнейших угроз безопасности в Ормузском проливе и остается важным фактором глобальной энергетической безопасности из-за больших объемов нефти и природного газа, ежедневно проходящих через узкие отверстия. Суверенитет территории Исламской Республики Иран распространяется за пределы ее сухопутной , внутренних вод и островов в Персидском заливе до Ормузского пролива и Оманского моря . [9] Иран неоднократно использовал свой суверенитет, чтобы угрожать закрыть Ормузский пролив из-за санкций, введенных против страны. [10] [11] Это представляет серьезную угрозу мировому нефтяному рынку , ключевым местом которого является Ормузский пролив. Возможности Ирана заключаются в возможностях страны по предотвращению доступа и блокировке территории, включая малые ударные корабли, оснащенные пулеметами , ракетами залпового огня, противокорабельными ракетами и торпедами . [12] [13] [14] Военно-морское минирование также использовалось в качестве стратегии угрозы безопасности Ормузского пролива. [15] [16] Наконец, многочисленные военно-морские учения и нетрадиционные методы, используемые ВМС Исламской Республики Иран , являются демонстрацией возможностей и готовностью действовать в «узком проходе». [17] [18] [19] Стратегическая ценность морских узких мест, таких как Ормузский пролив, означает, что угрозы этим узким местам влияют на резкий рост цен на нефть. [20] Несколько нападений, произошедших за последнее десятилетие на нефтяные объекты и танкеры в Ормузском проливе или вблизи него, оказали большое влияние на нефтяную промышленность . С точки зрения исследований в области безопасности , Иран является важным игроком в международной нефтяной экономике.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бревертон, Терри (2010). Морские диковинки Бревертона . Блумсбери-сквер, 21, Лондон: Quercus Publishing PLC. п. 169. ИСБН 978-1-84724-776-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Смит, Ли Г. (2020). «Почему американо-иранская вражда продолжает сосредоточивать внимание на Ормузском проливе» . Блумберг . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Эванс, Д.; Хевенс, Л. (22 апреля 2019 г.). «Иран заявляет, что готов к прекращению отказов США, поскольку гвардейцы угрожают закрыть Ормуз» . Рейтер . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Каннигам, Э. (2020). «Высший иранский генерал предостерегает США от «опасного поведения» в Персидском заливе после угрозы Трампа» . Вашингтон Пост .
- ^ «Ормузский пролив» . Кризисная группа . 14 декабря 2017 года . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Маркус, Джонатан (24 апреля 2020 г.). «Война слов вызывает новые опасения по поводу столкновения США и Ирана в Персидском заливе» . Новости Би-би-си . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ «Египет: начнут ли США и НАТО вторую Суэцкую интервенцию?» . Scoop.co.nz . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ «Узкие места мирового транзита нефти» (PDF) . Управление энергетической информации США. 25 июля 2017 г. Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Моджтахед-Заде, Д. (2013). Безопасность и территориальность в Персидском заливе: морская политическая география . Рутледж. ISBN 978-0700710980 .
- ^ Кацман К., Неруркар Н., О'Рурк Р., Мейсон Р.К. и Ратнер М. 2012. Иранская угроза Ормузскому проливу , Отчет CRS для Конгресса.
- ^ Лахаби, Омид (28 июня 2019 г.). «Ормузский пролив: почему Иран угрожает закрыть его?» . Евроньюс . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Каль, Швейцария (2012). «Не время атаковать Иран: почему война должна быть последним средством». Иностранные дела . 91 : 166–173.
- ^ Резаи, Ф. (2019). «Военный потенциал Ирана: структура и численность сил». Инсайт Турция . 21 : 183–214.
- ^ Саттон, Х.И. «Иран размещает ракеты, прикрывая Ормузский пролив» . Форбс . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Хенселер, СП (2018). Правовые вопросы «слева от всплеска», связанные с применением силы для противодействия минированию в Ормузском проливе. В: Шильдкнехт Дж., Дики Р., Финк М. и Феррис Л. (ред.) Оперативное право в международных проливах и текущие проблемы морской безопасности . Спрингер.
- ^ Рамазани, РК (2013). Независимость без свободы: внешняя политика Ирана . Университет Вирджинии Пресс. JSTOR j.ctt6wrj9g .
- ^ Фам, JP (2010). «Иранская угроза Ормузскому проливу: реалистичная оценка». Американские внешнеполитические интересы . 32 (2): 64–74. дои : 10.1080/10803921003697542 . S2CID 154650063 .
- ^ Хикс, К. Х. и Далтон, М. Г. 2017. Сдерживание Ирана после ядерной сделки , Роуман и Литтлфилд.
- ^ Университет, Рокфорд Вайц, Тафтс (7 января 2020 г.). «Объяснитель: может ли Иран закрыть Ормузский пролив?» . «ВМС Таймс» . Проверено 10 мая 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ядлин, А.; Гуазанский, Ю. (2012). «Ормузский пролив: оценка и нейтрализация угрозы». Стратегическая оценка . 14 .