Конституция Афганистана 1964 года
Конституция Афганистана | |
---|---|
Созданный | Октябрь 1964 г. |
Полный текст | |
![]() |

Конституция Афганистана 1964 года была высшим законом Королевства Афганистан с 1964 по 1973 год, когда она была отменена в результате государственного переворота. [1] хотя некоторые части конституции были восстановлены будущими правительствами в период с 2002 по 2004 год и с 2021 по 2022 год. Она была разработана комитетом афганцев, получивших образование за рубежом, в том числе Сардаром Абдул Хакимом Зиаи и Сардаром Абдул Рахимом Зиаи, назначенными для этой задачи афганским правительством. Король Мохаммад Захир Шах (с 1933 по 1973 год). Основные цели Конституции заключались в том, чтобы подготовить правительство и народ к постепенному движению к демократии и социально-экономической модернизации. Лойя джирга (большой совет знати) обсудила, изменила и одобрила свои нововведения, которые включали билль о правах всех афганцев, включая женщин. После общественного рассмотрения конституция вступила в силу в октябре 1964 года. [2]
Хотя Афганистан стал суверенным государством в 1747 году под властью Ахмад Шаха Дуррани , [3] Самая ранняя конституция Афганистана была написана во время правления эмира Абдур Рахман-хана в 1890-х годах, за ней последовала версия 1923 года. [4] [5] Конституция 1964 года превратила Афганистан в современную демократию. [6]
С 2004 по 2021 год Конституция Афганистана 2004 года была основой закона Афганистана. [7] После захвата Афганистана талибами в 2021 году новые власти объявили о восстановлении тех частей конституции 1964 года, которые «не противоречат исламскому шариату (закону) », чтобы временно управлять страной. [8] Однако в конце 2022 года это решение было отменено верховным лидером Хибатуллой Ахундзаде , который заявил, что обе конституции несовместимы с шариатом. [9]
Положения
[ редактировать ]Был создан новый парламент, в котором доминировала нижняя палата ( Волеси Джирга ), которая должна была избираться на основе всеобщего избирательного права . Он имел право отклонить королевские назначения в кабинет и распустить его путем вотума недоверия . Законы, принятые парламентом, должны были иметь конституционный приоритет над традиционными исламскими законами ( шариатом ). Парламент должен был собираться регулярно, а не по королевскому усмотрению, как раньше. Оно могло отказаться от увеличения бюджета, но не могло сократить ассигнования ниже уровня предыдущего года. Его члены контролировали организацию парламента и пользовались юридической неприкосновенностью за свои высказывания в ходе дебатов. Члены имели право создавать политические партии, но для их создания требовалось законодательство, приемлемое для кабинета министров и, следовательно, для короля. [2]
Несмотря на то, что ее нововведения сравнивались с функциональной автократией, которую она заменила, конституция была наполнена положениями, призванными гарантировать, что королевское правительство не потеряет контроль. Широкая конституционная пропасть отделяла кабинет министров от парламента. Кабинет должен был осуществлять полномочия монарха, включая инициирование всей государственной политики и применение чрезвычайных указов. Сотрудничество между чиновниками и законодателями, неотъемлемая часть классической парламентской системы , не поощрялось. Законодателям было запрещено занимать министерские или другие руководящие должности. Кабинету министров был гарантирован контроль над составом Мешрано Джирги , верхней палаты парламента. [2]
Реструктуризация судебной системы и выборные провинциальные советы были одобрены, но конституция не предписывала их структуру или порядок работы. Неспособность разработать полную структуру правительства придала конституции временный характер. По крайней мере, семьдесят статей требовали принятия парламентского законодательства, чтобы они вступили в силу. [2]
Демократические черты конституции были особенно временными. За исполнительной властью были сохранены широкие полномочия по замедлению, остановке или отмене законодательства. Осторожность проявлялась не только по отношению к потенциальным самонадеянным законодателям. Самым известным положением конституции был запрет на официальную или политическую деятельность любого члена королевской семьи, кроме монарха. Последствия этого пункта вскоре будут преследовать конституционалистов . Не было предоставлено никаких средств для все более беспокойного Мухаммада Дауда , двоюродного брата короля и бывшего премьер-министра Афганистана с 1953 по 1963 год, чтобы вернуться к власти, не аннулируя конституцию. [2]
Влияние и оценка
[ редактировать ]Вскоре после ее принятия уязвимость конституции перед политическими реалиями стала резко очевидной. Враждебные отношения, возникшие между кабинетом министров и парламентом, привели к трагедии и серьезной потере политического импульса. В октябре 1965 года, после выборов нового законодательного органа, тупиковая ситуация с утверждением нового кабинета министров привела к беспорядкам и вмешательству армии, что привело к гибели по меньшей мере трех студентов-демонстрантов. Предложенный кабинет был отозван, после чего без особого сопротивления была одобрена перестановка под руководством Мухаммада Хашима Майвандвала , старшего дипломата. Чиновникам и законодателям пришлось столкнуться с необходимостью запуска новой системы, но надежды на это были значительно ослаблены. [2]
Либеральный или конституционный эксперимент, продолжавшийся следующие восемь лет, в целом воспринимался как политический провал. Кабинет министров и законодательный орган постоянно находились в тупике, не имея возможности принять законы, жизненно важные для конституции, или серьезно ослабляя ее из-за длительных задержек. Законодатели оказались эффективными критиками бюрократии, которая в ответ приостановила принятие законов, чтобы избежать проверки или длительных споров. [2]
Между законодателями и высокопоставленными чиновниками министерства существовал широкий социальный и культурный разрыв. Лишь немногие из первых имели возможность познакомиться с современным образованием и зарубежным опытом, которыми обладают высокопоставленные чиновники министерства. Более 90 процентов членов Волеси Джирги представляли сельские округа. Законодатели имели право напрямую лоббировать министров и высокопоставленных чиновников. Это было более выгодно, чем иметь дело с провинциальными чиновниками среднего звена, у которых было меньше полномочий и информации. Конституция не поощряла сотрудничество исполнительной и законодательной власти в политике, но не препятствовала обмену покровительством. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камали, Мохаммад Хашим (1 января 1985 г.). Право в Афганистане: исследование конституции, супружеского права и судебной системы . БРИЛЛ. ISBN 9004071288 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ричард С. Ньюэлл (1997). «Конституционный период, 1964-73». В Питере Р. Бладе (ред.). Афганистан: страновое исследование .
- ^ «Афганские короли с 1747 года» . Токио, Япония: Посольство Афганистана . Проверено 8 декабря 2010 г.
- ^ «Конституционная история Афганистана» . Энциклопедия Ираника . Проверено 8 декабря 2010 г.
- ^ «Конституция Афганистана (1923 г.)» . Афганистан онлайн. Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 г. Проверено 8 декабря 2010 г.
- ^ «Досье: Экс-король Захир Шах» . Новости Би-би-си . 1 октября 2001 г.
- ^ «Конституция Афганистана» (PDF) . Кабул, Афганистан: Верховный суд Афганистана. 3 января 2004 г. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2011 г. . Проверено 8 декабря 2010 г.
- ^ «Талибан заявляет, что будет использовать части монархической конституции для управления Афганистаном» .
- ^ Абдул Гафур Сабури (4 августа 2022 г.). «Губернатор Парвана, ссылаясь на верховного лидера, заявляет, что предыдущая конституция недействительна» . ТОЛОньюс Получено 29 января.
Внешние ссылки
[ редактировать ]