Jump to content

Пуштунская культура

Пуштунская культура ( пушту : پښتون کلتور ) основана на пуштунвали , а также на разговорах на пуштунском языке и ношении пуштунской одежды .

Пуштунвали и ислам являются двумя основными факторами, которые составляют основу социального поведения в пуштунском обществе. [1] Пуштуны традиционно строги и консервативны в вопросах сохранения своей культуры. [2] [3] [4]

Пуштунвали как социальный кодекс чести

[ редактировать ]

Будучи крупнейшим в мире племенным этносом, пуштунское общество охраняется кодексом общих правил, обычаев и социального поведения, известным под общим названием « Пуштунвали» . Кодекс основан на личной чести и поощряет мужество, самоуважение, независимость, лидерство, справедливость и гостеприимство. [5] [6]

Традиционное платье и одежда

[ редактировать ]

Головные уборы и тюрбаны

[ редактировать ]

Одним из фирменных и исторических головных уборов мужчин-пуштунов является украшенный тюрбан. [7] плотно оборачивался вокруг шляпы, а один ее конец свободно свисал через плечо – верный признак и признание пуштуна. Сам тюрбан был символом гордости и центром многих пуштуских пословиц. Однако следует отметить, что разные племена имеют разные типы тюрбанов, уникальные для них, поскольку такие племенные стили сохранялись на протяжении веков. Их носят в повседневной жизни старейшины мужского пола, взрослые и вожди племен как знак статуса и уважения. Обычный тюрбан бывает самых разных цветов с уникальными полосатыми узорами. Эти стили однозначно ассоциируются с пуштунами всей Центральной и Южной Азии. [8] Однако другие афганские этнические группы также переняли пуштунский стиль тюрбана. [9]

Еще одним распространенным головным убором мужчин-пуштунов является шапка Пакол , представляющая собой мягкую свернутую плоскую шерстяную шапку, которую надевают на голову и носят как берет . Он бывает самых разных земных цветов и используется для согрева головы, хотя это не традиционный головной убор, принятый в 19 веке, многие из них сегодня носят его в повседневной жизни. [10]

Женская одежда

[ редактировать ]

Традиционно скромные пуштунские женщины, находясь на публике, посещая города или в присутствии мужчин, надевают бурку — одежду, которую носят некоторые мусульманки по всему миру. Они покрывают себя буркой с головы до ног, оставляя при этом решетчатые прорези или сетки, чтобы видеть сквозь них. Он изготовлен из хлопка и доступен в различных цветах, таких как синий, белый, коричневый и черный. Бурка является неотъемлемой частью пуштунской культуры, поскольку она передает честь и уважение другим в обществе, однако ее не носят дети, молодые девушки или пожилые женщины. Его можно носить во всех пуштунских регионах Афганистана и Пакистана , а также некоторые женщины диаспоры. Однако в присутствии членов семьи его можно снять. Исторически паранджа ассоциировалась с женщинами более высокого класса и предполагала, что женщинам не нужно работать. [11] [12] Многие женщины настаивают на его ношении, чтобы сохранить самоуважение и честь. [13] [14]

Картина с изображением пуштунских женщин в традиционной парандже, Кабул, 18 век.

Вопреки ложным убеждениям и пропаганде, предполагающей, что это было введено Талибаном , [15] Самое раннее зарегистрированное упоминание о пуштунских женщинах, носивших паранджу, относится к началу 18 века. [16] британский солдат Британской Джеймс империи Рэттрей записывает, что:

Находясь на улице или занимаясь верховой ездой, эти дамы надевают огромную белую простыню, доходящую от верха тюбетейки до ступней, длинную квадратную вуаль, прикрепленную к задней части застежкой из золота или драгоценного камня. голова, скрывает лицо, поперек которого имеется отверстие для пропускания света и воздуха. Это платье называется буркха. Оно скрывает всю фигуру, все очертания которой настолько совершенно потеряны, что чужой, увидев группу этих закутанных существ, порхающих вокруг него по улицам, с таким же успехом мог бы затрудниться догадаться, к какому классу существ они принадлежали. Помимо извилистых простыней, они носят длинные свободные белые сапоги из коленкора, скрепленные шелковой подвязкой выше колен и отвернутые назад, как ниспадающий воротник, чтобы обнажить подкладку. Подошвы этих мешкообразных леггинсов сделаны из шали и подвязок, на их блестящих тканях высечены священные памятники, акты рвения и любви, записанные в Коране, свободные ботинки и вуали также вышиты белым и цветным шелком. Они сидят в стороне на спине лошади, как правило, позади своего мужа или представителя своего пола. [17]

Женщины носят длинную красочную традиционную одежду, похожую на Кхет Партуг . Цвет платья обычно красный и покрыт множеством других украшений. Они украшают себя различными традиционными украшениями, такими как декоративные головные уборы, браслеты, кольца в носу, серьги, ожерелья. Хной также красят пальцы, ноги и руки, чтобы украсить себя. [18]

Татуировки

[ редактировать ]

Среди племен гильджи пуштунов существует древняя традиция Шин Хаал, которая считается признаком красоты женщины. [19] Шин Хаал, являющийся племенным обычаем, представляет собой геометрические синие отметки, которые наносятся на подбородок, щеки, межбровье и лоб молодых пуштунских женщин. Когда-то это было довольно распространено среди пуштунских женщин гильджи. Однако в наши дни его часто можно увидеть у пожилых женщин или кочевников, которых обычно называют Коти . От этой практики постепенно отказываются из-за влияния ислама , который запрещает татуировки, а также потому, что большинство кочевых племен гильджи постепенно стали более оседлыми. [20] Несмотря на это, он все еще есть у многих пожилых женщин, а также у некоторых молодых женщин в Южном Афганистане. В качестве замены многие женщины теперь временно используют Шин Хаал с хной, в особых случаях (например, на свадьбах). Различные подплемена племени гильджи имеют разные модели. [21]

Та же самая культура Шин Хаал или татуировки на лице у женщин также случайно встречаются за тысячи миль от нас, во многих культурах Ближнего Востока, таких как курды. [22] [23] и берберы /амазиги Северной Африки. [24]

Джирга и Худжра

[ редактировать ]

Джирга (племенной совет)

[ редактировать ]

И в Афганистане, и в Пакистане это одна из старейших зафиксированных традиций пуштунского общества. [25] Джиргас . , или племенные советы Это собрание уважаемых старейшин и вождей, которые собираются в круг и принимают решения за племя. Джирги или советы племени принимают законы, разрешают конфликты, разбираются с правительством, рассматривают дела об убийствах, налагают штрафы и смертные приговоры, объявляют войну и мир и изгоняют людей из племени.

Иностранные державы, такие как Британская империя , посещали Джиргас в 18 и 19 веках. [26] для поддержания отношений с племенами и разрешения любых конфликтов. Сегодня оба афганских [27] и пакистанский [28]

В Джиргасе нет иерархии, нет президента или представителей; по отношению к старейшинам все участники равны, все могут участвовать и говорить, никто не имеет власти над другим. Его описывают как «самое близкое к афинской демократии , существовавшее со времен оригинала». [29]

Худжры — это гостевые дома для мужчин, используемые для развлечений. Они действуют как общественный клуб, которому столько же лет, сколько и самой Джирге. В каждой деревне есть худжра, иногда она принадлежит богатой семье, но ею владеет вся община. Члены общины мужского пола, которые задерживаются и общаются, как большая семья, обычно посещают худжру, которая служит больше, чем просто местом для проведения коллективных церемоний.

Мужчина может войти в худжру в любое время дня, месяца или года и быть уверенным в том, что получит безопасность, еду и кров. Только после того, как он будет достаточно накормлен, участники спрашивают его, как они могут ему помочь, и уверяют, что он может оставаться столько, сколько пожелает. [30]

Культурный танец

[ редактировать ]

с лошади

[ редактировать ]
Представители племени Мехсуд-Пуштун исполняют традиционный танец Аттан в Вазиристане.

Среди пуштунов частью традиционной доисламской культуры является Аттан , военный танец. Исторически сложилось так, что пуштуны Аттан незадолго до или после успешного набега или войны между племенами использовался для вселения уверенности перед битвой и духовной готовности, однако сегодня это обычно делается более специально для таких праздников, как свадьбы - некоторые до сих пор делают это перед племенной войной. [31]

Исторически считается, что он связан с зороастризмом . [32] Это круговой танец, в котором участвуют от двух до более ста человек, и исполнители следуют друг за другом, двигаясь по кругу в такт, как ритм, и бьется быстрее. Обычно он исполняется в кругу соплеменников, вокруг барабанщика, бьющего в двуглавый барабанный барабан, ритм скорости Аттана основан на ритме барабана. Танец, отличающийся интенсивностью, обычно длится до 30 минут и заканчивается до полного изнеможения всех исполнителей.

В пуштунском поясе Афганистана и Пакистана встречаются различные виды аттанов, они различаются движениями и даже аксессуарами. Различия уникальны для разных племен, таких как Хаттак , Вазир , Мехсуд , Кочи , Задран , Зазай , Вардаки , Мангал и многие другие. [33]

Пуштунская кухня отличается собственными традиционными блюдами, а также некоторым влиянием посторонних. Блюда из риса и шашлыки занимают видное место в пуштунской кухне . В их кухне баранину едят чаще, чем в любой другой культуре региона. Банну Пулао , Кабули Палау , Чаппли Кебаб , Баранина — самые известные блюда. [34]

Праздники и торжества

[ редактировать ]

Пуштуны нередко начинают радостно стрелять в воздух во время особого события или праздника. [35] [36] [37] Празднования включают свадьбы, рождение ребенка или окончание Рамадана.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кадир, Абдул. «Положение женщин в ФУТП: сравнение исламских принципов и пуштунвали» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  2. ^ Ахмад, А.С. (1980). Пухтунская экономика и общество: Традиционная структура и экономическое развитие в племенном обществе. Бостон: Рутледж и Кеган Пол.
  3. ^ Ахмед, А.С. (1980). Пухтунская экономика и общество. Лондон: Рутледж.
  4. ^ Ахмед, М.С., Вахаб, З., и Рехман, З. (2017). Пухтунвали и его изображение в пакистанской рекламе. Журнал социальных наук FWU, 11 (2), 181–190.
  5. ^ RC, Патиал (29 декабря 2021 г.). «Малоизвестный пуштунвальский этический кодекс Талибана - OpEd» . Евразийское обозрение . Проверено 25 августа 2022 г.
  6. ^ «Понимание пуштунвали» . prezi.com . Проверено 25 августа 2022 г.
  7. ^ «Афганские тюрбаны» . Блог о языке пушту | Язык и культура пуштуязычного мира . 6 сентября 2011 г. Проверено 20 августа 2022 г.
  8. ^ «Традиционное афганское выпадение в тюрбане» . Seengar.com — Seengar Fashion . Проверено 20 августа 2022 г.
  9. ^ «Расшифровка красочной культуры головных уборов Афганистана» . www.aljazeera.com . Проверено 20 августа 2022 г.
  10. ^ «Как делается шапка пакол. Мужской головной убор Пакистана и Афганистана — Nationalclothing.org» . Nationalclothing.org . Проверено 20 августа 2022 г.
  11. ^ Райт, Колин. «Дамы Кабюля» . www.bl.uk. ​Проверено 21 августа 2022 г.
  12. ^ «Парандма: правда о том, почему женщины ее носят» . Новая идея . 18 июля 2019 года . Проверено 21 августа 2022 г.
  13. ^ Ахмед, А. (2010). Женское агентство в мусульманском обществе. Справочник SAGE по исламским исследованиям, 22, 213.
  14. ^ Агарвал, Б. (1998). Собственное поле: гендер и земельные права в Южной Азии. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  15. ^ «Об абаях, никабах и глобальном выходе афганских талибов» . www.trc-leiden.nl . Проверено 21 августа 2022 г.
  16. ^ « Дамы Кобуля в костюмах для дома и на улице», 1842 (c) | Интернет-коллекция | Музей национальной армии, Лондон» . Collection.nam.ac.uk . Проверено 21 августа 2022 г.
  17. ^ Неизвестно (29 июля 2010 г.). «Дамы Кобула Джеймса Рэттрея» . Фотографии и изображения, находящиеся в общественном достоянии . Проверено 21 августа 2022 г.
  18. ^ «История пуштунов» . Historyofpashtuns.blogspot.com . Проверено 21 августа 2022 г.
  19. ^ Мариам. «Пуштунская культура и история: Шин Хаал» . Пуштунская культура и история . Проверено 19 августа 2022 г.
  20. ^ «История пуштунов: татуировки у гильзаев» . История пуштунов . 26 марта 2016 г. Проверено 19 августа 2022 г. .
  21. ^ «Пакистан — Шин Кхал / Синяя татуировка — признак красоты для пахтунских женщин — Новости татуировки» . 20.11.2020 . Проверено 19 августа 2022 г.
  22. ^ «Дек (тату)» , Arc.Ask3.Ru , 11 июня 2022 г. , получено 19 августа 2022 г.
  23. ^ «Курдские татуировки – Поиск в Google» . www.google.com . Проверено 19 августа 2022 г.
  24. ^ «Что означают берберские татуировки?» . КАВА . 26 ноября 2021 г. Проверено 19 августа 2022 г.
  25. ^ «Многовековой механизм разрешения конфликтов: Джирга-Иренеес» . www.irenees.net . Проверено 20 августа 2022 г.
  26. ^ Битти, Хью (1 ноября 2011 г.). «Переговоры с племенами Вазиристана 1849–1914 гг. — Британский опыт» . Журнал истории Империи и Содружества . 39 (4): 571–587. дои : 10.1080/03086534.2011.615597 . ISSN   0308-6534 . S2CID   144201973 .
  27. ^ Бежан, Фруд. «Лойя джирга: объяснение афганской традиции» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 20 августа 2022 г.
  28. ^ «Переговоры Джирги со старейшинами племен приносят свои плоды» . «Экспресс Трибьюн» . 13 августа 2022 г. Проверено 20 августа 2022 г.
  29. ^ Хан, Имран (1993). Гонка воинов . Великобритания. стр. 30–31. ISBN  0701138904 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  30. ^ « Хар кала раша»: Худжра, угасающая пуштунская традиция» . «Экспресс Трибьюн» . 30 мая 2014 г. Проверено 20 августа 2022 г.
  31. ^ Аттан: традиционный пуштунский танец, усовершенствованный в Вазиристане , 10 мая 2016 г. , получено 17 августа 2022 г.
  32. ^ «Афганистан подает заявку на регистрацию пуштунского танца в ЮНЕСКО» . Арабские новости . 06.03.2021 . Проверено 17 августа 2022 г.
  33. ^ «Аттан – Традиционный и национальный танец Афганистана» . www.virtualafghans.com . Проверено 17 августа 2022 г.
  34. ^ Сервис, Трибьюн Ньюс. «Чапли-кебаб и неизгладимое очарование пуштунской кухни» . Служба новостей Tribuneindia . Проверено 20 августа 2022 г.
  35. ^ Брэгг, Рик (21 октября 2001 г.). «НАЦИЯ, брошенная вызов: КОРНИ; афганское и пакистанское племя живет своим оружием и честью» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 17 августа 2022 г.
  36. ^ «Северо-Западный Пакистан, где оружие — украшение мужчины» . Христианский научный монитор . 27 марта 2001 г. ISSN   0882-7729 . Проверено 17 августа 2022 г.
  37. ^ Крейг, Тим (16 января 2015 г.). «Пакистанские соплеменники обеспокоены тем, что могут потерять право хранить оружие, а также ракеты и гранаты» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 17 августа 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a6131c79800794e74cfed986af752f7__1710845940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/f7/0a6131c79800794e74cfed986af752f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pashtun culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)