Пуштунская культура
Часть серии о |
Пуштуны |
---|
Империи и династии |
Пуштунская культура ( пушту : پښتون کلتور ) основана на пуштунвали , а также на разговорах на пуштунском языке и ношении пуштунской одежды .
Пуштунвали и ислам являются двумя основными факторами, которые составляют основу социального поведения в пуштунском обществе. [1] Пуштуны традиционно строги и консервативны в вопросах сохранения своей культуры. [2] [3] [4]
Пуштунвали как социальный кодекс чести
[ редактировать ]Будучи крупнейшим в мире племенным этносом, пуштунское общество охраняется кодексом общих правил, обычаев и социального поведения, известным под общим названием « Пуштунвали» . Кодекс основан на личной чести и поощряет мужество, самоуважение, независимость, лидерство, справедливость и гостеприимство. [5] [6]
Традиционное платье и одежда
[ редактировать ]Головные уборы и тюрбаны
[ редактировать ]Одним из фирменных и исторических головных уборов мужчин-пуштунов является украшенный тюрбан. [7] плотно оборачивался вокруг шляпы, а один ее конец свободно свисал через плечо – верный признак и признание пуштуна. Сам тюрбан был символом гордости и центром многих пуштуских пословиц. Однако следует отметить, что разные племена имеют разные типы тюрбанов, уникальные для них, поскольку такие племенные стили сохранялись на протяжении веков. Их носят в повседневной жизни старейшины мужского пола, взрослые и вожди племен как знак статуса и уважения. Обычный тюрбан бывает самых разных цветов с уникальными полосатыми узорами. Эти стили однозначно ассоциируются с пуштунами всей Центральной и Южной Азии. [8] Однако другие афганские этнические группы также переняли пуштунский стиль тюрбана. [9]
Еще одним распространенным головным убором мужчин-пуштунов является шапка Пакол , представляющая собой мягкую свернутую плоскую шерстяную шапку, которую надевают на голову и носят как берет . Он бывает самых разных земных цветов и используется для согрева головы, хотя это не традиционный головной убор, принятый в 19 веке, многие из них сегодня носят его в повседневной жизни. [10]
Женская одежда
[ редактировать ]Традиционно скромные пуштунские женщины, находясь на публике, посещая города или в присутствии мужчин, надевают бурку — одежду, которую носят некоторые мусульманки по всему миру. Они покрывают себя буркой с головы до ног, оставляя при этом решетчатые прорези или сетки, чтобы видеть сквозь них. Он изготовлен из хлопка и доступен в различных цветах, таких как синий, белый, коричневый и черный. Бурка является неотъемлемой частью пуштунской культуры, поскольку она передает честь и уважение другим в обществе, однако ее не носят дети, молодые девушки или пожилые женщины. Его можно носить во всех пуштунских регионах Афганистана и Пакистана , а также некоторые женщины диаспоры. Однако в присутствии членов семьи его можно снять. Исторически паранджа ассоциировалась с женщинами более высокого класса и предполагала, что женщинам не нужно работать. [11] [12] Многие женщины настаивают на его ношении, чтобы сохранить самоуважение и честь. [13] [14]

Вопреки ложным убеждениям и пропаганде, предполагающей, что это было введено Талибаном , [15] Самое раннее зарегистрированное упоминание о пуштунских женщинах, носивших паранджу, относится к началу 18 века. [16] британский солдат Британской Джеймс империи Рэттрей записывает, что:
Находясь на улице или занимаясь верховой ездой, эти дамы надевают огромную белую простыню, доходящую от верха тюбетейки до ступней, длинную квадратную вуаль, прикрепленную к задней части застежкой из золота или драгоценного камня. голова, скрывает лицо, поперек которого имеется отверстие для пропускания света и воздуха. Это платье называется буркха. Оно скрывает всю фигуру, все очертания которой настолько совершенно потеряны, что чужой, увидев группу этих закутанных существ, порхающих вокруг него по улицам, с таким же успехом мог бы затрудниться догадаться, к какому классу существ они принадлежали. Помимо извилистых простыней, они носят длинные свободные белые сапоги из коленкора, скрепленные шелковой подвязкой выше колен и отвернутые назад, как ниспадающий воротник, чтобы обнажить подкладку. Подошвы этих мешкообразных леггинсов сделаны из шали и подвязок, на их блестящих тканях высечены священные памятники, акты рвения и любви, записанные в Коране, свободные ботинки и вуали также вышиты белым и цветным шелком. Они сидят в стороне на спине лошади, как правило, позади своего мужа или представителя своего пола. [17]
Женщины носят длинную красочную традиционную одежду, похожую на Кхет Партуг . Цвет платья обычно красный и покрыт множеством других украшений. Они украшают себя различными традиционными украшениями, такими как декоративные головные уборы, браслеты, кольца в носу, серьги, ожерелья. Хной также красят пальцы, ноги и руки, чтобы украсить себя. [18]
Татуировки
[ редактировать ]Среди племен гильджи пуштунов существует древняя традиция Шин Хаал, которая считается признаком красоты женщины. [19] Шин Хаал, являющийся племенным обычаем, представляет собой геометрические синие отметки, которые наносятся на подбородок, щеки, межбровье и лоб молодых пуштунских женщин. Когда-то это было довольно распространено среди пуштунских женщин гильджи. Однако в наши дни его часто можно увидеть у пожилых женщин или кочевников, которых обычно называют Коти . От этой практики постепенно отказываются из-за влияния ислама , который запрещает татуировки, а также потому, что большинство кочевых племен гильджи постепенно стали более оседлыми. [20] Несмотря на это, он все еще есть у многих пожилых женщин, а также у некоторых молодых женщин в Южном Афганистане. В качестве замены многие женщины теперь временно используют Шин Хаал с хной, в особых случаях (например, на свадьбах). Различные подплемена племени гильджи имеют разные модели. [21]
Та же самая культура Шин Хаал или татуировки на лице у женщин также случайно встречаются за тысячи миль от нас, во многих культурах Ближнего Востока, таких как курды. [22] [23] и берберы /амазиги Северной Африки. [24]
Джирга и Худжра
[ редактировать ]Джирга (племенной совет)
[ редактировать ]И в Афганистане, и в Пакистане это одна из старейших зафиксированных традиций пуштунского общества. [25] Джиргас . , или племенные советы Это собрание уважаемых старейшин и вождей, которые собираются в круг и принимают решения за племя. Джирги или советы племени принимают законы, разрешают конфликты, разбираются с правительством, рассматривают дела об убийствах, налагают штрафы и смертные приговоры, объявляют войну и мир и изгоняют людей из племени.
Иностранные державы, такие как Британская империя , посещали Джиргас в 18 и 19 веках. [26] для поддержания отношений с племенами и разрешения любых конфликтов. Сегодня оба афганских [27] и пакистанский [28]
В Джиргасе нет иерархии, нет президента или представителей; по отношению к старейшинам все участники равны, все могут участвовать и говорить, никто не имеет власти над другим. Его описывают как «самое близкое к афинской демократии , существовавшее со времен оригинала». [29]
Клетка
[ редактировать ]Худжры — это гостевые дома для мужчин, используемые для развлечений. Они действуют как общественный клуб, которому столько же лет, сколько и самой Джирге. В каждой деревне есть худжра, иногда она принадлежит богатой семье, но ею владеет вся община. Члены общины мужского пола, которые задерживаются и общаются, как большая семья, обычно посещают худжру, которая служит больше, чем просто местом для проведения коллективных церемоний.
Мужчина может войти в худжру в любое время дня, месяца или года и быть уверенным в том, что получит безопасность, еду и кров. Только после того, как он будет достаточно накормлен, участники спрашивают его, как они могут ему помочь, и уверяют, что он может оставаться столько, сколько пожелает. [30]
Культурный танец
[ редактировать ]с лошади
[ редактировать ]
Среди пуштунов частью традиционной доисламской культуры является Аттан , военный танец. Исторически сложилось так, что пуштуны Аттан незадолго до или после успешного набега или войны между племенами использовался для вселения уверенности перед битвой и духовной готовности, однако сегодня это обычно делается более специально для таких праздников, как свадьбы - некоторые до сих пор делают это перед племенной войной. [31]
Исторически считается, что он связан с зороастризмом . [32] Это круговой танец, в котором участвуют от двух до более ста человек, и исполнители следуют друг за другом, двигаясь по кругу в такт, как ритм, и бьется быстрее. Обычно он исполняется в кругу соплеменников, вокруг барабанщика, бьющего в двуглавый барабанный барабан, ритм скорости Аттана основан на ритме барабана. Танец, отличающийся интенсивностью, обычно длится до 30 минут и заканчивается до полного изнеможения всех исполнителей.
В пуштунском поясе Афганистана и Пакистана встречаются различные виды аттанов, они различаются движениями и даже аксессуарами. Различия уникальны для разных племен, таких как Хаттак , Вазир , Мехсуд , Кочи , Задран , Зазай , Вардаки , Мангал и многие другие. [33]
Кухня
[ редактировать ]Пуштунская кухня отличается собственными традиционными блюдами, а также некоторым влиянием посторонних. Блюда из риса и шашлыки занимают видное место в пуштунской кухне . В их кухне баранину едят чаще, чем в любой другой культуре региона. Банну Пулао , Кабули Палау , Чаппли Кебаб , Баранина — самые известные блюда. [34]
Праздники и торжества
[ редактировать ]- Ид (исламский праздник)
- Навруз
- День независимости Афганистана (19 августа),
Пуштуны нередко начинают радостно стрелять в воздух во время особого события или праздника. [35] [36] [37] Празднования включают свадьбы, рождение ребенка или окончание Рамадана.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кадир, Абдул. «Положение женщин в ФУТП: сравнение исламских принципов и пуштунвали» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ахмад, А.С. (1980). Пухтунская экономика и общество: Традиционная структура и экономическое развитие в племенном обществе. Бостон: Рутледж и Кеган Пол.
- ^ Ахмед, А.С. (1980). Пухтунская экономика и общество. Лондон: Рутледж.
- ^ Ахмед, М.С., Вахаб, З., и Рехман, З. (2017). Пухтунвали и его изображение в пакистанской рекламе. Журнал социальных наук FWU, 11 (2), 181–190.
- ^ RC, Патиал (29 декабря 2021 г.). «Малоизвестный пуштунвальский этический кодекс Талибана - OpEd» . Евразийское обозрение . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ «Понимание пуштунвали» . prezi.com . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ «Афганские тюрбаны» . Блог о языке пушту | Язык и культура пуштуязычного мира . 6 сентября 2011 г. Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Традиционное афганское выпадение в тюрбане» . Seengar.com — Seengar Fashion . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Расшифровка красочной культуры головных уборов Афганистана» . www.aljazeera.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Как делается шапка пакол. Мужской головной убор Пакистана и Афганистана — Nationalclothing.org» . Nationalclothing.org . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Райт, Колин. «Дамы Кабюля» . www.bl.uk. Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Парандма: правда о том, почему женщины ее носят» . Новая идея . 18 июля 2019 года . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Ахмед, А. (2010). Женское агентство в мусульманском обществе. Справочник SAGE по исламским исследованиям, 22, 213.
- ^ Агарвал, Б. (1998). Собственное поле: гендер и земельные права в Южной Азии. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Об абаях, никабах и глобальном выходе афганских талибов» . www.trc-leiden.nl . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ « Дамы Кобуля в костюмах для дома и на улице», 1842 (c) | Интернет-коллекция | Музей национальной армии, Лондон» . Collection.nam.ac.uk . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Неизвестно (29 июля 2010 г.). «Дамы Кобула Джеймса Рэттрея» . Фотографии и изображения, находящиеся в общественном достоянии . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «История пуштунов» . Historyofpashtuns.blogspot.com . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Мариам. «Пуштунская культура и история: Шин Хаал» . Пуштунская культура и история . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ «История пуштунов: татуировки у гильзаев» . История пуштунов . 26 марта 2016 г. Проверено 19 августа 2022 г. .
- ^ «Пакистан — Шин Кхал / Синяя татуировка — признак красоты для пахтунских женщин — Новости татуировки» . 20.11.2020 . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ «Дек (тату)» , Arc.Ask3.Ru , 11 июня 2022 г. , получено 19 августа 2022 г.
- ^ «Курдские татуировки – Поиск в Google» . www.google.com . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ «Что означают берберские татуировки?» . КАВА . 26 ноября 2021 г. Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ «Многовековой механизм разрешения конфликтов: Джирга-Иренеес» . www.irenees.net . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Битти, Хью (1 ноября 2011 г.). «Переговоры с племенами Вазиристана 1849–1914 гг. — Британский опыт» . Журнал истории Империи и Содружества . 39 (4): 571–587. дои : 10.1080/03086534.2011.615597 . ISSN 0308-6534 . S2CID 144201973 .
- ^ Бежан, Фруд. «Лойя джирга: объяснение афганской традиции» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «Переговоры Джирги со старейшинами племен приносят свои плоды» . «Экспресс Трибьюн» . 13 августа 2022 г. Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Хан, Имран (1993). Гонка воинов . Великобритания. стр. 30–31. ISBN 0701138904 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ « Хар кала раша»: Худжра, угасающая пуштунская традиция» . «Экспресс Трибьюн» . 30 мая 2014 г. Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Аттан: традиционный пуштунский танец, усовершенствованный в Вазиристане , 10 мая 2016 г. , получено 17 августа 2022 г.
- ^ «Афганистан подает заявку на регистрацию пуштунского танца в ЮНЕСКО» . Арабские новости . 06.03.2021 . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ «Аттан – Традиционный и национальный танец Афганистана» . www.virtualafghans.com . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Сервис, Трибьюн Ньюс. «Чапли-кебаб и неизгладимое очарование пуштунской кухни» . Служба новостей Tribuneindia . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Брэгг, Рик (21 октября 2001 г.). «НАЦИЯ, брошенная вызов: КОРНИ; афганское и пакистанское племя живет своим оружием и честью» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ «Северо-Западный Пакистан, где оружие — украшение мужчины» . Христианский научный монитор . 27 марта 2001 г. ISSN 0882-7729 . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Крейг, Тим (16 января 2015 г.). «Пакистанские соплеменники обеспокоены тем, что могут потерять право хранить оружие, а также ракеты и гранаты» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 17 августа 2022 г.