Сорая Тарзи
Сорая Тарзи | |
---|---|
![]() Официальная фотография Сорайи во время ее пребывания на посту принцессы-консорта Афганистана. | |
Королева-консорт Афганистана | |
Срок владения | 9 июня 1926 г. - 14 января 1929 г. |
Принцесса-консорт Афганистана | |
Срок владения | 28 февраля 1919 г. - 9 июня 1926 г. |
Рожденный | Сурайя Шахзада Тарзи 24 ноября 1899 г. Дамаск , Османская Сирия , Османская империя |
Умер | 20 апреля 1968 г. Рим , Италия | ( 68 лет
Похороны | |
Супруг | Аманулла Хан |
Проблема | Видеть |
Дом | Мохаммадзай-Тарзи |
Отец | Сардар Махмуд Бег Тарзи |
Мать | Асма Расмия Ханум |
Религия | ислам |
Сорая Тарзи ( пушту / дари : ثريا طرزی; 24 ноября 1899 — 20 апреля 1968) была первой консортом Афганистана королевой - как жена короля Амануллы-хана . Она сыграла важную роль в модернизационных реформах Амануллы-хана, особенно в отношении эмансипации женщин.
Она родилась в Сирии и получила образование у своего отца, который был афганским лидером и интеллектуалом Сардаром Махмудом Бегом Тарзи . [1] Она принадлежала к племени Мохаммадзай пуштунскому , подплемени династии Баракзай . Будучи королевой Афганистана, она не только занимала должность, но и стала одной из самых влиятельных женщин в мире того времени. [2] Из-за реформ, которые провел король Аманулла-хан, религиозные секты страны стали агрессивными. В 1929 году король отрекся от престола, чтобы предотвратить гражданскую войну, и отправился в изгнание. [3] Их первой остановкой была Индия, тогда входившая в состав Британской империи.
Ранняя жизнь и семейное прошлое
[ редактировать ]Сурайя Шахзада Тарзи родился 24 ноября 1899 года в Дамаске , Сирия , тогда входившая в состав Османской империи . Она была дочерью афганского политического деятеля Сардара Махмуда Бега Тарзи и внучкой Сардара Гулама Мухаммада Тарзи . [ нужна ссылка ] Она училась в Сирии, изучая западные и современные ценности. [3] там, что повлияет на ее будущие действия и убеждения. Ее матерью была сирийская феминистка Асма Расмья Ханум , вторая жена ее отца и дочь шейха Мухаммада Салеха аль-Фаттала Эффенди из Алеппо , муэдзина мечети Омейядов . [4] [5]
Когда отец Амануллы ( Хабибулла Хан ) стал королем Афганистана в октябре 1901 года, одним из его самых важных вкладов в развитие своего народа было возвращение афганских изгнанников, особенно семьи Тарзи и других, которые выступали за модернизацию Афганистана. [6] По возвращении своей семьи в Афганистан Сорая Тарзи встретится и выйдет замуж за короля Амануллу Хана. [3]
После того, как Тарзи вернулись в Афганистан, они были приняты при дворе по желанию эмира Хабибуллы-хана. Здесь Сорая Тарзи встретила принца Амануллу, сына эмира Хабибуллы-хана. Они поразили близость. Принц, который симпатизировал либеральным идеям Махмуда Тарзи, женился на Сорайе Тарзи 30 августа 1913 года во дворце Кавм-и-Баг в Кабуле. [3] [2] Сорая Тарзи стала единственной женой будущего короля Амануллы-хана , что нарушило многовековую традицию: Аманулла должен был распустить королевский гарем, когда он унаследует трон, и освободить порабощенных женщин гарема. [7] Когда она вышла замуж за члена королевской семьи, она стала одной из самых важных фигур в регионе. [1]
Королева Афганистана
[ редактировать ]Когда принц стал эмиром в 1919 году, а затем королем в 1926 году, королева сыграла важную роль в развитии страны. Королева Сорая была первой супругой -мусульманкой , которая появилась на публике вместе со своим мужем, что в то время было неслыханно. [1] Она участвовала с ним в охотничьих отрядах, [8] верхом на лошади и на некоторых заседаниях кабинета министров .
Права женщин
[ редактировать ]

Аманулла разработал первую конституцию, заложив основу формальной структуры правительства и определив роль монарха в конституционных рамках. Аманулла находился под влиянием и воодушевлялся Махмудом Тарзи в его начинаниях. [9] Тарзи сыграл особую роль в разработке и осуществлении изменений, касающихся женщин, на своем личном примере моногамии. [2] [8] [10] Лицом этих перемен станет его дочь, королева Сорая Тарзи. Другая дочь Тарзи вышла замуж за брата Амануллы. Таким образом, неудивительно, что сложная и либеральная интеллектуальная идеология Тарзи расцвела и прочно утвердилась во время правления Амануллы. [2]
Король Аманулла Хан публично выступал против чадры , против многоженства и поощрял образование девочек не только в Кабуле , но и в сельской местности. [2] Эмансипация женщин была частью политики реформ Амануллы, и женщины королевской семьи, особенно его жена и сестры, выступили образцом для подражания в этих переменах. Многие женщины из семьи Амануллы публично участвовали в деятельности организаций и впоследствии стали государственными чиновниками. [2] Сорайя сыграла важную роль в обеспечении перемен для женщин и публично призвала их активно участвовать в национальном строительстве.
В 1921 году она основала и внесла свой вклад в [11] первый журнал для женщин, Ишадул Насван (Руководство для женщин) [2] который под редакцией ее матери, [11] а также первая женская организация Анджуман-и Химаят-и-Нисван , [12] который способствовал благополучию женщин и имел офис, куда женщины могли сообщать о жестоком обращении со стороны своих мужей, братьев и отцов. [7] Она основала в Пагмане театр, который, хотя и был сегрегирован для женщин, все же давал женщинам возможность найти свою собственную социальную сцену и выйти из гаремного уединения. [7]
Король Аманулла Хан сказал: «Я ваш король, но министром образования является моя жена — ваша королева». [1] Королева Сорая поощряла женщин получать образование и открыла первую начальную школу для девочек в Кабуле — школу Мастурат (позже школу Исмат Малалай). [13] в 1921 году, а также первую женскую больницу, больницу Мастурат, в 1924 году. [11] В 1926 году, на седьмой годовщине независимости от британцев, Сорая произнес публичную речь: [10]
Она (Независимость) принадлежит всем нам, и именно поэтому мы празднуем ее. Думаете ли вы, однако, что нашему народу с самого начала нужны только мужчины, чтобы ему служить? Женщины также должны принять участие, как это делали женщины в первые годы существования нашей нации и ислама. На их примерах мы должны усвоить, что мы все должны внести свой вклад в развитие нашей нации и что это невозможно сделать, не обладая знаниями. Поэтому мы все должны попытаться получить как можно больше знаний, чтобы мы могли оказывать свои услуги обществу так же, как женщины раннего ислама.
В 1928 году она отправила 15 молодых женщин в Турцию для получения высшего образования. [2] [10] Все эти пятнадцать были выпускниками основанной ею средней школы Мастурат, в основном дочери членов королевской семьи и правительственных чиновников. [7]
Шведская писательница-мемуаристка Рора Асим Хан , жившая в Афганистане со своим афганским мужем в 1926-1927 годах, описывает в своих мемуарах, как ее пригласили к королеве в Пагмане и Дарулламане, чтобы описать западный образ жизни и моду королеве и матери короля. ; она отметила, что у королевы много вопросов, поскольку ей вскоре предстоит посетить Европу. [14]
В 1927–1928 годах Сорая с мужем посетили Европу. [2] В этой поездке их чествовали и чествовали, и их приветствовала толпа. [15] В 1928 году король и королева получили почетные степени Оксфордского университета , будучи одновременно пропагандистами просвещенных западных ценностей и управляющими важным буферным государством между Британской Индийской империей и советскими амбициями. [16] Королева поговорила с большой группой студентов и лидеров.
Обнажение женщин было спорной частью политики реформ. Женщины королевской семьи уже носили западную моду до воцарения Амануллы, но делали это только в пределах закрытого королевского дворцового комплекса и всегда прикрывались вуалью, покидая королевскую территорию. На протяжении всего правления мужа королева Сорая носила широкополые шляпы с прикрепленной к ним прозрачной вуалью. [2] 29 августа 1928 года Аманулла провел Лойя Джиргу , Великое собрание старейшин племен, для одобрения своих программ развития, на котором 1100 делегатов должны были носить европейскую одежду, предоставленную им государством. Аманулла выступал за права женщин на образование и равенство. Аманулла сказал, что «Ислам не требует от женщин прикрывать свое тело или носить какую-либо особую вуаль», и попросил свою жену отказаться от вуали. По завершении выступления королева Сорая публично сорвала с себя вуаль (хиджаб). [3] [2] [10] этому примеру последовали и жены других чиновников, присутствовавших на встрече. [7] После этого Сорая появилась на публике без чадры и ее примеру последовали женщины королевской семьи и жены госслужащих. В Кабуле эта политика также была одобрена путем резервирования определенных улиц для мужчин и женщин, одетых в современную западную одежду. Консерваторы возражали против раскрытия женщин, но не говорили об этом открыто на встрече, а начали мобилизовать общественное мнение после их возвращения со встречи. [7]
Это была эпоха, когда другие мусульманские страны, такие как Турция, Иран и Египет, также находились на пути вестернизации . Таким образом, в Афганистане элита была впечатлена такими изменениями и подражала их моделям развития, но время, возможно, было преждевременным. [2] Мало того, что консервативные мусульмане не согласились с изменениями, некоторые утверждали, что оппозицию подогревали британские агенты, распространявшие международные публикации, показывающие Сорайю без чадры, обедающую с иностранцами и целовавшую ей руку лидера Франции , Германии и т. д. среди племенных регионов Афганистана. [17] [2] У британцев не сложились хорошие отношения с семьей Сорайи в целом, поскольку главным представителем Афганистана , с которым им приходилось иметь дело, был ее отец Махмуд Тарзи . [2] [8] Консервативные афганцы и региональные лидеры восприняли фотографии и детали поездки королевской семьи как вопиющее предательство афганской культуры, религии и «чести» женщин.
Последние годы
[ редактировать ]
В 1929 году король отрекся от престола, чтобы предотвратить гражданскую войну, и отправился в изгнание. [3] Королева Сорая жила в изгнании в Риме , Италия , со своей семьей по приглашению Италии. [3] Она умерла 20 апреля 1968 года в Риме. [3] [8]
Похороны сопровождались итальянской военной командой в аэропорт Рима, а затем были доставлены в Афганистан, где торжественные государственные похороны прошли . Она похоронена в Баг-э Амир Шахид. [18] семейный мавзолей на большой мраморной площади, покрытый куполом, поддерживаемым синими колоннами, в самом сердце Джелалабада , рядом с ее мужем королем, умершим восемью годами ранее. [3]
Ее младшая дочь, принцесса Афганистана Индия , посетила Афганистан в 2000-х годах, организовав различные благотворительные проекты. [3] [19] Принцесса Индия также была почетным послом культуры Афганистана в Европе. [19] В сентябре 2011 года принцесса Афганистана Индия была удостоена награды Афгано-американской ассоциации женщин за ее работу в области прав женщин. [20]
Почести
[ редактировать ]- Национальная честь
- Большой воротник Ордена Верховного Солнца .
- Иностранные награды
- версии журнала Time , 1927 год. Женщина года по [21]
- Украшение аль-Кемаля бриллиантами ( Королевство Египет , 26 декабря 1927 г.).
- Почетная дама Большого креста Ордена Британской империи (Великобритания, 13 марта 1928 г.).
Родословная
[ редактировать ]Предки Сорайи Тарзи |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рунион, Мередит (30 октября 2007 г.). История Афганистана . 139: Издательская группа Гринвуд. стр. 155 . ISBN 9780313337987 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ахмед-Гош, Хума (май 2003 г.). «История женщин в Афганистане: уроки, извлеченные для будущего или вчера и завтра: женщины в Афганистане» . Журнал международных женских исследований . 4 (3): 14 . Проверено 30 июня 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Халидзиай, К. «Королева Афганистана Сорайя» . АФГАНИСТАН СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ . Архивировано из оригинала 12 июля 2007 г.
- ^ Мубайед, Сами (27 августа 2021 г.). «Ева Перон Афганистана» . Журнал «Новые линии» . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Гудсузян, Таня. «Первая леди Афганистана в тени королевы 1920-х годов?» . Аль Джазира . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ↑ История женщин в Афганистане: уроки, извлеченные для будущего. Архивировано 18 мая 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эмади, Хафизулла, Репрессии, сопротивление и женщины в Афганистане, Прегер, Вестпорт, Коннектикут, 2002 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Когда Афганистан был в моде» . Вадсам - Портал деловых новостей Афганистана. Архивировано из оригинала 22 августа 2016 г.
- ^ Ахмед-Гош, Хума. «История женщин в Афганистане: уроки, извлеченные для будущего или вчера и завтра: женщины в Афганистане». Журнал международных женских исследований . Государственный университет Бридж-Уотер, май 2003 г. Интернет. 4 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Исмена. «Дети в парандже: Сорая Тарзи» . Горсть пыли – об Афганистане, борьбе с повстанцами и обо всем, что еще мы можем себе представить . Архивировано из оригинала 17 августа 2012 года.
- ^ Jump up to: а б с Ежеквартальный журнал Афганистана. Основание 1946 г. Академическое издание Академии наук Афганистана. Серийный номер: 32 и 33.
- ^ Жюли Бийо: Кабульский карнавал: гендерная политика в послевоенном Афганистане
- ^ Unrisd
- ^ Рора Асим Хан (Аврора Нильссон): Андерс Форсберг и Питер Хюкстрём: Побег из гарема , Никопия, Стокгольм, 1998. ISBN 91-86936-01-8 .
- ^ Пате, британец. «Англия: Прибытие короля Амануллы-хана и королевы Афганистана Сорайи Тарзи» . www.britishpathe.com . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ «Королева Афганистана Сорайя: женщина, опередившая свое время» . Арабские новости . 10 сентября 2020 г. Проверено 03 июля 2021 г.
- ^ «Королева Афганистана Сорайя: женщина, опередившая свое время» . Арабские новости . 10 сентября 2020 г. Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Шализи, Хамид (9 февраля 2009 г.). «Святыня афганского короля заброшена по мере модернизации города» . Рейтер . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Гарзилли, Энрика; Ассоциация Азиатика (3 декабря 2010 г.). «Афганистан, актуальные проблемы и жизнеспособные решения: интервью с Ее Величеством принцессой Афганистана Индией» . Журнал женских исследований Южной Азии . 12 (1) . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ «Ассоциация афгано-американских женщин чествует принцессу Индию Афганистан» (PDF) . Ассоциация афгано-американских женщин. Сентябрь 2011 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Королева Сорая Тарзи: 100 женщин года» . Время . Проверено 28 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Королевские супруги Афганистана
- Афганские феминистки
- Династия Баракзай
- 1899 рождений
- 1968 смертей
- Афганские критики религий
- афганские изгнанники
- Пуштунские женщины
- Люди из Дамаска
- Афганские политики ХХ века
- Афганцы сирийского происхождения
- Почетная дама Большого креста ордена Британской империи.
- Афганские эмигранты в Италии
- афганские эмигранты
- Эмигранты в Османской империи