Jump to content

Сорая Тарзи

Сорая Тарзи
Официальная фотография Сорайи во время ее пребывания на посту принцессы-консорта Афганистана.
Королева-консорт Афганистана
Срок владения 9 июня 1926 г. - 14 января 1929 г.
Принцесса-консорт Афганистана
Срок владения 28 февраля 1919 г. - 9 июня 1926 г.
Рожденный Сурайя Шахзада Тарзи
( 1899-11-24 ) 24 ноября 1899 г.
Дамаск , Османская Сирия , Османская империя
Умер 20 апреля 1968 г. ) ( 1968-04-20 ) ( 68 лет
Рим , Италия
Похороны
Супруг Аманулла Хан
Проблема
Видеть
Дом Мохаммадзай-Тарзи
Отец Сардар Махмуд Бег Тарзи
Мать Асма Расмия Ханум
Религия ислам

Сорая Тарзи ( пушту / дари : ثريا طرزی; 24 ноября 1899 — 20 апреля 1968) была первой консортом Афганистана королевой - как жена короля Амануллы-хана . Она сыграла важную роль в модернизационных реформах Амануллы-хана, особенно в отношении эмансипации женщин.

Она родилась в Сирии и получила образование у своего отца, который был афганским лидером и интеллектуалом Сардаром Махмудом Бегом Тарзи . [1] Она принадлежала к племени Мохаммадзай пуштунскому , подплемени династии Баракзай . Будучи королевой Афганистана, она не только занимала должность, но и стала одной из самых влиятельных женщин в мире того времени. [2] Из-за реформ, которые провел король Аманулла-хан, религиозные секты страны стали агрессивными. В 1929 году король отрекся от престола, чтобы предотвратить гражданскую войну, и отправился в изгнание. [3] Их первой остановкой была Индия, тогда входившая в состав Британской империи.

Ранняя жизнь и семейное прошлое

[ редактировать ]

Сурайя Шахзада Тарзи родился 24 ноября 1899 года в Дамаске , Сирия , тогда входившая в состав Османской империи . Она была дочерью афганского политического деятеля Сардара Махмуда Бега Тарзи и внучкой Сардара Гулама Мухаммада Тарзи . [ нужна ссылка ] Она училась в Сирии, изучая западные и современные ценности. [3] там, что повлияет на ее будущие действия и убеждения. Ее матерью была сирийская феминистка Асма Расмья Ханум , вторая жена ее отца и дочь шейха Мухаммада Салеха аль-Фаттала Эффенди из Алеппо , муэдзина мечети Омейядов . [4] [5]

Когда отец Амануллы ( Хабибулла Хан ) стал королем Афганистана в октябре 1901 года, одним из его самых важных вкладов в развитие своего народа было возвращение афганских изгнанников, особенно семьи Тарзи и других, которые выступали за модернизацию Афганистана. [6] По возвращении своей семьи в Афганистан Сорая Тарзи встретится и выйдет замуж за короля Амануллу Хана. [3]

После того, как Тарзи вернулись в Афганистан, они были приняты при дворе по желанию эмира Хабибуллы-хана. Здесь Сорая Тарзи встретила принца Амануллу, сына эмира Хабибуллы-хана. Они поразили близость. Принц, который симпатизировал либеральным идеям Махмуда Тарзи, женился на Сорайе Тарзи 30 августа 1913 года во дворце Кавм-и-Баг в Кабуле. [3] [2] Сорая Тарзи стала единственной женой будущего короля Амануллы-хана , что нарушило многовековую традицию: Аманулла должен был распустить королевский гарем, когда он унаследует трон, и освободить порабощенных женщин гарема. [7] Когда она вышла замуж за члена королевской семьи, она стала одной из самых важных фигур в регионе. [1]

Королева Афганистана

[ редактировать ]

Когда принц стал эмиром в 1919 году, а затем королем в 1926 году, королева сыграла важную роль в развитии страны. Королева Сорая была первой супругой -мусульманкой , которая появилась на публике вместе со своим мужем, что в то время было неслыханно. [1] Она участвовала с ним в охотничьих отрядах, [8] верхом на лошади и на некоторых заседаниях кабинета министров .

Права женщин

[ редактировать ]
Королева Сорайя в Берлине в 1928 году.
Сорая Тарзи и Аманулла с Кемалем Ататюрком.

Аманулла разработал первую конституцию, заложив основу формальной структуры правительства и определив роль монарха в конституционных рамках. Аманулла находился под влиянием и воодушевлялся Махмудом Тарзи в его начинаниях. [9] Тарзи сыграл особую роль в разработке и осуществлении изменений, касающихся женщин, на своем личном примере моногамии. [2] [8] [10] Лицом этих перемен станет его дочь, королева Сорая Тарзи. Другая дочь Тарзи вышла замуж за брата Амануллы. Таким образом, неудивительно, что сложная и либеральная интеллектуальная идеология Тарзи расцвела и прочно утвердилась во время правления Амануллы. [2]

Король Аманулла Хан публично выступал против чадры , против многоженства и поощрял образование девочек не только в Кабуле , но и в сельской местности. [2] Эмансипация женщин была частью политики реформ Амануллы, и женщины королевской семьи, особенно его жена и сестры, выступили образцом для подражания в этих переменах. Многие женщины из семьи Амануллы публично участвовали в деятельности организаций и впоследствии стали государственными чиновниками. [2] Сорайя сыграла важную роль в обеспечении перемен для женщин и публично призвала их активно участвовать в национальном строительстве.

В 1921 году она основала и внесла свой вклад в [11] первый журнал для женщин, Ишадул Насван (Руководство для женщин) [2] который под редакцией ее матери, [11] а также первая женская организация Анджуман-и Химаят-и-Нисван , [12] который способствовал благополучию женщин и имел офис, куда женщины могли сообщать о жестоком обращении со стороны своих мужей, братьев и отцов. [7] Она основала в Пагмане театр, который, хотя и был сегрегирован для женщин, все же давал женщинам возможность найти свою собственную социальную сцену и выйти из гаремного уединения. [7]

Король Аманулла Хан сказал: «Я ваш король, но министром образования является моя жена — ваша королева». [1] Королева Сорая поощряла женщин получать образование и открыла первую начальную школу для девочек в Кабуле — школу Мастурат (позже школу Исмат Малалай). [13] в 1921 году, а также первую женскую больницу, больницу Мастурат, в 1924 году. [11] В 1926 году, на седьмой годовщине независимости от британцев, Сорая произнес публичную речь: [10]

Она (Независимость) принадлежит всем нам, и именно поэтому мы празднуем ее. Думаете ли вы, однако, что нашему народу с самого начала нужны только мужчины, чтобы ему служить? Женщины также должны принять участие, как это делали женщины в первые годы существования нашей нации и ислама. На их примерах мы должны усвоить, что мы все должны внести свой вклад в развитие нашей нации и что это невозможно сделать, не обладая знаниями. Поэтому мы все должны попытаться получить как можно больше знаний, чтобы мы могли оказывать свои услуги обществу так же, как женщины раннего ислама.

В 1928 году она отправила 15 молодых женщин в Турцию для получения высшего образования. [2] [10] Все эти пятнадцать были выпускниками основанной ею средней школы Мастурат, в основном дочери членов королевской семьи и правительственных чиновников. [7]

Шведская писательница-мемуаристка Рора Асим Хан , жившая в Афганистане со своим афганским мужем в 1926-1927 годах, описывает в своих мемуарах, как ее пригласили к королеве в Пагмане и Дарулламане, чтобы описать западный образ жизни и моду королеве и матери короля. ; она отметила, что у королевы много вопросов, поскольку ей вскоре предстоит посетить Европу. [14]

В 1927–1928 годах Сорая с мужем посетили Европу. [2] В этой поездке их чествовали и чествовали, и их приветствовала толпа. [15] В 1928 году король и королева получили почетные степени Оксфордского университета , будучи одновременно пропагандистами просвещенных западных ценностей и управляющими важным буферным государством между Британской Индийской империей и советскими амбициями. [16] Королева поговорила с большой группой студентов и лидеров.

Обнажение женщин было спорной частью политики реформ. Женщины королевской семьи уже носили западную моду до воцарения Амануллы, но делали это только в пределах закрытого королевского дворцового комплекса и всегда прикрывались вуалью, покидая королевскую территорию. На протяжении всего правления мужа королева Сорая носила широкополые шляпы с прикрепленной к ним прозрачной вуалью. [2] 29 августа 1928 года Аманулла провел Лойя Джиргу , Великое собрание старейшин племен, для одобрения своих программ развития, на котором 1100 делегатов должны были носить европейскую одежду, предоставленную им государством. Аманулла выступал за права женщин на образование и равенство. Аманулла сказал, что «Ислам не требует от женщин прикрывать свое тело или носить какую-либо особую вуаль», и попросил свою жену отказаться от вуали. По завершении выступления королева Сорая публично сорвала с себя вуаль (хиджаб). [3] [2] [10] этому примеру последовали и жены других чиновников, присутствовавших на встрече. [7] После этого Сорая появилась на публике без чадры и ее примеру последовали женщины королевской семьи и жены госслужащих. В Кабуле эта политика также была одобрена путем резервирования определенных улиц для мужчин и женщин, одетых в современную западную одежду. Консерваторы возражали против раскрытия женщин, но не говорили об этом открыто на встрече, а начали мобилизовать общественное мнение после их возвращения со встречи. [7]

Это была эпоха, когда другие мусульманские страны, такие как Турция, Иран и Египет, также находились на пути вестернизации . Таким образом, в Афганистане элита была впечатлена такими изменениями и подражала их моделям развития, но время, возможно, было преждевременным. [2] Мало того, что консервативные мусульмане не согласились с изменениями, некоторые утверждали, что оппозицию подогревали британские агенты, распространявшие международные публикации, показывающие Сорайю без чадры, обедающую с иностранцами и целовавшую ей руку лидера Франции , Германии и т. д. среди племенных регионов Афганистана. [17] [2] У британцев не сложились хорошие отношения с семьей Сорайи в целом, поскольку главным представителем Афганистана , с которым им приходилось иметь дело, был ее отец Махмуд Тарзи . [2] [8] Консервативные афганцы и региональные лидеры восприняли фотографии и детали поездки королевской семьи как вопиющее предательство афганской культуры, религии и «чести» женщин.

Последние годы

[ редактировать ]
Королева Сорая и ее муж король Аманулла похоронены в этом мавзолее в Джелалабаде , Афганистан .

В 1929 году король отрекся от престола, чтобы предотвратить гражданскую войну, и отправился в изгнание. [3] Королева Сорая жила в изгнании в Риме , Италия , со своей семьей по приглашению Италии. [3] Она умерла 20 апреля 1968 года в Риме. [3] [8]

Похороны сопровождались итальянской военной командой в аэропорт Рима, а затем были доставлены в Афганистан, где торжественные государственные похороны прошли . Она похоронена в Баг-э Амир Шахид. [18] семейный мавзолей на большой мраморной площади, покрытый куполом, поддерживаемым синими колоннами, в самом сердце Джелалабада , рядом с ее мужем королем, умершим восемью годами ранее. [3]

Ее младшая дочь, принцесса Афганистана Индия , посетила Афганистан в 2000-х годах, организовав различные благотворительные проекты. [3] [19] Принцесса Индия также была почетным послом культуры Афганистана в Европе. [19] В сентябре 2011 года принцесса Афганистана Индия была удостоена награды Афгано-американской ассоциации женщин за ее работу в области прав женщин. [20]

Национальная честь
Иностранные награды

Родословная

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Рунион, Мередит (30 октября 2007 г.). История Афганистана . 139: Издательская группа Гринвуд. стр. 155 . ISBN  9780313337987 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ахмед-Гош, Хума (май 2003 г.). «История женщин в Афганистане: уроки, извлеченные для будущего или вчера и завтра: женщины в Афганистане» . Журнал международных женских исследований . 4 (3): 14 . Проверено 30 июня 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Халидзиай, К. «Королева Афганистана Сорайя» . АФГАНИСТАН СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ . Архивировано из оригинала 12 июля 2007 г.
  4. ^ Мубайед, Сами (27 августа 2021 г.). «Ева Перон Афганистана» . Журнал «Новые линии» . Проверено 9 декабря 2023 г.
  5. ^ Гудсузян, Таня. «Первая леди Афганистана в тени королевы 1920-х годов?» . Аль Джазира . Проверено 9 декабря 2023 г.
  6. История женщин в Афганистане: уроки, извлеченные для будущего. Архивировано 18 мая 2011 г., в Wayback Machine.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Эмади, Хафизулла, Репрессии, сопротивление и женщины в Афганистане, Прегер, Вестпорт, Коннектикут, 2002 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д «Когда Афганистан был в моде» . Вадсам - Портал деловых новостей Афганистана. Архивировано из оригинала 22 августа 2016 г.
  9. ^ Ахмед-Гош, Хума. «История женщин в Афганистане: уроки, извлеченные для будущего или вчера и завтра: женщины в Афганистане». Журнал международных женских исследований . Государственный университет Бридж-Уотер, май 2003 г. Интернет. 4 февраля 2017 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Исмена. «Дети в парандже: Сорая Тарзи» . Горсть пыли – об Афганистане, борьбе с повстанцами и обо всем, что еще мы можем себе представить . Архивировано из оригинала 17 августа 2012 года.
  11. ^ Jump up to: а б с Ежеквартальный журнал Афганистана. Основание 1946 г. Академическое издание Академии наук Афганистана. Серийный номер: 32 и 33.
  12. ^ Жюли Бийо: Кабульский карнавал: гендерная политика в послевоенном Афганистане
  13. ^ Unrisd
  14. ^ Рора Асим Хан (Аврора Нильссон): Андерс Форсберг и Питер Хюкстрём: Побег из гарема , Никопия, Стокгольм, 1998. ISBN   91-86936-01-8 .
  15. ^ Пате, британец. «Англия: Прибытие короля Амануллы-хана и королевы Афганистана Сорайи Тарзи» . www.britishpathe.com . Проверено 27 июня 2021 г.
  16. ^ «Королева Афганистана Сорайя: женщина, опередившая свое время» . Арабские новости . 10 сентября 2020 г. Проверено 03 июля 2021 г.
  17. ^ «Королева Афганистана Сорайя: женщина, опередившая свое время» . Арабские новости . 10 сентября 2020 г. Проверено 27 июня 2021 г.
  18. ^ Шализи, Хамид (9 февраля 2009 г.). «Святыня афганского короля заброшена по мере модернизации города» . Рейтер . Проверено 1 июля 2016 г.
  19. ^ Jump up to: а б Гарзилли, Энрика; Ассоциация Азиатика (3 декабря 2010 г.). «Афганистан, актуальные проблемы и жизнеспособные решения: интервью с Ее Величеством принцессой Афганистана Индией» . Журнал женских исследований Южной Азии . 12 (1) . Проверено 1 июля 2016 г.
  20. ^ «Ассоциация афгано-американских женщин чествует принцессу Индию Афганистан» (PDF) . Ассоциация афгано-американских женщин. Сентябрь 2011 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
  21. ^ «Королева Сорая Тарзи: 100 женщин года» . Время . Проверено 28 июня 2021 г.
[ редактировать ]
Королевские титулы
Предшественник
консорт Афганистана Королева -
1926–1929
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26eaf0e710e80d10ea41dd676f9d4e95__1723045680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/95/26eaf0e710e80d10ea41dd676f9d4e95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soraya Tarzi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)