Jump to content

Музыка Афганистана

Группа афганских музыкантов в Фарахе, Афганистан.
Афганские музыканты с популярными традиционными инструментами рубабом и таблой

Музыка Афганистана включает в себя множество разновидностей классической музыки , народной музыки и современной популярной музыки . Афганистан имеет богатое музыкальное наследие. [1] и представляет собой смесь персидских мелодий , индийских композиционных принципов и звуков этнических групп, таких как пуштуны , таджики и хазарейцы . Используемые инструменты варьируются от индийских таблас с длинной шеей до лютней . Классическая музыка Афганистана тесно связана с классической музыкой хиндустани , при этом большая часть ее текстов взята непосредственно из классической персидской поэзии, такой как Мавлана Балхи (Руми) , и иранских традиций, коренных народов Центральной Азии. Тексты песен на большей части территории Афганистана обычно написаны на дари (персидском) и пушту . Многонациональный город Кабул долгое время был региональной культурной столицей, но посторонние, как правило, сосредоточивали свое внимание на городе Герат , который является домом для традиций, более тесно связанных с иранской музыкой, чем в остальной части страны. [2]

При правлении Талибана , как с 1996 по 2001 год, так и снова, когда они силой пришли к власти в 2021 году, музыка считалась запрещенной. [3] [4]

[ редактировать ]

С момента своего возвращения к власти 15 августа 2021 года власти Талибана в Афганистане ввели строгий запрет на музыку, особенно на свадьбах, общественных мероприятиях, а также на радио и телевидении. Кроме того, поступали сообщения о том, что силы Талибана уничтожали музыкальные инструменты, как, например, об инциденте с сожжением инструментов в конце июля 2023 года в провинции Герат. [5] [6]

Народная и традиционная музыка

[ редактировать ]

Религиозная музыка

[ редактировать ]

Афганская концепция музыки тесно связана с инструментами, поэтому религиозное пение без сопровождения не считается музыкой. Чтение Корана является важным видом религиозного исполнения без сопровождения, как и экстатический Зикра ритуал суфиев , в котором используются песни, называемые нат , а также шиитские стили сольного и группового пения, такие как мурсия , манкасат , ноухе и роузе . Суфийская секта Чишти в Кабуле является исключением, поскольку они используют такие инструменты, как рубаб , табла и фисгармония в своем богослужении ; эта музыка называется татти («пища для души»). [7]

Патриотическая музыка

[ редактировать ]

Об Афганистане написано много патриотических песен. Одна из самых известных песен — «Да Замонг Зеба Ватан» («Это наша прекрасная родина» на пушту) Устада Авалмира , исполненная где-то в 1970-х годах. Другая популярная песня - «Ватан» («Родина») Абдула Вахаба Мадади на персидском языке. Песня, записанная в 1980 году, представляет собой семпл греческой песни «Antonis», написанной Микисом Теодоракисом . [8] Первая строка, Watan ishqe tu iftekharam , переводится как «Моя страна, моя любовь к тебе — моя честь». Его тон звучит очень похоже на национальный гимн .

Классический

[ редактировать ]
Менестрели, Герат , 1973 год.
Музыканты, Герат, 1973 г.
Музыканты в Герате, Афганистан, 1973 год.
Афганские мужчины выступают в новом Афганском культурном центре в лагере Лезернек в провинции Гильменд.

В Афганистане нет единой традиции, но есть множество музыкальных традиций и стилей. Эти различные традиции и стили развивались на протяжении веков в контексте общества с весьма разнообразными этническими, языковыми, региональными, религиозными и классовыми различиями. Афганскую музыку можно классифицировать по-разному. Хотя общепринятой практикой является классификация афганской музыки по языковым и региональным признакам (например, пушту, персидский , логари, шомали и т. д.), технически более подходящей классификацией было бы различать различные формы афганской музыки исключительно по их музыкальному стилю. Таким образом, афганскую музыку можно в основном разделить на четыре категории: индийскую классику, мохали (народные и региональные стили), западную и другой стиль, уникальный для Афганистана (в основном принятый персоязычными музыкантами), называемый просто афганской музыкой.

Индийская классическая традиция имела огромное влияние. Подавляющее большинство элитных художников Афганистана до 1980-х годов обучались в индийской классической традиции. Устад Сараханг , Рахим Бахш , Устад Нашенас Видными приверженцами этого стиля были и многие другие певцы. В этом стиле подчеркивались композиции в стиле индийской раги и пение газелей на мелодии, очень похожие на индийскую классическую и придворную музыку. Классическая музыкальная форма Афганистана называется класик , которая включает в себя как инструментальные, так и вокальные и танцевальные раги , а также тарану и газели . [9] Многие устады , или профессиональные музыканты, изучали североиндийскую классическую музыку в Индии , и некоторые из них были потомками индейцев, переехавшими из Индии в королевский двор в Кабуле в 1860-х годах. [7] Они поддерживают культурные и личные связи с Индией — через ученичество или смешанные браки — и используют музыкальные теории и терминологию хиндустани, например рагу (мелодическую форму) и талу (ритмический цикл). Среди классических певцов Афганистана - покойный Устад Мохаммад Хусейн Сараханг (1924-1983), который является одним из ведущих певцов Патиалы Гараны в классической музыке Северной Индии, а также хорошо известен в Индии и Пакистане как современник Устада Баде Гулама Али Хана . Его композиция «Пай Ашк» была использована в музыкальной теме хинди-фильма «Мера Сая» . Убайдулла Джан Кандахараи считается королем пуштуской музыки южного Афганистана. Он умер в 1980-х годах, но его музыка до сих пор нравится пуштунской диаспоре по всему миру, в основном пуштунам в регионах Кандагар - Кветта . Другими классическими певцами являются Устад Касим , Устад Рахим Бахш и Устад Нато .

Вторая группа, Мохали (народная), музыка была более разнообразной. Он содержал различные фольклорные и региональные стили, которые развились самостоятельно, без внешнего влияния. К этим стилям относятся катагани, логари, карсак и т. д., которые характерны для региона и языковой группы Афганистана. Некоторыми выдающимися исполнителями этой категории были Хамаханг, Белтун и т. д. Однако многие другие певцы, не принадлежащие к этому жанру, пробовали записывать песни в стилях катагани, логари, карсак и т. д. Каждая из этих форм имела свою собственную гамму (они не использовали классическую индийскую гамму раги и не использовали западную мажорную/минорную гамму) и в основном состояла из хорошо известных песен, композиция и тексты которых органично развивались на протяжении веков. Лирика, хотя и глубокая, часто была простой и лишенной поэтической утонченности великих персидских и пуштуских поэтических традиций.

Наиболее популярными музыкальными традициями в Афганистане являются пушту (который одновременно относится к народной и индийской классической традиции) и чисто афганский музыкальный стиль. Чистый афганский музыкальный стиль популяризировал афганский певец Ахмад Захир . Этот стиль в первую очередь популярен среди аудитории, говорящей на фарси/дари, хотя он преодолевает региональные и классовые барьеры. Этот стиль заимствован из многих других музыкальных традиций, таких как индийские, иранские, ближневосточные и фольклорные афганские традиции, но он объединяет эти стили в звучание, уникальное для Афганистана и соответствующее лирическим, поэтическим, ритмическим и оркестровым вкусам афганцев. Аудитория, говорящая на фарси/дари. Подавляющее большинство персоязычных певцов с 1970-х годов принадлежат к этому жанру. Если не считать Ахмада Захира, наиболее успешным современным сторонником этого стиля является Фархад Дарья . Однако прародителем этой музыкальной традиции был другой афганский певец по имени Абдул Рахим Сарбан . Песни Сарбана задают образец уникального Афганское музыкальное звучание на персидском языке , характеризующее сегодня самый популярный афганский музыкальный жанр. Сарбан выбрал стихи великих классических персидских поэтов/дари и соединил их с композициями, в которых сочетались элементы западного джаза и прекрасного шансона с мохали (региональными) традициями Афганистана. До этого Афганистан был главным образом заимствованным стилем из Ирана, Индии и других стран. С приходом Сарбана афганская музыка достигла такой высоты, что известные артисты из крупных культурных центров, таких как Иран, позаимствовали его песни и сделали каверы на них для своей аудитории (например, иранский певец Гугуш сделал каверы на ряд песен Сарбана, наиболее известная его песня «Ay Sarban Ahesta Ran». ").

Музыкальный стиль Сарбана был эффективно перенят Ахмадом Захиром, Ахмадом Вали , Нашинасом , Афсаной, Симсом Тараной, Джавадом Газияром , Фархад Дарьей и многими другими афганскими персоязычными певцами и преобразован в по-настоящему узнаваемый афганский музыкальный стиль.

Эта форма, западная музыка (в основном состоящая из поп-музыки, а теперь и рэпа), находится под влиянием главным образом западной музыкальной традиции. Однако, несмотря на свою современность, это не самый популярный музыкальный жанр. Многие певцы, в том числе Ахмад Захир, пели в этой традиции (поп, рок-н-ролл и т. д.). Совсем недавно в Афганистане также произошел расцвет рэпа и хип-хопа. Однако западное музыкальное влияние на афганскую музыку по-прежнему проявляется только в области инструментов и оркестровки; Афганские музыканты, как правило, выбирают музыкальные языки и композиции, принадлежащие к местным афганским музыкальным формам, но для оркестровки своей музыки они используют западные музыкальные инструменты (такие как барабаны, перкуссия и гитары). Есть также несколько музыкантов, сочиняющих музыку в западной музыкальной традиции.

Афганский рубаб

Рубаб , — распространенный инструмент, похожий на лютню в Афганистане и предшественник индийского сарода . [2] Рубаб иногда считают национальным инструментом Афганистана и называют «львом инструментов»; [10] один рецензент утверждает, что это звучит как «ближневосточный предшественник блюза, появившийся в Пьемонте 100 лет назад». [11] Рубаб имеет двухкамерный корпус, вырезанный из тутового дерева, которое придает инструменту особый тембр. Он имеет три основные струны и медиатор из слоновой кости , кости или дерева.

Известными игроками в рубаб являются Мохаммад Омар , Эсса Касеми , Хомаюн Сахи и Мохаммед Рахим Хушнаваз . [2]

Домбура дамбура , узбеков или дамбора — популярный народный инструмент хазарейцев , туркмен , среди и таджиков . Известными игроками на домбуре в Афганистане являются Дилага Суруд , Насир Парвани , Давуд Сархош , Мир Мафтун , Сафдар Таваколи и Гадеркуни . На домбуре играют с сильными ударами и скрежетаниями по инструменту, чтобы придать ударный звук. Две струны изготовлены из нейлона (в наше время) или кишки . Они переходят короткий мостик к штырю на другом конце тела. В задней части инструмента имеется крошечное звуковое отверстие, а верхняя часть сделана из толстого дерева. Он не обработан никаким лаком , опиливанием или шлифовкой , и, как и все другие афганские инструменты, имеет некоторые украшения. [12]

Гичак — струнный инструмент, изготовленный хазарейцами и таджиками Афганистана .

Список устадов

[ редактировать ]

Ниже приводится неполный список классических афганских музыкантов, удостоенных звания устада :

Поп-музыка

[ редактировать ]
Фархад Дарья выступает на концерте в Кабуле , Афганистан .
Нагма

В 1925 году Афганистан начал радиовещание , но его станция была разрушена в 1929 году. Вещание не возобновилось до Радио Кабула в 1940 году. открытия [17] По мере того как Радио Афганистан охватило всю страну, популярность популярной музыки становилась все более важной.

Современная популярная музыка возникла только в 1950-х годах, когда радио стало обычным явлением в стране. Они использовали оркестры, включающие как афганские, так и индийские инструменты, а также европейские кларнеты , гитары и скрипки . 1970-е годы были золотым веком музыкальной индустрии Афганистана. Популярная музыка также включала индийские и пакистанские кинофильмы и музыку, импортированную из Ирана, Таджикистана, арабского мира и других стран. [7]

В 1951 году Мермон Парвин стала первой афганской женщиной, которая пела в прямом эфире по радио. Фарида Махваш , одна из известных певиц, получившая затем титул Устад (Мастер), имела большой успех с песней «O bacheh» в 1977 году; она была «пожалуй, самой известной» из поп-певиц. [18] Рухшана была еще одной ранней певицей, добившейся высокой известности в 1960-х годах. [19]

История поп-музыки

[ редактировать ]

Поп-музыка возникла в Афганистане в 1950-х годах и стала очень популярной до конца 1970-х годов. Появлению поп-музыки в Афганистане способствовали певцы-любители нетрадиционной музыки, которые хотели продемонстрировать свои таланты в студии Radio Kabul . Эти певцы происходили из семей среднего и высшего класса и были более образованными, чем певцы традиционной музыки.

Эти любители внесли новшества в афганскую музыку и создали более современный подход к традиционному фольклору и классической музыке афганцев. Среди певцов-любителей были Фархад Дарья , Ахмад Захир , Устад Давуд Вазири, Нашинас (доктор Садик Фитрат), Ахмад Вали , Захир Ховайда , Рахим Мехриар , Махваш , Хайдар Салим , Эхсан Аман , Хангама , Парасто , Нагма , Мангал , Сарбан , Камар Гула. и другие. Ахмад Захир был одним из самых известных певцов Афганистана; на протяжении 60-х и 70-х годов он получил национальное и международное признание в таких странах, как Иран и Таджикистан.

Пара Фарид Растагар и Ваджиха Растагар стали пионерами афганского синти-попа . Они, как и Фархад Дарья, помогли создать новую волну в 1980-е годы. [20]

В 1990-е годы гражданская война в Афганистане заставила многих музыкантов бежать, и впоследствии правительство Талибана запретило инструментальную музыку и многие виды публичного музицирования. [21] Наказания Талибана за то, что его поймали на музыке или с кассетами, варьировались от конфискации и предупреждения до жестоких избиений и тюремного заключения. Многие люди продолжали тайно играть на своих инструментах. Сосланные музыканты из знаменитого района Харабат в Кабуле открыли бизнес-центр в Пешаваре (Пакистан), где продолжили свою музыкальную деятельность. Большая часть афганской музыкальной индустрии сохранилась благодаря распространению в Пешаваре, а проведение там концертов для афганских исполнителей помогло сохранить эту индустрию. [22]

После вторжения США в Афганистан в 2001 году и свержения Талибана музыкальная сцена начала возрождаться. Некоторые группы, такие как Kaboul Ensemble, приобрели международную репутацию. [21] Кроме того, традиционная пуштунская музыка (особенно на юго-востоке страны) вступила в период «золотых лет», по словам видного представителя Министерства внутренних дел Афганистана Лутфуллы Машаля. [23]

Рок-музыка постепенно закреплялась в стране. Kabul Dreams — одна из немногих афганских рок-групп; Основанная в 2008 году эмигрантами, они утверждают, что являются первыми. [24] Однако в мейнстриме его популяризировал Фархад Дарья , который экспериментировал с роком наряду со своими обычными поп-хитами. [25] Кроме того, стали популярными телесериалы о конкурсах вокалистов, такие как «Афганская звезда» и «Голос Афганистана» , в которых участники-певцы исполняли песни, в том числе ранее запрещенные.

Металлическую музыку представляла группа District Unknown , которая как группа больше не существует и разъехалась по разным частям мира, от Великобритании до США. Они были задокументированы в рок-документальном фильме «Рокабул» , снятом австралийцем Трэвисом Бирдом.

Хип-хоп и рэп

[ редактировать ]

Афганский хип-хоп — это вид музыки, популярный среди молодежи Афганистана и сообщества иммигрантов. [26] Он во многом наследует стиль традиционного хип-хопа, но делает дополнительный акцент на редких культурных звуках. Афганский хип-хоп в основном исполняется на дари (персидском), пушту и английском языках. Одним из популярных хип-хоп исполнителей является DJ Besho ( Бежан Зафармал ), житель Кабула. Другой — «Awesome Qasim», известный в Канаде и читающий рэп на персидском , пушту и английском языках. Последний альбом Касима вышел в феврале 2013 года в Канаде. [27] [28] Кабульскую музыкантшу Сусан Фируз называют первой женщиной-рэпером в Афганистане. [29] Сонита Ализаде — еще одна афганская рэперша, получившая известность благодаря написанию музыки, протестующей против принудительных браков. [30] В последние годы рэп-сцена страны становится все более распространенной. В 2017 году Сайед Джамаль Мубарес стал первым рэпером, выигравшим ежегодный музыкальный конкурс «Звезда Афганистана» . [31] В 2022 году афганская рэп-песня от Jawad13 и MiSAQ была заказана и доступна в звуковой библиотеке Facebook. [32]

См. также

[ редактировать ]
  • «Приглушенные музыканты видят надежду в молодых исполнителях» . Пресс-служба Интера . 26 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2009 г. Проверено 21 ноября 2008 г.
  • «Афганистан» . Алматы или Бюст . Архивировано из оригинала 3 января 2006 года . Проверено 27 августа 2005 г.
  • Хасинто, Лила (22 мая 2005 г.). «Сказка о пуштунской поэтессе» . Бостон Глобус . Проверено 27 августа 2005 г.
  • «Обзор антологии мировой музыки: Музыка Афганистана » . Заблуждения относительно адекватности обзоров . Архивировано из оригинала 17 апреля 2005 года . Проверено 28 января 2006 г.
  • Даблдей, Вероника. «Красный свет на перепутье». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион , стр. 3–8. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN   1-85828-636-0
  • «Афганская музыка до войны» . Микалина . Архивировано из оригинала 4 ноября 2005 года . Проверено 27 августа 2005 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Саймон Бротон, Марк Эллингем, Ричард Трилло. (1999) «Мировая музыка: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихий океан», стр.3 [1]
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Даблдей, стр. 4
  3. ^ Перес-Солеро, Рикардо (1 октября 2022 г.). «Талибан запрещает музыку. У этих молодых музыкантов, сбежавших из страны, новые проблемы» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 27 марта 2023 г.
  4. ^ Саар, Замир (7 октября 2021 г.). «Поскольку в Афганистане заглушается большая часть музыки, пустоту заполняет стиль, предпочитаемый талибами» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 27 марта 2023 г.
  5. ^ Нг, Келли (31 июля 2023 г.). «Афганистан: Талибан сжигает «аморальные» музыкальные инструменты» . Новости Би-би-си . Проверено 16 августа 2023 г.
  6. ^ «Афганистан: Талибан сжигает музыкальные инструменты» . Немецкая волна . 30 июля 2023 г. Проверено 16 августа 2023 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Микалина» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2005 года.
  8. ^ Война, изгнание и музыка Афганистана: Рассказ этнографа Джона Бейли
  9. ^ Даблдей, стр. 3
  10. ^ Даблдей, стр. 4 «Афганцы питают особое отношение к рубабу, называя его своим «национальным инструментом».
  11. ^ «Аген Сбобет: Ситус Джуди Бола (Тарухан) и Бандар Бола Mix Parlay» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2005 года.
  12. ^ «Атлас щипковых инструментов – Средняя Азия» . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 28 августа 2009 г.
  13. ^ «Классический певец Ульфат Аханг удостоен Государственной медали» .
  14. ^ https://tolonews.com/arts-cultural-176891
  15. ^ https://www.bbc.com/persian/afghanistan/story/2007/05/070502_og_kt_shadkam
  16. ^ https://www.discogs.com/artist/6083021-%D8%A7%D8%B1%D9%85%D8%A7%D9%86
  17. Микалина. Архивировано 4 ноября 2005 г. на Wayback Machine. Радиовещание было начато в 1925 году во время правления Амануллы. Радиостанция была разрушена в 1929 году в ходе восстания против его модернистской политики, и не было никаких серьезных попыток возобновить радиопередачи до тех пор, пока Радио Кабул не было официально открыто в 1940 году с немецким оборудованием и при помощи.
  18. ^ Даблдей, стр. 4-5
  19. ^ «Рухшана, одна из первых певиц Афганистана, умерла в возрасте 80 лет» . Хаама Пресс . 25 декабря 2020 г. Проверено 30 января 2024 г.
  20. ^ Обозреватель Рози ДиМанно Стар (12 августа 2009 г.). «Выбирая балладу пуле» . Торонто Стар . Проверено 30 января 2024 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Алматы или перебор» . Архивировано из оригинала 3 января 2006 года . Проверено 22 мая 2005 г.
  22. Музыка и игра силы на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Центральной Азии Лаудана Нушина
  23. ^ «Бостон Глоуб» .
  24. ^ Наджиб, Москва (5 января 2010 г.). «Афганские мечты о рок-н-ролле» . Би-би-си онлайн . Проверено 21 февраля 2014 г.
  25. ^ «BBCPersian.com» . www.bbc.com . Проверено 30 января 2024 г.
  26. ^ Коглан, Том (10 мая 2006 г.). «Гангста-рэп в афганском стиле» . Би-би-си . Проверено 6 марта 2007 г.
  27. ^ Олбоне, Тим (24 апреля 2006 г.). «Гангста-рэпер из Кабула ставит мир превыше оружия и девушек» . Таймс . Лондон . Проверено 6 марта 2007 г.
  28. ^ Сабур, Абдул (16 мая 2006 г.). «Афганский рэпер покорил поклонников посланием мира» . Рейтер . Проверено 2 февраля 2010 г.
  29. ^ Юсуфзай, Сами; Моро, Рон (4 января 2013 г.). «Сьюзан Фероз: первая женщина-рэпер в Афганистане» . Newsweek . Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Проверено 13 марта 2013 г.
  30. ^ Блум, Дебора (12 октября 2015 г.). «Афганский подросток использует рэп, чтобы избежать принудительного брака » CNN . Проверено 23 октября 2015 г.
  31. ^ «Парикмахер, ставший рэпером, получил награду «Афганская звезда»» . 23 марта 2017 г.
  32. ^ «Коллекция звуков Facebook» . www.facebook.com .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cf65f7ba11e4b77593dc1a6702a1d2a__1719788220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/2a/6cf65f7ba11e4b77593dc1a6702a1d2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Afghanistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)