Jump to content

Ахмад Захир

Ахмад Захир
Ахмед Захир
Справочная информация
Имя при рождении Ахмад Торьялай Захир
Рожденный ( 1946-06-14 ) 14 июня 1946 г.
Кабул , Королевство Афганистан
Умер 14 июня 1979 г. (14 июня 1979 г.) (33 года)
Туннель Саланг , Парван / Баглан , Демократическая Республика Афганистан
Жанры Романтика, поп, классика
Род занятий
Инструмент(ы)
Годы активности 1964–1979
Веб-сайт Песни Ахмада Захира
Родители

Ахмад Захир 14 ( . — 14 июня 1946 июня 1979) — афганский певец, автор песен и композитор Названный « Элвисом Афганистана » , [1] его широко считают величайшим певцом Афганистана всех времен. [2] Большинство его песен было на дари , затем на пушту , а также несколько на русском , хинди и английском языках. [3] [4]

Захир записал как минимум 14 студийных альбомов перед своей внезапной смертью в свой 33-й день рождения в 1979 году. Его музыка сочетала в себе народную музыку, персидскую литературу , индийскую классическую музыку и западные стили поп и рок. [2] Среди афганцев он считается иконой афганской музыки и широко известен как величайший музыкант всех времен, посмертно вернувший себе бессмертную славу благодаря своему вкладу и влиянию на музыку в Афганистане. [5] Он также стал символом предвоенного Афганистана мирного времени . [6]

Ранние годы

[ редактировать ]

Ахмад Захир родился 14 июня 1946 года (24 числа Джаузы 1325 года по календарю Джалали) в Кабуле , Афганистан, в этнической пуштунской семье из провинции Лагман . [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] Его отец, Абдул Захир , был королевским придворным врачом, который занимал пост министра здравоохранения, а затем премьер-министра Афганистана в период с 1971 по 1972 год. Он был спикером парламента и влиятельной фигурой в эпоху короля Захир Шаха , который помог написать Конституция Афганистана 1964 года . У Ахмада Захира была старшая сестра Захира Захир , которая позже станет известна как парикмахер президента США Рональда Рейгана и других.

Захир учился в средней школе Хабибиа в Кабуле и сформировал «любительскую группу средней школы Хабибиа», в которую вошли Омар Султан на гитаре, Фарид Заланд на конгах и Акбар Наяб на фортепиано. Захир играл на аккордеоне и пел. Они выступали на местном уровне во время государственных праздников, таких как Навруз , Ид уль-Фитр и День независимости Афганистана . [15] Захир приобрел значительную популярность в Кабуле как талантливый певец с проникновенным голосом. Его грудной баритон и запоминающееся пение дали ему титул «Бюльбюль-э-Хабибья», «Соловей Хабибии».

Он учился и окончил Дару-л-Малимин («Педагогический колледж») в Кабуле, а также два года учился в Индии, чтобы получить степень преподавателя английского языка. [16] После возвращения из Индии Захир устроился на работу журналистом в The Kabul Times . [17] но вскоре начал работу над своим первым альбомом. Он тесно сотрудничал с афганскими композиторами Найнавазом и Таранасазом. Его первая записанная песня «Gar Kuni Yak Nizara» была его собственной композицией, в которой индийская рага сочеталась с западными поп-ритмами. [15]

Захир работал с такими наставниками, как Исмаил Азами (саксофонист), Нангалай (трубач), Абдулла Этемади (барабанщик) и другими музыкантами, включая Салима Сармаста, Найнаваза, Таранасаза и Машура Джамаля. В 1970-е годы он записал более 22 альбомов. Его песни отличались медоточивым тоном, поэтическим стилем, неотразимой глубиной и страстной эмоциональностью. [ нужна ссылка ] Захир был на афганской музыкальной сцене самое большее 10 лет; тем не менее, успел записать более 30 альбомов. Это было и остается уникальным в любой музыкальной индустрии мира. Все эти альбомы имели успех и получили широкое признание (по сей день) всеми. Музыкантам удалось завершить эти записи почти 40 лет назад практически без использования современных технологий, и все это было сделано в концертных записях.

Существует разногласие относительно связи между его песней «Tanha Shodam Tanha» и Клода Моргана песней «El Bimbo» (1974). Некоторые источники датируют песню и альбом "Lylee", на котором она появилась, 1971 годом. [18] [19] что сделало бы версию Моргана обложкой, а некоторые (в основном на основе предыдущей версии этой статьи) датируют ее 1977 годом, меняя соотношение.

Благодаря своему музыкальному семейному прошлому Захир помог сделать музыку более уважаемой профессией, что, в свою очередь, привело к основанию Кабульской музыкальной школы в 1974 году. [20]

После Саурской революции Захир раскритиковал лидеров нового коммунистического режима в трёх песнях в знак сопротивления их угнетению: [21] моделируя себя по образцу одного из своих героев, Джона Леннона , который использовал рок-музыку для антивоенного сопротивления на Западе. [22] [5]

Музыкальный стиль и вклад

[ редактировать ]

Из всех афганских музыкантов человеком, наиболее тесно связанным с созданием особого афганского звучания музыки, является Ахмад Захир. После великого афганского певца Сарбана Захир сыграл важнейшую роль в развитии афганского музыкального стиля. Высокообразованный, много путешествовавший и чрезвычайно одаренный музыкант, Захир с раннего детства имел непреодолимую страсть к музыке и искусству. К 16 годам он научился играть на различных музыкальных инструментах, включая фисгармонию, гитару и аккордеон (его любимый инструмент). Его привилегированное и богатое прошлое (его отец, Абдул Захир, был послом, министром, а затем премьер-министром Афганистана) дало ему возможность путешествовать и знакомиться с растущей музыкальной революцией 60-х и 70-х годов, происходящей в Соединенных Штатах. Штаты, Европа и Индия. Он был заядлым слушателем всех жанров музыки и включил в свою музыку элементы западного (поп, рок, джаз), индийского, ближневосточного (арабский, иранский), европейского (французский и итальянский бель-шансон, испанское фламенко) и афганского фолка. его песни.

Хотя отчетливое афганское звучание (в отличие от индийской классической, фольклорной афганской музыки и западной музыки) было создано персидским певцом Сарбаном в сотрудничестве с легендарным композитором Салимом Сармастом, Захир был тем, кто популяризировал это звучание и привнес его в мировую общественность. массы. Такие песни Сарбана, как «Ахеста Беро», «Хоршиде Ман», «Ай Сарбан», «Мушджке Таза Мебартад», «Дар Дааман-е-Сахра», считаются жемчужинами афганско-персидской музыки. Однако мрачную поэзию, сложную музыку и многие другие тонкости этих песен могли оценить лишь меньшинство высокообразованных и эрудированных афганцев. Песни не были популярным развлечением для простого человека. Ахмад Захир упростил лирические, композиционные и оркестровые аспекты музыкальной традиции Сарбана и Сармаста. Это не означает, что он сделал стиль упрощенным, но он сделал его доступным и, таким образом, чрезвычайно популярным среди масс, особенно молодежи Афганистана. Например, песня Захира «Хода Буват Ярет» является прекрасным примером безошибочно афганского музыкального звучания. Текст песни понятен почти всем носителям персидского языка, независимо от их образования и знания персидской поэтической традиции, однако поэтизм, образность и эмоциональное воздействие столь же сильны, как и лучшие песни Сарбана. В результате такой доступности песен Ахмада Захира подавляющее большинство будущих афганских певцов, певших в уникальном афганском стиле, находились под влиянием прежде всего Ахмада Захира, а не Сарбана (песни которого мало кто слышал). Таким образом, Захира действительно можно считать певцом, ответственным за реализацию уникального и самобытного афганского музыкального языка, отдельного от индийских, иранских, западных и фольклорных музыкальных традиций.

Дебютный альбом Захира был записан на Radio Kabul. Это первый афганский альбом, выполненный в западном музыкальном жанре и состоящий в основном из поп-песен. Однако, хотя ритмы, мелодические линии и текстура песен явно принадлежали к афганской поп-музыке, в них присутствовал заметный афганский (или, скорее, восточный) элемент, поэтому вместо использования барабанов Захир предпочел таблу, чтобы поддерживать ритм песен. . Любимый инструмент Захира, аккордеон (вестерн, хотя и не поп-инструмент), широко представлен в этом альбоме. Самой популярной песней этого альбома стала «Аз Гамат Ай Назанин».

Однако именно второй альбом Захира (также записанный на Radio Kabul) не только сделал его суперзвездой, но и был назван критиками художественным шедевром. Альбом имеет отчетливо афганское звучание, во многом являющееся продолжением особого афганского музыкального стиля, созданного певцом Сарбаном и Салимом Сармастом. Однако, в отличие от музыки дуэта Сарбан и Сармаст (весьма эрудированного в лирическом и сложном музыкальном плане), альбом Захира сохраняет основные элементы афганского звучания, но с очень популярным и легко доступным лирическим и музыкальным языком. Такие песни, как «Хама Яранам», «Розо Шабам» (в сотрудничестве с великим афганским певцом Нашенасом), «Танха туйере» и «Тора Афсуне Чашманам», пользовались огромной популярностью благодаря легкодоступным текстам (в основном для молодежи) и звучанию, подходящему для афганского мюзикла. нёбо идеально.

Другие альбомы и песни Захира в основном продолжают музыкальный стиль этого альбома такими песнями, как Agar Bahar Beyayad, Laili Lail Jan, Khuda buwat Yaret. Захир был одним из первых афганских музыкантов, которые не уклонялись от каверов на великие песни других исполнителей. Он считал каверы на музыку других исполнителей данью уважения их художественному таланту. Он сделал кавер на воспроизведение знаменитого индийского фильма «Бобби» (который в то время был хитом в Афганистане), иранских песен (Султан-и Калбха, Харгез Харгез, Хамаш Дардо Хамаш Ранджо), [23] [24] и даже некоторые из великих людей Запада Энрико Масиас, [25] [26] Элвис Пресли. Эта универсальность и готовность использовать чужие музыкальные произведения для своего собственного исполнения значительно повысили ценность его собственных музыкальных произведений.

Захир умер 14 июня 1979 года, в свой 33-й день рождения. В средствах массовой информации сообщалось, что он погиб в автокатастрофе возле туннеля Саланг , но некоторые утверждают, что он был убит, поскольку его политическая позиция расходилась с марксистским правительством того времени; предположительно, его выманили из города близкий друг и две сообщницы, а затем убили. [15] Другие полагают, что он был убит по приказу высокопоставленного политика Хафизуллы Амина или доверенного помощника Амина Дауда Таруна из-за романа между Захиром и дочерью Амина. [22] [27] На похороны Захира в Кабуле пришла большая толпа скорбящих, заполнившая улицы города и остановившая повседневную деятельность. [5]

У него остался сын Ришад от первой жены Наджии, с которой он в конце концов развелся.

Наследие

[ редактировать ]

После его смерти Захир считался национальным героем. [28] Его могила была разрушена членами Талибана в конце 1990-х годов, но позже была восстановлена ​​любящими фанатами. [29] Совсем недавно, в 2018 году, он был отремонтирован фанатами, которые основали фонд его имени в надежде продолжить его наследие.

Его песни «Худа Бувад Ярет», «Асман Халист», «Агар Бахар Беаяд», «Лайли Лайли Джан», «Чашме Сия Дари», «Зим Зим (Каджаки Абройет)» и многие другие известны подавляющему большинству россиян. Афганцы. Они считаются одними из величайших песен, созданных в музыкальной истории Афганистана.

Захир был включен в число 50 золотых голосов в истории, оставивших свой след на международном уровне . По данным Национального общественного радио (NPR), [5] [30]

американский Номинированный на премию Оскар кинорежиссер Сэм Френч в 2018 году был приглашен снять документальный фильм о жизни Захира. [31] [32]

Дискография

[ редактировать ]

Альбомы афганской музыки

[ редактировать ]
  • Том. 1 - Дилак ам (1973)
  • Том. 2 – Бахар (1973)
  • Vol. 3 – Shab ha ye zulmane (1974)
  • Том. 4 – Мать (1974)
  • Том. 5 – Авара (1975)
  • Том. 6 – Гулам-э Камар (1975)
  • Том. 7 – Султан Калбаам (1976)
  • Том. 8 – Аз Гамат Хи Назанин (1976)
  • Том. 9 – Гулбадан (1971)
  • Том. 10 – Яаре Бевафа (1977)
  • Том. 11 – Лайли (1977) [33] [34]
  • Том. 12 – Ахмад Захир и Джила (1978)
  • Том. 13 – Аханге Зиндаги (1978)
  • Том. 14 - Шаб-э Хиджран (1979) (выпуск посмертно)

Примечание. В аудиокассетных версиях многих альбомов Захира «Афганская музыка» отсутствуют некоторые песни, присутствующие на оригинальных виниловых пластинках .

Музыкальные альбомы Арианы

[ редактировать ]
  • Том. 1 - Даард-э Дил (1972)
  • Том. 2 - Мосум-э Гюль (1977)

Примечание. Оригинальные альбомы пластинок Ariana Music содержат множество скрытых треков.

Альбомы музыкального центра

[ редактировать ]
  • Том. 1 - Ашик Рооят Мон (1973)
  • Том. 2 – Неше Гашдум (1976)
  • Том. 3 – Лили Джаан (1977)
  • Том. 4 – Ахмад Захир Ба Ситара Хаа (1977)
  • Том. 5 - Баамани (1978)

Другая информация о дискографии

[ редактировать ]
  • Он записал всего два музыкальных клипа на Radio Kabul TV: «Laylee Jaan» в 1976 году и «Khuda Buwat Yarret» в 1977 году.
  • Захир записал на студиях Радио Кабул и Радио Афганистан несколько песен, которые позже вышли в виде альбомов. Выпущено восемь таких альбомов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рэйб, Нейт. «Запад только что открыл для себя Элвиса Афганистана» . Qz.com . Проверено 19 ноября 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Ахмад Захир: Непреходящий» . Арва Хайдер . Новости Би-би-си. 6 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 10 октября 2019 г. Новый документальный фильм прославляет Ахмада Захира, икону 60-х и 70-х годов, загадочно умершего в 1979 году. Арва Хайдер беседует с людьми, снимавшими фильм, в том числе с дочерью Захира, о том, как певец сочетал популярность с протестом.
  3. ^ Хайдер, Арва. «Ахмад Захир: непреходящая привлекательность афганского Элвиса» . BBC.com . Проверено 19 ноября 2021 г.
  4. ^ «Афганский Элвис»: необыкновенная жизнь Ахмада Захира» . Моника Уитлок; Журнал BBC World History . 4 июля 2019 года . Проверено 10 октября 2019 г. Он пел в основном на персидском языке, но также на русском , хинди и английском языках.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Инскип, Стив (1 февраля 2010 г.). «Ахмад Захир: Голос золотых лет» . Утренний выпуск . Архивировано из оригинала 4 мая 2011 года . Проверено 24 мая 2011 г.
  6. ^ «Поклон «Королю» - Ахмаду» . Чикаго Трибьюн . Проверено 19 ноября 2021 г.
  7. ^ «Ахмад Захир, Элвис Пресли из Афганистана Ахмад Захир: Элвис Пресли из Афганистана» . BBC Персидский. 6 декабря 2003 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2021 г.
  8. ^ «Почему Ахмад Захир пел меньше песен на пушту?» . Би-би-си пушту. 13 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2021 г.
  9. ^ «Ахмад Захир: Легендарный певец» . Харун Бача . Машаль Радио. 23 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2021 г.
  10. ^ «Кабульский журнал; афганский Элвис «живет» через 24 года после своей смерти» . Эми Уолдман . Нью-Йорк Таймс. 20 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2021 г.
  11. ^ « 'Evergreen': наследие афганского Элвиса живёт спустя десятилетия после смерти» . Вакиль Хосар . Аль Джазира. 10 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2021 г.
  12. ^ «Паломники стекаются в Кабул, чтобы отдать дань уважения афганскому Элвису» . Джеймс Эстилл . Хранитель. 27 ноября 2003 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2021 г.
  13. ^ «Наследие афганского певца продолжается дома и за рубежом» . Мустафа Сарвар . Гандхара. 29 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2021 г.
  14. ^ «Вспоминая афганского Элвиса» . Би-би-си. 19 июня 2019 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2021 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Майванди, Фарид. «Ахмад Захир - Краткая биография (по словам его сына - Ришада Захира)». Ахмадзахир.com. Проверено 19 ноября 2010 года. Архивировано 22 октября 2010 года в Wayback Machine.
  16. ^ «Ахмад Захир: биография, песни и стихи» . Study.com . Проверено 19 ноября 2021 г.
  17. ^ «Ахмад Захир: Голос Афганистана» . Daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 19 ноября 2021 г.
  18. ^ Энциклопедия SpeedyLook. «Ахмад Захир» [узурпировал] .
  19. ^ RankYourMusic.com "Афганская музыка, том 11, Лили"
  20. ^ Эмади, Хафизулла (2005). Культура и обычаи Афганистана . Издательская группа Гринвуд. п. 105. ИСБН  0-313-33089-1 .
  21. ^ «Биография — Добро пожаловать на AhmadZahir.com» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 года . Проверено 21 ноября 2018 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б «Кабул: Город номер один – Часть 6» . Би-би-си . 4 декабря 2009 года . Проверено 19 ноября 2021 г.
  23. ^ RaazeCmorgh (20 марта 2012 г.), Aref - Soltan e Ghalbha (старая версия) , получено 18 октября 2017 г.
  24. ^ RaazeCmorgh (4 ноября 2011 г.), Махасти - Баче Нашо Эй Дель , получено 18 октября 2017 г.
  25. ^ ), Ahmad Zahir - The Best Of Ahmad Zahir , получено 18 октября. AhmadZahirChannel (19 января 2012 г.
  26. ^ Карим Эльхусни (9 апреля 2012 г.), Энрико Масиас - Enfants de Tous Pays - слова , получено 18 октября 2017 г.
  27. ^ «В Кабуле отметили годовщину смерти Ахмада Захира» . Информационное агентство Хаама Пресс . 13 июня 2016 г. Проверено 19 ноября 2021 г.
  28. ^ Энар, Жак; Пьер Сентливр; Роланд Каер (1997). Рассказывая другим: размышления и этнологические практики: тексты, предложенные Пьеру Сентливру (на французском языке). Выпуски Payot. п. 107. ИСБН  2-601-03221-9 .
  29. ^ «Элвис жив, по-персидски» . Экономист. 4 декабря 2003 г. Проверено 19 ноября 2021 г.
  30. ^ «50 великих голосов» . NPR.org . Проверено 19 ноября 2021 г.
  31. ^ «Интервью с американским режиссером, снимающим фильм об Ахмаде Захире» . Da.azadiradio.com . Проверено 19 ноября 2021 г.
  32. ^ «Архивная копия» . Фейсбук . Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 8 октября 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  33. ^ «Lylee Ахмада Захира: образцы альбомов, каверы и ремиксы» . Кто выбрал .
  34. ^ «Ахмад Захир | Ахмад Захир» . Архивировано из оригинала 1 марта 2022 года . Проверено 21 марта 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 590fe153788001f8f9bfd127747fc95d__1721314560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/5d/590fe153788001f8f9bfd127747fc95d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ahmad Zahir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)