Живой туннель
35 ° 19'19,5 "N 69 ° 1'37,0" E / 35,322083 ° N 69,026944 ° E
Туннель Саланг ( дари : تونل سالنگ Tūnel-e Sālang , пушту : د سالنگ تونل Da Sālang Tūnel длиной 2,67 километра (1,66 мили), ) — туннель расположенный на перевале Саланг в северной провинции Парван в Афганистане , около 90 км ( 56 миль к северу от столицы страны Кабула . Строительство туннеля на высоте почти 3200 м (10 500 футов) над уровнем моря было первоначально завершено Советским Союзом в 1964 году.
Туннель Саланг имеет стратегическое значение, поскольку он соединяет дорогой Центральную Азию с Южной Азией и является единственным проходом, идущим в направлении север-юг, который используется в течение всего года. [1] хотя в холодные зимы он часто закрывается из-за сильного снегопада. [2] [3] [4]
В 2023 году внутри и снаружи тоннеля были проведены капитальные строительные работы. [5] [6] [7]
Обзор
[ редактировать ]Туннель представляет собой основное сообщение с севера на юг в Афганистане, сокращая время в пути с 72 часов до 10 часов и экономя около 300 километров (190 миль). Он достигает высоты около 3400 метров (11 200 футов) и имеет длину 2,6 км (1,6 мили). Ширина и высота туннельной трубы составляют 7 метров (23 фута). Другие источники сообщают, что туннель имеет ширину не более 6,1 метра (20 футов) у основания и высоту 4,9 метра (16 футов), но только в центре. [8]
В 2010 году было отмечено, что через туннель Саланг ежедневно проезжает около 16 000 автомобилей. [9] В других сообщениях говорится, что туннель был рассчитан на 1000 автомобилей в день, но сейчас он пропускает от семи до десяти тысяч автомобилей в день. [8]
Он является частью шоссе 1 (Кольцевая дорога) .
История
[ редактировать ]В 1955 году Афганистан и Советский Союз подписали соглашение о начале совместного развития дороги Саланг, первоначально через исторический маршрут через перевал Саланг . Туннель был открыт в 1964 году и обеспечил круглогодичное сообщение из северной части страны с Кабулом . Туннель был самым высоким автомобильным туннелем в мире до 1973 года, когда Соединенные Штаты построили туннель Эйзенхауэра — чуть выше и немного длиннее — в Колорадо в Скалистых горах .
Система вентиляции была построена в 1976 году. Во время советско-афганской войны туннель был важным военным звеном на юге, но был подвержен засадам афганских моджахедов .
После вывода советских войск из Афганистана в 1989 году его техническое обслуживание ухудшилось, и в конечном итоге в ходе боевых действий между Северным Альянсом и Талибаном в 1997–1998 годах входы в туннель, система освещения и вентиляции были разрушены, так что пройти по нему могли только нога в темноте. После свержения правительства Талибана в 2001 году во время вторжения США в Афганистан совместными усилиями агентств Афганистана, Франции, России, США и других стран были разминированы и разминированы и вновь открыт туннель 19 января 2002 года. [2]
В начале 2010-х годов он все еще получал финансирование ISAF на ремонт и реконструкцию. [10]
В 2012 году Агентство США по международному развитию ( USAID ) провело техническое исследование нового туннеля, идущего от региона Оланг в провинции Парван (около 6 км к югу) до ДоШаха в провинции Баглан (около 10 км к северу), проходящего через горы Гиндукуш, дальше нынешнего туннеля. Конструкция сократила расстояние поездки на 30–40 км (от 19 до 25 миль). [11]
Инциденты
[ редактировать ]авария 1980 года
[ редактировать ]23 февраля 1980 года в результате дорожно-транспортного происшествия автоколонна Советской Армии оказалась зажатой, а 16 ее военнослужащих задохнулись от выхлопных газов. [12]
1982 год пожар
[ редактировать ]По данным советских источников, 3 ноября 1982 года в результате смертельного пожара погибло около 64 советских солдат и 112 афганцев; Судя по всему, после столкновения в тоннеле взорвалась автоцистерна, а огонь охватил военную колонну. Западные источники оценивают число погибших в 2700-3000 человек.
лавина 2002 года
[ редактировать ]Через несколько недель после открытия несколько сотен человек оказались в ловушке в туннеле из-за схода лавины в его южном конце. Хотя большинство людей удалось спасти, некоторые умерли от удушья и замерзания. После дальнейшего ремонта в июле 2004 года туннель смог обеспечить двустороннее движение.
лавины 2009 года
[ редактировать ]В январе 2009 года лавины на подходе к туннелю убили по меньшей мере десять человек. [13]
лавины 2010 года
[ редактировать ]8 февраля 2010 г. серия из по меньшей мере семнадцати лавин обрушилась на территорию вокруг туннеля, завалив многие мили дороги, убив 175 человек и забросив на мель еще сотни. [14] [15] [16] [17] Сотни автомобилей оказались засыпаны снегом. [15] Сообщается о не менее 400 раненых. [18]
Афганская национальная армия и НАТО использовали свои вертолеты, чтобы спасти по меньшей мере 2500 человек, оказавшихся в ловушке внутри своих транспортных средств. [15]
Лавины были вызваны внезапной метелью, которая обрушилась на этот район и закрыла туннель и дороги вокруг него по обе стороны туннеля. [14]
Туннель был вновь открыт 12 февраля 2010 года.
2022 огонь
[ редактировать ]18 декабря 2022 года взорвался бензовоз, в результате чего по меньшей мере 31 человек погиб и еще 37 получили ранения. [19] [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Туннель Саланг – линия жизни Афганистана» . Новости Би-би-си . 10 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2013 г. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Джером Старки (9 февраля 2010 г.). «Лавины убили 28 и ранили десятки возле туннеля Саланг» . Таймс . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 г. Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ Бауэр, Вольфганг (17 апреля 2022 г.). «Туннель Саланг в Афганистане: Трещина» . Время (на немецком языке). ISSN 0044-2070 . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Высоко в Афганистане, «призрачная» поездка через туннель Саланг» .
- ^ «Завершены 80-процентные работы по реконструкции туннеля Саланг» . ТОЛОньюс . 26 октября 2023 г. Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Мулла Барадар осматривает проект реконструкции перевала Саланг» . Новости Арианы . 31 октября 2023 г. . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Рабочие пытаются закончить ремонт перевала Саланг до зимы» . ТОЛОньюс . 4 ноября 2023 г. Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Нордланд, Род (2 июня 2012 г.). «Спор между США и Пакистаном перекрывает путь поставок в Афганистан» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 г. Проверено 4 июня 2012 г.
- ^ ИРИНньюс (15 февраля 2010). «Уроки катастрофы на перевале Саланг» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 7 марта 2010 г.
- ^ «ISAF финансирует реконструкцию туннеля Саланг» . Информационное агентство Хаама Пресс . 2 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2013 г. Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ «Проводятся технические исследования нового туннеля Саланг» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 г. Проверено 27 апреля 2012 г.
- ^ «Афганистан» . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 г. Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Лавины в Афганистане убили 10 человек» . Белфастский телеграф . 18 января 2009 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2016 г. Проверено 18 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Лавины в туннелях Афганистана убили 24 человека в Гиндукуше» . Новости Би-би-си. 9 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 г. Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Род Норланд (9 февраля 2010 г.). «Лавины убили десятки людей на горном шоссе в Афганистане» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 февраля 2010 г. Проверено 10 февраля 2010 г.
Сильный ветер и дождь вызвали 17 лавин, которые завалили более двух миль шоссе на высокогорном перевале в горном хребте Гиндукуш, захоронив сотни автомобилей и отрезав интенсивное сообщение Кабула с северным Афганистаном, сообщили официальные лица во вторник.
- ^ Фаиз, Рахим (9 февраля 2010 г.). «Лавины затопили афганский перевал: десятки тел извлечены из машин, а коалиция присоединяется к поиску раненых» . Торонто Стар . Архивировано из оригинала 06 марта 2016 г. Проверено 10 февраля 2010 г.
Серия лавин охватила горный перевал в Афганистане, в результате чего сотни людей оказались заперты в закопанных автомобилях и погибли по меньшей мере 24 человека, сообщили власти во вторник.
- ^ Ахмед Ханаеш, Рон Синовиц (10 февраля 2010 г.). «Из афганской лавины, рассказы о трагедии и выживании» . Радио Свободная Европа . Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 г. Проверено 10 февраля 2010 г.
К вечеру 10 февраля власти обнаружили тела более 160 жертв, похороненных серией лавин. Истории, рассказанные РСЕ/РС выжившими, позволяют предположить, что число погибших может возрасти по мере того, как поисковые группы продолжат свою работу, а также когда весенняя оттепель обнажит весь масштаб трагедии. Первая лавина заблокировала шоссе к югу от туннеля Саланг. Когда пробки начали нарастать, путешественники на автомобилях, грузовиках и автобусах оказались в смертельной лавинной зоне. Затем одна за другой еще 16 лавин стерли их машины с дороги.
- ^ «Официальные лица: в результате схода лавин в Афганистане могло погибнуть более 60 человек» . Торонто Сан . 9 февраля 2010 года . Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ «12 человек погибли в результате пожара нефтяного танкера на перевале Саланг в Афганистане» . Брекодер . 18 декабря 2022 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2022 г. Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ Бинеш, Банафша (19 декабря 2022 г.). «Число погибших в результате пожара в туннеле Саланг возросло до 31; число жертв может возрасти» . Новости Толо . Архивировано из оригинала 20 декабря 2022 г. Проверено 11 февраля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с туннелем Саланг , на Викискладе?
- Проект реконструкции самого опасного тоннеля в мире в Афганистане. на YouTube