Jump to content

Музыка Грузии (кантри)

В Грузии богатая и по-прежнему яркая традиционная музыка, известная, прежде всего, возможно, самой ранней полифонической традицией христианского мира . Расположенная на границе Европы и Азии, Грузия также является домом для множества городских стилей пения со смесью местной полифонии, ближневосточной монофонии и позднеевропейских гармонических языков. Грузинские исполнители широко представлены в ведущих оперных труппах и на концертных площадках мира.

Народная музыка

[ редактировать ]

Народная музыка Грузии состоит как минимум из пятнадцати региональных стилей, известных в грузинском музыкознании и этномузыковедении как «музыкальные диалекты». По словам Эдишера Гараканидзе, в Грузии существует шестнадцать региональных стилей. [1] Эти шестнадцать регионов традиционно группируются в две группы: восточную и западную.

Восточно-грузинская группа музыкальных диалектов состоит из двух крупнейших регионов Грузии — Картли и Кахетии (Гараканидзе объединил их как «Картли-Кахети»); несколько небольших горных регионов северо-востока Грузии: Хевсурети, Пшави, Тушети, Хеви, Мтиулети, Гудамакари; и южный грузинский регион Месхети. Застольные песни из Кахетии в восточной Грузии обычно содержат длинный дрон- бас, в котором два солиста поют две верхние партии. Пожалуй, самым известным примером музыки в кахетинском стиле является патриотическое « Чакруло », которое было выбрано для сопровождения космического корабля «Вояджер» в 1977 году. Известными исполнителями из северо-восточного региона Хевсурети являются певцы Дато Кенчиашвили и Теона Кумсиашвили (-2012). .

Западногрузинская группа музыкальных диалектов состоит из центрального региона Западной Грузии, Имерети; три горных региона: Сванетия, Рача и Лечхуми; и три прибрежных региона Черного моря: Самегрело, Гурия и Ачара. Грузинские региональные стили музыки иногда также группируют в горные и равнинные группы. Разные учёные ( Аракишвили , Чхиквадзе, Майсурадзе) различают музыкальные диалекты по-разному, например, некоторые не выделяют Гудамакари и Лечхуми как отдельные диалекты, а некоторые считают Картли и Кахети отдельными диалектами. Еще два региона, Саингило (на территории Азербайджана) и Лазети (на территории Турции) иногда также включают в характеристику грузинской традиционной музыки. [2]

Традиционная вокальная полифония.

[ редактировать ]

Грузинская народная музыка преимущественно вокальная и широко известна своими богатыми традициями вокального многоголосия . В современном музыкознании широко распространено мнение, что полифония в грузинской музыке возникла еще до появления христианства в Грузии (начало IV века нашей эры). [3] Все региональные стили грузинской музыки имеют традиции вокального многоголосия а капелла , хотя в самых южных регионах (Месхети и Лазети) только исторические источники дают сведения о наличии вокального многоголосия до 20 века. [4]

Вокальная полифония, основанная на формулах остинато и ритмическом гудении , широко распространена во всех региональных стилях Грузии. [5] Помимо этих распространенных приемов, существуют и другие, более сложные формы полифонии: педальное гудение в Восточной Грузии, особенно в Картли и Кахетии, застольные песни (на фоне педального гудения развиваются две богато украшенные мелодические линии), контрапунктическая полифония в Ачаре, Имерети, Самегрело и особенно в Гурии (трех- и четырехголосная полифония с высокоиндивидуализированными мелодическими строками в каждой части и применением нескольких полифонических приемов). В контрапунктной полифонии Западной Грузии присутствует местная разновидность йоделя , известная как криманчули . [6]

Как восточно-, так и западно-грузинское многоголосие основано на широком использовании резких диссонансных гармоний (секундных, четвертых, седьмых, девятых). Из-за широкого использования специфического аккорда, состоящего из кварты и второй поверх кварты ( CFG ), основатель грузинской этномузыкологии Дмитрий Аракишвили назвал этот аккорд «Грузинской триадой». [7] Грузинская музыка также известна красочными модуляциями и необычными изменениями тональности.

Грузинское полифоническое пение было одним из первых в списке шедевров устного и нематериального наследия человечества в 2001 году. Грузинское полифоническое пение было повторно включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2008 году. Оно было внесено в список нематериального культурного наследия. реестра Грузии в 2011 году. [8] [9]

Весы и система настройки

[ редактировать ]

Существуют разные, порой противоречивые взгляды на природу грузинских весов. Наиболее распространенной является точка зрения Владимира Гоготишвили, который предложил различать диатонические гаммы, основанные на системе чистых квинт, и гаммы, основанные на системе чистых квинт. [10] Система, основанная на чистых квинтах, в основном присутствует в Восточной Грузии, но гаммы, основанные на чистых квинтах, распространены шире как в восточной, так и особенно в западной Грузии, а также в грузинских христианских песнопениях. В восточногрузинских застольных песнях система ладов основана на сочетании систем четвертой и пятой диатонических гамм. В таких песнях над педальным гудением работает принцип четвертой диатонической гаммы, а под педальным гудением работает система пятой диатоники. [11] Из-за особенности системы гамм, основанной на чистых квинтах, в грузинских песнях и церковных песнях часто встречается увеличенная октава. Как и во многих традиционных музыкальных системах, настройка грузинских гамм не основана на западной классической одинаково темперированной 12-тоновой системе настройки. Квинта обычно идеальна, но вторая, третья и четвертая отличаются от классических интервалов, создавая слегка сжатую (по сравнению с большинством европейской музыки) мажорную секунду , нейтральную терцию и слегка растянутую кварту . Аналогично, между квинтой и октавой появляются две равномерно расположенные ноты, образующие слегка сжатую мажорную шестую и растянутую минорную септиму . [12]

Из-за сильного влияния западноевропейской музыки современные исполнители грузинской народной музыки часто используют западный строй, приближая секунды, четверти, шестые и седьмые, а иногда и трети, ближе к стандартной равнотемперированной гамме. Этот процесс начался с самого первого профессионального хора, организованного в Грузии в 1886 году (так называемого «Агниахсвили хоро»). С 1980-х годов некоторые ансамбли (особенно грузинские ансамбли « Мтиеби » и « Анчисхати », а также американский ансамбль «Кавкасия ») пытались вновь ввести оригинальную нетемперированную традиционную систему строя. В некоторых регионах (особенно в Сванетии) некоторые традиционные певцы все еще поют в старой, нетемперированной системе строя. [13]

Социальная обстановка

[ редактировать ]

Пение в Грузии – это в основном общественная деятельность, и во время больших торжеств (например, свадеб) ожидается, что в пении будет участвовать вся община. [14] Традиционно верхние мелодические партии исполняются отдельными певцами, но у баса могут быть десятки и даже сотни певцов. Есть также песни (обычно более сложные), требующие очень небольшого количества исполнителей. Из них традиция «трио» (всего три певца) очень популярна в Западной Грузии, особенно в Гурии.

Грузинские народные песни часто сосредоточены вокруг банкетных застолий, называемых супра , где предлагаются песни и тосты за Бога, мир, Родину, долгую жизнь, любовь, дружбу и другие темы. К традиционным праздничным песням относятся «Замтари» («Зима»), повествующая о быстротечности жизни и поющаяся в память предков, а также множество песен « Мравалжамиер ». Поскольку многие традиционные виды деятельности сильно изменили свой характер (например, рабочие процессы), традиционное застолье стало пристанищем для множества различных музыкальных жанров. Трудовые песни распространены во всех регионах. Например, оровела . — это особая сольная рабочая песня, встречающаяся только в восточной Грузии чрезвычайно сложная трех- и четырехголосная рабочая песня «Надури» Для Западной Грузии характерна . Существует множество лечебных песен , погребальных ритуальных песен, свадебных песен, песен о любви, танцевальных песен, колыбельных, песен о путешествиях. Многие архаичные песни связаны с хороводами .

Современные грузинские сценические хоры в основном состоят из мужчин, хотя существуют и женские коллективы; смешанные хоры редки, но тоже существуют. (Примером последнего является ансамбль «Зедаше» , базирующийся в Сигнахи , Кахетия .) В то же время в сельских ансамблях более распространено смешанное участие, а по данным Закария Палиашвили , в самом изолированном регионе Грузии — Верхней Сванетии — смешанное участие. исполнение народных песен было обычным явлением. [15]

Практика производительности

[ редактировать ]

Грузинское вокальное многоголосие на протяжении тысячелетий поддерживалось деревенскими певцами, в основном местными фермерами. С конца 19 по начало 20 века было сделано большое количество граммофонных записей грузинских деревенских певцов. Анзор Эркомаишвили сыграл первостепенную роль в восстановлении этих записей и их переиздании на серии компакт-дисков. Несмотря на плохое техническое качество старых записей, они зачастую служат образцом высокого мастерства исполнения грузинских традиционных песен для современных ансамблей.

В советский период (1921–1991) народная музыка высоко ценилась, а заслуженные народные музыканты награждались правительственными премиями и получали зарплату. В то же время некоторые жанры были запрещены (особенно христианские церковные песни), а тенденция к созданию огромных региональных хоров с большими группами, исполняющими каждую мелодическую часть, нанесла ущерб импровизационной природе грузинской народной музыки. Также на концертной сцене были разделены пение и танцы, обычно тесно связанные между собой в сельской жизни. С 1950-х и 1960-х годов ансамбли нового типа (Швидкаца, Гордела) вернули традицию небольших ансамблей и импровизации.

С 1970-х годов грузинская народная музыка знакомится более широкой публике в разных странах мира. Ансамбли «Рустави» , а затем «Грузинские голоса». [16] были особенно активны в представлении западной аудитории богатой полифонии различных регионов Грузии. [17] «Грузинские голоса» выступали вместе с Билли Джоэлом , а хор Рустави был использован в саундтреке к фильму братьев Коэнов 1998 года «Большой Лебовски ». [18] В конце 1960-х и 1970-х годах новаторский поп-ансамбль «Орера» [ Викиданные ] представлял собой смесь традиционной полифонии с джазом и другими популярными музыкальными жанрами, став, пожалуй, самым популярным ансамблем Советского Союза 1970-х годов. [19] штутгартский ансамбль The Shin . Эта линия слияния грузинского народного многоголосия с другими жанрами стала популярной в 1990-е годы, и популярным представителем этого поколения грузинских музыкантов стал [20]

К середине 1980-х годов за пределами Грузии (сначала в США и Канаде, затем в других странах Европы) стали появляться первые ансамбли грузинской музыки, состоящие из негрузинских исполнителей. Этот процесс стал особенно активным после распада Советского Союза, когда исчез железный занавес и для грузин стали возможны поездки в западные страны. Сегодня для грузинских ансамблей и традиционных певцов стало обычной практикой посещать западные страны с выступлениями и мастер-классами.

Увидеть исполнителей грузинской традиционной музыки.

Изучение грузинской народной музыки

[ редактировать ]

Статья Джамбакура-Орбелиани 1861 года и статья Мачабели 1864 года считаются первыми опубликованными произведениями, в которых обсуждались некоторые аспекты грузинской народной музыки. В более ранних работах (таких как «Словарь грузинского языка» XVIII века Сулхана-Сабы Орбелиани и «Калмасоба» Иоанна Багратиони ) обсуждались только грузинские церковные певческие традиции. [3]

Дмитрий Аракишвили и Закария Палиашвили считаются наиболее влиятельными фигурами в изучении грузинской народной музыки. Аракишвили опубликовал несколько стандартных книг и статей о грузинских певческих традициях, музыкальных инструментах и ​​гаммах и широко считается «отцом-основателем» грузинской этномузыкологии.

Григол Чхиквадзе и Шалва Асланишвили, родившиеся в последние годы XIX века, получили профессиональное образование в России и стали важными фигурами в изучении грузинской традиционной музыки. Историк Иване Джавахишвили опубликовал влиятельную работу по истории грузинской музыки, которая до сих пор считается наиболее полной работой по историческим источникам грузинской музыки. Отар Чиджавадзе, Валериан Маградзе, Кахи Росебашвили, Миндия Жордания, Кукури Чохонелидзе были первыми грузинскими учеными, получившими образование в Грузии и внесшими свой вклад в изучение различных аспектов грузинской народной музыки. С конца 20 века появилось новое поколение грузинских этномузыковедов, среди которых Эдишер Гараканидзе, Иосиф Жордания , Нато Зумбадзе, Нино Цицишвили, Тамаз Габисония, Нино Махарадзе, Давид Шуглиашвили, Мака Хардзиани.

Помимо грузинских ученых, в изучение грузинской традиционной музыки внесли свой вклад и негрузинские музыканты и ученые. Среди них были немецкие и австрийские ученые Адольф Дирр, Роберт Лах, Георг Шунеман и Зигфрид Надель , которым удалось записать и изучить традиционные песни грузинских военнопленных во время Первой мировой войны. Зигфрид Надель опубликовал монографию о грузинской музыке. [21] развивал Мариус Шнайдер) . где он предположил, что грузинское многоголосие, возможно, способствовало возникновению европейского профессионального многоголосия (эту идею несколько десятилетий [22] ). Российские музыканты Михаил Ипполитов-Иванов и Николай Кленовский также внесли свой вклад в раннее изучение грузинской народной музыки. Российский ученый Стешенко-Куфтина написал весьма уважаемую монографию о грузинской свирели .После распада Советского Союза ряд западных ученых начали работать над грузинской народной музыкой, в основном над различными аспектами традиционной полифонии. Среди них Карл Линич, Стюарт Гельцер, Сюзанна Зиглер, Симха Аром , Поло Вальехо, Джон А. Грэм, Лорен Ниношвили, Кэролайн Бителл и Андреа Кузмич.

В XXI веке Грузия стала одним из международных центров изучения феномена традиционной полифонии. В 2003 году Международный исследовательский центр традиционной полифонии создан (директор Русудан Цурцумия). Традиция проведения конференций и симпозиумов раз в два года зародилась в Грузии в 1980-х годах. Эти симпозиумы привлекают в Грузию ведущих специалистов традиционной полифонии.

Городская музыка

[ редактировать ]

Городская музыка, должно быть, зародилась сразу же, как только в Грузии появились первые города. Тбилиси стал столицей Грузии в пятом веке и был известен как культурный центр Кавказа. Тбилиси находился на важных маршрутах, соединяющих Восток с Западом, а также Север с Югом. Это стратегическое положение привлекало различные этнические группы, и Тбилиси рано стал космополитическим городом, в котором смешалось множество языков и музыкальных стилей. Из разных стилей особой популярностью пользовалась ближневосточная монофония с увеличенными секундами, чувственными мелодиями и инструментальным сопровождением. Не существует очень ранних исторических источников о грузинской городской музыке, но, по крайней мере, у грузинских царей 17 и 18 веков при их дворах служили профессиональные музыканты ближневосточного стиля. Один из них, великий армянский музыкант Саят-Нова , служил придворным музыкантом царя Ираклия Второго и сочинял песни на грузинском, армянском и азербайджанском языках. Популярность этого стиля музыки была особенно велика к концу 19 века, когда большие города не привлекали преимущественно земледельческих грузин, а большинство городского населения составили бизнесмены из других стран (в частности, армяне). В то же время полифоничность грузинской музыки повлияла на одноголосные мелодии армянского, турецкого и иранского происхождения, и они стали полифоническими (обычно трехчастными с оригинальной мелодией в средней части).

Со второй половины XIX века в Грузию пришел новый популярный музыкальный стиль. Это была европейская классическая музыка, основанная на параллельных терциях и триадических гармониях. Открытие оперы в 1850 году оказало глубокое влияние на городское общество Грузии, и вскоре песни нового стиля стали очень популярны. Новый европейский стиль грузинской городской музыки состоит из двух жанров: (1) хорового пения a cappella в трех вокальных партиях и (2) сольного (или трехголосного) пения под аккомпанемент музыкального инструмента (обычно гитары или гитары). фортепиано). [23]

Профессиональная музыка

[ редактировать ]

Профессиональная музыка в Грузии существовала как минимум с VII-VIII веков, когда грузинские композиторы начали переводить греческие православно-христианские песнопения, [24] добавление гармонии к монофоническим мелодиям, [25] а также создавали оригинальные песнопения. [26] Принято считать, что многоголосие в грузинском церковном пении пришло из народной традиции. Грузинская церковная музыка имеет много параллелей с грузинской традиционной музыкой, хотя некоторые элементы народного музыкального стиля никогда не использовались в церковном пении (например, очень длинные гудения восточно-грузинских застольных песен или йодль западно-грузинского контрапункта ). регионы Христианские песнопения также имеют явные элементы дохристианских традиций. [27] Ученые обычно выделяют два стиля грузинского церковного пения: восточно-грузинский и западно-грузинский. Оба стиля основаны на схожих принципах, в частности на «простом настроении» пения, но в некоторых западногрузинских церковно-певческих стилях (особенно в так называемой «школе Шемокмеди») полифоническое мастерство и использование резких диссонансов достигают своего апогея. [28] Изучение церковного пения было строго запрещено в Советском Союзе, но после распада Советского Союза это стало одной из наиболее активно исследуемых областей грузинского музыкознания.

Так называемая «новая грузинская профессиональная музыкальная школа» возникла во второй половине XIX века. В его основу лег европейский классический музыкальный язык и классические музыкальные формы ( опера , симфония и др.). Величайшие представители этой школы грузинских композиторов ( Закария Палиашвили , Дмитрий Аракишвили , Нико Сулханишвили ) соединили европейский музыкальный язык с элементами грузинской традиционной гармонии и полифонии. Среди композиторов позднего периода были Андрия Баланчивадзе (брат Джорджа Баланчина ), Александре Мачавариани , Шалва Мшвелидзе , Отар Тактакишвили . Самым выдающимся современным грузинским композитором является житель Антверпена Гия Канчели .

Скрипачка родом из Грузии Лиза Батиашвили пользуется международной репутацией.

Традиционные музыкальные инструменты

[ редактировать ]

В Грузии известны самые разнообразные музыкальные инструменты. Среди наиболее популярных инструментов: духовые инструменты, такие как соинари, известные в Самегрело как лархеми (грузинская свирель ), ствири ( флейта ), гудаствири ( волынка ), струнные инструменты, такие как чанги ( арфа ), чонгури (четырехструнные неладные с длинным грифом). лютня ), пандури (трехструнная лютня с ладами и длинной шеей), смычковые чунири , известные также как кианури, а также разнообразные барабаны и ударные инструменты.Грузинские музыкальные инструменты традиционно находятся в тени богатых вокальных традиций Грузии и впоследствии получили гораздо меньше внимания со стороны грузинских (и западных) ученых. Дмитрий Аракишвили и особенно Манана Шилакадзе внесли свой вклад в изучение музыкальных инструментов в Грузии. [29]

Пандури — традиционный грузинский инструмент.
Советская почтовая марка с изображением традиционных музыкальных инструментов Грузии.

Чунири-Кианури

[ редактировать ]

Только горные жители Грузии сохранили склоненный Чунири в первозданном виде. Этот инструмент считается национальным инструментом Сванетии и, как полагают, оттуда распространился в других регионах Грузии. В разных регионах Чунири имеет разные названия: в Хевсурети, Тушети (восточная горная часть) его зовут Чунири, а в Раче, Гурия (западная часть Грузии) «Чианури». Чунири используется для аккомпанемента. На нем часто играют в ансамбле с Чанги (арфа) и Саламури (флейта). В нее играли и мужчины, и женщины. В Сванетии на нем исполнялись сольные песни, народно-героические стихи и танцевальные мелодии. Чунири и Чанги часто играют вместе в ансамбле при исполнении полифонических песен. Более одного Чианури одновременно не используется. Кианури хранят в теплом месте.

Часто, особенно в дождливые дни, перед использованием его прогревали на солнце или возле камина, чтобы издавать более гармоничные звуки. Этот факт признается во всех регионах, где были распространены смычковые инструменты. Обычно это делается потому, что сырость и ветер оказывают определенное воздействие на резонирующий корпус инструмента и кожу, которая его покрывает. В Сванетии и Раче люди даже могли сделать прогноз погоды по звуку, издаваемому Кианури. Слабые и неясные звуки были признаком дождливой погоды.

Боковые струны инструмента, то есть первая и третья струны, настраиваются на четвертую, а средняя (вторая) струна настраивается на третью с самой нижней струной и вторую с верхней струной. Было традицией играть Чунири поздно вечером накануне похорон. Например, один из родственников (мужчины) умершего садился на открытом воздухе у костра и играл грустную мелодию. В своей песне (пел тихим голосом) он вспоминал жизнь умершего человека и жизнь предков рода. Большинство песен, исполняемых на Кианури, связаны с печальными событиями. В Сванетии есть выражение: «Чунири – от печали». Однако его можно использовать и на вечеринках.

Абхарза . — двухструнный музыкальный инструмент, на котором играют смычком Считается, что он распространился через Грузию из региона Абхазии . В основном Абхарза используется как аккомпанирующий инструмент. На нем исполняются одно-, двух- и трехголосные песни и народно-героические стихи. Абхарза вырезана из цельного куска дерева и имеет форму лодки. Его общая длина составляет 480 мм. его верхняя доска приклеена обратно к основной части. На конце у него есть два тюнера.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эдишер Гараканидзе. 1991. Музыкальные диалекты грузинской традиционной музыки. Кандидат искусствоведения, Тбилисский театральный институт
  2. ^ См., например, Гадаканидзе, 1991.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иване Джавахишвили . 2010. Взгляды и теории грузинских авторов. В: Русудан Цурцумуа и Джозеф Жордания (редакторы), Эхо из Грузии: семнадцать аргументов о грузинском многоголосии (сборник эссе). Нью-Йорк: Nova Science, стр. 19–34.
  4. ^ Валериан Маградзе. 2010. К проблеме полифонии в месхетинских песнях. В: Русудан Цурцумуа и Джозеф Жордания (редакторы), Эхо из Грузии: семнадцать аргументов о грузинском полифонии (сборник эссе). Нью-Йорк: Nova Science, стр. 125–134.
  5. ^ Тамаз Габисония. 2010. Критерии определения типов полифонии грузинских народных песен. В: Русудан Цурцумуа и Джозеф Жордания (редакторы), Эхо из Грузии: семнадцать аргументов о грузинском многоголосии (сборник эссе). Нью-Йорк: Nova Science, стр. 177–194.
  6. ^ Дмитрий Аракишвили. 1908. Западногрузинские народные песни. Московская музыкально-этнографическая комиссия. 2. Москва: Г. Лисснер и Д. Собко. (на русском языке)
  7. ^ Дмитрий Аракишвили. 1905. Краткий обзор развития грузинских (картлийских и кахетинских) народных песен. Московская музыкально-этнографическая комиссия. Том. 1, Москва: К. Меньшов. (на русском языке)
  8. ^ «Нематериальное культурное наследие» ( PDF) (на грузинском языке). Национальное агентство по сохранению культурного наследия Грузии . Проверено 25 октября 2017 г.
  9. ^ «Индикаторы культуры ЮНЕСКО для развития Грузии (Аналитический и технический отчет)» (PDF) . Программа ЕС-Восточного партнерства «Культура и творчество». Октябрь 2017. С. 82–88 . Проверено 25 октября 2017 г.
  10. ^ Владимир Гоготишвили. 2010. Об аутентичных и плагальных типах монотонных (неоктавных) гамм в грузинской традиционной вокальной полифонии. В: Русудан Цурцумуа и Джозеф Жордания (редакторы), Эхо из Грузии: семнадцать аргументов о грузинском многоголосии (сборник эссе). Нью-Йорк: Nova Science, стр. 147–156.
  11. ^ Владимир Гоготишвили. 2003. О некоторых характеристиках ладово-интонационных гамм в картлийско-кахетинских длинных застольных песнях. В: Материалы Первого международного симпозиума по традиционной полифонии под редакцией Русудан Цурцумия и Джозефа Жордания. стр.312-323. Архивировано 7 октября 2011 г. в Wayback Machine.
  12. ^ Сайт Kavkasia о грузинском тюнинге.
  13. ^ Дмитрий Аракишвили. 2010 (1950) Сванская народная песня. В: Русудан Цурцумуа и Джозеф Жордания (редакторы), Эхо из Грузии: семнадцать аргументов о грузинском многоголосии (сборник эссе). Нью-Йорк: Nova Science, стр. 35–56.
  14. ^ Джозеф Жордания . 2000. Грузия. В: Энциклопедия мировой музыки Garland. Том. 8, Европа. Под редакцией Тимоти Райса, Джеймса Портера и Криса Герцена, стр. 826–849. Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing.
  15. ^ Закария Палиашвили. 1903. Моя поездка в Сванетию и сванские народные песни. Газета «Иверия», выпуск 175.
  16. Грузинские голоса. Архивировано 11 мая 2011 г. в Wayback Machine.
  17. ^ Грузинские голоса на грузинском-music.com
  18. ^ Саундтрек к фильму "Большой Лебовски"
  19. ^ [1] Орера поет "Криманчули", запись 1968 года.
  20. ^ [2] Ансамбль Шин исполняет версию традиционного хоровода Сванетии.
  21. ^ Книга Зигфрида Наделя. 1933. Грузинское пение. Берлин: Лаутабт, Лейпциг: Харрасовиц
  22. ^ Мариус Шнайдер . 1940. 1940. Кавказские параллели европейской средневековой полифонии. Acta Musicologica, 12:52-61
  23. ^ Арчил Мшвелидзе. 1970. Грузинская народная городская песня (Сборник песен с большим вступительным сочинением). Тбилиси: Музфонд
  24. ^ Иване Джавахишвили . 1938. Основные вопросы истории грузинской музыки. Тифлис: Федерация
  25. ^ Зураб Чавчавадзе. 1986. Грузинская гимнография XII века. Доктор философии. Тбилиси: Академия наук Грузии.
  26. ^ Мзия Иашвили. 1977. К проблеме грузинского многоголосия. Тбилиси: Хеловнеба
  27. ^ Джозеф Жордания . 2000. Грузия. В: Энциклопедия мировой музыки Garland. Том. 8, Европа. Под редакцией Тимоти Райса, Джеймса Портера и Криса Герцена. Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing. Стр. 835-6
  28. ^ Давид Шуглиашвили. 2000. О полифонии грузинских гимнов. В кн. «Проблемы народного многоголосия». Материалы международной конференции, посвященной 80-летию Тбилисской государственной консерватории им. В. Сараджишвили. Главный редактор Русудан Цурцумия, стр. 171-180.
  29. ^ Манана Шилакадзе. 1970. Грузинские народные инструменты и инструментальная музыка. Тбилиси: Мецниереба
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9dfdaa591188684771a44e1778a8bbf6__1719787920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/f6/9dfdaa591188684771a44e1778a8bbf6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Georgia (country) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)