Грузия в римскую эпоху
Часть серии о |
История Грузии |
---|
![]() |
Территория Грузии находилась под контролем Рима между I веком до нашей эры и VII веком нашей эры. Этот контроль менялся в зависимости от времени и был периодическим над царствами Колхиды и Иберии в Кавказском регионе. Эти царства примерно соответствуют некоторым западным и восточным частям современной Грузии. [1]
История
[ редактировать ]
Завоевания Рима достигли Кавказского региона в конце II века до нашей эры, когда Римская республика начала расширяться в Анатолии и на Черном море .
На территории нынешней Западной Грузии находилось Колхидское царство , которое в те годы попало под контроль Понтийского царства (врага Рима), а дальше на восток находилось «Иберийское царство». В результате римских походов Помпея и Лукулла в 65 г. до н.э. Понтийское царство было полностью разрушено римлянами, а вся его территория, включая Колхиду, вошла в состав Римской империи в качестве ее провинции. Иберия , с другой стороны, подверглась вторжению и стала вассальным государством империи.
этого момента Колхида стала римской провинцией Лазикум , а император Нерон позже включил ее в состав провинции Понт в 63 году нашей эры, а затем в Каппадокию Домициана С в 81 году нашей эры. В то же время Иберия продолжала оставаться вассальным государством, поскольку она пользовалась значительной независимостью, а на низменности часто совершали набеги свирепые горные племена, и номинальная дань уважения Риму в обмен на защиту рассматривалась как стоящая инвестиция. [2]
Следующие 600 лет истории Южного Кавказа были отмечены борьбой между Римом и парфянами и Сасанидами Персии , которые вели длительные войны против римлян, известные как римско-персидские войны .
Несмотря на то, что все крупные крепости на побережье были заняты римлянами, их правление было довольно свободным. В 69 году нашей эры жители Понта и Колхиды под предводительством Аникета подняли крупное восстание против римлян , которое закончилось неудачно.
Христианство начало распространяться в начале I века. Традиционные источники связывают это событие со святым Андреем , святым Симоном Зилотом и святым Мататой (но эллинистические , местные языческие и митраистские религиозные верования оставались широко распространенными до IV века). [3]
В то время как Колхидское царство народа лаз управлялось как римская провинция, Кавказская Иберия добровольно приняла защиту Римской империи. Каменная надпись, обнаруженная в Мцхете, говорит о правителе I века Михдрате I (58-106 гг. н. э.) как о «друге цезарей» и царе «иберийцев, любящих римлян». Император Веспасиан укрепил древнее мцхетское городище Арзами для иберийских царей в 75 году нашей эры.
Во II веке нашей эры Иберия укрепила свои позиции в этом регионе, особенно во время правления короля Фарсмана II Квели (Выдающегося), который добился полной независимости от Рима и отвоевал некоторые ранее утраченные территории у приходящей в упадок Армении. Во время его правления Иберия и Рим стали союзниками. Фарсман II даже был приглашен императором Марком Аврелием в Рим, и в его честь на площади Марса была установлена конная статуя иберийского царя.
В III веке нашей эры племя лазов стало доминировать на большей части Колхиды, основав королевство Лазика , известное как Эгриси. Колхида была ареной длительного соперничества между Восточной Римской / Византийской и Сасанидской империями, кульминацией которого стала Лазическая война с 542 по 562 год. [4]
Кроме того, в начале III века Риму пришлось признать суверенитет Кавказской Албании и Армении перед Сасанидской Персией , но вся территория нынешней Грузии вернулась под контроль Рима при Аврелиане и Диоклетиане около 300 г. н.э. [5]
Провинции Лазикум (или Лазица) была предоставлена определенная степень автономии, которая к середине III века переросла в полную независимость с образованием нового королевства Лазика-Эгриси на территориях более мелких княжеств занов, сванов, апсилов, и Саныги. Это новое государство Юго-Западного Кавказа просуществовало более 250 лет, пока в 562 году оно не было поглощено Восточной Римской империей во времена Юстиниана I. [6]
Действительно, в 591 году нашей эры Византия и Персия согласились разделить между собой Кавказскую Иберию, при этом Тбилиси оказался в руках персов, а Мцхета - под контролем Рима и Византии.
В начале VII века временное перемирие между римлянами и Персией вновь рухнуло. Иберийский принц Стефаноз I (ок. 590–627) в 607 году нашей эры решил объединить силы с Персией, чтобы воссоединить все территории Кавказской Иберии, и, похоже, этой цели он достиг.
Но наступление императора Ираклия в 628 году нашей эры принесло победу над персами и обеспечило римское господство в западной и восточной Грузии до вторжения и завоевания Кавказа арабами во второй половине VII века.
Действительно, присутствие Рима начало исчезать из Грузии после битвы при Себастополе , которая произошла у восточных берегов Черного моря в 692 году нашей эры между Омейядами и войсками Восточной Римской империи под предводительством Леонтия . [7]

Себастополис (фактический Сухуми ) продолжал оставаться последним римско-византийским оплотом в Западной Грузии, пока не был окончательно разграблен и разрушен арабским завоевателем Марваном II в 736 году нашей эры.
Римское христианство
[ редактировать ]Одним из главных наследий Рима Грузии является христианская вера.
Действительно, христианство, впервые проповедованное апостолами Симоном и Андреем в I веке, стало государственной религией Кавказской Иберии в 327 году, что сделало Грузию одной из самых ранних христианских стран в мире. [8] [9]
в христианство в 327 году приписывается святой Нине Каппадокийской Окончательное обращение всей Грузии . Она была единственной дочерью благочестивых и благородных родителей, римского полководца Завулона, родственницы великомученика святого Георгия , и Сусанны, сестры Иерусалимского Патриарха. [10]
Христианство было объявлено государственной религией королем Иберии Мирианом III еще в 327 году нашей эры, что дало большой стимул развитию литературы, искусства и объединению страны. В 334 году нашей эры Мириан III приказал построить первую христианскую церковь в Иберии, которая была окончательно завершена в 379 году нашей эры на месте, где сейчас стоит собор Живого Столпа в Мцхете , древней столице Грузии.
Петра в Лазице – древнее епископство в Грузии, включенное в Католической церкви список титульных кафедр . [11]
Римские форты
[ редактировать ]

Римское присутствие было огромным в прибрежной Грузии, где некоторые римские форты веками защищались легионерами (а в соответствующих городах проживало даже несколько римских колонистов). Крепость Гонио в древнем колхидском городе «Апсарос» считается некоторыми учеными (например, Теодором Моммзеном) центром римской власти в западной Грузии со II века нашей эры.
Действительно, римская культура, согласно археологическим находкам, была широко распространена в западном Лазикуме, уменьшилась в восточной Колхиде, но была минимальной в Кавказской Иберии (за исключением столицы Мцхеты ).
Основными римскими фортами (и связанными с ними городами) были:
- Батуми . При Адриане он был превращен в укрепленный римский порт, позже заброшенный в пользу близлежащей крепости Петра, основанной во времена Юстиниана I (около 535 г. н.э.).
- Гагра . Римляне переименовали город в Нитику. Его положение побудило римлян укрепить город, который неоднократно подвергался нападениям готов и других захватчиков. в V веке
- Гонио . Во II веке нашей эры это был хорошо укрепленный римский город с почти 2000 легионерами. [12] Город также был известен своим театром и ипподромом. В 13 веке на этом месте даже располагалась генуэзская торговая фабрика.
- Пицунда . Вокруг форта процветал торговый город. В конце 13 века в этом районе располагалась недолговечная генуэзская торговая колония под названием «Пезонда».
- Фазис . Во время Третьей Митридатовой войны Фасис (фактический Поти ) перешёл под контроль римлян. Именно здесь Помпей встретил Сервилия, адмирала его Эвксинского флота в 65 г. до н. э. [13]
- Сухуми . Римский император Август назвал город «Севастополис». Под водой были найдены остатки башен и римских стен Себастополя. Это был последний римский оплот в Грузии до 736 года нашей эры, когда он был разрушен арабами.
Археополис (настоящий Нокалакеви) находился под властью римлян со времен Августа, но только Восточная Римская империя широко развила это укрепление в центральном Лазикуме после 4 века нашей эры. На самом деле это известный археологический памятник Грузии. [14]
Армази в восточной Грузии был еще одним укрепленным городом, связанным с Римом. Эта крепость недалеко от Мцхеты была захвачена римским полководцем Помпеем во время его похода 65 г. до н. э. против иберийского царя Артага . Разрушенное сооружение над близлежащей рекой Кура датируется тем временем и до сих пор называется «мостом Помпея». Расцвет Армази наступил, когда Иберия была в союзе с римскими императорами. Каменная стела , обнаруженная в Армази в 1867 году, сообщает, что римский император Веспасиан укрепил Армази для иберийского царя Митридата I в 75 году нашей эры. [15] Эта оборонительная стена, построенная в уникальном месте, чтобы заблокировать южный выход из Дарьяльского перевала до того, как он расширится до равнины современного Тбилиси , предположительно была превентивной мерой против аланов , которые часто совершали набеги на римские границы со всего Кавказа.
См. также
[ редактировать ]- Римская империя
- Колхида
- Кавказская Иберия
- Сасанидская Иберия
- История Грузии
- Христианство в Грузии
- Лазичная война
Ссылки
[ редактировать ]- ^ WED Аллен, История грузинского народа (1932), с. 123
- ^ Теодор Моммзен, Уильям Пёрди Диксон, Фрэнсис Хаверфилд. Провинции Римской империи: от Цезаря до Диоклетиана . ООО «Горгиас Пресс», 2004: с. 68
- ^ «Христианство и Грузинская империя» (ранняя история) Библиотека Конгресса, март 1994 г., веб-страница: LCweb2-ge0015 .
- ^ «История позднейшей Римской империи: Лазическая война» .
- ^ «Древняя Грузия» .
- ^ «Войны Юстиниана I» .
- ^ Халдон, Джон Ф. Византия в седьмом веке, стр.72.
- ^ Торжествующая Церковь: История христианства до 1300 года, Э. Гленн Хинсон, стр. 223
- ^ Молитвы с Востока: Традиции восточного христианства, Ричард Марш, с. 3
- ^ «stnina.ca/stnina_life.html» . Архивировано из оригинала 12 июля 2007 г. Проверено 3 июля 2010 г.
- ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana, 2013, ISBN 978-88-209-9070-1 ), с. 952
- ^ «Фотографии Гонио-Апсароса» . Архивировано из оригинала 11 июля 2011 г. Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ Джон Лич (1986), Помпей Великий , с. 84. Рутледж , ISBN 0-7099-4127-7 .
- ^ «Археополис» .
- ^ Шерк, Роберт К. (1988), Римская империя: от Августа до Адриана , с. 128-9
Библиография
[ редактировать ]- Браунд, Дэвид. Грузия в древности: История Колхиды и Закавказской Иберии, 550 г. до н. э. — 562 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк, 1994 год. ISBN 0-19-814473-3
- Халдон, Джон Ф. Византия в седьмом веке . Издательство Кембриджского университета. Кембридж, 1997 г.
- Лэнг, Дэвид Маршалл. Грузины . Темза и Гудзон. Лондон, 1966 год.
- Моммзен, Теодор. Провинции Римской империи . Книги Барнса и Нобл. Нью-Йорк, 1996 год. ISBN 0-7607-0145-8
- Розен, Роджер. Грузия: суверенная страна Кавказа . Публикации Одиссеи. Гонконг, 1999 год. ISBN 962-217-748-4
- Шерк, Роберт. Римская империя: от Августа до Адриана . Издательство Кембриджского университета. Кембридж, 1988. ISBN 0-521-33887-5 .
- Туманов, Кирилл. Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. Вашингтон, 1963 год.