Ирландско-римские отношения

История Ирландии |
---|
![]() |
![]() |
Хиберно-римскими отношениями называют отношения (в основном торговые и культурные), существовавшие между Ирландией ( Хиберния ) и древней Римской империей , продолжавшиеся с I века до нашей эры до V века нашей эры в Западной Европе. Ирландия была одной из немногих областей Западной Европы, не завоеванных Римом .
Характеристики
[ редактировать ]Рим никогда не присоединял Ибернию ( латинское название Ирландии) к Римской империи, но оказывал влияние на остров, хотя сохранилось лишь небольшое количество свидетельств этого. [ нужна ссылка ]
Это влияние выражалось тремя характерными способами: коммерческим; культурные и религиозные; и военные.
Коммерческий
[ редактировать ]Отношения между Римом и Ибернией были в основном торговыми. В 1995 году ученый Ричард Уорнер писал, что после императора Клавдия вторжения в южную Британию торговые пути между Средиземным морем и Римской Британией охватили даже Гибернию. [1] Географ Птолемей в своей карте I века нашей эры точно указал прибрежные поселения и племена Ирландии, показав знания, которых (предполагается) могли достичь в том веке только купцы. ) найдено множество римских археологических предметов (в основном ювелирных изделий и римских монет Кроме того, в районах центральной и южной Ирландии (таких как Тара и Кашел ) , которые раскрывают родство. Римские монеты также были найдены в Ньюгрейндже . [2]
Согласно теории Томаса Чарльза-Эдвардса , писавшего об ирландском темном веке , между 1-м и 3-м веками происходила депопуляция работорговли из Гибернии в сторону богатой римской Британии , экономика которой основывалась на фермерском хозяйстве на виллах и требовала, чтобы рабы выполняли свою работу. самый тяжелый труд в сельском хозяйстве. [3] По мере упадка империи эти отношения могли измениться, как предполагает биография Святого Патрика , и ирландцы поздней античности , возможно, предвидели более позднюю роль ирландских викингов в качестве набегов через Ирландское море.
Культурные и религиозные
[ редактировать ]Религиозное влияние поздней Римской империи привело к обращению в христианство многих ирландцев до прибытия Святого Патрика в столетие, когда исчезла Западная Римская империя . [4] Первым достоверным историческим событием в истории Ирландии, записанным в « в качестве первого епископа ирландских христиан Хрониках процветания Аквитании», является рукоположение Папой Селестиной I Палладия в 431 году, что показывает, что христиане уже жили в Ирландии до Палладия. или Патрик. Проспер говорит в своей книге «Contra Collatorem» , что этим актом Селестина «сделала варварский остров христианским», хотя ясно, что христианизация Ирландии была более длительным и постепенным процессом.
Помимо введения новой религии, культурное влияние Рима можно увидеть даже в одежде (и полянах) высокопоставленных людей внутри кельтских племен III и IV веков. [5] Алфавит огама оспаривается и система письма (которые, вероятно, были впервые изобретены в IV веке в ирландских поселениях на западе Уэльса ), возможно, произошли от латинского алфавита после контактов и смешанных браков с романизированными британцами , знавшими письменную латынь, однако это некоторые ученые. [ нужна ссылка ] Фактически, несколько камней Огама в Уэльсе двуязычны и содержат как древнеирландские с латинским влиянием , так и бритонские (предок современного валлийского языка ). надписи [6]
Военный
[ редактировать ]Есть некоторые свидетельства возможных исследовательских экспедиций во времена Гнея Юлия Агриколы , хотя интерпретация этого является предметом споров среди историков. В таких местах, как Друмана (который некоторые историки интерпретируют как место возможного римского форта или временного лагеря) и остров Ламбей , некоторые находки, связанные с римскими военными, могут свидетельствовать о той или иной форме римского присутствия. [7] Наиболее распространенная интерпретация состоит в том, что любое военное присутствие должно было обеспечить безопасность торговцев, возможно, в форме ежегодного рынка, на котором романо-британцы и ирландцы встречались для торговли. Другие интерпретации, однако, предполагают, что это могут быть просто римские торговые аванпосты или коренные ирландские поселения, которые торговали с римской Британией. Позже, во время падения римской власти в IV и V веках, ирландские племена совершили набеги на Британию и, возможно, вернули римлянам знания классической цивилизации . [ нужна ссылка ]
Римское присутствие в Гибернии
[ редактировать ]
Римский историк Тацит упоминает, что Агрикола , будучи губернатором Римской Британии (78–84 гг. н. э.), рассматривал возможность завоевания Ирландии, полагая, что ее можно удержать с помощью одного легиона плюс вспомогательных войск . Он развлекал изгнанного «регула», мелкого короля из Ирландии, думая использовать его как предлог для возможного вторжения в Ирландию. [8] Этот вождь был отождествлен с Туаталом Техтмаром , который, как сообщается в стихотворении 9-го века, был изгнан из Ирландии в результате восстания, а затем вернулся с армией, чтобы завоевать Ирландию. [9]
Римский поэт II века Ювенал , который, возможно, служил в Британии под командованием Агриколы, писал, что «оружие было вывезено за пределы берегов Юверны (Хибернии)». [10] Это может относиться к настоящей римской военной экспедиции в Ирландию. [11]
Римские и романо-британские артефакты, датируемые концом I или началом II веков, были найдены, главным образом, в Ленстере и особенно в укрепленном месте на мысе Друмана , в пятнадцати милях к северу от Дублина , а также в захоронениях на близлежащем острове Ламбей . недалеко от того места, где, возможно, приземлился Туатал Техтмар, а также в других местах, связанных с Туаталом, таких как Тара и Клогер . [12] Вполне возможно, что римляне оказали поддержку ирландскому вождю, чтобы тот вернул себе трон, ради того, чтобы иметь дружественного соседа, который мог бы сдерживать набеги из Ирландии. [13]
Такое вторжение, возможно, было причиной того, что бриганты упоминаются в Ирландии, как отмечено в «Географии» Птолемея II века. Бриганты были мятежным британским племенем, завоеванным совсем недавно во времена Агриколы. Лишенная собственности знать могла быть готовыми рекрутами для вторжения Туаталя, и римляне могли счесть это удобным способом избавиться от проблемных подданных, точно так же, как Елизавета I насаждала в Ирландии англичан, а Яков VI и я посадили в Ирландию шотландцев в 16-м веке. и 17 век. Другие племенные названия, связанные с юго-восточной Ирландией, в том числе Домнайнн , родственное британскому племенному названию Думнонии , и Менапии , имя, также известное из Галлии (римская Франция), также могут датироваться таким вторжением. [14]
Влияние Римской церкви
[ редактировать ]
Ирландские религиозные верования и обычаи стали романизированными после того, как святые Патрик и святой Палладий начали медленный процесс распространения христианства по всей Гибернии в V веке. Одна из первых церквей в Гибернии была основана святым Палладием в 420 году нашей эры и носила название « Дом римлян» (Тич-на-Роман, настоящее Тигроней). [4] Однако фактические контакты с Римом и Италией, похоже, были беспорядочными на протяжении большей части этого периода, а также были контакты с египетским христианством.
Романо -британский Святой Патрик способствовал созданию монастырей в Хибернии, и старая традиция друидов рухнула перед лицом новой религии, которую он принес. [15] В монашеской культуре, последовавшей за христианизацией Ирландии, изучение латыни сохранилось в Ирландии в период раннего средневековья, в отличие от некоторых других частей Европы, где период, обычно называемый « Темными веками», последовал за потерей римской имперской власти над Западом. Европа . [15] [16] Однако концепция периода, когда знания были утеряны и произошел регресс в постримской Европе в раннем средневековье, больше не принимается историками. В этих монастырях хиберно-латынь представляла собой ученый вид латинской литературы, созданный и распространявшийся ирландскими монахами в период с VI по X век.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Уорнер «Туатал Техтмар: миф или древние литературные свидетельства римского вторжения?
- ^ Карсон, РЭГ и О'Келли, Клэр: Каталог римских монет из Ньюгрейнджа, графство Мит, и примечания к монетам и связанным с ними находкам , страницы 35-55. Труды Королевской Ирландской академии, том 77, раздел C
- ^ Томас Чарльз-Эдвардс. Раннехристианская Ирландия, стр. 145-154.
- ^ Перейти обратно: а б Святой Палладий
- ^ Одежда дворян Hibernia. Архивировано 25 мая 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ « Новый спутник литературы Уэльса», Мейк Стивенс, стр. 540; http://ogham.lyberty.com/mackillop.html
- ^ Друмана
- ^ Тацит Агрикола 24
- ^ Р.Б. Уорнер, «Туатал Техтмар: миф или древние литературные свидетельства римского вторжения?», Emania 13, 1995, стр. 23–32.
- ↑ Ювенал , Сатиры 2.159–160.
- ^ Филип Фриман, Ирландия и классический мир , Техасский университет Press, 2001, стр. 62-64.
- ^ Витторио ди Мартино, Римская Ирландия , The Collins Press, 2006
- ^ Витторио ди Мартино, Римская Ирландия , The Collins Press, 2006
- ^ Р.Б. Уорнер, «Туатхал Техтмар: миф о древних литературных свидетельствах римского вторжения?», Emania 13, 1995, стр. 23-32
- ^ Перейти обратно: а б Кэхилл, Тим (1996). Как ирландцы спасли цивилизацию . Якорные книги. ISBN 0-385-41849-3 .
- ^ Даули, Тим; и др., ред. (1977). Справочник Эрдмана по истории христианства . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. B. Eerdmans Publishing Co. ISBN издательства 0-8028-3450-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Кэхилл, Тим. Как ирландцы спасли цивилизацию . Якорные книги. Лондон, 1996 год. ISBN 0-385-41849-3
- Чарльз-Эдвардс, Томас. Раннехристианская Ирландия . Издательство Кембриджского университета. Кембридж, 2000.
- Куни, Габриэль. Ирландия, римляне и все такое из журнала Archeology Ireland, весна 1996 г.
- Ди Мартино, Витторио. Римская Ирландия , The Collins Press. Лондон, 2003.
- Фриман, Филип. Ирландия и классический мир . Издательство Техасского университета. Хьюстон, 2001 г.
- Свифт, К. Огам Стоунз и первые ирландские христиане . Мейнут: Кафедра древнего и среднего ирландского языка, Колледж Святого Патрика, 1997. ISBN 0-901519-98-7