Протоистория Ирландии
История Ирландии |
---|
![]() |
![]() |
Предыстория Ирландии включала протоисторический период, когда письменные культуры Греции и Рима начали обращать на нее внимание, а также дальнейший протописьменный период огама эпиграфики до начала раннего исторического периода в V веке. Были предприняты попытки реконструировать политические события этого периода, ссылаясь на раннесредневековые ирландские генеалогические тексты.
Ирландия в классической литературе
[ редактировать ]Ранние ссылки
[ редактировать ]Классические писатели иногда называют Ирландию разными именами, но эти ссылки содержат мало достоверной информации. Например, Диодор Сицилийский утверждает, что преттанои острова Ирис едят человеческое мясо. [1] Страбон , называющий остров Иерном , повторяет обвинение, добавляя, что они считают за честь есть своих мертвых отцов, а также открыто заниматься сексом с их матерями и сестрами (хотя он скептически относится к своим источникам). [2] Помпоний Мела называет его Юверной и говорит, что, хотя климат и неблагоприятен для зерна, трава растет так обильно, что скот лопается, если его не удержать в поедании. [3] Юлий Цезарь в своих «Комментариях к Белло Галлико » первым назвал остров Гиберния , описал его как примерно половину Британии и правильно поместил его к западу от Британии. [4] – в отличие от Страбона, который помещает его севернее.
Тацит
[ редактировать ]Тацит говорит, что его тесть Гней Юлий Агрикола , будучи губернатором Британии (78–85 гг. н.э.), рассматривал возможность завоевания Ирландии, полагая, что ее можно удержать одним легионом плюс вспомогательные войска , и развлекал изгнанного ирландского мелкого короля с намерением сделав его предлогом для завоевания. [5] Были проведены параллели с ирландской легендой о Туатале Техтмаре , который, как говорят, был сослан в Британию в детстве и вернулся с армией, чтобы претендовать на царство Тары в I веке. [6] Тацит также говорит, что большинство гаваней и подходов к Ирландии были известны благодаря торговле, но неточно определяет местонахождение острова между Британией и Пиренейским полуостровом . [5]
Ювенал
[ редактировать ]Поэт II века Ювенал в своей второй сатире , противопоставляя победы римской армии низкой нравственности людей, живущих дома в Риме, говорит, что, помимо завоевания Британии и Оркнейских островов, «мы обладаем оружием, превосходящим берега Юверны ». Хотя Ювенал не пишет историю, вполне возможно, что он имеет в виду настоящую римскую военную экспедицию в Ирландию. [7]
Птолемей
[ редактировать ]II века Александрийский греческий писатель Птолемей , один из самых выдающихся географов, математиков и астрономов древнего мира, упоминает Ирландию в двух своих произведениях. В астрономическом трактате, известном как « Альмагест», он указывает широту острова, который он называет Микра Бреттания (Μικρὰ Βρεττανία) или «Маленькая Британия» (юг острова - 58 градусов, север - 61 градус). В своей «Географии» на тех же широтах он помещает преттанский остров Иверния рядом с его соседом, преттанским островом Альбион ( Великобритания ). «География » содержит наиболее подробное описание Ирландии в классической литературе, в котором указаны широта и долгота шести мысов, пятнадцати устьев рек, десяти поселений и девяти островов, а также названы шестнадцать групп населения. [8]
Народы Ирландии по Птолемея » «Географии . [8]
Северное побережье
[ редактировать ]Птолемей описывает северное побережье Ирландии, от Северного мыса (возможно, Кровавого Форленда или Россан-Пойнт в графстве Донегол ) на западе до мыса Венникнион (вероятно, Малин-Хед ), устья реки Видва (вероятно, Фойл ), устье реки Аргита (возможно, Банн ) и мыс Робогдион ( Фэйр-Хед , графство Антрим ) на востоке. Народы, населяющие северное побережье, — это венникниои на западе и робогдиои на востоке. [8]
Западное побережье
[ редактировать ]Западное побережье представлено плохо по сравнению с тремя другими, и идентификация названий, которые дает Птолемей, является спекулятивной. Он начинает с Северного мыса (см. выше) и, двигаясь с севера на юг, называет реку Равиу (возможно, Эрн ); городок Магната (поселение народа магнатай , возможно, где-то в графстве Слайго ); устье рек Либниу (возможно, залив Клю ), Аусоба (возможно, залив Голуэй ), Сену (вероятно, Шеннон , хотя и расположена слишком далеко на севере), Дур (возможно, залив Дингл ) и Иерну (возможно, Кенмэр ), а также Южного Мыс (любой из Сли-Хед , Брэй-Хед , Дурси-Хед и Мизен-Хед ). Народы этого побережья: эрдиной возле залива Донегол; магнатай нагнатай или ; графств Мейо и Слайго Аутейной между графством Голуэй и Шеннон , отождествляемый с раннесредневековым Уайтни ; Ганганой . , также известный в северном Уэльсе , и Веллаборои на крайнем юго-западе [8] [9] [10]
Южное побережье
[ редактировать ]Южное побережье простирается от Южного мыса до устьев рек Даброна (возможно, Ли или Блэкуотер ) и Биргу (вероятно, Курган ) и Священного мыса ( Карнсор-Пойнт , графство Уэксфорд ). Народы южного побережья — это иверны на западе, которые разделяют свое название с островом Иверна и могут быть отождествлены с раннесредневековым Эрайнном; усдияи . и бриганты свое имя с народом римской Британии на востоке, которые разделяют [8] [9]
Восточное побережье
[ редактировать ]От Священного мыса на юге до мыса Робогдион на севере Птолемей называет реку Модонну (возможно, Слейни , но скорее Авока ), город Манапию (поселение манапиев ) , реку Обока (возможно, Лиффи ; река Авока берет свое современное название от неправильного толкования « Обоки» Птолемея ), город Эблана (поселение эбланой , ранее ошибочно отождествлявшееся с Дублином ), река Бувинда ( Бойн ), мыс Исамнион , река Виндериос (возможно, Карлингфорд-Лох , Дандрам-Бей или Стрэнгфорд-Лох ) и река Логия ( Белфаст-Лох , Лох-Лао по-ирландски). Названные народы (с юга на север): кориондои ; Манапии , возможно , родственные Менапиям Галлии; каукой , вероятно , не связанные с германскими чауками из Нидерландов; Эбланой ; Woluntioi ; отождествляемые с раннесредневековым Улайдом , и Дариной . [8]
Более поздние ссылки
[ редактировать ]Римские источники упоминают о набегах на Британию саксов северо-западной Германии , пиктов из Шотландии и двух групп людей, обычно связанных с Ирландией, скоттов и атакоттов . Происхождение и значение слов Скотти и Атакотти неясно. Атакотти исчезает вместе с римлянами. Скотти означает гэлов для Адомнана в конце седьмого века, но не для Колумбана в начале шестого века, который вместо этого использует более старый термин ибери. Скотти, возможно, представляют собой конфедерацию племен в Ольстере, а Атакотти — в Ленстере, но это не точно. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диодор Сицилийский , Историческая библиотека 5.32.
- ^ Страбон , Geographica 4.5.4
- ^ Помпоний Мела , De Chorographia 3.53
- ^ Юлий Цезарь , Комментарии к Галльской войне 5.13
- ^ Jump up to: а б Тацит , Агрикола 24
- ^ Р.Б. Уорнер, «Туатал Техтмар: миф или древние литературные свидетельства римского вторжения?», Emania 13, 1995, стр. 23–32.
- ^ Филип Фриман, Ирландия и классический мир , Техасский университет Press, 2001, стр. 62-64.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Филип Фриман, Ирландия и классический мир , Техасский университет Press, 2001, стр. 64–84.
- ^ Jump up to: а б Т.Ф. О'Рахилли , Ранняя ирландская история и мифология , Дублинский институт перспективных исследований, 1946 г.
- ^ Эоин МакНил , «Ранние ирландские группы населения: их номенклатура, классификация и хронология», Труды Королевской ирландской академии (C) 29, 1911, стр. 59–114.
- ^ Чарльз-Эдвардс, стр. 158–160. происходят из Гебридских островов Предполагается также, что Атакотти . Позднеримская армия, как записано в Notitia Dignitatum, включала auxilia palatina, названную в честь Атакотти, при этом обычное толкование таких названий состоит в том, что они были набраны из военнопленных.