Jump to content

История Уэльса

История того, что сейчас является Уэльсом ( валлийский : Cymru ), начинается со свидетельств присутствия неандертальцев , по крайней мере, 230 000 лет назад, в то время как Homo sapiens прибыл примерно в 31 000 году до нашей эры. Однако постоянное заселение современными людьми датируется периодом после окончания последнего ледникового периода около 9000 г. до н.э., а в Уэльсе сохранилось множество останков мезолита , неолита и бронзового века . В течение железного века этот регион, как и вся Британия к югу от Ферт-оф-Форта , стал кельтской культурой с общим бриттским языком . Римляне покинули , начавшие завоевание Британии в 43 году нашей эры, впервые провели кампанию на территории нынешнего северо-восточного Уэльса в 48 году против Дециангли и получили полный контроль над регионом после победы над ордовиками в 79 году. Римляне Британию в V век, открывающий двери англосаксонскому поселению . После этого культура начала распадаться на несколько королевств. Валлийский народ образовался в результате вторжения англичан, которое фактически отделило его от остальных выживших. Бриттоязычные народы в раннем средневековье.

В постримский период на территории современного Уэльса образовался ряд валлийских королевств, в том числе Гвинед , Поуис , Кередигион , Дайфед , Брихейниог , Эргинг и Гвент . Хотя некоторые правители распространили свой контроль на другие территории Уэльса и западную Англию, ни один из них не смог надолго объединить Уэльс. Междоусобная борьба и внешнее давление со стороны англичан, а позднее нормандских завоевателей Англии привели к тому, что валлийские королевства постепенно перешли под власть английской короны. В 1282 году смерть Лливелина ап Гриффита привела к завоеванию Княжества Уэльского королём Англии Эдуардом I ; с тех пор наследник английского монарха носит титул « принца Уэльского ». Валлийцы подняли несколько восстаний против английского правления, последнее значительное из которых возглавил Оуайн Глиндур в начале 15 века. В 16 веке Генрих VIII , сам выходец из Уэльса и правнук Оуэна Тюдора , принял законы Уэльса, направленные на полное включение Уэльса в состав Королевство Англии .

Уэльс стал частью Королевства Великобритании в 1707 году, а затем — Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии в 1801 году. Тем не менее, валлийцы сохранили свой язык и культуру, несмотря на сильное английское доминирование. Публикация чрезвычайно важного первого полного перевода Библии на валлийский язык Уильямом Морганом в 1588 году значительно продвинула позиции валлийского языка как литературного языка . В 18 веке начались два изменения, которые сильно повлияли на Уэльс: возрождение валлийских методистов , которое привело к тому, что страна стала все более нонконформистской в ​​религии, и промышленная революция . Во время подъема Британской империи Юго-Восточный Уэльс XIX века особенно переживал быструю индустриализацию и резкий рост населения в результате бурного развития угольной и металлургической промышленности . Уэльс сыграл полную и добровольную роль в Первой мировой войне. Промышленность Империи в Уэльсе пришла в упадок в 20 веке с распадом Британской империи после Второй мировой войны. националистические настроения и интерес к самоопределению возросли. Лейбористская партия заменила Либеральную партию в качестве доминирующей политической силы в 1920-х годах. Уэльс сыграл значительную роль во время Второй мировой войны вместе с остальной частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и союзниками, и его города подверглись массированным бомбардировкам во время молниеносной войны . Националистическая партия Plaid Cymru набрала обороты с 1960-х годов. На референдуме 1997 года избиратели Уэльса одобрили передачу правительственной ответственности Национальной ассамблее Уэльса , которая впервые собралась в 1999 году и в мае 2020 года была переименована в Сенедд Симру/Парламент Уэльса .

Доисторическая эпоха

[ редактировать ]
Брин Челли Дду, камерная гробница позднего неолита на острове Англси.

Самые ранние известные человеческие останки, обнаруженные в современном Уэльсе, — это челюстная кость неандертальца , найденная на палеолитической стоянке Бонтневидд в долине реки Элви в Северном Уэльсе , чей владелец жил около 230 000 лет назад в период нижнего палеолита . [1] Красная Леди Павиленда , человеческий скелет, окрашенный в красную охру , была обнаружена в 1823 году в одной из известняковых пещер Павиленда на полуострове Гауэр в Суонси , Южный Уэльс. Несмотря на название, скелет принадлежит молодому человеку, жившему около 33 000 лет назад в конце периода верхнего палеолита (старого каменного века ). [2] Это старейшее известное церемониальное захоронение в Западной Европе. Скелет был найден вместе с украшениями из слоновой кости и ракушек , а также . черепом мамонта

После последнего ледникового периода Уэльс приобрел примерно ту форму, которую он имеет сегодня, примерно к 8000 году до нашей эры и был населен мезолитическим охотниками-собирателями . Сейчас считается, что самые ранние земледельческие общины датируются примерно 4000 годом до нашей эры, что отмечает начало периода неолита . В этот период было построено множество камерных гробниц , особенно дольменов или кромлехов . Наиболее яркими примерами мегалитических гробниц являются Брин Челли Дду и Баркодиада-и-Горес на острове Англси. [3] Пентре Ифан в Пембрукшире и погребальная камера Тинкинсвуд в долине Гламорган . [4]

Металлические инструменты впервые появились в Уэльсе около 2500 г. до н. э., сначала из меди, а затем из бронзы . Считается, что климат в эпоху ранней бронзы (ок. 5000–1400 гг. До н.э.) был теплее, чем в настоящее время, поскольку на территории, которая сейчас является мрачными возвышенностями, сохранилось множество останков этого периода. В эпоху поздней бронзы (ок. 1400–750 до н.э.) появились более совершенные бронзовые орудия. Большая часть меди для производства бронзы, вероятно, поступала из медного рудника в Грейт-Орме , где доисторическая добыча в очень крупных масштабах датируется в основном средним бронзовым веком. [5] Радиоуглеродное датирование показало, что самые ранние городища на территории будущего Уэльса были построены в этот период. Историк Джон Дэвис предполагает, что ухудшение климата примерно после 1250 г. до н.э. (более низкие температуры и обильные осадки) потребовало защиты более продуктивных земель. [6]

Самым ранним железным орудием, найденным в Уэльсе, является меч из Ллин Фаура , возвышающийся над долиной Нит , который, как полагают, датируется примерно 600 годом до нашей эры. [7] Городища продолжали строиться и в британский железный век . Около 600 городищ находятся в Уэльсе, более 20% из них находятся в Великобритании, примерами являются Пен-Динас возле Аберистуита и Тре'р-Сейри на полуострове Ллин . [6] Особенно значимая находка этого периода была сделана в 1943 году в Ллин Керриг Бах на острове Англси, когда готовилась земля для строительства базы Королевских ВВС . В тайнике находились оружие, щиты, колесницы с их приспособлениями и упряжью, а также рабские цепи и инструменты. Многие из них были намеренно сломаны и, похоже, представляли собой жертвы по обету . [8]

Тенденции рассматривать создание городищ как свидетельство кельтского вторжения, которое также принесло кельтский язык в Британию, был нанесен удар признанием того, что самые ранние форты появились на сотни лет раньше появления кельтской культуры железного века. Нынешняя тенденция состоит в том, чтобы отвергнуть гипотезу массового вторжения в пользу более спорадической миграции и культурного распространения языка и идей, «кульминационного кельтства». [6]

Роман был

[ редактировать ]
Карадог Томаса Приддерха. Карадог возглавил несколько кельтских племен против римлян.

Римское завоевание Уэльса началось в 48 году нашей эры и заняло 30 лет; оккупация длилась более 300 лет. [9] Самое известное сопротивление возглавил Карадог из кельтского племени катувеллауни (современный Эссекс), которое потерпело поражение от римлян. Теперь возглавляя кельтские племена ордовиков и силуров ( современный Монмутшир), Карадог вел успешную партизанскую войну против римлян. Его армии в конечном итоге потерпели поражение в битве при Каэр-Карадог на англо-валлийской границе в 50 году нашей эры. Позже Карадог был доставлен в Рим и произнес речь, которая произвела впечатление на римского императора до такой степени, что он был помилован и ему разрешили мирно жить в Риме. . [10]

Римское завоевание было завершено в 78 году, а римское правление продолжалось до 383 года. Римское правление в Уэльсе было военной оккупацией, за исключением южного прибрежного региона Южного Уэльса к востоку от полуострова Гауэр , где сохранилось наследие романизации. [9] Единственный город в Уэльсе, основанный римлянами, Каервент , расположен в Южном Уэльсе. И Каервент, и Кармартен , также находившиеся на юге Уэльса, стали римскими городами . [11]

Римское вторжение в Уэльс.

К 47 году нашей эры Рим вторгся и завоевал всю самую южную и юго-восточную Британию под руководством первого римского губернатора Британии. В рамках римского завоевания Британии его преемник в 48 году начал серию кампаний по завоеванию Уэльса, которые периодически продолжались при сменявших друг друга губернаторах , пока завоевание не было завершено в 78 году. Именно эти завоевательные кампании являются наиболее широко известными. Особенность Уэльса в римскую эпоху обусловлена ​​энергичной, но безуспешной защитой своей родины двумя местными племенами, силурами и ордовиками .

Деметы юго-западного Уэльса , похоже, быстро заключили мир с римлянами, поскольку нет никаких признаков войны с Римом, а их родина не была засажена фортами и дорогами. Деметы будут единственным валлийским племенем, вышедшим из-под римского владычества, сохранившим свою родину и племенное название. [а]

Уэльс был богатым источником полезных ископаемых, и римляне использовали свои инженерные технологии для добычи большого количества золота, меди и свинца, а также небольших количеств некоторых других металлов, таких как цинк и серебро. [13] Когда шахты перестали быть практичными и прибыльными, их закрыли. Экономическое развитие Рима было сосредоточено на юго-востоке Британии, при этом в Уэльсе не было никаких значительных промышленных предприятий. [13] Во многом это было вопросом обстоятельств, поскольку в Уэльсе не было необходимых материалов в подходящей комбинации, а лесистая и гористая сельская местность не поддавалась развитию.

Последующие средневековые валлийские предания создали серию легенд вокруг Максена Вледига, литературной и мифической фигуры, произошедшей от Магнуса Максимуса , исторического римского полководца, который восстал и стал императором на западе с 383 по 388 год. Магнус Максимус базировался в Британии в начале 380-х годов. непосредственно перед узурпацией престола. Несколько средневековых валлийских династий утверждали, что они произошли от Максена, тем самым связывая свое происхождение с легитимностью и престижем римского прошлого. [14] [15] Более поздние валлийские генеалогии, средневековая поэзия, например « Мабиногион» , и хроники, такие как Historia Brittonum и Annales Cambriae , использовали мифы и легенды, чтобы придать роли в истории Уэльса историческим и квазиисторическим фигурам римского и субримского периодов. Помимо Максена Вледига, другие примеры включают остров Святой Елены , императора Константина и Коэла Хена . [16]

Раннее средневековье: 383–1000 гг.

[ редактировать ]

Когда в 410 году римский гарнизон Британии был выведен, различные британские государства получили самоуправление. Свидетельством продолжающегося римского влияния после ухода римских легионов является камень с надписью из Гвинеда, датированный концом V - серединой VI веков, в память о неком Кантиориге , который был описан как гражданин ( cives ) Гвинеда и двоюродный брат Маглос — мировой судья ( magistratus ). [17] была значительная ирландская колонизация В Дайфеде , где есть много камней с надписями огама . [18] Уэльс стал христианским при римлянах, и «эпоха святых» (примерно 500–700 гг.) была отмечена основанием монашеских поселений по всей стране религиозными лидерами, такими как Святой Давид , Илтуд и Святой Тейло . [19]

Надгробие короля Кадфана ап Яго Гвинедского (умер около 625 г.) в Ллангадваладр церкви
Остров Британия в 500 году нашей эры.

Одной из причин ухода римлян было давление, оказанное на военные ресурсы империи вторжением варварских племен с востока. Эти племена, включая англов и саксов , постепенно взяли под свой контроль восточную и южную Британию. В битве при Честере в 616 году силы Поуиса и других британских королевств были разбиты нортумбрийцами под командованием Этельфрита , был король Селиф ап Кинан . среди погибших [20] Было высказано предположение, что эта битва окончательно разорвала сухопутную связь между Уэльсом и королевствами Хен Огледд («Старый Север»), британоязычными регионами нынешней южной Шотландии и северной Англии , включая Регед , Стратклайд , Элмет и Гододдин , где старо-валлийском языке . также говорили на [ нужна ссылка ] Начиная с 8-го века, Уэльс был, безусловно, крупнейшей из трех сохранившихся бриттонских территорий Великобритании, двумя другими были Хен-Огледд и Корнуолл .

Уэльс был разделен на несколько отдельных королевств, крупнейшими из которых были Гвинед на северо-западе Уэльса и Поуис на востоке. Гвинед был самым могущественным из этих королевств в VI и VII веках под властью таких правителей, как Маэлгун Гвинед (умер в 547 г.). [21] и Кадваллон ап Кадфан (умер в 634/5 г.) [22] который в союзе с Пендой Мерсийским смог довести свои армии до Королевства Нортумбрия и какое-то время контролировать его. После смерти Кадваллона в битве в следующем году его преемник Кадафаэль Кадомед ап Синфедв также объединился с Пендой против Нортумбрии, но после этого Гвинед, как и другие валлийские королевства, в основном занимался оборонительной войной против растущей мощи Мерсии .

Возвышение Гвинеда: 700–1066 гг.

[ редактировать ]
Средневековые королевства Уэльса показаны в пределах современной страны Уэльс и не включают все
Карта Дайка Оффы.

Поуис, как самое восточное из крупных королевств Уэльса, находился под наибольшим давлением со стороны англичан в Чешире , Шропшире и Херефордшире . Первоначально это королевство простиралось на восток до территорий, которые сейчас находятся в Англии, а его древняя столица, Пенгверн , по-разному определялась как современный Шрусбери или территория к северу от Башчерча . [23] Эти территории были потеряны для королевства Мерсия . Строительство земляных валов, известных как Дайка Оффы (обычно приписываемых Оффе Мерсийскому в 8 веке ), возможно, обозначало согласованную границу. [24]

Один человек, управлявший всей страной в этот период, был редкостью. Это часто приписывают системе наследования, практикуемой в Уэльсе. Все сыновья получили равную долю имущества своего отца (включая внебрачных сыновей), что привело к разделу территорий. Однако законы Уэльса предписывают эту систему разделения земель в целом, а не для королевств, где предусмотрено, что эдлинг ( или наследник) королевства должен быть выбран, обычно королем. Эдлингом мог быть выбран любой сын, законный или незаконнорожденный, и часто находились разочарованные кандидаты, готовые бросить вызов выбранному наследнику. [б]

Первым, кто правил значительной частью Уэльса, был Родри Великий , первоначально король Гвинеда в 9 веке , который смог распространить свое правление на Поуис и Кередигион . [26] После его смерти его владения были разделены между его сыновьями. Внук Родри, Хиуэл Дда (Хивел Добрый), сформировал королевство Деейбарт , объединив более мелкие королевства на юго-западе, и к 942 году распространил свое правление на большую часть Уэльса. [27] Он традиционно связан с кодификацией валлийского законодательства на совете, который он созвал в Уитленде , и с тех пор законы обычно называются «Законами Хивела». Хиуэл проводил политику мира с англичанами. После его смерти в 949 году его сыновья смогли сохранить контроль над Деейбартом, но уступили Гвинед традиционной династии этого королевства. [28]

Уэльс теперь подвергался усиливающимся нападениям викингов , особенно датских набегов в период между 950 и 1000 годами. Согласно хронике Брут и Тивисогион , Годфри Гарольдсон увез две тысячи пленников из Англси в 987 году, а король Гвинеда Маредит аб Оуайн Сообщается, что он выкупил многих своих подданных из рабства, заплатив датчанам большой выкуп. [29]

Граффид ап Лливелин был единственным правителем, сумевшим объединить под своей властью валлийские королевства. Первоначально король Гвинеда, к 1055 году он был правителем почти всего Уэльса и аннексировал части Англии вокруг границы. Однако он потерпел поражение от Гарольда Годвинсона в 1063 году и был убит своими людьми. Его территории снова были разделены на традиционные королевства. [30] [31]

Высокое средневековье: 1000–1283 гг.

[ редактировать ]
Король Хивел Дда изображен в рукописи XIII века.

Граффид ап Лливелин был единственным правителем, сумевшим объединить Уэльс под своей властью. В 1055 году Граффид ап Лливелин убил в бою своего соперника Граффида ап Ридерха и отбил Деейбарт. [32]

Первоначально король Гвинеда, к 1057 году он стал правителем Уэльса и аннексировал части Англии вокруг границы. Его территории снова были разделены на традиционные королевства. [30]

Историк Джон Дэвис заявил, что Граффид был «единственным валлийским королем, когда-либо правившим всей территорией Уэльса… Таким образом, примерно с 1057 года и до его смерти в 1063 году весь Уэльс признавал королевскую власть Грифида ап Лливелина. Примерно семь коротких лет Уэльс был единым государством под одним правителем — подвиг, не имеющий ни прецедента, ни преемника». [33] В это время, между 1053 и 1063 годами, в Уэльсе отсутствовали какие-либо внутренние раздоры и был мир. [34]

Нормандское вторжение

[ редактировать ]
Штандарт Бледина ап Синфина, короля Поуиса 1063–1075 гг.

Во время норманнского завоевания Англии в 1066 году доминирующим правителем в Уэльсе был Бледдин ап Синфин , который был королем Гвинеда и Поуиса . Первые успехи норманнов были на юге, где Уильям Фитц Осберн захватил Гвинт до 1070 года. К 1074 году силы графа Шрусбери опустошали Деейбарт . [35] Убийство Бледина ап Кинфина в 1075 году привело к гражданской войне и дало норманнам возможность захватить земли в Северном Уэльсе . В 1081 году Грифит ап Кинан , который только что завоевал трон Гвинеда у Трахеерна ап Карадога в битве при Минидд Карне, был соблазнен на встречу с графом Честером и графом Шрусбери и быстро схвачен и заключен в тюрьму, что привело к захвату многих Гвинеда норманнами. [36] На юге Вильгельм Завоеватель продвинулся в Дайфед, основав замки и монетные дворы в Сент-Дэвиде и Кардиффе . [37] Рис ап Тевдур из Деейбарта был убит в 1093 году в Брихейниоге , а его королевство было захвачено и разделено между различными нормандскими владениями. [38] Норманнское завоевание Уэльса казалось практически завершенным.

Замок Кайрфилли . Строительство этого замка между 1268 и 1271 годами Гилбертом де Клером привело к спору между Лливелином ап Гриффитом и английской короной, одной из проблем, которая привела к войнам 1277 и 1282 годов и концу независимости Уэльса.

Однако в 1094 году произошло всеобщее валлийское восстание против норманнского правления, и постепенно территории были отвоеваны. Грифит ап Кинан в конечном итоге смог построить сильное королевство в Гвинеде . Его сын, Оуайн Гвинед , в союзе с Грифидом, сыном Риса из Деейбарта, одержал сокрушительную победу над норманнами в битве при Круг-Мауре в 1136 году и аннексировал Кередигион . Оуайн последовал за своим отцом на трон Гвинеда в следующем году и правил до своей смерти в 1170 году. [39] Он смог воспользоваться разобщенностью в Англии, где король Стефан и императрица Матильда вели борьбу за трон, чтобы расширить границы Гвинеда дальше на восток, чем когда-либо прежде.

Поуис в это время также имел сильного правителя в Мадоге ап Маредите , но когда за его смертью в 1160 году быстро последовала смерть его наследника, Лливелина ап Мадога , Поуис был разделен на две части и никогда впоследствии не воссоединился. [40] На юге Грифид ап Рис был убит в 1137 году, но его четыре сына, которые по очереди правили Деейбартом, в конечном итоге смогли отвоевать большую часть королевства своего деда у норманнов. Младший из четырех, Рис ап Графид (лорд Рис) правил с 1155 по 1197 год. В 1171 году Рис встретился с королем Генрихом II и пришел к соглашению, согласно которому Рис должен был платить дань, но был подтвержден во всех своих завоеваниях и позже был назначен юстициаром Южного Уэльса . На Рождество 1176 года Рис провел фестиваль поэзии и песни, при своем дворе в Кардигане который обычно считается первым зарегистрированным эйстедводом . Смерть Оуайна Гвинеда привела к разделению Гвинеда между его сыновьями, а Рис на какое-то время сделал Деейбарта доминирующим в Уэльсе. [41]

Господство Гвинеда и эдвардианское завоевание: 1216–1283 гг.

[ редактировать ]
Памятник Лливелину в Килмери

В результате борьбы за власть в Гвинеде в конечном итоге возник один из величайших валлийских лидеров, Лливелин аб Йорверт , также известный как Лливелин Фаур (Великий), который был единоличным правителем Гвинеда к 1200 году. [42] и к моменту своей смерти в 1240 году фактически стал правителем большей части Уэльса. [43] Лливелин сделал свою «столицу» и штаб-квартиру в Абергвингрегине на северном побережье, с видом на пролив Менай . В 1200 году он стал королем Гвинеда и согласился на мирный договор с королем Англии Иоанном, женившись на его внебрачной дочери Джоан. В 1208 году Лливелин заявил права на королевство Поуис после ареста Гвенвинвин ап Оуайна королем Джоном, который не одобрял его нападения на марчерских лордов Юга. Дружба распалась, и Джон вторгся в некоторые части Гвинеда в 1211 году, взяв в заложники старшего сына Лливелина, а также вынудив сдать территорию на северо-востоке Уэльса. Сын Лливелина, Граффид ап Лливелин , и другие заложники использовались королем в качестве охраны. Однако валлийцы и шотландцы присоединились к английским мятежным баронам, вынудив Иоанна подписать Великую хартию вольностей 1215 года. Таким образом, документ содержит конкретные валлийские положения. Они включали возвращение земель и свобод валлийцам, если эти земли и свободы были захвачены англичанами (и наоборот) без законопослушного решения их коллег. А также немедленное возвращение Граффида и других валлийских заложников. [44] В следующем году Лливелин завоевал господство над всем Уэльсом. [45]

После смерти Джона в 1216 году Лливелин и новый король Генрих III согласились на Вустерский договор 1218 года, который подтвердил право Лливелина на Уэльс до его смерти, признав его принцем Уэльским. [45] Его сын Дэфид ап Лливелин последовал за ним в качестве правителя Гвинеда, но король Англии Генрих III не позволил ему унаследовать положение своего отца в другом месте в Уэльсе. [46] Война разразилась в 1241 году, а затем снова в 1245 году, и вопрос все еще находился на волоске, когда Дафид внезапно умер в Абергвингрегине, не оставив наследника в начале 1246 года. Другой сын Лливелина Великого, Гриффит, был убит при попытке сбежать из Башни. из Лондона в 1244 году. У Гриффита осталось четыре сына, и период внутреннего конфликта между тремя из них закончился приходом к власти Лливелина ап Грифида (также известного как Лливелин Эйн Ллив Олаф ; Лливелин, наш последний лидер ). [ нужна ссылка ]

1267 Монтгомерийский договор года, подписанный с королем Англии Генрихом III, подтвердил, что Лливелин прямо или косвенно контролирует большую часть Уэльса. В ноябре 1276 года король Англии Эдуард I объявил войну Лливелину II из-за ряда споров. [47] Понимая, что его положение безнадежно, Лливелин II сдался без боя. Эдвард заключил соглашение, Аберконвиский договор , который значительно ограничил власть Лливелина. [48] Война вспыхнула снова, когда брат Лливелина Дафид ап Гриффит напал на замок Хаварден в Вербное воскресенье 1282 года. 11 декабря 1282 года Лливелин был заманен на встречу в Килмери в Билт-Уэллс замке с неизвестными участниками марша, где он был убит, а его армия впоследствии уничтожена. [49] Его брат Дэфид ап Грифит продолжал оказывать все более отчаянное сопротивление. Он был схвачен в июне 1283 года, повешен, вытащен и четвертован в Шрусбери . [ нужна ссылка ]

После смерти Лливелина и Дэфида Эдвард положил конец независимости Уэльса , приняв королевский указ о Статуте Раддлана в 1284 году. Статут представлял собой конституционное изменение, присоединяющее Княжество Уэльс к Королевству Англии. [50] [51]

Позднее средневековье: 1283–1542 гг.

[ редактировать ]
Замок Харлех был одним из нескольких, построенных Эдуардом I для закрепления своих завоеваний.

После принятия Статута Раддлана , который ограничивал валлийские законы короля Эдуарда , кольцо впечатляющих каменных замков способствовало господству в Уэльсе, и он увенчал свое завоевание, дав титул принца Уэльского своему сыну и наследнику в 1301 году. [52] Уэльс фактически стал частью Англии, хотя его жители говорили на другом языке и имели другую культуру. Английские короли назначали Совет Уэльса, иногда под председательством наследника престола. Этот Совет обычно заседал в Ладлоу , который сейчас находится в Англии, но в то время все еще являлся частью спорной приграничной территории в Уэльских марках . Однако валлийская литература, особенно поэзия, продолжала процветать, и меньшая знать теперь сменила принцев в качестве покровителей поэтов. Дафид ап Гвилим , расцвет которого пришелся на середину 14 века , многие считают величайшим из валлийских поэтов.

Произошло несколько восстаний, в том числе под руководством Мадога ап Лливелина в 1294–1295 гг. [53] и Лливелин Брен , лорд Сенгенидда, в 1316–1318 гг. В 1370-х годах последний представитель мужской линии правящего дома Гвинеда Оуайн Лавгох дважды планировал вторжение в Уэльс при поддержке Франции. Английское правительство отреагировало на угрозу, отправив агента убить Оуэна в Пуату в 1378 году. [54]

Оуайн Глиндур

В 1400 году валлийский дворянин Оуайн Глиндур восстал против Генриха IV в Англии . Оуайн нанес ряд поражений английским войскам и в течение нескольких лет контролировал большую часть Уэльса. Некоторые из его достижений включали проведение первого парламента Уэльса в Мачинлете и планы создания двух университетов. В конце концов войскам короля удалось восстановить контроль над Уэльсом, и восстание утихло, но сам Оуайн так и не был схвачен. Его восстание вызвало большой всплеск валлийской идентичности, и его широко поддержали валлийцы по всей стране. [55]

В ответ на восстание Глиндура английский парламент в 1402 году принял Уголовные законы против валлийского народа. Они запрещали валлийцам носить оружие, занимать государственные должности и жить в укрепленных городах. Эти запреты распространялись и на англичан, женившихся на валлийках. Эти законы остались в силе после восстания, хотя на практике они постепенно были смягчены. [56]

В Войне Роз , начавшейся в 1455 году, обе стороны широко использовали валлийские войска. Главными фигурами в Уэльсе были два графа Пембрука , йоркист Уильям Герберт и ланкастерец Джаспер Тюдор . Совет Уэльса и Маркей был создан для управления Уэльсом ланкастерцем Генрихом VI для его сына Эдварда Вестминстерского в 1457 году. Совет был снова создан в 1471 году Эдуардом IV для его сына Эдуарда V. [ нужна ссылка ]

Генрих Тюдор, впоследствии король Генрих VII

В 1485 году племянник Джаспера, Генрих Тюдор , высадился в Уэльсе с небольшим отрядом, чтобы подать заявку на престол Англии. были такие принцы, как Рис ап Граффид Генри был валлийцем по происхождению, среди его предков , и его дело получило большую поддержку в Уэльсе. Генрих победил короля Англии Ричарда III в битве при Босворте с армией, состоящей из многих валлийских солдат, и занял трон как Генрих VII Англии . Генрих VII снова создал Совет Уэльса и Марки для своего сына принца Артура . [57]

При его сыне, Генрихе VIII Английском , были приняты Законы Уэльса 1535 и 1542 годов , интегрировавшие Уэльс с Англией в юридическом плане, отменившие валлийскую правовую систему и запретившие валлийскому языку любую официальную роль или статус. впервые определил границу Уэльса и Англии и позволил членам, представляющим округа Уэльса, быть избранными в английский парламент. [58] Они также отменили любые юридические различия между валлийцами и англичанами, тем самым фактически отменив Уголовный кодекс, хотя формально он не был отменен. [59]

Ранний современный период

[ редактировать ]
Портрет Уильяма Моргана.

После разрыва Генриха VIII с Римом и Папой Уэльс по большей части последовал за Англией в принятии англиканства , хотя ряд католиков активно пытались противодействовать этому и выпустили некоторые из самых ранних книг, напечатанных на валлийском языке. В 1588 году Уильям Морган сделал первый полный перевод валлийской Библии . [60] [с] Библия Моргана — одна из самых значительных книг на валлийском языке, и ее публикация значительно увеличила статус и масштабы валлийского языка и литературы . [60]

Епископ Ричард Дэвис и протестантский священнослужитель-диссидент Джон Пенри познакомили Уэльс с кальвинистской теологией. Кальвинизм развивался в пуританский период, после восстановления монархии при Карле II, а также внутри методистского движения Уэльса. Однако до середины XIX века было доступно лишь несколько экземпляров работ Кальвина. [62] В 1567 году Дэвис, Уильям Сейлсбери и Томас Юэт завершили первый современный перевод Нового Завета и первый перевод Книги общей молитвы ( валлийский : Y Llyfr Gweddi Gyffredin ). В 1588 году Уильям Морган завершил перевод всей Библии. Эти переводы были столь же важны для выживания валлийского языка и придали валлийскому статус литургического языка и средства поклонения. Это сыграло значительную роль в его дальнейшем использовании в качестве средства повседневного общения и литературного языка вплоть до наших дней, несмотря на давление английского языка. в начале 17 века Уэльс был преимущественно роялистом В Войнах Трех Королевств , хотя были и некоторые заметные исключения, такие как Джон Джонс Мэйзигарнед и пуританский писатель Морган Ллуид . [63] был важным источником людей для армий английского короля Карла I. Уэльс [64] хотя никаких крупных сражений в Уэльсе не произошло. Вторая гражданская война в Англии началась, когда в начале 1648 года неоплачиваемые парламентские войска в Пембрукшире перешли на другую сторону. [65] Полковник Томас Хортон разгромил повстанцев-роялистов в битве при Сент-Фагансе в мае, а лидеры повстанцев сдались Кромвелю 11 июля после длительной двухмесячной осады Пембрука .

Образование в Уэльсе в этот период находилось в очень низком упадке: единственное доступное образование было на английском языке, в то время как большинство населения говорило только на валлийском языке. В 1731 году Гриффит Джонс начал распространять школы в Кармартеншире , которые удерживались в одном месте около трех месяцев, прежде чем переехать (или «переехать») в другое место. Языком обучения в этих школах был валлийский. По оценкам, к моменту смерти Гриффита Джонса в 1761 году до 250 000 человек научились читать в школах по всему Уэльсу. [66]

Две печи Бленавонского металлургического завода

В 18 веке также произошло возрождение валлийских методистов , возглавляемое Дэниелом Роулендом , Хауэллом Харрисом и Уильямом Уильямсом Пантиселином . [67]

Нонконформизм имел значительное влияние в Уэльсе с восемнадцатого по двадцатый века. Возрождение валлийских методистов XVIII века было одним из самых значительных религиозных и социальных движений в истории Уэльса. Пробуждение началось внутри англиканской церкви в Уэльсе и вначале оставалось как группа внутри нее, но валлийское возрождение отличалось от методистского возрождения в Англии тем, что его богословие было кальвинистским, а не арминианским . В начале 19 века валлийские методисты отделились от англиканской церкви и основали собственную деноминацию, ныне Пресвитерианскую церковь Уэльса . Это также привело к усилению других нонконформистских конфессий, и к середине XIX века Уэльс был в основном нонконформистским в религии. Это имело серьезные последствия для валлийского языка, поскольку он был основным языком нонконформистских церквей в Уэльсе. Воскресные школы , которые стали важной особенностью жизни Уэльса, сделали большую часть населения грамотной на валлийском языке, что было важно для выживания языка, поскольку его не преподавали в школах. Валлийские методисты постепенно создавали свои собственные сети, структуры и даже молитвенные дома (или часовни), что в конечном итоге привело к отделению в 1811 году и формальному созданию кальвинистских методистов. Пресвитерианская церковь Уэльса в 1823 году. [68] Возрождение валлийских методистов также оказало влияние на старые нонконформистские церкви или раскольнических баптистов , и конгрегационалистов которые, в свою очередь, также испытали рост и обновление. В результате к середине девятнадцатого века Уэльс стал преимущественно нонконформистской страной.

В конце 18-го века началась промышленная революция , а наличие железной руды, известняка и крупных залежей угля на юго-востоке Уэльса означало, что в этом районе вскоре были созданы металлургические заводы и угольные шахты, в частности металлургический завод Cyfarthfa и Металлургический завод Даулэйса в Мертир-Тидвиле .

Современная история

[ редактировать ]

Современная история Уэльса начинается в 19 веке, когда Южный Уэльс стал сильно индустриализированным благодаря металлургическим заводам; это, наряду с распространением добычи угля в долинах Кинон и Ронда с 1840-х годов, привело к увеличению населения. [69] Социальные последствия индустриализации привели к вооруженным восстаниям против преимущественно английских владельцев. [70] Социализм развился в Южном Уэльсе во второй половине века, сопровождаясь растущей политизацией религиозного нонконформизма . Первый от Лейбористской партии член парламента Кейр Харди был избран младшим членом от валлийского избирательного округа Мертир-Тидфил и Абердэр в 1900 году. [71]

Большая яма, Национальный музей угля.

Население Уэльса удвоилось и превысило один миллион в период с 1801 по 1851 год, а затем снова удвоилось, достигнув 2 421 000 к 1911 году. Большая часть прироста пришлась на угледобывающие районы, особенно в Гламорганшире . [72] Частично этот рост можно объяснить демографическим переходом, который наблюдался в большинстве промышленно развитых стран во время промышленной революции , когда уровень смертности снизился, а уровень рождаемости остался стабильным. Однако во время промышленной революции в Уэльс также произошла крупномасштабная миграция людей. Англичане были самой многочисленной группой, но было также значительное количество ирландцев и меньшее количество итальянцев , мигрировавших в Южный Уэльс, а также русских и польских евреев. [73]

Первое десятилетие 20-го века было периодом угольного бума в Южном Уэльсе, когда рост населения превысил 20 процентов. [74] [ нужна страница ] Демографические изменения повлияли на языковую границу; доля говорящих на валлийском языке в долине Ронда упала с 64 процентов в 1901 году до 55 процентов десять лет спустя, и аналогичные тенденции были очевидны и в других местах Южного Уэльса. [75] [ нужна страница ]

было Валлийское возрождение 1904–1905 годов крупнейшим полномасштабным христианским возрождением Уэльса в 20 веке. Считается, что во время возрождения 1904–1905 годов христианами стали не менее 100 000 человек, но, несмотря на это, оно не остановило постепенный упадок христианства в Уэльсе, а лишь слегка его задержало. [76]

Кеннет О. Морган утверждает, что эпоха 1850–1914 годов:

Это была история растущей политической демократии с гегемонией либералов в национальных и местных органах власти, все более процветающей экономики в долинах Южного Уэльса, доминирующего в мире региона по экспорту угля с огромными портами в Кардиффе и Барри, все более оживленной литературы и возрождение в айстедводе и большую жизнеспособность в нонконформистских часовнях, особенно после кратковременного импульса «великого возрождения» Y Diwygiad Mawr 1904–1905 годов. В целом, существовало повсеместное чувство сильной национальной идентичности, авангардом которого были национальный музей, национальная библиотека и национальный университет. [77]

«Валлийцы в лесу Мамец», написанная Кристофером Уильямсом по заказу тогдашнего государственного секретаря по вопросам войны Дэвида Ллойд Джорджа.

Мировые войны и межвоенный период были тяжелыми временами для Уэльса с точки зрения пошатнувшейся экономики из-за антивоенных потерь. Мужчины охотно шли добровольцами на военную службу. [78] Первая мировая война и ее последствия оказали серьезное влияние на Уэльс с точки зрения экономических последствий, а также потерь во время войны. Результатом стала значительная социальная депривация. [77] Лейбористская партия заменила либералов в качестве доминирующей партии в Уэльсе, особенно в промышленных долинах Южного Уэльса . Plaid Cymru была основана в 1925 году, но первоначально ее рост был медленным и она получила мало голосов на парламентских выборах. [79]

Послевоенное время, чтобы представить

[ редактировать ]

В период сразу после Второй мировой войны произошло сильное оживление экономического роста, сопровождавшееся ростом личного материального благосостояния беднейших слоев общества в результате новых систем социального обеспечения. Поддержка политического национализма усилилась благодаря некоторому успеху Пледа Камру и усилению давления в пользу передачи полномочий Уэльсу. [77] Личные доходы выросли в послевоенный период; В 1962 году, например, средняя недельная заработная плата мужчин, занятых физическим трудом, составляла 315 шиллингов 8 пенсов по сравнению со средним показателем по Великобритании в 312 шиллингов 10 пенсов. Согласно одному исследованию, «только в Мидлендсе и на юге Англии заработная плата мужчин за физический труд была выше, чем в Уэльсе». [80] Тем не менее, после 1945 года угольная промышленность неуклонно приходила в упадок. [81] К началу 1990-х годов в Уэльсе действовала только одна глубокая яма. Аналогичный катастрофический спад произошел в сталелитейной промышленности ( сталелитейный кризис ), и экономика Уэльса, как и экономики других развитых стран, все больше склонялась к расширению сектора услуг.

Парламент Сенедда-Уэльса, Кардиффский залив.

Тем временем растущие призывы признать валлийский язык на институциональном уровне привели к принятию Закона о валлийском языке 1967 года . Таким образом, валлийский язык был официально признан законным языком в юридическом и административном контексте впервые в английском праве. [82] Доля населения Уэльса, способного говорить на валлийском языке , сокращалась, упав с чуть менее 50% в 1901 году до 43,5% в 1911 году и достигнув минимума в 18,9% в 1981 году. С тех пор она немного выросла. [83]

На референдуме 1979 года Уэльс проголосовал против передачи полномочий Уэльсу большинством в 80 процентов. В 1997 году второй референдум по тому же вопросу получил очень незначительное большинство (50,3 процента). [84] Национальная ассамблея Уэльса ( Cynulliad Cenedlaethol Cymru ) была создана в 1999 году (в соответствии с Законом о правительстве Уэльса 1998 года ) с полномочиями определять, как расходуется и управляется бюджет центрального правительства Уэльса, хотя парламент Великобритании оставил за собой право устанавливать ограничения. о своих полномочиях. [85]

Закон о правительстве Уэльса 2006 года (c 32) парламента Великобритании реформировал Национальную ассамблею Уэльса и упростил предоставление ей дополнительных полномочий. Закон создал систему правления с отдельной исполнительной властью, назначаемой из законодательного органа и подотчетной ему. [86] После успешного референдума 2011 года о расширении законотворческих полномочий Национальной ассамблеи она смогла принимать законы, известные как Акты Ассамблеи, по всем вопросам в переданных предметных областях, без необходимости согласия Парламента Великобритании. [87] а в мае 2020 года он был переименован в «Сенедд Симру» или «Парламент Уэльса», широко известный как « Сенедд » на английском и валлийском языках. [88]

Историография

[ редактировать ]

До недавнего времени Мартин Джонс говорил:

историография современного Уэльса была довольно узкой. Его сферой влияния были судьбы либералов и лейбористов, влияние профсоюзов и протестов, а также культурные сферы нонконформизма и валлийского языка. Это неудивительно — все новые области науки начинаются с больших тем и больших вопросов, — но это придало большей части академической истории Уэльса довольно специфический оттенок. Оно было институциональным и мужским, но все же занималось областями исследований, выходящими за пределы британского истеблишмента. [89]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гильдас, письмо ок. 540, осуждает «тирана деметиан». [12]
  2. ^ Обсуждение этого см. [25]
  3. ^ «Год, в котором независимость Англии была сохранена благодаря поражению Армады, был также годом, когда языковая и культурная целостность Уэльса была спасена Библией Моргана». [61]
  1. ^ Дэвис 1994 , с. 3.
  2. ^ Ричардс и Тринкаус 2009 .
  3. ^ Линч 2000 , стр. 34–42, 58.
  4. ^ Уиттл 1992 .
  5. ^ Линч 1995 , стр. 39–40.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвис 2009 , с. 23.
  7. ^ Дэвис 1994 , с. 19.
  8. ^ Линч 1995 , стр. 249–277.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс и Мэттингли 1990 , с. 151.
  10. ^ Вебстер 2019 , стр. 37–39.
  11. ^ Джонс и Маттингли 1990 , стр. 154.
  12. ^ Джайлз 1841 , стр. 27.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс и Маттингли 1990 , стр. 179–196.
  14. ^ Дэвис 2000 , с. 78.
  15. ^ Кох 2006 , стр. 1231–1233.
  16. ^ Харбус 2002 , стр. 52–63.
  17. ^ Линч 1995 , с. 126.
  18. ^ Дэвис 1994 , с. 52.
  19. ^ Ллойд 1911a , стр. 143–159.
  20. ^ Чарльз-Эдвардс 2013 , с. 345.
  21. ^ Ллойд 1911a , с. 131.
  22. ^ Маунд 2006 , с. 36.
  23. ^ Дэвис 1994 , с. 64.
  24. ^ Дэвис 1994 , стр. 65–66.
  25. ^ Стивенсон 1984 , стр. 138–141.
  26. ^ Маунд 2006 , стр. 50–54.
  27. ^ Ллойд 1911a , с. 337.
  28. ^ Ллойд 1911a , стр. 343–344.
  29. ^ Ллойд 1911a , стр. 351–352.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маунд 2006 , стр. 87–97.
  31. ^ Маунд 1991 , с. 64.
  32. ^ Джонс 1959 .
  33. ^ Дэвис 1994 , с. 100.
  34. ^ Маунд 1991 , с. 216.
  35. ^ Дэвис 1987 , стр. 28–30.
  36. ^ Маунд 2006 , с. 110.
  37. ^ Ремфри 2003 , стр. 4–5.
  38. ^ Ллойд 1911b , с. 398.
  39. ^ Маунд 2006 , стр. 162–171.
  40. ^ Ллойд 1911b , стр. 508–509.
  41. ^ Ллойд 1911b , с. 536.
  42. ^ Мур 2005 , стр. 108–109.
  43. ^ Мур 2005 , с. 124.
  44. ^ Карпентер 2015 .
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пирс, 1959 год .
  46. ^ Ллойд 1911b , с. 693.
  47. ^ Powicke 1962 , с. 409.
  48. ^ Прествич 2007 , с. 151.
  49. ^ Дэвис 2000 , с. 353.
  50. ^ Джонс 1969 .
  51. ^ Пилкингтон 2002 , стр. 23–24.
  52. ^ Дэвис 1987 , с. 386.
  53. ^ Мур 2005 , с. 159.
  54. ^ Мур 2005 , стр. 164–166.
  55. ^ Мур 2005 , стр. 169–185.
  56. ^ Дэвис 1994 , с. 199.
  57. ^ Уильямс 1987 , стр. 217–226.
  58. ^ Уильямс 1987 , стр. 268–273.
  59. ^ Дэвис 1994 , с. 233.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис 2008 , с. 572.
  61. ^ Уильямс 1987 , стр. 322–323.
  62. ^ Морган 2009 , стр. 22–36.
  63. ^ Дженкинс 1987 , с. 7.
  64. ^ Дженкинс 1987 , стр. 5–6.
  65. ^ Дэвис 1994 , с. 280.
  66. ^ Дженкинс 1987 , стр. 370–377.
  67. ^ Дженкинс 1987 , стр. 347–350.
  68. ^ Ялден 2004 , стр. 293–324.
  69. ^ Уильямс 1985 , с. 183.
  70. ^ Дэвис 1994 , стр. 366–367.
  71. ^ Морган 1981 , стр. 46–47.
  72. ^ Митчелл 1962 , стр. 20, 22.
  73. ^ О'Лири 2002 , с. 302.
  74. ^ Дженкинс 1987 .
  75. ^ Эванс 1989 .
  76. ^ Grids 2004 , стр. 792–827.
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Морган 2015 , с. 95.
  78. ^ Филлипс 1993 , стр. 94–105.
  79. ^ Морган 1981 , стр. 206–8, 272.
  80. ^ Уэльс с 1939 года. Мартин Джонс, 2013 г.
  81. ^ Дэвис 1994 , с. 533.
  82. ^ Бейкер 1985 , с. 169.
  83. ^ Дэвис 1993 , стр. 56, 67.
  84. ^ Вин Джонс 2012 , с. место: 400.
  85. ^ Вин Джонс 2012 .
  86. ^ Экспертная группа по избирательной реформе Ассамблеи 2017 г. , стр. 33.
  87. ^ Экспертная группа по избирательной реформе Ассамблеи 2017 г. , стр. 33-34.
  88. ^ Экспертная группа по избирательной реформе Ассамблеи 2017 г. , стр. 18, 33–34.
  89. ^ Джонс 2016 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Чемберс, Пол и Эндрю Томпсон. «Примириться с прошлым: религия и идентичность в Уэльсе». Социальный компас 52.3 (2005): 337–352.
  • Дэвис, Эбнезер Томас. Религия в промышленной революции Южного Уэльса (U. of Wales Press, 1965)
  • Дженкинс, Герайнт Х. Литература, религия и общество в Уэльсе, 1660–1730 (University of Wales Press, 1978)
  • Гораций Манн (1854 г.). Перепись Великобритании 1851 года: Религиозное поклонение в Англии и Уэльсе . Ге. Рутледж.
  • Морган, Дерек Ллуид. Великое пробуждение в Уэльсе (Epworth Press, 1988)
  • Уокер, Р.Б. «Рост уэслианского методизма в викторианской Англии и Уэльсе». Журнал церковной истории 24.03 (1973): 267–284.
  • Уильямс, Гланмор. Валлийская церковь от завоевания к реформации (University of Wales Press, 1976)
  • Уильямс, Гланмор. Валлийская церковь от Реформации до упадка: 1603–1920 (University of Wales Press, 2007)
  • Уильямс, Гланмор, изд. Очерки валлийской реформации (University of Wales Press, 1967)
  • Ялден, Питер. «Ассоциация, сообщество и истоки секуляризации: английское и валлийское нонконформизм, ок. 1850–1930». Журнал церковной истории 55.02 (2004): 293–324.

Историография

[ редактировать ]
  • Эванс, Нил. Написание прошлого маленькой нации: Уэльс в сравнительной перспективе, 1850–1950 (Routledge, 2016).
  • Джайлз, Джон Аллен , изд. (1841), «Произведения Гильдаса» , Произведения Гильдаса и Ненния , Лондон: Джеймс Бон
  • Уити, Алан. «Нездоровое пренебрежение? Медицина и медицинская историография Уэльса раннего Нового времени». Социальная история медицины 21.1 (2008): 163–174. онлайн

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Brut y Tywysogyon или Хроники принцев. Пениарт Мисс 20 версия , изд. и транс. Т. Джонс [Кардифф, 1952]
  • Анналы Камбрий. Перевод Harleian 3859; ПРО Э.164/1; Коттониан Домициан, А 1; Библиотека Эксетерского собора MS. 3514 и MS Exchequer DB Neath, PRO E ( ISBN   1-899376-81-X )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16f42a56561816df4cdc2981753ce9e4__1719138660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/e4/16f42a56561816df4cdc2981753ce9e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Wales - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)