Валлийская передача полномочий

Эта статья является частью серии, посвященной Политика Соединенного Королевства на |
Политика Уэльса |
---|
![]() |
Деволюция Уэльса передача законодательной власти по самоуправлению Уэльсу — это правительством Соединенного Королевства . [1]
Уэльс был завоеван Англией в 13 веке, когда Законы Уэльса 1535 и 1542 годов применяли английские законы к Уэльсу и включали его в состав Англии, а затем Великобритании и Соединенного Королевства .
Рост валлийского национализма и политических движений, выступающих за автономию Уэльса, стал более заметным в конце девятнадцатого века. Передача некоторых административных обязанностей началась в начале двадцатого века, а также принятие законов, специфичных для Уэльса. После Второй мировой войны различные движения и предложения выступали за разные модели передачи полномочий Уэльсу. В 1979 году референдум о передаче полномочий был отвергнут 79% избирателей из-за региональных разногласий и культурных проблем, но к 1997 году поддержка передачи возросла и получила узкую поддержку на референдуме . Впоследствии были приняты законы о создании Национальной ассамблеи Уэльса и предоставлении ей второстепенных законодательных полномочий в таких областях, как сельское хозяйство, образование и жилье. На третьем референдуме 2011 года избиратели поддержали все основные законотворческие полномочия Национальной ассамблеи в определенных областях управления. После Закона о Сенедде и выборах (Уэльс) 2020 года Национальная ассамблея была переименована в «Сенедд Симру» (на валлийском языке) и «Парламент Уэльса» (на английском языке) (также вместе именуемый « Сенедд »), что рассматривалось как лучшее отражение расширенных законодательных полномочий органа.
Лейбористская партия Уэльса выступает за дальнейшую передачу полномочий Уэльса и «далеко идущий федерализм » с полномочиями, равными полномочиям Шотландии и Северной Ирландии, в то время как валлийская националистическая партия Плед Симру назвала передачу полномочий ступенью на пути к полной независимости Уэльса .
История Уэльса |
---|
![]() ![]() |
Включение Уэльса в состав Англии
[ редактировать ]Уэльс был завоеван Англией в 13 веке, а последний коренной принц Уэльса, Лливелин Последний , был убит в засаде английским солдатом в 1282 году. [2] 1284 года Статут Раддлана Уэльса привел к потере фактической независимости и сформировал конституционную основу для него как княжества в Королевстве Англии. [3]
Оуайн Глиндур ненадолго восстановил независимость Уэльса Уэльса в ходе национального восстания, которое началось в 1400 году. Он созвал первый Сенедд в Мачинлете в 1404 году, но к 1412 году валлийцы потерпели поражение от англичан. [4] Уголовные законы против валлийцев 1401–1402 годов, принятые английским парламентом, сделали валлийцев гражданами второго сорта. Когда надежды на независимость закончились, больше не было войн или восстаний против английского правления, и законы оставались в сводах законов до 1624 года. [5]
Законы английского парламента в Уэльсе Законы 1535 и 1542 года применили английские законы к Уэльсу и объединили Княжество и Марки Уэльса, фактически упразднив оба региона и включив Уэльс в состав Англии. [6] [7] Закон Уэльса и Бервика 1746 года определил, что «Англия» включает Уэльс. [8]
История
[ редактировать ]Движение за самоуправление
[ редактировать ]Упразднение англиканской церкви
[ редактировать ]Закон о закрытии воскресенья (Уэльс) 1881 года был первым законом, признавшим, что Уэльс имеет отдельный политико-правовой характер от остальной части английского государства. [9] В то время большинство жителей Уэльса принадлежало к нонкомформистским церквям, несмотря на то, что члены англиканской церкви имели юридические и социальные привилегии. Таким образом, Закон о закрытии воскресенья был отмечен в Уэльсе как значительный шаг на пути к установлению равного статуса нонкомформистских часовен и ликвидации англиканской церкви в Уэльсе . Историк и бывший продюсер BBC в Уэльсе Джон Трефор предполагает, что этот поступок «был победой не только для часовен и лиг трезвости, но и для валлийской идентичности. Далее он говорит: «Было ощущение, что здесь все можно сделать по-другому». . Вскоре после этого появились законы об образовании и кладбищах, предназначенные только для Уэльса, и во многих отношениях они установили принцип, на котором основаны передача полномочий и Национальное собрание». [10]

Дэвид Ллойд Джордж , член парламента от Кернарфона в то время, в начале своей карьеры занимался передачей полномочий Уэльсу, начиная с Церкви в Уэльсе . Он сказал в 1890 году; «Я глубоко впечатлен тем фактом, что у Уэльса есть собственные желания и вдохновения, которые слишком долго игнорировались, но которыми больше нельзя пренебрегать. Первым и главным среди них является дело религиозной свободы и равенства в Уэльсе. В случае возвращения в парламент от вас, я буду искренне стремиться трудиться ради триумфа этого великого дела. Я верю в либеральное распространение принципа децентрализации». [11] В 1895 году в законопроект о церкви в Уэльсе, который в конечном итоге оказался безуспешным, Ллойд Джордж внес поправку в осторожной попытке сформировать своего рода валлийское самоуправление, национальный совет для назначения комиссаров валлийской церкви. [12] [13] [14] Был принят Закон о Уэльской церкви 1914 года, дающий Церкви в Уэльсе свободу управлять своими делами. После приостановления действия закона на время Первой мировой войны его действие вступило в силу с 1920 года. [15]
Домашнее правило
[ редактировать ]В ответ на требование Ирландии о «самоуправлении» либеральный премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон предложил два законопроекта о самоуправлении Ирландии в 1886 и 1893 годах, но оба они провалились. [16] Хотя идея «самоуправления повсюду» существовала с 1830-х годов, она стала более популярной в 1910 году во время конституционной конференции и на пороге ирландской войны в 1913–1914 годах. [17]

Политические движения, поддерживающие самоуправление Уэльса, начались в конце девятнадцатого века одновременно с ростом валлийского национализма . [19] [20] В том же году, когда был предложен первый законопроект для Ирландии, было основано движение Cymru Fydd (Уэльс будет/Уэльс будет) для продвижения идеи самоуправления в Уэльсе. [9] Ллойд Джордж был одним из главных лидеров Cymru Fydd, организации, созданной с целью создания правительства Уэльса. [21] и «более сильная валлийская идентичность». [22] Таким образом, Ллойд Джордж считался радикальной фигурой в британской политике и был связан с пробуждением валлийского национализма и идентичности, сказав в 1880 году: «Разве не пора Уэльсу иметь полномочия управлять своими собственными делами». [23] [24] Историк Эмир Прайс назвал его «первым архитектором передачи власти Уэльса и ее самым известным защитником», а также «новаторским сторонником мощного парламента для народа Уэльса». [25] Первые общества Саймру Фидд были созданы в Ливерпуле и Лондоне в 1887 году, а зимой 1886–1887 годов были основаны либеральные федерации Северного и Южного Уэльса. [26] Ллойд Джордж также был особенно активен в попытках создать отдельную Уэльскую национальную партию, основанную на Стюарта Парнелла Чарльза Ирландской парламентской партии , а также работал над объединением Либеральных федераций Северного и Южного Уэльса с Симру Фиддом для формирования Валлийской национальной либеральной федерации. . [27] Движение Саймру Фидд рухнуло в 1896 году на фоне личного соперничества и разногласий между представителями либералов, такими как Дэвид Альфред Томас . [9] [28] Однако в 1898 году Дэвиду Ллойд Джорджу удалось сформировать Уэльский национальный либеральный совет, свободную головную организацию, охватывающую две федерации. [29]
Поддержка самоуправления Уэльса и Шотландии среди большинства политических партий была самой сильной в 1918 году, после обретения независимости другими европейскими странами после Первой мировой войны и Пасхального восстания в Ирландии, пишет доктор Дэвис. [30] Хотя Саймру Фидд рухнул, самоуправление все еще стояло на повестке дня: либерал Джозеф Чемберлен предлагал « всестороннее самоуправление » для всех стран Соединенного Королевства, отчасти для того, чтобы удовлетворить требования Ирландии, но сохранить превосходство имперского парламента Вестминстера. Эта идея, которая в конечном итоге потеряла популярность после того, как «Южная Ирландия» покинула Великобританию и стала доминионом в 1921 году, а в 1922 году было создано ирландское свободное государство. [26] К 1920-м годам самоуправление во всех отношениях стало официальной политикой Лейбористской партии, но либералы потеряли интерес, потому что, если бы валлийский парламент был сформирован, они не смогли бы его контролировать. [31]
Валлийские институты формируют
[ редактировать ]В конце 19 века сформировался ряд национальных учреждений; национальное и ежегодное культурное мероприятие - Национальный Айстедвод Уэльса в 1861 году, [32] Футбольная ассоциация Уэльса в 1876 году, [33] Валлийский союз регби в 1881 году [34] и Университет Уэльса в 1893 году. [35]
В 1896 году образование в Уэльсе начало выделяться с образованием Центрального совета Уэльса, который инспектировал гимназии в Уэльсе, и был принят Закон о промежуточном образовании Уэльса 1889 года, чтобы «предусмотреть дополнительные положения о промежуточном и техническом образовании жителей Уэльса». и графство Монмут», возложив на совет ответственность за проверку средних школ. [36] [37] В 1907 году был сформирован валлийский отдел Совета по образованию , и в том же году была создана валлийская инспекция для проверки начальных и средних школ Уэльса. [38]
В начале 20 века также продолжалось формирование ряда валлийских национальных институтов; Национальная библиотека Уэльса в 1911 году, [39] Валлийская гвардия в 1915 году [40] и Совет здравоохранения Уэльса в 1919 году. [41] Церковь в Уэльсе возникла в 1920 году после упразднения англиканской церкви на основании Закона о валлийской церкви 1914 года . [42]

Дискуссии о необходимости «валлийской партии» велись с 19 века. [44] Примерно за поколение до 1922 года «произошёл заметный рост конституционного признания валлийской нации», писал историк доктор Джон Дэвис . [45] К 1924 году в Уэльсе были люди, «стремившиеся сделать свою национальность в центре внимания валлийской политики». [46] В 1925 году была основана Плед Генедлаэтол Камру («Национальная партия Уэльса»); в 1945 году она была переименована в Плед Симру – Партия Уэльса. Принципы партии, определенные в 1970 году, заключались в следующем: (1) самоуправление Уэльса, (2) защита культуры, традиций, языка и экономического положения Уэльса и (3) обеспечение членство самоуправляющегося валлийского государства в Организации Объединенных Наций. [47]
Первые члены Независимой лейбористской партии попытались создать Федерацию Южного Уэльса в конце 19 века, но Региональный совет труда Южного Уэльса не был создан до 1937 года. [48] Лейбористское правительство Великобритании, избранное в 1945 году, было решительно центристским, но в том же году в Уэльсе было создано 15 правительственных департаментов Великобритании. [31] [49] К 1947 году единый валлийский региональный совет труда стал отвечать за весь Уэльс. [48] В 1959 году название Лейбористского совета было изменено с «Валлийский региональный совет» на «Валлийский совет», а в 1975 году Лейбористская партия была переименована в Лейбористскую партию Уэльса. [48]
Совет Уэльса
[ редактировать ]Члены Лейбористской партии Уэльса, такие как Д. Р. Гренфелл , У. Х. Мэйнваринг и Джеймс Гриффитс, поддержали учреждение поста государственного секретаря, тогда как Анейрин Беван считал, что передача полномочий отвлечет от «основной британской политики». Правительство Великобритании пошло на компромисс и согласилось на создание Совета Уэльса и Монмутшира. Однако на него была возложена не более чем обязанность консультировать правительство Великобритании по вопросам, представляющим интерес для Уэльса. [50]
Предложение о создании Совета Уэльса и Монмутшира было объявлено в Палате общин 24 ноября 1948 года. Его первое заседание состоялось в мае 1949 года, а первое деловое заседание - в следующем месяце. В его круг полномочий входило:
- встречаться время от времени и, по крайней мере, ежеквартально для обмена мнениями и информацией о развитии и тенденциях в экономической и культурной областях в Уэльсе и Монмутшире; и
- обеспечить адекватное информирование правительства о влиянии деятельности правительства на общую жизнь жителей Уэльса и Монмутшира. [51]
В состав Совета Уэльса и Монмутшира входило 27 назначенных членов. Из них 12 были номинированы местными властями Уэльса; были также кандидаты от Объединенного комитета по образованию , Уэльского университета, Национального совета Айстедвода , Уэльского совета по туризму и отдыху , а также от руководства и профсоюзов валлийской промышленности и сельского хозяйства. [52] Председателем был Хью Т. Эдвардс , профсоюзный лидер. [53] Совет заседал приватно, что стало еще одним источником разногласий. [54] Он создал различные группы и комитеты для расследования проблем, затрагивающих Уэльс, в том числе группу по валлийскому языку для изучения и составления отчетов о нынешней ситуации с языком; коллегия правительственной администрации; промышленная панель; Группа сельского развития; Транспортная панель; и Группа по туристической индустрии. [51]


Кампания Парламента за Уэльс
[ редактировать ]В 1950-х годах упадок Британской империи уничтожил ощущение британской принадлежности, и пришло осознание того, что Уэльс не так процветает, как юго-восточная Англия и более мелкие европейские страны. Последовательные победы Консервативной партии в Вестминстере привели к предположениям, что только посредством самоуправления Уэльс сможет создать правительство, отражающее голоса валлийского электората. выступили Против наводнения в Триверине 125 местных властей, и 27 из 36 депутатов парламента Уэльса проголосовали против законопроекта во втором чтении, при этом никто не проголосовал за него. В то время в Уэльсе не было офиса в Уэльсе (открытого в 1964 году) или какой-либо передачи полномочий. [55] Джон Дэвис добавляет, что представители Уэльса были бессильны перед политической структурой того времени, что является основным посланием Пледа Камру. [56] в Разминирование Эпинта 1940 году также было описано как «важная, но часто упускаемая из виду, глава в истории Уэльса». [57]
Сторонники создания валлийского парламента прошли парадом в Мачинллете (место последнего Сенедда Оуайна Глиндура ) 1 октября 1949 года. На мероприятии также присутствовали ораторы и развлекательная программа. [58] С 1950 по 1956 год кампания Парламента Уэльса вернула передачу полномочий в политическую повестку дня. Межпартийную кампанию возглавила леди Меган Ллойд Джордж , дочь бывшего премьер-министра и борца за передачу полномочий в Уэльсе Дэвида Ллойд Джорджа, скончавшегося в 1945 году. [38] [59] Кампания за создание валлийского парламента ( Ymgyrch Senedd i Gymru ) была официально начата 1 июля 1950 года на митинге в Лландриндоде. Это событие привело к созданию петиции с участием 240 652 человек с призывом к созданию парламента Уэльса, которая была представлена в Палату общин Меган Ллойд Джордж в 1956 году. [58] Это предложение было отклонено правительством Великобритании. В Палату общин были также поданы петиции о назначении государственного секретаря Уэльса, которые также были отклонены. [59]
Офис Уэльса и государственный секретарь Уэльса
[ редактировать ]В первой половине 20-го века ряд политиков поддержали создание поста государственного секретаря Уэльса как шаг к самоуправлению Уэльса. Пост министра по делам Уэльса был создан в 1951 году при министре внутренних дел, а в 1954 году он был повышен до государственного министра . [20] В 1964 году лейбористское правительство Великобритании сформировало новый офис государственного секретаря Уэльса, а в 1965 году было создано Управление Уэльса, которым руководил государственный секретарь Уэльса и которое отвечало за реализацию политики правительства Великобритании в Уэльсе. [20] В 1999 году офис Уэльса уступил место Национальной ассамблее Уэльса, и сотрудники офиса Уэльса перешли в Национальную ассамблею. [60]
Официальный флаг и столица
[ редактировать ]Первый официальный флаг Уэльса был создан в 1953 году к коронации королевы Елизаветы II. Этот «расширенный» флаг, включающий Королевский значок Уэльса, подвергся критике в 1958 году со стороны « Горседд и Бейрдд », национальной валлийской группы, состоящей из валлийских литераторов и известных валлийцев. В 1959 году, вероятно, в ответ на критику, валлийский флаг был заменен на красного валлийского дракона на зелено-белом фоне, который и сегодня остается нынешним флагом Уэльса. [61]
21 декабря 1955 года лорд-мэр Кардиффа объявил толпе, что Кардифф теперь является официальной столицей Уэльса после голосования, проведенного накануне членами местных властей Уэльса. Кардифф выиграл голосование, набрав 136 голосов, а Кернарфон занял второе место с 11 голосами. Кампания за то, чтобы Кардифф стал столицей, продолжалась 30 лет до голосования. Историк Джеймс Коуэн изложил некоторые причины, по которым был выбран Кардифф, в том числе; будучи крупнейшим городом Уэльса с населением 243 632 человека, здания в парке Катайс, такие как мэрия и Национальный музей Уэльса, среди других причин. Доктор Мартин Джонс, преподаватель Университета Суонси, предположил, что после формирования Национальной ассамблеи Уэльса в 1999 году Кардифф стал «значимой столицей, как дом правительства Уэльса, тогда как раньше статус его столицы не имел значения, он было просто символическим». [62]
Первый член парламента от Plaid Cymru
[ редактировать ]
Лидер Plaid Cymru Гвинфор Эванс получил первое в истории место от партии в Вестминстере в Кармартене в 1966 году, что, по словам доктора Мартина Джонса из Университета Суонси, «помогло изменить курс нации». Это, в сочетании с получением места Винни Юинг из Шотландской национальной партии в Гамильтоне, Шотландия, в 1967 году, возможно, способствовало давлению на премьер-министра лейбористской партии Гарольда Уилсона с целью формирования Комиссии Килбрандона . [63] [64] Это событие, возможно, также способствовало принятию Закона о валлийском языке 1967 года . [64] Этот закон отменил положение Закона Уэльса и Бервика 1746 года , согласно которому термин «Англия» должен включать Уэльс, тем самым определяя Уэльс как отдельное от Англии образование в составе Великобритании. [65] [66] Законодательство разрешало использование валлийского языка, в том числе в судах. Закон был частично основан на отчете Хьюза Пэрри от 1965 года. Хотя Закон о судах Уэльса 1942 года ранее разрешал ограниченное использование валлийского языка, если ответчики или истцы имели ограниченное знание английского языка, закон 1967 года был гораздо более строгим. Хотя сам акт был весьма ограниченным, он имел большое символическое значение. [66] В 1966 году Эмлин Хусон убедил большинство делегатов объединить обе либеральные федерации Уэльса в единое целое, образовав Уэльскую либеральную партию . Новая партия имела гораздо больше полномочий и постепенно централизовала финансы и политику партии в Уэльсе. [67]
Референдумы в Национальном собрании
[ редактировать ]Лейбористское правительство Великобритании представило отдельные законопроекты о передаче полномочий для Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии в 1977 году после поддержки шотландского парламента Комиссией Килбрандона . [68] В День Святого Давида (1 марта) 1979 года был проведен референдум о передаче полномочий Национальной ассамблее Уэльса, но он пришелся на конец зимы недовольства в дополнение к разногласиям по «трайбализму» внутри Уэльса. По словам Джона Морриса , люди в южном Уэльсе были убеждены, что в Ассамблее будут доминировать «фанатичные говорящие на валлийском языке с севера и запада», тогда как в северном Уэльсе люди были убеждены, что в Ассамблее будет доминировать Совет графства Гламорган. Тафия». [69] Ричард Вин Джонс также предполагает, что подозрения в отношении тайной элиты «тафии» или «краша» могли повлиять на результаты референдума: «Среди антидеволюционистов существовало мнение, что передача полномочий была своего рода заговором . Их идея [антидеволюционистов] о том, что они защищают «народ», укрепилась к 1979 году». [70] Валлийские избиратели проголосовали против создания Ассамблеи: 79,7% проголосовали против, а 20,3% проголосовали за. Между тем, Шотландия с небольшим перевесом проголосовала за создание шотландского парламента (51,6%). [68]
Закон о валлийском языке 1993 года предоставил новый закон для общественных организаций в Уэльсе, предусматривающий двуязычные схемы, которые будут контролироваться Советом по валлийскому языку . Некоторые компании частного сектора, включая British Telecoms (BT) и British Gas, уже включили схемы использования валлийского языка в политику компаний еще до принятия этого Закона. [71]
В 1980-х годах экономическая реструктуризация и рыночные реформы Маргарет Тэтчер описываются как приведшие к социальным потрясениям в некоторых частях Уэльса, который ранее описывался как имеющий «крупнейший государственный сектор к западу от железного занавеса ». [72] Смена - неконсерваторов госсекретарей из Уэльса после 1987 года была описана оппонентами как «колониальная» и свидетельствующая о « дефиците демократии ». [72]
В начале 1990-х годов Лейбористская партия взяла на себя обязательство передать управление Шотландии и Уэльсу, а в 1997 году она была избрана с мандатом на проведение референдумов по парламенту Шотландии и Ассамблее Уэльса. [72] Политический климат сильно отличался от референдума о передаче полномочий в Уэльсе в 1979 году , который закончился отсутствием голосования, с появлением нового поколения валлийских депутатов в Вестминстере и широким консенсусом по ранее вызывавшему разногласия вопросу о валлийском языке. [72] На референдуме о передаче полномочий в Уэльсе в 1997 году большинство избирателей Уэльса проголосовали за создание Национальной ассамблеи Уэльса (50,3 процента) при явке в 50,2 процента. [73]
Автономный законодательный орган (1998 – настоящее время)
[ редактировать ]Закон о правительстве Уэльса 1998 года разрешил формирование Национальной ассамблеи и предоставил ей значительное количество новых полномочий, которые включали большую часть полномочий, ранее принадлежавших государственному секретарю Уэльса и по крайней мере 20 национальным учреждениям, включая Министерство образования и обучения Уэльса , Агентство по охране окружающей среды Уэльса и Совет по валлийскому языку . [74] [75] Национальная ассамблея Уэльса была сформирована в 1999 году, и Парламент Великобритании оставил за собой право устанавливать ограничения ее полномочий. [73]
Законотворчество
[ редактировать ]Комиссия по полномочиям и организации выборов Национальной ассамблеи Уэльса ( Комиссия Ричарда ) была сформирована в 2002 году. В 2004 году эта комиссия вынесла ряд рекомендаций. Они включали увеличение числа членов, юридическое разделение исполнительных и законодательных актов и передача основных законотворческих полномочий. Подавляющее большинство этих выводов было использовано правительством Великобритании при принятии Закона о правительстве Уэльса 2006 года , описывающего полномочия и ответственность переданных органов власти по законодательству, принятию решений и выработке политики. [38] В марте 2011 года был проведен референдум по вопросу о том, следует ли предоставить Национальному собранию полные основные законотворческие полномочия в двадцати субъектах, находящихся под его юрисдикцией. Референдум завершился тем, что 63,5% избирателей поддержали передачу Собранию всех основных законодательных полномочий. [76]
Официальная страна и статус языка
[ редактировать ]В 2011 году Международная организация по стандартизации официально изменила статус Уэльса на страну после того, как термин «княжество» был использован по ошибке. Это произошло после лоббирования со стороны Плейда Симру AM (члена Ассамблеи) Линн Вуд . Юридически Уэльс перестал быть княжеством с момента установки Статуи Раддлана с 1284 по 1542 год. [77] Правительства Соединенного Королевства и Уэльса почти всегда определяют Уэльс как страну. [78] [79] VisitWales.com заявляет, что «Уэльс не является княжеством. Хотя мы соединены с Англией по суше и являемся частью Великобритании, Уэльс - это отдельная страна». [80] [81]
Мера 2011 года по валлийскому языку (Уэльс) модернизировала Закон о валлийском языке 1993 года и впервые предоставила валлийскому языку официальный статус в Уэльсе, что стало важной вехой для этого языка. Валлийский является единственным официальным языком де-юре любой страны в Великобритании. Мера также отвечала за создание должности комиссара по валлийскому языку , заменив Совет по валлийскому языку. [82] По словам тогдашнего первого министра Карвина Джонса , после референдума 2011 года Закон об официальных языках стал первым валлийским законом, принятым за 600 лет. Этот закон был принят только валлийскими AM (членами собрания) и сделал валлийский язык официальным языком Национальной ассамблеи. [83]
Дальнейшие полномочия
[ редактировать ]Правительство Великобритании также сформировало Комиссию по передаче полномочий в Уэльсе (Комиссия по Шелку). Комиссия опубликовала первую часть своего отчета в 2012 году, рекомендуя предоставить Уэльсу новые финансовые полномочия, включая заимствования и налогообложение, которые вступили в силу в Законе об Уэльсе 2014 года . [38] Закон о сборе и управлении налогами (Уэльс) 2016 года был принят Национальной ассамблеей для облегчения финансовых полномочий Закона Уэльса 2014 года. [38] Налог на сделки с землей (заменивший гербовый сбор) и налог на вывоз мусора были первыми двумя переданными налогами. В 2019 году более 2 миллиардов фунтов стерлингов подоходного налога было передано Сенедду. [38]

Закон Уэльса 2017 года определил Национальную ассамблею и переданные ей институты как постоянный компонент конституции Великобритании, и любая отмена таких институтов потребует референдума. Закон также изменил модель работы переданных учреждений с «модели предоставленных полномочий» на «модель зарезервированных полномочий». [38] Это позволило Ассамблее принимать законы по любому вопросу, который явно не отнесен к ее компетенции. [84] Ассамблее также было предоставлено право самостоятельно определять название и систему голосования членов. [38] В мае 2020 года в соответствии с Законом о Сенедде и выборах (Уэльс) 2020 года Национальная ассамблея Уэльса была переименована в «Сенедд Симру» или «Валлийский парламент», широко известный как « Сенедд » на английском и валлийском языках, чтобы отразить расширение законодательных полномочий. . [85] Закон впервые в Уэльсе предоставил право голоса 16-17-летним подросткам, начиная с выборов в Сенедде в 2021 году . [86]
Плед Симру предложил парламенту Великобритании на сессии 2021–2022 годов два законопроекта, которые в конечном итоге не получили королевского одобрения. Законопроект о передаче поместья короны (переход в Уэльс) - Законопроект о передаче управления и активов поместья короны в Уэльсе правительству Уэльса был спонсирован Лиз Сэвилл Робертс . [87] Законопроект о Фонде общего процветания (Уэльс) - законопроект, который потребует от государственного секретаря отчитываться перед парламентом о преимуществах передачи управления и администрирования денег, выделенных Уэльсу через Фонд общего процветания, правительству Уэльса, был спонсирован Беном Лейком. . [88]
В настоящее время переданные полномочия
[ редактировать ]Вкратце, полномочия, которыми в настоящее время пользуется Сенедд:
- Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
- Образование
- Среда
- Здравоохранение и социальная помощь
- Жилье
- Местное самоуправление
- Автодороги и транспорт
- Некоторый контроль над подоходным налогом, гербовым сбором и налогом на свалку.
- валлийский язык [89]
Закон о правительстве Уэльса 1998 года
[ редактировать ]Закон о правительстве Уэльса 1998 года разрешил создание Национальной ассамблеи Уэльса (ныне Сенедд Симру / Парламент Уэльса), а также описывает переданные Сенедду полномочия. Эти полномочия включают в себя большую часть полномочий, ранее принадлежавших государственному секретарю Уэльса, а также полномочия в отношении нескольких национальных учреждений, таких как:
- Совет искусств Уэльса
- Образование и обучение Уэльс
- Совет исторических зданий Уэльса
- Библиотечный консультативный совет Уэльса
- Орган по квалификациям, учебной программе и оценке Уэльса
- Совет по туризму Уэльса
- Консультативный совет по промышленному развитию Уэльса
- Валлийское агентство развития
- Совет по валлийскому языку
- Агентство по охране окружающей среды Уэльса
- Сельский совет Уэльса
- Совет по финансированию высшего образования Уэльса
- Совет по древним памятникам Уэльса
- Валлийский национальный совет по сестринскому делу
- Акушерство и медицинский визит
- Национальная библиотека Уэльса
- Национальный музей Уэльса
- Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Уэльса
- Спортивный совет Уэльса и Комиссия по лесному хозяйству Уэльса
- Генеральный аудитор Уэльса [90]
Закон о правительстве Уэльса 2006 г.
[ редактировать ]Закон о правительстве Уэльса 2006 года разделил правительство Ассамблеи Уэльса и Национальную ассамблею Уэльса и дает ассамблее право создавать законы по переданным вопросам в следующих «областях»:
- Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и развитие сельских районов
- Древние памятники и исторические здания
- Культура
- Экономическое развитие
- Образование и обучение
- Среда
- Пожарно-спасательные службы и пропаганда пожарной безопасности
- Еда
- Здоровье и медицинские услуги
- Автодороги и транспорт
- Жилье
- Местное самоуправление
- Национальная ассамблея Уэльса
- Государственное управление
- Социальное обеспечение
- Спорт и отдых
- Туризм
- Планировка города и страны
- Защита от воды и наводнений
- валлийский язык [91]
Закон Уэльса 2014 г.: Налоги
[ редактировать ]Закон Уэльса 2014 года разрешает сенеддам следующее:
- Законодательно распределить налоги. Эти изменения к передаче полномочий добавлены в Часть 4A Закона о правительстве Уэльса 2006 года.
- Этот закон также позволяет Сенедду устанавливать ставки подоходного налога для Уэльса.
- Полномочия министров Уэльса по заимствованию. Это включает в себя полномочия заимствовать средства и покрывать текущие расходы (подоходный налог Уэльса в сравнении с прогнозируемыми поступлениями).
- Право на заимствование для финансирования капитальных расходов (с согласия Казначейства Великобритании). Эта сумма была увеличена с 500 миллионов фунтов стерлингов до 1 миллиарда фунтов стерлингов.
Другие положения включают:
- Увеличение срока Сенедда с 4 до 5 лет
- нет ограничений на членство в качестве члена избирательного округа Сенедд и регионального члена Сенедда
- Не позволяет кому-либо быть одновременно депутатом и депутатом
- Правительство Ассамблеи Уэльса переименовано в Правительство Уэльса
- Закон о местном самоуправлении и жилищном строительстве 1989 года: ограничения на жилищные долги, возникшие у местных жилищных властей в Уэльсе, имеющих счет доходов от жилищного строительства
- Юридическая комиссия будет предоставлять консультации и помощь министрам Уэльса, а министры Уэльса сообщать о том, как рекомендации Юридической комиссии выполняются в Уэльсе. [92]
Закон Уэльса 2017 г.: Модель зарезервированных полномочий
[ редактировать ]Модель зарезервированных полномочий устанавливает зарезервированные полномочия Великобритании, для изменения которых Сенедду не разрешается применять Закон Сенедда. Они изложены в Законе Уэльса 2017 года .
Полномочия не переданы
Приложение 7A – Отложенные вопросы
Следующие рубрики перечислены в новом Приложении 7А, которое содержит все вопросы, отнесенные к компетенции Парламента Великобритании.
Часть 1 – Общие оговорки
Часть 2 – Особые оговорки
Глава А – Финансово-экономические вопросыГлава B – Внутренние делаГлава C – Торговля и промышленностьГлава D – ЭнергияГлава E – ТранспортГлава F – Социальное обеспечение, алименты, пенсии и компенсацииГлава G – ПрофессииГлава H – ЗанятостьГлава J – Здоровье, безопасность и лекарстваГлава К – СМИ, культура и спортГлава L — ПравосудиеГлава М – Земля и сельскохозяйственные активыГлава N – РазноеПриложение 7B: Ограничения
Сенедд, «Силы» [93]
Предлагаемая дальнейшая передача
[ редактировать ]Следующие варианты были предложены Независимой комиссией по конституционному будущему Уэльса в качестве систематического конституционного изменения автономии Уэльса.
- Укоренившаяся передача полномочий
- Федеральные структуры
- Независимость [94]
Среди призывов передать конкретные вопросы Уэльсу - полномочия над; Вещание, [95] Королевское поместье в Уэльсе [96] и природные ресурсы, [97] Фонд общего процветания, [98] банковские праздники, [99] налогообложение и регулирование энергетических компаний, [100] гендерная самоидентификация, [101] система правосудия, [102] железнодорожная инфраструктура, [103] установление ставок и диапазонов всех подоходных налогов, [104] система социального обеспечения и полные налоговые полномочия. [105]
Ограничения правительства Великобритании
[ редактировать ]парламент Великобритании принял В 2020 году Закон о внутреннем рынке Великобритании , который, по мнению правительства Шотландии, «напрямую ограничивает передачу полномочий» . Действия закона описаны в докладе шотландского члена парламента Майкла Рассела , секретаря кабинета министров по вопросам конституции, Европы и иностранных дел; Закон позволяет автоматически принимать товары, проданные в одной части Великобритании, в остальной части Великобритании, несмотря на различные переданные правила. Закон также может привести к тому, что регулирование службы в одной части Великобритании будет признано на всей территории Великобритании. Закон позволяет министрам Великобритании тратить средства на переданную политику без одобрения переданного парламента. [106]
Правительство Уэльса выразило обеспокоенность по поводу Закона о внутреннем рынке Соединенного Королевства 2020 года , принятого парламентом Великобритании, назвав его принятие «посягательством на его компетенцию». Он подал ходатайство о судебном пересмотре этого закона, которое было отклонено окружным судом по причине его преждевременности . По состоянию на февраль 2022 года правительство Уэльса ожидало апелляции на решение окружного суда. [107]
Оценка передачи полномочий
[ редактировать ]Рон Дэвис , бывший госсекретарь Уэльса, которого называют архитектором передачи полномочий, сказал в 2022 году: «Я знаю, что мне не хватает одной вещи — это всеобъемлющего чувства желания создать лучший путь, желания формировать нашу собственную судьбу. Я этого не вижу». Его заместитель Питер Хейн сказал: «Нам нужно сделать то, что, как мы все говорим, мы хотим сделать, а именно создать более динамичный, конкурентоспособный и успешный Уэльс в экономическом плане. Но это действительно означает принятие довольно трудных решений». Бывший лидер Plaid Cymru Дэфид Вигли заявил: «Нам еще предстоит увидеть выборы в Уэльсе, которые изменят цвет правительства. И демократия в Уэльсе не будет должным образом проверена, пока это не произойдет». Первоначально лидер кампании «Нет» в 90-е годы, консерватор Ник Борн теперь поддерживает больше членов Сенедда. «Нам нужно больше членов. быть эффективными, поэтому, во что бы то ни стало, мы должны быть обеспокоены соотношением цены и качества, как и любая политическая партия, но с точки зрения того, хорошая ли это идея, то, по личному мнению, нам нужно больше членов». [108]
Экономический эффект
[ редактировать ]В отчете Института по делам Уэльса в 2003 году Фил Кук из Кардиффского университета утверждал, что правительство Уэльса отреагировало на потерю производительности в производстве путем замены новых рабочих мест в государственном секторе, что сделало Уэльс все более зависимым от финансовых трансфертов из Уайтхолла . Кук предположил, что относительно слабое соглашение о передаче полномочий помешало правительству Уэльса разработать инновационную экономическую политику, особенно по сравнению с Шотландией . [109] Однако критики, в том числе бывший госсекретарь Уэльса Рон Дэвис и Джон Ловеринг, еще один академик из Кардиффа, утверждали, что аргумент Кука о том, что более мощная Ассамблея является необходимой предпосылкой для более эффективной экономической политики, является нелогичным . [110]
В 2005 году Plaid Cymru лидер Иуан Вин Джонс предположил, что отсутствие полномочий по изменению налогов в Уэльсе было основной причиной того, что в Уэльсе не было своего собственного «Кельтского тигра» , и что стратегия роста не должна быть сосредоточена только на городах. [111] Плед Симру также утверждает, что экономические дивиденды могут быть достигнуты только в случае независимости Уэльса . [112]
Джонатан Брэдбери и Эндрю Дэвис статью, опубликовали в январе 2023 года в журнале National Institute Economic Review в которой критиковали экономическую политику правительства Уэльса и правительства Великобритании в отношении Уэльса. Они отмечают, что до передачи полномочий Уэльс имел одну из самых слабых экономик Великобритании. Они также отметили мнение о том, что правительство Великобритании продолжает контролировать макроэкономические силы; отсутствовала региональная экономическая политика; и отсутствие передачи полномочий правительству Уэльса, чтобы добиться реальных результатов. Они также отмечают мнение некоторых о том, что историческая эксплуатация Уэльса и обращение с ним как с экономической периферией имеют последствия и сегодня. Они добавили, что экономические показатели Уэльса не улучшились при передаче полномочий из-за слабости стратегии и политики правительства Уэльса, и что роспуск Агентства развития Уэльса остается темой дискуссий. [112]
Позиция политической партии по передаче полномочий
[ редактировать ]Валлийские лейбористы и валлийские либерал-демократы поддерживают дальнейшую передачу полномочий Уэльсу, а также реформу/ федерализм Соединенного Королевства. [113] [114] Плед Камру поддерживает дальнейшую передачу полномочий Уэльсу, а также независимость. [115] [116] Партия зеленых Уэльса и Гвлад также поддерживают независимость Уэльса, в то время как Propel поддерживает национальный суверенитет Уэльса. [117] [118] [119] Валлийские консерваторы поддерживают систему передачи полномочий в ее нынешнем виде. [120] Партия независимости Великобритании и Партия отмены Уэльской ассамблеи поддерживают сокращение или отмену передачи полномочий. [120]
Результаты референдума и опрос общественного мнения
[ редактировать ]Дата проведения | Вопрос/Утверждение | Поддерживать Деволюция (%) |
Против Деволюция (%) |
Оказаться (%) |
---|---|---|---|---|
3 марта 2011 г. [121] | Хотите ли вы, чтобы Ассамблея теперь могла принимать законы по всем вопросам в 20 предметных областях, в отношении которых у нее есть полномочия? | 63.5 | 36.5 | 35.2 |
18 сентября 1997 г. [122] | (i) Я согласен с тем, что должна быть создана Ассамблея Уэльса; или
(ii) Я не согласен с тем, что должна быть Уэльская Ассамблея. |
50.3 | 49.7 | 51.3 |
1 марта 1979 г. [123] | Хотите ли вы, чтобы положения Закона Уэльса 1978 года вступили в силу? | 20.3 | 79.7 | 58.8 |
Опросы о статусе передачи полномочий
[ редактировать ]Опросы по полномочиям
[ редактировать ]Примечание. 4 марта 2011 г. 63,5% проголосовали за передачу основных законотворческих полномочий на территориях, уже переданных Сенедду. [124]
Дата(ы) проведения | Избирательная организация | Поддерживать независимость (%) |
Поддержите больше полномочия для Сенат (%) |
Поддерживать статус-кво (%) |
Поддерживайте меньше полномочия для Сенат (%) |
Поддержка отмены Сенедда (%) |
Безразличный/ не знаю (%) |
Общий итог: больше мощности (%) |
Общий итог: нет больше полномочий (%) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5–25 июня 2023 г. [125] | Исследование Бофорта / УэльсОнлайн | 16 | 23 | 25 | 6 | 17 | 13 | 39 | 48 |
12–17 мая 2023 г. [126] | YouGov / Мнение Уэльса | 13 | 21 | 20 | 7 | 20 | 16 | 34 | 47 |
3–7 февраля 2023 г. [127] | YouGov / Мнение Уэльса | 15 | 20 | 21 | 7 | 20 | 16 | 35 | 50 |
25 ноября – 1 декабря 2022 г. [128] | YouGov / Мнение Уэльса | 14 | 21 | 23 | 7 | 20 | 14 | 35 | 50 |
20-22 сентября 2022 г. [128] | YouGov | 17 | 19 | 21 | 7 | 19 | 15 | 36 | 47 |
28 января – 21 февраля 2021 г. [129] | BBC / ICM Безлимитный | 14 | 35 | 27 | 3 | 15 | 6 | 49 | 45 |
4–22 февраля 2020 г. [130] | Би-би-си/ICM | 11 | 43 | 25 | 2 | 14 | 3 | 54 | 41 |
7–23 февраля 2019 г. [131] | Би-би-си/ICM | 7 | 46 | 27 | 3 | 13 | 4 | 53 | 43 |
декабрь 2018 г. [132] | SkyData | 8 | 40 | 23 | 4 | 18 | 7 | 48 | 45 |
февраль 2017 г. [133] | Би-би-си/ICM | 6 | 44 | 29 | 3 | 13 | 4 | 50 | 45 |
31 января 2017 г. | Закон Уэльса 2017 года Принят | ||||||||
февраль 2016 г. [134] | Би-би-си/ICM | 6 | 43 | 30 | 3 | 13 | 4 | 49 | 46 |
февраль 2015 г. [135] | Би-би-си/ICM | 6 | 40 | 33 | 4 | 13 | 4 | 46 | 50 |
17 декабря 2014 г. | Закон Уэльса 2014 г. Принят | ||||||||
19-22 сентября 2014 г. [136] | Би-би-си/ICM | 3 | 49 | 26 | 2 | 12 | 6 | 52 | 40 |
18 сентября 2014 г. | Референдум о независимости Шотландии 2014 г. | ||||||||
февраль 2014 г. [137] | Би-би-си/ICM | 5 | 37 | 28 | 3 | 23 | 5 | 42 | 54 |
2013 [138] | Би-би-си/ICM | 9 | 36 | 28 | 2 | 20 | 4 | 45 | 50 |
2012 [138] | Би-би-си/ICM | 7 | 36 | 29 | 2 | 22 | 4 | 43 | 55 |
2011 [138] | Би-би-си/ICM | 11 | 35 | 18 | 17 | 15 | 4 | 46 | 50 |
3 марта 2011 г. | Референдум о передаче полномочий в Уэльсе 2011 г. | ||||||||
Январь 2011 г. [139] | ITV Уэльс / YouGov | н/д | 49 | 26 | н/д | н/д | 26 | н/д | н/д |
2010 [138] | Би-би-си/ICM | 11 | 40 | 13 | 18 | 13 | 4 | 51 | 44 |
июнь 2007 г. [139] | Би-би-си/ICM | н/д | 47 | 44 | н/д | н/д | 9 | н/д | н/д |
Опросы в парламенте
[ редактировать ]Дата публикации | Издатель | Да Парламент (%) | Нет парламента (%) | Не знаю (%) | Вести |
---|---|---|---|---|---|
18–19 мая 2024 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 60 | 31 | 9 | 29 |
22–23 апреля 2024 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 60 | 30 | 10 | 30 |
23–24 марта 2024 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 55 | 32 | 13 | 23 |
18 февраля 2024 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 55 | 34 | 11 | 21 |
24–26 января 2024 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 59 | 32 | 9 | 27 |
10–11 декабря 2023 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 60 | 30 | 10 | 30 |
12–13 ноября 2023 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 55 | 33 | 11 | 22 |
14–15 октября 2023 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 58 | 32 | 10 | 26 |
16–17 сентября 2023 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 65 | 22 | 13 | 43 |
13–14 августа 2023 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 60 | 28 | 12 | 32 |
14–16 июля 2023 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 66 | 27 | 8 | 39 |
17–18 июня 2023 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 61 | 30 | 9 | 31 |
14–15 мая 2023 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 63 | 28 | 10 | 35 |
15–17 апреля 2023 г. | Редфилд и Уилтон Стратегии | 63 | 25 | 12 | 38 |
Другой
[ редактировать ]Дата публикации | Издатель | Вопрос/Утверждение | Не согласен с лишением полномочий (%) | Согласен с лишением полномочий (%) |
---|---|---|---|---|
2021 [140] | Великобритания в меняющейся Европе
Использование данных Welsh Election Study (WES) в отчете «Британская политика после Брексита». |
Брексит не должен использоваться в качестве предлога для подрыва Сенедда. Правительство Великобритании имеет право лишить Сенедда полномочий, если необходимо максимизировать выгоды от Брексита. | 71 | 29 |
Дата(ы) проведения | Избирательная организация | Вопрос/Утверждение | Поддержка передачи полномочий (исключая не знаю) (%) |
Отменить Сенедд (исключая не знаю) (%) |
Не знаю (%) | Воздержался/не проголосовал бы (%) |
---|---|---|---|---|---|---|
19 – 22 февраля 2021 г. [141] | YouGov | Если бы завтра был референдум по упразднению Сенедда (парламента Уэльса) и встал такой вопрос, как бы вы проголосовали? Должен ли Уэльс упразднить Сенедд (парламент Уэльса)? | 45 (62) | 28 (38) | 17 | 10 |
1997 [142] | Гардиан / ICM | О создании Национальной ассамблеи Уэльса | 37 (51) | 36 (49) | 27 | н/д |
Дата(ы) проведения | Избирательная организация | Вопрос/Утверждение | Возраст 18–24 лет Да:Нет (%) | Возраст 25–49 лет Да:Нет (%) | Возраст 50–64 года Да:Нет (%) | Возраст 65+
Да:Нет (%) |
Да (%, исключая не знаю) | Нет (%, исключая не знаю) | Не знаю (%) | Воздержался/не проголосовал бы (%) | Отказался |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
11–16 ноября 2020 г. [143] | YouGov | Если бы завтра был референдум о передаче Сенедду (парламенту Уэльса) дополнительных полномочий, включая контроль над налогами и социальным обеспечением, но исключая оборону и иностранные дела, как бы вы проголосовали? Следует ли передать больше полномочий Сенедду (парламенту Уэльса)? | 55:12 | 41:15 | 40:39 | 32:43 | 40 (59) | 28 (41) | 20 | 10 | 3 |
Дата(ы) проведения | Организация и клиент опроса | Размер выборки | Независимость (включая подвыборки) | Нет переданного правительства (включая подвыборки) | Безразличный
/ нет ответа (%) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий (%) | Консервативный (%) | Труд (%) | Либеральная демократия (%) | Плед Камри (%) | Общий (%) | Консервативный (%) | Труд (%) | Либеральная демократия (%) | Плед Камри (%) | ||||
29 мая – 1 июня 2020 г. | ITV Wales / YouGov / Кардиффский университет. Архивировано 4 сентября 2020 г. в Wayback Machine. | 1,021 | 33% | 12% | 45% | 39% | 87% | 45% | 79% | 35% | 53% | 4% | 21% |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Деволюция: руководство для начинающих» . 29 апреля 2010 г. Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Гауэр, Джон (2013). История Уэльса . Книги Би-би-си . стр. 119–120.
- ^ Джонс, Фрэнсис (1969). Принцы и Княжество Уэльс . Уэльский университет P. ISBN 978-0-900768-20-0 .
- ^ Гауэр, Джон (2013). История Уэльса . Книги Би-би-си. стр. 137–146.
- ^ Дженкинс, Герайнт (2007). Краткая история Уэльса . стр. 107–119.
- ^ «BBC Wales - История - Темы - Акт о союзе 1536 года» . www.bbc.co.uk. Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Законы Уэльса, Закон 1535 (отменен 21 декабря 1993 г.)» .
- ^ «Закон о валлийском языке 1967 года» . Би-би-си . 26 июля 2012 г. Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Энциклопедия Уэльской академии Уэльса , Кардифф: University of Wales Press, 2008 г.
- ^ «130 лет с тех пор, как в Уэльсе запретили питье по воскресеньям» . Новости Би-би-си . 04 августа 2011 г. Проверено 13 января 2023 г.
- ^ «OLCreate: Источники CYM-WH_E1 для модуля 8: Источник 8F» . www.open.edu . Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ «OLCreate: Источники CYM-WH_E1 для модуля 8: Источник 8Ji» . www.open.edu . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «OLCreate: Источники CYM-WH_E1 для модуля 8: Источник 8Jii» . www.open.edu . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ Доу, Норман (январь 2020 г.). «Закон о Уэльской церкви 1914 года: столетие конституционной свободы церкви в Уэльсе?». Журнал церковного права . 22 (1): 2–14. дои : 10.1017/S0956618X19001674 . S2CID 213980589 .
- ^ «Том I: Вступительная записка» . Церковь в Уэльсе . Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ «Два законопроекта о самоуправлении» .
- ^ Кендл, Дж. Э. (июнь 1968 г.). «VI. Движение за круглым столом и «самоуправление во всех отношениях» » . Исторический журнал . 11 (2): 332–353. дои : 10.1017/s0018246x00002041 . ISSN 0018-246X . S2CID 159471230 .
- ^ « ДОКАЗАННАЯ И ВЕРНАЯ ДРУЖБА»: ДНЕВНИК У. ЛЛЕВЕЛИНА УИЛЬЯМСА, член парламента, 1906–1915 гг.» (PDF) .
- ^ Пилкингтон, Колин (2002). Деволюция в Британии сегодня . Издательство Манчестерского университета. стр. 35–38. ISBN 978-0-7190-6075-5 .
- ^ Jump up to: а б с «История децентрализации» . Сенедд.Уэльс . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Джонс, Дж. Г. (1 января 1990 г.). «Законопроекты о Национальном учреждении Альфреда Томаса (Уэльс) 1891-92 годов». Обзор истории Уэльса . 15 (1): 218–239. ПроКвест 1310503225 .
- ^ «BBC Уэльс - История - Темы - Вера Уэльса - Молодой Уэльс» .
- ^ «Отряд 8 Дэвид Ллойд Джордж и судьба Уэльса: просмотреть на одной странице» .
- ^ «Да или нет? Референдум о передаче полномочий в Уэльсе» . Блог Национальной библиотеки Уэльса . 28 февраля 2022 г. Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ Дэвид Ллойд Джордж («Селтик Радикалы») . Издательство Уэльского университета. 2005. с. 208.
- ^ Jump up to: а б « «Гомруль во всех отношениях»: эксперименты по регионализации Великобритании, 1886–1914 гг.». Политическая реформа в Великобритании, 1886–1996 гг.: Темы, идеи, политика. Редакторы. Джордан, Ульрике; Кайзер, Вольфрам. Бохум: Universitätsverlag Dr. Н. Брокмейер 169–192. Немецко-английская исследовательская рабочая группа 37 « (PDF) » .
- ^ «BBC Wales - История - Темы - Дэвид Ллойд Джордж» . www.bbc.co.uk. Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ «Уэльс | Том, V № 8/9 | 1945 | Cylchgronau Cymru - Национальная библиотека Уэльса» (на валлийском языке). Национальная библиотека Уэльса . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Олдертон, Николас. «Формирование Уэльской либеральной партии, 1966–1967» (PDF) . Ассоциация политических исследований . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Дэвис (1994), стр. 523.
- ^ Jump up to: а б «BBC Wales - История - Темы - Глава 22: Новая нация» . www.bbc.co.uk. Проверено 13 января 2023 г.
- ^ «BBC Wales - Айстедвод - Путеводитель - Краткая история Айстедвода» . www.bbc.co.uk. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «FAW / Кто такие FAW?» . www.faw.cymru . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «140 лет Уэльскому союзу регби» . Валлийский союз регби | Уэльс и регионы . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «История Уэльского университета — University of Wales» . www.wales.ac.uk . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Закон Уэльса о промежуточном образовании 1889 года» . Би-би-си . 12 августа 2013 г. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Записи валлийского департамента и преемников . Совет по образованию, Совет по образованию, Департамент образования Уэльса, Департамент образования и науки, Управление образования Уэльса, Департамент образования и науки, Управление образования Уэльса, Департамент образования, Министерство образования, Департамент Уэльса. 1880–1983.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час «История децентрализации» . Сенедд.Уэльс . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «История здания | Национальная библиотека Уэльса» . www.library.wales . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Валлийская гвардия» . www.army.mod.uk. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Отчеты Совета здравоохранения Уэльса . Уэльский совет здравоохранения. 1919–1969.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Закон о Валлийской церкви 1914 года» .
- ^ «Пожар в Ллине» . Народная коллекция Уэльса . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Дэвис (1994), стр. 415, 454.
- ^ Дэвис (1994), стр. 544.
- ^ Дэвис (1994), стр. 547.
- ^ Лутц, Джеймс М. (1981). «Распространение клетчатого камри: пространственное впечатление» . Западный политический ежеквартальный журнал . 34 (2): 310–328. дои : 10.2307/447358 . ISSN 0043-4078 . JSTOR 447358 .
- ^ Jump up to: а б с «Архивы Лейбористской партии Уэльса - Национальная библиотека архивов и рукописей Уэльса» . archives.library.wales . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ Торренс, Дэвид (2022). Передача полномочий в Уэльсе: «Процесс, а не событие» (PDF) . Библиотека Палаты общин. п. 9.
- ^ Джон Дэвис, История Уэльса , Пингвин, 1993, ISBN 0-14-028475-3
- ^ Jump up to: а б Архивы, Национальный. «Служба Дискавери» . Discovery.nationalarchives.gov.uk .
- ^ «СОВЕТ УЭЛЬСА (ЧЛЕНСТВО) (Хансард, 26 апреля 1949 г.)» . Парламентские дебаты (Хансард) . 26 апреля 1949 года.
- ^ «Сеть архивов Уэльса: записи Совета Уэльса и Монмутшира» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ «УЭЛЬС (СОВЕТ) (Хансард, 20 января 1949 г.)» . Парламентские дебаты (Хансард) . 20 января 1949 года.
- ^ «Государственная политика и нормативный язык: польза, сообщество и нация в дебатах по поводу строительства Триверинского водохранилища» . Academic.oup.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Джон, Дэвис (1994). История Уэльса . Пингвин. п. 664.
- ^ «Эпинт: потерянное сообщество» . www.nfu-cymru.org.uk . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Смотрите ралли Сенедд в Уэльсе, Мачинлет, 1949 год» . Игрок БФИ . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джонс, Дж. Грэм (1 декабря 1992 г.). «КАМПАНИЯ ПАРЛАМЕНТА УЭЛЬСА, 1950-56». Обзор истории Уэльса . 16 (2): 207–236. ПроКвест 1310498251 .
- ^ «Ключевые события в развитии Национальной ассамблеи Уэльса» (PDF) . 07.01.2009. Архивировано из оригинала (PDF) 7 января 2009 г. Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ «История Уэльса: почему красный дракон на флаге Уэльса?» . Новости Би-би-си . 06.07.2019 . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ «Кардифф тогда и сейчас: 60 лет как столица Уэльса» . Новости Би-би-си . 21 декабря 2015 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ «Вспоминая дополнительные выборы Гвинфора Эванса, которые изменили историю Уэльса» . Национальный Уэльс . Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 г. Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Первый депутат от партии Plaid Cymru «помог изменить курс нации» » . Новости Би-би-си . 14 июля 2016 г. Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ «Серия Конституции: 1 - Уэльс в Соединенном Королевстве» (PDF) . Национальная ассамблея Уэльса. Июль 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2016 г. . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон о валлийском языке 1967 года» . Би-би-си . 26 июля 2012 г. Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Олдертон, Николас. «Формирование Уэльской либеральной партии, 1966–1967» (PDF) . Ассоциация политических исследований . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Валлийский референдум» . www.bbc.co.uk. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ УэльсОнлайн (2 октября 2011 г.). «Лорд Моррис из Аберавона приоткрывает завесу над катастрофическим референдумом о передаче полномочий 1979 года» . УэльсОнлайн . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Уильямсон, Дэвид (5 марта 2009 г.). «Призрак Тафии все еще может угрожать надеждам на создание законодательного собрания» . УэльсОнлайн . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ «Вопросы и ответы: Новое законодательство валлийского языка» . Новости Би-би-си . 07.12.2010 . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бальсом, Денис (2000). «Политические события в Уэльсе 1979–1997». В Бальсоме; Джонс, Барри (ред.). Дорога в Национальную ассамблею Уэльса . Кардифф: Издательство Уэльского университета.
- ^ Jump up to: а б Поуис, Бетсан (12 января 2010 г.). «Долгий валлийский путь к децентрализации» . новостей BBC Сайт . Би-би-си . Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ «Закон о правительстве Уэльса» (PDF) .
- ^ Рейнольдс, Дэвид (2008). «Новые лейбористы, образование и Уэльс: Десятилетие передачи власти». Оксфордский обзор образования . 34 (6): 753–765. дои : 10.1080/03054980802519019 . JSTOR 20462432 . S2CID 144624435 .
- ^ «Историческое голосование «за» дает Уэльсу больше законотворческих полномочий | Правительство Уэльса» . www.wired-gov.net . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ УэльсОнлайн (31 июля 2011 г.). «Международный орган предоставил Уэльсу статус страны после ошибки княжества» . УэльсОнлайн . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ «Страны внутри страны» . Сайт Даунинг-стрит, 10 . Даунинг-стрит, 10 . 10 января 2003 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2008 года . Проверено 5 ноября 2010 г.
Соединенное Королевство состоит из четырех стран: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
- ^ «Доклад ООН вызвал переполох в Уэльсе, получившем название «Княжество» » . Веб-сайт WalesOnline . Медиа Уэльс Лтд . 3 июля 2010 г. Проверено 25 июля 2010 г.
... Генеральный юрисконсульт Ассамблеи Джон Гриффитс [сказал]: «Я согласен, что по отношению к Уэльсу термин «Княжество» является неправильным и что Уэльс следует правильно называть страной.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по Wales.com» . Сайт Wales.com . Правительство Уэльса . 2008 год . Проверено 24 августа 2015 г.
- ^ Богданор, Вернон (9 ноября 1995 г.). Монархия и Конституция . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-827769-9 .
- ^ «Мера по валлийскому языку (Уэльс) 2011 | Закон Уэльса» . Law.gov.wales . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Первый валлийский закон «за 600 лет» » . Новости ИТВ . 12 ноября 2012 г. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Зарезервированные и предоставленные полномочия» . исследование.сенедд.Уэльс . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ «Ассамблея Уэльса переименована в Сенедд Симру / Парламент Уэльса» . Новости Би-би-си . 06.05.2020 . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ «16-17-летние подростки получили право голоса в Уэльсе» . www.electoral-reform.org.uk . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «Законопроект о наследии короны (переходе в Уэльс)» .
- ^ «Законопроект о Фонде общего процветания (Уэльс)» .
- ^ «Деволюция: что это такое и как она работает в Великобритании?» . Новости Би-би-си . 24 марта 2021 г. Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ «Закон о правительстве Уэльса» (PDF) .
- ^ «Закон о правительстве Уэльса 2006 г.: проблемы юридического образования (Ежегодная конференция «Обучение юриспруденции 2008 г.») в UKCLE» . ials.sas.ac.uk. Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ «Закон Уэльса 2014 года | Закон Уэльса» . Law.gov.wales . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^
Эта статья включает текст, опубликованный в соответствии с Британской лицензией открытого правительства версии 2.0: «Полномочия» . Правительство Уэльса. 01.09.2020.
- ^ «Промежуточный отчет Независимой комиссии по конституционному будущему Уэльса» (PDF) .
- ^ Дикон, Рассел (23 января 2018 г.), «1. Эволюция передачи власти Уэльса» , Правительство и политика Уэльса , Edinburgh University Press, стр. 1–21, doi : 10.1515/9780748699742-004 , ISBN 9780748699742 , получено 29 ноября 2022 г.
- ^ «Пленарное заседание 24.01.2023» . Парламент Уэльса . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ «Петицию, призывающую Сенедд взять под контроль воду в Уэльсе, подписали более 2500 человек всего за несколько часов» . Нация.Cymru . 25 августа 2022 г. Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ «Депутат Plaid Cymru представляет законопроект, призывающий к передаче средств после выхода из ЕС Уэльсу» . Нация.Cymru . 22 марта 2022 г. Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Мосальски, Рут (15 февраля 2022 г.). «10 000 человек хотят, чтобы День Святого Давида был выходным днем, но правительство Великобритании говорит нет» . УэльсОнлайн . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ «Марк Дрейкфорд отвергает призыв к введению налога на энергетические компании, которые будут удерживаться в Уэльсе» . Нация.Cymru . 16 февраля 2022 г. Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ Даффи, Ник (07 февраля 2023 г.). «Правительство Уэльса будет добиваться передачи законов о признании пола на фоне битвы в Шотландии» . inews.co.uk . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Плейд Саймру призывает к передаче правосудия Уэльсу: «К нам нельзя относиться как к придатку Англии» » . Нация.Cymru . 2022-11-29 . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Хейворд, Уилл (17 марта 2023 г.). «Уэльс упускает 1 миллиард фунтов стерлингов из второго крупного английского железнодорожного проекта» . УэльсОнлайн . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ «Право устанавливать налоговые ставки могло бы помочь Уэльсу справиться с кризисом стоимости жизни, - говорит Плед» . Нация.Cymru . 08 февраля 2023 г. Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ « Уэльсу необходим полный контроль над социальным обеспечением и налогообложением » . Национальный Уэльс . Архивировано из оригинала 05 февраля 2022 г. Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «После Брексита: Закон о внутреннем рынке Великобритании и передача полномочий» . www.gov.scot . Проверено 06 февраля 2022 г.
- ^ «Письменное заявление: Юридический вызов Закону о внутреннем рынке Великобритании 2020 г. – обновление (29 июня 2021 г.)» . ПРАВИТЕЛЬСТВО УЭЛЬСА . 29 июня 2021 г. Проверено 06 февраля 2022 г.
- ^ «25 лет передачи полномочий в Уэльсе: достаточно ли изменилось после референдума 1997 года?» .
- ^ «Слабое соглашение о передаче полномочий препятствует экономическому развитию» .
- ^ « Слабое» собрание наносит вред Уэльсу» . 24 ноября 2003 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ Уильямсон, Дэвид (16 ноября 2005 г.). «Почему кельтский тигр потерпел неудачу» . УэльсОнлайн . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Брэдбери, Джонатан; Дэвис, Эндрю (2022). «Региональное экономическое развитие и пример Уэльса: теория и практика, а также проблемы стратегии и политики» . Национальный институт экономического обзора . 261 : 1–15. дои : 10.1017/nie.2022.26 . ISSN 0027-9501 . S2CID 255571295 .
- ^ «Наша нация» . movingforward.Уэльс . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Манифест 2021 года: «В первую очередь восстановление» (PDF) .
- ^ «Кампания Plaid Cymru за передачу вещания «на шаг ближе» после создания новой экспертной группы» . Партия Уэльса . 20 июня 2022 г. Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Достижение независимости Уэльса займет больше времени, чем ожидалось, - признает Адам Прайс» . Новости Би-би-си . 27 марта 2022 г. Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «ЭКСКЛЮЗИВ: «Уэльс может стоять в одиночестве», — говорит лидер зеленых, поскольку валлийская партия поддерживает независимость» . Левая нога вперед: возглавляет прогрессивные дебаты в Великобритании . 27.10.2020 . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Гвлад — новый голос за независимость Уэльса» . Страна . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Конституция Propel (PDF) . 2019.
- ^ Jump up to: а б «Выборы в Уэльсе 2021 года: за кого мне голосовать? Сравните политику партии» . Новости Би-би-си . 22 апреля 2021 г. Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Анализ референдума в Уэльсе: Уэльс «объединился в чистом голосовании» » . Новости Би-би-си . 04.03.2011 . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ Дюкло, Натали (2 января 2006 г.). «Референдумы о передаче полномочий 1997 года в Шотландии и Уэльсе» . Французский обзор британской цивилизации . XIV (1): 151–264. дои : 10.4000/rfcb.1187 .
- ^ «Валлийский референдум» . www.bbc.co.uk. Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «История децентрализации» . Сенедд.Уэльс . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Хейворд, Уилл (10 июля 2023 г.). «Опрос показывает, что 40% жителей Уэльса хотят либо независимости, либо большей власти Уэльса» . УэльсОнлайн . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ «Результаты опроса YouGov / Barn Cymru» (PDF) .
- ^ «Результаты опроса YouGov / Barn Cymru» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «Результаты опроса YouGov / Barn Cymru» (PDF) .
- ^ «Отношение к голосованию и полномочия Сенедда были опрошены в ходе опроса BBC Wales» . Новости Би-би-си. 28 февраля 2021 г. Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ «Опрос ко Дню Святого Давида 2020» . 1 марта 2020 г. – через www.bbc.co.uk.
- ^ «Опрос об отношении к Брекситу и экономике» . Новости Би-би-си . 1 марта 2019 года.
- ^ Аван-Скалли, Роджер (20 декабря 2018 г.). «Хотит ли Уэльс упразднить Ассамблею?» . Кардиффский университет. Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Мигранты из ЕС должны обладать навыками, утверждает общественность, согласно опросу BBC в Уэльсе» . Новости Би-би-си. 01.03.2017.
- ^ «Опрос ко Дню Святого Давида» (PDF) . blogs.cardiff.ac.uk . 1 марта 2016 года . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ «Опрос ICM для BBC» (PDF) . www.icmunlimited.com . 2016 . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ « Рекордно низкий уровень независимости Уэльса - опрос BBC/ICM» . Уэльс онлайн. 15 сентября 2014 г. Проверено 19 сентября 2014 г.
- ^ «Опрос BBC Cymru Wales: немногие в Уэльсе поддерживают независимость Шотландии» . Новости Би-би-си. 28 февраля 2014 года . Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Исторические опросы» . icmunlimited . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Референдум в Уэльсе: воодушевилась ли нация к передаче полномочий?» . Новости Би-би-си . 2 марта 2011 г. Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Британская политика после Брексита (отчет)» (PDF) .
- ^ «Кто поддерживает отмену автономных парламентов и почему? | YouGov» . yougov.co.uk . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Шок для самоуправления в Уэльсе» . Хранитель . 10.10.1997 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Подавляющая поддержка предоставления Сенеду дополнительных полномочий» . Да, Камри . 18 ноября 2020 г. Проверено 16 февраля 2022 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Дэвис, Джон (1994). История Уэльса . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-014581-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брэдбери, Джонатан (2021). «Передача власти Уэльсу и Союз: дебаты о реформе после Брексита». Политический ежеквартальный журнал . 92 (1): 125–131. дои : 10.1111/1467-923X.12944 . S2CID 234250190 .
- Эванс, Адам (2023). «Родовые схватки или адский медовый месяц? Долгий annus horribilis для передачи власти Уэльсу, 1998–2000 годы». Современная британская история . 37 (2): 192–215. дои : 10.1080/13619462.2023.2167077 . S2CID 255771047 .
- Джонс, Роберт; Харрисон, Майкл; Джонс, Тревор (2022). «Полицейская деятельность и передача полномочий в Великобритании: «особый» случай Уэльса» . Полиция: журнал политики и практики . 17 . дои : 10.1093/police/paac063 .
- Леш, Мэтью; МакКембридж, Джим (2023). «Политические сообщества, передача полномочий и передача политики: пример цен на алкоголь в Уэльсе» . Региональные и федеральные исследования . 33 (2): 163–185. дои : 10.1080/13597566.2021.1934454 . ПМЦ 10108489 . ПМИД 37082296 .
- Роулингс, Ричард (2022). «Уэльс и Соединенное Королевство: территориальная конституционная политика» . Территория, политика, управление . 10 (5): 714–732. дои : 10.1080/21622671.2022.2036630 . S2CID 247240900 .
- Шатток, Майкл; Хорват, Анико (2020). «Децентрализация управления высшим образованием Великобритании: последствия передачи Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также Англии». Обзоры политики в сфере высшего образования . 4 (2): 164–178. дои : 10.1080/23322969.2020.1751688 . S2CID 218925727 .
- Таррант, Элисон (2022). «Передача полномочий и сложность расхождения: развитие политики социальной защиты взрослых в Уэльсе» . Критическая социальная политика . 43 (4): 676–696. дои : 10.1177/02610183221145404 . S2CID 255293430 .
- Уоллес, Дженнифер (2019). Благополучие и передача полномочий: переосмысление роли правительства в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии . Спрингер Природа. hdl : 20.500.12657/23024 . ISBN 978-3-030-02230-3 .
- Уильямс, Джейн; Эйруг, Алед (2022). Влияние передачи полномочий в Уэльсе: социал-демократия с валлийской полосой? . Издательство Уэльского университета. ISBN 978-1-78683-888-9 .