Уильям Прайс (врач)
Уильям Прайс | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 23 января 1893 г. Ллантрисант , Гламорган , Уэльс | ( 92 года
Национальность | валлийский |
Род занятий | Врач, политический активист |
Известный | Его участие в чартизме и нео-друидизме , а также в создании кремации в Великобритании. |
Уильям Прайс (4 марта 1800 — 23 января 1893) — валлийский врач и политический деятель, наиболее известный своей поддержкой валлийского национализма , чартизма и участием в неодруидском религиозном движении . Историки охарактеризовали Прайса как одну из самых значительных фигур Уэльса викторианской эпохи . [1] [2] [3]
Прайс родился в семье рабочего в Рудри , Кайрфилли , прошел медицинское образование в Лондоне , прежде чем вернуться в Уэльс, заинтересовавшись идеями чартистов относительно демократии , а также гражданских и политических прав для всех мужчин. После неудавшегося чартистского Ньюпортского восстания в 1839 году он избежал правительственного преследования, сбежав во Францию , где убедился, что древнее пророчество предсказывало, что он достигнет независимости Уэльса от Соединенного Королевства .
Вернувшись в Уэльс, Прайс попытался возродить то, что он считал религией древних друидов , кельтских ритуалистов, действовавших в железном веке . При этом он стал одним из самых выдающихся сторонников нео-друидского движения, которое развивалось со времен деятельности Иоло Морганга в конце 18 века. После кремации своего мертвого сына в 1884 году Прайс был арестован и предан суду теми, кто считал кремацию незаконной в соответствии с английским законодательством ; однако он успешно доказал, что не существует закона, который бы конкретно ставил это вне закона, что проложило путь к Закону о кремации 1902 года . После его смерти он был кремирован на церемонии, которую наблюдали 20 000 зрителей.
Известный своей приверженностью таким убеждениям, как поддержка равных прав для всех мужчин, вегетарианство , неуверенность в вакцинации и кремации, одновременно выступая против вивисекции и брака , некоторые из которых были весьма спорными в то время, он был широко известен как « эксцентричный » и « радикальный человек ». ". [4] После его смерти некоторые люди запомнили его как «одного из величайших валлийцев всех времен». Постоянная выставка и статуя, посвященные ему, были открыты в городе Ллантрисант , где он прожил большую часть своей дальнейшей жизни. [5]
Биография
[ редактировать ]Молодость: 1800–1821 гг.
[ редактировать ]Уильям Прайс родился в коттедже на ферме Ty'n-y-coedcae (« участок на огороженном поле», tyddyn + y + coetgae ) недалеко от Рудри недалеко от Кайрфилли в Гламорганшире 4 марта 1800 года. [6] Его отец, которого также звали Уильям Прайс (р. 1761), был рукоположенным священником англиканской церкви , который учился в колледже Иисуса в Оксфорде . Считается, что он был потомком Эллиса Прайса , внука Риса Фаура ап Маредита , валлийского дворянина, известного главным образом своей доблестью в битве при Босворте в 1485 году, где он сражался на стороне Генриха VII. [7] [8] Его мать, Мэри Эдмундс (1767–1844), была необразованной валлийкой, которая до свадьбы его родителей работала служанкой у своей бабушки по отцовской линии. Их брачный союз вызвал споры, поскольку Мэри имела более низкое социальное положение, чем Уильям, что было социально табу в британском обществе конца 18 века. Они поженились в Мейчен церкви . В статье South Wales Star от 27 января 1793 года дети общины вспоминали, что после процессии отец Уильяма (который был полон радости) выбежал на дорогу, танцевал и, указывая на нее, крикнул: « Dwi wedi ei ddwyn hi!» едричвч!, едрыхч! » («Я взял ее, смотри!, смотри!.»). [8] У пары было еще трое выживших детей: Элизабет (1793–1872), Мэри (1797–1869) и Энн (1804–1878). [9]
Прайс-старший страдал невыявленным психическим заболеванием , действовал беспорядочно и испытывал приступы сильной ярости. Он купался либо полностью одетым, либо обнаженным в местных прудах и целыми днями собирал змей в карманах. Нося с собой пилу, он снимал кору с деревьев, затем сжигал ее, бормоча определенные слова, а также сплевывал на камни, полагая, что это повышает их ценность. Его действия привели к тому, что он стал угрозой для местного сообщества; в одном случае он выстрелил из пистолета в женщину, которая, как он утверждал, брала палки из его живой изгороди, а в другом швырнул острый предмет в другого мужчину. [10]
Дома валлийский был основным языком Уильяма, но говорить по-английски он научился в школе. [11] который находился в двух милях от его дома, в Мейчене . [12] Хотя он проучился в школе всего три года, в возрасте от 10 до 13 лет, он сдал большинство экзаменов и показал себя успешным учеником. Проведя шесть месяцев дома, он решил стать врачом, несмотря на то, что его отец настоял на том, чтобы он стал адвокатом. [13] Переехав в Кайрфилли, в 1814 году он стал учеником успешного хирурга Эвана Эдвардса и оплачивал свое обучение деньгами, предоставленными различными членами семьи. Один из этих благотворителей, его дядя, преподобный Томас Прайс из Мерриотта , Сомерсет, посоветовал ему бросить это образование, аргументируя это тем, что оно налагает слишком большое финансовое бремя на семью Прайса, но Уильям настаивал на том, чтобы он продолжил. [14]
В 1820 году ученичество Прайса у Эдвардса подошло к концу, и, несмотря на нехватку средств, он переехал в Лондон, чтобы продолжить обучение. Поселившись недалеко от собора Святого Павла , он поступил в лондонскую больницу в Уайтчепеле на год обучения под руководством сэра Уильяма Близарда . Он также зарегистрировался в больнице Святого Варфоломея , где находился под руководством хирурга Джона Абернети . [15] Получив работу по уходу за богатыми клиентами, чтобы помочь финансово поддержать его учебу, Прайс в конечном итоге стал членом Королевского колледжа хирургов Англии , получив сертификат, подписанный Blizard, Абернати и другими. Подумывая о поездке в Индию после завершения учебы в Лондоне, он вместо этого решил вернуться в Уэльс, где работал врачом общей практики. [16]
Валлийский национализм и чартизм: 1821–1839 гг.
[ редактировать ]В начале своей карьеры Прайс вернулся в Уэльс, где работал на заводе Pentyrch Ironworks фельдшером . В это время он жил неподалеку на участке, который назвал Ynys y Llewod Duon («остров черных львов»), который иногда называли «домом Ynys».
Став дипломированным врачом, он затем открыл свою медицинскую практику в Крейг-ир-Хельфа в Глинтаффе , оставаясь там семь лет. [17] [11]
Позже он арендовал ферму в Аппер-Боте под названием Porth y Glo («угольный порт»), которая принадлежала сыну адвоката мистеру Гроверу. Прайс наполнил свою ферму козами и крупным рогатым скотом, которые поели и нанесли значительный ущерб зеленым деревьям вокруг участка и по всему окрестностям, что побудило его домовладельца вручить ему уведомление о выселении, которое Уильям отклонил. Г-н Гровер инициировал иск о выселении после того, как Прайс отказался уйти. В результате, при «сильном народном волнении», все его животные были выпущены на шоссе. Прайс, протестовавший против своего права остаться, закрепился на стуле в самой дальней комнате дома, отказываясь уходить, его вынесли на стуле, а затем вывели на улицу, на дорогу. [7] [18]
Впоследствии он переехал в недавно индустриализированную долину Тафф недалеко от Понтипридда . Именно здесь, в 1823 году, рабочие избрали его на должность главного хирурга компании Brown Lenox Chainworks в Понтипридде; он оставался на этой работе до 1871 года. [19] [11] В июне 1823 года он также был назначен медицинским советником богатой семьи Кроушей, владевшей металлургическими заводами в Мертире и Трефоресте . [19] Проводя время в Трефоресте, «революционном городе», он попал под растущее влияние левых политических идей. [20] Будучи гордым валлийским националистом , Прайс нашел друзей-единомышленников в другой богатой семье, Гостей, и произнес речь об истории и литературе Уэльса в их Королевском Айстедводе в 1834 году, которую леди Шарлотта Гест сочла «одной из самых красивых и красноречивых речей». такое когда-либо было слышно». На основании этого он был приглашен на должность судьи бардского конкурса эйстедвода, приз которого был вручен Талиесину Уильямсу , сыну известного друида и валлийского националиста Иоло Морганвга . [21]
Прайс стал все больше интересоваться валлийской культурной деятельностью, в том числе и той, которая находилась под влиянием неодруидского движения. В течение его жизни из-за его обширных исследований в области друидизма его часто путали с валлийским бардом; Эван Дэвис (Мифир Моргануг) . [7] Он присоединился к Обществу Качающегося Камня , нео-друидической группе, которая собиралась в каменном круге И Маен Чвиф в Понтипридде, и к 1837 году стал одним из ее ведущих членов. Чтобы способствовать возрождению валлийской культуры, он каждое воскресенье давал уроки на валлийском языке, который, как он опасался, вымирал с распространением английского языка. [22] В 1838 году он также призвал Общество собрать средства для строительства в городе Друидического музея, доходы от которого будут использованы для открытия бесплатной школы для бедных. В этом предприятии его поддержал Фрэнсис Кроушей, член семьи Кроушей, но он не получил достаточного количества спонсоров, чтобы позволить проекту продолжиться. В гневе он опубликовал заявление в местной газете, в котором заявил людям, что они игнорируют «ваших бессмертных прародителей, которым вы обязаны самим своим существованием как цивилизованный народ». [22] [23]
Между тем, общественная совесть Прайса привела его к тому, что он стал заметной фигурой в местном чартистском движении, которое тогда распространялось по стране, поддерживая идею о том, что все люди должны иметь право голоса, независимо от их богатства или социального положения. Многие чартисты в промышленных районах южного Уэльса взяли в руки оружие, чтобы подготовиться к революции против правительства, и Прайс помог им получить такое оружие. По правительственным отчетам, к 1839 году он приобрел семь орудий полевой артиллерии. В том же году произошло Ньюпортское восстание , когда многие чартисты и их сторонники из рабочего класса восстали против властей, но были подавлены солдатами, которые убили ряд революционеров. Прайс осознавал, что это произойдет, и он и его сторонники не присоединились к восстанию в тот день. Тем не менее, он также понял, что правительство начнет репрессии против участников чартистского движения в отместку за восстание, и поэтому он бежал во Францию, замаскированный под женщину, где он стал свободно говорить на их родном языке. [24]
Жизнь архидруида: 1840–1882 гг.
[ редактировать ]Во время временного изгнания в качестве политического диссидента в Париже Прайс посетил Лувр , где он пережил то, что было описано как «поворотный момент в его религиозной жизни». Его очень заинтересовал камень с греческой надписью, которая, по его ошибочному мнению, изображала древнего кельтского барда, обращающегося к луне. Впоследствии он интерпретировал надпись как пророчество, данное древним валлийским принцем по имени Алун, заявив, что в будущем придет человек, чтобы раскрыть истинные тайны валлийского языка и освободить валлийский народ; однако историк Рональд Хаттон позже заметил: «Никто больше не слышал об этом человеке и не делал (что-то подобное) такой же интерпретации надписи». Тем не менее, Прайс чувствовал, что это пророчество применимо и к нему и что он должен вернуться в Уэльс, чтобы добиться независимости Уэльса от Соединенного Королевства . [25]
Вскоре вернувшись в Уэльс, Прайс стал друидом, основав религиозную группу друидов, которая привлекла множество последователей. Мало что известно о конкретных доктринах, которые он проповедовал, но его последователи ходили с посохами, на которых выгравированы цифры и буквы. Заявив, что брак неправильный, поскольку он порабощает женщин, он начал отношения с женщиной по имени Энн Морган, к которой он переехал, и в 1842 году у них родилась дочь. Он сам крестил этого ребенка у Качающегося камня в Понтипридде, назвав ее Гвенхиолан Ярлес Моргануг (что означает «Гвенхиолан, графиня Гламорган »). [26] Он начал развивать внешний вид, который был нетрадиционным для того времени, например, носить шапку из лисьего меха (что означает его целебные способности как врача) и изумрудно-зеленую одежду, а также отращивать длинную бороду и не стричь волосы. Он также начал попытки проводить друидские мероприятия, организовав айстедвод в Понтипридде в 1844 году, но никто не явился, и поэтому в одиночку он инициировал свою дочь в качестве барда на этом мероприятии. В 1855 году он возглавил парад иворитов , дружественного общества , придерживавшегося философии валлийского национализма, по улицам Мертира-Тидфила , в сопровождении полуголого человека, называющего себя Мирддином (валлийское название Мерлина ) и козла. . [27]
Возвращаясь к своей давней идее построить музей и школу в Понтипридде, местный землевладелец сэр Бенджамин Холл , желавший способствовать возрождению валлийской культуры, разрешил ему использовать собственную землю, хотя Прайс и Холлы впоследствии рассорились. и проект был свернут. Оставшись с долгами из-за прерванного проекта, Прайс снова сбежал во Францию в 1861 году. Примерно в это же время он начал писать в национальную прессу, делая преувеличенные заявления о себе и истории Уэльса, например, утверждая, что он был лордом Южного Уэльса и что «Все греческие книги — это произведения первобытных бардов, написанные на нашем языке!!!!!!!… Гомер родился в деревне И Ван недалеко от Керфили . Он построил замок Керфили… древнейшие книги китайцев признаются факт!!" [28]
В 1866 году Прайс вернулся в Уэльс и обнаружил, что его дочь выросла и стала жить своей собственной жизнью после смерти ее матери, Энн Морган. Он поселился в городке Ллантрисант , где открыл новую медицинскую практику, оказавшуюся успешной. В конце концов он взял дочь молодого фермера, Гвенллиан Ллевелин (1859–1948). [29] которому в то время был всего двадцать один год, чтобы стать его новым партнером, несмотря на то, что он к тому времени уже был стариком. [30] Несмотря на свои более ранние заявления против брака, он организовал друидскую свадебную церемонию, во время которой женился на Гвенллиан 4 марта 1881 года, в 81-й день рождения Прайса. Действие происходило у Качающегося камня в Понтипридде, в нем Прайс обращался к солнцу в полдень, а также женщины, одетые как Три грации участвовали . Церемония собрала большую аудиторию, которая, по сообщениям, нашла все происходящее забавным. [31] Тем временем в 1871 году он опубликовал книгу, написанную на изобретенной им собственной форме валлийского языка, который, по его мнению, был истинным языком древнего валлийского языка. В работе, название которой переводится как «Воля моего отца» , Прайс концептуализировал вселенную, созданную из змеиного яйца верховным Богом-Отцом. Однако в то время эта работа в значительной степени игнорировалась и вскоре оказалась в безвестности. [32]
Дальнейшая жизнь и пропаганда кремации: 1883–1893 гг.
[ редактировать ]«Вплоть до момента его смерти черты его лица сохраняли поразительные черты. И старость придала им большое достоинство. Два его глаза напоминали глаза ястреба; нос имел слегка орлиную форму, а лоб был широким и высоким. Он борода у него сохранилась, и она росла по форме наподобие бородки и доходила ему до груди. Волосы его, тоже белые, как снег, тоже росли, и были заплетены в длинные косы. , концы которых были закручены вокруг нижней части его головы, но его замечательные эксцентричности на протяжении всех периодов его долгой жизни, несомненно, оставили в сознании тех, кто знал его близко, что его мозг, по-видимому, был серьезно поражен. как будто его великие природные способности всегда боролись с «больным умом», но, насколько известно, он мог удовлетворительно управлять своим умом при выполнении своей профессии».
Звезда Южного Уэльса - пятница, 27 января 1893 г. [33]
Прайс провозгласил себя «Первосвященником состарившегося солнца» и посредством «друидского пророчества», чувствуя неудовлетворенность тем, что он не произвел на свет сына, который стал бы его преемником, он нашел девственницу, с которой можно было бы совокупиться; Гвенллиан (или сокращенно «Гвен»), которой на тот момент было 18 лет, была выбрана его новой партнершей. Первый ребенок Гвен и Прайса родился 8 августа 1883 года. [29] сын, которого Прайс назвал Иесу Грист (по-валлийски Иисус Христос ), потому что считал его молодым Эзусом или Ху Гадарном из Британии. Он ожидал многого от своего ребенка, и некоторые считали, что выбранное имя было провокацией против традиционной религии того времени. Младенец прожил всего пять месяцев, когда 10 января 1884 года он умер по неизвестной причине. [29] Полагая, что хоронить труп, загрязняя тем самым землю, Прайс решил кремировать тело своего сына - действие, которое в то время было табу, хотя по всей стране уже было несколько сторонников этого как формы утилизации трупов. Днем в субботу, 12 января 1884 года, люди, нанятые Прайсом, перевезли дрова, уголь и бочку смолы на вершину холма (Каэрлан) к востоку от Ллантрисанта, которым владел Прайс. Вечером следующего дня, одетый в белые одежды, он понес своего сына на руках к вершине, положил его тело в кучу, головой на запад, Прайс пропел «странный реквием», а затем приступил к похоронам. поджигая кучу. Несколько местных жителей, возвращавшихся домой из церкви, заметили огонь, а затем собрались вокруг него. Говорили, что это было трогательное зрелище, однако, обнаружив, что Прайс пытался сжечь своего маленького сына, сержанта Тэмблина и его Офицеры прорвались сквозь толпу, выхватили ребенка из огня, пнули кучу, пытаясь ее потушить, и тут же арестовали его за то, что, по их мнению, было незаконным избавлением от трупа. Тело его сына, еще не полностью охваченное пламенем, извлекли из костра. Ребенка поместили в корзину с соломой, головой вниз, а ноги вытянули вверх через соломинку. [34]
Местный врач провел вскрытие тела Иесу и пришел к выводу, что ребенок умер естественной смертью, а не был убит. Таким образом, Прайсу не было предъявлено обвинение в детоубийстве , а вместо этого его судили в зале суда Кардиффа за кремацию, а не захоронение, что полиция сочла незаконным. Прайс утверждал, что, хотя в законе не указано, что кремация является законной, в нем также не говорится, что она является незаконной. Судья, г-н судья Стивен , согласился. Прайс был освобожден и вернулся в Ллантрисант и обнаружил толпу сторонников, приветствующих его победу. 14 марта он наконец смог кремировать своего сына, используя свои личные друидские молитвы. [34] Этот случай создал прецедент, который вместе с деятельностью недавно основанного Общества кремации Великобритании привел к принятию Закона о кремации 1902 года . [35] первая официальная кремация останков Джанетт Пикерсгилл состоялась В 1885 году в крематории Уокинга (1814–1885) , и зарегистрировано десять кремаций, проведенных в следующем году. Крематорий открылся в Манчестере в 1892 году, затем в Глазго в 1895 году, в Ливерпуле в 1896 году и в Бирмингеме в 1903 году. [36]
Интерес средств массовой информации к судебному делу сделал Прайса знаменитым, и вскоре он начал наживаться на этой славе, продав триста медалей , каждая из которых изображала космическое яйцо и змею, которая его отложила, в ознаменование своей победы, которые продавались по три пенса каждая. Его начали приглашать читать лекции и посещать общественные мероприятия, но это не принесло особого успеха, поскольку большая часть его аудитории не понимала ни его философию, ни его одежду, которая была сделана из красной ткани и вышита зелеными буквами. . [37]
В конце 1884 года жена Прайса родила второго ребенка, которого Прайс также назвал Иесу Грист, а 27 мая 1886 года она родила ему дочь, которую они назвали Пенелопен. [38] Он верил, что его сына ждет важное будущее, поскольку он станет предсказанным вторым пришествием Иисуса Христа, его тезки, и предсказал, что он придет править землей. Гвен рассталась с Уильямом за несколько лет до его смерти, но продолжала присматривать за детьми. Между тем, в 1892 году он установил столб высотой более 60 футов с символом полумесяца на вершине на вершине холма Каэрлан, где был кремирован его первый сын, и отметил, что хочет, чтобы его похороны также состоялись там. . [39]
Прайс умер в своем доме в Ллантрисанте в ночь на 23 января 1893 года. [40] Его последними словами, когда он понял, что он близок к смерти, были: «Принеси мне бокал шампанского ». Он выпил шампанское и вскоре умер. [41] 31 января 1893 года Прайс был кремирован на костре из деревянного стержня и двух тонн угля, в соответствии с его завещанием, на том же склоне холма с видом на Ллантрисант. За ним наблюдали 20 000 человек, и под наблюдением его семьи, которая была одета в смесь традиционной валлийской и его собственной друидской одежды. Было отмечено, что это соответствует его воле и завещанию; «Не следует предпринимать никаких попыток сохранить прах тела, но он должен быть «распространен по всей земле, чтобы помочь траве и цветам расти»». [39] Его жена снова вышла замуж, на этот раз за дорожного инспектора, нанятого местным советом, и отказалась от своих друидических верований, чтобы присоединиться к традиционной христианской конфессии, крестив в нее двоих своих детей, а Иесу Грист был переименован в Николаса, так и не оправдав амбициозных предсказаний. что его отец сделал о нем. [39]
Личные убеждения
[ редактировать ]Прайс придерживался нескольких твёрдых убеждений, которые противоречили викторианским социальным нормам того времени, и решил продвигать их «наиболее показательно». [42] Биограф Дин Пауэлл считал его «индивидуалистом и бунтовщиком», но не был уверен, была ли эксцентричность Прайса результатом психического заболевания или нет. [43]
Нудист Прайс отказался носить носки, посчитав их негигиеничными. [44] и мыли монеты, опасаясь, что они станут источником перекрестного заражения. [44] Он выступал против вакцинации , отчасти из-за детской смерти его брата после прививки. [43] и отказывались лечить пациентов, куривших табак . [43] Он был сторонником вегетарианства, полагая, что употребление мяса «вызывает зверя в человеке», и осуждал вивисекцию . [43] Прайс выступал против брака, который он рассматривал как порабощение женщин , вместо этого защищая свободную любовь . [44] Прайс также утверждал, что многие соученики были не чем иным, как «торговцами ядами», зарабатывавшими деньги на продаже лекарств и наживании на больных, а не на устранении причины болезни. [29]
Прайс также был ответственным за строительство знаменитых «Круглых домов» в Понтипридде. Он убедил местного строителя, что земля принадлежит ему, и что эти круглые дома должны стать воротами в его особняк. Он не владел ни землей, ни особняком. [ нужна ссылка ]
Прайс считал, что религия часто используется для порабощения людей, и презирал «ханжеских проповедников». [45] Его религиозные убеждения оказали влияние на современное друидское движение. Мичелл называл его «природным шаманом». [46]
Наследие
[ редактировать ]Вскоре после смерти Прайса были написаны баллады в память о нем, которые в течение нескольких лет распространялись по всей округе. В 1896 году в Кардиффе прошла выставка, посвященная его жизни, и к ней была опубликована брошюра с его биографией. [39] Более значительная биография Прайса, написанная Ислвином Николасом, была опубликована в 1940 году под названием « Валлийский еретик» . В 1947 году Общество кремации установило мемориальную доску в его честь в городе Ллантрисант, а в 1982 году в городе была открыта его статуя, изображающая доктора в его характерном головном уборе из лисьей шкуры с вытянутыми руками. [47] За этим последовало в 1992 году, когда его именем был назван мемориальный сад, а в туристическом центре города открылась выставка, посвященная ему. [5]
В книге 1966 года, посвященной истории Ллантрисанта, автор Дилвин Льюис описал Прайса как «одну из самых противоречивых фигур современности». [48] Историк Рональд Хаттон позже описал его как «одновременно одного из самых ярких персонажей в истории Уэльса и одного из самых замечательных в викторианской Британии ». [2] в то время как его биограф Дин Пауэлл считал его «самым известным человеком в Уэльсе XIX века». [1]
Мемориальная зеленая доска была установлена в приходском зале Рудри в 2017 году недалеко от места рождения Прайса. [49]
В 2020 году американский актер Роберт Дауни-младший назвал доктора Уильяма Прайса источником вдохновения для роли доктора Дулиттла в новой голливудской адаптации «Дулиттл» . Дауни-младший подвергся резкой критике за свой валлийский акцент. Как сообщил Уилл Хамфрис для The Sunday Times: «...когда голливудский актер пытается сделать это с валлийским акцентом, вдохновленным викторианским друидом-нудистом, возможно, лучше всего ему вообще не говорить». [50]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пауэлл 2005 . п. 3.
- ^ Jump up to: а б Хаттон 2009 . п. 253.
- ^ «Прайс, Уильям, доктор (Ллантрисант), статьи» . Сеть архивов Уэльса. Май 2003 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2020 г. . Проверено 27 сентября 2006 г.
- ↑ Зал славы BBC в Уэльсе. Архивировано 27 июня 2006 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Хаттон 2009 . п. 286.
- ^ Пауэлл 2005 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Звезда Южного Уэльса - пятница, 27 января 1893 г.
- ^ Jump up to: а б Пауэлл 2005 , стр. 9–10.
- ^ Пауэлл 2005 , с. 9.
- ^ Пауэлл 2005 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б с Хаттон 2009 , с. 253.
- ^ «Прайс, Уильям (1800–1893), врач, самопровозглашенный архидруид и сторонник кремации - Оксфордский национальный биографический словарь» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/61784 . Проверено 28 мая 2019 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Пауэлл 2005 , с. 12.
- ^ Пауэлл 2005 , с. 13.
- ^ Пауэлл 2005 , стр. 15–17.
- ^ Пауэлл 2005 , с. 26.
- ^ Пауэлл 2005 , с. 27.
- ^ Пауэлл 2005 , стр. 27–29.
- ^ Jump up to: а б Пауэлл 2005 , с. 29.
- ^ Пауэлл 2005 , с. 31.
- ^ Хаттон 2009 , стр. 253–254.
- ^ Jump up to: а б Хаттон 2009 , с. 254.
- ^ Пауэлл 2005 , стр. 37–41.
- ^ Хаттон 2009 , стр. 254–255.
- ^ Хаттон 2009 , с. 255.
- ^ Хаттон 2009 . п. 255.
- ^ Хаттон 2009 , с. 256.
- ^ Хаттон 2009 . стр. 280–281.
- ^ Jump up to: а б с д «Доктор Уильям Прайс из городка Ллантрисант» . Архивировано из оригинала 27 июня 2016 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ Хаттон 2009 . п. 281.
- ^ Хаттон 2009 . п. 282.
- ^ Хаттон 2009 . стр. 281–282.
- ^ Звезда Южного Уэльса, пятница, 27 января 1893 г. - https://www.britishnewspaperarchive.co.uk/viewer/bl/0000909/18930127/029/0006
- ^ Jump up to: а б Хаттон 2009 . п. 283.
- ^ «Доктор Уильям Прайс» . Библиотечная служба Рондды Кинон Таф . Проверено 1 июня 2012 года .
- ^ «srgw.demon.co.uk» . www.srgw.demon.co.uk . Архивировано из оригинала 3 августа 2010 года . Проверено 12 марта 2010 г.
- ^ Хаттон 2009 . стр. 283–284.
- ^ Пауэлл 2005 . п. 95.
- ^ Jump up to: а б с д Хаттон 2009 . п. 285.
- ^ «ПРАЙС, УИЛЬЯМ (1800–1893)» . Словарь валлийской биографии . Национальная библиотека Уэльса . 1959 год . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ Ангус Дейтон (22 января 2012 г.). Это твой раунд - S02E05 (радио) . Это твой раунд (радио). Том. S02E05. Радио Би-би-си 4 . Событие происходит в 21:30.
- ^ Пауэлл 2005 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Пауэлл 2005 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Пауэлл 2005 , с. 42.
- ^ Пауэлл 2005 , с. 33.
- ^ Мичелл 1997 . п. 6.
- ↑ Хронология Llantrisant. Архивировано 7 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Льюис 1966 . п. 57.
- ^ «Мемориальная доска открыта в Рудри в честь места рождения радикального врача» . 11 октября 2017 года . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Десборо, Джеймс; Хамфрис, Уилл. «Роберт Дауни-младший разговаривает с животными как доктор Дулиттл, но с ужасным валлийским акцентом» . Таймс . Проверено 15 июля 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Брейсгедл, Сирил (1997). Доктор Уильям Прайс: святой или грешник? . Каррег Гвальч Пресс. ISBN 978-0-86381-434-1 .
- Хаттон, Рональд (2009). Кровь и омела: История друидов в Британии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-14485-7 .
- Льюис, Дилвин (1966). История Ллантрисанта . Комитет столетия Грейвса.
- Мичелл, Джон (1984). Эксцентричная жизнь и своеобразные представления . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-7474-0353-1 .
- Пауэлл, Дин (2005). Эксцентрик: Жизнь доктора Уильяма Прайса . Ллантрисант, Уэльс: Дин Пауэлл. ISBN 978-0-9550854-0-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уильям Прайс. Архивировано 17 августа 2018 года в Wayback Machine в 100 Welsh Heroes.
- Баллада о кремации доктора Уильяма Прайса, 1893 г.
- Доктор Прайс из Ллантрисанта. Архивировано 29 ноября 2020 года в Wayback Machine, автор: Ап Иданфрин.
- Прайс, Уильям (1800–1893) на oxforddnb.com
- 1800 рождений
- 1893 смерти
- Валлийские врачи XIX века
- Британские активисты против вакцинации
- Валлийские современные язычники
- Чартисты
- Кремация в Великобритании
- Нео-друиды
- Люди из Кайрфилли
- Люди из Ллантрисанта
- Люди из Мейчена
- Люди из Понтипридда
- Валлийские антививисекционисты
- Валлийские эмигранты во Франции
- Валлийские националисты
- валлийские социалисты
- Валлийские активисты вегетарианства