Уэльс в римскую эпоху
История Уэльса |
---|
![]() ![]() |

Римская эра на территории современного Уэльса началась в 48 году нашей эры с военного вторжения имперского губернатора Римской Британии . Завоевание было завершено к 78 году нашей эры, и римское правление продолжалось до тех пор, пока регион не был оставлен в 383 году нашей эры. [1]
Римская империя провела военную оккупацию большей части Уэльса, за исключением южного прибрежного региона Южного Уэльса , к востоку от полуострова Гауэр сохранилось наследие романизации , где в регионе , и некоторых южных мест, таких как Кармартен , который был civitas — столица племени деметов . Единственный город в Уэльсе, основанный римлянами, Каервент , расположен в Южном Уэльсе.
Уэльс был богатым источником полезных ископаемых , и римляне использовали свои инженерные технологии для добычи большого количества золота, меди и свинца, а также небольших количеств некоторых других металлов, таких как цинк и серебро.
Римские завоевательные кампании в Уэльсе упоминаются в сохранившихся древних источниках, которые, в частности, описывают сопротивление и окончательное завоевание двух из пяти местных племен: силуров на юго-востоке и ордовиков в центральном и северном Уэльсе.
Помимо множества находок, связанных с римлянами на участках вдоль южного побережья, римские археологические находки в Уэльсе почти полностью состоят из военных дорог и укреплений. [2]
Уэльс до римского завоевания
[ редактировать ]была населена носителями кельтских языков ( кельтами Археологи в целом сходятся во мнении, что большая часть Британских островов до римского вторжения ), организованными во множество племен . [3] Территория, ныне известная как Уэльс, не имела политического или социального единства, и римляне не дали этой территории в целом какого-либо особого названия. [4]
Северный и Южный Уэльс имели некоторые заметные культурные различия до римского вторжения, и их не следует рассматривать как одно целое. [5] Южный Уэльс продвигался вместе с остальной Британией на протяжении всего железного века, тогда как северные части Уэльса были консервативными и продвигались медленнее. [5] Наряду с технологическим прогрессом, с пятого по первый век до нашей эры, южный Уэльс стал более густонаселенным. [4] [5] Южный Уэльс имел больше общего с севером, чем с остальной Британией, и вплоть до римского завоевания они не видели никакого внешнего влияния. [6]
Крепости на холмах — одно из наиболее распространенных мест, обнаруженных в Уэльсе железного века, и именно на них археологи опираются в большинстве своих доказательств. Тем не менее, из-за относительного отсутствия археологической деятельности группировки этих фортов по всему Уэльсу могут быть неравномерными или вводить в заблуждение. [5] Современные ученые предполагают, что Уэльс до римского завоевания был похож на остальную Британию железного века ; однако это все еще обсуждается из-за скудности доказательств. [7] По большей части археологическое наследие регионов состоит из захоронений и городищ, Уэльс (вместе с более отдаленными частями Британии) постепенно прекратил производство керамики на протяжении всего железного века (что обычно помогает археологам исследовать далекое прошлое). [7] Однако это не означает, что внутри региона не было торговли; Данные археологических находок (таких как комплекс Уилбертон) позволяют предположить, что торговля велась по всей Британии, соединяясь с Ирландией и Северной Францией. [7]
Британия в 47 году нашей эры
[ редактировать ]
Накануне римского вторжения в Уэльс римские военные под командованием губернатора Авла Плавция контролировали всю юго-восточную Британию, а также Думнонию , возможно, включая низменные английские Мидлендсы до устья Ди и реки Мерси , и имея взаимопонимание с бригантами на севере. [8] Они контролировали большую часть центров богатства острова, а также большую часть его торговли и ресурсов.
В Уэльсе известные племена (список может быть неполным) включали ордовиков и декеангли на севере, а также силуров и деметов на юге. Археология в сочетании с древнегреческими и римскими отчетами показала, что во многих местах Британии, в том числе в Уэльсе, велась эксплуатация природных ресурсов, таких как медь, золото, олово, свинец и серебро. [9] Помимо этого, нам мало что известно о валлийских племенах той эпохи.
Римское вторжение и завоевание
[ редактировать ]
Существует неопределенность относительно того, какие части Уэльса были захвачены римлянами до завоевания Англси в 60 году нашей эры. [3] Эта неопределенность проистекает из отсутствия письменных источников, поскольку Тацит является единственным письменным источником, документирующим этот период. [4]
Тацит сообщает, что племя напало на римского союзника в Британии. [10] Согласно Тациту, племя, ответственное за это вторжение, было «деканги», которое ученые связывают с валлийскими декеангли . [4] Римляне отреагировали быстро, наложив ограничения на все подозреваемые племена, а затем начали выступать против Дечангли. [4] По прогнозам, римское завоевание этого племени произошло между 48 или 49 годами нашей эры. [4]
Вскоре после этого римляне начали кампанию против племени силурес на юго-востоке Уэльса, которое, должно быть, уже сталкивалось с римской армией. [4] Из-за свирепости и неподчинения силуров римляне построили крепость легионеров, чтобы подавить их. [4] Силуров (а позже и ордовиков) возглавлял Каратак , король, бежавший из Юго-Восточной Англии. [4] Под властью Каратака валлийцы сразились с римлянами в решающей битве, в результате которой была потеряна вся территория Ордовика. [4] Это поражение не было сокрушительным, и Каратак продолжил борьбу с римлянами, разгромив две вспомогательные когорты. [4] Каратак бежал к царице бригантов. Царица Картимандуя была верна римлянам и передала Каратак римским войскам в 51 году нашей эры. [11] Решая все эти проблемы, в 52 году нашей эры умер римский губернатор Публий Осторий Скапула . [4] Его смерть дала силурам передышку до прибытия преемника Скапулы, Дидия Галла. В это время силуры разгромили римский легион под предводительством Гая Манлия Валента . [4]
В 54 году нашей эры император Клавдий умер, и ему наследовал Нерон . Это привело к изменению ситуации в Британии, и Рим начал больше сосредотачиваться на консолидации своей власти в Британии, а не на расширении своей территории. [4] Об этом свидетельствуют археологические данные, которые обнаруживают крепости вексилляции (небольшие римские форты) во времена преемственности Нерона. [4]
После непродолжительного периода относительного бездействия Квинт Вераниус стал губернатором Британии и решил, что пришло время завоевать остальную часть Британских островов. [11] Вераний начал кампанию против силуров, но в 58 году нашей эры умер, через год после того, как был назначен в Британию. [4] Его преемником был Светоний Паулин , и, похоже, Вераний добился определенного успеха в своих кампаниях, потому что Паулин начал перемещаться на север (что позволяет предположить, что на юге не было заметного сопротивления). [4] Паулин добился весьма успешного завоевания северного Уэльса, и к 60 году нашей эры казалось, что он продвинулся до Ирландского моря , потому что готовился к завоеванию Англси . [11]
Англси был переполнен мигрантами, бежавшими от римлян, и стал оплотом друидов. [4] [11] Несмотря на первоначальный страх и суеверие римлян перед Англси, они смогли добиться победы и подчинить себе валлийские племена. [11] Однако эта победа была недолгой, и на востоке вспыхнуло массовое британское восстание под предводительством Боудики , прервавшее консолидацию Уэльса. [4] [11]
Лишь в 74 году нашей эры Юлий Фронтин возобновил кампании против Уэльса. [11] К концу своего срока в 77 году нашей эры он подчинил себе большую часть Уэльса. [4] [11]
На протяжении всего завоевания осталось практически нетронутым только одно племя — деметы. Это племя не противостояло Риму и развивалось мирно, изолированно от соседей и Римской империи. [11] Деметы были единственным доримским валлийским племенем, вышедшим из-под римского владычества, сохранившим свое племенное название.
Уэльс в римском обществе
[ редактировать ]Горное дело
[ редактировать ]
Минеральные богатства Британии были хорошо известны до римского вторжения и были одной из ожидаемых выгод от завоевания. Вся добыча полезных ископаемых финансировалась государством и находилась под военным контролем, поскольку права на добычу полезных ископаемых принадлежали императору. [12] Его агенты вскоре обнаружили в Уэльсе значительные залежи золота, меди и свинца, а также некоторое количество цинка и серебра. Золото добывалось в Долаукоти до вторжения, но римская инженерия была применена для значительного увеличения добываемого количества, а также для извлечения огромных количеств других металлов. Это продолжалось до тех пор, пока процесс не стал непрактичным или прибыльным, после чего шахту закрыли. [13]
Современные ученые приложили усилия, чтобы количественно оценить ценность этих добытых металлов для римской экономики и определить момент, когда римская оккупация Британии была «выгодна» для Империи. Хотя эти усилия не дали детерминированных результатов, выгоды для Рима были существенными. Сама по себе добыча золота в Долаукоти могла иметь экономическое значение. [14]
Промышленное производство
[ редактировать ]
Производство товаров для торговли и экспорта в Римской Британии было сосредоточено на юге и востоке, и практически ни одно из них не располагалось в Уэльсе.
Во многом это произошло благодаря обстоятельствам: кузницы для железа располагались рядом с запасами железа, формы из олова (олово с небольшим количеством свинца или меди) располагались рядом с запасами олова и подходящей почвой (для форм), группы гончарных печей располагались рядом с подходящей глинистой почвой, зерном - сушильные печи, расположенные в сельскохозяйственных районах, где также располагалось овцеводство (для получения шерсти), а производство соли концентрировалось в исторических доримских местах. Предприятия по производству стекла располагались в городских центрах или вблизи них. [13]
В Уэльсе ни один из необходимых материалов не был доступен в подходящей комбинации, а лесистая и гористая сельская местность не подходила для такого рода индустриализации.
Группы плиточных заводов , как больших, так и малых, сначала использовались римскими военными для удовлетворения собственных нужд, поэтому везде, где армия могла найти подходящую почву, существовали временные площадки. Это включало несколько мест в Уэльсе. [15] Однако по мере того, как римское влияние росло, армия могла получать плитку из гражданских источников, которые размещали свои печи в низинных районах, содержащих хорошую почву, а затем отправляли плитку туда, где она была необходима.
Романизация
[ редактировать ]
Римляне оккупировали всю территорию, ныне известную как Уэльс, где они строили римские дороги и кастры , добывали золото в Луэнтинуме и вели торговлю, но их интерес к этой территории был ограничен из-за сложной географии и нехватки равнинных сельскохозяйственных земель. Большинство римских останков в Уэльсе носят военный характер. Сарн-Хелен , главная автомагистраль, связывала Север с Южным Уэльсом.
Район контролировался базами римских легионеров в Дева Виктрикс (современный Честер ) и Иска Августа ( Кэрлеон ), две из трех таких баз в римской Британии, с дорогами, связывающими эти базы с фортами вспомогательных сил, такими как Сегонтиум ( Кэрнарфон ) и Моридунум ( Кармартен ).
Более того, Юго-Восточный Уэльс был самой романизированной частью страны. Вполне возможно, что римские поместья в этом районе сохранились как узнаваемые единицы до восьмого века: королевство Гвинт, вероятно, было основано прямыми потомками (романизированного) силурийского правящего класса. [16] '
Лучшим индикатором романизации аккультурации является наличие городских территорий (районов с городами, колониями и племенными городами ) и вилл в сельской местности. В Уэльсе это можно сказать только о самом юго-восточном прибрежном районе Южного Уэльса . Единственные города в Уэльсе были в Кармартене и Кервенте . [17] Рядом с Каэрвентом было три небольших городских объекта, и они, а также Роман Монмут были единственными другими «урбанизированными» объектами в Уэльсе. [18]
На юго-западной родине деметов несколько классифицировались как виллы . участков в прошлом [19] но их раскопки и изучение еще не раскопанных участков позволяют предположить, что это доримские семейные усадьбы, иногда обновленные с помощью римских технологий (например, каменной кладки), но имеющие местный характер, совершенно отличный от истинных вилл найденных римского происхождения. на восток, например, в Оксфордшире . [20]
Возможно, это удивительно, но наличие латинских надписей римской эпохи не свидетельствует о полной романизации. Наиболее многочисленны они на военных объектах, а их появление в других местах зависело от доступа к подходящему камню и присутствия каменщиков, а также покровительства. Комплекс римских фортов в Томен-и-Муре недалеко от побережья северо-западного Уэльса оставил больше надписей, чем Сегонтиум (недалеко от современного Кернарфона) или Новиомагус Регинорум ( Чичестер ). [21]
Форты на холмах
[ редактировать ]В районах гражданского контроля, таких как территории civitas , укрепление и оккупация крепостей на холмах были запрещены в соответствии с римской политикой. Однако дальше вглубь страны и на север ряд доримских городищ продолжали использоваться в римскую эпоху, в то время как другие были заброшены в римскую эпоху, а третьи были недавно заняты. Вывод состоит в том, что местных лидеров, которые были готовы учитывать интересы Рима, поощряли и позволяли продолжать, обеспечивая местное руководство в соответствии с местными законами и обычаями. [22]
Религия
[ редактировать ]Практически нет никаких свидетельств, проливающих свет на религиозную практику в Уэльсе в римскую эпоху, за исключением анекдотического рассказа о странной внешности и кровожадных обычаях друидов Англси Тацита во время завоевания Уэльса. [23] К счастью для репутации Рима, Тацит назвал друидов ужасными, иначе это была бы история римской резни беззащитных, безоружных мужчин и женщин. Вероятность партийной пропаганды и обращение к непристойным интересам в совокупности позволяют предположить, что эта история заслуживает подозрений. [ нужна ссылка ]
Валлийский регион Британии не имел большого значения для романизации острова и почти не содержит зданий, связанных с религиозной практикой, за исключением тех мест, где располагалась римская армия, и они отражают обычаи солдат-иностранцев. Любые местные религиозные объекты были бы построены из дерева, которое не сохранилось, и поэтому их трудно найти где-либо в Британии, не говоря уже о гористом, покрытом лесом Уэльсе.
Время прихода христианства в Уэльс неизвестно. Археология предполагает, что в Римскую Британию он пришел медленно, сначала завоевав сторонников среди прибрежных купцов и представителей высших классов, и никогда не получал широкого распространения за пределами юго-востока в римскую эпоху. [24] [25] Есть также свидетельства предпочтения нехристианской преданности в некоторых частях Британии, например, в верхних регионах устья Северн в 4 веке, от леса Дин к востоку от реки Уай, непрерывно вокруг побережья устья, вплоть до Сомерсета включительно . [26]

В De Excidio et Conquestu Britanniae , написанном ок. В 540 году Гильдас приводит историю мученичества святого Албана в Веруламиуме , а также Юлия и Аарона в Legionum Urbis , «Городе Легиона», говоря, что это произошло во время гонений на христиан в то время, когда против них были «декреты». были выпущены. [27] Беда повторяет эту историю в своей «Церковной истории» , написанной ок. 731. [28] В противном случае неуказанный «Город Легиона», возможно, является Карлеоном , валлийским Карллионом , «Крепостью Легиона», и единственным кандидатом с длительным и непрерывным военным присутствием, который находился в романизированном регионе Британии с близлежащими городами и римским городом. цивитас . Другими кандидатами являются Честер и Карлайл , хотя оба они были расположены вдали от романизированной территории Британии и имели преходящую, более военную историю.
Примечание в скобках касается Святого Патрика , покровителя Ирландии. Он был британцем, родившимся ок. 387 в Банна Вента Берниэ , местонахождение которого неизвестно из-за ошибок транскрипции в сохранившихся рукописях. О его доме можно только гадать, участки рядом с Карлайлом . некоторые предпочитают [29] в то время как прибрежный Южный Уэльс предпочитается другими. [30]
Ирландское поселение
[ редактировать ]
К середине IV века римское присутствие в Британии уже не было активным. Некогда неукрепленные города теперь были окружены оборонительными стенами, включая Кармартен и Каервент . [31] Политический контроль в конце концов рухнул, и ряд пришлых племен воспользовались ситуацией, совершая массовые набеги по всему острову, к которым присоединились дезертировавшие римские солдаты и элементы самих коренных бриттов. [32] Порядок был восстановлен в 369 году, но Римская Британия так и не восстановилась.
Это было в это время [33] что Уэльс получил приток поселенцев из южной Ирландии, Уи Лиатайн , Лайгин и, возможно, Деиси , [34] [35] [36] последнее больше не считается достоверным, и только первые два подтверждены надежными источниками и географическими данными. Ирландцы были сконцентрированы вдоль южного и западного побережья, в Англси и Гвинеде (за исключением кантрефи Арфона ), а и Арллехведда также на территории Демет .
Обстоятельства их прибытия неизвестны, и теории включают их классификацию как «рейдеров», «захватчиков», установивших гегемонию, и « федератов », приглашенных римлянами. С таким же успехом это могло быть следствием депопуляции в Уэльсе, вызванной чумой или голодом, которые древние летописцы обычно игнорировали.
Что известно, так это то, что их типично ирландские круглые хижины находятся там, где они поселились; что камни с надписями, найденные в Уэльсе, написанные либо на латыни , либо на огаме , либо на обоих, являются типично ирландскими; что когда на камне присутствуют и латынь, и огам, имя в латинском тексте дается в бриттонской форме, в то время как то же самое имя дается в ирландской форме в огаме; [37] и что средневековые королевские генеалогии Уэльса включают предков с ирландскими именами. [38] [39] которые также появляются в ирландском повествовании «Изгнание Деизи» . [40] Однако это явление может быть результатом более поздних влияний, и снова было подтверждено только присутствие Уи Лиатайн и Лайгин в Уэльсе.
Конец римской эпохи
[ редактировать ]
Исторические отчеты рассказывают о волнениях в Римской империи в III и IV веках, а также о выводе войск из Римской Британии в поддержку имперских амбиций дислоцированных там римских генералов. На большей части территории Уэльса, где римские войска были единственным признаком римского правления, это правление закончилось, когда войска ушли и не вернулись. Конец наступил в разных регионах в разное время.
Традиция гласит, что римские обычаи сохранялись на юге Уэльса в течение нескольких лет, вплоть до конца V и начала VI веков, и это отчасти верно. Каервент продолжал оставаться оккупированным после ухода римлян, а Кармартен, вероятно, был заброшен в конце 4 века. [41] Кроме того, юго-западный Уэльс был территорией племен Деметов, которые так и не были полностью романизированы. Весь регион юго-западного Уэльса был заселен ирландскими пришельцами в конце IV века, и кажется надуманным предполагать, что они когда-либо были полностью романизированы.
Однако на юго-востоке Уэльса, после вывода римских легионов из Британии, город Вента Силурум (Каэрвент) оставался оккупированным романо-британцами, по крайней мере, до начала шестого века: раннехристианское в городе все еще царило богослужение, которое мог иметь епископа с монастырем во второй половине того столетия.
Великий Максимус

В валлийской литературной традиции Магнус Максимус является центральной фигурой в возникновении свободной Британии в постримскую эпоху. Королевские и религиозные генеалогии, составленные в средние века, считают его предком королей и святых. [38] [39] В валлийской истории Бреудвида Максена Вледига ( «Сон императора Максима ») он является императором Рима и женится на чудесной британке, говоря ей, что она может назвать свои желания, чтобы получить ее в качестве свадебной приданой. Она просит, чтобы ее отцу был предоставлен суверенитет над Британией, тем самым официально оформляя передачу власти из Рима обратно самим британцам.

Исторически Магнус Максимус был римским полководцем, служившим в Британии в конце 4-го века, начав свою успешную кампанию за имперскую власть в Британии в 383 году. Это последняя дата, когда появляются какие-либо свидетельства римского военного присутствия в Уэльсе, на западных Пеннинах и в Дева (т. е. вся нероманизированная область Британии к югу от вала Адриана ). Вдоль Стены были раскопаны монеты, датированные позднее 383 годом, что позволяет предположить, что войска не были выведены из нее, как когда-то считалось. [42] В De Excidio et Conquestu Britanniae, написанном ок. В 540 г. Гильдас сообщает, что Максим покинул Британию не только со всеми ее римскими войсками, но также со всеми ее вооруженными бандами, губернаторами и цветком ее юности, чтобы никогда не вернуться. [43] Уйдя с войсками и высшими администраторами и планируя продолжать править Британией, его практический курс заключался в передаче местной власти местным правителям. Валлийская легенда содержит мифическую историю, в которой говорится, что он сделал именно это.
После того, как он стал императором Западной Римской империи, Максимус вернулся в Британию, чтобы провести кампанию против пиктов и шотландцев (то есть ирландцев), вероятно, в поддержку давних союзников Рима Дамнонии , Вотадини и Нованты ( все они расположены в современной Шотландии). ). Находясь там, он, вероятно, принял аналогичные меры для формальной передачи власти местным вождям: более поздние правители Галлоуэя , где проживали нованты, провозгласили Максимуса основателем своей линии, так же, как это сделали валлийские короли. [42]
Максим правил римским Западом, пока не был убит в 388 году. Последовательность губернаторов управляла юго-восточной Британией до 407 года, но нет никаких оснований предполагать, что римляне предпринимали какие-либо попытки восстановить контроль над западом или севером после 383 года, и в том же году станет окончательным концом римской эпохи в Уэльсе.
Наследие
[ редактировать ]Венди Дэвис утверждала, что более поздний средневековый валлийский подход к собственности и поместьям был наследием Рима, но этот и другие вопросы, связанные с наследием, еще не решены. Например, Лесли Алкок утверждал, что такой подход к собственности и поместьям не может быть создан раньше VI века и, следовательно, является постримским. [44]
осталось мало латинского лингвистического наследия В валлийском языке , лишь ряд заимствований из латинского лексикона . Из-за отсутствия ранних письменных валлийских источников невозможно узнать, когда эти заимствования были включены в валлийский язык, и они могут относиться к более поздней постримской эпохе, когда языком грамотности еще была латынь. Заимствования включают несколько общих слов и словоформ. Например, валлийское слово ffenestr происходит от латинского fenestra , «окно»; llyfr — от liber , «книга»; ysgrif — от scribo , «писец»; а суффикс -wys, встречающийся в валлийских народных именах, происходит от латинского суффикса -ēnsēs . [45] [46] Есть несколько военных терминов, например caer от латинского castra , «крепость». Eglwys , что означает «церковь», в конечном итоге происходит от греческого klēros .
Позже валлийские короли использовали авторитет Магнуса Максимуса как основу своей унаследованной политической легитимности. Хотя записи имперской римской империи в валлийских королевских генеалогиях не имеют какого-либо исторического обоснования, они служат иллюстрацией убеждения в том, что законная королевская власть началась с Магнуса Максима. Как сказано в «Сне императора Максима» , Максим женился на британке, и их предполагаемые дети указаны в генеалогиях как предки королей. Прослеживая родословную еще дальше, римские императоры упоминаются как сыновья более ранних римских императоров, что включает многих известных римлян (например, Константина Великого ) в королевские генеалогии.
Короли средневекового Гвинеда ведут свое происхождение от северного британского королевства Манау Гододдина (расположенного в современной Шотландии ), а также заявляют о связи с римской властью в своих генеалогиях («Этернус, сын Патернуса, сына Тацита»). Это утверждение может быть либо независимым, либо, возможно, было изобретением, призванным конкурировать с легитимностью королей, заявляющих о своем происхождении от исторического Максима.
Гвин А. Уильямс утверждает, что даже во время возведения дамбы Оффы (которая отделяла Уэльс от средневековой Англии) люди к западу от него считали себя «римлянами», ссылаясь на количество латинских надписей, которые все еще делались в 8 веке. [47]
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Беда (731), «Церковная история, глава VIII» , в Джайлз, Дж. А. (редактор), « Разные произведения достопочтенного Беды» , том. II, Лондон: Уиттакер и компания (опубликовано в 1863 г.), с. 53
- Дэвис, Джон (1990), История Уэльса (первое издание), Лондон: Penguin Group (опубликовано в 1993 году), ISBN 0-7139-9098-8
- Дэвис, Венди (1982), Уэльс в раннем средневековье , Лестер: Издательство Лестерского университета, ISBN 0-7185-1235-9
- Фрер, Шеппард Сандерленд (1987), Британия: История Римской Британии (3-е, исправленное издание), Лондон: Рутледж и Кеган Пол, ISBN 0-7102-1215-1
- Джайлз, Джон Аллен, изд. (1841), «Произведения Гильдаса» , «Произведения Гильдаса и Ненния» , Лондон: Джеймс Бон
- Джонс, Барри; Мэттингли, Дэвид (1990), Атлас Римской Британии , Кембридж: Blackwell Publishers (опубликовано в 2007 г.), ISBN 978-1-84217-067-0
- Лэнг, Ллойд (1975), «Уэльс и остров Мэн», Археология позднекельтской Британии и Ирландии, ок. 400–1200 гг. Н.э. , Фром: Book Club Associates (опубликовано в 1977 г.), стр. 89–119.
- Лэнг, Ллойд; Лэнг, Дженнифер (1990), «Нероманизированная зона Британии», кельтская Британия и Ирландия, ок. 200–800 , Нью-Йорк: St. Martin's Press, стр. 96–123, ISBN. 0-312-04767-3
- Ллойд, Джон Эдвард (1911), История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания , том. I (2-е изд.), Лондон: Longmans, Green и Co (опубликовано в 1912 г.)
- Мэттингли, Дэвид (2006), Имперское владение: Британия в Римской империи , Лондон: Penguin Books (опубликовано в 2007 г.), ISBN 978-0-14-014822-0
- Маунд, Кари (2000), Валлийские короли. Воины, военачальники и принцы , Страуд: Tempus Publishing (опубликовано в 2006 г.), ISBN 0-7524-2973-6
- Рис, Джон (1904), Кельтская Британия (3-е изд.), Лондон: Общество распространения христианских знаний
- Снайдер, Кристофер А. (1998), Эпоха тиранов: Британия и британцы, 400–600 гг. н. э. , Университетский парк: издательство Пенсильванского государственного университета, ISBN 0-271-01780-5
- Тацит, Публий Корнелий (117), Мерфи, Артур (редактор), Работы Корнелиуса Тацита (английский перевод) (новое издание), Лондон: Jones & Co. (опубликовано в 1836 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Римляне в Уэльсе», Бен Джонсон
- ^ «История Уэльса», сэр Джон Эдвард Ллойд
- ^ Jump up to: а б Хейс, МАРМ, и Хейс, А. (1995). Археология Британских островов (1-е изд.). Рутледж. Ч. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Малькольм, Тодд (2007). Компаньон римской Британии. Блэквеллские спутники британской истории . Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. Ч. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Канлифф, Барри. (2006) Сообщества железного века в Британии: отчет об Англии, Шотландии и Уэльсе с седьмого века до нашей эры до римского завоевания. Милтон: Группа Тейлора и Фрэнсиса. Ч. 5
- ^ Канлифф, Барри. (2006) Сообщества железного века в Британии: отчет об Англии, Шотландии и Уэльсе с седьмого века до нашей эры до римского завоевания. Милтон: Группа Тейлора и Фрэнсиса. Ч. 9
- ^ Jump up to: а б с Канлифф, Барри. (2006) Сообщества железного века в Британии: отчет об Англии, Шотландии и Уэльсе с седьмого века до нашей эры до римского завоевания. Милтон: Группа Тейлора и Фрэнсиса. Ч. 4
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 43–67, Атлас Римской Британии , Британия до завоевания и Завоевание и размещение гарнизонов Британии.
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 179–195, Атлас Римской Британии , Экономика.
- ^ Тацита Анналы 12.31
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Канлифф, Барри. (2006) Сообщества железного века в Британии: отчет об Англии, Шотландии и Уэльсе с седьмого века до нашей эры до римского завоевания. Милтон: Группа Тейлора и Фрэнсиса. Ч. 10
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 179, Атлас Римской Британии , Экономика
- ^ Jump up to: а б Джонс и Маттингли 1990 : 179–196, Атлас Римской Британии , Экономика
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 180, Атлас Римской Британии , Экономика
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 217, Атлас Римской Британии , Экономика: распределение плиточных изделий.
- ^ Роман Уэльс на сайте RCAHMW: раннее средневековье.
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 154, Атлас Римской Британии , Развитие провинций.
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 156, Атлас Римской Британии , Развитие провинций.
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 241, Атлас Римской Британии , Деревня.
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 251, 254, Атлас Римской Британии , Деревня: Dyfed.
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 153, Атлас Римской Британии , Развитие провинций: латинские надписи и язык.
- ^ Лэнг и Лэнг 1990 : 112–113, Кельтская Британия и Ирландия, ок. 200–800 гг ., Нероманизированная зона Британии.
- ^ Тацит 117 :257, Анналы , Кн. XIV, гл. ХХХ.
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 264–305, Атлас Римской Британии , Религия.
- ^ Фрер 1987 :324, Британия , Романизация Британии.
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 299, Атлас Римской Британии , Религия.
- ^ Джайлз 1841 : 11–12, Работы Гильдаса , История, гл. 10 . «Город Легиона» не указан в оригинальной латыни. Этот переводчик по какой-то причине выбирает Карлайла .
- ^ Беда 731 :53
- ^ Де Паор, Лиам (1993), Мир Святого Патрика: христианская культура апостольской эпохи Ирландии , Дублин: Four Courts Press, стр. 88 и 96, ISBN 1-85182-144-9
- ^ МакНил, Эоин (1926), «Родина Святого Патрика», Статьи, прочитанные для Королевской ирландской академии , Дублин: Ходжес, Фиггис, стр. 118–140 . Макнил утверждает, что южное побережье Уэльса предлагало как большое количество рабов, так и быстрый доступ к добыче, а поскольку этот регион также был домом для ирландских поселенцев, у рейдеров были контакты, которые могли бы точно сказать им, куда идти, чтобы быстро получить добычу и захватить ее. рабы. Макнил также предполагает возможный родной город, основываясь на сходстве названий, но допускает, что ошибки транскрипции в рукописях делают это не более чем обоснованным предположением.
- ^ Джонс и Маттингли 1990 : 162, Атлас Римской Британии , Развитие провинций.
- ^ Йонг, компакт-диск, изд. (1894), Римская история Аммиана Марцеллина , Лондон: Джордж Белл и сыновья : стр.413, Аммиан 26.4.5 Пер.; стр. 100-1 453–455, Аммиан 27,8 Пер.; стр. 483–485, Аммиан 28.3 Пер.
- ^ Лэнг 1975 : 93, Ранняя кельтская Британия и Ирландия , Уэльс и остров Мэн.
- ^ Миллер, Молли (1977), «Угадывание даты и Dyfed», Studia Celtica , vol. 12, Кардифф: Уэльский университет, стр. 33–61.
- ^ Коплстоун-Кроу, Брюс (1981), «Двойная природа ирландской колонизации Дайфеда в темные века», Studia Celtica , vol. 16, Кардифф: Уэльский университет, стр. 1–24.
- ^ Мейер, Куно (1896), «Ранние отношения между Гаэлем и Бритоном» , в Эвансе, Э. Винсент (редактор), «Труды Почетного общества Киммродориона» , сессия 1895–1896, том. Я, Лондон: Почетное общество Симмродориона, стр. 55–86.
- ^ Рис, Джон (1895). Археология Камбренсис . В. Пикеринг. , стр. 307–313.
- ^ Jump up to: а б Филлимор, Эгертон, изд. (1887), «Родословные из колледжа Иисуса, рукопись 20» , Y Cymmrodor , vol. VIII, Почетное общество Киммродориона, стр. 83–92.
- ^ Jump up to: а б Филлимор, Эгертон (1888), «Анналы Камбрии и древневаллийские генеалогии, из Harleian MS. 3859» , в Phillimore, Egerton (ed.), Y Cymmrodor , vol. IX, Почетное общество Киммродориона, стр. 141–183.
- ^ Мейер, Куно , изд. (1901), «Изгнание Десси» , Y Cymmrodor , vol. XIV, Лондон: Почетное общество Симмродориона, стр. 101–135
- ^ Лэнг и Лэнг 1990 : 108, Кельтская Британия и Ирландия, ок. 200–800 гг ., Нероманизированная зона Британии.
- ^ Jump up to: а б Frere 1987 :354, Британия , Конец Римской Британии.
- ^ Джайлз 1841 :13, Работы Гильдаса , История, гл. 14
- ^ Лэнг и Лэнг 1990 : 112, Кельтская Британия и Ирландия, ок. 200–800 гг ., Нероманизированная зона Британии.
- ^ Кох, Джон. Гододдин Анейрина, Публикации кельтских исследований, 1997, стр. 133.
- ^ Маунд 2006, с. 16, №2
- ^ Уильямс, Гвин А., Валлийцы в их истории , опубликовано Крумом Хелмом в 1982 году, ISBN 0-7099-3651-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Уэльса
- Роман Уэльс на сайте RCAHMW
- Информация археологического фонда Клуид-Поуис о римском Уэльсе
- 58 страниц артефактов и мест, связанных с римским Уэльсом, на сайте Gathering the Jewels, посвященном истории культуры Уэльса.
- Железный век и римские монеты в Уэльсе: исследование Кардиффского университета
- Карта римских населенных пунктов Уэльса (нажимайте на стрелки, чтобы получить подробную информацию)