Jump to content

История Ирландской Республики

Ирландское государство возникло в 1919 году как Ирландская Республика с 32-м графством . В 1922 году, выйдя из состава Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии по англо-ирландскому договору , оно стало Ирландским Свободным Государством . В его состав входило 26 графств, 6 из которых находились под контролем юнионистов, которые в 1921 году стали Северной Ирландией. Конституция Bunreacht na hÉireann 1937 года переименовала 26 штатов в «Ирландию». В 1949 году только 26 графств явным образом стали республикой в ​​соответствии с Законом об Ирландской Республике 1948 года , окончательно положив конец ее незначительному членству в Британском Содружестве . В 1973 году Ирландская Республика присоединилась к Европейскому сообществу (ЕС) в качестве государства-члена , которое позже стало Европейским Союзом (ЕС).

С момента своего основания Ирландское Свободное Государство было втянуто в гражданскую войну между националистами, поддерживавшими Договор, и противниками, поддерживавшими существующую Республику. Сторона, поддерживающая Договор, организованная как Cumann na nGaedheal , вышла победителем из конфликта и выиграла последующие выборы. Они формировали правительство штата до 1932 года, когда мирно передали власть фракции противников Договора в Фианна Файл , которая победила их на выборах. Ирландское государство, несмотря на свое насильственное начало, на протяжении всего своего существования оставалось либеральной демократией. Изменения 1930-х годов уничтожили многие связи с Великобританией, установленные в соответствии с Договором, а нейтралитет Ирландии во Второй мировой войне продемонстрировал ее независимость в вопросах внешней политики от Великобритании.

В экономической сфере ирландское государство добилось неоднозначных результатов. После обретения независимости это была одна из самых богатых стран Европы на душу населения. [1] Однако от британского правления она также унаследовала проблемы безработицы, эмиграции, неравномерного географического развития и отсутствия собственной промышленной базы. На протяжении большей части своей истории государство боролось за решение этих проблем. Особые пики эмиграции были зафиксированы в 1930-е, 1950-е и 1980-е годы, когда в ирландской экономике наблюдался небольшой рост. [2]

В 1930-х годах правительства Фианны Файл попытались создать внутреннюю промышленность Ирландии, используя субсидии и защитные тарифы. В конце 1950-х годов от этой политики отказались в пользу свободной торговли с отдельными странами и поощрения иностранных инвестиций с низкими налогами. Это было расширено, когда Ирландия вступила в Европейское экономическое сообщество в 1973 году. [3] В 1990-х и 2000-х годах Ирландия пережила экономический бум, известный как « Кельтский тигр» , во время которого ВВП страны превзошел многие ее европейские соседи. [4] Иммиграция также превысила эмиграцию, в результате чего население штата превысило 4 миллиона человек. [5] Однако с 2008 года Ирландия переживает серьёзный кризис банковского сектора и суверенного долга. Возникший в результате экономический спад усилил влияние мировой рецессии на Ирландию до 2012 года. С 2012 года уровень безработицы и экономика выросли, за исключением случаев Covid. В мировых таблицах ВВП на душу населения Ирландия занимает 4-е место из 186 в таблице МВФ и 4-е из 187 в рейтинге Всемирного банка.

С 1937 по 1998 год конституция Ирландии включала ирредентистские претензии на Северную Ирландию как на часть национальной территории. Однако государство также выступало против тех вооруженных группировок, в первую очередь Временной Ирландской республиканской армии , которые пытались объединить Ирландию силой, и использовало свои силы безопасности против них. Это происходило в 1950-е годы, на протяжении 1970-х и 1980-х годов и продолжалось в меньших масштабах. [6] Тем временем ирландские правительства пытались достичь соглашения по урегулированию конфликта, известного как «Неприятности в Северной Ирландии», который длился с 1968 по конец 1990-х годов. Британское правительство официально признало право ирландского правительства быть стороной северных переговоров в Англо-ирландском соглашении 1985 года. [7] В 1998 году в рамках Соглашения Страстной пятницы в результате референдума в конституцию Ирландии были внесены изменения, ликвидировавшие территориальные притязания на Северную Ирландию и вместо этого распространившие право на ирландское гражданство на всех жителей острова, если они пожелают его получить. [8]

Предыстория независимости

[ редактировать ]

Сепаратизм, восстание и раздел

[ редактировать ]

От Союза в 1801 году до 6 декабря 1922 года вся Ирландия входила в состав Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии . Однако с 1880-х годов велась давняя националистическая агитация за автономию или самоуправление . Другие, более радикальные голоса, такие как Ирландское республиканское братство, призывали к независимости, но они были в меньшинстве. [9]

В 1912–1913 годах либеральное правительство Великобритании предложило законопроект о самоуправлении. Встревоженные профсоюзные активисты на севере организовали « Ольстерские добровольцы» — вооруженное ополчение, предлагающее силой сопротивляться самоуправлению. В ответ националисты основали организацию « Ирландские добровольцы» . В результате этого противостояния раздел Ирландии был предложен в ходе трехсторонних переговоров между Ирландской парламентской партией , Юнионистской партией и британским правительством. В 1914 году парламент Великобритании принял третий законопроект о самоуправлении Ирландии , но приостановил его действие до окончания Первой мировой войны.

Лидер националистов Джон Редмонд пообещал поддержать британские военные усилия, и многие ирландцы служили в британской армии (см. Ирландия и Первая мировая война ), но война и разочарование националистических амбиций в отношении самоуправления привели к радикализации ирландского национализма. В 1916 году группа активистов IRB в составе Ирландских добровольцев возглавила восстание, направленное на независимость Ирландии в Дублине, известное как Пасхальное восстание . Восстание не получило народной поддержки и было подавлено в течение недели, но казнь его лидеров и последующий массовый арест радикальных националистических активистов оказались очень непопулярными среди националистической общественности. [10] Сразу после Восстания на Ирландском съезде была предпринята еще одна попытка выйти из тупика в отношении самоуправления, но безуспешно. Наконец, британское предложение распространить призыв на войну на Ирландию вызвало широкое сопротивление (см. Кризис призыва 1918 года ) и дискредитировало Ирландскую парламентскую партию, которая поддерживала британские военные усилия. [11]

Все эти факторы привели к повороту в сторону поддержки Шинн Фейн – партии, которую возглавляли ветераны Пасхального восстания и которая выступала за независимую Ирландскую Республику. На всеобщих выборах в Ирландии 1918 года Шинн Фейн получила подавляющее большинство мест, многие из которых не оспаривались. Избранные кандидаты Шинн Фейн отказались присутствовать на заседании парламента Великобритании в Вестминстере и вместо этого собрались в Дублине в качестве нового революционного парламента под названием « Dáil Éireann ». Они провозгласили существование нового государства под названием « Ирландская республика » и установили систему правления, которая могла бы конкурировать с институтами Соединенного Королевства.

Первое заседание Dáil совпало с несанкционированным расстрелом двух членов RIC в Типперэри , что теперь считается началом ирландской войны за независимость . С 1919 по 1921 год ирландские добровольцы (теперь переименованные в Ирландскую республиканскую армию , которую Dáil считает армией новой Ирландской Республики) вели партизанскую войну против британской армии, RIC и военизированных полицейских подразделений, известных как « Черные». и Танс и вспомогательные средства . Насилие началось медленно, всего 19 человек погибло в 1919 году, но резко обострилось со второй половины 1920 года, и только за первые шесть месяцев 1921 года погибло 1000 человек со всех сторон. [12] Главным политическим лидером республиканского движения был Эамон де Валера – президент республики. Однако большую часть конфликта он провел в Соединенных Штатах, собирая деньги и поддерживая ирландское дело. В его отсутствие двое молодых людей, Майкл Коллинз и Ричард Малкахи, приобрели известность как тайные лидеры ИРА – соответственно директор разведки и начальник штаба партизанской организации.

Было несколько неудачных попыток договориться о прекращении конфликта. Летом 1920 года британское правительство предложило Закон о правительстве Ирландии 1920 года (который вступил в силу 3 мая 1921 года), который предусматривал разделение острова Ирландия на две автономные области: Северную Ирландию (шесть северо-восточных графств) и Южную Ирландию ( шесть северо-восточных графств). остальная часть острова, включая его самый северный графство Донегол). [13] Однако это было неприемлемо для южных республиканцев, и в соответствии с Законом 1921 года было создано только образование Северная Ирландия. [14] Политическое образование Южная Ирландия было заменено в 1922 году созданием Ирландского свободного государства.

После дальнейших неудачных переговоров в декабре 1920 года партизанский конфликт был прекращен в июле 1921 года перемирием, заключенным между ИРА и британцами. Затем официально начались переговоры в целях мирного урегулирования. [15]

В некоторой степени Война за независимость обнажила политические и религиозные разногласия в ирландском обществе. ИРА убила более 200 мирных жителей как предполагаемых информаторов в конфликте. [16] Утверждалось, что в этой цифре непропорционально представлены такие группы, как протестанты и бывшие военнослужащие – аргумент, который оспаривается другими историками. [17] Однако, то ли из-за насилия и запугивания, то ли из-за их лояльности британскому присутствию в Ирландии, между 1911 и 1926 годами около 34 процентов протестантского населения Свободного государства – или около 40 000 человек – покинули 26 графств, в основном в Северную Ирландию или Великобританию. . [18] Хотя для этого было много причин, отделение от Соединенного Королевства стало фактором протестантской эмиграции.

Англо-ирландский договор

[ редактировать ]
Политическая карта острова Ирландия сегодня, показывающая Северную Ирландию (часть Великобритании) и Ирландскую Республику.

Переговоры между британской и ирландской переговорными группами привели к подписанию англо-ирландского договора , заключенного 6 декабря 1921 года. Ирландскую команду возглавил Майкл Коллинз, который организовал разведку ИРА во время войны за независимость. Британская команда во главе с Дэвидом Ллойд Джорджем и Уинстоном Черчиллем была готова пойти на уступки в вопросе независимости Ирландии, но не признала республику. Ближе к концу переговоров Ллойд Джордж пригрозил «немедленной и ужасной войной», если ирландцы не примут предложенные условия.

Договор предусматривал новую систему ирландского самоуправления, известную как « статус доминиона », с новым государством, которое будет называться Ирландским свободным государством. Свободное государство было значительно более независимым, чем мог бы быть парламент самоуправления. У него была собственная полиция и вооруженные силы, а также контроль над собственной налоговой и финансовой политикой, ни одно из которых не предусматривалось самоуправлением. Однако его суверенитет имел некоторые ограничения. Он оставался доминионом Британского Содружества, и члены его парламента должны были принести присягу на верность британскому монарху. Британцы также сохранили три военно-морские базы, известные как « Порты Договора» . Кроме того, ирландское государство было обязано соблюдать контракты существующей государственной службы — за исключением Королевской полиции Ирландии , которая была расформирована, хотя и с полными пенсиями, выплачиваемыми ирландским государством. [19]

Был также вопрос о разделе, который возник еще до заключения Договора, но был жестко закреплен им. Теоретически Северная Ирландия была включена в него по условиям договора, но согласно статье 12 ей была предоставлена ​​возможность выйти из него в течение месяца. (См. Закон о Конституции Ирландского свободного государства 1922 года ). Таким образом, в течение трех дней с полуночи 6 декабря 1922 года недавно созданное Ирландское свободное государство теоретически включало весь остров Ирландия (включая Северную Ирландию). [20] Однако на практике Северная Ирландия к этому времени уже была функционирующей автономной территорией и формально вышла из Ирландского Свободного государства 8 декабря 1922 года.

В результате этих ограничений суверенитета Свободного государства, а также из-за того, что Договор распустил Республику, провозглашенную националистами в 1918 году, движение Шинн Фейн, Дайль и ИРА разделились по вопросу о том, принимать ли Договор. Эамон де Валера, президент республики, был самым видным лидером среди тех, кто отверг договор. Среди прочего он возражал против того факта, что Коллинз и переговорная группа подписали его без разрешения кабинета министров.

Гражданская война

[ редактировать ]

7 января 1922 года 64 голосами против 57 Палата представителей с небольшим перевесом приняла англо-ирландский договор. [21] Эамон де Валера , президент республики и несколько других членов кабинета министров подали в отставку в знак протеста.

Бронеавтомобиль Национальной армии Peerless в Пассаже Вест , август 1922 года.

Выступающее за Договор руководство Майкла Коллинза и Артура Гриффита , организованное во Временное правительство, приступило к созданию Ирландского свободного государства, созданного в соответствии с Договором. С этой целью они начали набор в новую армию, первоначально базировавшуюся в казармах Нищих Буша в Дублине, состоящую из подразделений ИРА, поддерживающих Договор. Они также начали набор в новую полицию — Гражданскую гвардию — на замену РИК, которая была расформирована в августе 1922 года. [22]

Однако большинство ИРА во главе с Рори О'Коннором выступило против договора на том основании, что он упразднил Ирландскую республику, которую, как они утверждали, они поклялись защищать, и что он навязал ирландским парламентариям декларацию верности британскому монарху. . В марте 1922 года ИРА провела съезд, на котором они отказались от верности Палате представителей и передали ее своему собственному Армейскому совету. [23] О'Коннор в апреле возглавил оккупацию силами, выступающими против Договора, нескольких общественных зданий в Дублине, в частности Четырех судов – центра ирландской правовой системы. Иамон де Валера, хотя и не возглавлял ИРА, выступающую против Договора, также возглавил политическую оппозицию Договору в новой партии под названием « Куманн на Поблахта» . [24]

Поскольку в стране сейчас находятся две соперничающие ирландские вооруженные силы, гражданская война выглядела вероятной с весны 1922 года. Ее положили начало трем событиям. Первыми были выборы 18 июня 1922 года, на которых победила партия Шинн Фейн, поддерживающая Договор, предоставив Свободному государству народный мандат. Вторым стало убийство ирландскими республиканцами в Лондоне отставного британского генерала Генри Хьюза Вильсона . Хотя неясно, кто заказал убийство, британское правительство предположило, что это была ИРА, выступающая против Договора, и приказало Коллинзу действовать против них или рискнуть вооруженным британским вмешательством, чтобы сделать это. Третьим триггером стало похищение ИРА генерала Джей-Джея «Джинджер» О'Коннелла в четырех судах Свободного государства . Такое сочетание событий вынудило правительство Коллинза атаковать и занять позиции противников Договора в Дублине, что ему удалось сделать после недельных боев в июле 1922 года. [25] [26] [27] Иамон де Валера заявил о своей поддержке ИРА, выступающей против Договора, после начала боевых действий.

Дальнейшее военное наступление к началу августа обеспечило Свободному государству контроль над другими крупными городами на его территории. Несмотря на поражение в открытой войне, ИРА перегруппировалась и начала партизанскую кампанию , по их мнению, с целью восстановления Ирландской Республики. Война продолжалась в партизанской форме до апреля 1923 года. В августе 1922 года Свободное государство потрясло смерть двух его главных лидеров. Майкл Коллинз был убит в засаде в Беал-на-Блате , Корк, 22 августа 1922 года, а Артур Гриффит умер от инсульта неделей ранее. У. Т. Косгрейв взял на себя контроль над кабинетом министров Ирландской Республики и Временным правительством , и вскоре после этого обе администрации исчезли одновременно, а 6 декабря 1922 года их заменили институты Ирландского свободного государства.

ИРА, выступающая против Договора, под руководством Лиама Линча пыталась использовать ту же партизанскую тактику против Свободного государства, что и против британцев в 1919–1921 годах. Однако без такой же степени народной поддержки они были менее эффективными. К концу 1922 года Ирландская национальная армия захватила все крупные города страны и свела кампанию ИРА к мелкомасштабным атакам. Очень большое количество борцов против Договора, всего около 12 000, было интернировано Свободным государством. Более того, по мере продолжения войны обе стороны совершали акты огромной жестокости. Свободное государство приступило к политике выборочных казней: 77 заключенных были расстреляны по решению суда, а еще более 100 были «неофициально» убиты на местах. Силы, выступающие против Договора, убили одного члена парламента, выступавшего за Договор, и нескольких других гражданских политиков, ранили еще больше людей и сожгли их дома. Однако тактика интернирования и казней Свободного государства в совокупности нанесла вред силам, выступающим против Договора, к апрелю 1923 года. [28]

Гибель в бою Лиама Линча в этом месяце привела к тому, что ИРА, выступающая против Договора, по приказу Фрэнка Эйкена и по настоянию гражданского лидера де Валеры, призвала к прекращению огня и «сбросу оружия». Однако договорного прекращения войны не было. [29]

Гражданская война между ирландскими националистами вызвала много ожесточения, а раскол Гражданской войны также привел к появлению двух основных партий независимой Ирландии в 20 веке. Число погибших еще предстоит точно подсчитать, но считается, что оно составляет около 2000; по крайней мере, столь же велико, как число убитых в предыдущей Войне за независимость.

Ирландское государство, 1922–1939 гг.

[ редактировать ]

Сразу после Гражданской войны были проведены выборы, в которых было разрешено участвовать Шинн Фейн, выступавшей против Договора. Хотя многие из их кандидатов, в том числе Эамон де Валера, были заключены в тюрьму, они набрали около трети голосов. Однако сторонники Договора, организованные в Куманн-на-Гедхил , получили значительное большинство и продолжали формировать правительство нового государства до 1932 года.

Правительство Куманна-на-Гэдхила, возглавляемое У.Т. Косгрейвом, было крайне консервативным: его больше заботило создание основных институтов государства после опустошительной Гражданской войны, чем социальные или политические реформы. По словам Кевина О'Хиггинса, министра юстиции, «мы были самой консервативной группой революционеров, когда-либо проводивших успешную революцию».

Ирландская государственная служба в значительной степени была унаследована от британцев, а высокопоставленные государственные служащие, такие как Си Джей Грегг, были «одолжены» ирландцам из Лондона, чтобы поднять бюрократию нового государства с мертвой точки. Новая служба, и особенно ее контролер Джозеф Бреннан, изначально были больше всего озабочены балансировкой государственного бюджета и предотвращением долгосрочной задолженности. [30] Свободное государство печатало свои собственные банкноты ( пунты ) и чеканило свои собственные монеты, но их стоимость оставалась привязанной к британскому фунту стерлингов до 1970-х годов.

Хотя в 1890-х годах британцы передали большую часть власти местному самоуправлению, одним из первых действий Свободного государства была отмена многих полномочий советов графств и замена их неизбираемыми менеджерами графств. [31] Частично это произошло из-за преданности некоторых советов стороне, выступавшей против Договора в гражданской войне, но также и из-за убеждения, что передача власти местному правительству порождает коррупцию. Одним из главных успехов правительства Куманна-на-Гедхила было создание полиции Garda Síochána как невооруженной и политически нейтральной силы, относительно незапятнанной горечью гражданской войны.

На экономическом фронте администрация Косгрейва видела свою роль в поддержке ирландского сельскохозяйственного экспортного сектора путем консолидации ферм и повышения качества их продукции. Эрнест Блайт, первый министр финансов, стремясь сократить государственный долг, сократил государственные расходы с 42 миллионов фунтов стерлингов в 1923 году до 27 миллионов фунтов стерлингов в 1926 году. Правительство Куманна-на-Гедхаэля не считало предоставление социальных услуг приоритетом и вместо этого снизить подоходный налог с 5 до 3 шиллингов. [32] Единственным исключением из общего низкого уровня государственных расходов была гидроэлектростанция Шеннон , которая обеспечила первый автономный источник электроэнергии в Ирландии.

Хотя последние узники Гражданской войны были освобождены в 1924 году, Свободное государство сохранило широкие чрезвычайные полномочия по интернированию и даже казни политических оппонентов в соответствии с рядом Законов об общественной безопасности (1923, 1926 и 1931 годов). Эти полномочия были использованы после того, как ИРА убила министра Кевина О'Хиггинса (в отместку за казни во время Гражданской войны) в 1927 году, после чего несколько сотен подозреваемых ИРА были интернированы.

Фианна Файл приходит к власти

[ редактировать ]

Политические представители сторон, выступавших против Договора, перегруппировались в 1926 году в Фианна Файл, оставив лишь меньшинство непримиримых республиканцев в Шинн Фейн и ИРА, которые отказались признать легитимность государства. Фианна Файл первоначально отказалась занять свои места после избрания в Палату представителей. Однако они вошли в парламент в 1927 году, отчасти для того, чтобы отмежеваться от убийства Кевина О'Хиггинса.

Первоначально Куманн на нГэдхил был популярен как партия, создавшая государство, но к 1932 году их экономический консерватизм и продолжающиеся репрессии против республиканцев, выступающих против Договора, стали непопулярными. Фианна Файл победила на выборах 1932 года благодаря программе развития ирландской промышленности, создания рабочих мест, предоставления большего количества социальных услуг и разрыва оставшихся связей с Британской империей. В 1932 году Фианна Файл вошла в правительство в коалиции с Лейбористской партией, но год спустя они получили абсолютное большинство. Они будут находиться в правительстве непрерывно до 1948 года и на протяжении большей части оставшейся части 20-го века.

Одним из первых действий Фианны Файл в правительстве была легализация ИРА и освобождение заключенных республиканцев. Члены ИРА начали нападать на сторонников Куманна на нГаэдаля, которых на митингах они считали «предателями». Это вызвало сильную неприязнь у ветеранов Гражданской войны, выступавших за Договор, которые в ответ сформировали квазифашистские « Синие рубашки» (первоначально «Ассоциация армейских товарищей») во главе с бывшим комиссаром Гарды Эоином О'Даффи , чтобы противостоять ИРА. В начале 1930-х годов между двумя фракциями происходили частые беспорядки и периодические перестрелки. Де Валера запретил «синерубашечников» в 1933 году, после угрозы марша на Палату представителей, имитирующего марш Муссолини на Рим . Вскоре после этого, в 1936 году, де Валера полностью порвал с политическим насилием, запретив все более левую ИРА после того, как они убили агента домовладельца Ричарда Мора О'Фаррелла в земельном споре и открыли огонь по полиции во время забастовки. работников трамвая в Дублине. [33] В 1939 году он принял Закон о преступлениях против государства для преследования незаконных вооруженных группировок, закон, аналогичный законам, принятым предыдущими правительствами для борьбы с диссидентскими воинствующими группировками.

Экономический национализм и торговая война с Великобританией

[ редактировать ]

Экономическая программа Фианны Файл ознаменовала резкий разрыв со своими предшественниками в Куманн-на-Гедхил. Вместо свободной торговли, от которой выигрывали в основном крупные фермеры, Фианна Файл преследовала националистическую цель создания ирландской внутренней промышленности, которая была защищена от иностранных конкурентов тарифами и субсидиями. Фианна Файл обязала иностранные компании иметь квоту ирландских членов в своих советах директоров. Они также создали большое количество полугосударственных компаний, таких как Совет по электроснабжению и Совет по развитию газонов . Хотя эта государственная стратегия дала некоторые положительные результаты, эмиграция оставалась высокой на протяжении всего этого периода: в конце 1930-х годов в Великобританию уехало до 75 000 человек. [34]

В ходе своего стремления к экономической независимости Фианна Файл также спровоцировала так называемую англо-ирландскую торговую войну с Великобританией в 1933 году, отказавшись продолжать выплачивать «земельные аннуитеты» - деньги, предоставленные в соответствии с Законом о покупке земли (Ирландия). В 1903 году британское правительство дало возможность ирландским фермерам покупать собственную землю. Британцы в ответ подняли тарифы на ирландскую сельскохозяйственную продукцию, что нанесло ущерб экспортной торговле Ирландии. Де Валера, в свою очередь, повысил налоги на импорт британских товаров. Бремя этого противостояния легло на плечи скотоводов, которые больше не могли продавать свой скот в Великобритании по конкурентоспособным ценам. Кроме того, правительство Фианна Файл продолжало собирать половину земельных аннуитетов в качестве налогов. Полиция, а иногда и войска, использовались для изъятия скота у фермеров, которые не хотели или не могли платить. Фермеры, недовольные такой политикой, были одной из основных опор движения синих рубашек. [35]

Спор с Великобританией был окончательно урегулирован в 1939 году. Половина долга по земельной ренте (около 90 миллионов фунтов стерлингов) была списана, а остальная часть выплачена единовременно. Британцы также вернули Ирландии порты Договора, которые они сохранили за собой после Договора 1922 года. Ирландский контроль над этими базами сделал возможным ирландский нейтралитет в надвигающейся Второй мировой войне. [36]

Конституционный статус

[ редактировать ]

Свободное государство с 1922 по 1937 год представляло собой конституционную монархию , в которой правил британский монарх (с 1927 года с титулом « Король Ирландии »). Представитель Короны был известен как Генерал-губернатор . В Свободном государстве был двухпалатный парламент и кабинет министров, называемый « Исполнительным советом », подотчетный нижней палате парламента, Палате представителей Свободного государства . Глава правительства назывался президентом Исполнительного совета .

Парламент Великобритании принял Вестминстерский статут 1931 года , который предоставил законодательную независимость шести доминионам: Австралии, Канаде, Ирландскому свободному государству, Ньюфаундленду, Новой Зеландии и Южной Африке.В 1932 году, после победы Иамона де Валеры и Фианны Файл на всеобщих выборах, в конституцию Ирландского свободного государства 1922 года был внесен ряд законодательных изменений, которые впоследствии были заменены новой конституцией. Этот документ был составлен администрацией де Валеры. Он был одобрен избирателями на плебисците простым большинством голосов.

29 декабря 1937 года вступила в силу новая « Конституция Ирландии », переименовавшая Ирландское свободное государство в просто «Эйре» или на английском языке в «Ирландию». Генерал-губернатора сменил президент Ирландии новый, более влиятельный премьер-министр, названный « Таосих , и появился », а Исполнительный совет был переименован в « Правительство ». Хотя у него был президент, новое государство не было республикой. Британский монарх теоретически продолжал править как «король Ирландии» и использовался в качестве «органа» в международных и дипломатических отношениях, при этом президенту Ирландии были отведены символические функции внутри государства, но никогда за его пределами.

Статус Северной Ирландии

[ редактировать ]

Англо-ирландский договор предусматривал, что, если Северная Ирландия решит не включаться в Свободное государство, Комиссия по установлению границ будет создана для пересмотра границ между двумя юрисдикциями. С точки зрения Ирландии, это было предназначено для того, чтобы позволить преимущественно националистическим районам Северной Ирландии присоединиться к Свободному государству, и вскоре после создания Свободного государства эта комиссия возникла. Однако комиссия сосредоточилась на экономических и топографических факторах , а не на политических чаяниях людей, которые будут жить недалеко от новой границы. В 1925 году в отчете Пограничной комиссии, вопреки ожиданиям, предлагалось уступить некоторые небольшие территории Свободного государства Северной Ирландии. По ряду причин правительства согласились принять первоначальное разграничение Северной Ирландии и Южной Ирландии в обмен на отказ Великобритании от обязательства Ирландии участвовать в выплате британских имперских долгов. Палата представителей одобрила границу с большим перевесом: 71 против 20.

Вторая мировая война, нейтралитет и «чрезвычайное положение» 1939–1945 гг.

[ редактировать ]

Начало Второй мировой войны поставило государство и правительство де Валеры в сложную ситуацию. На него оказывалось давление со стороны Британии, а затем и США, с требованием вступить в войну или, по крайней мере, позволить союзникам использовать свои порты. Однако оставалось меньшинство, которое считало, что национальная независимость еще не достигнута, и которое решительно выступало против любого союза с Великобританией. По этой причине де Валера гарантировал, что государство оставалось нейтральным на протяжении всей войны, которая была официально известна как « чрезвычайная ситуация ». На решение государства принять нейтралитет повлияли воспоминания об англо-ирландской войне и гражданской войне, а также недостаточная военная готовность государства к участию в войне.

Остатки ИРА, которая с 1922 года несколько раз распадалась на все более мелкие группировки, предприняли кампанию бомбардировок в Британии (см. Диверсионную кампанию (ИРА) Ирландии (см ) и несколько атак в Северной . вывод войск из Северной Ирландии. Некоторые из его руководителей, особенно Шон Рассел , обратились за помощью к нацистской Германии для этого проекта. Де Валера, посчитав эту деятельность угрозой нейтралитету Ирландии и, следовательно, жизненно важным интересам государства, интернировал всех активных членов ИРА и казнил нескольких. Еще один был повешен в Северной Ирландии за стрельбу в полицейского.

За кулисами ирландское государство работало с союзниками; В 1940 году правительство в предварительном порядке согласилось с Великобританией, что оно примет ввод британских войск и передаст под их командование свои собственные вооруженные силы, если немцы вторгнутся в Ирландию – см. План W. Существовал предварительный немецкий план вторжения в Ирландию, известный как операция «Зеленая» , но он так и не был реализован. Кроме того, ирландские пожарные были отправлены в Северную Ирландию для помощи в тушении пожаров, вызванных немецкой бомбардировкой Белфаста в 1941 году (см. Белфастский блиц ).

Был еще ряд примеров сотрудничества. Немецкие пилоты, разбившиеся в Ирландии, были интернированы, а летчики союзников были возвращены в Великобританию. Также имел место взаимный обмен разведданными. Например, дата высадки в Нормандии в день «Д» была определена на основе трансатлантических сводок погоды, предоставленных ирландским государством. По оценкам, в нем приняли участие от 43 000 до 150 000 мужчин из Ирландии, причем это число примерно поровну разделено между Северной Ирландией и южным штатом. [37]

И наоборот, после самоубийства Адольфа Гитлера де Валера, следуя дипломатическому протоколу, выразил неоднозначные соболезнования послу Германии.

В экономическом отношении война была тяжелым временем для государства. Промышленное производство упало на 25%. [38] В отличие от Первой мировой войны, когда ирландские фермеры получали значительную прибыль от продажи продуктов питания в Великобританию, во время Второй мировой войны Великобритания ввела строгий контроль над ценами на ирландский сельскохозяйственный импорт. Из-за войны импорт в Ирландию иссяк, что привело к стремлению к самообеспеченности продовольствием и строгому нормированию, которое продолжалось до 1950-х годов. Тем не менее, благодаря нейтралитету, Ирландия вышла из войны, избежав физических разрушений и крайних лишений, которым подверглись воюющие страны на материковой части Европы.

Отношения с Северной Ирландией с 1945 г. по настоящее время.

[ редактировать ]

Официальная позиция ирландского государства, изложенная в конституции 1937 года, заключалась в том, что территория государства включала весь остров Ирландия, но его законы применялись только к территории Свободного государства, как это указано в Договоре 1922 года. . После этого политика ирландского правительства преследовала цель мирного объединения Ирландии посредством групп давления, таких как Лига противников раздела . Однако в то же время государство признало, что военизированные группировки, в частности ИРА, также представляют угрозу его собственной безопасности. Более того, их нападения на Северную Ирландию могут втянуть ирландское государство в нежелательную конфронтацию с Великобританией.

В 1950-х годах ИРА начала кампанию атак на северные объекты безопасности вдоль границы ( Пограничная кампания ). Ирландское правительство сначала задержало лидеров ИРА в соответствии с Законом о преступлениях против государства, а затем ввело интернирование всех активистов ИРА. Это помогло остановить кампанию, и ИРА прекратила ее в 1962 году. После этого эпизода южное правительство под руководством Шона Лемасса , который сам был ветераном ИРА в Войне за независимость и Гражданской войне, попыталось сблизиться. связи с властями Северной Ирландии для содействия мирному сотрудничеству на острове. Он и премьер-министр Северной Кореи Теренс О'Нил обменялись визитами, став первыми из глав государств, сделавшими это с самых первых дней раздела в 1922 году.

Однако в 1969 году ирландское правительство оказалось в очень затруднительном положении, когда в Северной Ирландии вспыхнул конфликт в форме беспорядков в Дерри , Белфасте и других городских центрах. Насилие возникло из-за агитации Ассоциации гражданских прав Северной Ирландии за удовлетворение жалоб католиков и националистов в Северной Ирландии. Особую обеспокоенность вызвали два эпизода – битва при Богсайде в Дерри, в ходе которой националисты в течение трех дней боролись с полицией, и беспорядки в Белфасте , в ходе которых лоялисты атаковали и сожгли несколько католических кварталов.

Taoiseach Джек Линч в телеобращении заявил: «Мы не можем стоять в стороне и смотреть, как невинные люди получают ранения, а возможно, и того хуже». Комментарии были восприняты как означающие, что ирландские войска будут отправлены через границу для оказания помощи северным националистам. Этого не было сделано, но были созданы полевые госпитали ирландской армии, а часть денег и оружия тайно поставлялась националистическим группам для самообороны. Министры правительства Чарльз Хоги и Нил Блейни позже предстали перед судом по обвинению в поставках оружия республиканским военизированным формированиям. [39]

В то же время Временная ИРА возникла в результате беспорядков 1969 года с намерением начать вооруженную кампанию против Северного штата. К 1972 году их кампания приобрела значительную интенсивность: только за этот год погибло более 100 британских солдат. В отличие от кампании ИРА 1950-х годов, эта кампания имела значительную общественную поддержку среди северных националистов, и по этой причине ирландские правительства не ввели интернирование, как это было раньше, из-за отсутствия политического урегулирования в Северной Ирландии. Ирландское правительство также отказалось разрешить подразделениям безопасности Великобритании и Северной Ирландии преследовать республиканские военизированные формирования через границу с Республикой и арестовало тех солдат или полицейских, которые все же вошли на его территорию с оружием. [40]

Однако ирландское правительство продолжало рассматривать вооруженную деятельность республиканцев на своей территории как серьезную угрозу безопасности. Гарда и ирландская армия использовались, чтобы попытаться помешать деятельности республиканских военизированных группировок на протяжении всего конфликта в Северной Ирландии, известного как Проблемы (ок. 1968–1998). Деятельность военизированных формирований на юге включала ограбления банков, похищения людей и периодические нападения на ирландские силы безопасности (убились 6 полицейских и одного ирландского солдата), а также нападения на британские войска через границу. Представителям республиканских военизированных формирований было запрещено появляться на телевидении и радио статьей 31 Закона о радиовещании (1971 г.). [41] На южной территории также произошло несколько нападений со стороны лоялистских военизированных группировок, в частности, взрывы в Дублине и Монагане в 1974 году, в результате которых погибло 33 человека.

Однако PIRA успешно использовала Юг как убежище для продолжения своей кампании против британцев в Северной Ирландии, во многом благодаря симпатиям южноирландского населения. [n 1] Ирландский историк Геаройд О Фаолеан писал для The Irish Times , что «по всей стране республиканцы были такой же частью своих сообществ, как и любые другие. Многие из них были вовлечены в GAA или другие местные организации, и их соседи могли, перефразируя [ Ирландский писатель Тим Пэт] Куган тихо и одобрительно бормочет о «мальчиках» — а затем без колебаний уходит на следующий день голосовать за политическую партию, агрессивно противостоящую ИРА». [43] Аэропорт Шеннон , а также гавани Корка и Коба широко использовались ИРА для ввоза оружия за границу в начале 1970-х годов при помощи сочувствующих рабочих на месте. В республике располагалось большинство тренировочных лагерей ИРА, а также убежища и оружейные заводы. Подавляющее большинство средств, использованных в кампании ИРА, поступило от преступной и законной деятельности в Ирландской Республике, а не из зарубежных источников. Большое количество самодельных взрывных устройств и огнестрельного оружия было изготовлено членами и сторонниками ИРА в Южной Ирландии, а затем перевезено в Северную Ирландию и Англию для использования против целей в этих регионах. Например, один оружейный завод ИРА недалеко от Стэннауэй-роуд в Дублине в 1973 году производил шесть единиц огнестрельного оружия в день. Оружейный завод в деревне Донабате в графстве Дублин в 1975 году описывался как «центр по производству гранат, ракет и минометов». " Гелигнит, украденный из карьеров, ферм и строительных площадок в Республике, стал причиной 48 000 фунтов взрывчатки, взорванной в Северной Ирландии только за первые шесть месяцев 1973 года. Обучение ИРА варьировалось от базового производства стрелкового оружия и взрывчатых веществ до крупнокалиберных пулеметов, под наблюдением граждан Южной Ирландии, в том числе бывшего члена ИРА. Ирландские силы обороны . [44] [45] Тысячи ирландских граждан в республике присоединились к ИРА на протяжении всего конфликта; например, убийство Луиса Маунтбеттена в августе 1979 года осуществил член ИРА Томас МакМэхон из Монагана . [46]

В 1985 году ирландское правительство присоединилось к Англо-ирландскому соглашению , в котором британское правительство признало, что ирландское правительство должно сыграть свою роль в будущем мирном урегулировании на Севере. В 1994 году ирландское правительство активно участвовало в переговорах, которые привели к прекращению огня ИРА.

В 1998 году ирландские власти снова стали участниками соглашения, Соглашения Страстной пятницы, которое установило институты разделения власти в Северной Ирландии, инструкции между севером и югом и связи между различными компонентами Соединенного Королевства и Ирландской Республики. Ирландское государство также изменило статьи 2 и 3 конституции, признав как существование Северной Ирландии, так и стремление ирландских националистов к объединенной Ирландии. Даже после того, как после Соглашения Страстной пятницы Временная ИРА и Шинн Фейн были включены в избирательную политику, осталось несколько республиканских военизированных группировок, желающих использовать силу для дестабилизации Северной Ирландии, таких как « Реальная ИРА» и « Преемственность ИРА» . Ирландские силы безопасности по-прежнему используются для предотвращения нападений таких групп.

1949 – Провозглашение республики.

[ редактировать ]

18 апреля 1949 года вступил в силу Закон Ирландской Республики 1948 года , принятый Oireachtas . В этом законе Ирландия описывалась как Ирландская Республика, но не меняла название страны . Международные и дипломатические функции, ранее возлагавшиеся на короля или осуществлявшиеся им, теперь были возложены на президента Ирландии, который в конечном итоге стал однозначно главой ирландского государства. Согласно действовавшим на тот момент правилам Содружества, провозглашение республики автоматически прекращало членство государства в Британском Содружестве . В отличие от Индии , которая вскоре после этого стала республикой, Ирландия предпочла не подавать повторную заявку на вступление в Содружество. В 1949 году Армейский совет ИРА опубликовал заявление, в котором изложил свою позицию по поводу провозглашения республики:

«...Ирландская республика, провозглашенная с оружием в руках на Пасху 1916 года и ратифицированная в 1919 году избранными представителями народа всей Ирландии, была лишена возможности функционировать, и вместо нее были созданы два раздельных парламента для управления Ирландией. Таким образом, Ирландия была насильственно разделена Англией и с тех пор остается разделенной. Англия по-прежнему сохраняет прямой контроль над шестью графствами ирландской территории и содержит на этой территории оккупационную армию. Хотя какой-либо кусок ирландской территории остается оккупированным армией иностранного государства, она не может. правдиво заявить, что Ирландская Республика восстановлена...»

[47]

Несмотря на то, что с 1949 года это была республика, Закон 1542 года о Короне Ирландии , основавший Королевство Ирландия , не был окончательно отменен до 1962 года, как и многие другие устаревшие Парламента Ирландии . статуты [48] Однако задолго до этого британское правительство в своем Законе об Ирландии 1949 года признало, что «Ирландская Республика перестала быть частью владений Его Величества» (но не будет «чужой страной» для целей любого закона). [49]

Государство вступило в Организацию Объединенных Наций в декабре 1955 года после длительного вето Советского Союза . [50] Отвергнутое вето Франции в 1961 году, этому государству наконец удалось присоединиться к Европейскому сообществу (теперь известному как Европейский Союз ) в 1973 году.

Текущая история

[ редактировать ]

Экономическая, политическая и социальная история, 1945–1998 гг.

[ редактировать ]

Ирландия вышла из Второй мировой войны в лучшем состоянии, чем многие европейские страны, избежав прямого участия в войне и имея доход на душу населения выше, чем в большинстве воюющих стран. Ирландия также получила кредит по плану Маршала; 36 миллионов долларов под 2% годовых. Деньги были потрачены на масштабный проект строительства жилья и расчистки трущоб, а также на успешную кампанию по искоренению туберкулеза . [51]

Однако, в то время как большинство европейских стран переживали устойчивый экономический бум в 1950-х годах, Ирландия этого не сделала: ее экономика росла всего на 1% в год в течение десятилетия. В результате в течение десятилетия в Ирландии наблюдалась резкая эмиграция, составлявшая около 50 000 человек в год, а население штата упало до рекордно низкого уровня в 2,81 миллиона человек. [52] Политика протекционизма и низких государственных расходов, преобладавшая с 1930-х годов, по общему мнению, терпела неудачу.

Политическое доминирование Фианны Файл было сломлено в 1948–51 и 1954–1957 годах, когда коалиции во главе с Фине Гаэлем (потомками Куманна на нГэдхила), в том числе Лейбористской партии и Клана на Поблахта, выиграли выборы и сформировали правительство. Однако периоды правления коалиции мало что сделали для радикального изменения политики правительства. Инициатива Ноэля Брауна министра здравоохранения по введению программы «Мать и дитя» , обеспечивающей бесплатную медицинскую помощь матерям и детям, ни к чему не привела, когда ей противостояли католическая церковь и частные врачи.

Плохой экономический рост и отсутствие социальных услуг побудили Шона Лемасса, который сменил ветерана Иамона де Валера на посту лидера Фианны Файл и на посту Таойсаха в 1958 году, заявить, что, если экономические показатели не улучшатся, само будущее независимого ирландского государства окажется под угрозой. риск. «[Что-то] нужно сделать сейчас… Если мы потерпим неудачу, все остальное пойдет вместе с этим, и все надежды прошлого окажутся фальсифицированными». [53]

Президент США Джон Ф. Кеннеди обратился к жителям Нью-Росса.
Президент США Джон Ф. Кеннеди обращается к жителям Нью-Росса , 27 июня 1963 года.

Лемасс вместе с Т.К. Уитакером в качестве министра финансов разработали конкретные планы экономического роста, включая запланированные инвестиции в промышленную инфраструктуру, снижение многих защитных тарифов и предоставление налоговых льгот иностранным производственным компаниям для открытия в Ирландии. С тех пор привлечение прямых иностранных инвестиций остается центральной частью ирландского экономического планирования. Экономические планы эпохи Лемасса обеспечили экономический рост на 4% в год в период с 1959 по 1973 год. Результатом увеличения государственных доходов стало увеличение инвестиций в социальную инфраструктуру - например, бесплатное среднее образование было учреждено в 1968 году тогдашним министром. по образованию, Донаф О'Мэлли. Эмиграция упала, поскольку уровень жизни в Ирландии вырос на 50% и начал догонять средний уровень по Европе. [54]

Однако в 1970-х годах мировой энергетический кризис, когда страны ОПЕК прекратили поставки нефти, привел к росту инфляции и бюджетному дефициту Ирландии. С 1973 по 1977 год коалиционное правительство Fine Gael и Лейбористской партии пыталось держать расходы под контролем, осуществив серию сокращений государственных расходов.

Период экономического кризиса конца 1970-х годов спровоцировал новый экономический кризис в Ирландии, который продлился на протяжении 1980-х годов. Фианна Файл, вернувшаяся к власти после выборов 1977 года, попыталась оживить экономику за счет увеличения государственных расходов, которые к 1981 году составили 65% ВНП Ирландии. Государственный долг Ирландии в 1980 году составлял 7 миллиардов фунтов стерлингов или 81% ВНП. К 1986 году он составил более 23 миллиардов фунтов стерлингов – 142% ВНП Ирландии. [55]

Этот огромный государственный долг препятствовал экономическому развитию Ирландии на протяжении 1980-х годов. Правительства Чарльза Хоги (Фианна Файл) и Гаррета Фитцджеральда (Файн Гаэль/Лейбористская партия) взяли взаймы еще больше, а ставки подоходного налога выросли до 35–60% от доходов наемных работников. Сочетание высоких налогов и высокого уровня безработицы привело к возобновлению роста эмиграции: в течение этого десятилетия страну ежегодно покидало до 40 000 человек. Власть чередовалась между Фианна Файл и Фине Гаэль, при этом некоторые правительства не просуществовали даже года, а в одном случае - три выбора за период в 18 месяцев.

Начиная с 1989 года произошли существенные изменения в политике, связанные с экономической реформой, снижением налогов, реформой социального обеспечения, усилением конкуренции и запретом на заимствования для финансирования текущих расходов. Существовало также «Соглашение о социальном партнерстве» с профсоюзами, согласно которому профсоюзы соглашались не бастовать в обмен на постепенное, согласованное повышение заработной платы. Эта политика была начата правительством Фианны Файл / Прогрессивно-демократической партии 1989–1992 годов при поддержке оппозиционной Фине Гаэль и продолжена последующими правительствами Фианны Файл / Лейбористской партии (1992–1994) и правительствами Фина Гаэль / Лейбористской партии / Демократических левых сил. (1994–1997). Это было известно как Стратегия Таллахта , в которой оппозиция обещала не выступать против определенных необходимых экономических мер, принятых тогдашним правительством.

Ирландская экономика вернулась к росту к 1990-м годам, но безработица оставалась высокой до второй половины того же десятилетия.

Шпиль Дублина символизирует модернизацию и растущее процветание Ирландии.

«Кельтский тигр»; Экономический рост 1990-х годов

[ редактировать ]

На протяжении большей части своего существования государство демонстрировало неутешительные экономические показатели, но к 1990-м годам оно стало одной из самых быстрорастущих экономик в мире — явление, известное как « Кельтский тигр» . Одним из факторов этого была политика привлечения иностранных инвестиций путем предложения очень низких налогов на прибыль («корпоративные налоги», которые были установлены на уровне 12%) и инвестирования в образование – предлагая хорошо образованную рабочую силу с относительно низкой заработной платой и доступом. на теперь открытый европейский рынок. Вторым фактором стал контроль над государственными расходами посредством ряда соглашений с профсоюзами, называемых «социальным партнерством», в которых постепенное повышение заработной платы предусматривалось в обмен на отсутствие забастовок. Однако только во второй половине 1990-х годов показатели безработицы и эмиграции изменились на противоположные. [56]

Ирландия пережила некоторые из самых серьезных послевоенных кризисов в начале 21 века, такие как Великая рецессия 2008 года и пандемия COVID-19 (включая гибридный вариант Delta cron ) в период с марта 2020 года по март 2022 года. [57] который нанес еще больший ущерб экономике и получил признание как на национальном, так и на международном уровне. [ нужна ссылка ]

К началу XXI века, в 2000-х годах, Ирландия стала вторым по богатству (по ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности) членом Евросоюза, перешла от чистого получателя средств ЕС к чистому получателю средств ЕС. вкладчика и с позиции чистой эмиграции на позицию чистой иммиграции. В 2005 году ее ВВП на душу населения (с поправкой на паритет покупательной способности) стал вторым по величине в мире (после Швейцарии ), при этом 10 процентов населения родилось за границей. Население выросло до рекордно высокого уровня для штата - около 4,5 миллионов человек.

К 2001 году Ирландия имела значительный профицит бюджета, и в первое десятилетие нового тысячелетия также произошло значительное увеличение государственных расходов на инфраструктуру и социальные услуги. В отличие от этого, несколько государственных предприятий также были приватизированы – например, Eircom. В 2002 году государственный долг Ирландии составлял 32% ВНП и продолжал снижаться до 2007 года. [58]

«Кельтский тигр» начался в середине 1990-х годов и процветал до 2001 года, затем замедлился, но затем снова набрал обороты в 2003 году. Он снова замедлился в 2007 году, а в июне 2008 года Ирландский институт экономических и социальных исследований (ESRI) предсказал, что ненадолго войдет в рецессию, прежде чем возобновится рост. [59] [60]

Однако с 2001 года экономика Ирландии сильно зависела от рынка недвижимости, и когда он рухнул в 2008 году, экономика страны сильно пострадала.

Ирландские банки вложили значительные средства в кредиты застройщикам и столкнулись с крахом в результате краха рынков недвижимости, а также международного « кредитного кризиса » или прекращения кредитов из-за границы. Большая часть ирландской экономики и государственных финансов также зависела от рынка недвижимости и его краха примерно в то же время, когда банковский кризис повлиял на все части ирландской экономики. Это также означало, что доходы, собираемые государством, радикально упали.

Эта ситуация усугублялась предположениями о состоянии долгов банков в 2008 году. Ирландское правительство во главе с Брайаном Коуэном после ночной встречи со всеми высокопоставленными банковскими чиновниками страны 30 сентября 2008 года согласилось покрыть все долгов банков. Этот долг, который сейчас оценивается в более чем 50 миллиардов евро (более половины из которых будет выплачено Anglo Irish Bank ), лег тяжелым бременем на налогоплательщиков и серьезно подорвал способность Ирландии занимать деньги на рынках международных облигаций.

Вторая проблема заключается в том, что государственные расходы, которые резко выросли в 2000-е годы, теперь стали неустойчивыми. Общий дефицит бюджета Ирландии по состоянию на декабрь 2010 года составлял 93,4 миллиарда долларов, а государственный долг - 148,6 миллиарда долларов, или 94,2% ВВП. [61] Поскольку было неясно, сколько денег понадобится для оживления банков – чтобы погасить их долги и предоставить им достаточно денег, чтобы снова начать кредитовать – международные рынки не желали предоставлять Ирландии деньги по процентной ставке, которую она могла себе позволить.

Под давлением Европейского Союза, который опасался «набега» (продажи, вызывающей обвал стоимости) евро, Ирландия была вынуждена принять 16-летний кредит в размере 85 миллиардов евро под ставку чуть менее 6% от МВФ и самого ЕС. . [62] Мало того, что процентные ставки по кредиту были высокими, но сделка также включала унизительную потерю суверенитета, в которой ирландские бюджеты должны были сначала быть одобрены другими парламентами ЕС – особенно парламентом Германии.

Политическим результатом этого кризиса стало падение правительства Коуэна и сокрушительное поражение Фианны Файл на всеобщих выборах в Ирландии в 2011 году , на которых партия набрала всего 17% голосов и сохранила только 20 из 71 места в Палате представителей. . Эмиграция из Ирландии снова возросла, и многие по-прежнему обеспокоены экономическим будущим. [63] Лидер Fine Gael Энда Кенни стал новым премьер-министром после избрания преемника Брайана Коуэна. [64]

На всеобщих выборах в Ирландии в 2016 году «Фине Гаэль» осталась крупнейшей партией в парламенте, но потеряла места. [65] После отставки Энды Кенни в июне 2017 года новым премьер-министром и лидером партии Fine Gael стал Лео Варадкар . Происхождение Варадкара как гея, сына индийского иммигранта, сделало его выбор историческим. [66]

В начале 2020 года всеобщие выборы представляли собой беспрецедентную трехстороннюю гонку: каждая из трех крупнейших партий получила долю голосов от 20% до 25%. Фианна Файл финишировала с 38 местами (включая Ceann Comhairle). Шинн Фейн добилась значительных успехов; она получила наибольшее количество голосов первого предпочтения и получила 37 мест, что является лучшим результатом партии с момента ее современной версии в 1970 году. Fine Gael , правящая партия во главе с Taoiseach Лео Варадкаром, заняла третье место как по местам (35), так и по первому предпочтению. голоса. [67]

Международные новостные агентства охарактеризовали этот результат как исторический разрыв с двухпартийной системой , поскольку впервые почти за столетие ни Фианна Файл, ни Фине Гаэль не набрали большинства голосов. Более того, совокупная доля голосов двух традиционных основных партий упала до исторического минимума. [68] [69] Лидеры этих партий давно исключили возможность создания коалиционного правительства с Шинн Фейн. [70]

В июне 2020 года лидер «Фианна Файл» Мишель Мартин стал новым премьер-министром Ирландии (taoiseach). Он сформировал историческую трехпартийную коалицию, состоящую из Фианны Файл, Фине Гаэль и Партии зеленых. Впервые в истории Фианна Файл и Фине Гаэль оказались в одном правительстве. Предыдущий премьер-министр и лидер партии Fine Gael Лео Варадкар стал заместителем премьер-министра (tánaiste). Мартин должен был руководить страной в качестве премьер-министра до декабря 2022 года, а затем сменил пост с Варадкаром. [71]

В декабре 2022 года Варадкар вернулся в качестве Таойсича, а Мартин взял на себя роль заместителя Танаиста. В коалиционном соглашении они официально согласились разделить роль Taoiseach. [72] В апреле 2024 года Варадкара на посту премьер-министра Ирландии сменил новый лидер Fine Gael Саймон Харрис . [73]

Социальная либерализация

[ редактировать ]

В конце 20 века ирландское общество претерпело быстрые социальные изменения. После введения бесплатного образования в конце 1960-х годов гораздо больше людей получили доступ к квалификации второго и третьего уровня. Относительный экономический успех 1960-х и 1970-х годов также снизил эмиграцию, а это означает, что Ирландия стала более молодым и гораздо более городским обществом, чем раньше. Распространение телевидения и других средств массовой информации также подвергло ирландских граждан гораздо более широкому спектру влияний, чем раньше. Все эти факторы ослабили власть традиционных политических партий и католической церкви над обществом.

К 1980-м годам некоторые призывали к либерализации законов штата, в частности к пересмотру запретов на развод, контрацепцию и гомосексуальность. Однако им также противостояли хорошо организованные группы, обвинявшие реформаторов в нерелигиозности и «антисемейности». Это десятилетие стало свидетелем ожесточенных разногласий между социально-консервативными, преимущественно религиозными элементами и либералами из-за серии референдумов.

В 1983 году Кампания по внесению поправок в защиту жизни провела кампанию и выиграла референдум, прямо включив запрет на аборты в конституцию – Восьмую поправку к Конституции Ирландии .

Либералы одержали победу в 1985 году, когда было разрешено покупать презервативы и спермициды без рецепта. Тем не менее, только в 1993 году все ограничения на информацию и продажу противозачаточных средств были отменены. [74] В 1986 году коалиция Fine Gael/лейбористов предложила снять запрет на развод. Против этого выступили Фианна Файл и католическая церковь, и Десятая поправка к Конституции 1986 года была отклонена на референдуме.

С 1992 года государство стало менее социально консервативным. За либерализацию выступали такие фигуры, как Мэри Робинсон , радикальный сенатор-феминистка, ставшая президентом Ирландии , и Дэвид Норрис , который возглавил кампанию за реформу закона о гомосексуализме . Гомосексуальный секс был декриминализирован актом парламента в 1993 году.

Конституционный запрет на аборты был несколько смягчен в 1992 году. После референдума в том же году была одобрена Двенадцатая поправка к Конституции 1992 года , которая стала законной для выполнения аборта для спасения жизни матери, для предоставления информации об абортах. и поехать в другую страну для аборта.

В 1995 году после референдума Пятнадцатая поправка к Конституции Ирландии узаконила развод.

В 1980-х и начале 1990-х годов эти вопросы вызывали глубокие разногласия в Ирландской Республике и обнажали глубокие социальные расколы между религиозными и светскими людьми, городскими и сельскими, средними и рабочими классами. Такие вопросы, как развод, контрацепция и гомосексуальность, с тех пор стали признаны многими и перестали быть предметом серьезных политических дебатов. Однако легализация абортов оставалась спорной. Данные опросов общественного мнения по вопросу абортов были неоднозначными. [75] [76]

В 2015 году Ирландия стала первой страной в мире, легализовавшей однополые браки посредством всенародного референдума, когда Тридцать четвертую поправку к Конституции Ирландии приняли чуть более 60% избирателей. [77]

В 2018 году на референдуме была принята Тридцать шестая поправка к Конституции Ирландии , отменяющая запрет на аборты . Законодательство, разрешающее плановое прерывание беременности на сроке до 12 недель и с ограничениями после этого времени, было принято в форме Закона о здравоохранении (регулирование прерывания беременности) 2018 года . Услуги по прерыванию беременности начались 1 января 2019 года. [78]

Национальные скандалы

[ редактировать ]

Социальная либерализация получила широкое признание в 1990-е годы, отчасти из-за серии очень разрушительных скандалов того десятилетия. Серьезную реакцию вызвало сообщение о том, что один высокопоставленный католический епископ Имон Кейси стал отцом ребенка от разведенной женщины, равно как и раскрытие группы, занимающейся жестоким обращением с детьми , в результате которой преступники становились священнослужителями, чтобы использовать свое положение в Римско-католической церкви для получения доступа к жертвами, в частности печально известным педофилом отцом Бренданом Смитом . Некоторые другие епископы, в том числе Джон Маги и Брендан Комиски , впоследствии ушли в отставку в период с 2002 по 2010 год из-за неправильного решения дел о жестоком обращении с детьми в своих епархиях. [79] также выяснилось В 2000-х годах после расследования Комиссии Райана и детских домах широко распространено физическое и сексуальное насилие над детьми в светских и церковных промышленных школах , что с 1920-х по 1960-е годы . Это были учреждения, созданные для размещения детей, оставшихся без семей или с очень бедными родителями. Утверждалось, что в некоторых случаях этих детей забирали у родителей только для того, чтобы поместить в учреждения, худшие, чем их прежнее состояние. [80]

Хотя свою роль сыграли и другие факторы, скандалы в католической церкви способствовали резкому снижению посещаемости церкви среди ирландских католиков. Если в 1991 году 92% населения республики считали себя католиками, то к 2006 году эта цифра упала до 86%. Более резко: если в 1990 году 85% католиков посещали мессы еженедельно, то к 2008 году этот показатель упал до 43% среди католиков и 40% населения в целом. [81] (См. Также скандал с католическим сексуальным насилием в Ирландии )

В 1990-е годы ряд трибуналов начали расследование крупных обвинений в коррупции, выдвинутых против высокопоставленных политиков. Рэй Берк , занимавший пост министра иностранных дел в 1997 году, был приговорен к шести месяцам тюремного заключения после осуждения по обвинению в уклонении от уплаты налогов в январе 2005 года. [82] Трибунал по говядине в начале 1990-х годов установил, что крупные пищевые компании, особенно в Ираке, получили от правительства Фианны Файл преференции в обмен на пожертвования этой партии. [83] Бывшие таойси Чарльз Хоги и Берти Ахерн также предстали перед трибуналами, чтобы объяснить свое согласие на очень крупные личные денежные пожертвования им от частных бизнесменов. [84]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Явный уровень сочувствия и поддержки, существовавший для воинствующего республиканизма [в Ирландской Республике], демонстрирует, что долговечность «Неприятностей» во многом объяснялась этой широко распространенной терпимостью и помощью. Бывшие добровольцы ИРА подтверждают это в интервью и ранее неопубликованные отчеты о тренировочных лагерях в республике суды присяжных для подозреваемых ИРА были постепенно упразднены, поскольку и присяжные, и судьи регулярно оправдывали республиканцев в случаях вопиющей деятельности ИРА». [42]
  1. ^ Ли (1989) , с. 513.
  2. ^ Ли (1989) , стр. 359–364, 503.
  3. ^ О'Хаган, Джо, изд. (1995), Экономика Ирландии , стр. 36–37.
  4. ^ Пауэлл, Бенджамин (13 апреля 2003 г.). «Рынки создали горшок с золотом в Ирландии» (PDF) . Государственный университет Янгстауна / Факультет экономики . Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 23 ноября 2011 г.
  5. ^ «Ирландия – иммиграция способствует увеличению населения» . Workpermit.com. 7 января 2008 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 г. . Проверено 1 июня 2012 года .
  6. ^ Инглиш, Ричард (2003). Вооруженная борьба. История ИРА . Макмиллан. стр. 77–78, 118–119. ISBN  9781405001083 .
  7. ^ Английский (2003) , стр. 240–243.
  8. ^ Английский (2003) , стр. 297–298.
  9. ^ МакГи, Оуэн, «Кто были мертвыми фениями?», IRB и предыстория восстания 1916 года, в Доэрти, Кио (редакторы), 1996 «Длинная революция» . стр.108
  10. ^ Чарльз Тауншенд, Пасха 1916 г., Ирландское восстание, стр. 269.
  11. ^ Фергус Кэмпбелл, Земля и революция, националистическая политика и земля на западе Ирландии, 1891–1921, стр. 197.
  12. ^ Коллинз, Ирландия, 1868–1968, стр. 265.
  13. ^ НСРиО 1921, № 533.
  14. ^ Ферлонг, Джон (2006), «Ирландия – название государства», Управление юридической информацией , 6 (4), Cambridge University Press: 297–301, doi : 10.1017/S1472669606000934 , S2CID   146770963
  15. ^ Майкл Хопкинс, Ирландская война за независимость, стр. 192-197.
  16. ^ Мари Коулман, Лонгфорд и ирландская революция, стр. 154.
  17. ^ Харт, Питер, ИРА и ее враги , стр. 293–296.
  18. ^ «Изменение распределения протестантов в Ирландии, 1861–1991» . Уэслиджонстон.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2007 года . Проверено 26 января 2007 г.
  19. ^ Хопкинсон (2004) , стр. 27–29, 30–32.
  20. ^ Филипп Нотон Последнее обновление: 1 июня 2012 г. (22 мая 2012 г.). «Таймс», 6 декабря 1922 года, Ольстер в Свободном штате, голосование сегодня, Мемориал королю» . Архив.timesonline.co.uk. Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 1 июня 2012 года . {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  21. ^ «Запись дебатов в Дайле по Договору и голосования 7 января 1922 года» . Исторические дебаты.oireachtas.ie. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  22. ^ Хопкинсон (2004) , с. 91.
  23. ^ Хопкинсон (2004) , стр. 115–122.
  24. ^ Эллис, Питер Берресфорд (1985). История ирландского рабочего класса . Плутон Пресс. п. 258. ИСБН  9780745300092 . Архивировано из оригинала 14 августа 2021 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  25. ^ Хопкинсон (2004) , с. 112.
  26. ^ М. Е. Коллинз, Ирландия, 1868–1966 , стр. 229.
  27. ^ Найл К. Хартиган, Приземление Керри , стр. 29
  28. ^ Хопкинсон (2004) , стр. 272–273.
  29. ^ Юнан О'Халпин, Защищая Ирландию , стр. 44
  30. ^ Ли (1989) , с. 106.
  31. ^ Гарвин, Эволюция националистической политики, стр. 159.
  32. ^ Ли (1989) , стр. 108–110.
  33. ^ Фергал МакГарри, Эоин О'Даффи, стр. 217-218.
  34. ^ Данфи, Ричард (1995). Создание Фианны Файл Пауэр, 1923–1948 гг . Кларендон Пресс. п. 164. ИСБН  9780198204749 .
  35. ^ Рид, Остин (1980). История Ирландии 1851–1950 гг . Фоленс Пресс. стр. 223–226. ISBN  9780861211135 .
  36. ^ Ли (1989) , с. 214.
  37. ^ Уайли, Невилл (2002). Нейтральные и невоюющие страны Европы во время Второй мировой войны . Издательство Кембриджского университета. п. 301. ИСБН  9780521643580 . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 16 октября 2015 г.
  38. ^ Ли (1989) , с. 232.
  39. ^ Белл, Дж. Бойер (1997). Секретная армия: ИРА . Издатель транзакций. п. 371 . ISBN  9781412838887 .
  40. ^ Тонге, Джонатан (2006). Северная Ирландия . Политика. п. 73. ИСБН  9780745631400 . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  41. ^ Хордан, Джон (201). Ирландские СМИ: критическая история с 1922 года . Психология Пресс. п. 83. ИСБН  9780415216401 . Архивировано из оригинала 13 августа 2021 года . Проверено 16 октября 2015 г.
  42. ^ Gearóid Ó Faolean (23 апреля 2019 г.). «Широкая церковь: Временная ИРА в Ирландской Республике, 1969–1980» . Гудриддс .
  43. ^ Gearóid Ó Faolean (18 апреля 2019 г.). «Насколько широко распространены были симпатии к ИРА на Юге в 1970-е годы?» . Ирландские Таймс .
  44. ^ Gearóid Ó Faolean (23 апреля 2019 г.). Широкая церковь: Временная ИРА в Ирландской Республике, 1969–1980 гг . Меррион Пресс. п. 52. ИСБН  978-1-7853-7245-2 .
  45. ^ Республика Ирландия сыграла важную роль в поддержке ИРА, говорит историк , News Letter , 5 апреля 2019 г.
  46. ^ Gearóid Ó Faolean (23 апреля 2019 г.). Широкая церковь: Временная ИРА в Ирландской Республике, 1969–1980 гг . Меррион Пресс. п. 152. ИСБН  978-1-7853-7245-2 .
  47. ^ Торн, Кэтлин (2019). Эхо их шагов, том третий . Орегон: Организация поколений. п. 354. ИСБН  978-0-692-04283-0 .
  48. ^ «Закон о пересмотре статутного права 1962 года» . Ирландские Oireachtas. Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  49. ^ «Разделы 1 и 2 из базы данных статутного права Великобритании» . Opsi.gov.uk. 2 июня 1949 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  50. ^ «Ирландия присоединяется к ООН в 1955 году» . Oireachtas-debates.gov.ie:80. Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  51. ^ «Жизнь и долг - Краткая история государственных расходов, заимствований и долгов в независимой Ирландии | Ирландская история, История Ирландии в Интернете» . Ихишистория.com. Архивировано из оригинала 29 мая 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  52. ^ Ли (1989) , с. 315.
  53. ^ Ли (1989) , с. 373.
  54. ^ Ли (1989) , с. 359.
  55. ^ Томас Гиблин, Киран Кеннеди, Дейдра МакХью, Экономическое развитие Ирландии , стр. 89
  56. ^ «Государственный долг и ирландская экономика» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 декабря 2010 года . Проверено 23 ноября 2011 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  57. ^ «Ирландия: последние данные о коронавирусе, диаграммы и карты» . Рейтер . 15 июля 2022 г.
  58. ^ «Жизнь и долг - Краткая история государственных расходов, заимствований и долгов в независимой Ирландии | Ирландская история, История Ирландии в Интернете» . Ихишистория.com. Архивировано из оригинала 29 мая 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  59. ^ «ESRI предупреждает о рецессии, потере рабочих мест и возобновлении эмиграции» . Irishtimes.com. 6 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2012 г. Проверено 1 июня 2012 года .
  60. ^ «Рецессия в Ирландии 2008 года: это может быть похоже на праздник и голод, поскольку «Кельтский тигр» объявлен мертвым, но еще не все потеряно» . Finfacts.ie. Архивировано из оригинала 14 мая 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  61. ^ «Результаты NTMA и бизнес-обзор 2010» (PDF) (пресс-релиз). НТМА. 7 января 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2011 г. . Проверено 1 июня 2012 года .
  62. ^ «Опрос МВФ: МВФ утвердил кредит Ирландии на сумму 22,5 миллиарда евро» . Imf.org. 16 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  63. ^ «Ирландские выборы: Энда Кенни заявляет о победе оппозиции» . Новости Би-би-си . 26 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 г. Проверено 26 апреля 2021 г.
  64. ^ «Новый премьер-министр Ирландии Энда Кенни придет к власти» . Новости Би-би-си . 9 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 г. Проверено 26 апреля 2021 г.
  65. ^ «Ирландские выборы: Энда Кенни признает, что коалиция не вернется» . Новости Би-би-си . 28 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 г. . Проверено 26 апреля 2021 г.
  66. ^ Макдональд, Генри (2 июня 2017 г.). «Лео Варадкар, гей, сын индийского иммигранта, станет следующим премьер-министром Ирландии» . Хранитель . Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 26 апреля 2021 г.
  67. ^ «Всеобщие выборы в Ирландии: Шинн Фейн празднует исторический результат» . Новости Би-би-си . 11 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 года . Проверено 26 апреля 2021 г.
  68. ^ «'Сейсмический прорыв двухпартийной системы': СМИ Великобритании и США реагируют на выборы 2020» . Ирландские Таймс . 10 февраля 2020 г.
  69. ^ «Двухпартийная система Ирландии потрясена всплеском Шинн Фейн». Архивировано 17 февраля 2020 года в Wayback Machine . Ассошиэйтед Пресс . 7 февраля 2020 г.
  70. ^ Карсуэлл, Саймон (26 января 2020 г.). «Почему Фине Гаэль и Фианна Файл отказываются идти в коалицию с Шинн Фейн?» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 3 февраля 2020 года . Проверено 26 апреля 2021 г.
  71. ^ «Мишель Мартин становится новым премьер-министром Ирландии после исторического коалиционного соглашения» . Новости Би-би-си . 27 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2020 года . Проверено 26 апреля 2021 г.
  72. ^ «Лео Варадкар во второй раз избран премьер-министром Ирландии – DW – 17.12.2022» . dw.com .
  73. ^ «Саймон Харрис стал самым молодым премьер-министром Ирландии в истории» . Аль Джазира .
  74. ^ «ЗАКОН О ЗДОРОВЬЕ (ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ) (ПОПРАВКИ) 1993 ГОДА» . Ирландские Oireachtas. Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  75. ^ «Большинство поддерживает позицию правительства по вопросу абортов» . Исследование RedC . Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
  76. ^ «Поддержка конституционной защиты, запрещающая все аборты, но разрешающая вмешательство для спасения жизни матери» . prolifecampaign.ie . Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
  77. ^ Джонстон, Крис (23 мая 2015 г.). «Ирландия становится первой страной, которая легализует однополые браки всенародным голосованием – в прямом эфире» . Хранитель. Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 23 мая 2015 г.
  78. ^ Макдональд, Генри; Грэм-Харрисон, Эмма (26 мая 2018 г.). «Ирландия подавляющим большинством голосов проголосовала за легализацию абортов» . Хранитель . Архивировано из оригинала 20 июля 2018 года . Проверено 20 июля 2018 г.
  79. ^ «Жестокое обращение с детьми священнослужителей – ирландская хронология – The Irish Times – среда, 13 июля 2011 г.» . Ирландские Таймс . 13 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  80. ^ «Комиссия по расследованию жестокого обращения с детьми | Резюме» . Комиссия по жестокому обращению с детьми.т.е. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .
  81. ^ Майре Ник Гьолла Фадрайг. «Религия в Ирландии: больше не исключение?» (PDF) . Обновление исследований ARK . 64 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2012 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  82. ^ «Берк начинает отбывать наказание в Арбор-Хилл – RTÉ News» . RTÉ.ie. 24 января 2005 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2012 г. Проверено 1 июня 2012 года .
  83. ^ «Судебный иск по поводу поставок говядины решен – RTÉ News» . RTÉ.ie. 17 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 23 февраля 2004 г. Проверено 1 июня 2012 года .
  84. ^ Живой блог (20 декабря 2006 г.). «Трибунал Мориарти: Хоги украл 45 миллионов фунтов стерлингов – National News» . Ирландская независимая газета . Архивировано из оригинала 21 января 2012 года . Проверено 1 июня 2012 года .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брин, Ричард и др. Понимание современной Ирландии: государство, класс и развитие в Ирландской Республике (Springer, 2016).
  • Чабб, Бэзил. Правительство и политика Ирландии (3-е изд. Routledge, 2014 г.).
  • Дейли, Мэри Э. Ирландия шестидесятых: изменение экономики, государства и общества, 1957–1973 (Кембриджский университет, 2016).
  • Хоппен, К. Теодор. Ирландия с 1800 года: конфликт и конформизм (Routledge, 2013).
  • Пауэлл, Фред. Политическая экономия ирландского государства всеобщего благосостояния: церковь, государство и капитал (Policy Press, 2017).
  • Рис, Кэтрин, изд. Изменения в современной Ирландии: тексты и контексты (2013).
  • Риан, Шон О. Взлет и падение ирландского кельтского тигра: либерализм, бум и спад (Cambridge UP, 2014).

Историография

[ редактировать ]
  • Фаннинг, Брайан. В поисках современной Ирландии: битва за идеи, 1912–1986 (Irish Academic Press, 2008).
  • Гирвин, Брайан. «За пределами ревизионизма? Некоторые недавние вклады в изучение современной Ирландии». Английский исторический обзор 124.506 (2009): 94–107.
  • Гкотзаридис, Эви. Испытания ирландской истории: генезис и эволюция переоценки (Routledge, 2013).
  • Перри, Роберт. Ревизионистская стипендия и современная ирландская политика (Routledge, 2016).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83c07089c23283257a3cd31cc626ff31__1719784860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/31/83c07089c23283257a3cd31cc626ff31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Republic of Ireland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)