Jump to content

Мифологический цикл

Туата Де Дананн в фильме Джона Дункана «Всадники Сидхе» (1911)

Мифологический цикл — это традиционная группа в ирландской мифологии . Он состоит из сказок и стихов о богоподобном Туата Де Дананн , основанных на языческих божествах Ирландии. [1] и другие мифические расы, такие как фоморы и Фир Болг . [2] Это один из четырех основных сюжетных «циклов» ранних ирландских мифов и легенд , наряду с Ольстерским циклом , Циклом Фианны и Циклами королей . [3] Название «Мифологический цикл», похоже, получило распространение благодаря Арбуа де Жюбенвилю ок. 1881–1883 ​​гг . [а] Джеймс МакКиллоп говорит, что этот термин сейчас «несколько неудобен». [б] и Джон Т. Кох отмечает, что это «потенциально вводит в заблуждение, поскольку рассматриваемые повествования представляют собой лишь небольшую часть дошедшей до нас ирландской мифологии». Он предпочитает имя То Катасайя, «Цикл Богов» . [2] Важными произведениями цикла являются « Лебор Габала Эренн» («Книга вторжений»), « Кэт Майге Туиред» («Битва при Мойтуре»), « Помощная Хленн Лир» Дети Лира ») и Тохмарк Этаин («Сватовство Этаина»). ").

Персонажи цикла, по сути, являются богами из дохристианского языческого прошлого Ирландии. Однако соблюдающие осторожность комментаторы квалифицируют их как представляющих только «богоподобных» существ, а не богов. Это связано с тем, что христианские писцы, составлявшие эти сочинения, обычно (хотя и не всегда) старались не называть Туата Де Дананн и других существ явно божествами . Тем не менее маскировка тонко завуалирована, и эти сочинения содержат заметные пережитки ранней ирландской политеистической космологии . [4]

Примеры произведений из цикла включают многочисленные прозаические рассказы , стихотворные тексты , а также псевдоисторические хроники (в первую очередь « Лебор Габала Эренн» (LGE), обычно называемые «Книгой вторжений» ), встречающиеся в средневековых пергаментных рукописях или более поздних копиях. Некоторые из романов написаны позднее и встречаются только в бумажных рукописях, датируемых почти современным временем ( «Кэт Мейдж Туиред» и «Судьба детей Туирианна» ).

Почти современные истории, такие как « Анналы четырех мастеров» и Джеффри Китинга » «История Ирландии (= Seathrún Céitinn , Foras Feasa ar Éirinn ), также иногда считаются жизнеспособными источниками, поскольку они могут предложить дополнительную информацию благодаря своим аннотированным и интерполированным переработкам Рассказывает Лебор Габала Эренн .

В широком смысле к материалу мифологического цикла можно отнести и устно передаваемые народные сказки, в частности, сказки, описывающие Циана свидание с дочерью Балора во время попытки вернуть обильную корову Глас Гаибненн .

Божий народ последовательных вторжений « эвгемеризирован », то есть описывается как обитавший на земле и правивший Ирландией в качестве королевской власти до появления смертных людей ( милезийцев или их потомков). [с] Говорят, что после этого Туата Де Дананн удалились в сидхе ( курганы фей), скрывая свое присутствие, поднимая фет фиада (волшебный туман). [д] Исчезнув, но не умерев, божества часто «появляются в качестве гостей» в повествованиях, отнесенных к другим циклам. (например, появление Луга как божественного отца и Морриган как врага ольстерского героя Кухулина ; [и] встречи финских персонажей с обитателями Ши; Кормака мак Аирта , или визиты его дедушки в потусторонние миры.)

Сборники литературы хоть и не относятся к циклу в целом, тем не менее улавливают лакомые кусочки знаний о божествах.

Списки литературы

[ редактировать ]

В следующей таблице приведены названия всех мифологических текстов, которые сохранились и напечатаны. [ нужна ссылка ]

Мифологические тексты
ирландский титул Английское название Замечания и примечания Источники
Лебор Габала Эрен Книга взятия Ирландии
Введение
Редакция I
Редакция II
Редакция III
Мини-возраст
Рецензия О'Клерика
Кэт Мэйдж Тюред Конга Первая битва при Маг-Туреде
Кэт Мьюи Турид Энн Со Вторая битва при Маг-Туреде Версия А
Кэт Мьюи Турид Энн Со Вторая битва при Маг-Туреде Версия Б
Помощь детям Ирландии Судьба детей Туирианна
Помощь детям Лир Судьба детей Лира
Судьба Синанна
Ссел Туин мак Кайрил ду Финнан Мэйдж Байл и ее сестра Рассказ Туана мак Кайрилла Финнену из Мовилля здесь ниже
Разговор между Финтаном и Ахиллским ястребом
Путешествие Брана
Сказка об Этейн
Ухаживание за Этейн (версия А)
Ухаживание за Этейн (версия Б)
Ухаживание за Этейн (версия C)
Ухаживание за Этейн (версия D)
Питание дома двух ведер
Взятие Сида
Сон Оэнгуса
Сказка о Монгане
Рождение Монгана
История, из которой следует, что Монган был Финном Мак Кумейлом.
История Монгана
Причина безумия Монгана
Концепция Монгана и любовь Дуб-Лачи к Монгану
Почему Монгана лишили дворянского происхождения
Заселение поместья Тары
Ночной дозор Фингена

История мифологического цикла

[ редактировать ]

Основным источником мифологии является «Книга вторжений» , или Лебор Габала Эренн . Это сокращенный сборник прозы и поэзии о происхождении Ирландии и необычных божествах. Оригинал был более обширным, но погиб, как следует предположить, в результате набегов викингов или был захвачен во время войны.

Дополнительный текст приписывается летописцу по имени Китинг, опубликовавшему свою книгу в 17 веке. Он имел доступ к материалам, которые еще не были опубликованы. Нэнниус и Эохайд Уа Флейн, летописцы, жившие в 10 веке, записали мифологическую историю Ирландии посредством поэзии. Хотя их статьи кратки и полурасплывчаты, они содержат много ценной информации о духовных верованиях Ирландии того времени. Туата Де Дананн может быть связана с тем же происхождением, что и боги в греческой мифологии. Гесиод называет греческих богов «Золотой расой», и аналогичные атрибуты наблюдаются у кельтских богов. [5]

В ирландской мифологии Ирландия подверглась шести вторжениям. Первые пять были от потусторонних существ, а последний — от милетианцев. [6]

Известно, что Туата Де Дананн пришли с небес, но это могло быть результатом того, что писцы не знали, как объяснить их происхождение. Поэтому писцы заимствовали из прошлых религий, таких как греческий, римский и восточный миф, чтобы создать историю происхождения. Считалось, что галлы пришли из-под земли. Эта информация была передана от друидов Диспатера, бога подземного мира.

В то время считалось, что Земля — это женщина, поэтому это считалось метафорическим рождением, а не восхождением из ада. Считалось, что Земля, Луна и Солнце были созданы друидами, подобно тому, как брахманы хвастались той же космогонической историей. Как и в предыдущем мифе, галлы верили, что деревья и горы поддерживают небо. [7]

Эти истории остались в устной традиции, потому что ирландцы в то время не подвергались вторжению, как соседние страны. В то же время друидские школы хотели сохранить истории в устной форме. Это способствовало распространению историй среди культуры и общественности. Когда христианские писцы приехали в Ирландию, они записывали истории на латыни. В последующие столетия многие тексты были утеряны или уничтожены во время набегов викингов. Остальные тексты были перезаписаны в рукописях XI и XII веков. Хотя предыдущие рукописи на ирландском языке датировались 3-4 столетиями ранее. [8]

История Туата Де Дананн

[ редактировать ]

Туата Де Дананн — божественные существа, которые прибыли в Ирландию на кораблях и населили страну раньше коренных ирландцев. Они пришли в Ирландию, чтобы отобрать землю у Фир Болгов , которые в то время уже проживали на севере Ирландии. Туата сразу же стали восприниматься как боги за свои превосходные навыки: различные искусства друидства, магии, пророчеств и истории. Их лидера звали Нуада. Он повел их на войну против Фир Болгов у западного берега Ирландии, куда Туата прибыли на корабле. Многие Туата погибли в этой войне, но погибли тысячи Фир Болгов. Включая их лидера Эочая Мак Эрка. Они происходят из другого мира, но проживают в Ирландии, пока не были вытеснены войной с полудемонической расой, называемой фоморианцами . Их король известен в мифологии как Балор. Фоморы проживали на окраине Ирландии. Когда Туата Де Дананн потерпели поражение в битве против милетцев , они были вынуждены жить под землей среди Сидхов . Сидхи были палатами под поверхностью Ирландии. Несмотря на то, что они находятся вдали от мира смертных, они все равно появлялись на поверхности в особые дни, такие как Хэллоуин и Первомай. [8]

Стихотворные тексты

[ редактировать ]

Кроме самостоятельных стихов, ряд стихотворений включен в прозаические сказки и т. д. Ряд их сохранился и в псевдоисторических произведениях Лебора Габала Эренна , Китинга и т. д.

  • Арсайд син а эуин Аккла («Финтан и ястреб Айцилла»)
  • Coire Érmai / Coire Goriath («Котел поэзии»)

Собранные знания не полностью имеют мифологическое содержание, но частично. «Соответствие имен» (№ 149–159 и т. д.) содержит интересные объяснения, среди прочего, имен Диана Кехта . Ирландская ономастика , Dindshenchas , также включает истории о таких божествах, как Боанн (при Инбер Колпте), Дагда (при Фидх нГаибле), Брекан ( Coire Brecain ), часто в развернутых повествовательных стихах или прозаических сказках. Генеалогические трактаты и « Список королей» , различные толкования (например, к юридическому трактату « Сенчус Мор ») также могут быть использованы для информации.

Псевдоистория

[ редактировать ]

Прозаические сказки

[ редактировать ]

Следующие прозаические рассказы описаны более подробно в следующем разделе.

Прозаические сказки и текущие источники
ирландский титул Английское название Замечания и примечания Источники
Мечта Оэнгусо Мечта об Энгусе Ремсель Тайну Бо Куальнге
Фостер приезжает в Медар Воспитание дома двух [молочных] сосудов альт. «Сказка о Курчоге» [9] [10]
Кэт Мюидж Туиред Кунга [Первая] битва при Маг Туиреде Конгском
Кэт Мэйдж Туиред Вторая битва при Маг Туиреде
Четыре города в районе Туата-де-Дананд Четыре драгоценности Туата Де Дананн
Габаила в Сиде Взятие Волшебного кургана Ремсель Тайну Бо Куальнге [11]
Черная Эхтра [ я ] Приключения Неры] Ремсель Тайну Бо Куальнге
Кожаный инцидент Приключения Лейтина мод. версии [12]
Как Дагда получил свой волшебный посох (клуб) [13]
О, дети Лира Судьба детей Лира
Но Дети Туиренна Судьба детей Туиренна поздний роман
История Туайна Мек Карилла История Туана, сына Кайрелла
Точомлод Немид ко Херин (?) Вторжение на Немед фрагмент. [14]
Тохомлод мак Милед в Испании и Неринде Путешествие сыновей Миля из Испании в Ирландию [ф] [15]

Обзор прозаических сказок

[ редактировать ]

Эвхемеризованные божества прибыли в пяти сериях миграций (см. Лебор Габала Эренн ), но ни одна из историй об отдельных миграциях ( ирландский : tochomlada ; поет. tochomlod ) не сохранилась неповрежденной. [г] [час] Остатки рассказов о миграции представляют собой обобщенные отчеты, приведенные в « Лебор Габала Эренн» ( «Книга вторжений »). Помимо этого, есть рассказ о Туане мак Кайрилле , о Финтане мак Бохре беседа . упоминаются в « Лебор Габала Эренн» . Туан и Финтан — древние существа из Допотопного прошлого, которые перевоплощались в разных существ и также [16]

Из боевых сказок ( ирландский : catha ; поет. кат) полные повествования о Первой и Второй битве при Мойтуре ( Битвы при Маг Туиреде ) сохранились в относительно поздних (16 век) рукописях. [я] Другие важные боевые истории, такие как Кэт Тайлтен (Битва при Тайлтене) или Оргаин Туир Чонаинд («Резня в Башне Конана»), утеряны, хотя и абстрагированы в Лебор Габала Эренн . [18]

В позднем романе Ойдхеда Хлоинн Туирианн («Судьба детей Туирианна») рассказывается, как Луг штрафует сыновей Туирианна за убийство своего отца Циана , заставляя их собрать серию магических предметов и оружия, которые пригодятся в вторая битва Мага Туйреда против фоморов . Более ранняя версия этого записана в Lebor Gabála Érenn , с несколько другим списком штрафов ( eiric ), без каких-либо указаний на то, что убийство произошло накануне великой битвы. [19]

В « Oidheadh ​​Chloinne Lir» («Судьба детей Лира») одноименные дети превращены их ревнивой мачехой в лебедей и живут в форме лебедя в христианские времена, когда они обращаются, превращаются обратно в человеческий облик и умереть от глубокой старости.

Тохмарк Этаин («Ухаживание за Этаином») рассказывает сначала о зачатии Энгуса в результате прелюбодеяния Дагды и Боанна , а также о том, как Энгус выиграл резиденцию Бру на Бойн у мужа Боанн Элькмара . Далее рассказывается о различных жизнях Этаин , жены Мидира , которую превратила в муху и прогнала ревнивая первая жена Мидира Фуамнах . В форме насекомого она становится спутницей Энгуса, пока Фуамнах снова не прогоняет ее, и она не проглатывается смертной женщиной и не перерождается как ее дочь. Ее красота привлекает внимание Верховного короля , Эохайда Айрема который женится на ней; в конечном итоге ее несчастный муж Мидир использует магию и хитрость, чтобы вернуть ее.

Существует также любопытный рассказ о Гойделе Гласе , легендарном предке мигрирующих рас и одноименном создателе гэльского языка, и о том, как он был излечен жезлом Моисея от укуса змеи, упомянутый в «Леборе Габала Эренн» , хотя Макалистер пренебрежительно относится к нему. о нем как о вымысле, изобретенном глоссаторами. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ирландская форма ирландского языка : мифологические истории, представленные на «téarma.ie» . редко, если вообще когда-либо, использовался в каких-либо публикациях.
  2. ^ Mackillop 1998 , мифологический цикл «Несколько неуклюжая сегодня фраза «Мифологический цикл» была придумана для описания тех ранних историй, которые, в отсутствие кельтской космологии, больше всего касаются происхождения и заметных остатков дохристианской религии; ее первая использование предшествует распространению «кельтской мифологии».
  3. ^ «Туата Де Дананн также, будучи обладателями видимого тела, единоличными хозяевами земли, в более поздние времена принимают невидимость и делят с людьми господство над миром». [5] (стр. 7)
  4. ^ Mackillop 1998 , féth fiada , история назначения Манананом ши отдельным TDD находится в сказке Altrom Tighe Dá Medar . Но ср. Де Габайль в т-Сиде [ Взятие Кургана Фей (цитируется ниже). Лебор Габала Эренн объясняет волшебный туман дымом от кораблей, сожженных TDD по прибытии.
  5. ^ Луг появляется в Compert Con Cúlainn , Великой Королеве в собственно Táin Bó Cúailnge и, возможно, под другим прозвищем, в Táin Bó Regamna .
  6. ^ Текст, опубликованный в Dobbs 1937, был замечен О'Карри, но, очевидно, он почувствовал, что это не полноценный рассказ о миграции, а лишь отрывок (наравне с Lebor Gabála Érenn ), и охарактеризовал его как просто источник для Битва при Тайлтиу .
  7. ^ Арбуа де Жюбенвиль и Бест (1884, 1903) [5] напишите о «каталоге ирландской эпической литературы» в LL и других рукописях, которые представляют собой список важных сказок (primscéla). Под заголовком «Точомолода», или Эмиграция, есть подсписок, и «из тринадцати пьес, содержащихся в этом... семь мифологических: 1. Точомолд Партолон...» (стр. 4); «К сожалению, ни один из семи предметов… сейчас не сохранился» (с. 12), за исключением фрагмента «Немед» (см. список ниже). Автор датирует составление оригинального каталога 700 г. н.э., а более поздние дополнения к списку около 950 г. н.э.
  8. ^ См. O'Curry 1878 , стр. 243 и далее, где обсуждается каталог (древние списки названий рассказов), и его Приложение LXXXIX, стр. 584–593, где представлена ​​транскрипция настоящего каталога из Ленстерской книги; ср. Тохломод.
    См. однако Халл 1935 г. и Доббс 1937 г. .
  9. ^ Первый бой в уникальной рукописи (TCD H 2.17); вторая битва в Харле. 5280, и РИА 24 Р 9 несколько позже ( ок. 1650 ). См. сайт Scéla. [17]
  1. ^ Mackillop 1998 , «Туата Де Дананн» «...основная семья эвгемеризированных дохристианских божеств».
  2. ^ Jump up to: а б Кох, Джон (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 1326.
  3. ^ Маккиллоп 1998 , лок. цит.
  4. ^ Mackillop 1998 , цит.
  5. ^ Jump up to: а б с Арбуа де Жюбенвиль, Мари Анри де (1884). мифологический цикл и кельтская мифология ( Ирландский на французском языке). Париж, Франция: Эрнест Торин – через Google Книги. Арбуа де Жюбенвиль, Мари Анри де; Бест, Ричард Ирвин (1903) [1884]. Ирландский мифологический цикл и кельтская мифология (Google) (перевод FR на английском языке, изд. 1884 г.). Дублин, IE: О'Донохью.
  6. ^ Прайс, Билл (2008). Кельтские мифы . Карманные предметы первой необходимости.
  7. ^ Маккалоу, Дж. А. (1911). Религия древних кельтов . Т&Т Кларк.
  8. ^ Jump up to: а б Хини, Мари (1994). Более девяти волн . Фабер и Фабер. ISBN  9780571142316 – через Интернет-архив (archive.org).
  9. ^ О'Карри (1862 г.). « [название не указано] ». Атлантида . Том. III. стр. 384 и далее.
  10. ^ Доббс 1929 .
  11. ^ Халл 1933 .
  12. ^ Хайд 1915 .
  13. ^ Бергин 1927 .
  14. ^ Халл 1935 .
  15. ^ Доббс 1937 .
  16. ^ например, в Macalister 1956 , Лебор Габала Эренн , Часть 5, № 385
  17. ^ «Сцела» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 года.
  18. ^ О'Карри 1878 , лок. цит. (стр. 583 и далее, каталог LL); см. сноски О'Карри.
  19. ^ Макалистер 1941 , Часть IV, §VII, ¶319
  20. ^ Макалистер 1939 , том. 2, с. 134 (= примечания к абзацу 119), «... является глоссарием»

Критические исследования

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Доббс, Маргарет Э. (1929). «Альтром Тиги да Меадар» [Воспитание Дома Двух Кубков] (фрагмент) . Zeitschrift für celtische Philologie . 18 : 187–230 – через Google Книги. (ред. и тр.) (CLC, английский)
  • Доббс, Маргарет Э. (1932). «Бан-Шенчу» . Ревю Кельтик . 47 : 283–339 – через Google Книги. , RC 48 (1931), 163–234 (отрывок); (указатель), RC 49 (1932), 407–489 (фрагмент) (CLC, английский)
  • Доббс, Маргарет Э. (1937). «Tochomlad mac Miledh a hespain i nerind: нет Кэт Тэйлтен?» (фрагмент) . Кельтские исследования . 2 . Париж: Librairie E. Droz: 187–230 – через Google Книги. (ред. и тр.) (CLC, английский)
  • Фрейзер, Дж. (1915). «Первая битва при Мойтуре». Эриу . 8 : 1–63. (авт. = тр. и ред.)
  • Макалистер, Роберт Александр Стюарт (1938). Лебор Габала Эренн [ Книга взятия Ирландии ]. Том. 1. Дублин: Ирландское общество текстов – через Интернет-архив.
    • Макалистер, Роберт Александр Стюарт (1939). Лебор Габала Эренн [ Книга взятия Ирландии ] (фрагмент) . Том. 2. ISBN  1-870166-35-3 – через Google Книги.
    • Макалистер, Роберт Александр Стюарт (1940). Лебор Габала Эренн [ Книга взятия Ирландии ]. Том. 3 – через Интернет-архив.
    • Макалистер, Роберт Александр Стюарт (1941). Лебор Габала Эренн [ Книга взятия Ирландии ]. Том. 4 – через Интернет-архив.
    • Макалистер, Роберт Александр Стюарт (1956). Лебор Габала Эренн [ Книга взятия Ирландии ]. Том. 5 – через Интернет-архив.
  • Стоукс, Уитли (1897). «Cóir Anmann» [Соответствие имен]. Ирише Тексте . 3, часть 2. Лейпциг, Германия: Verlag vons S. Hirzel: 285–444 – через Google Книги. (авт. = тр. и ред.)
  • Халл, Вернам (1933). «Де Габайль в т-Сиде» [О захвате Волшебного кургана]. Zeitschrift für celtische Philologie . 19 : 53–58. (авт. = тр. и ред.) ср. Взятие кургана Сид @ сайт Пэдди Брауна. [ нужна ссылка ]
  • Халл, Вернам (1935). «Вторжение на Немед». Современная филология . 33 (2): 119–123. дои : 10.1086/388185 . S2CID   161087706 . доступно через «Тезаурус ирландского языка» (опубликованные тексты).
  • Хайд, Дуглас (июнь 1915 г.). « Приключения Лейтина». Кельтский обзор . 10 (38): 116–143. дои : 10.2307/30070332 . JSTOR   30070332 - через Интернет-архив. (авт. = тр. и ред.)
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26c98b264c12f55a42b471430697161c__1720916400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/1c/26c98b264c12f55a42b471430697161c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mythological Cycle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)